→ Кладбище где похоронен достоевский. Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры: описание, история и режим работы. Из могилы — в музейный шкаф

Кладбище где похоронен достоевский. Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры: описание, история и режим работы. Из могилы — в музейный шкаф



Адрес: Невский пр., 179/2 А
Телефон: (812) 274-2635
Часы работы (музея): 10:00-17:00
Выходной день: четверг
Станция метро: Площадь Александра Невского

К началу 19 века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и решено было выделить новый участок для захоронений. Кладбище, первоначально названное Ново-Лазаревским, было основано в 1823 году.

В 1869-1871 годах в северной части Ново-Лазаревского кладбища была возведена церковь-усыпальница, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Деньги на строительство храма в византийско-русском стиле были пожертвованы купцами Полежаевыми, для членов семьи которых в усыпальнице было выделено 20 мест с 13 могилами. Вскоре кладбище стало называться по имени новой церкви - Тихвинским.

К 1881 году Тихвинское кладбище приобрело современные размеры и очертания. Оно было почти в два раза больше Лазаревского, и с 1830-х годов захоронения велись преимущественно на его территории. К сожалению, многие могилы этого периода были утрачены. В 1826 году на Ново-Лазаревском кладбище был похоронен писатель и историк Н. М. Карамзин, автор монументального труда "История государства Российского". В 1857 году недалеко от его могилы был установлен надгробный памятник В. А. Жуковскому, созданный по проекту П. К. Клодта. В феврале 1833 года на кладбище состоялись похороны Н. И. Гнедича, знаменитого переводчика "Иллиады". На похоронах присутствовали выдающиеся литераторы того времени А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, П. А. Плетнев, Ф. П. Толстой, А. Н. Оленин. Все они, кроме Пушкина, после своей смерти были похоронены на кладбищах Александро-Невской лавры, в том числе и на Ново-Лазаревском.

1 февраля 1881 года на Тихвинском кладбище был похоронен Ф. М. Достоевский. По воспоминаниям его вдовы, Александро-Невская лавра предложила для погребения писателя, столько сделавшего для распространения и укрепления православия в сердцах людей, любое место на территории лавры. В конце концов, место было выбрано рядом с могилами Карамзина и Жуковского. Надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора X. К. Васильева и скульптора Н. А. Лаверецкого, был установлен на могиле великого русского писателя спустя два года, в 1883 году. В 1880-е годы в северной части Тихвинского кладбища были похоронены композиторы М. П. Мусоргский и А. П. Бородинский. Рядом с ними был установлен надгробный памятник П. И. Чайковскому, умершему в 1893 году.

К началу 20 века на Тихвинском кладбище было более тысячи трехсот надгробий. Всевозможные кресты, скульптуры, обелиски, небольшие часовни и семейные склепы, представлявшие развитие монументального искусства на протяжении 19 века, стояли в большой тесноте. Вскоре после революции 1917 года Тихвинское кладбище закрыли, но захоронения продолжались вплоть до начала 1930-х годов, когда было принято решение о создании музея-некрополя мастеров искусств. В 1935-1937 годах были проведены масштабные работы по благоустройству и реконструкции кладбища, приобретшего статус мемориального парка. В Некрополь мастеров искусств с других кладбищ города (Фарфоровского, Митрофаниевского, Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического, Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего, Никольского) были перенесены захоронения и памятники, представляющие большую историческую и художественную ценность. В то же время на самом Тихвинском кладбище было уничтожены многие могилы, которые, по мнению руководителей, не представляли никакой ценности. Во время Великой Отечественной войны некоторые скульптурные детали с ряда памятников Некрополя мастеров искусств были спрятаны в подземном тайнике Благовещенской усыпальницы. Большой вред музею-некрополю нанесли бомбежки, в результате которых было разрушено несколько памятников. В послевоенные годы в некрополе были проведены реставрационные работы, вернувшие музею его довоенный облик.

После Второй мировой Войны в Некрополе мастеров искусств были похоронены некоторые известные деятели культуры советского времени: художник М. И. Авилов, артисты В. А. Мичурина-Самойлова, Е. П. Корчагина-Александровская, Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов и другие. В 1972 году в Некрополь был помещен прах композитора А. К. Глазунова, привезенный из Франции. Последним на бывшем Тихвинском кладбище был похоронен выдающийся режиссер Г. А. Товстоногов. Его похороны состоялись летом 1989 года.

В Некрополе мастеров искусств можно увидеть работы выдающихся скульпторов и архитекторов, создавших великолепные монументальные памятники, - И. И. Горностаева, И. Я. Гинцбурга, Н. Е. Лансере, П. К. Клодта, А. И. Теребенева, Н. А. Лаверецкого, П. П. Каменского, М. К. Аникушина, И. А. Фомина, Л. К. Лазарева, Н. К. Рериха, А. В. Щусева и других. В Некрополе мастеров искусств похоронены: литераторы, писатели, поэты Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, И. Ф. Горбунов, А. А. Дельвиг, Ф. М. Достоевский, В. А. Жуковский, А. Е. Измайлов, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов; композиторы: В. В. Андреев, А. С. Аренский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Д. С. Бортнянский, А. К. Глазунов, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, К. А. Кавос, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Серов, П. И. Чайковский; балетмейстер М. И. Петипа; художники Ф. А. Бруни, М. Н. Воробьев, А. А. Иванов, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Шишкин; скульпторы И. Я. Гинцбург, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, Б. И. Орловский, С. С. Пименов; архитектор В. П. Стасов; артисты: В. Н. Асенкова, М. В. Дальскому, И. А. Дмитревский, П. А. Каратыгин, В. Ф. Комиссаржевская, Ю. Я. Корвин-Круковский, Е. П. Корчагина-Александровская, П. В. Самойлов, Г. А. Товстоногов, Н. И. Ходотов, Н. К. Черкасов, Ю. М. Юрьев.

Как добраться

Доехать до станции метро "Площадь Александра Невского" и перейти через площадь к Скорбященской церкви. Пройдите под аркой Святых ворот, и Вы окажетесь в небольшом проезде. По обе стороны этого проезда возвышаются каменные ограды с небольшими входными калитками расположенными симметрично. Вход в Некрополь мастеров искусств находится справа.

Историческая справка

1823 г. - основание Нового Лазаревского кладбища.
1826 г. - на Новом Лазаревском кладбище похоронен Н. М. Карамзин.
1869-1871 гг. - строительство церкви-усыпальницы во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери (арх. Н. П. Гребенка).
1870-е гг. - расширение кладбища.
1876 г. - Новое Лазаревское кладбище переименовано в Тихвинское.
1881 г. - на Тихвинском кладбище похоронен писатель Ф. М. Достоевский.
1937 г. - открытие Мемориального парка Некрополя мастеров искусств.
1985 г. - в Тихвинской церкви открыт выставочный зал Музея городской скульптуры.
1989 г. - последнее захоронение в Некрополе мастеров искусств (похоронен выдающийся советский режиссер Г. А. Товстоногов).

Легенды и мифы

На Тихвинском кладбище был похоронен замечательный скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Одна из его малоизвестных работ - изваяния двух огромных быков, в настоящее время украшающие вход на мясокомбинат у Средней Рогатки. Эти скульптуры Демут-Малиновский создал в 1827 году для оформления въезда в Скотопригонный двор. В Петербурге рассказывали, что однажды скульптору приснился сон, будто бы изваянные животные пришли к нему в гости. Он долго пытался разгадать странный сон, но так и не смог. В 1936 году, спустя почти сто лет после смерти скульптора, быков, стоявших до этого на углу Московского проспекта и Обводного канала, перевезли к зданию нового мясокомбината, который был построен на самой окраине города, за Средней Рогаткой. В 1941 году, скульптуры спешно перевезли в Александро-Невскую лавру, где их должны были спрятать от вражеских бомбардировок под землей. Но почему-то это сделано не было, и могучие животные всю войну простояли перед воротами Некрополя. Таким образом, получилось, что странный сон был пророческим - в конце концов, быки пришли в гости к своему создателю, который покоился в могиле Некрополя мастеров искусств. После войны быков вернули на их место перед мясокомбинатом.

Не утихают споры о месте упокоения матери писателя.

Мемориальный музей «Разночинный Петербург» проводит на Пионерской площади акцию «Достоевский сквозь время». Она приурочена к двум знаковым датам — в этом году исполнилось 135 лет со дня смерти писателя и будет 195 лет со дня его рождения. Посетителям показывают выставки «Дневник писателя» и «Фельетон за все лето». Последняя рассказывает о летних поездках писателя и их литературных отражениях.

Тем временем продолжение получила почти мифическая история, произошедшая после смерти Марии Федоровны — матери Федора Михайловича Достоевского. Знатоки его творчества утверждают, что она похожа на детектив и загадочна так же, как и многое происходящее с героями произведений писателя в Петербурге и других городах.

Из могилы — в музейный шкаф

Мария Федоровна прожила почти 37 лет. Умерла 27 февраля (по старому стилю — 11 марта) 1837 года и была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. После того, как место захоронений было ликвидировано, останки в 1934 году эксгумировали по инициативе исследователя рода Достоевских Михаила Волоцкого. Череп отправили антропологу и скульптору Михаилу Герасимову для скульптурной реконструкции. По непонятным причинам он потом «затерялся», а останки на протяжении почти восьми десятилетий хранились в шкафу Музея и НИИ антропологии Московского Государственного университета.

«О сохранении останков в музее, где они пролежали до 2012 года, хлопотал антрополог Михаил Волоцкой, — помог восстановить недавние события доктор филологических наук, профессор коломенского Государственного социально-гуманитарного университета Владимир Викторович. — Когда начали уничтожать Лазаревское кладбище, он организовал вскрытие могилы Марии Федоровны, вывез ее останки и надгробный памятник, на котором выбита надпись-эпитафия Карамзина: „Покойся, милый прах, до радостного утра“, выбранная сыновьями — Михаилом и Федором».

Сегодня не утихают споры о месте упокоения матери писателя. Викторович уточнил, что первым вопрос о захоронении останков поднял исследователь родословия Достоевских, кандидат медицинских наук Николай Богданов. К его мнению тогда присоединились многие, в том числе и потомки писателя, в частности правнук Дмитрий Достоевский.

С невероятными усилиями, так как речь шла о «единице хранения» (музейщики знают, насколько трудно, а подчас невозможно, изъять и передать кому-либо такую «единицу»), удалось убедить руководство Музея антропологии передать останки для захоронения. «Учитывая юридические тонкости, мы нашли оптимальный вариант: музей оформил передачу через православную церковь. Процедура была долгой, посредником выступил Коломенский университет. Было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В акте передачи так и указано: для последующего захоронения на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове. Это официальный документ, который никто не отменял», — напомнил Викторович.

Стараниями исследователей Российского общества Достоевского при помощи благотворителей и администрации Зарайского района Московской области прах Марии Федоровны был перевезен в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского Кремля. Предполагалось, что он будет храниться там до окончательного восстановления могилы ее мужа — Михаила Достоевского.

«Коллегиальным было решение общества Достоевского, что мы должны найти могилу отца Федора Михайловича, точное место его упокоения. Церковный погост в селе Моногарове близ усадьбы Даровое был уничтожен в 1930-е годы, — рассказал Владимир Викторович. — Рядом с храмом с помощью благотворителей установлен кенотаф с деревянным крестом. С помощью георадара удалось определить границы погоста, коломенские археологи сделали вертикальную планировку — сняли верхний слой земли и установили, где именно находятся могилы. Там не больше пятнадцати захоронений. Обнаружение останков Михаила Андреевича представлялось нам вполне реальной задачей. После раскопок потребуется антропологическая, а затем генетическая экспертиза. На все перечисленные работы необходимо не слишком много времени и относительно небольшие средства — примерно триста тысяч рублей, сбор которых и был в свое время объявлен на сайте „Заповедного Дарового“».

Однако в 2015 году возникла противоположная инициатива от руководителя московского отделения Общества православных врачей А. В. Недоступа — предать земле останки Марии Федоровны на прежнем месте, в Москве. Аргументы оппонентов Викторовича и Российского общества Достоевского таковы: Даровое и Моногарово — «медвежий угол», храм Достоевских — якобы сплошные руины, а кладбище при нем — пустырь, поросший бурьяном. Выдвигается и еще одно «веское» доказательство против Моногарова — живучий миф о жестокосердии и недостойном поведении помещика Достоевского, рядом с которым нельзя хоронить мать писателя (и одновременно — горячо любимую супругу, с которой и после смерти ее Михаил Андреевич разговаривал вслух).

Ответить тут можно только словами самого Федора Михайловича о родителях: «…Ведь это были люди передовые… А уж такими семьянинами, такими отцами… нам с тобою не быть, брат!..» Над реабилитацией доброго имени отца Достоевского и «возвращением» земли детства писателя и работают уже много лет неравнодушные люди.

«Знак судьбы» после смерти

Сегодня никто не спорит с тем, что неоднократно потревоженные останки Марии Федоровны по всем человеческим законам надо предать земле. Но где? На закрытом для посетителей земельном участке при храме Сошествия Святого Духа в Москве (там, где она была похоронена первоначально) — уничтоженном в тридцатые годы кладбище? Или же рядом с супругом, на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, что близ фамильной усадьбы Даровое в Подмосковье, — местах, насквозь пропитанных памятью о Достоевских?

Чтобы разобраться в этом вопросе мы со старшим научным сотрудником Натальей Шварц, много лет проработавшей в музее Ф.М. Достоевского, посетили места памяти писателя. Вместе мы отправились сначала в Москву — туда, где прежде находилось ликвидированное 82 года назад Лазаревское кладбище, затем в московский Музей-квартиру Ф. М. Достоевского, где в подвале хранится надгробный памятник, установленный когда-то на могиле Марии Федоровны, а затем уж в Зарайск и далее — в Даровое, к погосту у храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году) в селе Моногарове, на котором был похоронен супруг Марии Федоровны, отец писателя Михаил Андреевич.

У московского Свято-Духовского храма с XVIII века и до 30-х годов века ХХ-го существовало кладбище, большая часть которого в советское время была преобразована в зону отдыха (ныне — парк «Фестивальный»). Туда мы отправились прежде всего. У женщины, продающей церковную утварь, спросили, как нам пройти на закрытый земельный участок при храме и может ли кто-то нам показать, хотя бы приблизительно, место, где находилась могила Марии Федоровны.

Вскоре к нам вышла сестра Анна и проводила в небольшой двор за храмом. Она пояснила, что при храме существует сестричество во имя святого Игнатия Ставропольского, сестры которого заботятся о его территории. «Конечно, пройдите, посмотрите… Но мы знаем только примерное место могилы. Здесь уже много лет ничего нет», — объяснила Анна и припомнила, как одна из сестер рассказывала, что зимой здесь был человек, который тоже пытался определить местоположение могилы. «Спрашивал, мерил шагами сугробы да так и уехал, не назвавшись», — пожала она плечами.

В непосредственной близости к храму, за алтарной его частью, восстановлены условно только две могилы.

Старания хранителей, бесчинства вандалов

Без малого полтора десятилетия усадьба Достоевских Даровое и прилегающие к ней мемориальные окрестности в Подмосковье находятся под добровольной опекой исследователей из Коломны — профессора Владимира Викторовича и его соратников, в основном преподавателей и студентов Государственного социально-гуманитарного университета. Общими усилиями они приводят в порядок территорию усадьбы (в самое последнее время с трудом, но налаживается плодотворный контакт с музеем «Зарайский Кремль»), занимаются изучением ее истории, инициируют археологические работы в Даровом и Моногарове; лечат старовозрастные деревья в заповедной Липовой роще, которой 300 лет; проводят ландшафтные исследования, конференции, выпускают научные сборники. 13 лет при усадьбе работает летний волонтерский лагерь.

В 2011 году было создано Некоммерческое партнерство «Заповедное Даровое», в которое вошли исследователи-достоеведы, ГСГУ, Музей Ф. М. Достоевского в Петербурге, потомки писателя. Для реализации научных и культурно-просветительских проектов привлекаются благотворители, партнерские организации. В 2013 году «Заповедное Даровое» стало победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого под патронатом Патриарха Кирилла. Проект «„Животворящая святыня“. Место памяти родителей Достоевского» позволил активизировать приходскую жизнь Моногаровского храма.

Но от вандалов вольных и невольных спасения пока что нет. Несколько лет назад их жертвой стала старинная липа на «кургане», где семейство Достоевских устраивало чаепития. В июне этого года во время сенокоса в усадебном саду пала яблоня — подарок Даровому от музея Диккенса, любимого писателя Достоевского. Старания многих людей и организаций, благодаря которым стал возможен этот «дар Даровому», были одним махом «скошены» равнодушным распоряжением нынешних новых хозяев Дарового, которое носит весьма странный «титул» сектора музея «Зарайский Кремль».

Оставшихся в живых ценностей, с точки зрения историков, может быть мало. И очень много — со справедливой позиции тех, кто старается это немногое сохранить. Приусадебные просторы, Липовая роща — пристанище детских игр; Лоск, «воскресивший» Достоевского на каторге; Федина роща, а в ней овраг - место мечтаний будущего писателя; Маменькин пруд, замшелые могильные плиты Нечаевского погоста; многострадальный храм в Моногарове, которому все никак не подняться (деньги на реставрацию были отпущены, но подозрительно быстро кончились — увы, нередкая ныне история)… А на местном кладбище — могилы одной из племянниц Достоевского, последней хозяйки Дарового — Марии Александровны Ивановой и ее верной экономки.

Продолжается распродажа окрестных земель. В непосредственной близости от усадебного флигеля уже выстроен вызывающе неуместный дом, разрушающий историческое пространство, связанное с Достоевскими.

Заглянули мы и в соседнюю деревушку Черемошню (название ее писатель упоминает в романе «Братья Карамазовы») — крохотную, с разбитой дорогой. Обитатели пожаловались: в распутицу местным бабушкам до больших дорог не добраться, и кому-то из начальства даже взбрело в голову снять дорожный указатель: как будто деревни нет. Выяснилось: люди в курсе, что их деревня не простая — с историей, причастной к жизни и творчеству великого Достоевского.

Люди придут на моногаровский погост

Пострадала от времени, но устояла Свято-Духовская церковь в Моногарове. Сложные восстановительные работы приостановлены, но это не отменяет значимости храма для скромного числа прихожан. Служит здесь отец Григорий Решетов лишь по большим праздникам. На столиках перед алтарем, где в советское время был магазин, иконы в самодельных окладах. Территория при храме ухожена — стараниями волонтеров и неравнодушных местных жителей, а на старинном погосте — памятники помещикам: Хотяинцевым, Костюрину, Мельгунову… Все соседи Достоевских.

Мария Федоровна и не думала о скорбном изменении «знака судьбы» после смерти. В самых странных снах не могла предвидеть она будущих неоднократных похорон. Куда же — теперь у нее не спросишь. Но учитывая, что от Лазаревского кладбища в Москве ничего не осталось, а церковный моногаровский погост восстанавливается волонтерами в его полном объеме, может, все-таки в Моногарово?

В Подмосковье к Достоевскому едут многие (и посещение храма — обязательная часть экскурсий в Даровое), да и здесь на погосте похоронен супруг Марии Федоровны; окрестные нивы и леса дышат воспоминаниями о ней и родных для нее людях, а сам Федор Михайлович признавался: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь».

Евгения Дылева

11 июня в этом году будет Троицкая Вселенская родительская суббота, день поминовения усопших христиан. В этот день принято посещать кладбища, могилы родственников, молитвы в церкви начинаются уже накануне в пятницу вечером.

Предлагаю прогулку по некрополю Александро-Невской лавры, где похоронены многие известные русские люди.

Схема Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры (при нажатии картинка увеличивается)

Лазаревское кладбище было основано в 1717 году и стало местом захоронения петербургской знати 18-19 вв. Прогулка оставляет ощущение присутствия в высшем обществе. Надгробия здесь представляют произведения искусства, образцы изящества.

Подчас на памятниках длинные надписи с указанием регалий покойного, которые стираются под влиянием времени

Могилы военных украшают воинские атрибуты

Могила девушки – с изящным портретом

Юноша не успел совершить великих дел, но отмечены его таланты

Муж и ребёнок скорбят об умершей жене и матери. Надгробие Евдокии Ильиничны Шпигельберг (урожд. Ларионовой) (1813-1837)

В центре Лазаревского кладбища могила русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-65). Памятник был изготовлен в центре мраморного зодчества Карраре (Италия) и доставлен в Петербург на средства канцлера Российской империи графа М.И. Воронцова. Проект - Я. Штелин; мастер - Ф. Медико (Каррара).

Могила Сергея Юльевича Витте (1849-1915), председателя Совета Министров Росси, первого главы правительства в период представительной монархии.

Рядом похоронен Августин Августинович Бетанкур (1758-1824), испанский инженер и руководитель российского главного управления путей сообщения.

Архимандрит Иакинф (Бичурин) (1777 – 1853) - начальник духовной миссии в Пекине, член-корреспондент Российской академии наук, знакомый Пушкина.

Скульптор Федот Иванович Шубин (1740-1805)

Вдова поэта Наталия Николаевна Пушкина (1812-63) похоронена на Лазаревском кладбище вместе со вторым супругом Петром Петровичем Ланским.

П.П. Ланской (1799-1877), кавалергард эпохи Александра I, командир лейб-гвардии Конного полка эпохи Николая, исполнял обязанности генерал-губернатора Петербурга во времена Александра II.

Слева – надгробие Алексея Аркадьевича Столыпина (1816-58), друга Лермонтова, известного по прозвищу «Монго», справа – надгробие Екатерины Яковлевны Державиной, урожденной Бастидон (1762-93), жены поэта. На её кончину Г.Р. Державин написал стихи:
Душа моя! гостья ты мира:
Не ты ли перната сия? -
Воспой же бессмертие, лира!
Восстану, восстану и я, -
Восстану, - и в бездне эфира
Увижу ль тебя я, Пленира?

Могила кавалергардского полку Штабс-ротмистра Алексея Яковлевича Охотникова (1780-1807), предполагаемого возлюбленного императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Его жизнь и смерть окутаны тайной. А его невестой была фрейлина Наталия Ивановна Загряжская, впоследствии вышедшая замуж за Гончарова и ставшая матерью Наталии Гончаровой-Пушкиной-Ланской

Белый памятник в центре. Здесь похоронена Княжна Варвара Ильинична Туркестанова (1775-1819), фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, возлюбленная императора Александра I. Она славилась умом, но судьба её была трагична. В 44 года она родила незаконного ребёнка, предполагаемым отцом был 25-летний князь Голицын, и вскоре после родов умерла.

Прогулка по Лазаревскому кладбищу завершается

В 1823 году в связи с переполненностью Лазаревского кладбища напротив него было обустроено Тихвинское кладбище (в 1869 году построен Тихвинский храм-усыпальница). В 1834 году было принято решение о реконструкции кладбища, создании музея-некрополя. В это время в Петербурге сносились старые исторические кладбища, и прах некоторых известных людей был перенесен на Тихвинское. А с Тихвинского кладбища некоторые ценные памятники были перенесены на Лазаревское, прах некоторых исторических личностей перенесен на Волковское, а территория «очищена от обывательских могил» (цитата с сайта по Некрополю Лавры). В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать, но появился некрополь мастеров искусств, которые несколько напоминает черный гранит официозной части Новодевичьего кладбища в Москве.
Схема некрополя мастеров искусств (при нажатии картинка увеличивается)

Утерянное и найденное надгробие с Тихвинского кладбища – врача Екатерины Олимповны Шумовой-Симановской (1852-1905) и установленный в 2010 году памятный знак пианистки Марии Шимановской (1789-8131), похороненной на снесенном в 1930-40-е Митрофановском кладбище.

Искусствовед В.В. Стасов

Здесь похоронены князь Иван Рамазович Тарханов (1846-1908) - ученый-физиолог и его жена, племянница скульптора Антакольского Тарханова-Антокольская Елена Павловна (1862-1930), которая и спроектировала Надгробие, образец мемориальной архитектуры северного модерна.

Надгробие медика и искусствоведа Сергея Сергеевича Боткина (1859-1910)

Художник Архип Иванович Куинджи (1841-1910)

Художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Композитор Пётр Ильич Чайковский (1840-93)

Композитор Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910)

Серов, Александр Николаевич (1820-1871) - композитор и отец хуожника Валентина Серова.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-69)

Захоронение семьи Достоевских: Фёдор Михайлович (1821-1881), его жена Анна Григорьевна (1846-1918) и их внук Андрей Фёдорович (1908-1968). Цитата с сайта некрополя: «Похороны Ф.М. Достоевского на Тихвинском кладбище произошли по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, поддержанной Духовным собором лавры. Место было предоставлено бесплатно рядом с могилами Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.»

Поэт и друг Пушкина князь Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) похоронен вместе с женой Верой Фёдоровной, урожденной Гагариной (1789-1886)

Рядом похоронены родственник Вяземских историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) и его жена Екатерина Андреевна (урожд. Колыванова) (1780-1831) и дочери (надгробия утрачены) - от 1 брака Софья Николаевна Карамзина (1802-1856) и от 2 брака Елизавета Николаевна Карамзина (1821-1891)

Могила поэта, друга Пушкина и воспитателя Александра II Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), который похоронен вместе с женой - Елизаветой Алексеевной (урожд. Рейтерн, 1821-1856).

Карамзины, Вяземский Жуковские – при жизни составляли кружок интеллигенции, и были захоронены в Александро-Невской лавре близ друг друга. А вот памятник поэту Антону Антоновичу Дельвигу (1798-1831) на Волковом кладбище не сохранился при перезахоронении и установлен в 1934 году с использованием близкого по форме старинного надгробия.

А вокруг Лавры в мае ещё лежал снег

Достоевский Федор Михайлович 30.10.1821-28.01.1881

Выдающийся писатель, мыслитель. Литературную деятельность начал в 1846 г. Через три года был арестован за участие в революционном кружке М.В. Петрашевского и приговорен к смертной казни, замененной пятилетней каторгой в Омске с последующей службой рядовым. Вернулся в Петербург в 1859 г. Среди его произведений, получивших всемирную известность: «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Похоронен вместе с женой - Анной Григорьевной (урожд. Сниткиной, 1846-1918) и внуком , основателем музея Достоевского в Санкт-Петербурге Андреем Федоровичем (1908-1968).

Россия. Санкт-Петербург. Некрополь мастеров искусств. Восточная дорожка. Скульптурно-архитектурный памятник. Скульптор Н.А. Лаверецкий; архитектор X.К. Васильев; мастер А.А. Баринов, 1883 г. Гранит, бронза, 256х118х98; бюст 70х48х27.

На боковой (северной) стороне бюста факсимиле: Н-Лаверецкiй/1883г.

В нижней части памятника с северной стороны: Проектировалъ Х.К. Васильевъ. Исполнялъ Бариновъ.

Памятник на газоне с высоким цоколем, окруженный оградой из кованых прутьев. Массивная сложнопрофилированная стела серого гранита, суживающаяся кверху, на прямоугольном плинте. Увенчана рельефным изображением восьмиконечного креста, оплетенного терновым венком, по сторонам которого вырублены в камне лавровые гирлянды. С тыльной стороны изображены насечкой скрещенные пальмовые ветви. Перед стелой на постаменте - бронзовый бюст Достоевского, на подставке в виде двух книг. Под крестом в филенке надпись выпуклыми литерами, в славянском начертании:

Ф.М.ДОСТОЕВСКIЙ.

На постаменте бюста вырублена надпись:

АМНЬ АМНЬ ГЛЮ ВАМЪ:/АЩЕ ЗЕРНО ПШЕНИЧНО ПАДЪ НА ЗЕМЛИ НЕ/ ОУМРЕТЪ, ТО ЕДИНО ПРЕБЫВАЕТЪ; АЩЕ ЖЕ / ОУМРЕТЪ, МНОГЪ ПЛОДЪ СОТВОРИТЬ./Iоанна гл. 12 ст. 24.

На боковой южной стороне стелы: РОДИЛСЯ 30 СЕНЯБРЯ 1821.

На постаменте с северной стороны:

АННА ГРИГОРЬЕВНА/ДОСТОЕВСКАЯ/ 1846 жена писателя 1918 АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ /ДОСТОЕВСКИЙ /1908 внук писателя 1968.

Похороны Ф.М. Достоевского на Тихвинском кладбище произошли по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, поддержанной Духовным собором лавры. Место было предоставлено бесплатно рядом с могилами Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.

Отпевание в церкви Святого Духа состоялось 31 января 1881 г. Сразу же после смерти писателя начался сбор средств на сооружение памятника. В октябре 1882 г. в газете «Новое время» были опубликованы условия конкурса на лучший проект. «В проекте должен быть сохранен скромный характер христианского памятника, увенчивающегося непременно древнерусским осьмиконечным крестом. Ничего слишком тяжелого или вычурного не должно быть, так как ко всему подобному покойный постоянно относился неодобрительно. В состав памятника должен входить бюст Ф.М. Достоевского, а на откосах подножия должны быть высечены те изречения из Св. Писания, которые служили эпиграфом для различных произведений покойного. Вокруг памятника должно быть оставлено место для цветника».

28 февраля 1883 г. в музее Общества поощрения художеств была открыта выставка, на которой экспонировалось 28 проектов надгробия. По мнению обозревателей газет «Петербургский листок» и «Новое время» ни один проект не останавливал на себе внимание. «Бедность фантазии и полное отсутствие мысли сказывается всюду». Тем не менее, конкурс состоялся. Конкурсная комиссия (скульпторы Н.А. Лаверецкий, Г.С. Ботта,

П.П. Забелло, архитекторы Е.А. Сабанеев, Н.Д. Григорьев, литераторы Я.П. Полонский, А.Н. Майков, О.Ф. Миллер, Д.В. Григорович, Н.Н. Страхов) присудила первую премию проекту Н.П. Гославского, вторую - художнику архитектору X.К. Васильеву. Было предложено оба проекта переработать в один. Исполнение бюста комиссия поручила Н.А. Лаверецкому. Монументальные работы вела петербургская гранитная мастерская А.А. Баринова, в которой за три года до этого был изготовлен постамент для московского памятника А.С. Пушкину. На постаменте надгробия Достоевского, действительно, был вырублен евангельский текст, который послужил эпиграфом к роману «Братья Карамазовы».

Открытие надробия состоялось 30 октября 1883 г. Как писала газета «Новое время»: «взорам всех представился гранитный мавзолей, внизу которого, под высеченным крестом и надписью на граните: «Достоевский» стоит бронзовый бюст покойного. Таким образом, если смотреть спереди, то памятник является как бы фоном, рамой, оттеняющей этот бюст. Можно находить памятник тяжелым, как это высказывали некоторые, но, во всяком случае, видно, что при сооружении его руководились строго православными идеями. Оттого бюст Достоевского не поставлен наверху, куда он как бы просится, а самый верх, если и не увенчан крестом, то таковой высечен в граните и доминирует в памятнике».

По инициативе внука писателя, А.Ф. Достоевского, в июне 1968 г. рядом с памятником была предана земле урна с прахом А.Г. Достоевской, скончавшейся и похороненной в Ялте в 1918 г. В сентябре того же года здесь захоронили урну с прахом самого Андрея Федоровича.

День рождения 11 ноября (по новому стилю).
День памяти 9 февраля (по новому стилю).

Мария Федоровна была душой дома Достоевских, - говорила собравшимся в этот день в музее его заведующая Галина Пономарева. - Свою любовь к Москве, свое понимание русской души Федор Михайлович обрел под крылом матери.

Мария Достоевская родила и воспитала семерых детей, а скончалась 11 марта 1837 года в 37 лет, от чахотки (считанные недели отделяли ее смерть от гибели на дуэли Александра Пушкина - напомнил на пресс-конференции директор ГЛМ Дмитрий Бак). На ее могиле на Лазаревском кладбище был установлен черный гранитный памятник с эпитафией, которую составляли ее сыновья, братья Михаил и Федор Достоевские (будущему писателю в это время было 16). Федор Михайлович, оказываясь в Москве, всегда навещал могилу матери, а после его смерти за могилой следила его вдова. После ее смерти и революции памятник был опрокинут и завален мусором. В конце 1920-х его восстановили на прежнем месте, но через несколько лет само Лазаревское кладбище было упразднено, а памятник - передан в московский Музей Достоевского, который в 1940-м вошел в состав Литературного музея. До последнего времени он в подвале музея и хранился.

До последнего времени памятник хранился в подвале московского Дома-музея писателя Достоевского

Но памятнику место - не в музее, а на кладбище, и вопрос о возвращении монумента на историческое место много раз поднимался культурной общественностью, но только сейчас, в год 180-летия со дня смерти М. Ф. Достоевской, благодаря совместным усилиям это стало возможным.

Реставрация продвигалась стараниями специалистов, подошедших к делу не просто профессионально - но с душой, - вспоминал на пресс-конференции ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Фокин. - Они сами, без нашей помощи и подсказки отыскали на Донском кладбище крест, подобный установленному на надгробии и снесенному при ликвидации кладбища, и восстановили его со всей тщательностью.

Потом двое рабочих со всей бережностью подняли 300-килограммовый памятник в машину, для него на Лазаревском кладбище был уже готов фундамент, и за несколько часов работа по установке памятника была завершена.

Другу милому, незабвенному, супруге нежной, матери попечительнейшей. Покойся, милый прах, до радостного утра, - президент Международного общества Достоевского Владимир Захаров, процитировав восстановленную реставраторами эпитафию на памятнике Марии Федоровны, рассказывал собравшимся о том, как шла работа по согласованию установки памятника, и с какой точностью определялось точное расположение могилы матери Достоевского.

Теперь можно сказать, что сделано важное дело, восстановлено еще одно памятное историческое место на карте Москвы, связанное с именем Федора Михайловича Достоевского, напоминающее нам о человеке, с именем которого связано детство великого писателя. 11 марта, в великопостный день поминовения усопших, на этом месте будет отслужена панихида.

 

 

Это интересно: