→ Бестужев марлинский биография. Александр александрович бестужев-марлинский биография. Дружба с Пушкиным

Бестужев марлинский биография. Александр александрович бестужев-марлинский биография. Дружба с Пушкиным

Написать нам

Александр Бестужев-Марлинский.
Поэт и писатель и герой.

Этот писатель и поэт при жизни Пушкина был, наверное, не менее известен, чем «солнце русской поэзии».Если применить современное определение он принадлежал к субкультуре байронистов.Знаменитый поэт-романтик, он ненавидел деспотизм самодержавной власти, был членом тайного декабристского общества, за что был осуждён, разжалован в солдаты, но благодаря отчаянной храбрости выслужился в офицеры и погиб в 39 лет, в том же году, что и его друг Пушкин.

Это краткое содержание, похожее на аннотацию фильма. А жизнь человека интереснее любых «Трансформеров», тем более человека такой судьбы, как Бестужев-Марлинский. О времени, потраченном на знакомство с ним, не придётся жалеть!

Во-первых, героя нашей статьи зовут Александр Александрович Бестужев. Марлинский – это псевдоним, под которым он публиковал свои произведения. Происходит он из старинного дворянского рода Бестужевых, известного с 15 века, когда один из представителей фамилии был послом Ивана III к хану Ахмату. Многие Бестужевы принадлежали к высшей аристократии, были приближены к царям.

Поздней осенью 1797 года у просветителя и писателя майора Александра Федосеевича Бестужева и мещанки Прасковьи Михайловны родился пятый сын, Александр. Он рос в необычной семье, с раннего детства мог с интересом рассматривать коллекции минералов и макеты крепостей. В доме Бестужевых бывали выдающиеся люди того времени.Мальчик рос развитым и легко увлекающимся ребёнком.Сам отец Бестужева-Марлинского имел героическое прошлое, издавал книги о военном воспитании, какое-то время выпускал журнал.

В девять лет Александр поступил в Горный кадетский корпус, затем решил стать гардемарином, потом – артиллеристом. Наконец, один из друзей семьи, генерал, посоветовал ему стать драгуном. И в 1818 году, в двадцать один год, он был уже обер-офицером лейб-драгунского полка.


Он входит в литературу. Как мы знаем, в русской культуре это время романтизма. Бестужев-Марлинский дружил с молодыми поэтами:Пушкиным, Рылеевым, Грибоедовым. Он боролся с пережитками прошлого литературного течения – классицизма, отстаивая свободу вдохновения, независимость писателя и поэта от власти традиций. Персонажи произведений Бестужева-Марлинского – сильные, полные страстей бунтари.

Похожи и взгляды самого Бестужева-Марлинского. Вспомним: наш герой – один из самых знаменитых российских байронистов. Лорд Байрон, английский поэт, был первой суперзвездой современного типа, и образованные молодые люди по всей Европе подражали ему. Если говорить в общем, байронисты чувствовали разочарование в мечтах, не находящих в реальности воплощения. И чтотакое разочарование в реальности пробудило в Бестужеве-Марлинском? Желание изменить реальность!

В апреле 1825 года он был принят в Северное общество декабристов. Он считал, что политика – это «великое, неизменное мерило твоего и моего, этот священный пламенник правды во мраке невежества и в темнице самовластия». *

Он участвовал в декабрьском восстании, вывел на Сенатскую площадь Московский полк. После поражения восстания он счёл невозможным для себя скрываться и сам сдался власти, явился в Зимний дворец и говорил с Николаем I. Это помогло Бестужеву-Марлинскому, который был наказан не так строго, как могло случиться, потому что обвинения против него были выдвинуты тяжёлые: «умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии, возбуждал к тому других, соглашался также и на лишение свободы императорской фамилии … лично действовал в мятеже и возбуждал к оному нижних чинов».

Смертный приговор был заменён на 20 лет каторги, а каторга была заменена на ссылку в Сибирь. По дважды смягчённому приговору Бестужев-Марлинский был разжалован в солдаты и отправлен в Якутск, а в 1829 году переведён на Кавказ, солдатом, но с правом выслуги.

Тогда шла война с Турцией (1828-29), и одновременно с нею – затяжная Кавказская война (1817-1864). Как раз в 1829 году в Дагестане продолжалось восстание мюридов под предводительством первого имама Кази-Муллы, шли столкновения на побережье Чёрного моря. У Бестужева-Марлинского был шанс получить повышение за храбрость, которое предстояло завоёвывать штыком. Почти сразу после прибытия на Кавказ в город Тифлис, (современный Тбилиси) писатель в составе полка (мы помним, что он был разжалован в солдаты) был переброшен в Турцию и штурмовал крепость Байбурт. После этого он жил в Дербенте и оборонял осаждённый город против отрядов Кази-Муллы.

Писатель был поражён и очарован Кавказом, о котором написал: «Не ищите земного рая на Евфрате, он здесь…» Живя в Дербенте, он создал много произведений о Кавказе, ввёл в моду эту тему, сам ходил в бурке и папахе. Появляются его лучшие повести «Аммалат-бек», «Лейтенант Белозор». Бестужева-Марлинского называли «Пушкиным прозы», его книги передавали из рук в руки и заучивали. Александр Дюма поддался очарованию произведений Бестужева-Марлинского, переводил их и публиковал, а потом даже приехал на Кавказ.


Писатель участвовал в военном походе генерала Панкратьева в Дагестан, помогал полковнику Гене в разведке на юге Дагестана и хотел вместе с ним идти дальше, переодевшись местным жителем, но не получил разрешения.

Писатель участвовал в постоянных стычках, проявлял мужество и много раз был представлен к наградам, но Николай I отклонял их раз за разом. При всём этом он находил время, чтобы описать Кавказскую войну такой, какова она есть, занимался этнографией местных народов. Он восхищался Кавказом и кавказцами тоже и имел много кунаков (друзей) сред местных жителей. Писатель отзывался о своих противниках так: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его - достойные враги… Как искусно умеют они сражаться, как геройски решаются умирать!» Как же писатель совмещал восхищение этой природой, этими народами с необходимостью войны? С одной стороны, он отмечал, что грабежи и убийства становятся ему пугающе привычны; с другой стороны, он видел в войне бессмысленное убийство лучших людейс обеих сторон, и отмечал: «Я дерусь совершенно без цели, без долга даже».

С августа по ноябрь 1834 года писатель участвовал в походе генерала Вельяминова в Закубанье. Отряд скрывался на территории противника, шёл ночью, бесшумно отдыхал в труднопроходимых ущельях, без разговоров и огня. Казаки угнали десять тысяч баранов, жгли поля и сёла, уничтожали и корм для скота, встречая отчаянное сопротивление. Экспедиция дошла до Чёрного моря, берег которого ещё не был взят под контроль русскими крепостями и линиями обороны, и вернулась к недостроенной Абинской крепости. Писатель был отчаянно храбр, о чём свидетельствовал в своих письмах К. Полевому:

«Я живу теперь… без преувеличения, дымом пороха и пожаров. Почти каждый день, а часто ночь, сажусь я на коня и джигитую без устали на пистолетный выстрел перед неприятелями. Идут ли стрелки занимать лес, аул, реку, я кидаюсь впереди».

Сопротивление солдаты встречали на каждом шагу, опасность могла поджидать где угодно, не было ни дорог, ни спокойствия. После походов у писателя случился нервный срыв, стало болеть сердце, и он лечился в Пятигорске, а потом отправился в новый тяжёлый поход на два месяца. Он начинает верить в собственную неуязвимость, перестаёт бояться пуль.

В 1835 году Бестужев-Марлинский вновь стал офицером (унтер-офицеорм), получил георгиевский крест и был переведён служить в крепость Геленджик, тогда – плохо обустроенное место. Из-за ужасных условий солдаты и офицеры часто болели и умирали. Болезни в армии в то время были настоящим кошмаром: например, в русско-турецкой войне 1828-29 годов убито было 10 000 солдат, а умерло – 100 000! Бестужев тоже тяжело переболел.


В 1836 году наш поэт и писатель был повышен до прапорщика «за отличие в сражениях». Но ему не разрешили в отставку, на что он надеялся, а перевели в Гагры, где условия жизни были ещё хуже, чем в Геленджике – но потом Бестужеву повезло, и он стал командиром полка гренадёров-грузин в Кутаиси. Скоро на Кавказ должен был приехать Николай I, и нужно было обеспечить безопасность черноморского побережья. Мыс Адлер (современный район города Сочи) был важной точкой, позволявшей контролировать окрестности. Но его первыми заняли горцы.

В этом столкновении писатель вызвался идти в передовой десантной цепи. Командир операции, друг Пушкина Вальховский, отговаривал его, но безуспешно. Бестужев-Марлинский пошёл передавать приказ отступать, но сигнал горниста слышали лишь на одной стороне десантной цепи. В то время Бестужев-Марлинский задумывался о смерти. Он написал завещание, заканчивавшееся словами: “Прошу благословения у матери, целую родных, всем добрым людям привет русского <человека>».

Гренадёры сражались в рукопашной схватке. Две черкесские пули попали Бестужеву в грудь, и он приказал бросить его, понимая, что уже не спасётся. Выбежавшие из леса черкесы зарубили писателя и забрали с собой. Тело его найдено не было.

*- из письма Бестужева-Марлинского князю Вяземскому

Дарья Шустова

Бестужев Александр Александрович (псевдоним Марлинский), писатель и критик, родился 23.X(3.XI.1797 г. в г. Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье.

Отец его, А. Ф. Бестужев, человек гуманных взглядов, широкого круга научных, философских и художественных интересов, стремился привить своим детям жажду знаний и чувства высокой гражданственности. Братья Бестужевы - Николай, Александр, Михаил и Петр - разносторонне образованные люди, участники декабристского движения.

Десяти лет Александр Александрович был отдан в Горный корпус, который, однако, не закончил.

В 1816 зачислен юнкером в драгунский полк и через год произведен в офицеры.

С 1818 Бестужев выступает в печати.

В 1820 его избирают членом Вольного общества любителей российской словесности. Здесь он сближается со многими передовыми людьми своего времени.

В 1823-25 Александр Александрович совместно с Рылеевым издает альманах «Полярная звезда», сыгравший огромную роль в пропаганде декабристских взглядов.

В 1824 Бестужев принят в Северное общество.

В 1825 выбран членом его Верховной думы. Как и многие члены Северного общества, Александр Александрович -сначала сторонник конституционной монархии, потом, занимает более радикальные позиции, высказываясь за республику. Бестужев - один из самых энергичных организаторов восстания 14 декабря 1825. Именно он вел агитацию в Московском полку, который, несмотря на опасения декабристов, первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания он добровольно отдает себя в руки властей. В записке Бестужева «Об историческом ходе свободомыслия в России», поданной во время следствия на имя Николая I, содержится обоснование социально-экономических причин и задач дворянской революции. Бестужев был осужден по «первому разряду» виновности и приговорен к 20 годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь, а через несколько лет переводом в действующую Кавказскую армию.

С августа 1829 Александр Александрович служит на Кавказе. Будучи рядовым, он выказывал исключительную храбрость и воинское умение, но по личному повелению царя не представлялся к повышению.

Лишь в 1836 ему присвоен первый офицерский чин, который он, по собственным словам, «выстрадал и выбил штыком». Служба на Кавказе для Бестужева - цепь бесконечных придирок, преследований, унижений. На неоднократные его просьбы об отставке царь ответил приказом о переводе в Гагры.

Бестужев Александр Александрович погиб в бою за мыс Адлер.

Литературную деятельность Бестужев начал как поэт и критик. Его ранние стихи посвящены гражданским и эпикурейским мотивам («Подражание первой сатире Буало», «К Криницыну»). Известность писатель приобрел защитой романтизма в острополемических статьях о пьесах Катенина и Шаховского.

В 1821 под псевдонимом Марлинский (в местечке Марли, возле Петергофа, Бестужев жил, служа в Гвардии, откуда и его псевдоним выходят его исторические очерки «Поездка в Ревель». Еще во многом художественно несовершенные, они, однако, намечают главные темы декабристской прозы. На историческом материале Прибалтики Бестужевым написаны повести «Замок Нейгаузен» (1824),

«Ревельский турнир» (1825),

Развенчивая средневековое рыцарство, Александр Александрович ставит, по сути дела, актуальные политические вопросы борьбы с русским феодально-деспотическим строем. Повести Бестужева на темы русской истории - «Роман и Ольга» (1823),

«Изменник» (1825),

«Гедеон» (1838-39),

«Листок из дневника гвардейского офицера» (1823), служили гражданско-патриотическому воспитанию современного поколения, подготовке его к борьбе за свободу. Особенным вниманием Бестужева пользуется история древнего Новгорода и Пскова. В их облике он видит прообраз вольного государства, свободно управляемого выборными представителями народа.

В 1824 - 25 Бестужев (совместно с Рылеевым) пишет агитационно-сатирические песни. В лучших из них -

«Вдоль Фонтанки-реки»,

«Ах, тошно мне»,

«Уж как шел кузнец» - в полную силу звучит голос пробудившегося к революционной борьбе передового человека той поры. Предназначенные непосредственно для целей политической борьбы, они являлись своего рода поэтическими прокламациями, призывающими к революционным действиям. О верности Александра Александровича лучшим идеалам декабризма и после 1825 ясно говорит неоконченная повесть в стихах «Андрей, князь Переяславский», над которой он работал в 1826-27 во время одиночного заключения в финляндской крепости «Форт Слава».

С 1827-29 находясь на поселении в Якутске Александр Александрович не оставляет надежды на продолжение литературной деятельности. Там он пишет цикл этнографических очерков:

(«Из рассказов о Сибири»,

«Сибирские нравы»,

«Письмо к доктору Эрману»)

и лирические стихи, в которых громко звучат мотивы декабристской поэзии каторги и ссылки:

(«Шебутуй», 1831;

«Тост», 1829;

«Сон», 1838;

«Часы», 1830, и другие).

Условия творчества в конце 20-х и в 30-е гг. были для ссыльного декабриста Бестужева невероятно тяжелыми. Но именно в это время он создает лучшие повести, принесшие ему славу. Расширяя тематику своей прозы, Александр Александрович Бестужев пишет повести и рассказы из светской жизни: «Испытание» (1830),

«Вечер на Кавказских водах в 1824 году» (1830),

«Страшное гадание» (1831),

«Фрегат «Надежда» (1833).

Эгоистическому свету с его мертвящей пустотой, ложью и лицемерием в отношениях между людьми писатель противопоставляет человека возвышенно-гражданских и гуманистических убеждений, «энтузиаста всего высокого и благородного». В силу обстоятельств Бестужев не мог с достаточной отчетливостью и широтой раскрыть стремления своего положительного героя, касаться острых социальных тем. Однако он оказывал на читателей 30-х гг. благотворное воздействие, вселяя бодрость и оптимизм, помогая душевно противостоять наступлению реакции.

Важное место в творчестве Бестужева 30-х гг. занимают повести и рассказы о военной жизни:

«Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» (1825)

«Лейтенант Белозор» (1831),

«Будочник-оратор» (1832),

«Письма из Дагестана» (1834).

Долгие годы солдатской жизни писателя, несомненно, вели к развитию демократических тенденций в его творчестве, которые заметны в повести «Мореход Никитин» (1834), где рассказано об архангельских мореходах - рыбаках, захвативших военное судно англичан в 1810.

Кавказская тематика объединяет повести -

«Аммалат-бек» (1832),

«Красное покрывало» (1832),

«Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев» (1834),

«Мулла - Нур» (1836) и ряд других Бестужев выступает в них как знаток истории нравов и обычаев, культуры Кавказа. Он изучает азербайджанский язык, сближается в Дербенте и Тифлисе с передовыми деятелями кавказских народов - А. К. Бакихановым и М. Ф. Ахундовым, поэму которого «На смерть Пушкина» переводит на русский язык. В оценке национальной борьбы народов Кавказа и политики России на Востоке Бестужев, несомненно, стоял в это время на прогрессивных позициях. Не разделяя шовинистической политики русского самодержавия, Бестужев понимал в то же время, что Россия несет Кавказу освобождение от турецко-персидской тирании и просвещение. Носителем этих взглядов писателя выступал полковник Верховский в повести «Аммалат-бек». Повесть заканчивается трагически. Верховский убит рукой Аммалата, которого он, любя как брата, хочет приобщить к культуре и просвещению. Драматическая напряженность повести романтически передает сложную противоречивость русско-кавказских отношений той эпохи.

Большой интерес представляет группа автобиографических произведений Бестужева А. А. 30-х гг.

Лучшее среди них - «Прощание с Каспием» (1834), своеобразная лирико-философская поэма в прозе. В ней - воспоминания о прошлом, горькое сознание непоправимой трагедии и клятва верности прежним высоким чувствам и идеалам, осветившим жизнь писателя.

Бестужев - один из самых ярких романтиков в русской литературе 20-30-х гг. Современников Бестужева увлекала страстность его героев, охваченных, как правило, кипением возвышенных чувств, гражданско-патриотическим пафосом. Патетике страстей в повестях Бестужева соответствуют острые, стремительно развертывающиеся, занимательные сюжеты, насыщенные остро драматичными и загадочными происшествиями, катастрофичными событиями, полные динамики внутренне контрастных положений. В основу поздних своих повестей писатель подчас брал жизненные случаи. Так, подзаголовок «Быль» имеют его кавказские повести «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур», документальны события, описанные в повести об архангельском мореходе Савелии Никитине. Но и в них Бестужев А.А. остается романтиком. Его поэтическую фантазию привлекает обработка исключительных жизненных происшествий и трагических положений, в которых действуют характеры, редкие по необычной силе чувств и стремлений. Романтически приподнятый стиль повестей Александра Александровича находит выражение и в живописно расцвеченном слоге писателя. Нарядно - метафорический, экспрессивный слог Бестужева опирался на богатства русского национального языка, освоение которых в литературе Бестужев считал одной из больших и принципиально важных задач своего времени: «Я хочу и нахожу русский язык на все готовым и все выражающим. Если это моя вина, то и моя заслуга».

Значительны критические выступления Бестужева А. А. Лучшие статьи Бестужева 20-х гг. были напечатаны в «Полярной звезде»:

«Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года» (1824),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и в начале 1825 года» (1825).

В журнале «Московский телеграф» в 1833 опубликована итоговая в литературно-критической деятельности Бестужева статья «О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем». Блестящей аргументацией и воинственностью отличаются выступления Александра Александровича Бестужева против косности классицизма, ниспровергая который он борется за романтическое искусство, связанное с передовым общественным движением. Многие из его определений романтического искусства были активно усвоены и развиты в деятельности Белинского. Будучи глубоким теоретиком, Бестужев в то же время являлся и острым полемистом. Ценность его критики и в живой, страстно-темпераментной, образно-яркой манере изложения. Историческая ограниченность Бестужева А.А. выразилась в неприятии реализма, несмотря на близость к нему многих принципов передового романтизма самого писателя. Острота и ожесточенность борьбы за реализм в конце 30-40-х гг. вызвали, однако, в справедливых выступлениях Белинского и необоснованные резкие оценки прозы Бестужева, которые во многом пересматриваются в наше время. Творчество Бестужева А.А - самобытная страница в истории русской литературы, органичная часть в ее прогрессивно-романтическом развитии, подготавливавшем реализм.

Бестужев Александр Александрович умер 7(19).VI.1837 г. в Адлере.

(псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома.

В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Великодушное сердце - лучший вдохновитель разума.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К Ку», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819).

Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

Гораздо легче строить вновь, чем перестраивать старое.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева.

В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста.

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...».

Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы.

Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

писатель, критик, публицист

Язык произведений: Дебют: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев 23 октября [3 ноября ] , Санкт-Петербург - 7 июня , форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) - русский писатель -байронист , критик, публицист эпохи романтизма , происходивший из рода Бестужевых . Печатался под псевдонимом Марли́нский . Декабрист .

Биография

В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 году . Работал и жил он в городе Дербенте, в Дагестане. С 1830 года, сначала без имени, а потом - под псевдонимом Марлинский в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 году в пяти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей ( с именем А. Марлинского ); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 году явилось третье издание, в 12 частях; в -м - четвёртое. Главнейшие повести Марлинского перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина .

Оценка современниками

Своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, - ими не только все зачитывались - их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

Романтический стиль прозы Марлинского

В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приёмы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь - стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь - игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам - усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием - словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель».

Герои Марлинского выражают свою душевную бурю блестящим, риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них «всё, о чём так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чём так стараются притворяться любовники, - кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем… Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжёт все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котёл даже холодное море»… «Природа, - говорит один из этих героев Марлинского, - наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»… «Я готов, - говорит другой, - источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»…

Оценка Белинского и упадок славы Бестужева

Память

  • Улица Бестужева в Сочи .
  • Переулок Бестужева-Марлинского в Гагре .
  • А. Бестужеву-Марлинскому посвящены повести Л. Раковского «Жизнь наперекор. Повесть о Марлинском» и В. Кардина «Минута пробужденья», очерк Н. Щукина «Александр Бестужев-Марлинский в Якутске».
  • Якутске
  • Улица Бестужева-Марлинского в Дербенте
  • "Герой своего времени" Валентин Пикуль Саввич.

Литература

  • Тоддес Е. А. Бестужев Александр Александрович // Русские писатели, 1800-1917: биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 253-257.
  • Шапи Казиев . Бестужев. Пьеса. Сборник пьес «В раю, проездом». Махачкала, 2008
  • Шапи Казиев . Имам Шамиль. (ЖЗЛ) - М.: Молодая гвардия, 2010. - ISBN 5-235-02677-2

Примечания

Ссылки

  • Александр Бестужев стихотворения в Собрании Сочинений русских и советских классиков

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 3 ноября
  • Родившиеся в 1797 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 19 июня
  • Умершие в 1837 году
  • Умершие в Адлере
  • Писатели России XIX века
  • Русские писатели XIX века
  • Литературные критики по алфавиту
  • Литературные критики России
  • Декабристы
  • Писатели романтизма
  • Бестужевы
  • Погибшие в бою
  • Авторы исторических романов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Mарлинский; 23 октября (3 ноября) 1797, Санкт-Петербург - 7 (19) июня 1837, Адлер) - русский писатель, критик, публицист; декабрист.
Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761-1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 «Санктпетербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества». Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.
За участие в заговоре декабристов 1825 был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено.
Литературная деятельность.
На литературное поприще выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревель», а в 1823-1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах Полярная звезда.
Этот альманах - по своему времени весьма замечательное литературное явление - был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Бестужевым оживлённую переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В «Полярной звезде» Бестужев выступил не только как романист («Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир», «Изменник»), но и как литературный критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживлённую полемику.
Литературная критика.
Это было время, когда в русской литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества - вопрос о так называемом «классицизме» и «романтизме». Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием «романтизма» и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приёмах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Бестужев.
Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приёмов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы - таковы были основные положения критики Бестужева. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Бестужева производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживлённый обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была ещё, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Бестужева «неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества», прибавив к этому, что Б. «был первый, сказавший в нашей литературе много нового», так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений «Полярной звезды». Литературная деятельность периода ссылки. Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием «Андрей, князь Переяславский», первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Санкт-Петербурге (1828). В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830. С этого года, сначала без имени, а потом - под псевдонимом Марлинского в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 в 5-ти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 явилось третье издание, в 12-ти частях; в 1847 - четвёртое. Главнейшие повести М. перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина. Оценка современниками. Этими своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, - ими не только все зачитывались - их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже). Романтический стиль прозы Марлинского. В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приёмы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь - стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь - игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам - усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием - словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель». Герои Марлинского выражают свою душевную бурю блестящим, риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них «всё, о чём так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чём так стараются притворяться любовники, - кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем… Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжёт все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котёл даже холодное море»… «Природа, - говорит один из этих героев Марлинского, - наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»… «Я готов, - говорит другой, - источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»… Оценка Белинского и упадок славы Бестужева. Белинский определил Марлинского как талант внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и ещё более быстрого падения в литературе. В конце XIX века, в эпоху реализма и публицистического подхода к литературе, преобладало критическое отношене к прозе Марлинского. Словарь Брокгауза и Ефрона так оценивает его творчество: Совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и её требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных «высших натур» - князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, - людей, «чело» которых отмечено особой печатью сильной страсти. <...> И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев в действительности нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они - бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста-романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блёстками вычурного слога. <...> В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом - Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с её отвлечённых высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своём желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас - он уже не мог по-прежнему восхищаться «гениальностью» Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт. Влияние на литературу. Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среда этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами. Стиль и характер Марлинского имели в своё время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина («Выстрел»), и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и ещё более - в драмах последнего.

 

 

Это интересно: