→ Теория социальных представлений основные идеи. Теория «социальных представлений» С.Московичи. Структура социальных представлений

Теория социальных представлений основные идеи. Теория «социальных представлений» С.Московичи. Структура социальных представлений

Динамика взаимодействия элиты и массы является источником формирования психологии социума. Содержание психологии составляют социальные представления. «Социальная жизнь целиком состоит из представлений» (Дюркгейм, 1995, с. 7). В марксизме проблема социальных представлений рассматривалась в виде общественного сознания. В принципе общественное сознание и социальные представления суть научные синонимы.

Впервые с научной точки зрения проблему общественного сознания рассмотрел Э. Дюркгейм. Общественное сознание представляет собой нечто совершенно иное, чем частные сознания, хотя и имеется только у индивидов. Различия между общественным и индивидуальным сознанием Э. Дюркгейм видел в специфике состояний сознания. Специфичность возникает в результате того, что индивидуальное и общественное сознания образованы из разных элементов. Основным элементом общественного сознания он считал коллективные представления. Они выражают способ, которым группа осмысливает себя в своих отношениях с миром. Коллективные представления включены в сознание каждого из нас, господствуют над нами изнутри. Этим они отличаются от верований и обычаев, которые действуют на нас извне. Исходными причинами возникновения коллективных представлений, настроений, взглядов, ценностей является не состояние индивидуального сознания, а условия социального взаимодействия (Дюркгейм, 1995).

Э.Дюркгейм различал понятия «коллективное сознание», «индивидуальное сознание», «психологический тип общества». Коллективное сознание -это «факты психического порядка, они состоят в системах представлений и действий» (Дюркгейм, 1996, с. 88). Коллективное сознание отличается от индивидуального тем, что известное число состояний сознания является общим для всех членов одного и того же общества. Э. Дюркгейм предлагает учитывать три критерия для определения психологического типа общества: 1) соотношение между объемами коллективного и индивидуального сознания; 2) средняя интенсивность состояния коллективного сознания. При допущении равенства объемов его воздействие на индивида тем больше, чем больше его жизненная сила. Если же оно слабо выражено, то личности легче следовать своим собственным путем; 3) консенсус в отношении представлений, верований и обычаев. Чем больше согласованы представления и верования, тем меньше они оставляют места индивидуальным расхождениям. Э.Дюркгейм предвосхитил деление общностей на коллективистические и индивидуалистические. Он раскрыл содержание общественного сознания, обнаружив, что его основными функциями являются сплочение людей, создание солидарности, аккумуляция энергии, необходимой для развития общества.

В настоящее время теорию социальных представлений разрабатывает С. Московичи. Он отмечает, что наш психический аппарат устроен природой так, чтобы адекватно отражать окружающий мир. Однако в точности отражения бывают сбои, ошибки. Первая причина сбоев -это поломка самого психического аппарата, вторая причина - влияние социальной среды. Он называет три фактора искажений - когнитивный, групповой и культурный. Во-первых, обыкновенный человек в повседневной жизни имеет тенденцию пренебрегать поступающей информацией, он мыслит стереотипным образом. Во-вторых, экспериментально установлено, что люди, собравшиеся в группу, меняют свои психические качества, утрачивают одни и приобретают другие. В-третьих, культура накладывает ограничения на атрибуции и интерпретации воспринимаемых объектов. Люди создали некий общий способ, который им указывает, как классифицировать предметы, судить о них согласно их ценности, решать, какая информация достойна доверия, и пр. (Московичи, 1995).

С. Московичи отмечает, что теория социальных представлений является уникальной, так как обнаруживает глубинную природу вещей. Общество формируется не через простое наличие социальности, организующей людей благодаря иерархии власти или обмену в соответствии с интересами. Для того чтобы власть и интересы стали признанными, обществу необходимы представления и ценности, придающие им смысл, объединяющие людей, обеспечивающие существование в единстве, создающие общность. С. Московичи формулирует несколько положений. Первое - общность поддерживается не столько знаниями и технологиями, сколько мнениями, символами, ритуалами. Должны быть общие представления о том, что такое общественная жизнь, как следует себя вести в обществе, что является справедливым, истинным, прекрасным. Второе - в коллективных представлениях сосредоточена энергия общности. Они являются некой силой, позволяющей преобразовать людей из пассивных членов сообщества в активных участников коллективных действий. Общности приходят в упадок, если разрушаются коллективные представления. Третье - общности могут выжить, культивируя религиозные или магические верования, отдавая себя во власть иллюзиям, идеологиям, мифам. Стоит уделять внимание коллективному, а не иррациональному характеру этих представлений. Четвертое -значимые убеждения, знания и представления берут свое начало во взаимодействии людей и иным способом не образуются. Пятое -идеи и представления, возникшие в процессе взаимодействия людей и побуждающие их к совместной жизни, укоренены в специфических структурах - клане, церкви, социальном движении, семье и пр. (Московичи, 1995).

С. Московичи выдвигает три идеи: примат коллективных представлений над индивидуальными, социальное происхождение этих представлений, принудительная роль представлений. Он разделяет коллективные представления и социальные представления. Коллективные представления свойственны традиционным общностям. Они нечувствительны к противоречию, имеют подвижные границы между внешней и внутренней реальностью, характеризуются однородностью содержания. Эти «представления здравого смысла» отражают взаимосвязанную совокупность описаний и объяснений природных и психических явлений. Социальные иредставления сформированы в современных обществах и отличаются чувствительностью к противоречиям, разведением внешней (социальной) и внутренней (психической) реальности, доступностью опыту (Московичи, 1995).

Социальное государство: условия возникновения и этапы развития

Социальное государство - это более высокая ступень государственности - государство, служащее интересам общества. На сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором и шла речь.

Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли "ночного сторожа" к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.



В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.

Этапы развития:

первый этап (с 70-х гг. Х1Х в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический;

второй этап (с 30-х гг. до конца 40-х гг. ХХ в.) - правовое социальное государство;

третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство социальных услуг;

третий этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг. ХХ в.) - государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х гг. до середине 90-х гг. ХХ в.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

Современные представления о сущности социального государства

Различают два основных подхода к сущности государства: 1)классовый; 2)общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.

Можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство - это политический феномен, присущий любому классовому обществу, другие сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.

В современный период -государство - это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство.

Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что: 1.это территориальная организация людей; 2.им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения; 3.создается структура нейтральная к национальным, религи-ым и соц-ым признакам людей.

Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения. Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости. Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство -- это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью. Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ. Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства - оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

3. Принципы социального государства и их обоснование. Социальное государство - это правовое демократическое госуд., которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы :

1 .экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

2. доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

3. развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

4. соц-ая справедливость и соц-ая солидарность общества, обеспечивающиеся на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

5. гендерное равенство мужчин и женщин;

6. участие всех граждан в управлении госуд-ыми и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы соц-ого партнерства. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функц. госуд-ва.

В зяв за отправную точку отсчета своей концепции теорию Э. Дюркгейма, С. Московичи доказал, что понятие коллективных представлений имеет смысл по отношению к прежним обществам, в современном же обществе наблюдается преобладание научных суждений. Поэтому необходимо преобразовать понятие коллективные представления в социальные представления. В развитие идей Э. Дюркгейма С. Московичи считал, что социальные представления не тождественны коллективным представлениям. Это, скорее, не процедура коллективного, надындивидуального сознания, а «факт индивидуального сознания, психосоциальное явление, включающее в себя единство когнитивного и эмоционального»

С. Московичи считает, что представления - ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания. Московичи утверждает, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями.

Социальные представления - способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.Социальные представления, по мнению С. Московичи, - это «универсальный социально-психологический феномен, включающий все формы познания», объединяющий «идеи, мысли, образы и знание, которыми совместно пользуют ся члены коллектива (общности)» . С. Московичи, объясняя природу социальных представлений, считает их рядом «понятий, высказываний и объяснений, возникающих в повседневной жизни в процессе межличностного общения. В нашем обществе они эквивалентны мифам и системам религиозных убеждений в традиционных обществах: их можно было бы даже назвать современным вариантом здравого смысла».

Представления, по Московичи, являются основой взаимодействия: прежде чем вступать в общение с человеком или группой, индивид должен представить себе возможные связи, результаты взаимодействия.

В качестве способа исследования социальных представлений, автор рассматривает здравый смысл (folk-science), который открывает исследователю непосредственный доступ к социальным представлениям.

Согласно Московичи, «социальные представления - это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность». Автор исходит из положения, что высказывания, мнения и оценки разнообразных социальных явлений организованы различным образом в различных классах, культурах и группах, а значит, должны рассматриваться как характеристики самих групп, а не отдельных их членов. Эти мнения и представления образуют системы, обладающие особым языком, структура и логика которого детерминирована условиями социальной жизни.

Каждое сообщество в рамках своей социальной практики создает собственную «теорию», охватывающую те или иные феномены обыденного сознания. Поэтому можно выделить социальные по своей природе представления (или суждения) о реалиях политической жизни, об искусстве, о психоанализе и другие.

В своей работе «Социальные представления: исторический взгляд» С. Московичи констатирует, что наше общество отнюдь не научно, как оно о себе уверенно заявляет. «Большинство людей склонны предпочитать идеи расхожие идеям научным, делать обманчивые сопоставления, некорректируемые объективными данными. Люди особенно охотно принимают факты или усваивают поведение, подтверждающие их привычные убеждения, и это пока еще не опровергнуто. Даже если опыт говорит им: это ложно, а рассудок - это абсурдно».

С. Московичи рассуждает о том, что именно социальные представления подчиняют психический аппарат внешним воздействиям, побуждают людей формировать привычки или, наоборот, не воспринимать события внешнего мира. Иначе говоря, человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а “сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений”.Помочь понять эти странные, на первый взгляд, искажения в мышлении людей, согласно С. Московичи, должна новая наука о социальных представлениях. Так, он пишет: «Теория социальных представлений, как мне кажется, является уникальной, так как она имеет тенденцию все больше становиться и частной теорией социальных феноменов, и частной теорией психических фрагментов.. Примат представлений или убеждений, социальное происхождение восприятия и убеждения, причинная, а иногда и принудительная роль этих представлений и убеждений - тот общий план, на котором строится теория социальных представлений.

Такой анализ социальной реальности возможен, по С. Московичи, через коммуникацию и практику социальных групп. Наши представления основаны не на тех вещах и ситуациях, которые в них упоминаются, они основаны на коммуникации, касающейся этих вещей и ситуаций. В этом смысле они социально разделяются до того, как они усваиваются людьми. Это окончательно проясняет тот факт, почему процесс коммуникации оформляет и трансформирует наши разделяемые представления.

Итак, согласно С. Московичи, «основные разновидности представлений имеют социальное происхождение» . С. Московичи считает, что социальные представления являются «своеобразной визитной карточкой социальной группы».

Эти наблюдения важны для анализа этнических особенностей социальных представлений. С точки зрения теории социальных представлений можно предположить, что этнические представления являются социальными, символическими сущностями, которые нельзя изучать, полагая, что человек рационален. Социальные представления являются формой «наивного», «натурального» знания, противостоящего научному знанию. Это знание порождается в процессе взаимодействий, коммуникаций, диалога между людьми и этносами.

Т.о. в школе С. Московичи рассматриваются социальные представления как феномен социального мышления. Согласно С. Московичи, социальные представления - это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, идеологические взгляды, знания, наука, раскрывающие и составляющие социальную реальность. С. Московичи полагает, что все знания и убеждения образуются только во взаимодействии людей и никаким иным способом. Социальные представления воздействуют на психику, формируя привычки. Основные разновидности представлений имеют социальное происхождение.

В отечественной психологии этот подход находит отражение в работах К.А. Абульхановой-Славской - руководителя лаборатории психологии личности Института психологии РАН и ее сотрудников. Она утверждает, что на смену теориям сознания, разработанным Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и Д.Н. Узнадзе пришли концепции, перед которыми стояла другая задача - исследовать состояние реального сознания личности, раскрыть сущность и тенденции его реального изменения. Суть этого подхода - социальное мышление личности исследует сознание в процессе его функционирования. В мышлении каждого индивида функционирует общечеловеческая система понятий, обыденные и житейские представления, стереотипы социальной группы. Все эти понятия, представления являются в своей совокупности функциональной системой личности как мыслящего субъекта. Функциональными образующими социального мышления выступают следующие процедуры: проблематизация, интерпретация, репрезентация и категоризация. Проблематизация определяется способностью изменить отношение к действительности, умением преодолевать стереотипы способа мысли и способа жизни (Белецкая Г.Э.). Интерпретация - процесс выработки субъектом отношения: к объекту, к действительности, к событию, - и формирования собственного мнения, взгляда на вещи. Реинтерпретация, или реконструкция, авторской концепции- включает ее разбор, оценку, дополнения к точке зрения автора. Способами реинтерпретации являются: сопоставление, сравнение, противопоставление и разрушение авторской концепции. Репрезентация - социальные представления о разных сферах действительности - правовой, политической, а также о себе (своем Я, ответственности, интеллекте и др.). Категоризация - процедура, позволяющая осуществлять познавательное отношение к объективной действительности в целях соотношения себя с другими людьми и формирования своей идентичности; на фоне стремления к межличностному сравнению, подражанию ярко выступает противопоставление "Я" и "Другой".

Классификация групп в социальной психологии (условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и сложившиеся). Методологические проблемы изучения групп в социальной психологии.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых отношений между собой, могут ничего не знать друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Такие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной роли.

Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она немногочисленна - от 3 до 15 человек, которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: соприсутствие людей в пространстве и времени. Оно позволяет устанавливать контакты, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты помогают человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, а только в этом случае можно говорить о наличии малой группы.

В малой группе взаимодействие очень тесное: активность одного из членов - это одновременно стимул для всех остальных участников и реакция того на них.

Важно также наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация ее как некоего предвосхищаемого результата способствует удовлетворению потребностей каждого, соответствуя одновременно общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы.

Можно выделить три рода целей:

1. Ближние перспективы: цели, которые реализуются быстро во времени и выражают потребности этой группы.

2. Вторичные цели: более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом).

3. Дальние перспективы: объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.

Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная групповая цель, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую ее структуру.

План ответа

    Образ социального мира.

    1. Структура социальных представлений.

      Функции социальных представлений.

      Возникновение социальных представлений.

    Основные элементы образа СМ.

    1. Образ Я или персональная идентичность.

      Образ Другого.

      Образ группы.

      Образ времени.

      Образ среды.

    Образ мира и социальная нестабильность.

Ответ:

  1. Образ социального мира.

Образ социального мира есть результат процесса социального познания. Этот образ обладает целостностью, хотя в нем и выделяют отдельные элементы. У каждого есть свое видение мира. Однако многим свойственна вера в справедливый мир (Лернер). Мир – справедлив. Без нашей вины с нами не может ничего случиться плохого. Эта вера рассматривается как разновидность перцептивной защиты. Не воспринимаем ту информацию, которая разрушает веру в справедливое устройство мира. Например, если происходит акт насилия, то в этом будут обвинять жертву. несоблюдение баланса справедливости часто выступает причиной конфликтов.

В целом, все элементы образуют единую картину образа социального мира. Выделяются такие элементы образа социального мира: образ-Я или Я-образ, образ Другого человека, образ группы, образ времени, образ среды и другие, с трудом поддающиеся классификации, элементы.

Другие элемента социального мира могут быть описаны с помощью концепта социальных представлений (Э. Дюркгейм, С. Московиси, Д. Жоделе). Социальные представления представляют собой форму познания социальной действительности. Это знания здравого смысла. Социальные представления рождаются в нашем повседневном мышлении для того, чтобы мы могли понять и интерпретировать социальную реальность.

    1. Структура социальных представлений.

Структура: информация, поле представления и установка.

    Информация – сумма знаний об объекте.

    Поле представления – качественная характеристика объекта, некая общая смысловая рамка или диапазон возможных толкований этого явления. Формируется в группе.

    Установка – общее отношение к объекту. Представляет собой интериоризацию полученной информации и усвоенного в поле представлений.

    1. Функции социальных представлений.

    познания – описание, классификация и объяснение явлений;

    опосредования поведения – регуляция ориентаций в поведении;

    адаптации – интеграция новых знаний к уже сложившимся.

    1. Возникновение социальных представлений.

Два основных процесса возникновения социальных представлений: объективация или объектификация, анкеровка.

Объективация – это операция по переводу абстрактного понятия в конкретную образную форму. Существует 3 фазы (этапа):

    Отбор: отбираются элементы из какой-либо общей конструкции/теории. Часто делают специалисты, популяризирующие данную концепцию.

    Формирование символического ядра представлений: выделенные элементы складываются в общую схему, рисунок.

    Оживление и натурализация: элементы схемы наделяются свойствами живых природных существ и начинают воспроизводиться как некоторая существующая реальность.

Затем происходит анкеровка – привязка нового социального представления к уже имеющимся у индивида.

Социальные представления – основной элемент группового сознания. В социальном представлении выражено отношение определенной группы к тому или иному социальному объекту. Наши социальные представления есть представления как члена определенной группы, класса, культуры. Группа и социальные представления оказывают взаимное влияние друг на друга. Предлагают интегрировать две теории: концепцию социальных представлений и социальной идентичности.

2.Социальное представление - категория, представляющая собой сеть понятий, утверждений, умозаключений, возникающих в повседневной жизни в ходе межличностного взаимодействия. Термин возник в рамках концепции социальных представлений французского социального психолога Сержа Московичи. С помощью социальных представлений человек как член социальной группы активным образом переосмысливает все происходящие в его социальном контексте явления и процессы.

3.Возникновение теории социальных представлений.

Основой теории социальных представлений являются идеи французской социологической школы, прежде всего Э. Дюркгейма. Данная концепция отличается социологичностью, на которой настаивал С. Московичи при критическом анализе состояния социальной психологии. С. Московичи поддерживал принцип «социального реализма», согласно которому общество представляет собой систему с особыми свойствами, которая и должна быть предметом изучения всего социального. Кроме того, взгляды С. Московичи близки взглядам Э. Дюркгейма в отношении коллективных представлений, через призму которых должны изучаться социальные явления.

4.Социальное представление по определению Московичи - это промежуточная стадия между понятием и восприятием. В отличие от восприятия представление позволяет восстанавливать то, что отсутствует в нашем окружении в настоящий момент, оно опирается на символы, социальную реальность и социальное знание, а не на перцептивное знание. Любопытно еще одно определение, согласно которому «представление = образ/значение». Представление имеет два аспекта - концептуальный и иконический. Концептуальный аспект рассматривается в связи со знанием и языком, иконический связан с образом, он подчинен концептуальному. Московичи акцентирует внимание на значимости образа, цитируя Д. Хебба: «Вы можете с трудом повернуться в психологии без того, чтобы не столкнуться с образом». И хотя мы можем отдать предпочтение слову, а не образу, это не означает, что сам образ при этом исчезнет. Эта двойственность аспектов представления приобретает особую значимость в связи с социальным неравенством, где массам доступен преимущественно иконический аспект, а привилегированным классам, элите, - более сильный, концептуальный. Аналогичным принципом руководствуются современные СМИ: фигуративная риторика рассчитана на массы, лингвистическая - на просвещенное меньшинство. Образ и смысл неразделимо связаны в представлении: любому значению соответствует образ, любому образу - значение.

5.Теория социальных представлений зародилась в условиях методологического кризиса западной социальной психологии. Точкой отсчета теории социальных представлений можно назвать 1960 год, именно тогда была опубликована диссертационная работа С. Московичи, посвященная исследованию социальных представлений о психоанализе в различных слоях французского общества. Данную теорию можно назвать теорией нового типа, в которой произошел переход от анализа индивидуального сознания к массовому.

6.Структура социальных представлений.

Социальное представление обладает трехкомпонентной структурой:

Информация. Cовокупность знаний об объекте представления, полученная из разных источников (СМИ, институты образования). Степень осведомленности варьируется.

Поле представления. Формируется в группе, неотделимо от нее. Характеризует организацию содержания представления.

7.Функции социальных представлений.

С. Московичи выделяет три основные функции социальных представлений:

Функция инструмента познания. С. Московичи подчеркивает первостепенную значимость этой функции. Социальные представления наряду с желаниями и интересами человека выступают опосредующим звеном для восприятия окружающего.

Функция детерминации поведения.

Функция адаптации. Получая новые знания, человек встраивает их в уже сложившуюся картину мира. Новые, неизвестные доселе факты социальной жизни, политические и научные явления, могут быть необычны, поэтому перед тем, как интериоризироваться, происходит смысловая трансформация образа, неизвестное подстраивается под уже сложившиеся схемы.

8.Образование социальных представлений.

В основе нескольких фаз процесса образования социальных представлений лежит механизм адаптации нового к уже сложившимся концептуальным схемам, встраивание неизвестного во внутреннюю структуру готовых представлений, наделение нового своими признаками и свойствами. Первый этап данного процесса, обозначенный как «зацепление» (якорение), направлен на то, чтобы выделить какой-то признак предмета, с помощью которого незнакомое можно приблизить к чему-то уже известному, происходит акцентирование внимание на этом признаке или свойстве.

9.Второй этап - «объективация», основным его итогом является трансформация незнакомого знания о каком-либо явлении или объекте в нечто понятное. «Объективация», в свою очередь, разделена на четыре этапа, первый из которых есть персонализация. В ходе персонализации понятие связывается с конкретным человеком. Например, в диссертационном исследовании С. Московичи люди, говоря о психоанализе, вспоминали имя З.Фрейда. По прошествии времени объект представления может связываться не только с конкретным человеком, но и с целой социальной группой. Далее происходит отбор элементов явления, или если речь идет о научных понятиях, то происходит их отделение от научного контекста. На третьем этапе происходит образование «фигуративной схемы», которая образуется в результате целенаправленного отсева информации. «Фигуративную схему» составляют основные понятия, свойства того или иного явления, а также структура взаимосвязей. «Натурализация» представляет собой четвертый этап, включенный в структуру процесса «объективации». Стоит также отметить, что «объективация» понимается по-разному, в одном случае она определяется как отдельный этап наряду с персонификацией и натурализацией, в другом случае приравнивается ко всему механизму образования социальных представлений, включая в себя и персонификацию, и натурализацию.

10.Новые подходы к пониманию социальных представлений.

В настоящее время понятие социальных представлений вышло за рамки одной только концепции С. Московичи, которая приобрела уже статус влиятельной парадигмы в западноевропейской психологии. В настоящий момент в рамках данного подхода существует несколько течений, отличающихся друг от друга, но объединенных вопросом о социальных представлениях. Данные теории всё же имеют единую логику построения, обусловленную тем, что все они исходят из положений теории С. Московичи, но стремятся по-своему ее уточнить и конкретизировать.

Одно из наиболее популярных направлений, посвященных социальным представлениям - это направление, разрабатываемое Жан-Клодом Абриком, где социальное представление исследуется через его структуру, а именно центральное ядро и периферию. Ядро - достаточно стабильное образование, устойчиво во времени, оно определяется историческим, социальным и идеологическим контекстом. Оно связано с коллективной памятью и нормами группы. Периферия социального представления трансформируется и видоизменяется под влиянием индивидуальных мнений, опыта членов группы.

11.Еще одно направление изучения социальных представлений принадлежит У.Дуазу. Он остановился на проблеме взаимосвязи индивидуального и коллективного в социальной группе. У.Дуаз оперирует понятием «организующей метасистемы», которая контролирует, отбирает материал, полученный на основе ассоциаций, поиска различий.

И.Маркова в своем подходе вводит два противоположных понятия: когнитивная дифференциация и когнитивная глобализация. Процессы мышления, связанные с социальными представлениями, как известно, упрощены и автоматизированы, именно здесь применим термин «когнитивная глобализация». По И. Марковой, когнитивная глобализация включает процессы якорения и объективации.

В.Вагнер, поддерживая идею С. Московичи о том, что предмет социальных представлений должен быть значимым для социальной группы, тот, что спровоцирует общественный дискурс, исследует такие острые вопросы социальных групп, как образование представления об афро-американцах в США. Теоретическим аспектом, отличающим его подход, является разделение представления как процесса и представлений как результата этого процесса.

 

 

Это интересно: