→ Роль киево могилянской академии в государственном создании. Киево-могилянская академия. Основание Киево-Братской коллегии

Роль киево могилянской академии в государственном создании. Киево-могилянская академия. Основание Киево-Братской коллегии

50.464444 , 30.519444
Национальный университет "Киево-Могилянская академия"
(НаУКМА )
Оригинальное название Національний університет "Києво-Могилянська академія"
Международное название National University of "Kyiv-Mohyla Academy"
Год основания (восстановлен в )
Президент Сергей Квит
Расположение Киев , Украина
Юридический адрес Украина 04070 г. Киев, ул. Сковороды 2
Сайт http://www.ukma.kiev.ua

Национа́льный университе́т «Киево-Могиля́нская акаде́мия» (НаУКМА ) (укр. Національний університет «Києво-Могилянська Академія» ) - один из ведущих современных университетов Украины. Учитывая свою историческую предшественницу - Киево-Могилянскую академию, НаУКМА считается одним из двух старейших вузов Украины после Львовского Университета и одной из старейших высших школ в восточной Европе.

Факультеты

  • Факультет гуманитарных наук
  • Факультет экономических наук
  • Факультет информатики
  • Факультет правовых наук
  • Факультет естественных наук
  • Факультет социальных наук и социальных технологий

Рейтинги и репутация

В 2009 году по результатам общенационального рейтинга "Компас-2009" (Журнал "Корреспондент" от 22 мая 2009 года) НаУКМА занял 2 место.

В 2009 году согласно мониторингу научных и высших образовательных учереждений в соответсвии с муждународным индексом цитирования НаУКМА получил 36 место среди всех украинских высших учебных заведений

В 2008 году в рейтинге 228-ми украинских ВУЗов проведённом благотворительным фондом "Развитие Украины" Рината Ахметова НаУКМА разделил второе место с (первое разделили между собой Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко и Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого).

В соответствии с рейтингом университетов проведенным еженедельником Зеркало недели в 2007 году НаУКМА занял третье место среди 200 украинских ВУЗов. По результатам рейтинга проведенного журналом Деньги в 2007 р. НаУКМА занимает первое место по подготовке специалистов в гуманитарной и экономической областях и второе место в юридической области.

История

Основание Киево-Братской коллегии

Духовные школы, коллегии, для получения образования существовали на Украине с конца XVI века . Они были созданы иностранцами-католиками: генуэзцами (Киев), доминиканцами и иезуитами . Они насаждали католическую веру и польские порядки. Приобщение украинцев к европейской культуре осуществлялось путём отторжения национального: веры, языка, обычаев, что было неприемлемо для населения.

Центром национального возрождения стал Киев . Здесь при типографии Киево-Печерского монастыря под покровительством архимандрита Елисея Плетенецкого был создан кружок Киевского Богоявленского братства , переросший в школу. 15 октября года школа переехала в отдельное помещение на Подоле . Эта дата считается датой организации киевской братской школы, предшественницы Киево-Могилянской коллегии, впоследствии академии.

В 1632 году к школе братства была присоединена школа Киево-Печерской лавры , Лаврская школа, основанная в году архимандритом Киевско-Печерской лавры, митрополитом Киевским и Галичским Петром Могилой . Новое учебное заведение получило название Киево-Братской коллегии.

Киево-Братская коллегия при Петре Могиле

Руководителем Киевской Братской коллегии, протектором и опекуном стал Пётр Могила . Реформы, проведённые Петром Могилой, превратили Киево-Братскую коллегию в учебное заведение, ориентированное на «латинскую», западноевропейскую систему образования.

Из числа деятелей этой коллегии наиболее известны: Иннокентий Гизель , Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский , Стефан Яворский , Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович , святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский, Исаия Копинский , Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

В ней работали и воспитывались многие видные общественные деятели, деятели культуры и просвещения: Епифаний Славинецкий , И. Галятовский, И. Гизель, Д. Самойлович, Конанович-Горбацков. В академии учились Порфирий Зеркальников, который выполнял дипломатические поручения царя во время Освободительной войны, потом сотрудничал со Епифанием Славинецким в Москве, Карион Истомин , автор первого иллюстрированного русского «Букваря» и «Малой грамматики»; Конон Зотов , известный военный деятель, автор первой русской книги по технике корабельного управления; генерал-фельдмаршал Борис Шереметев , сподвижник Петра І, и прочие. В Киевской академии постоянно учились белорусы. Среди них известный будущий учёный Симеон Полоцкий (1620-1680).

Выпускники академии были основателями ряда школ в России и Беларуси, особенно в ХVІІІ столетии. Ими были основаны школы и семинарии почти во всех городах России: Москве , Петербурге , Смоленске , Ростове Великом , Тобольске , Иркутске , Холмогорах , Твери , Белгороде , Суздале , Вятке , Вологде , Коломне , Рязани , Пскове , Великом Устюге , Астрахани , Костроме , Владимире на Клязьме и других городах. Учителями в этих школах преимущественно были выпускники Академии. В Могилёве архиепископом, просветителем, учёным, воспитанником и ректором Академии Георгием Конисским была открыта семинария, которая стала центром образования в Белоруссии.

Знаменитые выпускники, студенты и профессора

Примечания

Литература

  • Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. - Казань, 1914.
  • Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией. - Киев, 1856.
  • Києво-Могилянська академія в іменах. XVII-XVIII ст. - К.: Вид. дім «КМ Академія», 2001.
  • Хижняк З. І., Маньківський В. К. Історія Києво-Могилянської академії. - К.: «КМ Академія», 2003.
  • Є.І. Онищенко , Воскресіння Академії: Спогади про відродження Києво-Могилянської академії та його учасників - К.: Вид. дім "КМ Академія", 2004.
  • The Kievan Academy in the Seventeenth Century. - Ottawa: University Of Ottawa Press, 1977. - ISBN ISBN 0-7766-0901-7
  • The Kievan Academy and Its Role in the Organization of Russia at the Turn of the Seventeenth Century. - New York: Shevchenko Scientific Society, 1976.
  • Omeljan Pritsak and Ihor Sevcenko, eds. «The Kiev Mohyla Academy (Commemorating the 350th Anniversary of Its Founding, 1632-1982).» Harvard Ukrainian Studies . vol. VIII, no. 1/2. Cambridge, MA, 1985.
  • S.M. Horak. «The Kiev Academy. A Bridge to Europe in the 17th Century». East European Quarterly , vol. 2, 2, 1968.

После многочисленных монголо-татарских набегов Киевская Русь потеряла свое могущество. И стала добычей новых завоевателей, на этот раз литовских, польских и немецких. Жестокий социально-национальный гнет лег на плечи населения всей Украины. Правящие круги Речи Посполитой намеревались духовно закабалить страну. Они насильственно запрещали народу его язык и культуру, но народ не хотел с этим мириться. Он вел постоянную борьбу за свою свободу и независимость. Никакой гнет не мог остановить социально-экономическое развитие Украины. Под его влиянием пробуждалось национальное самосознание народа, раскрывались его духовные силы, усиливался интерес к собственной истории, языку. Тогда и появилась необходимость развития науки и образования.

К этому времени многие сыны украинского народа обучались или уже получили образование за пределами своей родины. Но уже в XVII веке встал вопрос об открытии своих учебных заведений, которые могли бы составить конкуренцию европейским. Этому предшествовало увеличение числа церковно-приходских школ (в XVI веке). Увеличивалось также число библиотек, появилось много новых книг. Все это можно считать предпосылками к созданию учебного заведения высокого уровня.


В академии существовал строгий отбор педагогических кадров. Ответственность за этот процесс возлагалась на академическую корпорацию. К преподавателю предъявлялись очень высокие требования. Академия пользовалась также правом избирать ректора. Он избирался из числа академических профессоров. Одно время даже кандидатуру ректора утверждал гетман и вручал ему «ставленную грамоту». Это говорит о значении академии в общественной жизни в Украине тех времен.

Учебный год начинался 1 сентября, заканчивался в первых числах июля. Однако новых студентов зачисляли на протяжении всего учебного года. Не было в академии и возрастных ограничений. Так, в младшем классе могли находиться учащиеся в возрасте от 11 до 25 лет. Чтобы стать студентом, надо было пройти собеседование, на котором определялся уровень знаний поступающего, и в какой класс его определить. Неуспевающих студентов не отчисляли. Оставаться в одном классе студент мог сколько угодно. Иногда даже студенты возвращались из старших классов в низшие «подтверждать знания». После окончания всего курса обучения или одного из старших классов студент получал аттестат с подписью ректора.

В академии училась молодежь со всех регионов Украины: Киевщины, Слободской Украины, Волыни, Закарпатья, Галичины, Буковины. Это были выходцы из всех слоев населения — знати, казаков, духовенства, мещан и крестьян. Самым большим было представительство мещан, казаков и священников. Этот принцип был очень важным для академии, давая возможность получить полноценное образование не только детям знати, но и простого народа.

По распоряжению правительства Рос Империи и указом Синода от 14 августа 1817 года Академия была закрыта. В 1819 году вновь была открыта как Киевская духовная семинария, а затем духовная академия.
Бесценный опыт Могилянки использовался при организации Славяно-греко-латинской академии.

В 1992 году Киево-Могилянская академия вновь открыла свои двери для желающих получить знания на мировом уровне. Все вышеперечисленные традиции сохранились в ней и по сей день. Сейчас академия является одним из популярнейших высших учебных заведений в Украине.

Министерство науки и образования Украины

Доклад на тему:

« История Киево – Могилянской академии»

1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.

2. Получения статуса академии

4. Внутреннее устройство, уклад и принципы образования в Киево – Могилянской академии

5. Знаменитые выпускники, студенты и профессора

1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.

После многочисленных монголо-татарских набегов Киевская Русь потеряла свое могущество. И стала добычей новых завоевателей, на этот раз литовских, польских и немецких. Жестокий социально-национальный гнет лег на плечи населения всей Украины. Правящие круги Речи Посполитой намеревались духовно закабалить страну. Они насильственно запрещали народу его язык и культуру, но народ не хотел с этим мириться. Он вел постоянную борьбу за свою свободу и независимость. Никакой гнет не мог остановить социально-экономическое развитие Украины. Под его влиянием пробуждалось национальное самосознание народа, раскрывались его духовные силы, усиливался интерес к собственной истории, языку. Тогда и появилась необходимость развития науки и образования.

К этому времени многие сыны украинского народа обучались или уже получили образование за пределами своей родины. Но уже в XVII веке встал вопрос об открытии своих учебных заведений, которые могли бы составить конкуренцию европейским. Этому предшествовало увеличение числа церковно-приходских школ (в XVI веке). Увеличивалось также число библиотек, появилось много новых книг. Все это можно считать предпосылками к созданию учебного заведения высокого уровня.

В 1615 г. возникло Киевское Братство. Это был как бы отпор украинцев польским священникам, пытавшимся насадить униатство. Как и в других городах, Киевское Братство объединяло цвет горожан, интеллигенции, духовенства и казачества. В списке членов Братства мы видим имена Захария Копыстинского, Тарасия Земки, Исайи Трофимивича, Сильвестра Косова, Петра Могилы. Члены Братства обязались до конца своей жизни заботиться о Братстве и школе при нем. Деньги, полученные Братством, должны были идти на строительство школ, зарплату учителям, на помощь бедным и больным студентам.

Значительную поддержку Братству оказала киевлянка Елизавета Васильевна Гуличивна, образованная и интеллигентная женщина, которая, понимая необходимость улучшения народного образования в Украине, подарила Братству участок земли на Подоле. С условием, что на этой земле будет построен монастырь и школа как для шляхетских, так и простых детей. Было это в 1615 году. Тогда же построена и школа, которая со временем стала Киево-Могилянской коллегией (по имени ее основателя П.Могилы), а затем получила звание академии.

Коллегия появилась в 1632 году, и Петро Могила стал ее опекуном. Умирая, он завещал ей все свое немалое имущество - деньги, ценности, огромную библиотеку, земли, дома и попросил беречь коллегию, как свое единственное детище. Тогда же коллегия получила всеобщее признание. Об этом свидетельствует тот факт, что многие молодые люди, учащиеся в Польше, покидали свои институты и возвращались на родину, чтобы иметь возможность учиться в коллегии. Но польские власти не хотели ее признавать как высшее учебное заведение. Ведь тогда коллегия получила бы право излагать целый ряд предметов, не угодных униатской церкви, например богословие. И только в конце 80-х годов коллегия официально получила статус высшего учебного заведения и стала называться академией.

Киево-Могилянская академия долгое время была единственным учебным заведением в Украине, удовлетворяющим ее образовательные, научные и общественные интересы.

2. Получения статуса академии

В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться Киево-Могилянской коллегией. Под этим названием она и вошла в историю. Единственно, что не успел Могила - это добиться для коллегии официального статуса высшей школы. Его ученики продолжили начатое им дело. В 1658 году гетман Иван Выговский, воспитанник коллегии, подписал с Польшей Гадячские статьи, по которым Украина становилась вместе с Литвой и Польшей членом федеративной Речи Посполитой. Украине предоставлялись широкие права, в том числе свобода вероисповедания, давался статус высшей школы для коллегии. Договор был ратифицирован польским сеймом в апреле 1659 года. После присоединения Украины к России, при ректоре академии Иосифе Крюковском, при поддержке гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского, царским указом от 26 сентября 1701 года был подтвержден статус академии.

3. Значение Киево - Могилянской академии

Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII века. Она была крупным просветительским и научным центром восточно-славянских народов, особенно юга и юго-запада России. В академии учились русские, украинцы, белорусы, волохи, молдаване, сербы, боснийцы, черногорцы, болгары, греки, итальянцы. Культурные деятели Сербии, Болгарии постоянно обращались с просьбой прислать учителей из Киевской академии.

Академия дала значительное число общественных деятелей. Воспитанники ее становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии.

В энциклопедии «Киево-Могилянская Академия в именах. XVІІ-XVІІІ столетия», изданной в 2004 году, приводятся 1482 деятеля, связанных с академией. Из стен Киево-Могилянской Академии вышло 14 гетманов Украины. Среди них - Иван Мазепа, Филипп Орлик, Павел Полуботок, Даниил Апостол, Юрий Хмельницкий, Иван Выговский, Пётр Дорошенко, Иван Скоропадский, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович. Признанные святыми митрополиты Дмитрий Туптало, Петр Конюшкевич, Иван Максимович. С Академией связанны судьбы Мелентия Смотрицкого, Феофана Прокоповича, Лазаря Барановича, Григория Сковороды, Максима Березовского, Артемия Веделя и прочих. Познавал здесь науку и Михаил Ломоносов. Из числа деятелей этой коллегии наибольшею известностью имеют: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский. Исайя Копынский, Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

4. Внутреннее устройство, уклад и принципы образования в Киево – Могилянской академии

Подобно западным учебным заведениям, академия имела четкое распределение на отдельные классы с полным объемом предметов, которые в них преподавались, и системой управления. В ней было восемь классов - четыре грамматических, а также классы поэтики, риторики, философии и богословия. Весь курс обучения занимал 12 лет.

Первый класс - фара, по сути дела был подготовительным. Но принимали в него учеников, уже имеющих определенный объем знаний. В следующих трех классах - инфиме, грамматике и синтаксисе они изучали славянскую, латинскую, украинскую книжную, греческую и польскую грамматику, арифметику, геометрию, музыку. Большое внимание уделялось литературам, особенно классической римской и греческой. Много времени занимало изучение латинского языка, знание которого считалось тогда признаком образованности. В то время латынь была языком права и управления, дипломатов и ученых. Во всех высших учебных заведениях Европы, в том числе и в Киеве, преподавание таких курсов, как философия, риторика, богословие, велось только на латыни. В целях скорейшего усвоения языка студенты обязаны были говорить на латыни не только во время занятий с преподавателями, но и друг с другом в быту. Поэтому выпускники академии блестяще владели латынью. Известный церковный деятель и поэт, выпускник академии Дмитро Туптало вел свой дневник, как на польском, так и на латинском языках. Феофан Прокопович читал проповедь по поводу победы над шведами под Полтавой тоже на латыни. О высоком уровне знаний выпускников говорит и тот факт, что многие из них были приглашены переводчиками в государственные и военные учреждения как в Украине, так и в России.

Однако уже с начала XVIII века латынь стала вытесняться украинским литературным языком. Он стал играть решающую роль в академии потому, что большинство профессоров и студентов сами были украинцами и языком их общения был живой украинский язык. И спустя время, несмотря

на запреты российского правительства (например, указ Петра I от
1720 г. о запрете печати на украинском языке), он продолжал жить на территории академии. Так данное учебное заведение внесло свой вклад в формирование и развитие украинской литературы.

После грамматических классов ученики, а теперь уже студенты изучали пиитику (год), риторику (два года), философию (два-три года) и богословие (два-четыре года). Эти курсы были интересны для изучения и имели прямое применение в жизни. Ведь умение сочинять стихи, речи давало неплохие заработки, а многие студенты были бедны и нуждались в деньгах. Несмотря на запреты польского правительства, уже в XVII веке богословие преподавалось по своей собственной системе. Слушание его, как, впрочем, и других предметов, было добровольным. Курс читали те же профессора, что до этого преподавали риторику и философию. Поэтому они пытались научить студентов самостоятельно мыслить, опираясь на научные доказательства, а не только на церковные догмы.

Большое внимание в академии уделялось математическим дисциплинам. Во второй половине XVIII века были открыты классы «чистой математики», где преподавали алгебру и геометрию, а также класс «смешанной математики», в котором читалась архитектура, оптика, гидравлика, тригонометрия, астрономия, основы военного дела и собственно математика. В 1799 г. был открыт класс сельской и домашней экономии, а в 1802-м - класс медицины, в котором на протяжении двух лет читались анатомия, хирургия, физиология, проводились практические занятия. Изучение медицины было обязательным только для богословов. Ведь после окончания своего курса выпускники, получая сан священника, отправлялись в приходы в самых отдаленных уголках страны. А там им медицинские знания были просто необходимы.

Официальное название: Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА)

Адрес: г. Киев, улица Григория Сковороды, 2

Дата постройки: 1632

Основная информация:

Киево-Могилянская академия, или официально - Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА) является одним из старейших и самых престижных высших учебных заведений в Киеве и всей Украине. Корпуса академии расположен в историческом районе . НаУКМА аккредитовано за четвертым, уровнем аккредитации.

История:

Киево-Могилянская академия ведет свою историю с 1615-го года. История академии начинается с киевской братской школы, основаной в 1615-м году, которая послужила основой для будущего учебного заведения. Знаменитая украинская меценатка и активная деятельница из Луцка Галшка Гулевичевна подарила свой дом в Киеве братской школе. В школу были приглашены ряд преподавателей и учителей с Львовских и Луцких школ, школу активно поддержали представители Запорожской сечи, в особенности, гетман Сагайдачный.

Галшка Гулевичивна дала первый толчок для развития Киево-Могилянской академии

Серьезнейшим толчком для развития школы стало объединение в сентябре 1632-го года Киевской братской школы с Лаврской школою, именно тогда появилась Киево-Братская коллегия, управлять которой стал митрополит Петр Могила. Именно Петр Могила приложил всех усилий, для развития Киево-Братской коллегии он направил систему образования на западный манер и уделил большое внимание изучению языков, что давало студентам огромные возможности для знакомиться с иностранными достижениями культуры и науки. Коллегия стала носить название Киево-Могилянской, в честь своего первого руководителя и попечителя. Важной особенностью коллегии была доступность образования для всех сословий населения.

В 1658-м году коллегия получила статус высшей школы согласно Гадячского трактата, который был подписан гетманом Иваном Выговским. Такой же статус был подтвержден и царской грамотой в 1701-м году. К этому времени Киево-Могилянская академия имела славу авторитетного заведения за пределами Киева. Здесь учились студенты из разнообразных стран и уголков Европы - русские, болгары, греки, черногорцы, боснийцы, молдаване и валахи, итальянцы и многие другие. Кроме того, вся духовная элита Украины также стремилась получить образование тут.

Упадок академии начался с 1817-го года, когда сначала, на период двух лет академия была закрыта, а после, с 1819-го года, была превращена в Киевскую духовную академию. Несмотря на то, что учебное заведение стало носить, исключительно, религиозный характер, еще не одно десятилетие оно воспитывало многих известных деятелей из Украины, России, Молдавии и других стран.

С приходом в Киев большевиков, академия была закрыта. Во времена СССР в помещениях Киево-Могилянской академии находилась Высшее политическое училище военно-морского флота.

Братский Монастырь и корпус Киево-могилянской академии в начале 20-го века

Свою работу, как и славу, академия возобновила в 1991-м году, 19-го сентября. Именно тогда был создан современный Университет «Киево-Могилянская академия». Инициатором и главный активным деятелем, поддержавшим и способствующим возрождению академии, стал украинский литературовед В.С. Брюховецкий, он же и стал первым президентом НаУКМА. Свои двери для первых студентов академия открыла в 1992-м году. В 1994-м году университет получил 4-1 уровень аккредитации. Академия приняла активное участие в революции 2004-го года, став, практически, первой организацией, активно выступившей против фальсификаций подсчета голосов в сторону Виктора Януковича.

Интересные факты:

Киево-Могилянская академия - старейший ВУЗ восточной Европпы

Киево-Могилянскую академию окончил Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода, множество украинских гетманов

Достопримечательность на карте:

Достопримечательности:

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ –высшее учебное заведение, в котором, помимо богословия, преподавалась философия и смежные с ней дисциплины. В 1615 в Киеве при Братском Богоявленском монастыре основывается Киево-братская школа, где изучались богословие, классические языки, риторика, другие общеобразовательные предметы. Ктитором Киево-братской школы являлся гетман Войска Запорожского П.Конашевич-Сагайдачный. Умирая, гетман завещал школе почти все свои средства «на науку и выхование бакалавров ученых... детям христианским... зачем бы наука продолжаться могла вечные и потомные времена». В 1619–20 ректором школы был родоначальник славянской филологии М.Смотрицкий, создатель «Грамматики словенской». Философские штудии в школе значительно развил ректор Кассиан Сакович (1621–24), автор трактатов «Аристотелевские проблемы, или Вопрос о природе человека», «Трактат о душе». Впоследствии митрополит Петр Могила реформировал школу, существенно расширив образовательную программу. Ученики проходили восемь классов и изучали славянский, греческий и латинский языки, нотное пение, катехизис, арифметику, поэтику, риторику и богословие. С 1631 школа называлась Киево-Могилянской коллегией, с 1694 царским указом переименована в Киево-Могилянскую академию (указ подтвержден в 1701). В 18 в. к преподававшимся предметам добавляются французский, немецкий и еврейский языки, естественная история, география, математика, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Богословие преподавалось согласно системе Феофана Прокоповича, в риторике ориентировались на труды М.В.Ломоносова. В 1731–47 академии покровительствовал митрополит Киевский Рафаил Заборовский, чьим именем она некоторое время называлась (Academia Mohlio-Zaborowsciana). В конце 18 в. академия окончательно трансформируется в духовное учебное заведение (Киевская духовная академия), одновременно со Славяно-греко-латинской академией.

В истории русской культуры и философии Киево-Могилянская академия сыграла выдающуюся роль. Епископ Гедеон Вишневский охарактеризовал ее в следующих словах: «Изобиловала всегда учеными людьми Академия Киевская. И от нее, аки с преславных оных Афин, вся Россия источник премудрости почерпала». Из ее стен вышел основатель профессионального философского образования в России архиепископ Феофилакт Лопатинский. В ней учились такие видные иерархи, как Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Арсений Мацеевич. Крупный вклад в историю русской философии внесли преподаватели академии – представители западнорусской школы И.Кононович-Горбацкий, И.Гизель, И.Кроковский, В.Ясинский, М.Козачинский, Г.Конисский. В академии обучались государственные деятели граф П.В.Завадовский, князь Г.А.Потемкин-Таврический, А.А.Безбородко, Д.П.Трощинский. Академия издавала периодический печатный орган «Труды Киевской духовной академии».

Литература:

1. Макарий (Булгаков ). История Киевской академии. СПб., 1843;

2. Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863;

3. Стратий Я.М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины 17 столетия. К., 1981;

4. Ничик В.М. Роль Киево-Могилянской академии в развитии отечественной философии. – В кн.: Философская мысль в Киеве. К., 1982;

5. Стратий Я.М. , Литвинов В.Д. , Андрушко В.А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982;

6. Захара И.С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже 17–18 вв. (Стефан Яворский). К., 1982;

7. Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. К., 1988.

А.В.Панибратцев

 

 

Это интересно: