→ Изучение профессиональной компетентности педагогов доу. Оценочные карты профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога доу Карта оценки профессиональной компетентности педагога

Изучение профессиональной компетентности педагогов доу. Оценочные карты профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога доу Карта оценки профессиональной компетентности педагога

Н. А. Дука, Т. О. Дука

Карты компетенций в оценке результатов

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА

В статье раскрывается один из механизмов оценки профессиональной компетенции педагога.

На конкретном примере приводится карта компетенции по оценке практической готовности педагога к инновационной деятельности

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счёт внедрения различных инноваций, существенные изменения затронули и систему постдипломного образования.

По мнению Т. В. Щербовой , задачами постдипломного образования, ориентированного на инновационное развитие, становятся приведение в соответствие современным требованиям содержания и методов оценки качества повышения квалификации, технологий; создание условий для развития компетенции специалиста, способного самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

Говоря об инновационных изменениях, происходящих в организации процесса обучения в постдипломном образовании, необходимо отметить прежде всего установку на максимальный учет индивидуальных запросов, мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации, возможность решения актуальных проблем образования. На это указывает Федеральный Закон «Об образовании в РФ»: «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или] получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности» .

В данном случае профессиональная компетентность может рассматриваться как цель и результат повышения квалификации, личностное качество, проявляющееся на практике в способности решать типичные и творческие задачи, требующие наличия соответствующих установок, знаний, опыта деятельности, мотивации и ценностных ориентаций. Обеспечить развитие профессиональной ком-

петенции в процессе повышения квалификации и переподготовки специалистов призвана ориентация на компетентностный подход. Рассмотрим, какие изменения в оценке результатов постдипломного образования влечет за собой переход к компетентностному подходу.

Изменяются цели и ожидаемые результаты постдипломного образования. Ориентация на развитие профессиональной компетенции должна обеспечивать успешность профессиональной деятельности в условиях инновационного развития образования. Другими словами, сегодня важны не столько традиционные результаты (профессиональные знания, умения, способы деятельности и др.] освоения образовательной программы повышения квалификации, сколько профессиональные компетенции, связанные с готовностью педагогов к инновационной деятельности. Следовательно, должно произойти смещение акцента в оценке результатов повышения квалификации: от оценки результатов освоения образовательной программы к оценке профессиональной компетенции педагога, приобретенной во время повышения квалификации. Это, в свою очередь, приводит к следующим проблемам переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

Не очевидны компетенции, позволяющие педагогу осуществлять инновационную деятельность;

Отсутствуют (или не достаточно разработаны] критерии и современные инструменты оценки готовности педагога к инновационной деятельности.

Отправной точкой в решении проблемы оценки качества повышения квалификации в условиях инновационного развития образо-

Таблица 1

Компонентный состав компетенций

Перечень компонентов Технологии формирования Средства и технологии оценки

Теоретические основы инновационного проектирования и разработки программ опытноэкспериментальной работы в образовании; - содержание, принципы, технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; - методы, технологии, способы инновационной деятельности. Проблемная лекция Самостоятельная работа Тест Эссе

Отбирать эффективные методы, технологии, способы инновационной деятельности; - проводить экспертизу результатов инновационных процессов и оценивать их значение в образовательной практике; - разрабатывать программы и проекты развития в образовательном учреждении; - организовать сотрудничество в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов. Практические занятия Самостоятельная работа Групповая работа Наблюдение, анкетирование

Технологиями (методами, средствами, способами] разработки и внедрения инновационных процессов в различных образовательных учреждениях; - технологией работы в группе; - методами экспертизы результатов проектирования: - информационными технологиями в инновационной деятельности. Практические занятия Самостоятельная работа

вания может стать формулировка требований к результатам освоения образовательных программ в терминах компетенций. Это позволит учесть требования к качеству повышения квалификации в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации и обсуждаемыми сегодня профессиональными стандартами педагога. Поскольку профессиональные стандарты еще не приняты, то эти требования будут носить в определенной степени широкий, рамочный характер, поэтому потребуется уточнение формулировки компетенций в соответствии с реализуемой образовательной программой повышения квалификации. Также представляется необходимым установление обязательного минимума сформированности компетенций для слушателей образовательной программы повышения квалификации.

Следует отметить, что подобная ситуация сложилась в высшем профессиональном образовании, где сегодня реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты и также актуализируется проблема оценки результатов освоения образовательных программ.

Одним из механизмов оценки профессиональных компетенций являются карты компетенций. Этими инструментами широко пользуются компании для подбора и принятия на работу новых сотрудников. Использование карт компетенций для оценки результатов освоения образовательных программ в вузе было предложено Р. Н. Азаровой, Н. В. Борисовой, В. Б. Кузовым. В их понимании карта компетенции - это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сфор-мированности компетенции по окончанию

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37) 2013

Таблица 2

Компоненты компетенции Модули. Блоки. Учебные темы.

Способен разрабатывать инновационные проекты, программы опытно-экспериментальной работы: сотрудничать в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов; использовать инструментарий (методы, технологии, способы] инновационной деятельности в профессиональной деятельности. Фиксируются в соответствии с содержанием образовательной программы

ЗНАЕТ - теоретические основы инновационного проектирования и разработки программ опытно-экспериментальной работы в образовании; - содержание, принципы, технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; - методы, технологии, способы инновационной деятельности.

УМЕЕТ - отбирать эффективные методы, технологии, способы инновационной деятельности; - проводить экспертизу результатов инновационных процессов и оценивать их значение в образовательной практике; - разрабатывать программы и проекты развития в образовательном учреждении; - организовать сотрудничество в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов.

ВЛАДЕЕТ - технологиями (методами, средствами, способами] разработки и внедрения инновационных процессов в различных образовательных учреждениях; - технологиями сотрудничества в группе; - методами экспертизы результатов проектирования; - информационными технологиями в инновационной деятельности.

освоения основной образовательной программы .

Карта компетенции представляет собой совокупность ее основных характеристик (содержание, технологии формирования и оценки), представленных в наглядном структурированном виде. Карта компетенции как документ включает в себя следующие рубрики: формулировка компетенции (в терминах «знает», «умеет», «владеет»); компонентный состав компетенции с указанием технологий формирования и средств оценки; содержательная структура с указанием учебных дисциплин, модулей, учебных тем, в процессе освоения которых будет формироваться данная компетенция и дескрипторы освоения компетенции с перечнем отличительных признаков по уровням.

Структура профессиональной компетентности, позволяющей педагогу осуществлять инновационную деятельность, разрабатывалась с учетом актуальных требований инновационного развития образования и с точки

зрения обеспечения выпускникам курсов повышения квалификации успешности в дальнейшей профессиональной деятельности, а также готовности к обучению на протяжении всей жизни. При разработке карты данной компетенции компетентности был определен состав действий, которые должен продемонстрировать педагог для подтверждения овладения профессиональной компетенцией при освоении образовательной программы повышения квалификации. Учитывая тот факт, что сегодня оценка инновационной деятельности во многом субъективна, основная задача на этом этапе - достичь понимания того, какие демонстрируемые действия являются проявлением данной профессиональной компетенции. При определении содержания компетенции учитывалось то, что инновационная деятельность педагога в первую очередь связана с его опытно-экспериментальной работой и проектной деятельностью, которая преимущественно осуществляется в команде профессионалов. Покомпонентный состав

Таблица 3

Дескрипторы уровней освоения компетенции

Ступени уровней освоения компетенции Отличительные признаки

ПОРОГОВЫЙ - ЗНАЕТ основы инновационного проектирования и разработки программ опытноэкспериментальной работы в образовании; некоторые технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; некоторые методы, способы инновационной деятельности; - УМЕЕТ отбирать некоторые методы, технологии, способы инновационной деятельности; оценивать их значение в образовательной практике; разрабатывать программы или проекты развития в образовательном учреждении; сотрудничать в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов; - ВЛАДЕЕТ технологиями (методами, средствами, способами] разработки и внедрения инновационных процессов в различных образовательных учреждениях; некоторыми приемами сотрудничества в группе, методами экспертизы результатов проектирования: информационными технологиями в инновационной деятельности.

ПРОДВИНУТЫЙ - ЗНАЕТ теоретические основы инновационного проектирования и разработки программ опытно-экспериментальной работы в образовании; содержание, технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; современные методы, способы инновационной деятельности; - УМЕЕТ отбирать некоторые методы, технологии, способы инновационной деятельности; проводить экспертизу результатов инновационных процессов; разрабатывать в групповой работе программы и проекты развития в образовательном учреждении; организовать (по мере необходимости] сотрудничество в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов; - ВЛАДЕЕТ технологиями разработки и внедрения программ опытно-экспериментальной работы в различных образовательных учреждениях; технологиями работы в группе, некоторыми методами экспертизы результатов проектирования: информационными технологиями в инновационной деятельности.

ВЫСОКИЙ - ЗНАЕТ теоретические основы инновационного проектирования и разработки программ опытно-экспериментальной работы в образовании; содержание, принципы, технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; современные методы, технологии, способы инновационной деятельности; - УМЕЕТ отбирать эффективные методы, технологии, способы инновационной деятельности; проводить экспертизу результатов инновационных процессов и оценивать их значение в образовательной практике; разрабатывать в групповой работе и по собственной инициативе программы и проекты развития в образовательном учреждении; организовать сотрудничество в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов; - ВЛАДЕЕТ современными технологиями внедрения инновационных процессов (инновационных проектов и программ опытно-экспериментальной работы] в образовательных учреждениях; технологией организации сотрудничества в группе и методами экспертизы результатов проектирования.

профессиональной компетенции, позволяющей педагогу осуществлять инновационную деятельность, представлен в табл. 1, 2 и 3.

Следует подчеркнуть, что использование карты компетенций позволяет не только осуществлять оценку освоения образовательной программы, но и обогащать любую образовательную программу повышения квалифика-

ции развитием готовности педагога к инновационной деятельности.

Таким образом, образовательные программы повышения квалификации сегодня призваны создавать условия для удовлетворения профессиональных потребностей развития педагога, овладения профессиональными компетенциями, соответствующими меняю-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37] 2013

щимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Профессиональные компетенции проявляются прежде всего в готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности, которая определяет направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы

образования, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

Достичь понимания в трактовке содержания профессиональной компетенции, проявляющейся в готовности педагогов к инновационной деятельности, позволяют карты компетенций, которые представляют собой совокупность требований к уровню сформи-рованности компетенции по окончании освоения образовательной программы.

Литература

1. Азарова Р. Н., Борисова Н. В., Кузов Б. В. Проектирование

федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций. Ч. 2. - М. ; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - С. 56-64.

2. Дука Н. А., Дука Т. О., Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чека-лева Н. В. Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании: моногр. / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 130 с.

3. Щербова Т. В Постдипломное педагогическое образование: подходы к понятию и прогнозированию // Образование и общество. - 2013. - № 2(79]. - С. 21-25.

4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Проспект, 2013. - 160 с.

Экспертная карта для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов

Признаки компетентности
Характеристики признаков (уровень выраженности)

1. Профессионально-педагогическая подготовленность.
Глубокое знание и понимание современного содержания школьного образования.
Умение на практике применять знания педагогики и психологии. Знание и владение приемами и средствами обучения и воспитания детей согласно современной парадигме образования.
Активное включение в образовательную систему в качестве профессионала. Осознанное применение полученных знаний на практике без поиска новых способов и средств осуществления процесса образования.
Не всегда осознанное применение полученных знаний на практике. Работа по ранее полученному образцу. Трудности в освоении современных педагогических технологий. Пробелы в знаниях индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Низкая степень осознанности полученных педагогических знаний. Отсутствие умения и стремления применять полученные знания на практике.

2. Профессионально- педагогическая деятельность.
Самостоятельная постановка научно-обоснованных целей, разработка содержания образования согласно поставленным целям. Разработка и апробация педагогических технологий. Использование результатов диагностики при осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к образованию детей школьного возраста.
Оценивание результата деятельности по достижению оптимального уровня развития детей.
Содержание дошкольного образования отбирается с учетом особенностей развития учащихся. Творческое применение методов и приемов развивающего обучения. Оценивание эффективности своей деятельности по достижению целей, поставленных в образовательных программах.
Владение набором вариативных методик, применение в соответствии с имеющимися условиями. Неумение выстраивать содержание образования с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к детям. Слабое владение современными педагогическими технологиями. Формальный подход к диагностике и применению ее результатов.
Пассивность в организации образовательного процесса. Отсутствие умения применять современные педагогические технологии. Не владение педагогической диагностикой.

3. Профессионально- педагогическая поисковая или исследовательская активность.
Наличие авторских материалов (программ, методических разработок). Включенность в инновационную педагогическую деятельность. Разработка передового педагогического опыта.
Наличие методических разработок по одному из направлений образовательной деятельности. Применение (адаптация) передового педагогического опыта.
Пассивность в инновационной педагогической деятельности.
Неприятие инноватики в образовании. Отсутствие корректированных учебных материалов.

4. Информационно-коммуникативная функция.
Создаются положительные эмоциональные условия для организации познавательной детской деятельности благодаря способности педагога передавать информацию, умение заинтересовать воспитанников.
Владение различными способами передачи познавательной информации.
Затруднения при передаче познавательной информации, неумение заинтересовать детей в данной информации.
Равнодушие при организации познавательной детской деятельности.

5. Регулятивно-коммуникативная функция.
Владение моделью личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком.
Общение чаще происходит по инициативе педагога, не всегда учитывается желание ребенка.
Общение с позиции поучения, порицания. Чаще дисциплинарная модель общения.
Уход от общения с ребенком, раздраженное неприятие.

6. Гностический компонент профессионально- педагогической деятельности.
Высокая степень самокритичности при оценке достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности.
Достаточно критичный подход к оценке собственной деятельности.
Завышенная самооценка. Отсутствие объективности в самоанализе деятельности.
Отсутствие стремления анализировать собственную деятельность

7.Коммуникативный компонент профессионально- педагогической деятельности.
Высокий уровень эффективности регулирующей (корректирующей) работы по отношению к действиям и поступкам детей в процессе усвоения информации. Умение педагога регулировать процесс общения. Общение строится на личностно- ориентированной модели. Умение строить с детьми деловые и эмоционально- интимные контакты. Способность организовать обмен профессионально- значимой информацией.
Умение строить общение с различными участниками образовательного процесса, поддерживать деловые контакты с коллегами, эмоциональные и деловые контакты с детьми. Участие в обмене профессионально- значимой информацией.
Авторитарный стиль общения с коллегами и детьми. Отсутствие личностно- ориентированного взаимодействия. Малая эффективность деловых контактов с детьми.
Неумение педагога устанавливать контакты с деть- ми, коллегами и родителями. Низ- кий уровень взаимодействия с участниками образовательного процесса. Отсутствие деловых регулярных контактов.

8. Организаторский компонент профессионально- педагогической деятельности.
Умение организовать работу участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей) в различных ситуациях. Глубокое понимание своих обязанностей, анализ и самоконтроль их исполнения, регулирование и коррекция нормативно - предусмотренной деятельности в зависимости от ситуации. Умение на высоком научном уровне организовать педагогическую деятельность, используя оптимальные пути решения образовательных задач (на основе планирования, самоанализа, самооценки, определения приоритетов).
Умение организовать детей и родителей. Знание своих обязанностей, аналитический подход к педагогической деятельности, умение организовать собственную педагогическую деятельность.
Слабый уровень организации детей и родителей. Знание своих обязанностей, но формальный подход к их исполнению. Отсутствие самооценки и самоконтроля в организации собственной деятельности.
Отсутствие организаторских способностей. Неглубокое знание своих обязанностей. Отсутствие самоанализа, самооценки, неумение выделить приоритеты в педагогической деятельности.

9. Конструктивно- проектировочный компонент профессионально- педагогической деятельности.
Умение проектировать образовательные мероприятия с учетом приоритетов в образовательном процессе. Высокая сформированность перспективного видения развития образовательной системы, своего места в ней на основе анализа закономерностей ее реального развития.
Умение проектировать образовательные мероприятия. Видение перспектив развития собственной педагогической деятельности.
Слабо выраженные проектировочные умения. Отсутствие перспективного видения развития образовательной системы и собственной педагогической деятельности.
Отсутствие проектировочных умений. Неумение работать на перспективу.

Если педагог обладает следующими признаками профессиональной компетентности, то уровень ее может быть следующим:

Оптимальным
Достаточным
Критическим
Недостаточным

Заголовок 615


Приложенные файлы

Целью констатирующего этапа исследования являлось изучение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Исследование проводилось на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 75». В нем приняли участие 30 педагогов. Обобщив основные подходы к понятию «профессиональная компетентность» мы выделили следующие критерии для диагностики:

Знания о содержании, формах и методах работы с семьей;

Умения организовывать взаимодействие с семьей;

Способность педагога к саморазвитию.

В соответствии с данными критериями в исследовании были использованы следующие методики:

1. Методика «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ» (Т. Сваталова).

Цель: выявить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Инструкция: «Уважаемый педагог! Прошу Вас заполнить диагностическую карту. Оцените Ваш уровень профессиональной компетентности по 4 -балльной шкале:

3 балла - показатель присутствует в полной мере;

2 балла - показатель присутствует не в полной мере;

1 балла - присутствует в деятельности в меньшей мере;

0 баллов - показатель отсутствует.

Обработка результатов: осуществляется путем подсчета баллов и определения уровня профессиональной компетентности.

97-144 балла - оптимальный уровень профессиональной компетентности

49-96 балла - достаточный уровень профессиональной компетентности

48-20 балла - критический уровень профессиональной компетентности

менее 19 баллов - недопустимый уровень профессиональной компетентности.

1. Методика «Диагностика способности педагога к саморазвитию» (Т. Сваталова).

Цель: выявить уровень способности к саморазвитию у педагогов ДОУ.

Инструкция: «Определите по 5-балльной системе выраженность у Вас способности к саморазвитию».

Обработка результатов:

75-55 баллов - активное развитие;

54 -36 баллов - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;

35-15 - остановившееся развитие.

2. Карта оценки профессионального мастерства и знаний педагогов в области организации взаимодействия с семьями воспитанников (В.Зверева).

Цель: выявить сформированность знаний и профессиональных умений в организации взаимодействия с семьями воспитанников.

Процедура проведения: старший воспитатель заполняет на всех педагогов карты оценки, используя следующую шкалу: 3 балла - высокая степень выраженности критерия, 2 балла - средняя степень выраженности критерия проявляется не всегда), 1 балл - низкая степень выраженности критерия (проявляется редко).

Обработка результатов:

0-11- низкий уровень

12-23- средний уровень

24-36- высокий уровень

Анализ результатов исследования

В результате проведения диагностики педагогов ДОУ на основе выделенных нами критериев, мы изучили уровень профессиональной компетентности педагогов и особенностей их взаимодействия с родителями.

Проведем анализ полученных результатов. На рисунке 1 представлены показатели уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов по методике Т. Сваталовой.

Мы видим из рисунка 1, высокий уровень профессиональной компетентности отмечается у 20% педагогов, средний уровень профессиональной компетентности отмечается у 53% и низкий уровень выявлен у 27% педагогов.

Рис.1.

Эти результаты указывают на то, что преобладающими являются средний и низкий уровни профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Охарактеризуем более подробно профессиональную компетентность педагогов каждой группы.

Итак, в первую группу педагогов с высоким уровнем вошли те, у которых отмечается высокий уровень сформированности профессиональных педагогических знаний, а именно: знаний о законах развития ребенка и технологиях взаимодействия с ним, знание современных концепция воспитания и обучения, знания психологических особенностей процесса обучения и воспитания дошкольников, владение методиками развития детей, знание содержания и методов организации работы с семьей, что особенно важно в рамках нашего исследования.

Педагоги с высоким уровнем профессиональной компетентности в процессе обучения и воспитания эффективно выстраивают педагогический процесс, опираются на диагностику освоения программы, учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей, активно используют современные технологии в обучении и воспитании.

Кроме того, педагоги данной группы в процессе развития детей выбирают такие формы и методы, которые способствуют развитию самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации, то есть важных личностных характеристик ребенка. Педагоги создают условия для взаимодействия между детьми и взрослыми, умеют эффективно организовывать работу с детьми не только индивидуально, но и подгрупповую работы, и фронтальную работу.

Основой профессиональной деятельности педагогов данной группы является эффективное планирование воспитательной и образовательной работы, четкая постановка задач, умение координировать план работы на основе анализа эффективности предыдущей деятельности, правильно отбирать методы, формы и приемы.

Для педагогов с высоким уровнем профессиональной компетентности характерно то, что они эффективно умеют устанавливать коммуникацию как с родителями, так и с детьми. У них сформированы исследовательские навыки, они стремятся при столкновении с проблемами в своей профессиональной деятельности находить их решение, анализируют собственную деятельность, умеют осуществлять контроль над своей деятельностью, прогнозировать те или иные результаты.

У педагогов со средним уровнем профессиональной компетентности отмечаются следующие особенности. Эти педагоги обладают достаточным запасом профессиональных педагогических знаний и профессиональных умений. Но, в тоже время, часто профессиональные умения часто отстают от профессиональных знаний, либо представляют собой разрозненную систему. Не всегда педагоги данной группы способны применять на практике имеющиеся у себя знания. В работе с детьми педагоги данной группы опираются на учет возрастных и индивидуальных особенностей, адекватно подбирают разные методы и приемы, но не всегда ориентируются на современные технологии.

Педагоги данной группы анализируют свою деятельность, умеют ее планировать, но не всегда осуществляют контроль и не всегда своевременно вносят изменения в запланированную деятельность, что могли бы повысить ее эффективность. Они преимущественно опираются на те методы и приемы, которые носят традиционный характер и уже доказали свою эффективность, не всегда открыты чему-то новому.

Третью группу составляют педагоги с низким уровнем профессиональной компетентности. Эти педагоги характеризуются тем, что у них отмечается недостаточный запас профессиональных знаний и умений. Это отражается на качестве профессиональной деятельности. В своей работе педагоги данной группы не всегда правильно и эффективно используют разнообразные методы и приемы, у них отмечаются трудности в планировании воспитательно-образовательной работы, ее анализе, Организации взаимодействия с детьми и родителями, в планировании работы и прогнозировании ее результатов. Кроме того, этим педагогами сложно реализовывать индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, учитывать их особенности и стремится к развитию их личности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что профессиональная деятельность педагогов ДОУ сформирована на разном уровне.

В основном, профессиональная компетентность выше у педагогов с большим стажем работы, но это не обязательно так. Проведенное нами исследование показало, что многим педагогам не хватает исследовательских умений, не хватает активности в саморазвитии, стремления опираться на современный передовой педагогический опыт, двигаться вперед. Педагоги все-таки сохраняют некоторую консервативность, что препятствует повышению их профессиональной компетентности.

Далее с помощью методики «Оценка способности педагогов к саморазвитию» Т. Сваталовой мы выявили способности к саморазвитию у воспитателей ДОУ. Полученные нами результаты представлены на рисунке 2. Как видно из рисунка 2, высокий уровень способности к саморазвитию сформирован только у 20% педагогов, средний уровень представлен у 47%, низкий уровень у 33% педагогов.


Рис.2.

Согласно полученным результатам мы видим, что способность к саморазвитию у воспитателей ДОУ в целом сформирована недостаточно, у них преобладает средний и низкий уровень. Результаты данной методики могут свидетельствовать также о том, что недостаточное развитие способности к саморазвитию выступает как негативный фактор в повышении профессиональной компетентности педагогов, поскольку в этом случае у педагога отсутствует стремление к повышению своей профессиональной компетентности, либо оно слабо выражено. А отсутствие мотивации является фактором, препятствующим развитию.

Качественный анализ результатов по данной методике показывает, что педагоги с высоким уровнем способности к саморазвитию стремятся изучать не только себя, но и своих воспитанников, стремятся постоянно расширять свой кругозор, свои профессиональные знания. Столкновение с какими-либо трудностями стимулирует их развитие, стремление найти выход. Педагоги с высоким уровнем способности к саморазвитию стремятся постоянно анализировать свой опыт, рефлексировать свою деятельность, активно участвовать в профессиональной жизни, являются открытыми к новому опыту и не боятся ответственности.

У педагогов со средним уровнем способности к саморазвитию отмечается наличие интереса к расширению своих профессиональных знаний и умений, к чему-то новому, но активность в процессе познания себя и окружающих людей, своих воспитанников, у них немного снижена. Чрезмерная ответственность, возникновение определенные трудностей выступает часто для них препятствиями, которые блокируют их стремление продолжать данную деятельность.

Педагоги с низким уровнем способности к саморазвитию характеризуется тем, что они не стремятся расширять свои профессиональные знания, часто закрыты для нового опыта, не анализируют самостоятельно свою профессиональную деятельность, избегают трудностей, проблем, неактивны в жизни профессионального сообщества.

Обобщая результаты по данной методике, мы можем сделать вывод о том, что способность к саморазвитию у педагогов ДОУ является сформированной недостаточно, что препятствует повышению их активности в процессе профессионального развития и негативно сказывается на повышении профессиональной компетентности в целом.

При помощи методики В.Зверевой мы провели оценку знаний и профессиональных умений педагогов в организации взаимодействия с родителями. Полученные нами результаты представлены на рисунке 3.


Рис.3.

Мы видим, высокий уровень знаний и умений организации взаимодействия с родителями отмечается только у 17% педагогов, средний уровень характерен для 46%, низкий уровень - для 37% педагогов.

Качественный анализ результатов позволил нам выявить особенности каждого уровня. Высокий уровень сформированности знаний и профессиональных умений педагогов в организации взаимодействия с родителями отличается тем, что педагоги понимают сущность взаимодействия с родителями, видят конкретные задачи этого взаимодействия, они умеют подбирать и преподносить родителям информацию, относящуюся к процессу обучения и воспитания детей, их развития. Формы и методы работы они подбирают в соответствии с поставленными задачами, делают это правильно, эффективно применяют разные формы работы. Владеют навыками изучения семьи, умеют выстраивать общение с родителями на основе знаний о семье, об уровне педагогической культуры родителей, учитывать индивидуальные особенности родителей. В своей профессиональной деятельности опираются на передовой педагогический опыт.

Педагоги со средним уровнем характеризуются тем, что их знания о сущности взаимодействия с родителями не всегда согласуются с их практическими действиями, не всегда они готовы применять на практике передовой педагогический опыт. При выборе форм и методов работы с родителями они не всегда четко видят задачи, которые необходимо решить. Умеют информировать родителей по разным вопросам учебно-воспитательного процесса. Во взаимодействии не всегда проявляют гибкость и недостаточно учитывают особенности семьи, уровень педагогической культуры родителей.

Для низкого уровня свойственны такие особенности. Педагоги имеют слабые, бессистемные знания о взаимодействии с родителями. Работу не планируют на основе анализа особенностей семьи. Выбор форм и методов работы часто носит стихийный характер. Имеют недостаточно знаний о передовом педагогическом опыте и не используют его в своей работе. Им не свойственна гибкость в общении с родителями.

Обобщая результаты констатирующего эксперимента, мы можем сформулировать следующие выводы.

1. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ сформирована на разном уровне. Преобладающим у педагогов является средний уровень сформированности профессиональной компетентности.

2. Способность к саморазвитию как один из важнейших компонентов профессиональной компетентности сформирована у педагогов ДОУ недостаточно.

3. Большинство педагогов проявляют интерес к новым знаниям, но они не всегда активны в приобретении новых знаний, в их совершенствовании, избегают различных трудностей и препятствий.

4. Эффективность взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ также является сформированной преимущественно на среднем и низком уровне. Не все педагоги обладают достаточными знаниями о сущности взаимодействия с родителями и особенностями организации этого процесса.

Оценочные карты

профессиональной компетентности и результативности деятельности

педагога ДОУ

Ф. И.О. педагога__________________________________________________________________________

Место работы____________________________________________________________________________

Должность_______________________________________________________________________________

1. Оценочная карта самоанализа и самооценки профессиональной компетентности педагога ДОУ по реализуемым педагогическим функциям.

Педагогическая функция

I. Показатели профессиональной компетентности педагога ДОУ

Шкала баллов

Оценка в баллах

Подтверждение результатами методической работы и достижениями воспитанников

Формирующая функция

1.1 Опора в деятельности на современные психолого-педагогические концепции воспитания, обучения и развития детей .

1.2. Наличие прочных разносторонних знаний по методикам дошкольного образования .

1.3. Способы мотивации деятельности детей

1.4. Способы развития творческих проявлений детей в разных видах деятельности

Диагностическая функция

2.1. Используемые методы диагностики уровня воспитанности, обученности и развития.

Наличие пакетов диагностических методик, краткий анализ успешности их применения в воспитательно - образовательном процессе.

2.2. Умения всесторонне охарактеризовать личность ребенка и детского коллектива

2.3. Успешность использования конкретных методов диагностики на практике

Прогностическая функция

3.1. Уровень владения знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива

Наличие материалов выступлений по проблеме в системе методической работы в ДОУ, на муниципальном, областном уровне.

3.2. Уровень знаний «зоны ближайшего развития» каждого ребенка

3.3. Уровень умений на основе диагностических данных и знаний «зоны ближайшего развития» каждого ребенка, перспектив его развития строить образовательный процесс.

Конструктивная функция

4.1. Умения комплексно планировать свою деятельность на основе знаний теории управления, психологических и дидактических основ построения педагогического процесса.

Уровень разработанности:

Краткий анализ разработанных материалов

Перспективных и тематических планов;

Конкретных образовательных мероприятий с детьми;

Системы диагностики уровня воспитанности, обученности и развития детей.

Организаторская функция

5.1. Уровень владения знаниями в области теории и психологии организаторской деятельности

Наличие материалов выступлений по проблеме в системе методической работы в ДОУ, на муниципальном, областном уровне.

5.2. Уровень сформированности умений в организации разных видов детской деятельности.

5.3. Уровень сформированности культуры поведения детей

Коммуникативная функция

6.1. Умения организовать учебно - воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества

Наличие материалов выступлений по проблеме в системе методической работы в ДОУ, на муниципальном, областном уровне.

6.2. Уровень владения психолого-педагогическим тактом

6.3. Умения создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе

6.4. Использование современных информационных технологий , наглядности и технических средств обучения.

6.5. Взаимодействие с родителями воспитанников

Аналитическая функция

7.1. Умения осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности (указываются используемые методики самоанализа и самооценки)

Наличие материалов самоанализа открытых мероприятий. Краткий анализ вносимых по результатам самоанализа корректив в воспитательно - образовательном процессе.

7.2. Умения вносить коррективы в образовательный процесс (указываются основные коррективы)

Исследовательская функция

8.1. Применение оригинальных способов решения педагогических задач и эффективность их использования

Краткий анализ с указанием выступлений по обмену опытом и по результатам участия в опытно – экспериментальной работе.

8.2. Применения современных педагогических технологий (указывается каких) и эффективность их использования

8.3. Участие в исследовательской, опытно-экспериментальной работе и эффективность использования наработанных материалов в педагогической деятельности

максимальное количество баллов-90

2. Оценочная карта результатов методической деятельности педагога ДОУ


Направление методической деятельности

Перечень разработанных методических материалов

Краткая аннотация (с указанием новизны и практиченской значимости

Шкала баллов

Оценка в баллах

Соответствие предметной среды группы принципам развития

Программно – методическое обеспечение:

2.1. Использование комплексных программ

2.2. Использование парциальных программ

Пакеты диагностических методик для выявления уровня воспитанности и обученности детей

Пакеты контрольно – измерительных материалов для выявления уровня воспитанности и обученности детей

Участие в работе педагогических советов, семинаров, методических объединений

Максимальное количество баллов 90

3. Оценочный карта результатов воспитательно-образовательной работы с детьми

Критерии оценивания

Показатели оценки

Шкала баллов

Оценка в баллах

Уровень подготовки воспитанников соответствующий федеральным государственным требованиям:

1.1. Физическое развитие и оздоровительная работа с детьми

1.2. Познавательное – речевое развитие детей

2.3. Социально – личностное развитие детей

1.4. Художественно – эстетическое развитие детей

Творческие успехи воспитанников

2.1. Результаты участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях на уровне ДОУ

2.2. Результаты участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях на муниципальном уровне

2.3. Результаты участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях на региональном уровне

4. Оценочная карта участия педагога в инновационной деятельной

Форма участия,

Наработанные материалы за последние 5 лет

Краткая аннотация

Максимально возможное количество баллов

Набранное количество баллов

Уровень образовательного учреждения

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всего баллов:

5 . Оценочная карта участия педагога в конкурсах за последние 5 лет

Уровень конкурса

Тема, проблема, с которой участвовал в конкурсе

Подтверждающие материалы

Максимально возможное количество баллов

Набранное количество баллов

Уровень ОУ

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Максимальное количество баллов – 35

Для аттестуемого: Дата_________________ _________________Подпись

 

 

Это интересно: