→ Былины источник знаний о киевской руси презентация. Презентация "былины древней руси". Стилистические особенности былин

Былины источник знаний о киевской руси презентация. Презентация "былины древней руси". Стилистические особенности былин

Которые прославились во времена княжения князя Владимира. О том, как сражались богатыри за русские крепости, как приглашали крестьянских богатырей в княжескую дружину тоже мы узнали из былин.

Былины прославляли военные подвиги русских богатырей в борьбе с половцами и печенегами. Однажды князь печенегов предложил встретиться на поле боя двум богатырям - печенежскому и русскому. Владимир дал согласие. На поле боя вышел богатырь печенегов. Он был такой огромный и страшный, что никто из дружинников Владимира не решился выйти на поединок с ним.
Тогда к князю обратился один горожанин, который сказал, что есть у него младший сын Никита Кожемяка. Горожанин рассказал, что однажды Никита рассердился и разорвал телячью кожу, которую держал в руках. Такой он был сильный. Владимир решил испытать Никиту и пустил на него разъяренного быка. Никита схватил быка за рога и повалил его. Понял Владимир, что обладает Никита великой силой.

Но был Никита маленького роста. Когда вышел он сражаться с печенегом-великаном, то печенежские воины засмеялись. Не верили они, что Никита сможет победить в этом бою. Но русский богатырь схватил печенега, поднял его и бросил на землю. Владимир был так восхищен небывалой силой Никиты, что взял его к себе в дружину. Стал Кожемяка из простого кожевенника знатным человеком.

В былинах содержится немало рассказов о хитрости и уме русских людей, которые иногда обманом побеждали печенегов. Заставляли их без боя возвращаться в степь.

В былинах славили и женщин, которые не силой, но хитростью побеждали врагов ,

как Василиса Мукулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское, татарское и представив шись послом из Золотой Орды.

В былинах рассказывается о княжеских пирах, о богатстве княжеского двора, о боярах и дружинниках князя, о том, как они собирали дань с соседних народов. Самого князя Владимира за его славные государственные дела в былинах называли Владимир Красное Солнышко Работа по картине В.М. Васнецова «Три богатыря»

Что бы лучше понять, о ком говорится в былинах, мы с вами рассмотрим картину Васнецова «Три богатыря», потому что она лучше всех раскрывает нам славу русских богатырей.

Пристально смотрят вдаль Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец, неустанно охраняют они границы земли русской. Сильны и величественны богатыри, крепки их кони. Кто из богатырей изображен в центре? (В центре картины самый старший богатырь - Илья Муромец. ) Растрепал ветер его седые волосы. Внимательно смотрит он из-под руки, нет ли где ворога. Он в кольчуге, в руке копье, готов к сражению богатырь. Илья Муромец - любимейший герой русских былин. Подвиги его не могут изгладиться в памяти народа - людей ведь он охранял от лютого врага. Это олицетворение несокрушимой силы богатырской дружины, могучий охранитель Киева от «поганой орды», налетавшей на православную Русь. Он с честью-славой несет службу Родине. Один Илья Муромец остается всегда «надежей» ласкового князя Владимира. Илья Муромец, крестьянский сын, богат смелою правдой-маткой. Не по сердцу иногда князьям правда мужицкая, серая, «неумытая». Попадает за нее Илья Муромец в погреба , за затворы железные. Но это не умаляет его правдолюбия, не мирится он с «кривдой-лестью». Потому-то и помнит о нем Русь.

В былинах рассказывается, что «во городе Муроме, да селе то Карачарове» родился Илья Муромец в простой крестьянской семье. Отца звали Иваном. Родился больным и хилым. Ноги у него были такие слабые, что он не мог ходить. Вот и положили родители Илью на печь. Так он и пролежал там тридцать лет и три года. Уже взрослым стал Илья, борода у него выросла, а ничего не мог он делать из-за своей болезни. Ни поле пахать, ни скот пасти, ни на охоту ходить.

Однажды пришел в избу к Илье Муромцу кудесник - старик в белой одежде и с длинной белой бородой. Увидел Илью и стал стыдить его за лень и безделье. А затем предсказал ему, что станет он великим воином-богатырем, защитником родной земли. Удивился Илья: «Как же я смогу подвиги совершать, если всю жизнь на печи пролежал?». А кудесник ему отвечал: «А ты встань, попробуй, может быть и получится!». Слез Илья с печи, опустил ноги на пол и почувствовал в себе силу могучую. Оглянулся кругом, а кудесника-то и нет.

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо -

Получается на славу!

Просмотр клипа на песню «Богатырская наша сила»

«Музыка Древней Руси» - Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения. Русь христианская. Хоровое пение на Руси включалось в число учебных предметов. В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка.

«Культура и быт Древней Руси» - Что такое культура? Здесь находился парадный въезд «в город Ярослава». Культура (лат. culture) – возделывание, обработка, улучшение. Инициалы древнерусских книг (украшенные буквицы). Страница летописи «Повесть временных лет». Апсиды. Фрески Софийского собора в Киеве. София Полоцкая - кафедральный собор города Полоцка.

«Архитектура на Руси» - Владимиро-Суздальское княжество (12 в). В сходном по типу Дмитриевском соборе во Владимире (1193-1212) больше массивности. Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика. Московское княжество. С конца 14 в. Ведущая роль в художественной культуре переходит к Москве. Псков (13-15 вв). Стены собора богато украшены резными рельефами.

«Быт и нравы Древней Руси» - Основным значением слова «дом» на Руси было - хозяйство. Положение женщины на Руси. 3. Сени – холодные переходы между строениями. 2. На Руси женщина обладала целым рядом прав. 1. И.Е. Забелин. Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. К. Е. Маковский. Быт и нравы Древней Руси.

«Культура Руси IX-XIII» - Височные кольца. Скифскаяпектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников. Успенская церковь. Константин (Кирилл)-филосов для записи церковных текстов на славянском языке. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Бытовая культура.

«Особенности древнерусской культуры» - Изучить особенности культуры Древней Руси. Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Культура Руси. О каких событиях повествуют былины? Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством. Культура Древней Руси в домонгольский период.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Вещественные Вещественные источники- это предметы, которые люди сохранили или нашли в результате археологических раскопок. К ним относятся: орудия труда, украшения, посуда, клады(монеты), одежда, избы(усадьбы)… источники Письменные К письменным источникам относятся: летописи жития... договоры письма грамоты источники Это песни, сказки, былины. Былины – это историческая память народа о временах Киевской Руси –Древнерусского государства. Устные источники Былины – источник знаний о Киевской Руси В древности сказители былин не рассказывали, а напевали их, подыгрывая себе на гуслях. Гусли – щипковый народный инструмент А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!Не скакать врагам по нашей Земле!Не топтать их коням Землю Русскую!Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается!И века простоит – не шелохнётся! Богатыри ─ главные герои былин. Виктор Михайлович Васнецов. «Богатыри». Илья Муромец АлёшаПопович Самым известным среди богатырей былИлья Муромец -спокойный, мужественный, суровый, самый сильный из богатырей, символ крестьянской мудрости. Добрыня Никитич-олицетворениевежливости и изящного благородства. Алёша Попович -символ хитрости, лукавый и мечтательный. Былинный герой - воплощение лучших качеств народа:служение Родине,мужество,справедливость, чувство собственного достоинства. Былины рассказывали о странствиях богатырей в поисках подвигов… …о битвах с врагами… «Вольга и Микула Селянинович» Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются. А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места сдвинуть. Тут поехал Вольга со всей дружиною. Тридцать человек без единого, облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули. Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одною рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул «Святогор-богатырь» Высоки на Руси святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, только Святогор-богатырь между утёсов разъезжает на своём могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, с горы на гору переступает. Ростом Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются. Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг – впереди живой человек идёт. Идёт невзрачный мужичонка, лаптями притоптывает, на плече несёт суму перемётную.Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться – стал мужичка догонять. Тот себе идёт на торопится, с Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может.. Закричал ему Святогор:Эй, прохожий молодец, подожди меня!Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:- Что у тебя за ноша в этой сумочке? Хотел Святогор сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать – не шелохнется. Слез Святогор с коня, ухватил сумочку двумя руками, рванул изо всей силы – только до колен поднял. Глядь – а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло. Садко В славном Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гуселки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко.Садка не зовут на почестен пир,Другой не зовут на почестен пир, И третий не зовут на почестен пир.По том Садко соскучился.Как пошёл Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гуселки яровчаты..Как тут-то в озере вода всколыбалася,Показался царь морской:-Ай же ты, Садко, новгородский!Не знаю, чем буде тебя пожаловатьЗа твои утехи за великие,За твою-то игру нежную? Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,Как начал плясать царь морской во синем море,Как расплясался царь морской –Во синем море вода всколыбалася,Со жёлтым песком вода смутилася,Стало разбивать много кораблей на синем мореСтало много тонуть людей праведных.Садко струночки на гуселках повыдернул,Шпенёчки во яровчатых повыломал.Говорит ему царь морской:Ай же ты садко новогородский!Что же не играешь в гуселки яровчаты?- У меня струночки во гуселках выдернулись,А шпенёчки во яровчатых повыломались Вставал Садко поутру ранёшенько,Поглядит: идёт триста красных девушекОн перво триста девиц пропустил,И друго триста девиц пропустил,И третье триста девиц пропустил.Позади шла девица-красавица,Красавица девица Чернавушка,Брал тую Чернавушку за себя замуж. Как ложился спать Садко во первую ночь, так проснулся Садко в Нове-городе,О реку Чернаву на крутом кряжу.Как поглядит – ажно бегут его червлёные корабли по Волхову.Не стал больше ездить Садко на сине море, стал поживать Садко в Нове-граде. Собиратели былин Кирша ДаниловЕго сборник, содержащий 26 былин, с 1804 года переиздавался 8 раз. Рыбников Павел НиколаевичВ 1861-67г. изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Александр Фёдорович Гильфердинг«Онежские былины», записанные А.Ф. Гильфердингом» переиздавались 4 раза. Книги о богатырях Мультфильмы о богатырях Сказка Былина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют с древнейших времён. 2.Оба жанра в то время – произведения устного народного творчества. Различия:1.Сказка основана на вымысле.2.Сказки «рассказывали». 1. Былина основана на реальных событиях, с элементами вымысла.2. Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей. Былина быль Было на самом деле − рассказ об истории земли Русской, о подвигах народных героев. сказка Народные героиобладают фантастической силой, расправляются с чудовищами. + Какие знания о Киевской Руси несут былины?Это знания:- о быте крестьян, их орудиях труда, особенностях труда землепашцев; о жизни дружинников, их вооружении, службе у князя; о купцах, их кораблях и товарах, развлечениях и торговле: о службе богатырей на окраинах Киевской Руси и т. д. И не сказка, и не быль. , Ц=Л Былина Б№1 =Д, Добрыня? О Ч=Ц Муромец, Садко ГОСВАБЯРЫТЬОГТРО Святогор-богатырь Выпишите отдельно сначала красные, а потом фиолетовые буквы. Составьте из них слова, и у вас получится имя былинного богатыря. К и е в с к а я Р у с ь Выпишите отдельно синие и красные буквы от самой большой досамой маленькой. Название какого государства у вас получилось? Киевская Русь. Подготовить выразительное чтение былины «Никита- кожемяка».Читать текст в учебнике.Ответить на вопросы учебника.


Приложенные файлы




Первый бой Ильи Муромца Как хватил Илья коня плёточкой, взвился Бурушка - Косматушка, проскочил полторы версты. Где ударили копыта конские, там забил ключ живой воды. У ключа Илюша сырой дуб срубил, над ключом сруб поставил, написал на срубе такие слова: " Ехал здесь русский богатырь, крестьянский сын Илья Иванович ". До сих пор льётся там родничок живой, до сих пор стоит дубовый сруб, а в ночи к ключу студёному ходит зверь - медведь воды испить и набраться силы богатырской. И поехал Илья к Киеву. Ехал он дорогой прямоезжей мимо города Чернигова. Как подъехал он к Чернигову, услыхал под стенами шум и гам: обложили город татар тысячи. От пыли, от пару лошадиного над землёю мгла стоит, не видно на небе красного солнышка. Не проскочить меж татар серому заюшке, не пролететь над ратью ясному соколу. А в Чернигове плач да стон, звенят колокола похоронные. Заперлись черниговцы в каменный собор, плачут, молятся, смерти дожидаются: подступили к Чернигову три царевича, с каждым силы сорок тысячей. Разгорелось у Ильи сердце. Осадил он Бурушку, вырвал из земли зелёный дуб с каменьями да с кореньями, ухватил за вершину да на татар бросился. Стал он дубом помахивать, стал конём врагов потаптывать. Где махнёт - там станет улица, отмахнётся - переулочек. Доскакал Илья до трёх царевичей, ухватил их за жёлтые кудри и говорит им такие слова:


Эх вы, татары - царевичи! В плен мне вас, братцы, взять или буйные головы с вас снять? В плен вас взять - так мне девать вас некуда, я в дороге, не дома сижу, у меня хлеб в тороках считанный, для себя, не для нахлебников. Головы с вас снять - чести мало богатырю Илье Муромцу. Разъезжайтесь - ка вы по своим местам, по своим ордам да разнесите весть, что родная Русь не пуста стоит, есть на Руси могучие богатыри, пусть об этом враги подумают. Тут поехал Илья в Чернигов - град, Заходит он в каменный собор, а там люди плачут, с белым светом прощаются. - Здравствуйте, мужички черниговские, что вы, мужички, плачете, обнимаетесь, с белым светом прощаетесь? - Как нам не плакать: обступили Чернигов три царевича, с каждым силы сорок тысячей, вот нам и смерть идёт. - Вы идите на стену крепостную, посмотрите в чистое поле, на вражью рать. Шли черниговцы на стену крепостную, глянули в чистое поле, - а там врагов побито - повалено, будто градом нива посечена. Бьют челом Илье черниговцы, несут ему хлеб - соль, серебро, золото, дорогие ткани, камнями шитые.


Добрый молодец, русский богатырь, ты какого роду - племени? Какого отца, какой матушки? Как тебя по имени зовут? Ты иди к нам в Чернигов воеводой, будем все мы тебя слушаться, тебе честь отдавать, тебя кормить - поить, будешь ты в богатстве и почёте жить. Покачал головой Илья Муромец: - Добрые мужички черниговские, я из - под города из - под Мурома, из села Карачарова, простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять. Стали просить Илью черниговцы хоть денёк у них перебыть, попировать на весёлом пиру, а Илья и от этого отказывается: - Некогда мне, люди добрые. На Руси от врагов стон стоит, надо мне скорее к князю добираться, за дело браться. Дайте вы мне на дорогу хлеба да ключевой воды и покажите дорогу прямую к Киеву. Задумались черниговцы, запечалились:


Эх, Илья Муромец, прямая дорога к Киеву травой заросла, тридцать лет по ней никто не езживал... - Что такое? - Запел там у речки Смородиной Соловей - разбойник, сын Рахманович. Он сидит на трёх дубах, на девяти суках. Как засвищет он по - соловьиному, зарычит по - звериному - все леса к земле клонятся, цветы осыпаются, травы сохнут, а люди да лошади мёртвыми падают. Поезжай ты, Илья, дорогой окольной. Правда, прямо до Киева триста вёрст, а окольной дорогой - целая тысяча. Помолчал Илья Муромец, а потом и головой тряхнул: Не честь, не хвала мне, молодцу, ехать дорогой окольной, позволять Соловью - разбойнику мешать людям к Киеву путь держать. Я поеду дорогой прямой, неезженой! Вскочил Илья на коня, хлестнул Бурушку плёткой, да и был таков, только его черниговцы и видели!




« Богатыри » Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова,) Богатыри Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Виктора Васнецова Богатыри Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Виктора Васнецова








Тема урока: Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Образовательные цели: актуализировать знания учащихся о Киевской Руси, принятии христианства, знакомить с былинами, их особенностями и отражением в них реальных исторических событий.

Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще. Формировать понимание ценности мирного труда, уважение к людям труда.

Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.

Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал - презентация по теме, аудиозапись «гусли», «былина», карточки со словами для словарной работы, красные и зелёные карточки для фронтального опроса, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы - коррекционные упражнения по теме урока.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение.

1. Беседа по вопросам:

Какое древнерусское государство мы изучали на прошлых уроках?

В каком веке оно возникло? Покажите 9 век на ленте времени, его начало, середину и конец.

Выберите карточку с годом основания Киевской Руси и прикрепите его под лентой времени.

Кто был первым киевским князем? Что вы о нем знаете?

Каких еще киевских князей вы можете назвать? Чем они прославились?

2. Расположите карточки парами:

Владимир Красное Солнышко

Олег Вещий

Святослав

Крещение Руси

Завоевание Царьграда

Двойной сбор дани

Упорядочение сбора дани

Войны с хазарами и печенегами

    Дополните пары нужными карточками с датами:

879 год - основание Киевской Руси

988 год - принятие христианства на Руси

    Мы говорили о том, что князь Владимир стремился к объединению всех славянских племён. Он хотел сделать это с помощью веры. Сначала он хотел укрепить старые, языческие верования.

Кто такие язычники?

Каких языческих славянских богов вы можете назвать?

Что сделал Владимир для укрепления языческой веры?

Но Владимира не устраивала старая вера, потому что каждое племя верило в своих богов, да и жертвы, зачастую человеческие, отвращали князя от языческих ритуалов. Он решил узнать больше о других верах.

Что он для этого сделал?

Какая вера больше всего понравилась Владимиру? Почему?

При каких обстоятельствах он сам принял христианство?

Как происходило крещение в Киеве?

Какие изменения в жизни людей последовали за принятием христианства на Киевской Руси?

    Сообщение темы и целей урока.

(Начало работы с презентацией)

Мы выяснили, что Киевская Русь образовалась в конце 9 века. Сегодня мы много знаем о том, как жили люди в этом государстве. Откуда мы это знаем? Вспомните, что такое исторические памятники? Это то, что позволяет нам получить информацию о прошлом. Какие бывают исторические памятники? Вещественные - дошедшие до нас предметы того времени (слайд 1), письменные - летописи, грамоты (слайд 2) и устные (слайд 3). Произведения народного творчества, которые не записывали, а передавали из уст в уста - песни, сказки, былины.

И сегодня мы с вами будем говорить о былинах. Мы послушаем былины, почитаем их и узнаем, какие знания о Киевской Руси мы из них получаем. Итак, тема нашего урока - «Былины - источник знаний о Киевской Руси». (слайд 4)

    Объяснение нового материала.

Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.

Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.

Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)

По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях - русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)

Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 - 12)

В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)

Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич - не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.

Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 - 27)

Физкультпауза.

Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)

По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)

Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.

Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины - на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)

А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)

Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)

О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).

О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).

Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.

    Закрепление материала.

    Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины - произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.

    Работа в тетрадях - разгадывание ребусов (слайды 34 - 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)

    Запасное задание.

Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная - утвердительный ответ, красная - отрицательный).

Вопросы-утверждения.

    Былины рассказывают нам о далёком будущем.

    Героями былин в основном являются богатыри.

    Былины рассказывали гусляры-сказители.

    Сюжеты былин основаны на вымысле.

    Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.

    Былины для нас записали собиратели народного творчества.

    В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.

    Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.

6. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?

Тексты для предварительного чтения сильным ученикам. На уроке могут быть пересказаны либо могут быть прочитаны фрагменты оригинальных былин (в презентации)

Ехал по полю богатырь Вольга с дружиною. Услышал он, что где-то пашет пахарь и поехал на звук.

Три дня ехали дружинники, наконец встретили пахаря, сильного мужика. Вольга позвал его к себе в дружину. Пахарь распряг коня, сел на него и поехал с богатырём.

Отъехали, вспомнил мужик о брошенной сохе. Послал Вольга пять дружинников. Не смогли они соху вытащить. Послал десять - соха даже не сдвинулась. Тридцать богатырей тоже не смогли её вытащить. Тогда мужик взял соху одной рукой и забросил в калинов куст.

Удивился Вольга, спросил: «Как зовут тебя, мужичок?» А тот ответил: «Микула Селянинович»

Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме - земля русская. Она всего сильнее!»

Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к себе морской царь требует, лёг на доску и на дно отправился. Оказался он во дворце морского царя. Велел царь ему играть на гуслях.

Стал Садко играть, а царь стал плясать, а на море буря поднялась, стали корабли тонуть. Поломал тогда Садко свои гусли, стал на Русь проситься за новыми гуслями. Царь велел ему себе жену выбрать. Всех красавиц пропустил Садко, а в жёны выбрал девушку-чернавушку. Утром очнулся на берегу, у реки Чернавы, рядом его корабли с товаром. Больше Садко по морям не ездил, а жил в Новгороде.

 

 

Это интересно: