→ Семейное образование – актуальные правовые вопросы. Компенсации за семейное образование: существуют или нет? Выплаты за семейное образование остались только

Семейное образование – актуальные правовые вопросы. Компенсации за семейное образование: существуют или нет? Выплаты за семейное образование остались только

Публикуем подготовленную экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» правовую справку о том, какими федеральными нормами регулируется возможность выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в регионах России и о действительной правовой ситуации с компенсациями за семейное образование в Москве.

СПРАВКА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.
КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В МОСКВЕ.
(вопросы нормативного регулирования по состоянию на 19.10.2013)

Настоящая правовая справка подготовлена экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» в связи с обращениями граждан, содержащими вопросы о возможности получения компенсаций в связи с семейным образованием в Москве и других регионах. В данной справке рассмотрены вопросы нормативного регулирования выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне, а также вопросы нормативного регулирования выплаты таких компенсаций в Москве в соответствии с действующим на 19.10.2013 региональным законодательством.

1. Вопрос: Каковы общие основания для выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в текущей ситуации?

Ответ: Статья 43 часть 2 Конституции РФ гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях ». Бесплатность общего образования обеспечивается путем государственного финансирования получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, государственное финансирование негосударственного образования (в частности, получаемого в частных школах или в семье) не является прямой конституционной обязанностью государства.

Тем не менее, статья 43 часть 5 Конституции РФ указывает, что «Российская Федерация … поддерживает различные формы образования и самообразования» . Эта государственная поддержка может осуществляться в различных формах, в том числе и в форме финансовой поддержки или финансового обеспечения.

В настоящее время на уровне государственной политики в области образования реализуется принцип «деньги следуют за учеником». Хотя этот принцип, сам по себе, и не получил нормативного закрепления, он осуществляется на практике – в частности, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») четко предусматривает финансовую поддержку деятельности частных общеобразовательных организаций в области общего образования в виде субсидий на возмещение затрат (ст. 8 ч. 1 п. 6, ст. 99 ч. 5, ст. 108, ч. 13, п. 1 подпункт «б» и п. 2 подпункт «б»). Пояснительная записка, сопровождавшая законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» , указывала, что такая возможность финансовой поддержки общего образования в частных образовательных организациях со стороны государства направлена «на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

При этом не существует никакого разумного основания для исключения семейного образования (как и самообразования) из общей модели финансового обеспечения по принципу «деньги следуют за ребенком».

Как показывают данные исследований, семейное образование дает в среднем академические и социальные результаты, не худшие, а во многих случаях и лучшие, чем обучение в «школьном» формате . Научные данные не позволяют считать, что семейное образование в чем-либо уступает школьному обучению, что имеются какие-либо основания предпочитать школьное обучение семейному. Являясь, по экспертным оценкам, наиболее быстро растущей формой общего образования в мире, семейное образование, безусловно, является самостоятельной и самоценной формой обучения, обладает собственными преимуществами и спецификой, и не может считаться лишь субститутом школы.

Не случайно государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р), относя в разделе 2.2 к приоритетам государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года обеспечение «качественно нового уровня индивидуализации образования», прямо связывает его, в том числе, и с развитием семейного образования.

В этой ситуации очевидно, что финансовая поддержка семейного образования ничуть не менее, чем финансовая поддержка частных образовательных организаций, будет содействовать «повышению конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

Необходимо учитывать и тот факт, что действующее российское законодательство предъявляет ко всем формам обучения, включая и семейное образование, требование о соответствии их результатов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Семья, обучающая ребенка дома, как и образовательная организация, должна прилагать усилия и трудиться для того, чтобы обеспечить такое соответствие, она не в меньшей степени, чем государственные, муниципальные и частные школы, содействует выполнению государственных задач в области обеспечения качественного образования подрастающих граждан.

В таких условиях нормативная ситуация, обеспечивающая финансовую поддержку всех видов получения общего образования в школе, но не семейного образования, не может быть признана разумной, справедливой и сбалансированной. Отсутствие финансовой поддержки семейного образования (в особенности при наличии такой поддержки частных образовательных организаций) может обоснованно рассматриваться как несправедливое и дискриминационной. Такая дифференциация предоставления поддержки различным формам образования является неоправданной и необоснованной.

Исходя из всего сказанного и с учетом принципов справедливости, представляется необходимым и целесообразным обеспечить финансовую поддержку семейного образования на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм общего образования.

2. Вопрос: Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне.

Ответ: Действующий Федеральный закон «Об образовании в РФ» не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Как будет показано ниже, однако, это не препятствует осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

Таким образом, на данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ст. 43 ч. 5 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусмотренных ст. 43 ч. 2 Конституции РФ, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, кроме образования в семье.

Необходимо отметить, что до 2004 года федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования.

П. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее «прежний Закон РФ «Об образовании») устанавливал:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан» (ред. от 20.07.2004).

Статья 40 Закона РФ «Об образовании», включая и данный пункт, утратила силу в 2004 г., в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, принимавшегося «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения» (Преамбула к закону).

Таким образом, отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность региона обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва и Ярославская область) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 года.

Таким образом, отмена федеральной нормы о компенсациях в 2004 году привела к существенному ухудшению положения семей и детей, использующих семейное образование. Практика показала, что соответствующие вопросы редко и с трудом решаются на региональном уровне.

В связи с этим представляется необходимым вернуть на федеральный уровень рамочную норму, предусматривающую финансовую поддержку семейного образования, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм обучения. Никаких принципиальных препятствий для этого не усматривается.

Вместе с тем, пока федеральная норма отсутствует, представляется необходимой и справедливой финансовая поддержка семейного образования в форме выплаты компенсаций на уровне регионов или муниципалитетов. Отсутствие такой поддержки, как это было показано выше, едва ли может быть признано справедливым, даже если федеральное законодательство и не предусматривает на сегодняшний день прямой обязанности региона ввести и осуществлять такую поддержку.

3. Вопрос: Вправе ли регионы и муниципалитеты осуществлять выплату компенсаций в связи с семейным образованием.

Ответ: Хотя федеральный закон явным образом не устанавливает обязанности или права субъекта Российской Федерации или муниципалитета осуществлять финансовую поддержку семейного образования путем выплаты соответствующих компенсаций родителям получающих его детей, из федерального закона прямо следует возможность такой поддержки и право региона (муниципалитета) ее осуществлять.

Существует несколько путей нормативного закрепления выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на уровне региона:

А) Выплата компенсации родителям детей, получающих семейное образование в качестве меры социальной поддержки:

Выплата компенсаций родителям в связи с семейным образованием может устанавливаться и рассматриваться в качестве дополнительной меры социальной поддержки регионального или муниципального уровня.

Возможность этого на региональном уровне прямо следует из действующей редакции статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право ».

Такая же возможность на муниципальном уровне прямо следует из действующей редакции ст. 20 ч. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

Таким образом, выплата компенсации в связи с семейным образованием может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Такой подход представляется наиболее логичным и преемственным по отношению к существовавшей до 2004 года федеральной норме о финансовом обеспечении семейного образования (из текста которой следует, что рассматриваемая выплата рассматривалась в качестве социального пособия или его аналога).

Примером такой нормы является п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве», которая устанавливает:

Выплата компенсации на региональном (или муниципальном) уровне может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки обучающихся (конкретной категории обучающихся – детей, получающих семейное образование) или в качестве меры социальной поддержки конкретной категории семей, имеющих детей (семей, дети в которых получают семейное образование).

Представляется справедливым, чтобы объем этой компенсации был соразмерен объему финансовой поддержки иных форм обучения. Именно на это и направлены как действовавшая до 2004 года федеральная норма, так и процитированная выше норма регионального московского законодательства. Эта цель достигается в указанных нормах путем нормативной привязки размера данной меры социальной поддержки к размеру соответствующих нормативов финансового обеспечения получения образования в образовательных учреждениях.

Поскольку речь идет о мере социальной поддержки, выплата соответствующих компенсаций никак не связана и не может быть связана с тем, зачислен ли на данный момент ребенок, получающий семейное образование, в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, или нет. Представляется, что данная мера социальной поддержки также не может правомерно привязываться к образовательным результатам ребенка как таковым (иное было бы необоснованной дискриминацией детей в области социальной поддержки по признаку учебных достижений).

Представляется, что если такая компенсация регионального уровня рассматривается как мера социальной поддержки обучающегося (как представляется, именно такая трактовка косвенно следует из текста ранее действовавшей федеральной нормы и ныне действующей нормы регионального московского законодательства), то ее выплата должна учитываться в бюджете мер социальной поддержки по линии регионального органа управления образованием, а в случае если она устанавливается как мера социальной поддержки семьи, имеющей детей – по линии соответствующего регионального органа управления социальной защитой населения.

Финансовое обеспечение данных мер социальной поддержки, согласно положениям ранее указанных федеральных законов осуществляется за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления соответственно.

Б) Учет в нормативах финансирования образовательных учреждений.

Альтернативный механизм финансовой поддержки семейного образования может реализовываться на региональном уровне в рамках Федерального закона «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 года.

Прежний Закон РФ «Об образовании» в подпункте 6.1 ст. 29 п. 1 включал в полномочия органов государственной власти Российской Федерации полномочие в следующей формулировке:

«обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».

Данный перечень расходов, включаемых в субвенцию, являлся закрытым и не допускал дополнений. Перечень, действующий до 1 января 2014 согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», является аналогичным (ст. 108 ч. 13 п. 1 подпункт «а»).

Однако с 1 января 2014 года вступает в силу новая формулировка указанного полномочия, предусмотренная ст. 8 ч. 1 п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»:

«обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Анализ текста данной нормы показывает, что устанавливаемый ею перечень является не закрытым, а открытым (на это указывает как использование в ней слова «включая», так и, в особенности, последующего уточнения в форме «за исключением…», которое было бы совершенно бессмысленным, если бы нормой предполагался закрытый характер перечня). Это позволяет включать в нормативы финансирования достаточно широкий перечень затрат, с учетом региональной и иной специфики. При этом, в соответствии со ст. 99 ч. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» данные нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, «по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения».

Следует отметить, что аналогичный перечень, также открытый по своему характеру, для финансовой поддержки частных образовательных организаций путем субсидирования содержится в пункте 6 части 1 той же 8 статьи Федерального закона «Об образовании в РФ».

Данные нормы в их совокупности позволяют региону реализовать еще одну модель финансовой поддержки семейного образования – через включение средств на выплату компенсаций в связи с семейным образованием в нормативы финансирования образовательных организаций.

Пример такого решения можно видеть в Законе Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», соответствующие положения которого вступают в силу с 1 января 2014 года.

Данный региональный закон включает в нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях особый норматив, предназначенный для финансовой поддержки семейного образования: «Норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в части выплаты одному из родителей (законных представителей) компенсации за получение образовательной услуги вне муниципальной общеобразовательной организации» , предусматривая конкретную формулу для его расчета (см. п. 44 и 59 Приложения № 1 к указанному региональному закону Омской области).

Порядок выплаты указанных средств родителям в этом случае могут определяться особым нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае Омской области – порядок утвержден приказом областного Министерства образования).

Данный вариант финансовой поддержки семейного образования представляется полностью отвечающим нормам федерального законодательства.

Однако, хотя его использование вполне возможно, он имеет и два существенных недостатка:

  • выплата компенсации при этом варианте нормативного регулирования возможна лишь через образовательную организацию – а значит компенсацию не могут получать те дети, которые в данный момент не зачислены в контингент обучающихся образовательной организации (в качестве экстернов, для прохождения аттестации), при том, что ребенок, получающий семейное образование не обязан постоянно числиться в образовательной организации;
  • выплата компенсации в этом случае происходит опосредованно, через бюджет образовательной организации – между тем практика показывает, что образовательные организации негативно воспринимают такие ситуации, считают, что от них уходят деньги, которые «уже стали их средствами», а кроме того при этом создаются условия для коррупции со стороны образовательной организации (удержание части средств компенсации под различными предлогами).

В связи с этим представляется более целесообразным включать в нормативы финансового обеспечения нормативы затрат на проведение промежуточной и итоговой аттестации экстернов (включая затраты на необходимые консультации перед аттестацией), а компенсации для родителей все же устанавливать отдельно в качестве меры социальной поддержки (по ранее рассмотренному варианту нормативного регулирования).

В любом случае, в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций. Представляется справедливым и целесообразным, чтобы все субъекты Российской Федерации установили соответствующие нормы.

4. Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием действующим законодательством города Москвы?

Ответ: Да, предусмотрена.

Как уже было указано ранее, п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве» устанавливает:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Указанный региональный московский закон является действующим. Он не отменялся, в целом сохраняют силу, а его нормы – остаются обязательными для региональных московских органов власти.

Утверждения, которые, по сообщению ряда родителей, звучали в общении из уст отдельных представителей государственных органов Москвы, о том, что с принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» данный московский закон автоматически перестал действовать, является недействующим – не соответствует действительности.

Законодательство не предусматривает подобного механизма автоматической утраты силы ранее действовавшим региональным законом при принятии нового федерального закона по соответствующему предмету регулирования из области совместного ведения.

Более того, Федеральный закон «Об образовании в РФ» прямо устанавливает в ст. 111 ч. 5:

«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации .

Из этой нормы, в ее нормативной взаимосвязи с положениями ст. 4 ч. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ», следует, что все ранее действовавшие нормативные акты субъектов РФ в области образования (включая и рассматриваемый Закон г. Москвы) остаются действующими, за исключением тех их конкретных положений, которые вступают в противоречие с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и принятыми в соответствии с ними федеральными нормативными правовыми актами.

Из ранее приводившегося анализа (Вопрос № 3) очевидно, что рассматриваемая норма московского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а значит полностью сохраняет свою силу. Правовыми актами города Москвы должен быть установлен порядок выплаты соответствующих компенсаций, и они должны продолжать выплачиваться.

Сказанное относится и к регулировавшему ранее получение образования в различных формах, включая и семейное образование, «Положению о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.09.2007 N 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», далее «Положение»).

Утрачивают силу лишь те норму указанного Положения, которые вступают в противоречие с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» и иными нормами федерального законодательства.

Это, однако, не относится к норме Положения, устанавливающей порядок выплаты компенсаций при семейном образовании – а именно п. 4.8, который гласит:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в государственном образовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Нетрудно увидеть, что данное положение лишь практически дословно воспроизводит соответствующую норму регионального закона.

Утверждения о том, что выплата компенсаций при семейном образовании теперь невозможна, поскольку дети находятся вне образовательных организаций, также несостоятельно и необоснованно.

Нетрудно убедиться, изучив вышеприведенные нормы, что они никоим образом не увязывают выплату компенсаций с нахождением ребенка в образовательном учреждении. При этом ранее упоминавшийся закон г. Москвы ничего не говорит о необходимости зачисления ребенка в образовательную организацию для выплаты компенсаций – в п. 3.1 ст. 6, устанавливающей компенсацию ничего не говорится о зачислении в школу, речь идет лишь о том, что компенсация выплачивается за счет средств учредителя образовательной организации, а в п. 4 той же статьи закона говорится лишь о «закреплении» ребенка за соответствующей организацией (об учредителях которой, очевидно, и говорит п. 3.1). Такое закрепление, само по себе, не связано нормативно с зачислением в контингент.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п 9, ребенок, получающий семейное образование, который пользуется своим правом пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе, зачисляется в нее в качестве экстерна, который, в свою очередь, относится в этом качестве к обучающимся образовательной организации.

В любом случае, ни рассматриваемый московский закон, ни рассматриваемое Положение никоим образом не связывают выплату компенсации с зачислением в образовательную организацию и не ставят ее выплату в зависимость от такого зачисления.

Из этого следует, что порядок выплаты соответствующих компенсаций, устанавливаемый правовыми актами города Москвы, должен обеспечить ее выплату всем детям – жителям Москвы – получающим общее образование в семье, вне зависимости от их зачисления в ту или иную образовательную организацию, за которой они «закреплены» в соответствии с п. 4 ст. 6 рассматриваемого московского закона.

Никаких оснований для утверждений, что компенсация отменена, не может или не должна выплачиваться жителям города Москвы, осуществляющим семейное образование своих детей, в положениях нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровня не усматривается и, следовательно, такие основания отсутствуют. Действующие нормы, напротив, дают родителям московских детей, получающих семейное образование, право на такую компенсацию.

Следует отметить, что, с учетом выше рассмотренных вопросов, не усматривается каких-либо оснований для отмены такой компенсации и в будущем, при принятии новых нормативных правовых актов города Москвы в области образования. Представляется необходимым и целесообразным сохранение установленной законом города Москвы компенсации, особенно в свете того, что ранее председатель комиссии по образованию и молодежной политики Московской Городской Думы В.М. Кругляков публично заверил общественность, что в новом законе города Москвы об образовании будут максимально сохранены те гарантии в области образования, которые есть в действующих московских законах .

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования .

Такая форма образования, как образование семейное, существует в нашей стране достаточно давно. В отличие от вынужденного надомного образования (связанного с состоянием здоровья учащегося), образование семейное – дело, по сути, добровольное.

Ранее даже в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях. Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены. Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Директора школ стали заявлять родителям, что ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет - это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

На первый взгляд, в словах представителей администраций школ есть логика. Но если вчитаться в новые нормативно-правовые акты повнимательнее, можно понять, что тут не все так просто.

Действующее законодательство не запрещает выплату компенсаций за образование в семье. А исчезновение прямых норм в федеральном законе, скорее всего, связано с тем, что теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит, именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за домашнее обучение ребенка.

Семейное образование, как одна из форм обучения, проговаривается в статье 17 ФЗ №273. А значит, оно совершенно законно. Учитывая тот факт, что средства образовательным учреждениям выделяются на обучение всех школьников (вне зависимости от их наличия в «списках»), идея «лишать» денег детей, учащихся дома, выглядит совершенно нелогично. Более того, это противоречит статье 43 Конституции РФ, в которой речь идет о поддержке различных форм образования и самообразования.

В результате, в одних регионах из-за семейного образования развернулись судебные баталии, в других – органы местной власти решили снять противоречия, урегулировав вопросы выплат специальными региональными нормативными актами.

Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году. В 2016 и 2017 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2017/2018 учебного года выплаты сохранены.

В Пермском крае материальная сторона семейного образования регулируется Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае». Прикамье вообще считается одним из передовых регионов России в вопросе домашнего обучения детей. Здесь регулярно проводятся межрегиональные конференции, посвященные данному вопросу, родители не только учат детей в индивидуальном порядке, но координируют свои усилия, открывают частные мини-школы.

Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.

Конечно, было бы неплохо, чтоб точку в этих дискуссиях поставил именно федеральный законодатель, прописав норму о компенсациях в законе на государственном уровне таким образом, чтобы это больше не вызывало разночтений и разногласий, но, при этом, соответствовало самой системе финансирования образования. Однако в ожидании этого шага родителям приходится добиваться решения данного вопроса терпеливо и очень настойчиво.

Что делать, если в вашей школе вам отказывают в компенсации за обучение ребенка на дому?

Получение компенсации нужно обсуждать с директором школы на стадии написания заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если же он не желает принимать ответственности на себя – то с руководством регионального департамента образования. Если же и там к вам не прислушаются, а вы будете принципиально настроены довести дело до логического завершения, вам нужно будет либо готовить документы в суд, либо вместе с другими родителями инициировать обращение в региональные правительства и заксобрания с просьбой урегулировать вопрос при помощи принятия специального нормативного акта на уровне области, края или республики.

Олег Полевой

Современный прогресс требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной – стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин:

    родному и иностранному языку, истории, математике, информатике;

    получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование решает проблему преодолению разрыва между школьной системой образования и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому семейное образование будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

    упрощением перемещения между странами, возможностями быстрых коммуникаций;

    снижением стоимости информационных ресурсов;

    развитием дистанционных форм обучения;

    перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;

    более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;

    растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование - перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Законодательство о семейном образовании

Семейная форма обучения предусмотрена и регламентируется следующими нормативными документами:

    часть 4 статьи 43 Конституции РФ;

    Статья 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ;

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации";

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;

    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

    Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

    Субъекты РФ могут издавать собственные нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона;

    локальные акты образовательной организации также могут содержать информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.

Семейное образование – как форма получения общего образования (по 11 класс включительно)

В соответствии с указанными выше нормами законодательства общее образование может быть получено детьми:

    как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,

    так и вне образовательных организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ общего образования в форме семейного образования предполагает:

    самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей обучающегося освоение образовательных программ

    с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации .

Цель семейного обучения - дать хорошее образование детям за счет индивидуального подхода.

Родители имеют право выбирать:

    как форму получения общего образования,

    так и форму обучения;

    при этом обязательно должно учитываться мнение ребенка.

Семейное обучение может быть организовано:

    в очно-заочной и

    заочной формах;

    допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Организация учебного процесса при семейном обучении

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования:

  • должен быть не ниже объема, установленного ФГОС .

Лица, осваивающие образовательную программу общего образования в форме семейного образования:

    проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования БЕСПЛАТНО;

    при прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе;

    родители сами могут выбрать образовательное учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию (ГИА);

    если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации , то он должен далее получать образование в образовательной организации .

Обучающимся в форме семейного образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА 9 и ГИА 11):

  • выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты:

  • выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне образовательных организаций:

    и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса;

    поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

Семейная форма обучения уже не первый год пользуется популярностью среди родителей, которые готовы обучать своих детей дома самостоятельно.

Как уже отмечалось, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает за родителями право выбора различных форм обучения детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Бывает и так, что сложившиеся обстоятельства вынуждают родителей и детей уходить из школы и искать возможные способы обучения вне образовательной организации. В таких случаях самообразование и семейное обучение станут выходом из ситуации.

Семейное обучение имеет свои нюансы. Эта особая форма обучения, где ответственность за результаты обучения, процесс обучения, особенности организации обучения полностью лежит на родителях ребенка.

Родители, которые впервые сталкиваются с этим понятием, нуждаются в разъяснениях:

    как перейти на семейное обучение,

    в какую школу обращаться для сдачи промежуточной и итоговой аттестации,

    по каким программам обучать ребенка и т. д.

Возникает немало вопросов, ответы на которые содержатся в документах, касающихся сферы образования.

Процедура перевода ребенка на семейную форму образования

Процедура перехода на семейную форму образования является достаточно простой и доступной. Право выбора формы получения образования имеют родители ученика. Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку.

    проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (орган управления в сфере образования), на территории которых они проживают;

    если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся образовательного учреждения.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей на любой ступени общего образования:

    начального общего, основного общего, среднего общего образования,

    а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей продолжить образование в другой форме, в т.ч. вернуться обратно в школу.

Порядок прохождения аттестации ребенком, который находится на семейном обучении

Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы:

п.1 статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

    учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся;

Статья 33 «Обучающиеся» и Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т. д.

Для того, чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию (ГИА) экстерном:

    родители должны написать заявление в образовательную организацию, где ребенок будет проходить аттестацию ;

    после этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме ребенка в образовательное учреждение для прохождения аттестации.

ч.1 Статьи 53 «Возникновение образовательных отношений» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Школа в данном случае несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.

На ученика, находящегося на семейном обучении, распространяется действие нормы закона об образовании, накладывающей ответственность за наличие академической задолженности:

  • если ученик не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, то он продолжит обучаться в образовательной организации, с согласия родителей.

п.10 Статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Локальные акты школы регулируют порядок, периодичность и формы прохождения аттестации.

Особенности обучения в форме семейного образования

Данные особенности семейного образования необходимо знать каждому, кто переходит на семейную форму получения образования:

    перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей

п.3 Статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    учитывая, что семейное образование осуществляется вне школы, то обучающийся в контингент образовательного учреждения не включается;

    обучающийся, в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

Статья 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную/итоговую аттестацию;

    право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Компенсации родителям за семейное образование

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования семейного образования. Ранее в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях в форме семейного образования.

Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены. Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют.

Директора школ стали заявлять родителям, что статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет - это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

В итоге большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались.

Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на домашнее (семейное) образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако суды не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на семейное обучение, действуют законно. Похожая ситуация, за некоторым исключенияем, сложилась и в ряде других субъектов РФ.

Из истории семейного образования

Домашнее (семейное - в современном понимании) образование – давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством:

  • штудировали дома тогда церковные книги - Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху:

    получило широкое распространение домашнее академическое образование;

    в качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы;

    в качестве учителей в семейном образовании могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее (семейное) обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний – академической.

Семейное образование в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин, физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

В большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейного образования детей на практике имеет много проблем. Среди них можно назвать:

    навязчивый контроль со стороны инспекторов,

    особенности организации аттестации,

    умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США:

    для поступления в ВУЗ ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке;

    другими словами, государственный аттестат для поступления в ВУЗ в США не нужен вообще.

Всем известна история самого выдающегося в мире изобретателя Томаса Эдисона, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его семейным образованием занималась мать, причем весьма успешно. Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование: Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее (семейное) обучение детей – залог их успешного будущего.

Резюме:

    Семейная форма обучения является хорошей возможностью для ребенка проходить обучение в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.

  • С другой стороны, ребенок нуждается в обществе своих сверстников, а школа является для ребенка первым и очень важным шагом на пути к социализации.

Гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования.

Статья 43 Конституции России

Что такое компенсация за семейное образование

На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.

До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.

О том, что компенсировать затраты родителей при семейном образовании - это право, а не обязанность регионов, говорится также в рекомендательном письме Министерства образования и науки.

Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

В каких регионах выплачивают компенсацию за семейное образование

Положения о семейном образовании и компенсации за него на сегодняшний день действуют:

  • в Омской области (Приказ министерства образования Омской области от от 25.06.2015 года →);
  • в Пермском крае (Постановление Правительства Пермского края от 17.09.2013 года →);
  • в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2014 года →).

Сложная ситуация в Москве. Формально действует закон №25 от 20 июня 2001 года. Но по факту выплаты семейникам в Москве и Московской не осуществляются. Родители отстаивают свои права через суд, но выигранных дел мало.

Размер компенсации за семейное образование

Величина компенсации зависит от местного законодательства. В среднем, она составляет от 80 до 150 тысяч рублей в год.

Важный момент! Ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация. Например, если вы живёте в Омске, но аттестации сдаёте в Санкт-Петербурге, то на выплаты рассчитывать не стоит.

Как оформить компенсацию за семейное образование

  • Перевестись на семейное образование.
  • Прикрепиться к школе и заключить с ней договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
  • Если школа отказывает в заключении такого договора, обратиться в управление образования региона.

«Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на СО и оформлением документов. Для более подробной консультации заполните следующую форму.

Компенсация родителям за семейное образование

Ребёнок может учиться вне стен школы, однако только за семейное обучение родители имеют право получить компенсацию. Что это за компенсация и откуда она берётся?
Школа получает деньги на каждого ученика для того, чтобы обеспечить его знаниями. Если этот ученик переходит на домашнее обучение - школа всё-равно тратит на него деньги, так как организует обучение ученика на дому. При экстернате тоже ребёнок прикреплён к конкретной школе и школа диктует родителям условия обучения и график сдачи зачётов и экзаменов. Ситуация же с семейным образованием в корне отличается. Тут родители сами организуют обучение своего ребёнка. Они составляют план учёбы и сдачи зачётов и экзаменов, а потому именно они и должны получать за это деньги в размере примерно 8 тысяч рублей на ребёнка. Кроме этого, в тех регионах, где предусмотрено бесплатное школьное питание, деньги за бесплатное питание также могут быть перечислены на карточку родителей.

Отношение школ к семейному образованию

К сожалению, большинство школ категорически не хочет терять деньги, вернее, передавать их родителям. Поэтому вместо семейного образования ребёнка чаще оформляют на домашнее или экстернат. Но тут надо помнить о своих правах. Существует «Закон об образовании» и приложение к нему «О получении образования в семье», где чёрным по белому написано, что любой родитель может воспользоваться правом дать ребёнку семейное образование, которое должно быть профинансировано учредителем учебного заведения. Школы же соглашаются «отпустить» ребёнка на семейное образование лишь тогда, когда родители пишут отказ от денег, что незаконно.

Новый закон «Об образовании»

Новый закон «Об образовании», принятый в 2013 году оставил для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за семейное образование ребёнка.

Что делать родителям?

Конечно же, нужно пытаться получить компенсацию, так как за год в разных регионах она составляет от 80 до 150 тысяч рублей, с помощью которых родители могут организовать обучение ребёнка более эффективно, наняв дополнительных педагогов или отдав ребёнка в тематические кружки (а хорошие всегда стоят дорого).
Получение компенсации нужно оговаривать сразу с директором школы при написании заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если вам отказывают - идёте в Департамент образования. Обычно этого хватает. Если же нет - можно написать письмо в Российскую газету, чтобы привлечь внимание к теме. Так поступила Ирина Глазкова из Омска. После её письма омичи, переведшие детей на семейное образование, будут получать:
на ребёнка начальных классов - 7816 рублей ежемесячно;
на ребёнка средних классов - 9770 рублей в месяц;
на старшеклассника - 11724 рубля в месяц.

Можно довести дело до судебного разбирательства, обычно оно заканчивается победой родителей. Если же молча соглашаться с нарушением законов, страдать будет, в первую очередь, ваш ребёнок.

 

 

Это интересно: