→ Методы обеспечения наглядности. Методы обеспечения наглядности (наглядные методы) Непосредственная наглядность

Методы обеспечения наглядности. Методы обеспечения наглядности (наглядные методы) Непосредственная наглядность

Методы наглядного обучения способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений препода­вателем или по его заданию одним из занимающихся);

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видео­фильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

3) методы направленного прочуствования двигательного действия;

4) методы срочной информации.

Метод непосредственной наглядности используется для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Показ преподавателем или од­ним из учащихся двигательного действия всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, меха­ническое подражание. Основное требование к показу — правильное вы­полнение упражнения учащимися. Поэтому показ двигательного дейс­твия повторяется в различных плоскостях и различном темпе (замед­ленно, быстро).

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные воз­можности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения, к ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломас­тером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающими­ся, использование различных муляжей (уменьшенных макетов челове­ческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занима­ющихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замед­лить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также много­кратно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических уп­ражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позво­ляют графически выразить собственное понимание структуры двига­тельного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигатель­ного действия (например, техники бега на различные дистанции, тех­ники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.)

Методы направленного прочувствования двигательного действия на­правлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: 1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигатель­ного действия (например, проведение преподавателем руки зани­мающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);

2 выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты дви­гательного действия (например, фиксация положения звеньев те­ла перед выполнением финального усилия в метаниях);

4) использование специальных тренажёрных устройств, позволяю­щих прочувствовать положение тела в различные моменты выпол­нения движения.

Методы срочной информации применяются для получения препода­вателем у занимающихся с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, све- то- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной ин­формации после или по ходу выполнения двигательных действий соот­ветственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения за­данных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.).

Так, например, в физическом воспитании и спортивной трениров­ке широко используются различные тренажёрные устройства (велоэр- гометры, беговые дорожки, гребной тренажёр, «Concept» и др.), обору­дованные встроенными компьютерами, управляющими системами ре­гулирования нагрузки. Например, тредбан, оборудованный компью­тером, показывает значение пульса, скорости, времени, длину дистан­ции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображает­ся на дисплее.

Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) Метод непосредственной наглядности – показ упражнений преподавателем или его помощником. Этот метод предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При этом необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра или маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т. п.), повторность демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражая структуру действия.

2) Методы опосредованной наглядности . Они создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация иллюстративного материала (наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, киноциклограмм и т. п.), макетной демонстрации игровой площадки, слаломной трассы, рисунки фломастером на специальной доске.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений а также тактических действий в игровых видах спорта .

Немаловажную роль в обеспечении наглядности во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров(флажков, разграничительных линий, щитов с разметкой, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точки приложения усилий).

3) Методы направленного прочувствования движений – направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

Направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающегося при обучении финальному усилию в метаниях малого мяча);

Выполнение упражнений в замедленном темпе;

Фиксация положения тела или отдельных его частей в определённые моменты двигательного действия;

Использование специальных тренажёрных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

4) Методы срочной информации. Эти методы предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств срочной информации по ходу или после выполнения двигательных действий с целью их коррекции, либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и др.). Например: различные тренажёрные устройства (велоэргометры, беговые дорожки (тредбаны), гребные тренажёры, оборудованные встроенными компьютерами), которые позволяют управлять системой регулирования нагрузки, а также тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры.

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприя­тию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

3) методы направленного прочувствования двигательного дей­ствия;

4) методы срочной информации.
Рассмотрим основные особенности этих методов Метод непосредственной наглядности. Предназначен для созда­ния у занимающихся правильного представления о технике вы­полнения двигательного действия (упражнения). Непосредствен­ный показ (демонстрация) движений преподавателем или од­ним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами ис­пользования слова, что позволяет исключить слепое, механи­ческое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демон­странтом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать тех­нику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в раз­ном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих струк­туру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных дей­ствий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофиль­мов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муля­жей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание зани­мающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а так­же многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются опера­тивным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структу­ры двигательного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавате­лю продемонстрировать занимающимся особенности техники дви­гательного действия (например, техники бега на различные дис­танции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в мета­нии малого мяча на дальность);

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные момен­ты двигательного действия (например, фиксация положения зве­ньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

4) использование специальных тренажерных устройств, позво­ляющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных техни­ческих устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлек­тронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу вы­полнения двигательных действий соответственно с целью их не­обходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в на­стоящее время в физическом воспитании и спорте широко при­меняются различные тренажерные устройства (велоэргометры, бе­говые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудо­ванные встроенными компьютерами, управляющими системой ре­гулирования нагрузки.

1 План-конспект учебно-тренировочного занятия.

План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте. При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.

Представленная форма является развернутой формой плана-конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знания, пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-конспекта занятия.

План-конспект урока физической культуры №___для учащихся___класса

Задачи урока

1.___________________________________________________________

2.___________________________________________________________

3.___________________________________________________________

Место проведения_____________Дата проведения________

Необходимый инвентарь _______ Время проведения____________

Примечания:

1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами части урока (1 - подготовительная; 2 - основная; 3 - заключительная) и их продолжительность (в мин).

2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и совершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также небольшие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые параллельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.

Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.

3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке разного для них учебного материала.

4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), величина преодолеваемого расстояния и т.д.

5. В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.

2 Специфические методы спортивной тренировки

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортив­ной техники, и методы, направленные преимущественно на вос­питание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также слож­ных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов ак­центируют последовательно на рациональном выполнении отдель­ных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, кото­рые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В даль­нейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих слож­ного упражнения.

При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях со­храняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение дви­гательных действий.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенство­вание физических качеств, выделяют две основные группы мето­дов - непрерывные и интервальные. Непрерывные методы харак­теризуются однократным непрерывным выполнением тренировоч­ной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непро­извольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выпол­няться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может воз­растать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной вы­носливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, по­вышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономич­ности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, ин­тенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсме­на в направлении повышения скоростных возможностей, разви­тия различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных дости­жений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередо­ваться части упражнения, выполняемые с различной интенсив­ностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий - свободно, с произвольной ско­ростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспи-" танию специальной выносливости, становлению соревнователь­ной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с по­вышением интенсивности работы по мере выполнения упраж­нения, а нисходящий - с ее снижением. Так, проплывание ди­станции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий - на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.

Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжи­тельности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для дан­ных методов. В качестве примеров можно привести типичные се­рии, направленные на совершенствование специальной вынос­ливости: 10 х400; 10 х 1000 м - в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для со­вершенствования спринтерских качеств в беге: 3x60 м с мак­симальной скоростью, отдых - 3-5 мин, 30 м - с ходу с макси­мальной скоростью, медленный бег - 200 м. Примером прогрес­сирующего варианта являются комплексы, предполагающие пос­ледовательное прохождение отрезков возрастающей длины (про­бегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами - 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант пред­полагает обратное сочетание: последовательное выполнение уп­ражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным умень­шением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на из­бирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод используется в процессе спортивной трениров­ки не только для начального обучения движениям или избира­тельного воздействия на отдельные способности, сколько для ком­плексного совершенствования двигательной деятельности в ус­ложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершен­ствовать такие качества и способности, как ловкость, находчи­вость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной актив­ности с целью ускорения и повышения эффективности адаптаци­онных и восстановительных процессов, поддержания ранее дос­тигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных под­вижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную соревновательную деятельность, которая в данном случае вы­ступает в качестве оптимального способа повышения эффектив­ности тренировочного процесса. Применение данного метода свя­зано с высокими требованиями к технико-тактическим, физи­ческим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глу­бокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает ин­тегральное совершенствование различных сторон подготовленно­сти спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы мак­симально приблизить их к тем требованиям, которые в наиболь­шей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облег­ченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

Соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);

Соревнования в спортивных играх на полях и площадках мень­ших размеров, при большей численности игроков в команде со­перников;

Проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;

Соревнования в играх и единоборствах с «неудобными»
противниками, применяющими непривычные технико-тактичес­
кие схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

Планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах;

Уменьшением продолжительности боев, схваток в едино­борствах;

Упрощением соревновательной программы в сложнокоор- , динационных видах;

Использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;

Уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;

Применением «гандикапа», при котором более слабому уча­стнику предоставляется определенное преимущество - он стар­тует несколько впереди (или раньше) других участников, получа­ет преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.п.

3 Этап углубленного разучивания и этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия

2. Этап углубленного разучивания. Цель - сформировать полно­ценное двигательное умение.

Основные задачи.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, не­обходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, зву­ковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод сло­весного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволя­ет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной систе­мы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двига­тельного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготав­ливают к освоению основного действия путем его целостной ими­тации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Под­водящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упраж­нения имели возможно большее сходство с основной частью изу­чаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов раз­бег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вме­сто преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготов­ленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забы­вание ранее выученного движения и эффект воздействия их сни­зится.

Эффективность использования различных упражнений (подго­товительные, подводящие, имитационные) достигается при чет­ком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упраж­нения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и само­контроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

Основные задачи.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия. ,

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

3. 3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии стребованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­ мости от конкретных практических обстоятельств.

4. Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

5. На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимна­стический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

6. В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.

1 Игровой метод спортивной тренировки

Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная" организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках "сюжета" и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

Однако точность дозировки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

2.Двигательное умение и навык, отличительные особенности, механизм формирования двигательного навыка.

По мере роста числа повторений контроль сознания за деталями сокращается и двигательное действие выполняется как бы автоматически. Умение переходит в навык. Появляется слитность, устойчивость действий. Таким образом, двигательный навык - это высокая степень прочности и надежности выполнения двигательного действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. минимальным контролем со стороны сознания) управлением действием.

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия.(см.рис1)

Двигательный навык позволяет спортсмену:

1.надежно и стабильно выполнять физические упражнения даже в состоянии
утомления;

2.экономить психическую энергию, поскольку участие сознания в управлении
движениями незначительно;

3.экономить энергетический потенциал в связи четкой работой мышечного
аппарата на основе координации работы различных органов и систем;

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умени­ем педагогов организовать учебный процесс в соответствии с фи­зиологическими, психологическими, педагогическими и струк­турными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтап­ного формирования действий и понятий, алгоритмических пред­писании, проблемно-деятельностного обучения, программирован­ного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущ­ности, содержания, методики и организации учебного процесса а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следую­щей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной моти­вации. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений определяющих содержание, направленность и характер деятель­ности личности, ее поведение. Мотивация достижения - вырабо­танный в психике механизм достижения, действующий по фор­муле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха».

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников дол-Жен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями изучение без особого желания приводит к разнообразным ошиб­кам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении
по каждой ООТ.
Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на ос­нове уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подво­дящих упражнений.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выпол­ нению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представ­ления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повы­шенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это впол­не нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно свое­временно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствова­нию действия при следующей попытке.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущен­ных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать дви­жения.

Двигательное действие, сформированное путем многократно­го повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двига­тельный навык.

При формировании двигательного навыка в центральной нерв­ной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элемен­тов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлече­нием в работу многих мышц. При первых попытках выполнить но­вое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному вы­полнению движения, оно осуществляется закрепощенно.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улуч­шением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосред­ственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние цент­ры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформиро­ванном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степе­нью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса на­выка и др.

Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным услови­ем положительного переноса навыка является наличие структур­ного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двига­тельных действий.

Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно развитым диффе-ренцировочным торможением в центральной нервной системе.

3 Специально подготовительные упражнения спортивной тренировки.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:

1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);

2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).

3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации - у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции - у бегунов, пловцов, игровые комбинации - у футболистов, волейболистов и т. п.);

4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках - для конькобежца);

5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики - для прыгуна в воду).

Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье - имитационные упражнения.

1 Отбор на этапах начальной подготовки

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки опре­деляется основной задачей первой ступени отбора - помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования.


Николаеня Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка», победила в номинации «Русский язык и литература, белорусский язык и литература».

Использование принципа наглядности на уроках литературы

1 Принцип и средства наглядности на уроках литературы

Одним из основных принципов, на котором базируется изучение литературы, является принцип наглядности, который реализуется через активизацию чувственно-зрительного восприятия школьников, через воспитание культуры их умственного труда, через освоение ими таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, классификация, идентификация.

Под наглядностью подразумеваются прежде всего те средства конкретизации и обогащения знаний о художественной литературе, которые лежат вне её текстов и имеют по преимуществу либо образный, либо документальный характер, то есть произведения изобразительного искусства, а также грамзаписи, кинокадры, фотографии и т.д. К непосредственной наглядности относят предметы, которые помогают воссоздать облик эпохи, отображённой в литературном произведении. Но это может быть и их изображение на картинах, способных выполнить функцию исторического комментария к произведению. К непосредственной наглядности также относят иллюстрации, фотографии, портреты писателей и поэтов, изображения героев или эпизодов произведения, свидетельства современников изучаемого периода, публикации музейных фондов и др.

Уроки, на которых используются разного рода наглядные средства, имеют, несомненно, больший результат. Однако обращение к наглядности не есть самоцель, а активное рациональное включение в учебный процесс наглядных помощников.

Выделяются следующие виды наглядности:

Словесная наглядность – слово учителя, прослушивание звукозаписей, выразительное и творческое чтение или пересказ.

Предметная наглядность используется в виде книжных выставок, репродукций, портретов, иллюстраций, фотографий, скульптурных фигурок, макетов и т.д.

Графическая наглядность – таблицы, схемы, алгоритмы, эпиграф к уроку.

Синтетическая наглядность объединяет в себе зрительную и слуховую наглядность: кинофрагменты, инсценирование, использование мультимедийной установки или интерактивной доски.

Согласно школьной программе при изучении литературы необходимо обращать внимание и на такой важный аспект литературного образования и нравственно-эстетического воспитания, как использование произведений смежных видов искусства на уроке.

Произведения смежных видов искусства, которые используются на уроках литературы, можно сгруппировать следующим образом:

1.Произведения живописи

*портреты писателей (О.А.Кипренский "Портрет А.С.Пушкина", К.Брюллов "Портрет баснописца И.А.Крылова", Н.Ге "Портрет Л.Н.Толстого");

*произведения, созвучные с произведениями художественной литературы (И.Левитан "Весна - большая вода", П.Федотов "Завтрак аристократа", И.Крамской "Осмотр старого дома");

*полотна, созданные на основе литературных произведений (К. Васильев "Плач Ярославны", Ю. Непринцев "Отдых после боя", М.Врубель "Царевна – лебедь", В.Серов цикл "Кому на Руси жить хорошо").

2.Музыкальные произведения

*произведения, созвучные с произведениями художественной литературы

(П.И.Чайковский "Времена года", Людвиг ван Бетховен " Largo Appassionato ");

*произведения, созданные на основе литературных произведении (Н.Римский – Корсаков "Сказка о царе Салтане", П.И.Чайковский "Евгений Онегин", Р.Щедрин "Чайка");

*произведения определённого периода, соответствующие аналогичной изучаемой тематике (русские народные песни, песни о Великой Отечественной войне, песни о Родине, о маме и др.).

3.Произведения графики (рисунки А.С. Пушкина).

4.Фотографии или цветные иллюстрации скульптурных или архитектурных памятников.

5.Театр или киноискусство (спектакли "Ревизор", "Алеко и другие"; С.Бондарчук "Война и мир", В.Бортко "Мастер и Маргарита", С.Ростоцкий "Белый Бим – Чёрное ухо").

Использование произведений смежных видов искусства имеет свою специфику. Учащихся нужно готовить к такому непростому виду деятельности на уроке, обращая особое внимание на речевой материал. Учителю желательно использовать специальную лексику, которая обеспечит учащимся возможность свободного оперирования искусствоведческой терминологией на уровне школьной программы.

Знакомство с произведениями смежных видов искусства не только обогащает словарный запас учащихся, но и расширяет их эстетические представления, формируя художественный вкус.

2. Иллюстрация как средство наглядности на уроках литературы

Заявленная мною тема обобщения опыта «Реализация принципа наглядности на уроках литературы» достаточно объёмна, поэтому я в своей работе ограничусь одним, но очень важным её аспектом.

Особое место в плане развития коммуникативных способностей учащихся и их эстетического воспитания занимает такой элемент наглядности, как иллюстрация. Сам термин происходит от латинского слова " illustratio " – освещение, наглядное изображение, то есть "изобразительное истолкование" литературного или научного произведения.

Первый интерес ребёнка к книге возникает чаще всего благодаря иллюстрации, потому что она открывает перед юным читателем дверь в многообразный мир литературы. Чем старше становится школьник, тем более осознанным и оценочным делается его отношение к иллюстрации.

Иллюстрация даёт возможность учащимся лучше представить замысел автора, историческую эпоху, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображённых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, учащиеся постепенно входят во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, учатся открывать присутствие автора и постигать художественный смысл произведения. Наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих для них новых слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека.

Место иллюстрации на уроке, время, отведённое на работу с ней, вопросы по анализу, речевой материал, приёмы работы и задания – всё это зависит от темы занятия, методической задачи, специфики изучаемого произведения, характера отобранной иллюстрации. Важно, чтобы работа с иллюстрацией была не случайным методическим приёмом, а системным, продуманным элементом урока.

Используемую на уроках литературы иллюстрацию можно условно разделить на два вида:

1.Иллюстрации, выполненные профессиональными художниками

2.Детский рисунок

В своей работе на уроке с использованием иллюстрации, выполненной профессиональными художниками, я выделяю следующие этапы:

*Рассказ о художнике

Цель – дать общие сведения о художнике, истории создания картины, месте картины в его творчестве и в развитии русской живописи в целом. Эффективно сопроводить свой рассказ заочной экскурсией по историческим местам, по этапам жизни и творчества автора на примере нескольких иллюстраций.

*Рассматривание иллюстрации

Если есть такая возможность, то предварительно в качестве задания предложить учащимся выбрать из ряда иллюстраций ту, которая наиболее соответствует изучаемому материалу, и работать с понравившейся.

Молчаливое, неторопливое рассматривание иллюстрации имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку связано с восприятием. Рассматривание развивает у учащихся способность наблюдать, образно мыслить, воспринимать произведение живописи целостно, адекватно замыслу автора. Это нерасчленённое восприятие проходит на уровне подсознания, через чувства, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. В этот момент определяется отношение учащегося к увиденному, формируется его личностное понимание художественного образа.

*Беседа по иллюстрации

Цель – помочь учащимся понять образный язык искусства, сформировать умение анализировать иллюстрацию как произведение искусства в единстве содержания и формы, выработать адекватную эстетическую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно – выразительные средства русского языка, подсказанные рисунком. Глубина восприятия иллюстрации зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности.

С постановки каких вопросов начать беседу? Это не праздный вопрос. Учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи, следует идти не от содержания, а от эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением. Поэтому необходимо начинать с вопросов, выявляющих эмоциональное отношение учащихся к иллюстрации, их первое, наиболее яркое впечатление, например:

Нравится ли вам эта иллюстрация?

Какое впечатление производит на вас иллюстрация?

Как вы думаете, почему иллюстрация вызывает такое настроение?

Ощутили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на рисунок?

Удалось ли художнику пробудить в вас восхищение (разочарование)?

Учитель должен анализировать иллюстрацию в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых – помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения, например:

Что можно сказать о композиции этой иллюстрации?

Что изображено на переднем (заднем) плане?

Какой цвет является основным?

Какие цветовые оттенки использует художник, чтобы передать настроение (состояние) героя?

Какими выразительными или чуть заметными деталями художник передаёт

Движение жизни, её стремительность?

Таким ли вы представляли себе образ героя произведения?

Какие детали интерьера (одежды) показались вам странными?

Докажите, что эта иллюстрация относится, например, к пейзажно-бытовому жанру.

Формированию собственных суждений учащихся и их эстетических представлений способствуют вопросы на выявление авторской позиции и личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы, например:

Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на эту иллюстрацию?

Что дорого художнику в изображённом?

Как вы думаете, изменился ли бы характер изображённого, если бы автор использовал более тёплые (холодные) тона?

Как художник творчески переосмыслил фрагмент произведения?

Итак, успех беседы по иллюстрации предопределяется формулировкой и последовательностью вопросов, которые следует строить в зависимости от искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра иллюстрации, от целей и задач урока и, конечно, от настроения в классе.

*Проведение словарно-стилистической работы

В процессе беседы по иллюстрации обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление её содержания сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения мыслей и чувств. Если учитель умело организует этот вид работы, помогает в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются между собой в подборе нужных определений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображённый предмет (персонаж, явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словами и реалиями, чтобы у них формировалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию иллюстрации.

В процессе беседы учащиеся могут записывать слова, трудные в семантическом и орфографическом отношении. Однако лучше это делать до беседы или после, чтобы не разрушать эмоциональный настрой и не затягивать беседу.

*Обобщение сказанного по иллюстрации

Закончить работу по иллюстрации можно, предложив учащимся следующие задания:

Составить связный рассказ по иллюстрации;

Подписать иллюстрацию словами из текста;

Найти фрагмент текста и сравнить с изображённым на рисунке;

Придумать новое название иллюстрации;

Сопоставить изображение героя (эпизода) у разных художников;

Предложить вместо литературных тем сочинения по изученному произведению сочинение по иллюстрации (для старших школьников).

Работой с иллюстрацией профессионального художника вовсе не ограничивается деятельность по развитию коммуникативных способностей учащихся и их эстетического вкуса. Развитию образного видения мира содействует, в частности, творческое домашнее задание: проиллюстрировать какой-либо эпизод текста, изобразить одного из героев, сделать пейзажную зарисовку, то есть детский рисунок (особенно ценен этот вид работы на параллелях 5 – 7 классов).

Иллюстрируя, учащийся, заинтересованный в успехе и признании своей работы, неоднократно перечитает текст, вспомнит всё, что обсуждалось на уроке, чтобы отобразить на рисунке не только главное, но и детали. Оценивая работу, мы с детьми обращаем внимание на качество выполнения и авторскую позицию. Очень важно и полезно разбирать и не совсем точные рисунки, так как в процессе спора учащиеся учатся доказывать свою авторскую и эстетическую позицию.

Наблюдая над профессиональной иллюстрацией или детским рисунком, учащиеся получают не только литературоведческие, но и искусствоведческие знания, формируют умение выражать и отстаивать свою точку зрения и

оттачивают навык внимательного и вдумчивого чтения.

Список использованных источников

1. Арсенович, И.В. Индивидуальная, парная, групповая работа: оптимальное сочетание/И.В. Арсенович // Народная асвета.–2006.–№ 9. – С. 12-16.

2. Буслакова, Т. П. Как анализировать лирическое произведение: учебное пособие /Т. П. Буслакова. – М., 2005.– 234 с.

3. Восприятие и изучение произведений в их родовой и жанровой специфике // Методика преподавания литературы: в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. – М.,1994. – Ч. 2.– С. 23-42.

4. Дёмина, Н.П. Литературное произведение: теория и практика анализа: учебно-метод. пособие/ Н.П. Дёмина, С.В. Карпушин, Е. А. Моховикова. – Мн., 2010. – 123 с.

5. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Комснский. – М., 1982. –Т. 1.–С. 384.

6. Медведев, В. П. Изучение лирики в школе / В. П. Медведев. – М., 1985. – 111 с.

7. Руцкая, А. В. Методыка выкладання беларуская літаратуры / А. В. Руцкая , М. У.Грынько . – Мн., 2010. – С. 59.

8. Интернет-ресурсы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Национальный государственный университет физической культуры,

спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

Кафедра теории и методики физической культуры

Контрольная работа

по дисциплине «Основы обучения физическим упражнениям»

Тема: Методы обеспечения наглядности, используемые в процессе обучения двигательным действиям

Санкт-Петербург

Введение

1. Исходные понятия

2.Классификация методов обучения

2.1 Методы обучения по Курамшину Ю.Ф.

2.2Методы обучения по Гужаловскому А.А.

2.3Методы обучения по Матвееву Л.П.

3Характеристика и содержание методов обеспечения наглядности

4. Особенности использования методов обеспечения наглядности при обучении двигательным действиям

5. Требование к выбору методов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понятие наглядности выражает взаимоотношение воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта, проявляющиеся в том, что последний возможно отразить в форме чувственного образа.

Для чего он необходим и какое значение он имеет в процессе обучения двигательным действиям.

Несмотря на то, что наглядный метод обучения широко используется в практике физического воспитания, методика формирования умений наблюдать движение и специальной тренировки психической функции зрительного восприятия демонстрируемых движений отсутствует. На практике это приводит к тому, что начинающие спортсмены, у которых функция зрительного восприятия, по тем или иным причинам развита недостаточно, не способны, при демонстрации движения сформировать о нем правильное представление, они: с трудом усваивают или вообще не усваивают форму (технику) движений. Тренеры таких спортсменов выделяют как неспособных к обучению, не заботясь о совершенствовании такой важной, для усвоения движений функции как зрительное восприятие и связанного с ней процесса формирования представлений о двигательном действии. В связи с этим становится актуальной проблема повышения эффективности процесса формирования представлений о двигательных действиях, особенно на этапе начальной спортивной подготовки.

1. Исходные понятия

Метод-это разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога целенаправленное применение которой позволяет организовать определённым способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности. (Курамшин Ю.Ф.,2007)

Методический приём- способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.(Курамшин Ю.Ф., 2007)

Методика-это в узком смысле совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями.

В широком смысле совокупность не только методов, приёмов, но и форм организации занятий.(Курамшин Ю.Ф., 2007)

2. Классификация методов обучения

Высокий уровень спортивных достижений ставит в ряд первостепенных проблем развития современного спорта вопросы разработки более эффективных методов обучения юных спортсменов. Особое внимание уделяется разработке методов и приемов обучения спортсменов на этапе начальной спортивной специализации, т.к. именно на ранних- этапах обучения закладывается основа физических, психических и нравственных качеств будущих спортсменов, что во многом определяет успешность овладения спортивным мастерством на дальнейших этапах многолетнего спортивного совершенствования.

Овладение двигательным действием начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и путях ее решения.

Управление двигательными: действиями имеет прямое отношение к проблеме реализации принципов сознательности, наглядности и активности. Сознательное управление двигательными действиями немыслимо без развития у занимающихся способностей точно ощущать и анализировать свои движения. Сознательное управление движениями возможно только при наличии у занимающихся четких представлений о пространственных, временных и силовых характеристиках двигательных действий.

В практике физического воспитания и спорта методы обучения условно делятся на словесные, наглядные и практические. Особенно важную роль играет наглядность, поскольку деятельность обучающихся носит в основном практический характер (выполнение физических упражнений) . Обучая физическим упражнениям, преследуют образовательные задачи, заключающиеся в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения и навыки, а также связанные с ними знания. В построении процесса обучения каждому отдельному двигательному действию выделяют ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка: на первом этапе происходит начальное разучивание движения; на втором - идет углубленное детализированное разучивание; на третьем этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего формируется двигательный навык. (Ю.Ф. Курамшин, 2007)

На первоначальном этапе обучения преследуется цель -- обучить основам техники движения, сформировать умение выполнить действие хотя бы в общих чертах. При этом обучение начинается с создания общего представления о рациональных способах выполнения двигательного действия и установки для усвоения того или иного способа. Здесь особое значение приобретают наглядные методы обучения, в качестве основного приема которых выступает демонстрация (показ) движения.

На последующих этапах обучения наглядность также не теряет своего значения. Так, при обучении двигательному действию, для формирования правильных представлений о технике движения, широко используются наглядные пособия, кинофильмы, и выполнение учебных операций с моделями человеческого тела.

Наглядность -- неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности.

Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимы вне постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления.

По мере освоения двигательных актов различные органы чувств функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя единый «комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями.

2.1 Методы обучения по Ю.Ф. Курамшину

«Взаимодействие различных анализаторов, особенно в условиях сложной двигательной деятельности, не всегда бывает положительным.» (Ю.Ф. Курамшин, 2007) Функции одних анализаторов могут в определенных ситуациях ослаблять другие рецепторные функции. Ускорить процесс их совершенствования помогают избирательно направленные воздействия на определенные афферентные системы, в частности на двигательный анализатор, которому в управлении движениями принадлежит особо ответственная роль. В этой связи заслуживает внимания идея временного искусственного выключения некоторых анализаторов, например зрительного, для того чтобы повысить требования к двигательному анализатору и тем ускорить совершенствование его функций.

Такого рода метод нельзя считать пригодным для всех случаев. Он не применяется обычно на первом этапе обучения новым движениям (этапе ознакомления). Следует, кроме того, учитывать специфику изучаемых действий, а также индивидуальные особенности занимающихся. Существует и ряд других методов избирательного воздействия на функции анализаторов. Это, в частности,

использование светолидеров и звуколидеров, позволяющих направленно упражнять различные воспринимающие системы.

В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Так, вначале наиболее важную роль играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное место среди способов наглядного обучения занимают на первых порах, как правило, те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов обеспечения наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств.

2.2 Методы обучения по А.А . Гужаловскому

"Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «наглядностъ»." (А.А. Гужаловский, 1986) В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в три группы:

а) методы зрительной нагляпности

б) методы слуховой наглядности

в) методы двигательной наглядности.

Методы зрительной наглядности.

С помощью зрения можно оценивать и исправлять (корректировать) пространственные характеристики движений. Хуже оцениваются зрением временные и динамические характеристики. В практике физического воспитания применяются различные формы зрительной наглялдости, одни помогают передаче знаний о движениях, другие способствуют непосредственному управлению движениями. Основные методы:

Непосредственный показ (демонстрация) движений.

В зависимости от методических задач обучения показ двигательного действия может иметь различный характер. Например, для создания общего целостного представления о новом двигательном действии требуется образцовый показ. В этом случае действие демонстрируется в его совершенном исполнении. При разучивании двигательльного действия такая форма показа не всегда годится. Занимающийся не смогут детально рассмотреть демонстрируемое действие. Тогда используют так называемый адаптированный показ, при котором было бы удобно рассмотреть особенности техники. Движения демонстрируют замедленно и по возможности выразитсльно, выделяя отдельные положения тела остановками. Основпсе требование к организации показа - обеспечить удобные условия для наблюдения (удобное расстояние, плоскость основных движений, достаточную повторность демонстрации). (А.А. Гужаловский, 1986)

Демонстрация наглядных пособий.

Демонстрация двигательных действий может осуществляться с помощью диапозитивов и видеозаписей. Удобными приемами для создания зрительного представления о движениях является использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), на которых преподаватель может продемонстрировать особенности техники двигательного действия. В качестве зрительной наглядности используются также демонстрации различных схем: чертежей, графиков, рисунков и т. д.

Зрительное ориентирование.

Это методы и приемы, помогающие правильно выполнять движения в пространстве и во времени. В качестве - зрительных ориентиров используются предметы или разметка, на которые занимающиеся должны ориентировать движения.

Например, установленная на определенной высоте планка является зрительным ориентиром для правильного направления выталкивания ядра. Такого рода ориентиры «заставляют» осуществлять движения в нужном направлении или с должной амплитудой.

Хорошие результаты для уточнения движений в пространстве дают различные разметки. Например, разметка поверхности гимнастического коня помогает обучению правильной постановке рук при переходах с ручек на тело коня при махах ногами. Разметки на земле помогают ориентироваться в постановке ног при прыжках с разбега.

Для зрительного ориентирования применяются также сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени и направлении (например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки быстроты и точности попадания мячом в спортивных играх). Существуют евеголидирующие устройства, регламентирующие скорость и темп передвижения (например, движущиеся флажки на беговой дорожке или бегущая световая волна по гирлянде лампочек, протянутой вдоль бортика бассейна). (А.А. Гужаловский, 1986)

2.3 Методы обучения по Л.П. Матвееву

Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной и логической ступеней познания, а с физиологической точки зрения -- единством первой и второй сигнальных систем действительности.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). «Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание.» (Л.П. Матвеев, 1991) При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.

К методам направленного прочувствования двигательного действия относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.).

Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее. (Л.П. Матвеев, 1991)

При обучении двигательным действиям наглядности требует соблюдения ряда требований:

Формирование представлений об изучаемом двигательном действии должно осуществляться в определенной последовательности от смысла системы действий к смыслу отдельного действия и от него -- к смыслу составляющих это действие операций;

При изучении двигательных действий необходимо добиваться четкого понимания значения каждой изучаемой операции, каждой фазы движения;

Для формирования полноценного представления об изучаемом действии ученик должен не только увидеть, но и прочувствовать особенности выполнения этого действия, сформировать двигательное представление о нем, т. е. соединить образ мышечного ощущения со словом, которое его обозначает;

Формирование содержательного (технического) аспекта представления об изучаемом действии должно осуществляться от внешнего образа действия к

Образу его внутренней динамической структуры (взаимодействие работы нервно-мышечного аппарата);

Для качественного усвоения материала необходимо обеспечить восхождение от овладения способом решения отдельной двигательной задачи к умению конструировать двигательные задачи определенного типа, путем наглядной демонстрации метода конструирования на конкретном примере. (Н.М. Моисеев, 1991)

Обучение с помощью наглядности

Объясняя учащимся, как выполнять то или иное движение, тренер использует непосредственный показ, видеозаписи, кинограммы, графическое изображение движения и т.д., пытаясь сформировать правильные представления о разучиваемом движении. При выполнении двигательного действия спортсмен использует сформированное во время обучения представление о разучиваемом движении.

Чем быстрее формируется представление о движении, тем быстрее и легче (при прочих равных условиях) формируются на его основе двигательные умения и навыки. Важнейшей психической функцией, которая определяет эффект формирования представлений об окружающих нас явлениях и, в частности, о наблюдаемых движениях, является функция зрительного восприятия. обучение наглядность двигательный курамшин

«К факторам, обеспечивающим эффективность зрительного восприятия и формирования представлений о двигательных действиях, необходимо отнести уровень развития таких психических функций как объем восприятия, внимание и кратковременную память, а также само умение выделять визуально наблюдаемые признаки движений.» (А.А. Гужаловский, 1986)

В процессе обучения сложным двигательным действиям наглядность занимает особое место:

Она необходима для создания у учеников в процессе обучения правильных представлений о наиболее рациональных способах действий, взаимосвязи конкретных действий с целостной системой движений в соревновательном поединке и т.д.;

Она необходима в тех случаях, когда в процессе обучения создаются конкретные проблемные ситуации, которые требуют от учеников умения применять теоретические знания в условиях, максимально приближенных к реальной практике; в совокупности с практическими действиями наглядность является формой непосредственной подготовки учеников к активной, сознательной и творческой деятельности в процессе тренировочных занятий и на соревнованиях.

3. Характеристика и содержание методов обеспечения наглядности

Метод реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа техники, тактики, проявляемых физических способностей

5. Требование к выбору методов

Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:

1.Поставленными задачам обучения и воспитания.

2. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

3. Возможностями занимающихся - их возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.

4. Возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, стилем работы и личностными качествами и др.

5. Временем, которым располагает преподаватель.

6. Структурой отдельных занятий и их частей.

7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление).

8. Особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количеством инвентаря). (Ю.Ф Курамшин, 2007)

Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.

Заключение

Методы наглядности являются одним из важных элементов обучения двигательным действиям. У некоторых функции зрительного восприятия наиболее выраженное, показанное двигательное действие наиболее эффективнее запоминается. Обучающемуся легче сформировать правильное представление о самом движение, так и о технике. Так же различные методы наглядности существенно помогают педагогам и тренерам в обучение различным двигательным действиям занимающихся. Использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение движений, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков. Следовательно, методы наглядности используемые в процесс обучения двигательным действиям имеет очень важное значение.

В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы наглядности, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функции.

Список используемой литературы

1. Гужаловский, А.А. Методы физического воспитания / А.А. Гужаловский / / Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. /под ред. А. А. Гужаловского. глава 4, - М. : Физкультура и спорт, 1986 . - С. 45-47.

2. Курамшин, Ю. Ф. Методы формирования физической культуры личности. / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической:Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд. , глава 5., - М. : Советский спорт, 2007 . С. 58-59, 63-67.

3. Матвеев, Л.П. Средства и методы в физическом воспитании, глава 2, / Л.П. Матвеев // Теория и методика физичечкой культуры: Учеб. для ин -тов физ. культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1991 . С 79-81.

4. Моисеев, Н.М. Основы обучения физическим упражнениям.: Методические рекомендации / Н.М. Моисеев, О.Н. Титорова. // СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1997.-С 27-43

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие требования к методике обучения двигательным действиям. Специфика строгой и частичной регламентации упражнений, преимущества игрового и соревновательного методов. Применение методов использования слова и наглядного восприятия в физическом воспитании.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Наглядные методы обучения и их классификация. Обоснование наглядности обучения педагогами прошлого. Наглядные методы обучения в музыке. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие памяти, мышления, воображения. Работа с учебником и книгой.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Наглядность как средство обучения. Формы и методы обучения информатике. Оценка влияния уроков с использованием наглядности на усвоение материала. Перечень правил, раскрывающих применение метода наглядности, разработка рекомендаций по его применению.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2014

    Принцип наглядности в трактовке зарубежных педагогов и психологов. Исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте. Методические рекомендации по использованию средств наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2011

    Особенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям: формирование знаний двигательных умений; дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений. Изучение данной методики обучения.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Методика обучения как специальная система методических приёмов, форм организации занятий, созданная для изучения конкретного двигательного действия. Требования к методам обучения. Методы использования слова и наглядного восприятия, практические методы.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Понятие, классификация, систематизация и структура методов обучения. Общие и словесные методы обучения химии. Использование демонстрационного и ученического эксперимента в обучении химии. Связь словесно-наглядных методов со средствами наглядности.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2010

    Наглядность как принцип обучения, использование методов дидактики. Обоснование необходимости использования наглядности при обучении информатике, используемые средства. Правила разработки и использования презентаций как средства наглядности в обучении.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Педагогические условия эффективного использования наглядности в образовательном процессе начальной школы. Определение роли наглядности для улучшения восприятия изучаемого материала в преподавании русского языка и их влияние на эффективность обучения.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Роль принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку. Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий. Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе.

 

 

Это интересно: