→ Стратегия развития кафедры вуза. Современные проблемы науки и образования. Прогностичность стратегических решений кафедры

Стратегия развития кафедры вуза. Современные проблемы науки и образования. Прогностичность стратегических решений кафедры

1

В статье рассматриваются современные требования, предъявляемые к системе высшего образования, исследуется программа стратегического развития Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. Стратегическими целями университета является подготовка кадров, способных повысить конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей экономики. Для совершенствования образовательного процесса в университете создаются новые образовательные программы, открываются направления подготовки, востребованные рынком и потенциальными работодателями. Управление вузом как сложной системой осуществляется на различных уровнях: уровне ректората, факультетов и кафедр. Авторы выделяют кафедру как базовое подразделение вуза. На кафедрах создаются учебные планы и программы, ведутся научные исследования и разработки. Поэтому от эффективности работы кафедр зависит эффективность вуза в целом. Сочетание заведующим кафедрой в системе управления вузом трех ролей – ученого, преподавателя, руководителя, способствует гармоничному развитию кафедры во всех направлениях.

сфера образования

программа стратегического развития

заведующий кафедрой

1. Аннотированная программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» на 2012– 2016 годы.

2. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Олимпиады как точка роста качества образования и развития специальности «Экспертиза и управление недвижимостью»// Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. – 2013. – № 3(59). – С.192-196.

3. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Лубенская Л.А. Оценка качества образования по результатам всероссийских студенческих олимпиад по направлению «Строительство» // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. – 2013. – № 1(57). – С. 174-176.

4. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г Качество образования через профессиональное взаимодействие // Материалы V Международной конференции (Россия, Ижевск, 20–22 февраля 2012 г.). – Т. 1. – С. 166-170.

5. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г. Из опыта организации зарубежной стажировки студентов инженерно-строительного факультета технического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www..09.2014).

6. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г. О преимуществах отраслевого подхода к образованию в высшей школе // Фотинские чтения: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции, 27–28 марта 2014 года, г. Ижевск (весеннее собрание) / Негос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Вост.-Европ. ин-т», Науч.-исслед. ин-т «Строит. лаб.», Белорус. нац. техн. ун-т, Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Регион. акад. менеджмента; [отв. ред.: Кадочникова И. С.]. – Ижевск: Ин-т компьютер. исслед., 2014. – С. 8-11.

7. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www..10.2014).

8. Мохначев С.А. Теоретико–методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения: монография. – Екатеринбург; Ижевск: Изд–во Ин–та экономики УрО РАН, 2009. – 411 с.

9. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения // Экономика образования. – 2011. № 4. – С. 116-133.

10. Мохначев С.А. Управление инновациями и конкурентоспособностью хозяйственных комплексов на примере государственных вузов: монография. – Екатеринбург: Издат. дом «Пригородные вести», 2003. – 242 с.

В XXI веке ведущие страны мира переходят на постиндустриальную стадию развития. Наибольшую ценность начинают приобретать не ресурсы, а знания. В связи с этим перед нашей страной встает задача реформы системы образования.

С интенсивным развитием техники, повсеместным внедрением новых информационных технологий повышаются требования к качеству образования населения, профессиональной компетенции работников, своевременной переподготовке кадров.

Лидерство страны в различных сферах невозможно без опоры на качественную и масштабную систему образования. За последние 20 лет экономические и политические реалии жизни российского общества изменились. Сфера образования не всегда своевременно реагировала на эти изменения и удовлетворяла новым требованиям общества. Существуют проблемы в качестве образовательных стандартов, качестве преподавания, в организации и обеспечении учебного процесса. Российская система образования может и должна успешно конкурировать с системой образования других стран.

Одним из главных направлений модернизации образования в России должно стать повышение его качества. Особое внимание следует уделить сфере высшего образования, так как именно здесь осуществляется подготовка специалистов для всех отраслей экономики страны, начинаются фундаментальные и прикладные исследования.

Система высшего образования должна активно внедрять новые инновационные формы обучения, сохраняя при этом лучшие традиции научно-исследовательской деятельности.

При проведении реформ необходимо учитывать требования к образованию со стороны государства, производства, бизнеса и самих граждан. При этом анализируются актуальные тенденции, опыт других стран. Образовательная политика должна стать более гибкой, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, использовать новые возможности.

В условиях рыночной экономики образование становится одним из видов услуг. На рынке образовательных услуг могут выжить только конкурентоспособные учебные заведения. Конкурентоспособность достигается путем повышения качества образования, улучшения организации образовательного процесса, повышения квалификации преподавателей . При этом должна меняться не только форма, но и содержание образования. Эффективность внедрения изменений проявляется в максимальном повышении качества знаний при возможной минимизации расхода ресурсов.

Основные направления развития в сфере образования законодательно закреплены в новом Законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу 1 сентября 2013 года.

ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» выполняет программу стратегического развития вуза на 2012-2016 гг., в которой обозначены основные цели и направления развития университета. Согласно данной программе миссией вуза является генерация знаний и трансферт технологий, подготовка и переподготовка кадров, способных обеспечить инновационное развитие высокотехнологичных отраслей и предприятий оборонно-промышленного комплекса региона и России .

  • Стратегическими целями университета является подготовка кадров, способных повысить конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей экономики, содействовать модернизации Удмуртской республики и Приволжского федерального округа, а также становление университета как инновационной корпорации, способной содействовать комплексному развитию научно-образовательной, инновационной, культурной и социальной сфер Удмуртской Республики и России .
  • Задача университета - вырастить специалиста, обладающего высокими общекультурными и профессиональными компетенциями, и в то же время сформировать его гражданскую позицию, правовую и политическую культуру во время внеучебной работы.
  • К приоритетным направлениям деятельности вуза относится:
  • развитие системы научно-инновационной деятельности, обеспечивающей работу по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, трансфер знаний и технологий в учебный процесс и производство, коммерциализацию результатов научной деятельности в рамках сотрудничества с высокотехнологичными предприятиями России и региона;
  • развитие информатизации, администрирования и электронных видов коммуникации, обеспечивающее систему управления всеми подразделениями вуза, единство образовательного и научно-инновационного пространства .

Для совершенствования образовательного процесса в университете создаются новые образовательные программы, открываются направления подготовки, востребованные рынком и потенциальными работодателями. Непрерывное образование ведется по системе: школа - техникум - университет, существуют программы переподготовки кадров и повышения их квалификации .

Оценка и контроль знаний студентов осуществляется с применением балльно-рейтинговой системы, промежуточного и итогового тестирования по предметам.

В процессе обучения увеличивается частота применения новых мультимедийных технологий. Студенты активно вовлекаются в проектную работу по решению реальных задач экономики, производства .

Применение технологий дистанционного обучения, создание электронных учебных пособий делает образование более доступным и удобным.

Университет заинтересован в квалифицированном преподавательском составе, поэтому создаются условия для повышения квалификации сотрудников, организуются международные стажировки для обмена опытом. Особое внимание уделяется работе аспирантуры и докторантуры, ведется популяризация науки и научных исследований, поддерживается активность аспирантов и соискателей, развиваются меры поощрения молодых ученых и преподавателей.

Вуз представляет собой сложную систему. Управление этой системой осуществляется на различных уровнях: уровне ректората, факультетов и кафедр.

Кафедра - это часть структуры, начальное базовое подразделение вуза. Именно кафедра оказывает непосредственное образовательное и воспитательное воздействие на студентов. На кафедрах создаются учебные планы и программы, ведутся научные исследования и разработки. Поэтому от эффективности работы кафедр зависит эффективность вуза в целом. Деятельностью кафедры управляет заведующий кафедрой, а, следовательно, он играет значимую роль в системе управления вузом.

К кандидатуре заведующего предъявляются высокие требования - к его профессиональной подготовке, организаторским, деловым, личным качествам, работоспособности.

Заведующий кафедрой объединяет в себе несколько ролей. Он должен быть авторитетным ученым, что подтверждается наличием ученой степени, почетных званий, наград. Заведующий-ученый способствует развитию научно-исследовательского направления работы кафедры. Одновременно заведующий кафедрой должен показать себя как успешный преподаватель, чтобы организовать качественное ведение образовательного процесса и применение новых образовательных технологий, уделить внимание методическому обеспечению преподавания. Как руководитель заведующий кафедрой должен уметь четко организовать работу коллектива, то есть исполнять роль эффективного менеджера. Сочетание этих трех ролей способствует гармоничному развитию кафедры во всех направлениях. В противном случае недостаточно внимания уделяется либо выполнению административных функций, либо научным исследованиям, либо содержанию образовательного процесса.

Сотрудники кафедры представляют собой первичный трудовой коллектив, то есть не имеющий дальнейшего административного деления. Заведующий кафедрой является руководителем всех сфер деятельности данного коллектива, ключевым звеном в системе управления. Он должен сформировать сплоченную команду профессионально подготовленных людей, способных решать поставленные перед ними задачи. Результат, полученный действиями команды, превышает результат суммы действий отдельных сотрудников. Лидер команды играет ключевую роль в ее работе. Заведующий кафедрой должен быть динамичным, владеть различными стилями руководства и применять их в соответствии с требованиями ситуации. Для успешного руководства заведующий должен много знать о сотрудниках кафедры, уметь четко распределять между ними роли, не допускать соперничества, делегировать коллегам часть полномочий, развивать систему обратной связи. Важно не только подобрать хороший коллектив, но и способствовать в дальнейшем профессиональному развитию сотрудников, так как ценность человеческого ресурса со временем может только возрастать.

Заведующий кафедрой должен уметь взаимодействовать с людьми разного уровня - преподавателями, студентами, аспирантами, родителями, начальством, представителями бизнеса. Общение является важной частью его работы. Заведующий одновременно является руководителем на кафедре и подчиненным по отношению к вышестоящему начальству. В то же время он выстраивает горизонтальные взаимоотношения с коллегами - заведующими другими кафедрами.

Важным моментом в управлении кафедрой является разработка стратегии ее развития, расстановка приоритетов. Планирование деятельности ведется на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Необходимо четко установить, что кафедра должна делать в настоящий период времени, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Решения должны быть своевременными и соответствующими ситуации. Важную часть работы заведующего кафедрой составляет контроль за деятельностью кафедры, фиксация результатов, достижений за определенный период времени.

Наряду с классическими обязанностями заведующего кафедрой, появляются новые актуальные требования и задачи. Эффективность работы кафедры сегодня следует оценивать по следующим показателям:

  • Рост числа и качества образовательных услуг. Образовательные программы должны отвечать современным стандартам, разрабатываться в соответствии с пожеланиями потенциальных работодателей и партнеров кафедры. Качество подготовки студентов оценивается по участию в олимпиадах, конкурсах дипломных работ, научно-практических конференциях, форумах .
  • Рост среднего балла абитуриентов по ЕГЭ (более 60). Для привлечения более трудолюбивых и заинтересованных абитуриентов необходимо вести круглогодичную работу со школами, создавать профильные классы. Старшеклассники должны иметь представление о кафедре, направлениях подготовки, необходимых экзаменах.
  • Увеличение числа преподавателей с ученой степенью. Необходимо всесторонне поддерживать и стимулировать стремление к развитию, повышению квалификации преподавателей кафедры.
  • Уменьшение среднего возраста профессорско-преподавательского состава кафедры. Молодые преподаватели активней применяют современные методики ведения образовательного процесса, более мобильны.
  • Регистрация в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU - информационном портале в области науки, технологии, медицины и образования. Портал объединяет информацию о публикациях, авторах, научных журналах.
  • Увеличение индекса Хирша у публикаций профессорско-преподавательского состава кафедры. Статистические показатели позволяют оценить актуальность публикаций и проводимых исследований.
  • Переход на прикладной характер выпускных квалификационных и диссертационных работ - по заявкам предприятий, поиск решений по техническим и экономическим вопросам .
  • Развитие дистанционного обучения, делающего знания доступными более широкому кругу студентов.
  • Создание личного кабинета преподавателей. Личный кабинет на сайте вуза, факультета, кафедры дает возможность разместить информацию о преподавателе и учебный материал, вести общение со студентами.

Таким образом, образовательные услуги, все виды деятельности кафедры объединяются в своего рода образовательный проект. Заведующий кафедрой при этом выступает в роли проектного менеджера, стремящегося повысить эффективность работы команды сотрудников кафедры.

Рецензенты:

Юрина Е.А., д.э.н., профессор, проректор по образовательным технологиям, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов.

Чигринова Н.М., д.т.н., профессор кафедры торгового и рекламного оборудования, Белорусский национальный технический университет, г. Минск.

Библиографическая ссылка

Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. О НОВОЙ РОЛИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15199 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Раздел I. КУЛЬТУРА

ББК Ч488.74(2Рос-4Пер)711.9

В.Н. Стегний

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 5-15 ЛЕТ

В основе стратегии развития гуманитарного факультета лежит прогностический подход, так как сегодня страна сосредоточилась не на прошлом системы высшего образования, а на ее будущем. Случайного в этом ничего нет, так интеллектуальное, творческое, инновационное ядро общества формирует система высшего образования. Она ведет общество вперед, в «завтра», она обеспечивает его будущее развитие. В этом плане автора статьи - декана факультета - интересуют перспективы развития своего коллектива, его место в техническом вузе, нашем регионе.

Факультет был открыт в 1993 году, в этом году ему исполнилось 15 лет. Конечно, чтобы говорить о будущем факультета, необходимо выделить основные тенденции его развития за эти 15 лет. Научно прогнозировать будущее любого объекта возможно только на основе предыдущих тенденций его развития. Анализ итогов развития факультета за 15 лет позволяют определить сегодняшнее состояние объекта как зрелость. Степень социальной зрелости гуманитарного факультета сегодня и его тенденции развития за 15-летний период - это та социальная база, на основе которой строится прогноз его развития. Эта социальная предпосылка будущего гуманитарного факультета.

С этой целью развития факультета нами была разработана концепция гуманитаризации - гуманитарной подготовки инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете. Образование имеет две составляющие - обучение и воспитание. Содержание

обучения раскрыто нами в одной монографии1, а содержание воспитания - в другой2.

Опираясь на данную концепцию, на факультете были выделены следующие стратегические направления его развития: 1) изменения содержания гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров и специалистов; 2) подготовка специалистов гуманитарного и социально-экономического направлений; 3) компьютеризация; 4) переподготовка и повышение квалификации кадров в Пермском филиале ИППК преподавателей гуманитарных и социальных наук при Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей при Уральском государственном университете.

1. Структура факультета. В течение 15 лет создана новая типовая структура факультета, которая отличает его, с функциональной точки зрения, от других факультетов. Факультет ведет гуманитарную и социально-экономическую подготовку (ГСЭД) инженеров и специалистов во всем вузе. Это около 20 % учебного времени в учебном плане каждой специальности. Кафедры ГСЭД сосредоточены на факультете. Самое главное - эти кафедры преобразованы еще и в выпускающие кафедры и являются базовыми при переподготовке и повышении квалификации преподавателей по циклу ГСЭД. Это совершенно другое содержание труда, другой статус кафедр.

Факультету было передано 8 кафедр, которые находились в состоянии кризиса, и за это время пришлось открыть еще 7 кафедр. В настоящее время на факультете 14 кафедр. Переданные факультету кафедры были преобразованы следующим образом:

1. Кафедра иностранных языков, педагогики и психологии высшей школы преобразована в кафедру иностранных языков, лингвистики и межкультурной коммуникации. Кафедра ведет английский, немецкий, французский языки на 5 факультетах; она стала выпускающей по специальности «Перевод и переводоведение» (английский, немецкий, фран-

1 См.: Гуманитарная подготовка инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы / Под науч. ред. проф. В.Н. Стегния. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Луч, 2001. 320 с.

2 См.: Система воспитания инженеров и специалистов в условиях модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы / Под науч. ред. проф. В.Н. Стегния; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2003. 210 с.

цузский языки); на ФПКП работает со слушателями по дисциплине «Психология и педагогика».

2. Кафедра иностранных языков преобразована в кафедру иностранных языков и связей с общественностью; на 4 факультетах ведет иностранные языки (английский, немецкий, французский); стала выпускающей по специальности «Связи с общественностью»; на ФПКП работает со слушателями по дисциплине «Русский язык и культура речи».

3. Кафедра прикладной лингвистики и информационных технологий образования открыта в 2004 году; на факультете дистанционных образовательных технологий ведет иностранные языки.

4. Кафедра физического воспитания преобразована в кафедру физической культуры.

5. Кафедра этики и эстетики преобразована в кафедру культурологии и ведет учебную дисциплину «Культурология» в вузе, а также на ФПКП является базовой по данной учебной дисциплине.

6. Кафедра истории КПСС преобразована в кафедру государственного управления и истории; ведет учебную дисциплину «Отечественная история», стала выпускающей по специальности «Государственное и муниципальное управление»; на ФПКП является базовой в городе по дисциплине «Отечественная история».

7. Кафедра теории научного коммунизма преобразована в кафедру социологии и политологии. Ведет по циклу ГСЭД курсы социологии, политологии, психологии и педагогики; стала выпускающей по специальности «Социология»; на ФПКП является базовой по социологии, политологии, социальной психологии.

8. Кафедра политэкономии преобразована в кафедру экономической теории. Ведет по циклу ГСЭД курс «Экономика», стала выпускающей по специальности «Экономика и управление на предприятии», на ФПКП является базовой по экономике.

9. Кафедра марксистско-ленинской философии преобразована в кафедру философии и религиоведения. Ведет дисциплину «Философия» по циклу ГСЭД; является выпускающей по специальности «Религиоведение», на ФПКП - базовой по дисциплине «Философия». Данная кафедра при государственной аттестации в 2007 году по дисциплине «Философия» получила неудовлетворительную оценку. Не состоялась при ней и специальность «Религиоведение». На гуманитарном факультете это единственная кафедра, которая не вписалась в новую систему образования факультета и вуза.

10. Кафедра экономики машиностроительного производства преобразована в кафедру экономики и управления на предприятии. Она является головной на факультете при подготовке бакалавров по экономике и специалистов по экономике и управлению на предприятии. Данная специальность в вузе самая конкурсная и в 2007 году при опросе 1200 предпринимателей она попала в число 17 специальностей в РФ, выпускники которой востребованы и устраиваются на работу без особых проблем.

11. Кафедра экономики и организации промышленного производства ведет новые учебные дисциплины: «Основы менеджмента», «Экономика отрасли», «Экономика фирмы», «Организация производства». При ней открыта в 1998 году специализация «Экономика и управление на предприятиях нефтяной и газовой промышленности». Специалисты данного направления сегодня востребованы хорошо.

12. Кафедра управления финансами открыта в 2006 году и является выпускающей по специальности «Финансы и кредит».

13. Кафедра правоведения открыта в 1997 году. Ведет по циклу ГСЭ дисциплину «Правоведение» и является на ФПКП базовой по данной учебной дисциплине.

14. Кафедра дизайна была открыта в 1996 году, которая в 2004 году передана на механико-технологический факультет.

Итак, за 15 лет открыта половина новых кафедр и вторая половина преобразована в новые кафедры с новой структурой и содержанием деятельности.

Кроме кафедр, на факультете открыто 6 учебно-консультативных и исследовательских центров, которые занимаются послевузовской подготовкой или параллельной вузовской подготовкой студентов.

Пермский филиал ИППК преподавателей преобразован в отделение ФПКП гуманитарных и социальных наук высших и средних специальных учебных заведений. За 15 лет на нем повысили квалификацию около 1600 преподавателей вузов, техникумов г. Перми и области.

На факультете открыто 12 специальностей, 9 специализаций, 4 бакалавриата, 3 магистратуры, очная, заочная, дистанционная формы обучения студентов. На 12 кафедрах открыты аспирантуры по 14 специальностям. На факультете работало 2 диссертационных совета, где было защищено за 10 лет 69 кандидатских диссертаций.

При открытии факультета в 2003 году на нем не было ни одного студента. На 1 октября 2007 года студентов было 7231: на очном отделе-

нии - 1599 чел. и на заочном - 5632 чел. На бюджетной основе обучалось 1164 студента, на контрактной - 6067, в 2008 году - около 8000.

К числу этих студентов следует добавить студентов, обучающихся в вузе по социально-экономическим специальностям: 1) на факультете ДОТ - 268 чел.; 2) в Березниковском филиале - 513 чел.; 3) Лысьвенском филиале - 437 чел.; 4) Чайковском филиале - 607 чел.; 5) на МТФ (управление качеством, экспертиза недвижимости) - 560 чел. Следовательно, это еще дополнительно 2385 чел. (декабрь 2007 года), то к 1 декабря 2007 года набирается группа порядка 9585 студентов. Динамика по всем структурным направлениям положительная, факультет развивается экстенсивно.

2. Для управления факультетом создана следующая система институтов: 1) ученый совет факультета (законодательный орган факультета); 2) деканат (исполнительный орган факультета); 3) научно-методический совет; 4) методический совет по заочному обучению; 5) совет НИРС; 6) совет по инновационной политике на факультете; 7) совет по внеучебной работе; 8) совет старост; студенческий совет в общежитии № 3; 9) оперативки в деканате; 10) оперативки с заведующими кафедрами и заместителями декана.

Данная система управления позволяла решить все вопросы жизнедеятельности факультета как по циклу ГСЭД, так и по подготовке специалистов по гуманитарному, социально-экономическому направлению, переподготовке и повышению квалификации преподавателей. Она позволяла эффективно решать те задачи, которые были поставлены перед факультетом.

На факультете предусмотрена система подготовки управленческих кадров для своего подразделения: заместителей декана, заведующих кафедрами и их заместителей, руководителей советами, учебно-вспомогательного персонала, старост и т.д. Мы исходили из гипотезы: «Эффективность развития и функционирования факультета зависит от эффективности системы управления, от ее профессионализма». Эта гипотеза сработала очень хорошо.

3. Кадры. Качество образования в любой системе на 90 % зависит от качественного подбора преподавателей. Качество образования определяется не количеством докторов и кандидатов наук, а их качеством. В связи с введением новых учебных дисциплин и новых специальностей задачей номер один в работе с преподавателями является задача их переподготовки и повышения квалификации. С этой целью и был открыт Пермский филиал ИППК преподавателей гуманитарных и социальных наук, в кото-

ром все преподаватели в течение 5 лет по 2-3 раза проходили переподготовку и повышение квалификации.

На 12 кафедрах открыты аспирантуры. Сейчас все 14 кафедр имеют аспирантов. Их число доходило в 2003 году до 136 чел. и еще было около 50 соискателей. В 2008 году на факультете учится 36 аспирантов, 85 соискателей. Ежегодно защищается 13-15 кандидатских диссертаций.

На факультете есть две докторантуры. Ежегодно защищается 1-2 докторских диссертаций. В 1993 году на факультете было 67 кандидатов и 7 докторов наук; в 2008 году их стало соответственно 128 и 28. Доктора наук работают на 13 из 14 кафедр, а ранее только на 5. Заведуют кафедрами 9 докторов наук; 2 кандидата наук в возрасте до 30 лет стали завкафедрами.

На всех выпускающих кафедрах остепененность преподавателей выше 63 %. Поднялся процент остепенности на кафедрах иностранных языков и физической культуры. По факультету он составил в 1993 году 27 %, в 2008 году - 52 %.

Количество ставок на факультете в 1993 году было около 150, в 2008 году - 430 (без ВШБЭ, а с ней - около 500). 343 преподавателя -штатные.

Средний возраст преподавателей по факультету - 38 лет. 93 преподавателя в возрасте до 30 лет. Преподавателей моложе 40 лет почти половина.

Все преподаватели в установленные сроки проходят переподготовку и повышение квалификации. Главный потенциал факультета - это преподаватели. Ежегодно работает более 50 чел. УВП. Именно они в первую очередь обеспечивают качество образования.

4. Качество подготовки специалистов. Возьмем несколько показателей по циклу ГСЭД. Средний балл у студентов нашего вуза составил 4,4 балла (выборка 1700 студентов очного отделения). Среди выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, около 40 % имеют диплом с отличием. Средний балл по ГЭКу и ГАКу по факультету на очном отделении выше 4,0.

В последние 2-3 года на очном отделении число выпускников составило около 300, на заочном отделении - около 1000. В центре занятости никто из них не зарегистрирован в числе безработных.

5. Научно-исследовательская деятельность. За 15 лет факультет превратился в крупную научно-исследовательскую, научно-педагогическую, гуманитарную школу.

Каждая кафедра имеет основное направление научно-исследовательской деятельности и ряд частных направлений. Сам факультет на основе всех кафедр имеет основное научно-исследовательское направление своей деятельности, связанное с формированием гуманитарной среды и внеучебной работы в вузе, разработкой концепции гуманитаризации. Имеется и ряд частных межкафедральных тем по экономике, лингвистике, социологии, менеджменту, политологии, в разработке которых принимают участие несколько кафедр.

На факультете ежегодно издается около 15 монографий, 2-3 «Вестника ПГТУ», до 20 томов материалов конференций разного уровня, в том числе всероссийских 5-7 томов; более 200 статей; более 500 тезисов докладов, подготовленных для конференций. Около 10 % публикаций - в центральной печати.

Факультет ежегодно выигрывает 3-5 грантов; сам проводит ежегодно 2-3 всероссийских и 4-5 региональных научно-практических конференций и публикует их материалы. Около 100 преподавателей ежегодно принимают участие в научных конференциях разного уровня за пределами вуза, включая и международные.

6-7 кафедр ежегодно принимают участие в хоздоговорных работах, около 90 % объема работ выполняет хоздоговорная лаборатория социологии.

Изучением проблем высшего образования занимается социологическая лаборатория проблем высшего образования.

В целом на факультете за 15 лет сложилась определенная система научно-исследовательской деятельности, в которой задействована основная масса преподавателей.

Активно развивается на факультете система НИРС, в которой принимает участие более 1/3 студентов очного отделения и небольшая группа студентов заочного отделения. На факультете ежегодно издается 5-7 сборников студенческих научных работ.

6. Научно-методическая работа преподавателей направлена на совершенствование традиционных и новых форм обучения студентов, совершенствование учебных планов, учебных программ. Все студенты как очного, так и заочного отделения обеспечены методическими пособиями по каждой учебной дисциплине.

На факультете ежегодно издается около 20 учебно-методических пособий объемом около 10 п. л., 17 из них в последние 5 лет получили гриф УМУ или МОиН РФ.

Кроме того, ежегодно на факультете издается или переиздается более 100 учебно-методических материалов объемом от 1 до 3 п. л.

В последние 5 лет особое внимание в методической работе уделялось информационным образовательным технологиям.

На факультете ежегодно проводится 3-4 научно-методических конференции. На всех кафедрах работают методические семинары. Сложилась своя специфическая система научно-методической работы, которая определяется статусом факультета в ПГТУ.

7. Внеучебная воспитательная работа велась по следующим направлениям: культурно-массовая работа, в основном художественная самодеятельность; НИРС; работа института кураторов; воспитательная работа в общежитии № 3; спортивно-оздоровительная работа; формирование здорового образа жизни; деятельность совета молодых ученых, совета по внеучебной работе; работа дискуссионного клуба «Человек и общество»; ежегодное проведение конференций по внеучебной работе. Основным направлением воспитательной работы стало нравственноэстетическое воспитание студентов и преподавателей. Ориентирующую, ценностную, мировоззренческую миссию в идеологической, воспитательной деятельности выполняли преподаватели кафедр ГСЭД.

8. Международное сотрудничество. Факультет имеет ряд договоров с вузами других стран: Германии, Франции, Австрии, КНР, Великобритании.

В течение одного учебного года студенты (3-4 чел.) нашего факультета учатся в зарубежных вузах, в это время студенты (2-4 чел.) тех вузов учатся у нас на факультете.

Некоторые студенты нашего факультета и зарубежных вузов защищают по два диплома - в своем и зарубежном вузе.

Ежегодно около 50 преподавателей принимают участие в конференциях за рубежом.

Ежегодно 2-5 преподавателей зарубежного вуза работают у нас, а наши преподаватели - у них.

Факультет в последние 5-7 лет получил один международный грант.

9. Инновационная деятельность в последние 5 лет стала самостоятельным направлением, хотя всегда была неотъемлемой частью деятельности факультета. Факультет имеет свой план работы в этом направлении. На факультете создан совет по инновационной политике. В центре этого направления - проблема качества высшего образования, качества подготовки наших специалистов и инженеров.

Факультет принимал участие в реализации гранта МОиН РФ, который получил вуз на 2007 и 2008 годы.

10. Довузовская подготовка связана прежде всего с профориентационной работой факультета. Здесь факультет имеет четкий план своей деятельности. За 15 лет сформировалась система профориентационной работы с абитуриентами. Факультет имеет договоры с лицеем № 1 г. Перми, школами № 22 и 77, много работает с выпускниками не только школ города, но и сельских районов нашего края, что и обеспечивает ему приток абитуриентов. Конкурс на факультет в последние 10 лет был около 10 абитуриентов на место.

11. Финансы. В момент создания факультета его вклад в финансы ПГТУ равнялся нулю. В течение 5 лет факультет стал основным поставщиком внебюджетных средств в вузе. Основная форма зарабатывания средств - это студенты, обучающиеся по контракту. В этом участвуют все преподаватели и сотрудники факультета. Факультет имеет свою долю внебюджетных средств, которая позволяет ему решать все без исключения вопросы жизнедеятельности: учебные, научные, методические, кадровые, материально-технической базы и т. д. Эти средства надо не только заработать, но и правильно и эффективно распределить, распределить так, чтобы это ощутил и увидел каждый преподаватель, сотрудник, студент - вот тогда появляется мотивация в такой деятельности почти у всех, но не у каждого преподавателя. Кто привык жить на подачках и ждать, что всегда дадут сверху, тот и сейчас также живет, но их меньшинство. Другими каналами зарабатывания средств являются гранты; хоздоговоры; победы в разных конкурсах и т.д.

Вопросы финансирования должны решаться не только сверху, но и снизу - факультетом, его преподавателями и сотрудниками. Решая проблему командировки, издания книги, статьи, преподаватель должен понимать и знать, какой вклад он сам вносит в решение данного финансового вопроса.

Зарабатывание факультетом денежных средств - это не самоцель, а средство решения вопросов подготовки качественных специалистов, проблем образования.

12. Материально-техническая база факультета развивалась по следующим направлениям. Главным направлением остается приобретение книг. Поскольку 15 лет назад по циклу ГСЭД были введены новые дисциплины и открыты новые специальности, то факультету необходимо было обеспечить студентов новой учебно-методической, научно-

исследовательской литературой. В последние 5 лет все студенты факультета имеют данную литературу в полном объеме. Потребности преподавателей в учебно-методической и научно-художественной литературе также удовлетворены полностью.

Второе направление - компьютеризация. 15 лет назад на факультете не было ни одного компьютера. В настоящее время на факультете 264 компьютера, все кафедры имеют от 2 до 10 компьютеров, создано 5 современных компьютерных классов, 3 аудитории обеспечены системой мультимедиа. Ежегодно факультет тратит на эти цели более 2 млн руб.

Третье направление - ремонт помещений. На факультете отремонтировано 98 % аудиторий, т.е. более 80 вместе с кафедрами, кабинетами, туалетами. На эти цели факультет ежегодно тратит около 4 млн руб.

Четвертое направление - обновление мебели в аудиториях, на кафедрах. За последние годы она заменена полностью. На это ежегодно тратится около 2 млн руб.

Пятое направление - обновление оборудования в аудиториях, кафедрах, кабинетах, на что систематически тратится 1 млн руб. в год.

Таковы основные итоги и основные тенденции развития факультета за 15 лет, свидетельствующие о поступательном характере этого развития в очень сложное для страны время, когда она в 1990-е годы переживала тяжелый кризис. Предпосылки становления любого социального объекта определяются общественно-экономическими условиями. Мы как раз и исходили из этого, предполагая, что в условиях кризиса наш факультет сможет окрепнуть и опередить тех, кто ждал стабильного развития общества для решения своих проблем. Наша стратегия была правильной. Благодаря ее реализации, мы получили большой, сильный факультет и качественную систему подготовки специалистов.

За 15 лет изменилась социальная система нашего общества, и перед системой высшего образования встали новые задачи, которые нужно решать в новых условиях, опираясь на тот факультетский фундамент, который есть сегодня. Появилась возможность заглянуть вперед не только на 5, но и на 15 лет. В стране принимаются сегодня программы по разным направлениям ее развития не только на 3-5 лет, но и до 2020 года, что очень отрадно и чего не было в 1990-е годы. Наша задача

вписать гуманитарный факультет в новую социальную систему 10-20-х годов XXI века. Стратегические задачи вышли на первый план.

Социальная посылка заглянуть в будущее гуманитарного факультета - это его состояние и тенденции развития сегодня. Гносеологические -концепция гуманитаризации, которая стала еще более актуальной как с практической, так и с теоретической точки зрения. Но она нуждается сегодня в модернизации, так как некоторые ее элементы уже исчерпали себя, а какие-то требуют других подходов.

Опираясь на данную концепцию в ее переработке и в разработке стратегии развития факультета, исходим из таких основополагающих принципов, как научность и профессионализм. Профессионализм связан, прежде всего, со знанием нами гуманитарного факультета, научность -с анализом, синтезом и прогнозом его развития. Да и высшая школа построена на основе науки, вне которой она теряет свое качество. Повышение уровня научности в высшей школе - главный путь повышения качества высшего образования и подготовки специалистов в высшей школе.

Профессионализм и научность предполагают знание целей, задач, которые ставит сегодня Министерство образования и науки РФ перед высшей школой; стратегию развития нашего вуза - ПГТУ; определение статуса гуманитарного факультета в ближайшее 5-15 лет, программы его развития.

Отметим особенности программы развития гуманитарного факультета на ближайшие 5 лет (2008-2013 гг.) и на период до 2020 года. В рамках тех преобразований, которые наметило наше правительство и министерство.

Первая особенность - переход системы высшего образования 2-го поколения ГОС ВПО к системе 3-го поколения. На это уйдет 5-6 лет на очном отделении и 6-7 лет на заочном отделении. Этот период времени система высшего образования будет функционировать на основе двух стандартов - 2-го и 3-го поколения.

Вторая особенность - внедрение в практику высшей школы решений Болонского соглашения.

Третья особенность - сокращение количества выпускников средней школы, абитуриентов и, следовательно, количества студентов на гуманитарном факультете. Бюджетных мест на его специальностях очень мало (в 2008 г. 86 мест на 6 специальностях очного отделения, 60 - на 12 специальностях и специализациях заочного отделения). В первую

очередь уменьшится количество студентов заочного отделения, что вызовет сокращение ставок преподавателей, УВП и финансовых возможностей факультета и повлияет на материально-техническую, научную, учебно-методическую составляющие работы.

Эта особенность предполагает иной подход к профориентационной работе на факультете. Ее роль резко возрастет, изменится ее содержание, формы и масштабы. Факультет, кафедра, организовавшие эффективную профориентационную работу, будут иметь и соответствующие результаты.

В этой связи ставится по-новому задача не только подбора абитуриентов, но и сохранения числа всех студентов. Такая задача не стояла раньше. Сейчас от преподавателя, кафедры требуются другие формы работы со студентами. Специальность, факультет экономически эффективны тогда, когда на них в период учебы повышается от курса к курсу успеваемость и сохраняется контингент студентов.

Четвертая особенность связана с особенностью абитуриентов, родившихся в 90-х годах ХХ столетия, и соответственно с особенностью студентов 10-20-х годов XXI столетия. Сегодняшний абитуриент родился и учился в школе в 1990-е годы и начале 10-х годов XXI века, которые характеризовались кризисом и переходным состоянием как всего общества, так и системы образования. Качество знаний, состояние здоровья, уровень культуры их значительно ниже, чем в 60-80-е годы XX века, отсюда и сегодняшние проблемы качества образования, которое детерминировано качественным состоянием общества.

Пятая особенность связана с изменением статуса вуза. Останется ли он государственным вузом, перейдет ли в статус автономного образовательного учреждения или станет научно-исследовательским? Попадет ли он в число тех 15-20 % вузов, у которых остается федеральное финансирование? Сегодня наш вуз попал в число 57 инновационных вузов, но неизвестно, что будет с ним завтра.

Шестая особенность связана с изменением системы финансирования вуза и факультета. Факультет зарабатывает себе на жизнь, но вопрос номер один - это заработная плата преподавателя и УВП. Если не произойдет на государственном уровне качественных изменений, то в системе высшего образования через 10-15 лет останутся только пенсионеры. Вторая финансовая проблема вуза - это жилье для преподавателей и УВП, административных работников. При такой, как сейчас, заработной плате они на него никогда не заработают!

Эти особенности и ряд других, которые мы не указали, будут определять динамику развития факультета в ближайшие 5-15 лет.

Цель развития факультета в этот период - переход к новой системе и модели высшего образования.

1) модернизируя гуманитарный факультет, адаптировать его к новым условиям, новой системе ГОС ВПО;

2) модернизировать концепцию гуманитаризации в соответствии с 3-м поколением ГОС;

3) вписать гуманитарный факультет в новую систему функционирования ПГТУ;

4) сосредоточить ресурсы факультета прежде всего на инновационной деятельности;

5) обеспечить качество подготовки специалистов на факультете в соответствии с требованиями ВПО XXI века;

6) в подготовке специалистов акцент делать на компетентностном подходе.

Стратегические направления факультета:

1. Модернизация системы гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров и специалистов. Изменение содержания преподавания ГСЭД предполагает внедрение компетентностного подхода; сокращение учебного времени на их изучение; сокращение количества учебных дисциплин в данном цикле, поиск новых форм их преподавания. Вузу необходима новая унифицированная система преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с 3-м поколением ГОС.

2. Подготовка бакалавров и магистров по гуманитарным, социальноэкономическим дисциплинам. Сейчас на факультете 12 специальностей, которые необходимо перестроить в бакалавриаты и магистратуры.

3. Модернизация работы факультета переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин. В связи с этим необходим новый тип преподавателя XXI века.

Основные виды деятельности факультета:

1. Учебная работа: а) 4-5-летняя подготовка бакалавров на очном и заочном отделениях и сверх этого 2-годичная подготовка магистров; б) 3-годичная учеба аспирантов и докторантов. Эти направления самые главные и связаны с внедрением новых форм (бакалавриат, магистратура) в организации учебного процесса. Учебная работа будет строиться на

основе компетентностного подхода. От его реализации предполагается выход на иное качество подготовки инженера и специалиста.

2. Научно-методическая работа: а) переработка всех учебных планов и программ в соответствии с 3-м поколением ГОС; б) внедрение информационных образовательных технологий; с ними связывается прежде всего инновационность нашей образовательной деятельности; в) индивидуальность обучения студента, только так можно получить высокое качество образования, подготовки специалиста; г) грифование учебнометодических пособий через УМУ Министерства образования и науки РФ. Эта деятельность направлена на обеспечение научности образования, высокого качества подготовки специалистов.

3. Научно-исследовательская работа: а) факультет имеет единую тему научно-исследовательской работы - формирование гуманитарной среды в вузе; в этой работе участвуют все кафедры, разрабатывая концепцию, стратегию развития факультета; б) ряд кафедр объединены в группы по научно-исследовательской деятельности (социально-экономический процесс в современном российском обществе; экономика предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям; мелкий бизнес; управление на предприятии; культура; физическая культура; вопросы педагогики и языкознания и др.); в) каждая кафедра имеет свое основное научное направление и ряд подтем.

Основными формами научно-исследовательской работы будут: 1) издание монографий, учебных пособий; 2) публикации в центральной печати; 3) работа аспирантур, докторантур; 4) работа диссертационных советов; 5) издание 3 факультетских «Вестников ПГТУ»; 6) публикации сборников научных работ и материалов конференций; 7) проведение конференций (факультетских, кафедральных); 8) хоздоговорные работы; 9) участие в конкурсах грантов; 10) НИРС.

4. Внеучебная, воспитательная работа. Главное направление этой работы - нравственное воспитание как студентов, так и преподавателей. Проблема формирования нравственных ценностей у студенческой молодежи лежит в основе воспитательной работы. Исходя из этого основными направлениями будут следующие: нравственно-эстетическое, физическое, умственное, нравственно-патриотическое, нравственно-политическое, экологическое, экономическое, трудовое. Другие направления воспитательной работы также будут в центре жизнедеятельности на факультете, но роль их несколько иная. Процесс воспитательной работы направлен на то, чтобы перевести его у студентов в процесс самовоспитания.

В качестве основных форм внеучебной работы выделены: НИРС, художественная самодеятельность, спорт, институт кураторов, клубы по интересам, общежитие № 3, закрепленное за факультетом.

5. Кадры. Качество образования на 90 % зависит от качественного подбора преподавателей. Эта работа основана на принципах преемственности, системности, последовательности. Приоритетными направлениями этой деятельности будут: 1) сохранение штатного кадрового состава ППС; 2) подбор молодых преподавателей и закрепление их на факультете. Сейчас каждый третий преподаватель на факультете моложе 30 лет; 3) переподготовка и повышение квалификации преподавателей в соответствии с 3-м поколением ГОС; 4) решение проблемы остепенен-ности преподавателей: подготовка кандидатов наук, докторов наук, решение проблем присвоения званий доцентов, профессоров. Для этого организация работы аспирантур, докторантур, перевод сотрудников на должности научных сотрудников для завершения диссертационных работ, организация работы диссертационных советов на факультете, участие профессоров в работе советов других вузов (создание межвузовских советов).

Следует обратить особое внимание на одну зависимость, из которой исходил факультет. Процент остепененности и количество кандидатов и докторов наук - основа для решения проблемы качества образования, но этого сегодня недостаточно. Вторая ступень данной деятельности -это качество подготовки кандидатов и докторов наук, на что сейчас обращается особое внимание при разработке кадровой политики факультета.

Не менее важна подготовка руководителей на факультете: заведующих кафедрами - их 14; заместителей декана - их 5; ведущих методистов, УВП - их на факультете около 40. От их деятельности во многом зависит эффективность системы управления в любом подразделении факультета.

6. Организационно-управленческая деятельность на факультете. Система управления должна соответствовать требованиям ГОС 3-го поколения и тем изменениям, которые вводит Министерство образования и науки, наш вуз. От того как система управления вписана в эту систему, во многом зависит его эффективность управления. Совершенствование административного управления на факультете в соответствии с будущими потребностями и требованиями системы высшего образования - одна из стратегических задач нашей деятельности.

Дальнейшее развитие системы самоуправления на факультете - это повышение эффективности таких институтов, как ученый совет факультета, оперативки с завкафедрами, совещания в деканате, методический совет факультета, совет НИРС, спортсовет, совет по художественной самодеятельности, институт кураторов, совет молодых ученых, совет по инновационной политике, диссертационные советы, экспертные советы и т. д.

Мы исходим из того, что эффективность функционирования факультета зависит от эффективности функционирования системы управления, эффективности функционирования его менеджмента. В основе этой деятельности должен быть не метод проб и ошибок, а профессионализм.

7. Финансы на факультете. Факультет в настоящее время самодостаточен. Он является основным донором внебюджетных средств в вузе. Эту форму зарабатывания денежных средств факультет будет развивать и в дальнейшем. Кроме нее прогнозируется повышение роли хоздоговорных работ на факультете, расширение их географии. Если не каждая, то почти каждая кафедра в течение 4-5 лет должна вести хоздоговорные работы.

Участие в конкурсах грантов - эта задача для каждой кафедры. Каждая кафедра в течение 1-2 лет должна выигрывать хотя бы один грант.

Там, где есть возможность, факультет должен использовать бюджетное финансирование или механизмы софинансирования.

8. Материально-техническая база. Предполагается развитие ее по следующим направлениям: а) обеспечение учебной и научной литературой преподавателей и студентов; издание книг (монографий, учебных пособий) своих преподавателей, сборников, вестников, материалов конференций факультета. Каждый студент должен иметь учебник, преподаватель - возможность работать с книгами и периодической литературой;

б) поддержание аудиторного фонда (более 80 комнат) в соответствующих санитарно-гигиенических условиях; оснащение аудиторий новым оборудованием; в) обновление компьютерной техники и пополнение кафедр новыми техническими средствами. Основная задача на ближайшие 5-10 лет - приобретение программного обеспечения компьютерной техники в соответствии со специальной программой факультета.

9. Международное сотрудничество прогнозируется развивать по следующим направлениям: договоры с зарубежными вузами (по примеру как сейчас), которые готовят специалистов по смежным направлени-

ям; стажировки; повышение квалификации в зарубежных вузах; участие в зарубежных грантах; участие в зарубежных конференциях; приглашение преподавателей зарубежных вузов на преподавательскую работу; поездки наших преподавателей в зарубежные вузы для чтения лекций; обмен студенческими группами. Развитие сотрудничества в этой области прогнозируется не только с вузами стран Запада, но и стран Азии.

Д.пед.н. Дорощук Е.С.

Казанский государственный университет, Россия

Информационная компетентность в управлении кафедрой как фактор модернизации образовательного пространства ВУЗа

Информационная компетентность в контексте проблемы управления кафедрой

В настоящее время именно на кафедру как основную структурную единицу вуза легло бремя решения генеральных задач в областимодернизации образовательной системы. И от того, насколько информационно насыщенным будет управленческое звено кафедры, зависит во многом эффективность решения этих задач и их внедрение в учебный и научно-исследовательский процесс.

Поэтому одним из важнейших факторов повышения качества управленческой, а в целом- учебной и научно-исследовательской деятельности кафедры становится информационная компетентность как ее руководителя, так и всех ее подразделений в целом.

Информационная компетентность имеет несколько аспектных характерстик.

Во-первых, она может быть представлена в виде с овокупности разнообразных специальных и общих сведений,как информационных компонентов, влияющих на результат управленческой деятельности руководителя, отражающих ценностные аспекты поведения коллектива. Это связано с тем, что компетентность в конечном итоге проявляется в поведенческой практике, и о ней мы судим, исходя из анализа поведения человека. В социальной среде, как и в управленческой, выделяются наиболее ценные для людей аспекты поведения, влияющие на восприятие их носителей и результатов их действий: познавательные, эмоциональные, энергетические. Каждый из них присутствует и в поведении руководителя кафедры вуза.

Во-вторых, информационная компетентность может быть представлена в виде модели эффективного поведения, составляющейее суть. К компонентам поведения, лежащим в основе информационной компетентности относятся:

когнитивные –свободное, открытое для опыта, фантазирования и иных процессов размышление о целях, которые необходимо достичь; предвидение возможных путей развития и препятствий, которые необходимо преодолеть; анализ результатов собственных действий для лучшего понимания характера ситуации, что выражается внаборе необходимых компетенций, которыми должен обладать руководитель кафедры: умения планирования, определения проблемного поля деятельности и основных препятствий на пути достижения целей кафедры и т.д.;

аффективные – эмоциональная настройка на задачу, когда преобладает установка на продуктивное использование положительных и отрицательных эмоций, что позволяет создатькреативный фон для решения первостепенных задач и использовать напряженность как стимул для повышения эффективности деятельности. Один из результатов аффективного поведенияв данном контексте - степень удовольствия от проделанной работы или наличие желания преодоления неприязни (неприятного отношения) к части обязательных видов действий;

волевые –приложение дополнительных усилий для уменьшения вероятности неудачи, что выражается в настойчивости, решительности, воле; формирование и развитие навыков и опыта, в основе которых уверенность в успешном преодолении всех сложностей и достижении результата. Это выражается в привычных, но гибко адаптируемыхспособах поведения и использовании информации как основы для принятия решений управленческого характера.

В-третьих, информационная компетентность может быть представлена как совокупность ф акторов, влияющих на повышение эффективности управленческой деятельности, среди которых наиболее важными являются два: 1) получение поддержки от членов кафедры; 2) убежденность в том, что поведение руководителя соответствует как его собственным представлениям о необходимости подобных действий, так и представлениям об этом значимых для него людей.

Для повышения качества управления кафедрой и реализации всей совокупности информационных компетентностей руководителя создается информационная система поддержки управления кафедрой – ИСПУ – предназначенная для оптимизации процессов управления.

ИСПУ – это совокупность элементов, предназначенных для мониторинга в сфере учебной, консультационной и научно-инновационной деятельности кафедры, опирающаяся на постоянное поступление и обновление информации в сфере учебно-образовательной деятельности. В качестве технологического инструментария она использует компьютерные программы и шаблоны документов, разработанные в различных подразделениях вуза и на кафедре. Создание самостоятельной целостной системы кафедры позволяет интегрировать эти разные по структуре и содержанию документные базы в одну информационную базу кафедры.

Принципы формирования такого рода информационной системы следующие:

- Информативность – информационная насыщенность, способствующая адекватному восприятию задач и цели развития кафедры и являющаяся основой для формирования командного духа.

- Релевантность – соответствие потребностям кафедры в целом и учет интересов и потребностей каждого члена кафедры, когда каждый сотрудник видит свое место в «командном строю» и понимает свою ответственность за общий успех коллектива.

- Прогностичность – видение долгосрочных путей развития кафедры с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий этого развития

-Целесообразность – четкая целевая привязка всех блоков и разделов системы, обеспечивающая качественный менеджмент.

- Открытость – доступность всем членам учебного и научно-исследовательского коллектива по блокам и целевым подразделам с переходом и ссылками на необходимые документы иподсистемы.

Целью создания информационной системы поддержки управления кафедрой является оптимизация и повышение качествапри управлении кафедрой, а также повышение эффективности учебной и научной деятельности кафедры

Задачи ИСПУ:

Мониторинг ситуации в учебной и научно-исследовательской деятельности кафедры

Выявление тенденций и проблем, путей сохранения и использования научно-исследовательского и учебного потенциала кафедры

Формирование справочно-информационного фонда для оптимизации управления кафедрой

Организация широкого доступа к структурированной информации для активизации самоуправления кафедрой.

Мониторинг ситуации в учебной и научно-исследовательской деятельности кафедры может быть разложен на два основных этапа:

1 этап. Создание информационно-аналитической базы кафедры: документной (делопроизводство) и креативной (авторской - проектной).

II этап. Создание условий для поддержания мониторинга (внедрение информационных компьютерных технологий).

Выявление тенденций и проблем, путей сохранения и использования научно-исследовательского и учебного потенциала кафедры может быть разложено на следующие направления:

- Исследовательские семинары и проекты для оценки проблемного поля кафедры.

- Обеспечение нового качества организации деятельности кафедры через новое качество цифровой и текстовой информации (переход от баз данных к базам знаний).

- Активное использование информационных ресурсов университета (вуза) и иных органов муниципального и федерального образования.

- Формирование у коллектива кафедры высокой информационной культуры как важного фактора эффективности деятельности .

Формирование справочно-информационного фонда для оптимизации управления кафедрой проходит на основе процессов:

Создания виртуальной кафедры с личными кабинетами каждого члена кафедры и каждого подразделения кафедры;

Создания и поддержки сетевых ресурсов, обеспечивающих учебно-организационную и научно-исследовательскую деятельность кафедры.

Организация широкого доступа к структурированной информации для активизации самоуправления кафедрой осуществляется посредством

Формирования сетевых комплексов по трем направлениям: документы, кадры, студенты (оф-лайн-для служебного пользования и он-лайн-широкого доступа режимы);

Автоматизациии стандартизации заполнения важных и трудоемких документов учебной и научно-исследовательской деятельности (регламенты курсов, отчеты, стандарты программ и т.д.);

Стратегического и тактического планирования деятельности кафедры по учебному и научно-исследовательскому направлениям;

Презентаций как формы структурирования и менеджмента информации (креативно-личностный и стратегический уровень).

Важным компонентом информационной компетентности руководителя кафедры является разработка стратегии развития кафедры на пятилетие и текущее планирование деятельности.

Проектирование стратегических основ деятельности кафедры вуза

Формирование стратегии – процесс длительный и непрерывный, который может рассматриваться какпроцесс создания документа и представлять собой документную основу деятельности подразделений ВУЗа. На современном этапе пересмотра основных ценностных и технологических основ образовательной деятельности стратегическое планирование становится методом управления образовательной системой любого уровня, так как оно позволяет проследить перспективы развития системы, обозначив особо важные компоненты.

Переход к иной системе обучения, где главными становятсяобразовательные траектории, формируемые обучающимися, где главная цель – развитиекомпетентной личноститребует и иных стратегических решений, позволяющих осуществлять образовательные процессы в новом инновационном режиме.

Место кафедры в системе ВУЗа. Элементарной и одновременно основной единицей структуры любого ВУЗа является кафедра, как самостоятельное и автономное образование, органично включенное в состав высшего учебного заведения, выполняющее свои функции в области образования, научного исследования, просвещения, воспитания, объединяющее науку и производство. Кафедра – часть системы ВУЗа, поэтому любая стратегическая программа, разрабатываемая на кафедре, играет, прежде всего, конструктивную роль, которая обеспечивает динамичное и целостное ее существование в структуре ВУЗа. Более того, кафедра, являясь структурным элементом системы, сама представляет собой системное образование, отличающееся совокупностью специфических элементов, образующих целостность, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Кафедра имеет основные связи управления:

а) вертикальные – субординационные (проявляющиеся в разных степенях и личностноцентрированные);

б) горизонтальные – координационные (проявляющиеся в форме сотрудничества – учебного, научного, производственного);

в) преемственности (проявляющиеся во взаимодействии между кафедрами, факультетами, учениками – студентами, преподавателями, отражающие интеграционный характер деятельности кафедры).

Таким образом, налицо все признаки системы в системе: целостность, элементарность строения, интегративность, открытость, полифункциональность (способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов), относительная независимость от внешней среды, целеустремленность.

Кафедра как элемент структуры ВУЗа может быть рассмотрена каксоцио-профессиональная система, отличающаяся целостностью элементов, интегративностью и полифункциональностью, открытая для взаимодействия, направленная на формирование особого образовательного пространства с целью развития личности особыми формами и методами.

Важнейшим документом, обеспечивающим функционирование данной системы, является стратегия развития.

Стратегия развития кафедры ВУЗа может быть представлена как важнейший стратегический документ структурной единицы ВУЗа, переходящей в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития.

Программно-целевая идеология развития предполагает понимание цели как образа желаемого и возможного результата, постановку операционально заданных целей, то есть цели должны быть поставлены таким образом, чтобы можно было проверитьрезультат их выполнения.

Цели стратегии развития

Это, прежде всего, конкретизация – преодоление неопределенности – знать, куда, как и зачем двигаться.

Вторая цель – это упорядочение совместной деятельности коллектива кафедры, так как от этого зависит успех осуществления стратегии.

Третья цель – расстановка приоритетов деятельности, что позволяет сконцентрировать основные усилия на том или ином вопросе, актуальном и важном сейчас и сегодня.

Существенные признаки стратегии развития кафедры находятся также под влиянием модернизации образования и всей системы управления образованием в целом. К ним относим:

1. Направленность (преимущественная) на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности кафедры и ВУЗа в целом, стратегических задач. Это связано также с ярко выраженной ориентацией стратегии на учет состояния и прогнозирования тенденций изменения внешней среды специальности (профессии), то есть рынка профессий или условий работодателей.

2. Стратегия развития инновационна по своей сути, так как представляет собой план осуществления нововведений в процесс деятельности кафедры, что связано с расширением влияния информационных технологий, повышением доли интерактивных технологий в учебном процессе, формированием новых отношений в системе «преподаватель – студент».

3. Прогностичность стратегии связана с ее направленностью на будущее, реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых потребностей, как внутренних, так и внешних.

4. Системный и программно-целевой характер стратегии позволяет представить кафедру как часть системы ВУЗа, и одновременно как самостоятельную систему, определив при этом цели и предполагаемые результаты с методикой проверки достижения этих целей, которая сама демонстрирует конечные результаты или промежуточные варианты достижения целей.

5. Технологичность стратегии заключается в использовании передовых жестко структурированных технологий (мультимедийный подход – мультимедийные технологии).

К слагаемым стратегии развития кафедры относятся: программа развития, которая, в свою очередь включает конструктивную программу деятельности и образовательную программу; плани его разновидности: комплексный и стратегический планы; проект развития как пошаговое осуществление образа будущего (как специфическая форма творчества, которая является универсальным свойством мышления человека).

Модель стратегии развития представляет собой триединую систему, способствующую решению развивающих и управленческих задач (Схема 1.).

К таким задачам относятся задачи гармонизации интересов кафедры как структурной единицы ВУЗа, задачи формулирования ясной и согласованной цели; задачи повышения лояльности к группе; задачи улучшения коммуникаций (как внешних, так и внутренних); задачи повышения ответственности за выполняемую работу членами кафедры.

Модель строится исходя из двух основных закономерностей:

1. Сотрудничество как социальное партнерство успешно при соблюдении договоренностей о деятельности в научном, учебно-практическом и учебно-воспитательном направлениях;

2. Соблюдение в коллективе доверия и лояльности формирует предпосылки для эффективного взаимодействия.

Программаразвития кафедры –это особый вид стратегической разработки, которая выполняет конструктивную функцию. Одна из приоритетных задачпрограммы развития – выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченных целей или облика кафедры (программа развития специализаций, программа развития лаборатории, программа развития ИКТ – информационных компьютерных технологий).

План – документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы (И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская). Его цель - упорядочивание деятельности кафедры, придание ей планомерного, систематичного, управляемого и преемственного характера.

Проект – специфический вид деятельности по созданию прототипа или прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.



Схема 1. Модель стратегии развития кафедры ВУЗа

Таким образом, стратегия развития кафедры в современных условиях -это инструмент управления с мощным и действенным потенциалом, который обеспечивает гарантированный результат – переход кафедры в новое качественное состояние в условиях новой образовательной коммуникации. Стратегия развития кафедры решает три основных задачи:

1. Констатирующую, определяющую точку отсчета, так называемый «столб проблем».

2. Имиджформирующую, моделирующую желаемый имидж кафедры, в состав которого включаются структура, функции, потребности, ценности.

3. Технологическую, вырабатывающую стратегию и тактику перехода.

К стратегии развития кафедры предъявляются три типа требований: реализационные, контрольные и коммуникационные.

Реализационные требования отражают качественные характеристики содержания стратегии и демонстрируют реальность планирования деятельности (Таблица 1.).

Таблица 1

Реализационные требования к стратегии развития кафедры

Требования к стратегии

Обеспечение требований

Актуальность стратегии кафедры

Анализ: мониторинг деятельности кафедры, SWOT - анализ

Прогностичность стратегических решений кафедры

прогноз изменений внешней среды и внутреннего потенциала кафедры

Напряженность – нацеленность на максимальные результаты при рациональном использовании ресурсов кафедры

Оптимизация мышления с выбором рационального и экономичного варианта

Полнота и системность стратегии кафедры

Системность мышления, представление о кафедре как о структурном элементе вузовской системы

SWOT - анализ представляет собой комплексный метод исследования развития кафедры, в ходе которого выявляются и оцениваются ресурсы, имеющиеся в распоряжении коллектива, существующие пробелы («слабости»), намечаются перспективы и сопутствующие им риски .

Контрольные требования способствуют выработке принципов деятельности разработчиков стратегии развития кафедры с дальнейшим переходом в деятельность самой кафедры (Таблица 2.).

Таблица 2

Контрольные требования к стратегии развития кафедры

Требования

Обеспечение реализации

Контролируемость стратегии

Точность и операциональность целей, задач и ориентиров

Чувствительность к сбоям в стратегических решениях и действиях кафедры

Введение промежуточных контрольных точек с целью корректировки действий

Интегрированность кафедры

Вовлечение всех членов коллектива кафедры в разработку стратегии

Консолидирующая направленность стратегических решений кафедры

Интенсификация общения и коммуникаций в коллективе, креативность коммуникации

Коммуникационные требования к стратегии развития кафедры позволяют выстроить модель системы коммуникаций на внешнем и внутреннем уровне, отличающуюся высокой эффективностью (Таблица 3.).

Таблица 3

Коммуникационные требования к стратегии развития кафедры

Требования к стратегии

Обеспечение требований

Индивидуальность, соответствие специфике кафедры

Нацеленность на решение специфических проблем при учете особенностей ВУЗа в целом

Информативность стратегии

Полнота структуры

Логичность, обозримость, понятность

Логика изложения, подзаголовки, шрифтовые выделения и т.д.

Привлекательность

Разумные амбиции, ясность, прозрачность намерений, реальность реализации

Существует множество видов и форм стратегического развития, которые являются результатом креативных разработок коллективов кафедр ВУЗов. Как показывает опыт деятельности кафедры теории и практики электронных средств массовой информации Казанского государственного университета наиболее адекватной формой стратегического развития является интегративная концепция развития кафедры, рассматривающая кафедру в контексте мультимедийного научно-исследовательского и учебно-производственного комплекса. Такого рода комплексный характер стратегического развития позволяет наиболее эффективно использовать потенциал кафедры с учетом ее специфики и в целом образовательной политики вуза.

Краткая характеристика потенциала кафедры Кафедра ГУиИ была создана в 2011 году путем слияния кафедры ГИМУ и кафедры истории и права. Кафедра является неотъемлемой частью ФГБОУ ВПО «ОГИМ», выполняя задачи Института в целом. В то же время у нее имеются и свои специфические задачи, обусловленные особенностями и характером преподаваемых дисциплин, которые носят как фундаментальный, так и прикладной характер. Кафедра является выпускающей по специальности и направлению «Государственное и муниципальное управление».


Краткая характеристика потенциала кафедры На кафедре работают доктора и кандидаты наук, представляющие различные научные школы и направления: -2 доктора наук (исторических и медицинских); -9 кандидатов наук (1 экономических, 2 социологических, 3 исторических, 2 юридических, 1 педагогических). Остепененность кафедры составляет 62%.


Кадровый потенциал кафедры: В 2011 году на кафедре защищены 2 диссертации: экономических и юридических наук. В 2012 году планируется 2 защиты: юридических наук (май), экономических наук (сентябрь). Работают над кандидатскими диссертациями работают 3 соискателя: экономических, юридических и исторических наук. Работают на докторскими диссертациями работают 3 соискателя: юридических, экономических и исторических наук.


Кафедра осуществляет подготовку по следующим специальностям и направлениям: – «Государственное и муниципальное управление» (специалитет); «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат); «Государственное и муниципальное управление» (магистратура).


Выпускники специальности «Государственного и муниципального управления» в МО г. Оренбург Оренбургский государственный аграрный университет (Институт Управления) количество выпускников всех форм обучения в 2011 г. (91 чел.)Оренбургский государственный аграрный университет Оренбургский государственный университет количество выпускников всех форм обучения в 2011 г. (50 чел.)Оренбургский государственный университет Филиал Уральской академии государственной службы в г. Оренбурге количество выпускников всех форм обучения в 2011 г. (277 чел.)Филиал Уральской академии государственной службы в г. Оренбурге ОГИМ количество выпускников всех форм обучения в 2011 г. (259 чел.)


Миссия кафедры Будущее России - за компетентными, инициативными, творческими и ответственными специалистами в области государственного и муниципального управления. В подготовке таких специалистов- профессионалов, людей с осознанной гражданской позицией, кафедра государственного управления и истории видит свою Миссию.




Стратегические задачи кафедры: 1. Совершенствование учебных программ бакалавриата и магистратуры, развитие соответствующего учебно-методического обеспечения; 2. Поддержка и развитие научных и научно- педагогических инновационных программ; 3.Развитие связей с органами государственного и муниципального управления Оренбургской области, Приволжского федерального округа; 4. Профориентационная работа с абитуриентами.


Задача 1. Совершенствование учебных программ бакалавриата и магистратуры, развитие соответствующего учебно-методического обеспечения Мероприятия (Учебно-методическая работа) разработка и корректировка учебных планов; подготовка и проведение учебных занятий; написание и подготовка к изданию методических разработок; другие виды учебно-методической работы.


Задача 1. Совершенствование учебных программ бакалавриата и магистратуры, развитие соответствующего учебно-методического обеспечения Мероприятия (применение прогрессивных образовательных технологий в учебном процессе): современное программное обеспечение; формы дистанционного обучения; мультимедийные средства; компьютерное тестирование как форма промежуточного и итогового контроля знаний


Задача 1. Совершенствование учебных программ бакалавриата и магистратуры, развитие соответствующего учебно-методического обеспечения Мероприятия (подготовка и повышение квалификации преподавательских кадров) ежегодное повышение компетенций профессорско-преподавательского состава за счет стажировок; обучение профессорско-преподавательского состава на курсах повышения квалификации


Задача 2. Поддержка и развитие научных и научно- педагогических инновационных программ Мероприятия (Научно-исследовательская работа) выполнение госбюджетных работ; участие в конкурсах госбюджетных работ; написание и подготовка к изданию монографий, учебных пособий и статей; научные доклады на конференциях.


Задача 2. Поддержка и развитие научных и научно- педагогических инновационных программ Мероприятия (Работа студенческих научных секций/лабораторий) развитие студенческой лаборатории «Правовая клиника»; секция «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления»


Задача 2. Поддержка и развитие научных и научно- педагогических инновационных программ проведение ежегодной конференции «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: правовые, исторические и социально-экономические аспекты» ежегодное издание сборника материалов по итогам конференции.


Задача 3. Развитие связей с органами государственного и муниципального управления Оренбургской области, Приволжского федерального округа Мероприятия: систематическое обсуждение актуальных вопросов государственного и муниципального управления на региональном уровне в формате круглых столов, конференций с участием ведущих специалистов администраций субъекта и муниципальных образований; разработка комплексных курсовых и дипломных проектов по заявкам от государственных и муниципальных учреждений; приглашение руководителей муниципалитетов в состав комиссий по защите курсовых и дипломных проектов.




ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ развития кафедры Выделяются три этапа реализации Стратегии, в ходе выполнения которых будут решаться задачи, обеспечивающие поступательное развитие Кафедры. I – этап стратегической готовности (годы). II – этап инновационного развития (годы). III – этап перехода к устойчивому инновационному развитию Кафедры (годы).

 

 

Это интересно: