→ Профессор михаил эммануилович поснов. История христианской церкви. М.Э. Поснов. Михаил Эммануилович Поснов История Христианской Церкви Карташев А. В. Вселенские Соборы

Профессор михаил эммануилович поснов. История христианской церкви. М.Э. Поснов. Михаил Эммануилович Поснов История Христианской Церкви Карташев А. В. Вселенские Соборы

Михаил Эммануилович Поснов

История Христианской Церкви

Часть I.

Предисловие. Предварительные сведения.

Источники церковной истории. Издания источников. Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории к другим наукам - светским и богословским. Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды. Церковная историография Период I-й. Период II-й.

Вводная глава

1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа. 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа. Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.

Первый период (30–313 гг.).

Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром.

Глава I. Миссия Церкви в первые три века.

Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос. Библейские источники. О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям. Дело Иисуса Христа. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме. Устройство жизни в первой христианской общине. Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников. Апостол Павел. Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.). Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим. Апостол Петр. Основание Римской Церкви. Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима. Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов. Христианская миссия во II-III в. Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века. Распространение Христианства среди различных слоев общества

Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством

Гонение на христиан со стороны язычников.

Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века.

Организация Церкви. Апостолы, пророки и учители. Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви. Так называемый монархический епископат. Митрополиты в первые три века христианства. Римские епископы за первые три века: Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века. Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме.

Глава IV. Церковное вероучение в первые три века.

Иудео-христианские заблуждения. Гностицизм. Монтанизм. Монархианство. Манихейство. Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения. 1. Учение 12-ти Апостолов. (Διδαχη Κυριου δια των δωδεκα αποστολων τοις εθνεσιν). Св. Иустин Мученик. Минуций Феликс «Октавий». Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе. Богословские воззрения Тертуллиана. Его система Развитие в Церкви спекулятивного богословия. Ориген (182-215 г.).

Священные дни и времена I-III вв. Праздники годовые подвижные и посты. Места богослужебных собраний. Христианская живопись.

Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан.

Церковная дисциплина. Религиозное моральное состояние верующих. Начало монашества.

Часть 2. Период вселенских соборов.

Глава I. Распространение Христианства.

Великое переселение народов. Армения и Иверия (Грузия). Аравия и Абиссиния. Христианская миссия среди славянских народов. Христианство среди чехов. Христианство в Польше. Христианство на Руси.

Глава II.

Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе. Сыновья Константина Великого - Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший. Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами. Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник. Гонение на христиан в Персии. Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века. Ислам.

Глава III. Церковная организация.

Римский Папа. Александрийский патриархат. Антиохийский патриархат. Иерусалимский патриархат. Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима». Список Константинопольских патриархов до IХ-го века. Епископы. Хорепископы. Епископское управление. Особые церковные должности. Низший клир.

Церковное Законодательство.

О Соборах Поместных и Вселенских. Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских. О собраниях канонов. Апостольские каноны. Апостольская дидаскалия. Так называемые Апостольские Постановления. Раскол донатистов. Мелетианский раскол.

Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).

Первый Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария в Никее в 325 г. Учение Афанасия Александрийского. Выступления Ария. Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году. Борьба за Никейский Символ Веры. «Ново-никейцы», Каппадокийцы. Феодосий I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский). Христологический вопрос. Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский. Учение Кирилла Александрийского. Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов. Несторий, как Константинопольский архиепископ. Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г. «Соборик» (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского. Распоряжения императора Феодосия. Продолжение соборных заседаний. Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его. Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии. Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния. Антиохийская уния. Судьба несторианства. Несториане. Происхождение монофизитства. Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г. Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор. Значение Халкидонского Собора. История монофизитов после Халкидонского Собора. Учение монофизитов и деление их. Император Юстиниан I-й (527-565 г.). Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе. Монофелитский спор. VI-й Вселенский Собор 680-681 г. Иконоборческий спор. Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора. Иконоборчество на Западе. Павликиане. Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно).

Глава V. Христианское Богослужение.

Суточное, седмичное и недельное богослужение. Годичный круг праздников. Круг Рождественских праздников. Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов. Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы. Церковное песнопение с IV-XI-го веков. Западные песнописцы. Церковные Таинства. Евхаристическая литургия. Богослужебный устав. Места христианского богослужения. Христианское искусство.

Глава VI. Нравственная жизнь.

Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по ХI-ый в. Монашество. История монашества. Монашество на Западе. Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.

Великий Церковный Раскол.

«Разделение Церквей». Последнее столкновение Византии с Римом в половине ХI-го века. Так называемое разделение Церквей.

Предисловие.

Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже - в Софии, где читал лекции по догматике и, в особенности по церковной истории. Предлагаемая здесь книга представляет собою обобщающий труд, который он сам предполагал еще раз пересмотреть и издать. Кончина, постигшая его в Софии в 1931 г., помешала ему осуществить последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился в Софии в 1937 г.

Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины. Настоящий труд - публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери автора, И. М. Посновой, - раскрывает сущность его воззрений на прошлое и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение первых одиннадцати веков.

За последние три с половиною десятилетия, немало исторических фактов, затронутых на этих страницах, были изучены заново и некоторые из них представляются теперь в новом освещении. Но успехи, которых могло достигнуть новейшее знание, не умаляют ценности этой книги. Она заключается преимущественно в научной направленности этого труда, в правдивости и беспристрастности автора и в том методе, которым он постоянно вдохновлялся. По мысли проф. Поснова, не в том ли задача историка, чтобы устанавливать факты в их первичной истинности и дать возможность понять их историческое развитие? В применении этого метода к фактам церковной истории он видел живой источник подлинного иренизма, того, посредством которого современный человек сам примиряется с прошлым, открывающимся ему в свете истины.

Некоторые особенности:

Отец Ирины Михайловны Посновой.

Происхождение

Род. в Рязанской губернии.

Образование

Окончил Киевскую духовную академию

Деяния

С 1908 - приват-доцент Киевского университета по каф. истории Церкви.

С 1910 вел курс Свящ. Писания НЗ в Киевской духовной академии (экстраординарный профессор?)

С 1913- 1919 - профессор Киевской духовной академии по каф. истории древней Церкви.

1919-1931 - профессор догматики и истории Церкви в Софийской духовной академии.

Профессор церковной истории на богословском факультете Софийского университета.

Творения
  • Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом завете: Опыт богословско-филос. обозрения истории израильского народа. - Киев., 1898.
  • магистерская диссертация

  • Взаимодействие двух факторов в истории израильского народа - божественного и человеческого. - Киев, 1903.
  • Иудейство (к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время). - Киев, 1906.
    Скачать djvu (размер файла: 7,48 МБ, 273 страницы)
В работе рассмотрен мессианизм междузаветного периода, вопрос о Мужах Великого Собора, возникновение апокалиптической лит-ры и течений и сект внутри иудейства. Главный вывод П. заключался в том, что века, прошедшие между прор.Малахией и Иоанном Крестителем, не были эпохой "окаменения", а отличались напряженной творческой религиозной жизнью, и факт этот не могут умалить отдельные элементы духовного упадка .

Из «Библиологического словаря»
священника Александра Меня

  • К вопросу об источниках христ. вероучения и задачах его. - СПб., 1906.
  • О судьбах библейского Израиля. - Киев, 1907.
  • Первая христ. община и коммунизм. - СПб., 1909. (?)
  • Новые типы построения древней истории Церкви. - Киев, 1909.
  • О личности основателя христ. церкви. - СПб., 1910.
критический анализ христологических воззрений Паулюса, Штрауса, Ренана и др. представителей рационализма.
  • Евангелие Иисуса Христа и Евангелие апостолов о Христе. - Киев, 1911.
  • Гностицизм II в. и победа христ. церкви над ним. - Киев, 1917. 826 с.
    (2-е издание (репринт) - Брюссель: Жизнь с Богом, 1991).

      докторская диссертаци

  • Самарийские маги - христ. ересеархи: В 2 тт. - СПб.; Киев, 1917.
    Скачать:
    Поснов М.Э. Самарийские маги - христианские ересеархи. 1915.djvu (размер файла: 1,5 МБ, 44 страницы)
    Поснов М.Э. Самарийские маги - христианские ересеархи. 1917.djvu (размер файла: 1,38 МБ, 50 страниц)

    Ответ на критику проф. Рыбинского
    (Рыбинский Вл., Самарянство и гностицизм, «Странник», 1914, #3; 1916, #1.)

Митрополит Антоний, как православный богослов-догматист. - Варшава, 1929.
(Митрополит Антоний, как православный богословский дипломат. - Варшава, 1929. 32 с.)

История христ. церкви. (до разделения церквей - 1054 г.) - Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 614 с.
(2-е издание (репрнт) - Брюссель: Жизнь с Богом, 1988).

Неск. статей по библ. истории для «Правосл. богосл. энциклопедии»
(Иеремия - т.6; Книжники - т.12 и др.).

Православие и современность. Электронная библиотека.

Михаил Эммануилович Поснов

История Христианской Церкви

© Holy Trinity Orthodox School, 2002.

Предисловие

Предварительные сведения Источники церковной истории Издания источников

Требования от историка объективности и аконфессионализма Отношение церковной истории к другим наукам - светским и богословским Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды Церковная историография

Вводная глава

1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа

2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа Политическое обозрение Политическое состояние Иудеи

Миросозерцание античного мира в веке Рождества Христова Стоицизм Эпикурейство Скептицизм Эклектизм

Ново-пифагорейство и Платонизм

Религиозный синкретизм Неоплатонизм

Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова

Часть I. Первый период (30–313 гг.)

Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и грекоримским миром

Глава I. Миссия Церкви в первые три века

Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос Библейские источники О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям Дело Иисуса Христа

Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме Устройство жизни в первой христианской общине

Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников Апостол Павел Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.)

Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим Апостол Петр Основание Римской Церкви

Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов Христианская миссия во II-III в.

Страны, города и места распространения христианства к началу IV века Распространение Христианства среди различных слоев общества

Глава II. Христианская Церковь и внешний мир

Отношение между церковью и государством Гонение на христиан со стороны язычников

А. Причины общественные Б. Причины религиозно-государственные

В. Политические причины гонений История гонений на христиан в римском царстве I век

Акты мучеников и акты Святых

Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века

Организация Церкви Апостолы, пророки и учители

Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви Состояние иерархии в послеапостольское время. Парикии. Неиерархические служения Так называемый монархический епископат Митрополиты в первые три века христианства

Римский епископ Александрийский епископ Антиохийский епископ Иерусалимский епископ О Соборах II и III вв.

Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме

Глава IV. Церковное вероучение в первые три века

Иудео-христианские заблуждения Гностицизм Монтанизм Монархианство Манихейство

Борьба Церкви с ересями II и III вв. Положительное раскрытие христианского учения

1. Учение 12 Апостолов (∆ιδαχη Κυριου δια των δωδεκα αποστολων τοις εθνεσιν)

2. Послание Варнавы

3. Творения, известные под именем Климента Римского

4. Св. Игнатий Богоносец

5. Св. Поликарп Смирнский

6. Ерм и его "Пастырь"

7. Апологеты

Антигностики, ересеологи Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе

Богословские воззрения Тертуллиана. Его система Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке)

Ориген (182-215 гг.)

Система Оригена После смерти Оригена

Священные дни и времена I-III вв. Праздники годовые подвижные и посты Места богослужебных собраний

Христианская живопись

Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан

Церковная дисциплина Религиозное моральное состояние верующих Начало монашества

Часть II. Период вселенских соборов

Глава I. Распространение Христианства

Великое переселение народов Начало христианства у германцев. Готы Гунны Лангобарды

Христианство в Британии Армения и Иверия (Грузия) Аравия и Абиссиния

Христианская миссия среди славянских народов Христианство среди чехов Христианство в Польше Христианство на Руси

Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство

Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе

Сыновья Константина Великого - Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами

Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник Гонение на христиан в Персии

Языческая полемика и христианская апологетика с IV века Ислам

Глава III. Церковная организация

Римский Папа Александрийский патриархат Антиохийский патриархат Иерусалимский патриархат

Возвышение епископа Константинополя "Нового Рима" Константинопольские патриархи до IX века

Justinlana Prima

Каноническая точка зрения Восточных об управлении Христианской Церкви пятью патриархами Епископы. Хорепископы Епископское управление

Особые церковные должности Низший клир Церковное Законодательство

О Соборах Поместных и Вселенских Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских О собраниях канонов Апостольские каноны Апостольская дидаскалия

Так называемые Апостольские Постановления Раскол донатистов Мелетианский раскол

Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов

(IV-VIII века)

Первый Вселенский Собор Учение Афанасия Александрийского Выступления Ария

Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году Борьба за Никейский Символ Веры "Ново-никейцы", Каппадокийцы

Феодосий I (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II Вселенский) Христологический вопрос Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский

Учение Кирилла Александрийского Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов Несторий, как Константинопольский архиепископ Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г.

"Соборик" (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского Распоряжения императора Феодосия Продолжение соборных заседаний

Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его Попытки императора Феодосия II примирить спорившие партии Судьба Ефесского Собора Антиохийская уния

Судьба несторианства. Несториане Происхождение монофизитства

Так называемый "разбойничий" Ефесский Собор 449 г. Халкидонский Собор 451 г. IV Вселенский Собор

Открытие собора Первые заседания собора

Результаты деятельности собора Значение Халкидонского Собора

История монофизитов после Халкидонского Собора Учение монофизитов и деление их

Император Юстиниан I (527-565 гг.) Эдикт относительно Оригена Спор о трех главах

Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе VI Вселенский Собор 680-681 гг. Иконоборческий спор

Вопрос об иконопочитании после VII Вселенского Собора Иконоборчество на Западе Павликиане

Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно)

Глава V. Христианское Богослужение

Суточное, седмичное и недельное богослужение Годичный круг праздников Круг Рождественских праздников

Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы Церковное песнопение с IV-XI веков

Западные песнописцы Церковные Таинства Богослужебный устав

Места христианского богослужения

Христианское искусство

Глава VI. Нравственная жизнь

Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV по XI вв. Монашество История монашества Монашество на Западе

Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви Великий Церковный Раскол. "Разделение Церквей"

Последнее столкновение Византии с Римом в половине XI века. Так называемое разделение Церквей

Причины разделения церквей Противодействие Константинопольского патриарха Заключение

Предисловие

Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже - в Софии, где читал лекции по догматике и, в особенности по церковной истории. Предлагаемая здесь книга представляет собою обобщающий труд, который он сам предполагал еще раз пересмотреть и издать. Кончина, постигшая его в Софии в 1931 г., помешала ему осуществить последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился в Софии в 1937 г.

Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины. Настоящий труд - публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери автора, И.М. Посновой, - раскрывает сущность его воззрений на прошлое и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение первых одиннадцати веков.

За последние три с половиною десятилетия, немало исторических фактов, затронутых на этих страницах, были изучены заново и некоторые из них представляются теперь в новом освещении. Но успехи, которых могло достигнуть новейшее знание, не умаляют ценности этой книги. Она заключается преимущественно в научной направленности этого труда, в правдивости и беспристрастности автора и в том методе, которым он постоянно вдохновлялся. По мысли проф. Поснова, не в том ли задача историка, чтобы устанавливать факты в их первичной истинности и дать возможность понять их историческое развитие? В применении этого метода к фактам церковной истории он видел живой источник подлинного иренизма, того, посредством которого современный человек сам примиряется с прошлым, открывающимся ему в свете истины.

Эта книга выходит в русском религиозном издательстве "Жизнь с Богом" в Брюсселе, уже издавшем ряд трудов, могущих содействовать взаимопониманию между католиками и православными, под покровительством Комитета культурного сотрудничества при Секретариате для Единства. Ее опубликование задумано, как дело братской дружбы. История Церкви первых одиннадцати веков дает в руки православным ценный труд, созданный одним из их лучших историков; другим христианам она позволит познакомиться с таким взглядом на историю, на прошлое Церкви в эпоху, когда она была еще неразделенной, взглядом, который стремится быть объективным и непредвзятым.

Считаем приятным долгом выразить благодарность всем, кто каким-либо образом сотрудничал в подготовке этой книги к изданию. В особенности мы тут имеем в виду некоторых профессоров Аувенского университета и монахов Бенедиктинского монастыря в Шевтонъ.

Библиография была просмотрена и дополнена по новейшим источникам.

Каноник Эдуард Бодуэн

Предварительные сведения

Понятие о науке

История христианской Церкви, как дисциплина, есть изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последовательности и прагматической связи.

Предмет и характер науки точнее определяется и яснее выступает из названия, данного ей еще историком IV в., еп. Евсевием Кесарийским εκκλησιαστική ιστορία, т.е. из слов ιστορία и εκκλησία. Слово ιστορία, как и ιστωρ, происходит от οιδα, которое в противоположность к γιγνώσκο означает знание фактическое, полученное путем наблюдений. ‘Ιστορία есть расспрашивание, разузнавание людьми о чем либо совершившемся, когда личным свидетелем этого почему либо не удалось быть. В этом случае, с первого взгляда, смысл греческого слова ιστορία как будто верно передается немецким Geschichte, но на самом деле между ними есть значительное различие: Geschichte, от geschehen, способно обозначать все случившееся; однако первый греческий историк, отец истории, Геродот в своем повествовании, например, о скифах сообщает лишь, по его мнению, замечательное, характерное, заслуживающее внимания современников и потомства. Такой смысл утвердился и в общечеловеческом сознании: "историческое" - это нечто важное, серьезное, великое, - так, чтобы вспомнить "дни древние" и "поучиться из них". Следовательно, под историей разумеется теперь повествование о замечательных событиях прошедшего времени, о которых рассказ интересно получить из уст очевидца, во всяком случае, от лица хорошо осведомленного, словом, из источника вполне достоверного. Εκκλησία происходит от καλέω, καλειν - звать, призывать, приглашать. По закону афинского законодателя Солона, εκκλησία - это чрезвычайное собрание всего народа для разрешения самых важных государственных дел, превышавших полномочия постоянного управления или βουλή. Идея весьма ясная и богатая своим содержанием. Но она сохранена только у тех народов, которые удержали это слово. Например, римляне точно передали это слово, переписав его латинскими буквами - ecclesia, а от них заимствовали нации, ставшие христианскими благодаря римской Церкви, например, французы - eglise, итальянцы - chiesa, испанцы - iglesia. Славянское слово "церковь" уже лишено указанной идеи. Древнеславянское слово "цръкы", церковь, немецкое Kirche происходят от греческого τό κυριακόν, что означает собрание верующих, принимающих живое, деятельное участие в жизни и событиях Церкви. В евангелиях слово "εκκλησία" встречается лишь три раза и это именно в евангелии Матфея (16:18): "Созижду Церковь мою" и в гл. (18:17): "Скажи церкви:

а если церкви не послушает..." В посланиях же апостольских, особенно у Апостола Павла - слово εκκλησία и сродные ему - κλησις, κλητος - употребляются очень часто. Конечно, Иисус Христос проповедовал своим современникам по-арамейски и вероятно воспользовался для названия церкви арамейским эдма . Однако, апостолы и последователи Христовы, знавшие, разумеется, наряду с греческим и арамейский или сиро-халдейский язык, - несомненные свидетели в пользу того, что употребленное ими, как переводное греческое слово "εκκλησία" точнейшим образом соответствует арамейскому слову в устах Иисуса Христа.

Церковь (η εκκλησία του Χριστου - Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13) есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Духом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение; она преследует неземные цели: осуществление среди людей Царства Божия, приготовление их к Царству Небесному (τήν βασιλείαν του Θεου, του Χριστου, των ουρανων). Отношение между Церковью, Царством Божиим и Царством Небесным не поддается уяснению1 . В Церкви два элемента или фактора - божественный и

1 Замечание известного историка Карла Гизелера: “Церковь так же относится к Царству, как израильская община (Кегал Ягве הוהי להק Числ. 20:4) к идеальной теократии” - не может быть признано удовлетворительным. По известной евангельской притче, где Царство Небесное уподобляется неводу, вверженному в море, в него попадали рыбы и хорошие и

человеческий . Основание Церкви, руководство ею и все освящающие действия от Бога. Объект же спасительных воздействий, среду, материал представляют люди. Однако, человек не есть в Церкви элемент механический, люди не суть среда пассивная. Против механического взгляда на людей уже самое наименование Церкви εκκλησία, как показано выше. В христианской Церкви человек участвует своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. - Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границ её.

История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая ; этим определяется предмет вообще и указывается метод исследования: как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктивным методом.

С другой стороны, церковная история есть наука богословская , входит в семью богословских наук и здесь занимает свое определенное место.

Задача и метод

Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без преследования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой стороны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели - спасению их душ.

В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области:

1. собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, словом, приобщить к делу весь доступный исторический материал,

2. изучить его критически, установив подлинное, автентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное и

3. наконец, изложить весь добытый и критически проверенный материал с соблюдением должных правил.

Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по историческому методу . Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку входит в неё божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, - поскольку оно есть дар с неба, - ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству - ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней - философской, интеллигентной - уничтожить христианства в течение II и III в. и предупредить его победу в IV в.

плохие (13:47-48), по понятиям же идеальной теократии присутствие в ней грешных членов исключается.

Источники церковной истории

Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают в истории древнейшие монументальные памятники и письменные документы. Древние историки Церкви также могут быть отнесены к источникам

- непосредственным , поскольку описывают прямо по опыту наблюдаемую ими жизнь, и посредственным , поскольку изображают ход церковных событий, пользуясь чужими письменными данными или устными рассказами.

Монументальные источники . К ним относятся а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на человеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений. Таковыми являются в особенности римские катакомбы с их символическою живописью, христианскими алтарями и гробницами. Они подробно описаны проф. De Rossi, Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculoantiquiores. Bd. I. Romae 1857. Bd. lI. Tl. I. Romae 1887. Христианские надписи Галлии описаны Le Blant, испанские и британские - Hübner’ом. - б) К монументальным памятникам также принадлежат различные надписи на печатях, монетах и других предметах. Источники этого рода должны быть поставлены очень высоко. На камнях, мраморных памятниках, стенах не так легко писать. Если же кто делал подобные надписи, то имел серьёзные побуждения к тому. Из памятников этого рода известны, например, открытые в XVI в. статуи Ипполита Римского и Сабинского божества Сема (Semo).

Письменные памятники:

1. К ним относятся римско-византийские юридические предписания касательно христиан - эдикты, указы, новеллы, собранные в Codex Theodosianus (ed. Th. Mommsen et Р.М. Meyer, Berol. 1905), Corpus juris civilis Justiniani (ed. Mommen, Berol. 1892-1895), в позднейших законодательных памятниках царей Василия,

Льва и Константина (у Leuenclavius. Jus graeco-romanum. 2 Bd., Frankof 1596).

Духовные и светские касательно христианской Церкви собраны в Σύνταγµα Rhalli и Potti и изданы в Афинах в 1852-1859, в шести томах in 8-vo, а затем кардиналом Pitra, Juris ecclesiasticae graecorum historia et monumenta,

2. различные христианские акты официального, юридического характера - постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществам и лицам,

3. древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнородные исповедования, или изложения веры, мученические акты, -

4. творения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей.

Издания источников

Уже в последних столетиях средних веков пробуждается потребность восходить от традиционной, церковной и школьной теологии к чистым источникам христианского знания в Священном Писании и у святых отцов. Изучение и издание древне-отеческих памятников начинается со времен гуманизма и значительно усиливается в век реформации . На издания и полемические сочинения со стороны протестантов последовал ответ Католической Церкви . В начале XVII в. (1618) основанная Бенедиктинская конгрегация Святого Мавра

через свои издательские труды стяжала себе бессмертную славу. Таковы, например, "Acta santorum" бельгийца Иоанна Болланда (1665), "Acta martyrum" Рюмнара (1709); из XVIII в. должны быть упомянуты: "Bibliotheca veterum patrium" Андрея Холланди и "Biblioteka orientalis" Ассемани. - В XIX в. изданиями прославился кардинал и директор Ватиканской библиотеки Анжело Май Питра. - Громадную практическую роль сыграло и еще продолжает играть не отличающееся особыми достоинствами в научном отношении издание

аббата Миня (J.P. Mingae, 1875): Patrologiae cursus completus, - series latina - 221 Tom. (Paris 1844-1864), series graeca, 162 Tom. (1857-1866). Ввиду текстуальных недостатков 8

Миня, Венская Академия наук со II половины XIX в. (с 1866) начала издание латинских отцов "corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum", а Прусская Академия наук с 1891 г.

поставила себе задачею издание греческих писателей: "Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Juhrhunderte". Во Франции, продолжая дело Ассемани, Grafin и F. Nau начали издавать: "Patrologia orientalis". У славянских народов среди русских богословов появилось много переводов и изданий святоотеческой литературы. Так, мужи апостольские , сочинения апологетов и сочинения Святого Иринея Лионского переведены протоиереем Преображенским. Западные отцы и писатели - Тертуллиан, Киприан, Августин, Иероним, Арнобий переведены в Киевской Духовной Академии; восточные отцы - в Петербургской и Московской Академиях.

Издание актов вселенских соборов имеется у Mansi (1798) sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio в 31 томе (кончая Флорентийским собором 1439 г.). Работа Манси была продолжена в конце XIX в. и начале XX в. аббатом Мартеном и архиепископом Луи Пти.

Издателем продолженного Манси явился некто Г. Вельте (Н. Welte). Полное заглавие нового издания такое: "Sacrorum conciliorum nova amplissima collectio" (Mansi, Martin et L. Petit). Hubert Welte, Editeur (de 1879 а 1914:Paris), depius 1914 а Arnhem (Hollande); оно предположено в LIII Т. (а практически, ввиду удвоения томов - a , в , или и c в LVI); последние 5 томов (49-53) содержат акты Ватиканского Собора; из них напечатаны первые два тома (49-50). Есть и русское издание актов вселенских Соборов и перевод Казанской Духовной Академии в семи томах.

Издание канонов восточной и западной Церкви было осуществлено Н. Брунсом, Лаухертом. В России существовало, кроме "Книги Правил Святых Апостолов", капитальное издание "Общества любителей духовного просвещения" в Москве: "Правила Святых Апостолов, Святых Соборов - вселенских и поместных и Святых Отцов" с толкованиями, т. I-Ш. Москва. Последнее издание 1884 г.

Агиографические памятники - акты мучеников и биографии Святых - начали издаваться фламандскими иезуитами, болландистами под заглавием "Acta sanctorum, quotquot toto in orbe coluntur", т.е. "Деяния Святых, каких только ни почитают во вселенной". Работа их, прерванная французской революцией, была продолжена в XIX в. бельгийскими иезуитами. В настоящее время издание доведено до "ноября" месяца. - Сокращенное издание некоторых критически проверенных актов сделано Рюинаром, Кнопфом, Гебгартом.

У русских есть Четьи минеи митр. Макария от XVI в., Четьи минеи митр. Дмитрия Ростовского, исследование Сергия, архиепископа Владимирского "Месяцеслов Востока", профессора Ключевского "Жития Святых, как исторический источник" и профессора Голубинского "О канонизации Святых в русской Церкви".

Требования от историка объективности и аконфессионализма

При собирании источников, исследовании материала и обрабатывании его, историк должен быть объективен, свободен от ложного патриотизма (шовинизма), а церковный историк от конфессиональных тенденций. - Древний оратор Цицерон (Огаиоп. II, 9-15)

говорит: "Ne quid falsi dicere audeat, ne quid veri non audeat" т.е. "историк не должен говорить ничего ложного и не укрывать ничего истинного". Христианский писатель конца III и начала IV в. священномученик, епископ Лукиан сказал: "Μόνη θυτέον τη αληθεία, εί τις ιστορίαν γράφον έστι". "Только одной истине должен приносить жертву тот, кто намерен писать историю".

Отношение церковной истории к другим наукам - светским и богословским

А. Церковная история имеет связь с гражданской историей, являясь неразрывною частью её. Церковному историку нужно немало внимания, старания, искусства и опытности, чтобы выделить церковно-исторический материал из светского и, при выяснении актов и событий одновременно религиозного и политического значения, настолько вводить

гражданский элемент, насколько это является существенно необходимым для правильного понимания и освещения церковных данных. Политическая история является часто фоном, канвою, на которой плетутся церковные события; она может влиять благотворно на развитие церковных дел, но может задерживать, стеснять или прямо прекращать их ход. Все это, разумеется, должно быть отмечено, при изложении жизни Церкви за те или другие периоды.

Церковная история имеет глубокую связь с древнегреческой философией , в особенности с платонизмом, стоицизмом и неоплатонизмом. Церковный историк, без знания греческой философии, не только не поймет происхождение ересей, но и положительное церковнобогословское развитие. Апологеты, ересеологи, Александрийские учители - Климент и Ориген, отцы и учители Церкви IV и V в. все были обучены эллинским наукам, прежде всего, знали философию. И это явно благотворно отразилось не только на общем культурном уровне, но и на исследовании ими богословских истин. Это хорошо заметил изменивший христианству император Юлиан и запретил христианам посещение языческих школ. - Крепко связана церковная история с историей религий , из которых некоторые были сериозными "соперниками христианства", как религия Митры, бога солнца. Без знания истории религий не всегда бывает понятно распространение христианства и препятствия ему в его пропаганде. Без истории религий не понять гностицизма и других ересей христианства, например, манихейства.

Кроме перечисленных, есть и другие светские науки , вспомогательные для истории. Извлечь материал из исторических источников не так легко, как это может казаться на первый взгляд. Здесь нужно знание и умение определить происхождение источника, его подлинность, правильно прочитать его и верно понять. - Есть целый ряд наук, которые помогают историку основательно воспользоваться предлагаемым историческим материалом.

1. Дипломатика (δίπλωµα - документ, сложенный вдвое) - наука, помогающая определить род документа по внешнему виду. На востоке в виде дипломов встречались хризовулы , царские грамоты с золотою печатью; обыкновенно василевсы (цари) подписывали пурпуровыми чернилами µηνολόγηµα, т.е. индикт и месяц.

2. Сфрагистика или сигиллография - наука о печатях - выделилась из дипломатики. Печати выделялись восковые; сургуч - испанское изобретение XVI века.

3. Эпиграфика - наука, занимающаяся надписями на твердом материале, как вид её - нумизматика.

4. Палеография имеет дело с рукописями на папирусе, пергаменте и бумаге.

5. Филология . Палеография помогает верно прочитать рукопись, а филология дает средства правильно понять написанное и прочитанное. В этом отношении для историка древней Церкви особенно важно знание древних и классических языков

Греческого и латинского.

6. География и хронология - дают возможность определить источник по месту и времени его происхождения.

Б. Богословие (Θεολογία) - научное исследование и разъяснение данных христианской религии - получило начало еще во II в., когда на службу новой религии были призваны средства греческой образованности. В области самого богословия специализация выразилась в разделении на отделы богословских наук и требовании методической разработки их соответственно особым задачам.

Богословие принято делить на 4 отдела:

1. богословие экзегетическое,

2. историческое,

3. систематическое и

4. богословие практическое.

Они сводятся к трем и даже двум - богословию историческому и систематическому. Задача исторического богословия - изображение истории сообщения человечеству

История Церкви до разделения - модуль BibleQuote

История Церкви до разделения

В модуль вошли лучшие книги по истории христианской церкви до разделения:

    Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви

    Поснов М.Э. История Христианской Церкви

    Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV в

    Казаков М.М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке

    Читти Д. Град Пустыня

    Соколов П. Агапы или вечери любви

    Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства

    Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора

    Добшюц Э. Древнейшие христианские общины

Карташев А. В. Вселенские Соборы


Анто́н Влади́мирович Карташёв (23 (11) июня 1875, Кыштым, Пермская губерния - 10 сентября 1960, Ментона) - последний обер-прокурор Священного синода; министр исповеданий Временного правительства, либеральный теолог, историк русской церкви, церковный и общественный деятель. Как последний обер-прокурор подготовил самоликвидацию института обер-прокуратуры и передачу полноты церковной власти Поместному собору Православной российской церкви 1917-1918 годов.


"Вселенские соборы" - фундаментальный исторический труд, вышедший из-под пера этого замечательного и тонкого мыслителя. История знаменитых вселенских соборов показана в контексте социально-политической и культурной жизни уникальной эпохи перехода от поздней античности к раннему Средневековью, когда закладывались экономические, социальные, политические и духовные основы европейской цивилизации.


Настоящее издание представляет несомненный интерес для всех, кто изучает историю религии и церкви. знакомит с важнейшими страницами истории христианской церкви - периодом формирования ее канонических норм и становления христианства как мировой религии.


Лекции профессора В.В. Болотова (1853-1900) были изданы только после его смерти.
Впервые работа издавалась в 4 томах, последний из которых вышел из печати уже в 1918 году. В лекциях рассмотрены важнейшие периоды становления христианства: его укрепление в Римской империи, развитие гностических систем, распространение по Европе.

Работа подробнейшим образом описывает первые три века истории христианства.

Том II Введение в церковную историю
I. Предварительные понятия
II. Вспомогательные науки для церковной истории
III. Источники церковной истории
IV. Разделение церковной истории на периоды.
Том III История церкви в период до Константина Великого
Отдел первый. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли
I. Церковь послеапостольская и Римская империя
II. Апологии Христианства и языческая полемика
III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса
IV. Распространение христианства
Отдел второй. Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал церковной дисциплины и обряда.
I. Раскрытие учения о Богочеловеке
II. Опыт системы христианского гнозиса Оригена
III. Монтанизм
IV. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви
V. Споры о времени празднования пасхи
VI. Церковный строй в первые три века христианства
Том IV История церкви в период Вселенских соборов
Общий характер этого периода
Отдел первый. Церковь и государство
I. Обращение к христианство Константина Великого
II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и христианской церкви при установлении отношений между церковью и государством
III. История отношений между церковью и государством со времени Константина Великого.
IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли
V. Права и привилегии церкви в христианском государстве
Отдел второй. Церковный строй.
I. Клир и иерархия.
II. Формы церковного союза



«Лекции по истории древней Церкви» - это впервые издаваемый курс лекций А. И. Бриллиантова, читанный им для студентов Санкт–Петербургской Духовной академии на протяжении многих лет. Основное внимание в лекциях уделяется истории триадологических и христологических споров в ранней Церкви на протяжении первых шести Вселенских соборов, формированию христианской догматики и опровержению многочисленных ересей того времени.

Несмотря на сложность обсуждаемых в этой книге вопросов, «Лекции…» читаются легко и с неослабевающим интересом, что во многом зависит от стиля А. И. Бриллиантова - строго последовательного, логически выверенного, прозрачного в доказательствах и не лишенного высоких литературных достоинств.

Введение в общую церковную историю
История церковной истории
Общий характер эпохи Вселенских соборов
История арианских споров
Арианство
История арианства до Никейского собора
Никейский Вселенский собор
Борьба с арианством после Никейского собора (325–381 гг.)
Торжество ариан на основе союза их с восточными епископами (325–361 гг.)
Представители оригенизма
История арианских споров после Никейского собора. Период второй (361–381 гг
История утверждения Православия на Востоке
Второй Вселенский собор
История христологических споров в древней Церкви
Аполлинарианство
История споров о соединении двух естеств в едином лице Богочеловека
Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского споров
I. Антиохийская школа и несторианство
II. Александрийское направление в христологии
Союзники св. Кирилла Александрийского
Происхождение монофизитства
III. Западная христология
Несторианский спор
Спор из–за Нестория (428–435 гг.). Начало спора
Ефесский собор 431 г
Евтихианский спор
Халкидонский Вселенский собор
История монофизитского спора после Халкидонского собора
Монофизитство и разделение его на секты
Отношение к Халкидонскому собору и монофизитству государственной власти до Юстиниана
Царствование Юстиниана и Пятый Вселенский собор
Пятый Вселенский собор
Монофелитский спор и Шестой Вселенский собор


Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Брюссель: Жизнь с Богом, 1964 и фототип. переизд. 1988 и Киев, 1991 (подробная русская и иностр. библиография). Первое, сокращенное издание: София, 1937.

Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже - в Софии, где читал лекции по догматике и, в особенности по церковной истории.

Предлагаемая здесь книга представляет собою обобщающий труд, который он сам предполагал еще раз пересмотреть и издать. Кончина, постигшая его в Софии в 1931 г., помешала ему осуществить последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился в Софии в 1937 г.

Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины. Настоящий труд - публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери автора, И. М. Посновой, - раскрывает сущность его воззрений на прошлое и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение первых одиннадцати веков.

За последние три с половиною десятилетия, немало исторических фактов, затронутых на этих страницах, были изучены заново и некоторые из них представляются теперь в новом освещении. Но успехи, которых могло достигнуть новейшее знание, не умаляют ценности этой книги. Она заключается преимущественно в научной направленности этого труда, в правдивости и беспристрастности автора и в том методе, которым он постоянно вдохновлялся.

По мысли проф. Поснова, не в том ли задача историка, чтобы устанавливать факты в их первичной истинности и дать возможность понять их историческое развитие? В применении этого метода к фактам церковной истории он видел живой источник подлинного иренизма, того, посредством которого современный человек сам примиряется с прошлым, открывающимся ему в свете истины.

Смоленск: «Универсум», 2002. – 464 с.

Предлагаемая вниманию монография посвящена интересной и недостаточно разработанной в отечественной литературе проблеме христианизации Римской империи. На основании широкого круга источников и глубокой проработки обширной литературы автор анализирует причины обращения Римской империи в христианство в начале IV в. и рассматривает мероприятия императора Константина и его последователей в пользу христианства.

В книге показано, что христианизация не была ровным и прямолинейным процессом и что в IV в. допускались значительные отклонения в религиозной политике. Процессы, начатые Константином, получили логическое завершение при императоре Феодосии, религиозной политике которого уделяется особое внимание в книге. В контексте христианизации рассматривается проблема внутрицерковной борьбы и рисуются портреты лидеров церкви той эпохи.

Отдельная глава посвящена вопросу о территориальном распространении христианства и проникновению этой религии в различные социальные слои римского общества. Книга рассчитана на студентов, аспирантов и всех интересующихся историей поздней античности и античного христианства.

Введение Глава I Источники и
Глава II Предпосылки христианизации
Глава III "Константинова революция"
Глава IV Ход христианизации от
Глава V "Революция" Феодосия
Глава VI Христианизация и внутрицерковная борьба
Глава VII Распространение христианства к концу IV в.
1. Территориальное распространение христианства 2. Христианизация различных слоев римского общества

Смоленск, 1995

Книга кандидата исторических наук Казакова М. М. освещает одну из интереснейших и драматических эпох истории мировой цивилизации - христианизацию Римской империи в IV веке. В центре внимания автора находится личность отца церкви, выдающегося политика, епископа и писателя Амвросия Медиоланского, одной из ключевых фигур едва ли не всех бурных политических событий, происходивших на западе в последней четверти IV столетия.

В книгу включено множество выдержек из произведений Амвросия и других позднеантичных авторов, значительная часть которых публикуется на pycском языке впервые.

Книга рассчитана на специалистов-историков, студентов, аспирантов, а также предназначена для широкого круга читателей, интересующихся античностью и историей религий.

Глава 1. Время, в котором он "был потерян"
Глава 2. "Амвросий - епископ!"
Глава 3. "Я стал учить вас тому, чему и сам еще не научился"
Глава 4. "Арианский яд"
Глава 5. У истоков великого церковного раскола или разногласия "между самими правоверными"
Глава 7. "Превосходнейшему Августу Грациану и христианнейшему Принцепсу"
Глава 8. "Алтарь Христа не принимает твоих даров, потому что ты принес жертву алтарю идолов"
Глава 9. "Скорблю о тебе, любимейший сын мой Грациан, ты дал нам много доказательств своего благочестия"
Глава 10. "...из-за моего посольства он не смог вторгнуться в Италию..."
Глава 11. "Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих императоров"
Глава 12. "И я снова ездил твоим послом в Галлию и мне была приятна эта обязанность"
Глава 13. "... я не общался с епископами, которые просили предать смерти неких людей, пусть и уклонившихся в сторону от веры"
Глава 14. "Императору принадлежат дворцы, священнику - церкви"
Глава 15. "Ты привел меня к нему без моего ведома, чтобы он привел меня к тебе с моего ведома"
Глава 16. "В самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет"
Глава 17. "... он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой..."
Глава 18. "... небо придет на помощь твоему благочестию, которое спасет Римскую имперю от варварской дикости разбойников и от царствования недостойного узурпатора"
Глава 19. "... с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель"

Эпилог Кузищин В.И. Амвросий Медиоланский - Человек, Политик, Епископ

Предлагаемое сочинение известного, даровитого французского писателя по римской истории Амедея Тьерри, представляя само в себе самостоятельное и вполне законченное целое, вместе с тем, составляет последнее заключительное звено целого ряда написанных им сочинений по римской истории.

Высокие литературные достоинства, необыкновенно ясное до наглядности воспроизведение движений общественной жизни давно прошедших времен, мастерские, рельефно выступающие изображения главных действующих лиц эпохи, уменье схватывать характерные и интересные черты времени и вести нить рассказа неослабно поддерживая живой интерес к нему, наконец, легкая, изящная и выразительная речь, - все эти общепризнанные достоинства выступают во всей силе и в этом последнем произведении его, изданном в 1878 году, уже по смерти автора, сыновьями его.


Книга "Град Пустыня" написана доктором богословия, священником англиканской церкви отцом Дервасом Джеймсом Читти.

Эта замечательная работа, увидевшая свет в 1966 году, является несколько переработанным лекционным курсом, прочитанным автором в 1959-60 гг. в Birkbeck College, и, говоря словами автора, представляет собою не более чем вводный очерк по истории трех первых веков египетского и палестинского монашества (отсылающий читателя к более серьезным исследованиям и оригинальным работам, указанным в примечаниях), который мог бы стать для будущих исследователей своего рода отправной точкой или ориентиром.

Этот, давно ставший классическим, труд по истории древнего христианского монашества, в котором богатство материала и строгость его подачи сочетаются с необычной живостью изложения, не утратил своего значения и поныне.

Интересное исследование православного историка о происхождении агап (вечерь любви), их протекании, отмене и оставшихся отголосках в православном богослужении.

Древний опыт агап был тщательно собран в книге Петра Соколова. Соколов показывает, что вечери любви (агапы), отличавшиеся более или менее литургическим характером, являлись одним из важных проявлений общественной организации древней Христианской Церкви. Вся история агап в их возникновении, развитии и постепенном упадке может быть разделена на три неодинаковых по времени периода: 1) агапы первенствующей Церкви с характером по преимуществу религиозно-мистическим и, безусловно, в связи с евхаристией, 2) агапы с характером по преимуществу благотворительным - как вне связи, так иногда и в связи с евхаристией; 3) агапы после канонической отмены, - период их агонии с попыткой возродиться и постепенного умирания. Это прямое русло течения истории агап имеет свой едва заметный рукав, вмещающий историю поминальных трапез.

Высшим выражением двух черт жизни новозаветной Церкви - эсхатологии и братства - были агапы, включающие в себя, как свой кульминационный пункт, евхаристию. "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян 2:42). Благодаря этой связи с молитвой и причащением эти трапезы имели специфически богослужебный характер, и добровольные приношения - поскольку составляли собой обнаружение koinonia (по-гречески, общение), - приношения требуемых припасов носили также богослужебный характер.

Агапы были естественным выражением koinonia. Агапы первой Церкви были высшим радостным выражением тесной взаимосвязи членов Церкви, выражением теснейшего общения любви, - той koinonia, которая была чувством живого касания к царству Божию, - сознания принадлежности к нему при полном и всеобщем равенстве чрез Христа, так скоро вновь ожидаемого.

Это были трапезы не отдельных лиц, не отдельных семей, но всего христианского общества, как одной наитеснейше связанной семьи. Здесь христиане объединялись еще более и, наконец, их объединение таинством евхаристии замыкалось единением со Христом и во Христе. Евхаристия возвышала агапу на степень большую, чем только простая трапеза для насыщения и углубляла ее смысл. Такая нравственная настроенность и эсхатологический характер агап сообщали им особую торжественность, придавали им религиозно-мистическую окраску: агапы носили на себе светлый облик грядущего Христа. Агапы, соединяясь с евхаристией, представляли собой точное воспроизведение Тайной вечери.

Вечери любви, или агапы,- это, по распространенному мнению, особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину. В лит-ре порой любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан (напр., описание «вечери общины» в «Апостольском предании» III в.) отождествляются с агапой. Однако, как показывает анализ источников, все разнообразие типов общинных трапез у первых христиан не может быть сведено к противопоставлению агапы и Евхаристии; более того, сам термин «агапа» у мн. авторов является просто синонимом Евхаристии или же употребляется в неопределенном значении.

Единственный ранний автор, недвусмысленно описывающий неевхаристическую вечернюю трапезу христиан и при этом называющий ее агапой - это Тертуллиан (Apol. 39). Поэтому утверждать можно только то, что центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения (см.: McGowan A.Naming the Feast: The Agape and the Diversity of Early Christian Meals // StPatr. 1997. Vol. 30. P. 314–318).

В книге внимательно рассмотрены и тщательно исследованы практически все стороны раннехристианской жизни как со своей внешней организации и бытовой стороны, так и внутренних условий появления и распространения богооткровенной религии в языческом обществе.


Внешние и внутренние условия миссионерской проповеди христианства в первые три века Иудейство и его значение для пропаганды христианства.


II Внешние условия всеобщего распространения христианства
III Внутренние условия всеобщего распространения христианства
Религиозные основы миссионерской проповеди христианства в первые три века
Евангелие об Исцелителе и исцелении
Борьба против демонов в древней Церкви и значение ее для миссии
Христианство как Евангелие любви и благотворения
Христианство как религия духа и силы, нравственной строгости и святости, авторитета и разума
Христианство как благовестие о «новом народе» и «третьем роде» (историческое и политическое сознание христианства)
Христианство как религия Книги и исполнившейся истории
Миссионеры, действовавшие в первые три века христианства (Апостолы, евангелисты, пророки, учителя; обыкновенные миссионеры)
Методы миссионерской проповеди христианства в первые три века
I.Имена верующих во Христа в первые три века христианства
II Друзья
III. Собственные имена христиан
Общинный строй ранних христиан и значение его для миссии
Препятствия, встречавшиеся на пути распространения христианства в первые три века его истории
Суждения языческой философии о христианстве
Распространение христианства среди различных классов общества в первые три века его истории
Распространение христианства в придворных кружках в первые века
Распространение христианства среди военного сословия
Распространение христианства среди женщин


Возникновение правового развития церкви
II. Отношение церкви в первом веке (30-130) к государству и культуре
III.Отношение церкви во втором веке (около 130-230) к государству и культуре
IV.Отношение церкви в третьем веке (прибл. 230-311) к государству и культуре
V. Развитие государства в сторону сближения с церковью
VI. Заключительный обзор: от Константина до Грациана и Феодосия (306-395)


Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора

Добшюц Э. Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины

ГЛАВА I. Общины Павла
Коринфская община
Македонские общины: фессалоникийская и филиппийская
Малоазиатские общины: галатская и фригийская
Христиане Рима
ГЛАВА II. Иудейские христиане
Первоначальная община
Дальнейшее развитие
Иудаистическая пропаганда
Иудейско-христианская община более позднего времени
ГЛАВА III. Позднейшие языческо-христианские общины
Общины, находящиеся еще под влиянием Павла
Круг влияния Иоанна
Начатки гносиса
Общины переходной катализирующей эпохи
Римская община времени Ерма

13.02.11 - Модуль с этими книгами в кодировке ANSI для BibleQuote 5 и 6, Андроид.

Благодарность за материалы, включенные в модуль:
Klangtao - модули Карташёва, Поснова, Соколова
Павел - текст книги Читти
DikBSD - тексты книг Бриллиантова, Гарнака

М.Э. Поснов. История Христианской Церкви

М.Э. Поснов. История Христианской Церкви.. 1

Предварительные сведения. 1

Вводная глава. 12

Первый период (30–313 гг.) 28

Глава I. Миссия Церкви в первые три века. 28

Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. 51

Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века. 67

Глава IV. Церковное вероучение в первые три века. 91

Глава V. Христианское Богослужение. 130

Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан. 141

Часть 2. Период вселенских соборов. 146

Глава I. Распространение Христианства. 147

Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. 160

Глава III. Церковная организация. 184

Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века) 207

Глава V. Христианское Богослужение. 351

Глава VI. Нравственная жизнь. 374

Понятие о науке. История христианской Церкви, как дисциплина, есть изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последовательности и прагматической связи.

Предмет и характер науки точнее определяется и яснее выступает из названия, данного ей еще историком IV-го в., еп. Евсевием Кесарийским εκκλησιαστική ιστορία, ς.е. из слов ιστορία θ εκκλησία. Ρлово ιστορία, κак и ιστωρ, οроисходит от οιδα, κоторое в противоположность к γιγνώσκο ξзначает знание фактическое, полученное путем наблюдений. "Ιστορία εсть расспрашивание, разузнавание людьми о чем либо совершившемся, когда личным свидетелем этого почему либо не удалось быть. В этом случае, с первого взгляда, смысл греческого слова ιστορία κак будто верно передается немецким Geschichte, но на самом деле между ними есть значительное различие: Geschichte, от geschehen, способно обозначать все случившееся; однако первый греческий историк, отец истории, Геродот в своем повествовании, например, о скифах сообщает лишь, по его мнению, замечательное, характерное, заслуживающее внимания современников и потомства. Такой смысл утвердился и в общечеловеческом сознании: "историческое" - это нечто важное, серьезное, великое, - так, чтобы вспомнить "дни древние" и "поучиться из них." Следовательно, под историей разумеется теперь повествование о замечательных событиях прошедшего времени, о которых рассказ интересно получить из уст очевидца, во всяком случае, от лица хорошо осведомленного, словом, из источника вполне достоверного. Εκκλησία οроисходит от καλέω, καλειν - ηвать, призывать, приглашать. По закону афинского законодателя Солона, εκκλησία - ύто чрезвычайное собрание всего народа для разрешения самых важных государственных дел, превышавших полномочия постоянного управления или βουλή. Θдея весьма ясная и богатая своим содержанием. Но она сохранена только у тех народов, которые удержали это слово. Например, римляне точно передали это слово, переписав его латинскими буквами - ессlеsia, а от них заимствовали нации, ставшие христианскими благодаря римской Церкви, например, французы - eglise, итальянцы - chiesa, испанцы - iglesia. Славянское слово "церковь" уже лишено указанной идеи. Древне-славянское слово "цръкы," церковь, немецкое Kirche происходят от греческого τό κυριακόν, χто означает собрание верующих, принимающих живое, деятельное участие в жизни и событиях Церкви. В евангелиях слово "εκκλησία" βстречается лишь три раза и это именно в евангелии Матфея (16:18): "Созижду Церковь мою" и в гл. (18:17): "Скажи церкви: а если церкви не послушает..." В посланиях же апостольских, особенно у Апостола Павла - слово εκκλησία θ сродные ему - κλησις, κλητος - σпотребляются очень часто. Конечно, Иисус Христос проповедовал своим современникам по-арамейски и вероятно воспользовался для названия церкви арамейским эдма . Однако, апостолы и последователи Христовы, знавшие, разумеется, наряду с греческим и арамейский или сиро-халдейский язык, - несомненные свидетели в пользу того, что употребленное ими, как переводное греческое слово "εκκλησία" ςочнейшим образом соответствует арамейскому слову в устах Иисуса Христа.



Церковь (η εκκλησία του Χριστου - Μф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13) есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Духом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение; она преследует неземные цели: осуществление среди людей Царства Божия, приготовление их к Царству Небесному (τήν βασιλείαν του Θεου, του Χριστου, των ουρανων). Ξтношение между Церковью, Царством Божиим и Царством Небесным не поддается уяснению. В Церкви два элемента или фактора - божественный и человеческий . Основание Церкви, руководство ею и все освящающие действия от Бога. Объект же спасительных воздействий, среду, материал представляют люди. Однако, человек не есть в Церкви элемент механический, люди не суть среда пассивная. Против механического взгляда на людей уже самое наименование Церкви εκκλησία, κак показано выше. В христианской Церкви человек участвует своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. - Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границ её.

История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая ; этим определяется предмет вообще и указывается метод исследования: как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктивным методом.

С другой стороны, церковная история есть наука богословская , входит в семью богословских наук и здесь занимает свое определенное место.

Задача и метод . Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без преследования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой стороны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели - спасению их душ.

В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области: а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, словом, приобщить к делу весь доступный исторический материал, б) изучить его критически, установив подлинное, автентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное и в) наконец, изложить весь добытый и критически проверенный материал с соблюдением должных правил. Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по историческому методу . Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку входит в неё божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, - поскольку оно есть дар с неба, - ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству - ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней - философской, интеллигентной - уничтожить христианства в течение II и III в. и предупредить его победу в IV в.

 

 

Это интересно: