→ Тема урока: Скелет – опора организма. Опора тела и движение Самая совершенная смазка

Тема урока: Скелет – опора организма. Опора тела и движение Самая совершенная смазка

Ольга Языкова
Конспект занятия «Скелет - опора тела и движения»

Интегрированные цели :

Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете , мышцах)

Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц .

Познакомить с правильной осанкой.

Формировать установку на здоровый образ жизни;

Познакомить с упражнениями, укрепляющими мышцы спины.

Активизация словаря : скелет , череп, позвоночник, мышцы, осанка.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

Познакомимся сейчас

На свои места садитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Определение темы занятия , постановка целей.

Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку, а заодно узнаем тему нашего занятия

Кроссворд : (слайд №1)

1. Что приводит в движение кровь ?

2. Что течёт по венам?

3. Орган, который помогает переваривать пищу.

4. С помощью этих органов мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.

5. Орган дыхания.

6. Куда сначала попадает пища?

– Какое ключевое слово в нашем кроссворде? (скелет ) Правильно, ребята. И тема нашего занятия «Скелет - опора тела и движение » (слайд №2)

(слайд №3) Сегодня на занятии мы с вами узнаем что такое скелет , из каких частей он состоит; выясним, для чего служит каждая часть и весь скелет полностью ; узнаем, что приводит скелет в движение ; выясним как связаны скелет , осанка и наше здоровье.

3. Основная часть.

– Давайте с вами пофантазируем, что было бы, если бы у человека не было костей, на что могло быть похоже наше тело (желе, кисель, медуза, слизняк)

– Действительно, человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета . Скелет - это наша опора , благодаря которой мы сохраняем свою форму.

– Кости, составляющие скелет , поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.

- Послушай те стихотворение :

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом,

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета .

Скелет опорой служит днем ,

А ночью отдыхает!

Н. Кнушевицкая.

- Скелет состоит из костей , больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество - более 200 штук.

Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость)

(слайд №4) Ребята, кто назовет основные части скелета ? (череп, скелет верхних конечностей , позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей .)

– На вид скелет хрупкий , но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой , но и защищает внутренние органы.

Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) (слайд №5)

Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы : сердце, легкие от повреждений) (слайд №6)

Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела , а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №7)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека–

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (слайды № 8) А вы знаете, что кости верхних и нижних конечностей очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожным : не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения )

- О худых людях говорят : "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет) . Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.

Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет , но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №9) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны .

Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют) . Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней (слайд №910, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.

- Скелет и мышцы растут и развиваются - это опорно -двигательная система нашего организма (слайд №11)

Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт) . Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья.

Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно

как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №12) А кто знает, что такое осанка? (слайд №13)

Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- (слайд №14) Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека (слайд №15)

Выберите слова для описания здорового человека :

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

(слайд №16) Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Каковы же причины плохой осанки? (ответы детей)

А как, по вашему мнению, выработать правильную осанку?

Правила сохранения правильной осанки : (Ответы детей) (слайд №17)

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.

4. Опытно-экспериментальная деятельность :

А сейчас мы с вами проведем эксперимен

Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.

Какой можно сделать вывод? (Дети делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу : с портфелем или с ранцем)

Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

– Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Никиты хорошая осанка, а вот Наташе надо поработать над своей осанкой.

– Можно по-другому проверить свою осанку.

Тренинг : Проводится игра «Пройди с мешочком на голове»

Я повторяю по утрам :

Мой позвоночник гибок, прям

Когда лежу, стою, сижу –

За позвоночником слежу

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет , и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины.

А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да) . Что для этого нужно делать? (заниматься физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры , обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни.

У нас сегодня на занятии присутствует Ирина Этвиновна, специалист по лечебной физкультуре. Она покажет нам упражнения, которые помогут укрепить мышцы нашего туловища, чтобы наша осанка всегда была правильной и красивой, а мы были здоровы и полны сил и энергии.

5. Итог занятия : Ребята, вам интересно было сегодня на занятии ? О чём мы сегодня говорили? (о строении и функциях скелета человека и его мышц , узнали об их роли в нашем организме) Что такое осанка? От чего она зависит? Вспомните правила, которые помогут сохранить нашу осанку правильной.

А завершить наше занятие я бы хотела стихотворением :

Каждый твёрдо должен знать :

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить!

Спасибо вам за работу и доброго вам здоровья!

Повторение материала прошлой темы: «Обмен веществ и превращение энергии»Кислород
Работа органов.
Поддержание
температуры тела.
Вода и мин. соли
Белки, жиры, углеводы
Рост, развитие

Проверяем домашнее задание

Рабочая тетрадь, стр. 52, п. 91
Приведите примеры животных, которые относятся
к группам:
Теплокровные животные
Холоднокровные животные

Теплокровные и холоднокровные животные

Найди ошибки

Скелет – опора организма

Учебник: стр. 97- 102
Рабочая тетрадь: стр. 52 - 54

Что такое?
Опорные
системы
Какие бывают?
Значение?
Какие органы
образуют?
У растений?
У животных?

Скелет - от греч. Skeletos - высохший

Зачем нужен скелет для животных?

Значение скелета

1. Обеспечивает форму тела. Служит каркасом.
2. Защищает организм от повреждений
(череп – мозг, грудная клетка - легкие и сердце).
3. К скелету крепятся внутренние органы, а также мышцы с
помощью сухожилий.
4. Для движения организма.

Функции скелета

1. Форма тела
2. Каркас, устойчивый к
сжатию
3. Защита от повреждений
4. Опора для внутренних
органов
5. Движение
1. Выносят листья к свету
2. Каркас, устойчивый на
изгиб
3. Опора
4. Форма тела

Типы скелета

наружный
и
внутренний

Животные, имеющие наружный скелет

У фораминиферов - скелет наружный

Раковинные амебы - скелет тоже наружный

У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
Скелет у них наружный - хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.

У насекомых- легкие и прочные наружные хитиновые скелеты

У крабов и раков- твердые и прочные хитиновые
панцири

Раковины моллюсков прочные, но тяжелые

Наутилусы - единственные головоногие моллюски,
имеющие наружную раковину.

Внутренний скелет
У радиолярий скелет находится внутри клетки.

Внутренний скелет
скелет
головы
скелет
туловища
скелет
конечностей

Опорные системы животных

Заполняем таблицу на стр. 53 рабочей тетради
Животные
Наружный
скелет
Внутренний
скелет

Дополнить предложения…

Рабочая тетрадь, стр.53, п. 94
К скелету крепятся ………….. ………..... .
При их сокращении части скелета приводятся в
………………. .
У позвоночных ………… ……… состоит из трёх
отделов - ……… ………,
……… ………, ……… ………… .

Отделы скелета лягушки

Рабочая тетрадь, стр.53, п. 95
1.
2.
3.

Закрепляем…

Задание в рабочей тетради, стр.53, п. 95

Опорные системы растений

Скелет растения

Опорные системы растений

Схема скелета растения
на основе текста учебника с.100
сопротивление
на разрыв
корень
Скелет
растения
Механическая
ткань
стебель
лист
в центре
в центре
прочность
на изгиб
жилки
каркас,
форма

РЕФЛЕКСИЯ Выберите правильный ответ

1. Функция, которую не выполняет скелет:
а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная
2. Скелета нет:
а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка
3. Скелет есть:
а) у паука - крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба
4. Наружный скелет имеет:
а) гусь б) крокодил в) речной рак
г) бурый медведь
5. Внутренний скелет имеет:
а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела
г) крот
6. Ткань, образующая скелет растения:
а) покровная б) образовательная в) механическая
г) проводящая.
Ответы: 1г, 2в, 3 а, 4в, 5г, 6в

Мы узнали на уроке
Что такое?
Опорные
системы
Какие бывают?
Значение?
Какие органы
образуют?
У растений?
У животных?

Домашнее задание:
§15
* «Состав скелета позвоночных
животных», с.101 учебника

Источники информации

Сонин. Н.И., Биология. Живой организм. 6 кл. – М; Дрофа, 2011
Интернет ресурсы:
http://chemistry-chemists.com/N3_2012/U3/img/Sr1.html
http://900igr.net/kartinki/biologija/Mezozojskaja-era/060-Mezozojskajaera.html
http://bio.1september.ru/2000/08/8.htm
http://sazhaemsad.ru/sozdanie-miksbordera-v-sadu.html
http://biolicey2vrn.ucoz.ru/Klet_str-6/2-4_Tkani.jpg
http://www.drofa.ru/files/presentations/visual/Contents/Biologiya/03_Bota
n/Pictures/2802.112_Mehanish.Tkan.jpg
http://www.klsch8.narod.ru/arhiv_2012-2013/znaete_logo.jpg
http://madagaskar-sochi.com/assets/images/3/zmeya_korolevskaya.jpg
http://www.kotsobaka.ru/upload/sobitie/Jaguar_053.jpg
http://affect.moy.su/news/prikladnaja_malakologija/2010-04-13-34
http://www.fermer.ru/files/vinogradnie6.jpg
http://aquashrimps.ru/images/bezzubka.jpg

Источники информации

http://aqua-room.com/wp-content/uploads/2011/07/prudovik.jpg
http://egov.yen.gr/fishery/03-forbid/02-permitsize/xtapodi.jpg
http://www.fotoregion.ru/data/media/2/PB260002.JPG
http://srub-srub.ru/uploads/posts/2011-03/1300121801_srub-sagenci68.jpg
http://693437.ucoz.ru/_pu/0/58796035.jpg
http://www.gazetairkutsk.ru/wpcontent/uploads/2011/06/derev_listvenni
ca.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2011/03/30/640.jpg
http://static.newworldencyclopedia.org/thumb/e/ee/Bird_Skeleton.jpg/18
0px-Bird_Skeleton.jpg
http://yunus.hacettepe.edu.tr/~b0344601/Destek%20ve%20hareket%2
0Foto/Kemik%20&%20%DDskelet/25Iskelet%2520%28Koopek%29
_jpg.jpg http://enc-dic.com/biology/Skelet-5303/
http://www.mikrohamburg.de/Zeichnungen/Foram1.jpg
http://forum.hayastan.com/uploads/monthly_01_
2012/post-104623-1326041622.gif

Спасибо за внимание!

Учитель биологии МКОУ СОШ п. Кубово Шевченко З.Г.
29 января 2015 год

Скелет – опора организма.

Цели урока

Деятельностная цель – создание условий для формирования познавательных и регулятивных УУД в ходе самостоятельной работы при изучении опорных систем растений и животных.

Предметно-дидактическая цель – формирование представлений об опорных системах живых организмов.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные – уметь применять смысловое чтение для извлечения информации, показать владение навыками оценки и самооценки, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

Предметные – определять опорные системы организмов и знать их значение и особенности строения.

Личностные – формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных мотивов, направленных на изучение природы; формирование валеологических ценностных ориентаций.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: проблемные, частично-поисковые.

Средства обучения: учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 кл.-М.Дрофа.2013, рабочая тетрадь, раздаточный материал (инструктивные карты, тесты), наглядное пособие «Скелет», натуральные объекты (раковины моллюсков, насекомые, рак речной, кости птицы).

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

Цель этапа:

настроить обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний, создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

    Этап проверки домашнего задания (2+5 мин.)

Цель этапа: выяснить степень усвоения заданного на дом материала,

определить и ликвидировать типичные недостатки в знаниях

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задает вопрос.

Слушает ответы.

Отвечают

Предлагает выполнить проверочную работу по теме «Обмен веществ»

Выполняют проверочную работу.

Проверяют по шаблону, самооценка по критериям.

Форма контроля: самопроверка по шаблону.

Вопрос: - Какие свойства живых организмов вы уже знаете?

Давайте проверим, как вы усвоили информацию об обмене веществ.

Проверочная работа. (5 минут)

Вариант 1.

1.Какие веществ поглощает растение в результате обмена веществ?

теплокровных:

Проверочная работа.

Вариант 2.

1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

Проверка по шаблону.

Вариант 1.

    кислород, углекислый газ, вода.

    лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

Вариант 2.

    углекислый газ, мочевина, вода.

    рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

Критерии оценивания:

10-9 б –«5»

8 -7 б – «4»

6 -5 б – «3»

Отметка в листе самооценки.

II .Этап актуализации опорных знаний. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний,организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий.

Ответ необходимо пояснить. (Опора, механическая ткань, защита)
проблема : Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны? (Верны ли наши предположения мы поймем в конце урока).

Как бы вы назвали наш урок сегодня?

Тема урока: Скелет- опора организма

III . Этап целеполагания (1 мин.)

Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель урока: знакомство со строением и значением опорных систем, типами скелетов животных, их сходством и отличиями.

    Этап открытия нового (10 мин.)

Цель этапа : о рганизовать усвоение учащимися нового материала в группах,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает познакомиться с текстом учебника, выписать ответ на вопрос.

Демонстрирует натуральные объекты (скелеты животных, спилы деревьев, раковины, кости, панцири раков, кораллы).

Дополняет ответы обучающихся, углубляет представление о составе и строении опорных систем.

Самостоятельно работают с текстом учебника. Выписывают.

Самопроверка и коррекция записей.

Дополняют кластеры.

Отвечают на вопросы.

Слушают пояснения учителя.

Форма контроля: индивидуальный самоконтроль и групповой контроль.

Самостоятельная работа с текстом учебника п. 15 с. 97-98.

Найти и выписать ответ на вопрос:

Каково значение скелета?

Предполагаемый ответ: Значение скелета:

    обеспечивает форму тела

    служит опорой для организма

    защищает от повреждений

    служит местом прикрепления мышц

    позволяет парить в толще воды

Самопроверка.

Демонстрация опорных систем.

Давайте попробуем скелеты животных разделить на 2 группы и обосновать по какому критерию это сделано.

Дополнение кластера

Типы скелетов

Наружный Внутренний

Состав

хитин, известь, рогоподобное вещество костная и хрящевая ткань

Приведите примеры животных, обладающих наружными и внутренними скелетами.

Предполагаемые ответы:

простейшие, моллюски, радиолярии, головоногие моллюски,

членистоногие(насекомые, позвоночные (рыбы, земноводные, птицы

паукообразные, ракообразные)

?Демонстрация опытов (воздействие кислоты на известковые раковины, декальцинированная кость). Пояснения учителя. Состав костной ткани. Строение костей.

Изучение рисунка учебника с. 101 «Внутреннее строение костей».

Соединение костей. Суставы, связки, сухожилия.

Отделы скелета.

Физкультминутка ( на осанку, растирание шейного отдела позвоночника, стимуляция мозгового кровообращения).

V .Этап осмысления и первичного применения знаний.

Цель этапа: Организовать закрепление изученного материала путем выполнения практической работы в паре. организовать фиксацию преодоления

Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль.

?Биологическая задача.

Выписка из истории болезни : в травмпункт поступила пациентка 80 лет с жалобой на острую боль в руке после падения в гололед. Наблюдается отечность, гиперемия и изменение формы конечности.

Диагноз: перелом.

Почему старушка получила перелом, а ее внук после многократных падений с горки и велосипеда чувствует себя отлично?

Вывод: соотношение органических и минеральных веществ в составе костной ткани меняется с возрастом, что приводит к изменению их свойств.

Практическая работа «Опорные ситемы». Работа в парах.

Рассмотреть скелеты моллюска, насекомого, позвоночного животного и заполнить сравнительную таблицу. При затруднениях обратитесь к учебнику с. 97-100.

Вопросы для сравнения

Раковины

моллюсков

Панцирь насекомого или рака

Скелет позвоночных

Каков тип скелета?

наружный

наружный

внутренний

Чем образован скелет?

Рогоподобное

вещество, известь, перламутр

Хитин, минеральные соли

Органические,неорганические

Каковы свойства скелета?

Прочный, легкий

Прочный, гибкий

Как растут скелеты?

Достраивают раковину

Делением клеток

*Недостатки

(по сравнению с другим)

тяжелые

Затрудняют рост,линька – критический период

Есть вероятность травмы

*Преимущества

(по сравнению с другим)

Не мешают росту, прочные

Легкие, не сковывают движения

Достаточно легкие и прочные, не мешают росту организма

Вывод:

И обладают таким свойствами, как…….

V .Этап презентации результатов практической работы.

Цель этапа: Организовать презентацию результатов работы, сделать знания, полученные в паре, достоянием класса и самопроверка.

- Какие преимущества и недостатки представленных опорных систем вы обнаружили?

(тяжелые, есть вероятность травмы, мешает росту)

Линька членистоногих (раки, пауки, насекомые).

VI .Этап первичного контроля и закрепления знаний.

Цель этапа: Организовать закрепление и контроль изученного материала

Форма контроля: индивидуальный, взаимопроверка.

VII .Этап рефлексии учебной деятельности. Обсуждение домашнего задания.

Цель этапа: о рганизовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока.

В результате выполнения домашнего задания включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает подвести итог урока. Оценки.

Продолжить фразы.

Сделать отметки в листах самооценки.

Обсуждают меру своего участия в учебном процессе, оценивают свою работу на разных этапах урока в листах самооценки.

Формулирует домашнее задание: п.15, ответить на вопросы устно, выполнить упражнения по теме в рабочей тетради на печатной основе с. 60-61

Записывают домашнее задание в дневник

- Мы достигли цели?

- Сможем ответить на проблемный вопрос?

Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны?

(образ жизни, подвижность)

Ребята, пожалуйста, продолжите фразы:

    Было интересно

    Было трудно…

    Теперь я могу …

    Я научился …

    Меня удивило …

    Мне захотелось

    Я бы не повторил такой ошибки, как …

    Рассмотреть скелеты моллюска, насекомого или рака, позвоночного животного и сравнить их. При затруднениях обратитесь к учебнику с. 97-100.

    Заполнить таблицу.

    Вопросы для сравнения

    Раковины

    моллюсков

    Покровы насекомого

    Скелет позвоночных

    Каков тип скелета?

    Чем образован скелет?

    Каковы свойства скелета?

    Как растут скелеты?

  1. Вывод: Все эти образования схожи, так как выполняют ……

    и обладают таким свойствами, как…….

  2. Приложение 3.

    Проверочная работа.

    Вариант 1.

    1.Какие веществ поглощает растение в результате обмена веществ?

    Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

  3. 2.Из списка животных выбрать названия теплокровных :

    лиса, краб, щука, майский жук, синица, акула, кальмар, заяц, лошадь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, паук-крестовик.

  4. Проверочная работа.

    Вариант 2.

    1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

    Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

    2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

    лось, рак речной, карась, майский жук, сорока, акула, медуза, заяц, медведь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, тарантул.

  5. Проверка по шаблону.

    Вариант 1.

    1.Кислород, углекислый газ, вода.

    2.Лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

    Вариант 2.

    1.Углекислый газ, мочевина, вода.

    2.Рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

  6. Критерии оценивания:

    10-9 б –«5»

    8 -7 б – «4»

    6 -5 б – «3»

    Тема урока: Скелет – опора организма.

    Цель: Сформировать представление об опорной системе живых организмов и его значении в их жизни, об усложнении систем животных и растительных организмов в ходе эволюции.

    Формирование УУД:

    Предметные результаты: учащиеся знакомятся с особенностями строения скелета у животных, опорными образованиями у растений; учатся определять значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных; объяснять смысл биологических терминов: скелет, наружный скелет, внутренний скелет, отделы скелета, строение кости; овладевают умением объяснять роль биологических знаний в повседневной жизни и для развития науки; приводить примеры с различными типами скелетов.

    Метапредметные: познавательные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся наблюдать за жизнедеятельностью растений и животных; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, формулируют проблему, анализируют и объясняют результаты опытов; коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем, сверстниками; строят монологическое высказывание, организовывают учебное взаимодействие в группе; регулятивные: отвечают на поставленные вопросы, оценивают свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

    Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к живым организмам и их охране.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Методы проведения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа учащихся.

    Форма проведения урока : групповая работа

    Оборудование: учебник «Биология живой организм « 6 класс Сонин Н.И., мультимедиопроектор, презентация, рисунки скелетов позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), карточки-задания для групповой работы.

    Утром солнце улыбалось,

    Улыбалось из-за туч,

    Значит, нам с тобой осталось

    Улыбнуться, встретив луч…

    Улыбнемся солнцу, утру

    Улыбнемся мы друг другу,

    Просто так сейчас с тобой.

    Дети слушают учителя. Настраиваются на работу на уроке.

    1) Регулятивные:

    Волевая саморегуляция;

    2) Личностные:

    Смыслообразование

    3 ) Коммуникативные :

    Планируют учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками.

    2.Мотивация.

    Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.

    Учитель предлагает отгадать загадку:

    В организме , что у нас,

    Как для здания каркас?

    Что внутри нам помогает,

    Став опорою для нас? (скелет)

    Учитель задает вопрос: А, что такое скелет?

    Ученики осмысливают задание, приводят варианты ответов, корректирует высказывания.

    Скелет – это совокупность твёрдых тканей в организме животных и человека, придающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.

    3. Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

    Учитель предлагает выполнить задание.

    Задание «Третий лишний»

    Живые организмы объединены в группы.

    Улитка

    Речной рак

    Майский жук

    Окунь

    Учитель организует беседу:

    Что объединяет представителей?

    Какой организм лишний?

    Какой скелет называют наружным?

    К какой группе животных относится рыба?

    Предложите тему урока?

    Учитель побуждает к высказыванию своего мнения, корректирует высказывания и формулирует тему урока.

    Тема нашего сегодняшнего урока

    « Скелет – опора организма»

    Ученики осмысливают задание, концентрируют внимание на изучаемом материале, проводят сравнение и анализ предложенных организмов.

    Выступают с ответом, проводят корректировку ответа.

    У животных имеется скелет.

    Лишний организм окунь, т.к. улитка, речной рак, майский жук относятся к беспозвоночным животным и у них наружный скелет.

    Наружный скелет-это скелет, который находится на теле организма и выполняет защитную функцию.

    Окунь – это рыба относится к позвоночным животным.

    Ученики выдвигают гипотезы формулировки темы урока.

    1) Познавательные:

    Анализируют, сравнивают.

    2)Коммуникативные: строят понятное монологическое высказывание, активно слушают одноклассников.

    3) Регулятивные:

    4. Этап целеполагания на урок.

    Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок.

    Учитель формулирует задание, фиксирует учебные затруднения, корректирует цели урока.

    Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о скелете позвоночных животных. На ваших партах находятся карточки: «Что я знаю о скелете». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет», «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.

    Верно ли утверждение?

    Да

    Нет

    Не знаю

    Позвоночные организмы имеют внутренний скелет.

    Беспозвоночные организмы наружный скелет

    Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

    Скелет образован костями

    Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

    Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

    Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

    У растений функцию скелета выполняет механическая ткань.

    В корне механическая ткань расположена в центре повышая сопротивление корня на разрыв.

    В стебле механическая ткань образует цилиндр обеспечивая прочность и изгиб.

    Ответы на все ли вопросы вы знали?

    Почему некоторые вопросы у вас вызвали трудность при их выполнении?

    Что вы хотите узнать о скелете?

    Что мы с вами должны узнать на уроке определите цели на урок.

    Учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи урока.

    Осмысливают задание, анализируют имеющиеся знания, определяют затруднения, формулируют цель урока.

    1) Познавательные:

    Общеучебные умения структурируют знания, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

    Анализируют, сравнивают.

    2)Коммуникативные: строят понятное монологическое высказывание, обмениваются мнениями в паре, активно слушают одноклассников.

    3) Регулятивные:

    Осуществляют контроль и оценку прогнозирования (при анализе учебного действия).

    5.Этап «Открытие нового знания»

    Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее.

    Учитель организует выступление учащегося с сообщением «Экскурсия в историю»

    Учитель выдвигает проблему:

    Один учёный сказал, что при массе человека 70 кг масса его скелета составляет всего 8-9 кг., и что если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы медузу.

    Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что медуза передвигаться сама почти не может, потому что у неё нет скелета. Ей приходится ждать попутного ветра и сильной волны, которая унесла бы её?

    Учитель организовывает построение проекта изучения нового знания.

    Как мы сможем решить проблему и достичь поставленных целей?

    Учитель корректирует план действий и предлагает выполнить групповые задания, формирует группы.

    Задание 1.

    Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет животных.

    Послушайте веселые стихотворения и сформулируйте функции скелета.

    Заполните схему.

    Прочитайте в учебнике страницы 99-100, рассмотрите скелеты животных, запишите какие бывают типы скелетов и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.

    Сделайте вывод в виде схемы и таблицы:

    Недостатки (по сравнению с другими)

    Задание 2.

    Цель: изучить состав и свойства костей.

    Просмотр видеофильма

    Вывод.

    Эластичность придают костям __________ вещества, а твердость ___________. Сочетание _________ и__________ делает кость крепкой и достаточно упругой.

    Задание 3.

    Цель: изучить особенности строения механической ткани у растений.

    Используя готовые микропрепараты, рисунок, учебника страница 102, выясните, какое строение имеет механическая ткань у растений в стебле, корне, листьях.

    Рассмотрите и зарисуйте образцы механической ткани, охарактеризуйте ее.

    Выступление учащегося с сообщением « Экскурсия в историю»

    С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах - Демокрит - собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

    Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

    Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

    Выступление учащихся с стихотворениями.

    Чтоб на кисель не походить,

    На скользкую медузу,

    Скелет у всех нас должен быть,

    И он нам не обуза. (форма тела, каркас)

    Пусть нет его у червяка,

    Какой-нибудь амёбы,

    У стрекозы и мотылька,

    А нам он нужен, чтобы(защитная)

    Играть в футбол, ходить в кино

    И плавать в речке летом.

    Мы не смогли бы ни чего,

    Не будь у нас скелета.(движение)

    Суставы гибкие согнём,

    Пробежку начинаем…

    Скелет опорой служит днём

    А ночью отдыхает!(опора)

    Учащиеся анализирую информацию, делают вывод; планируют способы достижения намеченной цели; определяют средства (алгоритмы, справочники, Интернет...); формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; разбиваются на группы, готовят место работы, распределяют роли в группе, выполняют задания по карточкам, работают с текстом учебника, электронными образовательными ресурсами; составляют схемы; заполняют таблицы; отвечают на вопросы; анализируют и выявляют закономерности в строении скелета позвоночных животных; формулируют выводы по эксперименту видеофильма состава кости; учащиеся представляют отчеты групп (по слайдам презентации и работа у доски); слушают доклады, делятся впечатлениями; высказывают свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи, корректируют выступления одноклассников.

    1) Регулятивные:

    Целеполагание как постановка учебной задачи,

    Планирование,

    Прогнозирование.

    2) Познавательные:

    Поиск и выделение необходимой информации

    Смысловое чтение

    Построение логической цепи рассуждения

    Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

    3) Общеучебные:

    Моделирование,

    выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    4) Коммуникативные:

    Планирование учебного сотрудничества

    6. Контроль и самооценка знаний и способов действия.

    Учитель предлагает выполнить задания: «Какие утверждения верны?»

    1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.

    2.Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

    3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.

    4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

    5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

    9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

    10.Все позвоночные имеют только костный скелет.

    11. В корне механическая ткань расположена в центре обеспечивая прочность и изгиб.

    Учитель организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

    Решение биологических задач.

    В природе есть уникальное существо, которое одновременно имеет два скелета: и наружный, как у беспозвоночных, и внутренний, как у позвоночных. Что это за животное? Зачем ей два скелета?

    Подсказка.

    Её мудрость не забудешь:
    "Тише ходишь, дальше будешь".
    "Костяна" ее рубаха,
    И ползет она без страха. (черепаха)

    У пожилых людей кости становятся более хрупкие и ломкие. Объясните почему?

    Как нужно вести себя на переменах, во время гололеда? Объясните почему?

    Учащиеся осуществляют:

      самооценку;

      самопроверку;

      взаимопроверку;

    Учащиеся применяют полученные знания для решения биологических задач. Высказывают свои мнения, проводят корректировку знаний.

    Учащиеся высказывают свое мнение по проблемному вопросу. Корректируют высказывания.

    1) Познавательные:

    Умение структурировать знания

    Оценка процессов и результатов деятельности

    2) Регулятивные:

    Волевая саморегуляция

    Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

    1) Коммуникативные

    Умение выражать свои мысли

    Оценивание качества своей и общей учебной деятельности

    7. Подведение итогов.

    8.Рефлексия.

    Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

    7. Домашнее задание.

    Учитель напоминает о проблемном вопросе и организует беседу о целях урока:

    - Вернёмся снова к нашим карточкам. Взгляните на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока.

    Вы получили на них ответы?

    Возвращение к проблеме

    - Что нового вы узнали сегодня о скелете позвоночных животных?

    Как вы это узнали?

    Учитель организует рефлексию с помощью приема незаконченное предложение:

    Я выполнил задание…
    Я понял, что…
    Я приобрел…
    Я научился…
    Я попробую…
    Меня удивило…
    Урок дал мне для жизни…
    Мне захотелось…

    Параграф 15 ответить на вопросы в конце параграфа..

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

    Учащиеся высказывают свое мнение.

    Учащиеся записывают домашнее задание.

    Тест по биологии Скелет — опора организма для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 8 заданий.

    1 вариант

    1. Скелет лягушки является частью системы

    1) нервной
    2) выделительной
    3) опорной
    4) дыхательной

    2. Раковины простейших животных выполняют функцию

    1) питания
    2) размножения
    3) опоры
    4) дыхания

    3. На протяжении всей жизни хрящевой скелет сохраняется у

    1) голубя
    2) жабы
    3) гадюки
    4) акулы

    4. У древесных растений опорой стебля служит

    1) сердцевина
    2) камбий
    3) механическая ткань
    4) образовательная ткань

    5. Кости скелета птицы образованы тканью

    1) нервной
    2) соединительной
    3) эпителиальной
    4) мышечной

    6.

    А. Скелет, как орган опоры, имеют только позвоночные животные.
    Б. Части скелета позвоночных животных приводятся в движение мышцами.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) неверны оба суждения

    7.

    Опорные системы обеспечивают организму

    1) питание
    2) защиту от повреждений
    3) сохранение формы тела
    4) пищеварение
    5) устойчивость к сжатию
    6) раздражимость

    8.

    Животное

    1. Рак
    2. Тигр
    3. Улитка
    4. Сельдь
    5. Жук

    Тип скелета

    А. Наружный
    Б. Внутренний

    2 вариант

    1. Раковины моллюсков играют роль

    1) скелета
    2) почки
    3) органа дыхания
    4) кишечной полости

    2. Наружный слой членистоногих животных состоит из

    1) извести
    2) кожи
    3) костей
    4) хитина

    3. Функцию опоры выполняет внутренний скелет в организме

    1) окуня
    2) жука
    3) улитки
    4) рака

    4. В стволах деревьев роль опоры играет

    1) камбий
    2) луб
    3) кожица
    4) древесина

    5. Кости черепа позвоночных животных соединены с помо­щью

    1) швов
    2) хрящей
    3) мышц
    4) суставов

    6. Верны ли следующие утверждения?

    А. Животные организмы обладают наружным или внут­ренним скелетом.
    Б. У моллюсков и раков функцию скелета выполняет раковина.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) неверны оба суждения

    7. Выберите три верных утверждения.

    Роль наружного скелета у беспозвоночных животных иг­рают

    1) хитин
    2) скелет
    3) связочный аппарат
    4) раковина
    5) мускулатура
    6) плотные покровы тела

    8. Установите соответствие между животным и типом его скелета.

    Животное

    1. Ящерица
    2. Коршун
    3. Краб
    4. Рысь
    5. Устрица

    Тип скелета

    А. Наружный
    Б. Внутренний

    Ответ на тест по биологии Скелет — опора организма
    1 вариант
    1-3
    2-3
    3-4
    4-3
    5-2
    6-2
    7-235
    8-АБАБА
    2 вариант
    1-1
    2-4
    3-1
    4-4
    5-1
    6-1
    7-146
    8-ББАБА

     

     

Это интересно: