→ Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре Когда празднуются Игры Олимпиады

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре Когда празднуются Игры Олимпиады

  1. Спортивная подготовленность – состояние спортсмена, приобретённое в результате подготовки, позволяющее достигнуть определённых результатов в соревновательной деятельности.
  2. Физическая подготовленность – понимается уровень развития основных физических качеств (сила, гибкость, и др.) для овладения новыми движениями.
  3. Спортивная форма – адаптивное состояние, считается конечной фазой приспособления организма к экстремально-предельным работам с проявлением фазы максимальной работоспособности с наивысшей функциональной подготовкой.
  4. Физическая подготовка – это процесс, обеспечивающий совершенствование двигательных способностей, необходимых в жизни.
  5. Физическая подготовка – физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определённому роду деятельности с ярко выраженным прикладным направлением.
  6. Физическая работоспособность – способность человека выполнять определенную физическую работу в течение длительного времени без снижения её качества и производительности.
  7. Физическая работоспособность – это способность человека выполнять большой объём физической работы на заданном уровне эффективности за определённый промежуток времени.
  8. Тренированность – это состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий.
  9. Спортивная тренировка – это основная форма подготовки спортсменов.
  10. Спортивная тренировка – это комплекс взаимосвязанных физических упражнений, направленных на повышение уровня физической подготовленности индивида.
  11. Тренировка – это процесс выполнения физических упражнений с целью повышения качества соревновательной деятельности.
  12. Общая физическая подготовленность – это состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.
  13. Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.
  14. Специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями профессии, называется проффесионально-прикладной физической подготовкой.
  15. Двигательный навык – это уровень владения движением, при котором сознание контролирует условия, в которых данное движение выполняется.
  16. Двигательные действие, доведённые до автоматизма – это двигательный навык.
  17. Двигательное умение – уровень владения движением, при котором сознание контролирует технику его выполнения.
  18. Наиболее важная часть определённого способа решения двигательной задачи – это ведущее звено техники двигательного действия.
  19. Физическое развитие – процесс становления, формирование и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма.
  20. Процесс становления и изменения биологических форм и функции организма, совершающийся под влиянием условий жизни, воспитания, называется физическим развитием.
  21. Физическая культура – это часть человеческой культуры, связанная с физическим и духовным развитием человека, имеющая собственные культурные ценности в виде знаний, двигательных действий и физических упражнений.
  22. Процесс и результат человеческой деятельности, направленный на достижение физического совершенствования личности, называется физической культурой.
  23. Физическая культура – это неотъемлемая часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом и в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, совершенствования двигательных возможностей, способствующих гармоничному развитию личности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
  24. Под физической культурой личности подразумевается достигнутый уровень физического совершенствования человека и степень использования приобретённых качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.
  25. Физическая культура личности – это совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать своё тело, укреплять здоровье и вести здоровый образ жизни.
  26. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, воспитание морально-волевых качеств и овладение специальными физкультурными знаниями, принято называть физическим воспитанием.
  27. Педагогический процесс, направленный на приобретение запаса жизненно важных двигательных умений и навыков, на разностороннее развитие физических способностей, на улучшение форм тела, называется физическим воспитанием.
  28. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека.
  29. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято называть физическим качествами.
  30. Быстрота – это способность организма человека выполнять работу с наибольшей частотой движения за единицу времени.
  31. Способность выполнять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени – это физическое качество быстрота.
  32. Быстрота – это способность перемещать тело и его звенья в пространстве за минимально короткое время.
  33. Под силой как физическим качеством понимается способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
  34. Способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения называется скоростной силой.
  35. Относительная сила – сила, которую может проявить занимающийся в отношении к своему собственному весу, то есть отношение абсолютной силы к весу тела.
  36. Взрывная сила – это способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге, в метаниях).
  37. Абсолютная сила – способность занимающихся проявить максимальное мышечное напряжение, преодолевая внешнее сопротивление или противодействую ему.
  38. статическая сила – это сила, проявляемая в условиях, когда длина мышцы при её напряжении остаётся постоянной, а тело человека не изменяет своего положения в пространстве.
  39. Под выносливостью как физическим качеством понимается способность длительно выполнять мышечную работу без снижения интенсивности.
  40. Выносливость – это способность организма человека при двигательной деятельности длительное время противостоять утомлению.
  41. Способность человека к продолжительной и эффективной работе умеренной интенсивности называется выносливостью.
  42. Скоростная выносливость – это способность к продолжительному выполнению скоростных упражнений.
  43. Силовая выносливость – это способность к продолжительному выполнению упражнений, требующих значительного проявления силы.
  44. Специальная выносливость – это способность человека эффективно выполнять работу, несмотря на возникающее утомление в определённом виде деятельности. Различают «скоростную», «координационную», «силовую» и другие виды выносливости.
  45. Общая выносливость – это способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата.
  46. Гибкость – это свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, позволяющее выполнять движения с большей амплитудой.
  47. Физическое качество гибкость – это комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющий подвижность его звеньев.
  48. Гибкость – это способность выполнять движения с большей амплитудой за счёт мышечных усилий.
  49. Пассивная гибкость – это максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением внешних сил.
  50. Активная гибкость – это гибкость, которая проявляется за счёт собственных мышечных усилий человека.
  51. Ловкость – это способность организма овладеть новыми движениями и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
  52. Ловкость – это способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро из перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями.
  53. Под координационными способностями человека понимается способность управлять движениями тела и его звеньев в зависимости от изменения двигательных задач и внешних условий.
  54. Под техникой двигательных действий понимают способ целесообразного решения двигательной задачи.
  55. Под техникой физических упражнений понимают выполнение двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
  56. основа техники – это состав и последовательность движений и элементов, необходимых для решения двигательной задачи определённым способом. Например, прыжок в длину с разбега складывается из 4 элементов: разбег – отталкивание – полёт – приземление.
  57. Ведущее звено техники – это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно.
  58. Физические упражнения – это основное средство физической культуры, способствующее решению задач физического воспитания, воздействующее на физическое состояние и развитие человека.
  59. Физические упражнения – это любые двигательные действия, которые развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность человека, направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
  60. Упражнение физическое циклическое – это упражнение, состоящее из движений, непрерывно повторяющихся в течение известного промежутка времени.
  61. Упражнение физическое ациклическое – это упражнение, состоящее из неповторяющихся движений.
  62. Система физического воспитания представляет собой способ социальной практики, её основы, объединённые в целостную структуру.
  63. Двигательный опыт представляет собой объём освоенных человеком двигательных действий и способов их выполнения.
  64. Спорт – часть физической культуры, представляющая собой специфическую форму соревновательной деятельности, подготовку спортсменов к участию в соревнованиях.
  65. Любительский спорт – многостороннее массовое спортивное движение в общей системе физического воспитания граждан, дающее возможность совершенствовать своё спортивное мастерство и достигать высших результатов в различных видах спорта.
  66. Массовый спорт – часть физической культуры, представляющая собой массовое спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения в целях привлечения к занятиям физическими упражнениями и выявления талантливых спортсменов в различных видах спорта.
  67. Проффесиональный спорт – разновидность спортивно-предпринимательской деятельности, главной целью которой является получение доходов путём организации спортивно-зрелищных мероприятий и участия в нём.
  68. Технические и прикладные виды спорта – часть физической культуры, требующая специальной подготовки спортсмена к соревнованиям с применением технических средств.
  69. Национальные виды спорта – часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и представляющая собой своеобразные физические упражнения и народные игры с самобытными правилами и способами организации физической активности.
  70. Международные спортивные соревнования – состязания по виду спорта среди спортсменов (команд), в которых принимают участие представители не менее пяти государств.
  71. Спорт высших достижений – область спорта, обеспечивающая достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов.
  72. Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.
  73. Физическая нагрузка – это количественный показатель воздействия упражнений на функциональную деятельность организма.
  74. Объём нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодолённого расстояний (дистанции).
  75. Доза нагрузки – это определённая её величина, измеряемая параметрами объёма и интенсивности.
  76. Интенсивность нагрузки – это отношение количества упражнений повышенной сложности к общему числу упражнений за определённый промежуток времени. Характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, ЧСС и др.
  77. Двигательное действие – это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с определённой целью.
  78. Двигательная активность – это количество движений, выполняемых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год).
  79. Вид спорта – это вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей.
  80. Спортивная классификация – система спортивных званий, разрядов и категорий, определяющих уровень мастерства в отдельных видах спорта, а также уровень квалификации тренеров, спортсменов, инструкторов, методистов и судей.
  81. Олимпийское движение – это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта.
  82. Олимпийское движение – это согласованные, организованные, всеобщие и постоянные действия, осуществляемые под верховной властью МОК всеми людьми и организациями, которых вдохновляют ценности олимпизма.
  83. Цель олимпизма – поставить спорт на службу гармоничному развитию человека, способствую созданию миролюбивого общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства.
  84. Физкультурное движение – это совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры.
  85. Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, содействующая повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.
  86. Физкультурное образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого фонда двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний.
  87. Уполномоченный орган по физической культуре и спорту – центральный исполнительный орган республики, осуществляющий функции государственного управления и координации в области физической культуры.
  88. Система физической культуры и спорта – совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта.
  89. Положение соревнований – это основной документ соревнований, которым руководствуется главная судейская коллегия и в котором предоставлены все аспекты организации соревнований.
  90. Утренняя гимнастика (зарядка) – это комплекс физических упражнений, обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию.
  91. Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения – объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий.
  92. Бодибилдинг (атлетическая гимнастика) – это система упражнений с отягощениями, направленная на укрепление здоровья, развитие силы и создание красивого, гармоничного телосложения.
  93. Система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц, - это «стретчинг».
  94. Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, пауз и остановок для объяснения упражнений.)
  95. Шейпинг – это система преимущественно силовых упражнений для женщин, направленных на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.
  96. Физкультурные минутки и физкультурные паузы – это кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые в режиме дня преимущественно в качестве активного отдыха для поддержания работоспособности человека.
  97. Спортивная дисциплина – это составная часть вида спорта, отличающаяся от других составляющих дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности.
  98. Прыжки – это способ преодоления расстояния и препятствий (вертикальных и горизонтальных) с помощью акцентированной фазы полёта.
  99. Бег – это способ ускоренного передвижения, в котором чередуются одноопорные и полётные фазы, то есть опора одной ногой о землю чередуется с фазой полёта (с безопорной фазой).
  100. Ходьба – это способ передвижения, в котором сохраняется постоянная опора о землю одной или двумя ногами.
  101. Спортивная индустрия – совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги, производство продукции физкультурно-спортивного и туристического назначения.
  102. Форма занятий – это способ организационного построения и управления процессом занятия.
  103. Урочные формы – это занятия, провидимые преподавателем (тренером) с относительно постоянной по составу учебной группой в течение строго установленного времени в специально отведённом месте в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания.
  104. Плотность занятия – это показатель эффективности использования времени тренировок, определяемый как отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему времени занятия.
  105. Моторная плотность – это время, затраченное только на выполнение упражнения.
  106. Общая плотность включает в себя также время на объяснение упражнений, переход от одного спортивного снаряда к другому и т.д.
  107. Метод организации деятельности занимающихся, когда все выполняют одно и то же задание, называется фронтальным.
  108. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий одновременное выполнение несколькими группами разных заданий, называется групповым.
  109. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий последовательное выполнение серий заданий, дозируемых индивидуально на основе максимального теста, называется круговым.
  110. Бег по пресечённой местности – это кросс.
  111. Начальный удар в отдельных спортивных играх, вводящий мяч в игру, называется подачей.
  112. Способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения упражнения обозначается как хват.
  113. Совокупность нескольких видов спорта, объединённых одним общим критерием – единоборством спортсменов в захвате, обозначается понятием «борьба».
  114. Олимпизм – это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.
  115. Олимпийский флаг включает пять переплетённых колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.
  116. Адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья.
  117. Аутогенная тренировка – это саморегуляция психического состояния, направленная на расслабление всех мышц, снятие нервного напряжения, успокоения и нормализацию функций организма с помощью специальных формул самовнушения.
  118. Процесс восстановления функций организма после перенесённых заболеваний или травм называется реабилитационным процессом.
  119. Приспособление организма, его функциональных систем, органов и тканей к условиям существования обозначается понятием «адаптация».
  120. Акцентированное овладение элементами, какой-либо спортивной дисциплины обозначается понятием «специализация».
  121. Периоды онтогенеза, в рамках которых обеспечиваются наиболее значительный темпы развития определённых способностей человека, складываются особо благоприятные предпосылки формирования определенных умений и навыков, называются сенситивными.
  122. Периоды биологического развития, в пределах которых формируются наиболее благоприятные условия совершенствования отдельных свойств организма и способностей человека, обозначаются понятием «сенситивные».
  123. Сенситивные периоды – это возрастные особенности развития физических качеств.
  124. Режим дня – эта рациональное распределение всех видов деятельности и отдыха в течение суток.
  125. Режим дня – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и профессиональной деятельности, повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.
  126. Измерение или испытание, проводимое для определения состояние, процессов, свойств или способностей человека, обозначается понятием «тест».
  127. Индивид – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.
  128. Личность - это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
  129. Закаливание – это повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов при использовании естественных сил природы.
  130. Закаливание – это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (тепла, холода, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
  131. Специфическая оздоровительная форма физической культуры, связанная с повышением устойчивости организма к изменению температурных условий и включающая в себя солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, называется закаливанием.
  132. Сколиоз – это боковое искривление позвоночника.
  133. Нарушение осанки – это незначительные отклонения в положении позвоночника.
  134. Осанка – это непринуждённая, привычная поза человека в вертикальном положении.
  135. Асептика – это меры по предотвращению попадания болезнетворных микроорганизмов в рану. Асептика достигается строгим соблюдением правила: всё, что соприкасается с раной, должно быть стерильным.
  136. Антисептика - это меры по борьбе с болезнетворными микроорганизмами в ране.
  137. Основной обмен – это минимальное количество энергии, необходимое человеку для поддержания жизни в состоянии покоя.
  138. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается термином «самочувствие».
  139. Переутомление – это состояние организма, характеризующееся значительным увеличением продолжительности восстановления работоспособности после занятий физическими упражнениями в сочетании с негативными симптомами психического характера.
  140. Утомление – это процесс временного снижения работоспособности, вызванный выполнением физических упражнений и отрицательно влияющий на быстроту и качество освоения новых движений.
  141. Физическое благополучие – это состояние, когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, то есть обладают резервом.
  142. Допинг – это запрещённые фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата.
  143. Для определения состояния психической напряжённости, возникающей под влиянием сильных раздражителей, Ганс Силье использовал термин «стресс».
  144. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
  145. Здоровье – это состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем с гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия.
  146. Иммунитет – это способность организма, выработавшаяся в процессе естественного отбора, образовывать специфические защитные вещества в ответ на внедрение в него чужеродных тел.
  147. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
  148. Подготовительная медицинская группа – группа, которая формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную подготовленность.
  149. Специальная медицинская группа – группа, которая состоит из учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, при которых противопоказаны повышенные физические нагрузки.
  150. Самоконтроль – это регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями спортом.
  151. Самоконтроль – форма индивидуальной и регулирующей деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий для физического развития.
  152. Плоскостопие – опущение сводов стопы.
  153. Телосложение – это целостность морфологических и функциональных признаков организма, унаследованных и приобретенных под влиянием окружающей среды.
  154. Отдых – это состояние покоя ил активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
  155. Спортивная травма – это воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушение целости и функционального состояния тканей и органов и нормального течения физиологических процессов в ходе выполнения физических упражнений.
  156. Функциональная проба – это процедура, в ходе которой выполняется стандартное задание с последующей регистрацией уровня функциональных сдвигов с целью определения состояния или какой-либо его системы.
  157. Миозит – воспаление мышцы.
  158. Предстартовое состояние – это психическое состояние спортсмена, возникающее непосредственно перед выступлением в соревнованиях.
  159. Биоритмы – циклические изменения биологических процессов, происходящих в организме, не зависящие от внешних условий.
  160. Десинхроз – это нарушение суточного биоритма, приводящее к ухудшению сна, снижению работоспособности ряду других негативных последствий для организма.
  161. Белки – это сложные азотосодержащие вещества, составной часть, которых являются аминокислоты. Главный строительный материал для всех органов и тканей организма.
  162. Витамины – это биологически активные органические соединения, необходимые для нормального функционирования организма.
  163. Авитаминоз – возникает в результате длительного и полного отсутствия витаминов в организме.
  164. Гипервитаминоз – возникает при избыточном поступлении витаминов.
  165. Гиповитаминоз – недостаток витаминов в организме.
  166. Минеральные вещества – неорганические соединения, служащие структурными составляющими зубов, костей, мышц и клеток крови.
  167. Массаж – эффективное средство восстановления и повышения работоспособности организма, улучшения его функциональных качеств.
  168. Олимпийский символ – пять переплетённых колец, олицетворяющих единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на ОИ.
  169. Здоровый образ жизни – процесс соблюдения человеком определённых форм. Правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлении. Организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
  170. Ординарный интервал отдыха – полное восстановление работоспособности до исходного уровня.
  171. Отягощение – это внешнее сопротивление движению (гиря, штанга), усложняющее выполнение упражнения, способствующее увеличением мышечных усилий.
  172. Обучение – организованный, систематический процесс, направленный на приобретение определенных знаний, навыков и умений, под руководством педагогов.
  173. Дельфин – способ спортивного плавания, возникающий как разновидность брасса.
  174. Акробатика – система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия одним спортсменом, вдвоём и группами.
  175. Готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасности, ущемляя личное благополучие, преодолевая невзгоды, страдания, лишения, отражается в смелости.
  176. Становление человека как личности в процессе занятий физической культурой и спортом носит название «социализация».
  177. Процесс освоения человеком системы знаний, норм и ценностей физической культуры, способствующих его функционированию в качестве полноправного члена общества, обозначается термином «социализация».
  178. Способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения, без лишних задержек переходить к их выполнению называется решительностью.
  179. Особенности повседневной жизни людей в конкретных социально-экономических условиях характеризуют понятие «образ жизни».
  180. Сознательное подчинение своего поведения общественным правилам называется дисциплинированностью.
  181. Свободное движение тела относительно оси вращения носит название «мах».
  182. Положение занимающихся на согнутых ногах называется приседом.
  183. Быстрый переход из упора в вис называется спадом.
  184. Положение занимающихся, когда плечи находятся выше точек опоры, называется упором.
  185. В лёгкой атлетике снаряд, метание которого выполняется после «скачка», называется ядром.
  186. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается понятием «вис».
  187. Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени обозначается понятием «группировка».
  188. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается понятием «подъём».
  189. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается понятием «кувырок».
  190. Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью, принято называть формой физического упражнения.
  191. Выход запасного игрока на площадку вместо игрока основного состава в играх принято называть заменой.
  192. Рефлексы – это реакции организма, возникающие на раздражение рецепторов при обязательном участии нервной системы (основной механизм работы ЦНС).
  193. Под дыханием понимают обмен газов (кислорода и углекислого газа) между организмом и окружающей его средой.
  194. Жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ) называется количество воздуха, которое человек в состоянии выдохнуть после максимального вдоха.
  195. Наибольшее количество кислорода, которое может потребить организм при предельно напряжённой работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК).

Грандиозные изобретения человеческого разума не перестают удивлять, фантазии нет предела. Но то, что много веков создавала природа, превосходит самые креативные идеи и замыслы. Природа создала более чем полтора миллиона видов живых особей, каждая из которых индивидуальна и неповторима в своих формах, физиологии, приспособленности к жизни. Примеры адаптации организмов к постоянно меняющимся условиям проживания на планете - это примеры мудрости создателя и постоянный источник задач для разгадывания биологам.

Адаптация означает приспособленность или привыкание. Это процесс постепенного перерождения физиологических, морфологических или психологических функций существа в условиях изменившейся среды обитания. Изменениям подвергаются как отдельные особи, так и целые популяции.

Яркий пример адаптации непосредственной и косвенной - выживание растительного и животного мира в зоне повышенной радиации вокруг Чернобыльской АЭС. Непосредственная приспособляемость свойственна тем особям, которые сумели выжить, привыкнуть и начать размножаться, некоторые не выдержали испытания и погибли (косвенная адаптация).

Так как условия существования на Земле меняются постоянно, процессы эволюции и приспособленности в живой природе также являются процессом непрерывным.

Свежий пример адаптации - изменение среды обитания колонии зеленых мексиканских попугаев аратингов. С недавних пор они изменили привычное место обитания и поселились в самом жерле вулкана Масая, в среде, постоянно пропитанной серным газом высокой концентрации. Ученые еще не дали объяснение этому феномену.

Виды адаптации

Изменение всей формы существования организма представляет собой функциональную адаптацию. Пример адаптации, когда изменение условий приводит к обоюдному приспосабливанию живых организмов друг к другу, представляет собой коррелятивное приспособление или коадаптацию.

Приспособление может быть пассивным, когда функции или строение субъекта происходят без его участия, или активным, когда он сознательно изменяет свои привычки под стать окружающей среде (примеры адаптации людей к природным условиям или социуму). Бывают случаи, когда субъект приспосабливает окружающую среду под свои потребности - это объективная адаптация.

Биологи разделяют виды адаптации по трем признакам:

  • Морфологические.
  • Физиологические.
  • Поведенческие или психологические.

Примеры адаптации животных или растения в чистом виде редки, большинство случаев привыкания к новым условиям происходит в смешанных видах.

Морфологические адаптации: примеры

Морфологические изменения - это произошедшие в процессе эволюции изменения формы тела, отдельных органов или всего строения живого организма.

Ниже приведены морфологические адаптации, примеры из животного и растительного мира, которые мы рассматриваем как само собой разумеющееся явление:

  • Перерождение листьев в колючки у кактусов и других растений засушливых регионов.
  • Панцирь черепахи.
  • Обтекаемые формы тела жителей водоемов.

Физиологические адаптации: примеры

Приспособление физиологическое - это изменение ряда химических процессов, происходящих внутри организма.

  • Выделение цветами сильного запаха для привлечения насекомых способствует запылению.
  • Состояние анабиоза, в которое способны входить простейшие организмы, позволяет им сохранять жизнедеятельность через многие годы. Старейшая способная к размножению бактерия имеет возраст 250 лет.
  • Накопление подкожного жира, который преобразуется в воду, у верблюдов.

Поведенческие (психологические) адаптации

С психологическим фактором больше связаны примеры адаптации человека. Поведенческие характеристики свойственны флоре и фауне. Так, в процессе эволюции изменение температурного режима заставляет некоторых животных впадать в спячку, птиц - улетать на юг, чтобы возвратиться весной, деревья - сбрасывать листву и замедлять движение соков. Инстинкт выбора наиболее подходящего партнера для продолжения рода движет поведением животных в брачный период. Некоторые северные лягушки и черепахи полностью замерзают на зиму и оттаивают, оживают с наступлением тепла.

Факторы, вызывающие потребность в переменах

Любые процессы адаптации - это ответная реакция на факторы экологии, которые ведут к изменению окружающей среды. Такие факторы подразделяются на биотические, абиотические и антропогенные.

Биотические факторы - это влияние живых организмов друг на друга, когда, к примеру, исчезает один вид, который служит пищей другому.

Абиотические факторы - это изменения в окружающей неживой природе, когда меняется климат, состав почвы, обеспеченность водой, циклы солнечной активности. Физиологические адаптации, примеры влияния абиотических факторов - экваториальные рыбы, которые могут дышать и в воде, и на суше. Они хорошо приспособились к условиям, когда пересыхание рек - частое явление.

Антропогенные факторы - влияние человеческой деятельности, которое изменяет окружающую среду.

Приспособления к среде обитания

  • Освещенность . У растений - это отдельные группы, которые отличаются потребностью в солнечном освещении. На открытых пространствах хорошо живут светолюбивые гелиофиты. В противоположность им - сциофиты: растения лесных чащ, хорошо себя чувствуют в затененных местах. Среди животных также есть особи, чья рассчитана на активный образ жизни в ночное время или под землей.
  • Температура воздуха. В среднем для всего живого, в том числе и человека, оптимальной температурной средой считается диапазон от 0 до 50 о С. Однако жизнь есть практически во всех климатических регионах Земли.

Противоположные примеры адаптации к аномальным температурам описаны ниже.

Арктические рыбы не замерзают благодаря выработке в крови уникального антифризного белка, который не дает крови заледенеть.

Простейшие микроорганизмы обнаружены в гидротермальных источниках, температура воды в которых превышает градус кипения.

Растения-гидрофиты, то есть те, что живут в воде или около нее, погибают даже при незначительной потере влаги. Ксерофиты, наоборот, приспособлены жить в засушливых регионах, и погибают при большой влажности. Среди животных природа также поработала над адаптацией к водному и безводному окружению.

Адаптация человека

Способности человека к приспособлению поистине грандиозны. Секреты человеческого мышления раскрыты далеко не полностью, и тайны адаптивной способности людей еще долго будут загадочной темой для ученых. Превосходство Гомо сапиенса перед другими живыми существами - в способности сознательно менять свое поведение под требование окружающей среды или, наоборот, окружающий мир под свои потребности.

Гибкость поведения человека проявляется ежедневно. Если дать задание: «приведите примеры адаптации людей», большинство начинает вспоминать исключительные случаи выживания в Это редкие случаи, а в новых для себя обстоятельствах свойственна человеку ежедневно. Мы примеряем на себя новую обстановку в момент рождения на свет, в детском саду, школе, в коллективе, при переезде в другую страну. Именно это состояние принятия новых ощущений организмом называют стрессом. Стресс является психологическим фактором, но тем не менее под его воздействием меняются многие физиологические функции. В случае, когда человек принимает новую среду как положительную для себя, новое состояние становится привычным, а иначе стресс грозит стать затяжным и привести к ряду серьезных заболеваний.

Механизмы приспособления человека

Существуют три типа адаптации человека:

  • Физиологическая . Самые простые примеры - акклиматизации и приспособленность к смене часовых поясов или суточного режима работы. В процессе эволюции сформировались различные типы людей, в зависимости от территориального места проживания. Арктический, высокогорный, континентальный, пустынный, экваториальный типы значительно разнятся физиологическими показателями.
  • Психологическая адаптация. Это способность человека находить моменты понимания с людьми разных психотипов, в стране с иным уровнем менталитета. Человеку разумному свойственно менять свои устоявшиеся стереотипы под влиянием новой информации, особых случаев, стресса.
  • Социальная адаптация. Тип привыкания, который свойственен только человеку.

Все адаптивные типы тесно связаны между собой, как привило, любая смена привычного существования вызывает в человеке потребность в социальной и психологической адаптации. Под их воздействием приходят в действие механизмы физиологических изменений, которые тоже подстраиваются под новые условия.

Такая мобилизация всех реакция организма названа адаптационным синдромом. Новые реакции организма появляются в ответ на резкие изменения обстановки. На первой стадии - тревоги - наблюдается изменение физиологических функций, изменения в работе обмена веществ и систем. Далее подключаются защитные функции и органы (в том числе мозг), начинают включать свои защитные функции и скрытые возможности. Третья стадия адаптации зависит от индивидуальных особенностей: человек или включается в новую жизнь и входит в обычное русло (в медицине в этот период наступает выздоровление), или же организм не принимает стресса, и последствия принимают уже негативную форму.

Феномены человеческого организма

В человеке заложен природой огромный запас прочности, который используется в повседневной жизни только в незначительном объеме. Проявляется он в экстремальных ситуациях и воспринимается как чудо. На самом же деле чудо заложено в нас самих. Пример адаптации: способность людей адаптироваться к нормальной жизни после удаления значительной части внутренних органов.

Природный врожденный иммунитет на протяжении жизни может укрепляться рядом факторов или же, наоборот, ослабевать при неправильном образе жизни. К сожалению, увлечение вредными привычками - это тоже отличие человека от других живых организмов.

Вопрос 1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
У животных приспособительными могут быть форма тела, окраска, поведение. Так, например, копыта лошади являются наиболее удобными для быстрого перемещения по открытым пространствам, втягивающиеся когти кошачьих обеспечивают бесшумное передвижение, у водных млекопитающих сформировалось рыбообразное тело для наиболее эффективного перемещения в воде, у птиц с разной скоростью и характером полета формируется та или иная форма крыла. Среди насекомых, не обладающих активными средствами защиты, широко распространена форма тела, имитирующая объекты фона, например богомол, палочник, гусеницы бабочек. Некоторые организмы способны принимать окраску, соответствующую фону, на котором они обитают (хамелеон, камбала).

Вопрос 2. Почему у некоторых видов животных наблюдается яркая демаскирующая окраска?
Яркая окраска обычно характерна для ядовитых животных и предупреждает хищников о несъедобности объекта их нападения, свойственна ядовитым, жалящим или обжигающим насекомым (пчелы, осы, жуки-нарывники и др.). Божью коровку, очень заметную, птицы никогда не склевывают из-за выделяемого насекомым ядовитого секрета. Яркую предупреждающую окраску имеют несъедобные гусеницы, многие ядовитые лягушки, змеи. Эта окраска заранее предупреждает хищника о бесполезности и опасности нападения. Путем «проб и ошибок» хищники быстро приучаются избегать нападения на жертву с предупреждающей окраской.

Вопрос 3. В чем сущность явления мимикрии?
Мимикрией называется сходство беззащитного и съедобного вида с одним или несколькими неродственными видами, хорошо защищенными и обладающими предостерегающей окраской. Явление мимикрии распространено у бабочек и других насекомых. Многие насекомые имитируют жалящих насекомых. Известны жуки, мухи, бабочки, копирующие ос, пчел, шмелей. Мимикрия встречается и у позвоночных животных - змей. Во всех случаях сходство чисто внешнее и направлено на формирование определенного зрительного впечатления у потенциальных врагов.

Вопрос 4. Каким путем поддерживается низкая численность вида-подражателя?
Подражание одних видов другим оправдано: истреблению подвергается значительно меньшая часть особей и того вида, который послужил моделью, и вида-подражателя. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя была значительно меньше численности вида-модели. Иначе у врагов не будет выработан устойчивый отрицательный рефлекс на предостерегающую окраску. Поддерживать численность вида-имитатора на нужном уровне позволяет то, что генофонд этих видов насыщен летальными мутациями. В гомозиготном состоянии эти мутации вызывают гибель организма, в результате чего высокий процент особей не достигает половозрелого состояния.

Вопрос 5. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
Для выживания организмов в условиях борьбы за существование большое значение имеет приспособительное поведение. Эффективность приспособительной окраски и формы тела резко повышается в сочетании с поведением. Например, способность кошачьих длительное время сидеть в засаде и совершать молниеносные прыжки беспечивает успех охоты засадного хищника. Способность волка заходить с подветренной стороны и охотиться в стае - полезные качества для этого охотника. Несомненно, оправданно запасание некоторыми животными корма на неблагоприятный сезон года. Например, полевка-экономка запасает до 10 кг злаков, зерна, кореньев и сухой травы. Затаивание в случае опасности для организмов, не имеющих активных способов защиты, позволяет им сохранить жизнь.

Вопрос 6. Почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается? Приведите примеры.
У низкоорганизованных организмов потомство чаще всего оставляется на произвол судьбы. Именно этим объясняется такая высокая плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных. Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит средством борьбы за существование вида. При развитой заботе о потомстве количество выживших и достигших половой зрелости потомков резко возрастает, что позволяет снизить их первоначальную численность.

Вопрос 7. В чем заключается относительный характер приспособительных признаков у организмов? Приведите примеры, характерные для растений и животных.
Строение живых организмов очень тонко приспособлено к условиям существования. Любой видовой признак или свойство носит приспособительный характер, целесообразный в данной среде, в данных жизненных условиях только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они становятся бесполезны- ми или даже вредными для организма. Благодаря мимикрии большинство птиц не трогает ос и пчел, однако среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Еж и птица-секретарь без вреда поедают ядовитых змей. Панцирь наземных черепах надежно защищает их от врагов, но хищные птицы поднимают их в воздух и разбивают о землю.
Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов - очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным. Так, все особенности строения и поведения кошек целесообразны для хищника, подстерегающего добычу в засаде: мягкие подушечки на пальцах, втягивающиеся когти, способность видеть в темноте. В то же время на открытых пространствах все эти приспособления бесполезны.
Глубоко уходящая корневая система у пустынных растений не приносит пользу в условиях влажных мест обитаний. Преобразование конечностей в ласты у водных млекопитающих полезно для обитания в воде, но на суше китообразные неподвижны, а ластоногие перемещаются весьма неуклюже.
Таким образом, любая структура и любая функция являются приспособлением к конкретным условиям внешней среды, т.е. приспособления имеют относительный характер. Ни один из приспособительных признаков не обеспечивает абсолютной безопасности для их обладателей.

Карточки-задания для самостоятельных и домашних занятий учащихся (вариант № 1)

Картачка № 1. Термин «Олимпиада» в древней Греции обозначал…

а. синоним Олимпийских игр.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. четырехлетний период между Олимпийскими играми.

г. первый год четырехлетия, наступление которого празднуются играми.

2. Когда празднуются Игры Олимпиады?

а. Это зависит от решения МОК.

б. В течение первого года празднуемой Олимпиады.

в. В течение второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.

г. В течение последнего года празднуемой Олимпиады.

3. Впервые с 1912 года спортсмены нашей страны выступили под российским

флагом в…

а. 1992 г. на XVI играх в Альбервилле, Франция.

б. 1992 г. на Играх XXV Олимпиады в Барселоне, Испания.

в. 1994 г. на XVII играх в Лиллехаммере, Норвегия.

г. 1996 г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США.

4. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов, Евгений Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

а. лыжных гонках. в. гимнастике.

б. биатлоне. г. плавании.

5. Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель - Чемпионы Олимпийских игр в...

а. хоккее. в. борьбе и боксе.

б. гимнастике. г. легкой атлетике.

6. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в…

а. укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей.

б. обучении двигательным действиям и повышении работоспособности.

в. совершенствовании природных, физических свойств людей.

г. создании специфических духовных ценностей.

7. Смысл физического воспитания заключается…

а. в создании условий для протекания процессов физического развития человека.

б. в формировании двигательных навыков и воспитании физических качеств.

в. в повышении физической работоспособности и подготовленности человека.

г. в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

8. Что из представленного не является отличительным признаком

физической культуры?

а. обеспечение безопасности жизнедеятельности.

б. виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений

в. знания, принципы, правила и методика использования упражнений..

г. активная двигательная деятельность человека.

9. Как называется деятельность, составляющая основу физической культуры?

а. Физическая подготовка. в. Физическое развитие.

б. Физическое совершенствование. г. Физическое упражнение.

10. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки,

жизненная емкость легких, динамометрия.

б. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий

физической культурой и спортом.

в. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на

протяжении индивидуальной жизни.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания

и кровообращения, физическая работоспособность.

11. Специфика физического воспитания, как одного из видов воспитания заключается…

а. в формировании двигательных умений и навыков человека.

б. в воспитании физических качеств человека.

в. в повышении физической работоспособности человека.

г. во всем вышеперечисленном.

12. Физическая подготовка представляет собой...

а. процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

б. уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью.

в. физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом.

г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей

13. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели

физического воспитания?

    Адаптационные задачи. 5. Методические задачи.

    Воспитательные задачи. 6. Образовательные задачи.

    Гигиенические задачи. 7. Оздоровительные задачи

    Двигательные задачи. 8. Соревновательные задачи.

а. 1, 5, 7. б. 2, 5, 8. в. 2, 6, 7. г. 3, 4, 6.

14. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического

воспитания решаются на основе…

а. закаливания и физиотерапевтических процедур.

б. совершенствования телосложения.

в. обеспечения полноценного физического развития.

г. формирования двигательных умений и навыков.

15. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена...

а. индивидуальными особенностями обучаемого.

б. биомеханическими характеристиками двигательного действия.

в. соотношением методов обучения и воспитания.

г. закономерностями формирования двигательных навыков.

16. Оздоровительное значение физических упражнений обусловливает их…

а. форма. б. содержание. в. техника. г. гигиена.

17. Двигательными умениями и навыками принято называть...

а. способность выполнить упражнение без активизации внимания.

б. правильное выполнение двигательных действий.

в. уровень владения движением при активизации внимания.

г. способы управления двигательными действиями.

18. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято обозначать как…

а. функциональные системы. в. физические качества.

б. мышечные напряжения. г. координационные способности.

а. координацию. б. быстроту. в. выносливость. г. гибкость.

20. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

а. подвижных и спортивных игр. в. скоростно-силовых упражнений.

б. выпрыгиваний вверх с места. г. прыжков в глубину.

21. Фактором преимущественно обусловливающим проявление общей выносливости является уровень развития…

а. скоростно-силовых способностей.

б. личностно-психических качеств.

в. функциональной экономичности.

г. аэробных возможностей.

22. Метод равномерного непрерывного упражнения является наиболее распространенным при воспитании…

а. специальной выносливости. в. общей выносливости.

б. скоростной выносливости. г. элементарных форм выносливости.

23. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока

физической культуры?

1. Функциональная подготовка организма.

2. Разучивание двигательных действий.

3. Коррекция осанки.

4. Воспитание физических качеств.

5. Восстановление работоспособности.

6. Активизация внимания.

а. 1, 4. б. 2, 4. в. 2, 6. г. 3, 5.

24. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

а. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

в. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

25. Совершенствование духовных и природных сил человека преимущественно характерно для … деятельности.

а. профессиональной в. физкультурной

б. корригирующей г. Спортивной

26. Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья» указал, что главным для сохранения здоровья является…

а. режим сна. в. спортивный режим.

б. режим питания. г. двигательный режим.

27. Точкой отсчета возникновения физического воспитания является осознание возможности …

а. освоения двигательных действий. в. укрепления здоровья.

б. воспитания физических качеств. г. упражняемости.

28. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…

а. развитие физических качеств людей.

б. поддержание высокой работоспособности людей.

в. сохранение и улучшение здоровья людей.

г. подготовку к профессиональной деятельности.

Задания в открытой форме

Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов

29. Свободное движение тела относительно оси вращения называется ….

30. Положение занимающихся на согнутых ногах называется ….

31. Быстрый переход из упора в вис называется …

32. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как ….

33. Временное снижение работоспособности принято называть …

34. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств принято называть физическим...

35. Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания называется физическим…

36. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связано с понятием «физическое … ».

37. Уровень физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям жизни принято обозначать как физическое ….

38. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой следует фаза …

39. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как …

40. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием…

Карточки-задания для самостоятельных и домашних занятий учащихся (вариант № 2)

Теоретический тур

Запишите букву правильного, на Ваш взгляд, окончания фразы или ответа для каждого пункта (1-30) в бланк ответов:

1. Термин «Олимпиада» в древней Греции обозначал…

А. синоним Олимпийских игр.

Б. собрание спортсменов в одном городе.

В. четырехлетний период между Олимпийскими играми.

Г. первый год четырехлетия, наступление которого празднуются играми.

2. Международный Олимпийский Комитет принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в …. году.

А. 1923 б. 1924 в. 1925 г. 1926

3. В зимних Олимпийских играх СССР дебютировал в…

А. 1952 г. на VI играх в Осло (Норвегия).

Б. 1952 г. на XV Играх в Хельсинки (Финляндия).

В. 1956 г. на VII играх в Кортина д’Ампеццо (Италия).

Г. 1956 г. на XVI Играх в Мельбурне (Австралия).

4. Впервые с 1912 года спортсмены нашей страны выступили под российским флагом в…

А. 1992 г. на XVI играх в Альбервилле, Франция.

Б. 1992 г. на Играх XXV Олимпиады в Барселоне, Испания.

В. 1994 г. на XVII играх в Лиллехаммере, Норвегия.

Г. 1996 г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США.

5. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов, Евгений Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

А. лыжных гонках. в. гимнастике.

Б. биатлоне. г. плавании.

6. Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель - Чемпионы Олимпийских игр в...

А. хоккее. в. борьбе и боксе.

Б. гимнастике. г. легкой атлетике.

7. Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляет основу…

А. физической культуры. в. укрепления здоровья.

Б. физического развития. г. физического воспитания.

8. Что из представленного не является отличительным признаком

Физической культуры?

А. обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Б. виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений

В. знания, принципы, правила и методика использования упражнений.

Г. активная двигательная деятельность человека.

9. Как называется деятельность, составляющая основу физической культуры?

А. Физическая подготовка.

Б. Физическое совершенствование.

В. Физическое развитие.

Г. Физическое упражнение.

10. Под физическим развитием понимается...

А. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки,

Жизненная емкость легких, динамометрия.

Б. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий

Физической культурой и спортом.

В. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на

Протяжении индивидуальной жизни.

Г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности

Дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

11. Динамика индивидуального развития человека обусловлена …

А. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

Б. генетикой и наследственностью человека.

В. влиянием социальных и экологических факторов.

Г. двигательной активностью человека.

12. Гетерохронность развития проявляется в …

А. генетическом контроле фаз развития организма.

Б. неравномерности созревания разных систем организма.

В. постепенном замедлении темпа изменения свойств организма.

Г. скачкообразном ускорении развития в период полового созревания

13. Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является …

А. биологический возраст.

Б. календарный возраст.

В. скелетный и зубной возраст

Г. сенситивный период.

14. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания?


  1. Адаптационные задачи. 5. Методические задачи.

  2. Воспитательные задачи. 6. Образовательные задачи.

  3. Гигиенические задачи. 7. Оздоровительные задачи

  4. Двигательные задачи. 8. Соревновательные задачи.
а. 1, 5, 7. б. 2, 5, 8. в. 2, 6, 7. г. 3, 4, 6.

15. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе…

А. закаливания и физиотерапевтических процедур.

Б. совершенствования телосложения.

В. обеспечения полноценного физического развития.

Г. формирования двигательных умений и навыков.

16. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена...

А. индивидуальными особенностями обучаемого.

Б. биомеханическими характеристиками двигательного действия.

В. соотношением методов обучения и воспитания.

Г. закономерностями формирования двигательных навыков.

17. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено преимущественно…

А. уровнем развития первобытных людей.

Б. условиями существования человечества.

В. характером трудовых и боевых действий людей.

Г. географическим расположением обитания людей.

18. Нагрузка физических упражнений характеризуется…

А. величиной их воздействия на организм.

Б. напряжением определенных мышечных групп.

В. временем и количеством повторений двигательных действий.

Г. подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием

Здоровья.

19. Оздоровительное значение физических упражнений обусловливает их…

А. форма. б. содержание. в. техника. г. гигиена.

20. Соотношение между объемом и интенсивностью двигательной активности характеризуется…

А. увеличением ответных реакций организма.

Б. обратно пропорциональной зависимостью.

В. показателями темпа и скорости движений.

Г. прямо пропорциональной зависимостью.

21. Наиболее распространенным методом воспитания силовых способностей является…

А. электростимуляция.

Б. переменных упражнений, выполняемых «до отказа».

В. круговая тренировка на основе силовых упражнений.

Г. использование предельных и непредельных отягощений.

А. координацию. б. быстроту. в. выносливость. г. гибкость.

23. Наиболее распространенным методом совершенствования скоростно-силовых способностей является…

А. интервальная тренировка.

Б. метод повторного выполнения упражнений.

В. метод выполнения упражнений с переменной интенсивностью.

Г. метод расчлененно-конструктивного упражнения.

24. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

А. подвижных и спортивных игр.

Б. выпрыгиваний вверх с места.

В.скоростно-силовых упражнений.

Г. прыжков в глубину.

25. Наиболее распространенным методом воспитания выносливости является использование…

А. «фартлека». в. равномерного непрерывного упражнения.

Б. интервального режима. г. непрерывного упражнения в переменном

26. Фактором, преимущественно обусловливающим проявление общей выносливости, является уровень развития…

А. скоростно-силовых способностей.

Б. личностно-психических качеств.

В. функциональной экономичности.

Г. аэробных возможностей.

27. Наиболее эффективным методом воспитания скоростных способностей является…

А. повторный. б. интервальный. в. переменный. г. «взрывной»

28. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока физической культуры?

1. Функциональная подготовка организма.

2. Разучивание двигательных действий.

3. Коррекция осанки.

4. Воспитание физических качеств.

5. Восстановление работоспособности.

6. Активизация внимания.

А. 1, 4. б. 2, 4. в. 2, 6. г. 3, 5.

29. Укажите предпочтительную для утренней гимнастики последовательность упражнений.

1. Упражнения, увеличивающие гибкость.

2. Упражнения на дыхание, расслабление и восстановление.

3. Упражнения для ног: выпады, приседания, подскоки.

4. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы

5. Упражнения, укрепляющие основные мышечные группы.

6. Упражнения, способствующие переходу организма в рабочее

Состояние.

7. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.

А. 1, 2, 3. 4, 5, 6, 7. в. 3, 5, 7, 1, 3, 2, 4.

Б. 2, 6, 7, 1, 4, 5, 3. г. 6, 4, 5, 1, 7, 3, 2.

30. Какие упражнения неэффективны при формировании телосложения?

А. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

Б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

В. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

Г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

Завершите фразы (31-50), вписав соответствующее слово (словосочетание) в бланк ответов:

31. Свободное движение тела относительно оси вращения - ….

32. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов - …

33. Положение занимающихся на согнутых ногах - ….

34. Состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия - ….

35. Быстрый переход из упора в вис - …

36. Сгибание опорной ноги перед отталкиванием в лыжном спорте обозначается как ….

37. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как ….

38. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как ….

39. Временное снижение работоспособности принято называть …

40. Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как ….

41. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств, принято называть...

42. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается ….

43. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе …

44. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связано с понятием «физическое … ».

45. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается …

46. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой следует фаза …

47. Восстановление функций организма после перенесенных заболеваний или травм принято называть процессом …

48. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как …

49. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием …

50. Способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения упражнения обозначается как …

Шифр участника___________

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

Муниципальный этап, 2009/2010 учебный год

Теоретический тур

БЛАНК ОТВЕТОВ




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

буква



16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

буква



Ответ

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

 

 

Это интересно: