→ Что помогло герде вспомнить о кае. Андерсен. Анализ сказки "Снежная королева". В виде каких цветов были две кровати

Что помогло герде вспомнить о кае. Андерсен. Анализ сказки "Снежная королева". В виде каких цветов были две кровати

Тема. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Анализ сказки.

Цель: помочь учащимся представить основные события произведения, уяснить их связь между собой, понять, о чём идёт повествование; продолжить работу над пониманием идеи сказки: торжество любви и добра, которые определяют поступки и поведение действующих лиц.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Сообщение темы, цели урока.

    Проверка домашнего задания. «Конкурс знатоков».

    Какая лампа была у лапландки? (Жировая).

    На чём написала она письмо финке? (На сушёной треске).

    Какого цвета было северное сияние? (Голубое).

    Какую силу просил у финки для Герды олень? (Силу двенадцати богатырей).

    В чём, по мнению финки, сила Герды? (В том, что она невинный милый ребёнок)

    Где должен был оставить олень девочку? (У куста, покрытого красными ягодами).

    Чем были особенно страшны снежные хлопья? (Они бежали по земле и были живые).

    Какую молитву читала Герда? («Отче наш»)

    Кто помог Герде добраться до чертогов Снежной королевы? (Ангелы).

    Какое слово должен был сложить Кай? (вечность).

    Что обещала подарить Каю снежная королева? (Коньки).

    Что стало с вороной во время отсутствия Герды? (Она овдовела).

    Какое время года стояло на дворе во время их возвращения? (Лето)

    Тест. «Да, нет».

    Волшебное зеркало смастерила Снежная Королева. (Нет, тролль).

    Это зеркало разбилось, когда ученики тролля решили добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами.(Да).

    Кай и Герда жили в двух смежных домах большого города. (Да)

    Осколок зеркала попал Каю в глаз, когда они с Гердой пели песни. (Нет, рассматривали книжку).

    Герда отправилась на поиски Кая сразу же, как он пропал. (Нет, весной).

    Старушка, умевшая колдовать, решила оставить у себя Герду потому, что девочка ей очень понравилась. (Да)

    У маленькой разбойницы было два голубя. (Нет, более сотни).

    Лапландка сообщила Герде, что Снежная Королева живёт на даче в Финляндии. (Да)

    Когда на Герду понёсся целый полк снежных хлопьев, она запела любимую песенку. (Нет, молитву).

    Возвращаясь домой уже с Каем, Герда вновь встретила маленькую разбойницу. (Да).

    Анализ сказки.

Как можно объяснить название сказки? Из скольких ис­торий состоит сказка?

(Сказка называется «Снежная королева», потому что глав­ное событие, на котором строится сюжет - это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.)

Кто главные герои сказки? Чем была интересна их жизнь?

(Главные герои сказки - девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.)

Прочитайте слова, которыми начинается сказка. Похоже ли такое начало на зачин русских народных сказок?

(Сказка начинается со слов: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». Такое начало не похоже на зачин русских народных сказок.)

Перескажите историю первую, «в которой говорится о зеркальце и его обломках».

Расскажите о жизни Кая и Герды. Перескажите близко к тексту эпизод первого появления Снежной королевы.

Как осколок попал в сердце Кая?

С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умеющей колдовать? Почему Герда забыла обо всём и как ей удалось вспомнить о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде?

Маленькая разбойница - отрицательный персонаж. По­чему же автор изображает Маленькую разбойницу так, что мы относимся к ней с любовью?

(Жизнь Маленькой разбойницы была невесёлой, без ласки и доброты. Разбойница была избалована, своевольна. Она дер­жала в клетках животных и птиц, мучила их. Мать её или гра­била, или пила из своей бутылки и после этого храпела. Но все-таки у Маленькой разбойницы было доброе сердце, ей то­же хотелось любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лапландию.)

Персонажей каких русских сказок напоминают нам ла­пландка и финка?

(Лапландка и финка из сказки Андерсена напоминают нам, кик в русской сказке Баба-яга и её сестры помогали Марьюш­ке найти её Финиста - Ясного сокола.)

Кого из героев сказки Андерсена мы можем назвать вол­шебными помощниками Герды? Как об этом сказала финка?

(Герде помогают цветы, ворон и ворона, Маленькая разбой­ница, лесные голуби и северный олень. Финка так сказала северному оленю: «- Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не долж­на от нас узнать о своей силе, что живёт в её сердце; её сила в том, что она невинный милый ребёнок».)

Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной Королевы? Кто встретился им на обратном пути?

(Герде в чертогах Снежной Королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

На обратном пути Герде и Каю помогли олень, лапландка и финка. Они встретили маленькую разбойницу и от неё узнали, что стало с принцем, принцессой, вороном и вороной.)

Как вы понимаете концовку сказки?

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)

    Задание на дом: подготовиться к уроку внекл. чтения («Огниво», «Оле-Лукойе», «Русалочка»).

    Подведение итогов. Тестирование.

    Андерсен – великий сказочник. Он родился в:

    Дании

  1. Норвегии

    Кто смастерил зеркало, в котором «всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё негодное и безобразное казалось ещё хуже»:

  1. Тролль

    Кай и Герда – это:

    Брат и сестра

    Друзья

    Знакомые

    Что сделала Снежная Королева, чтобы Кай позабыл «и Герду, и бабушку, и всех домашних»:

    Заморозила мальчика

    Усыпила его

    Дважды поцеловала в лоб

    Кто убедил Герду, что Кай не умер:

    Солнечный свет и ласточки

    Розы и ветер

    Ласточки и облака

    Почему старушка, умевшая колдовать, спрятала все кусты роз под землю:

    Чтобы Герда не сорвала их

    Боялась, что Герда вспомнит о Кае и уйдёт

    Чтобы Герда не укололась о шипы роз

    Кто спас Герду, когда её хотела убить старуха разбойница:

    Ворон и Ворона

    Маленькая разбойница

    Кучер и слуги

    Кто привёз Герду во владения Снежной Королевы?

    Упряжка собак

  1. Северный олень

    Как Герда смогла преодолеть войско Снежной Королевы – снежные хлопья – и добраться до её владений:

    Читала молитву

    Расчищала себе путь лопатой

    Позвала на помощь ветер и солнце

    Что помогло Каю стать прежним:

    Поцелуй Герды

    Волшебное заклинание

    Слёзы Герды

    Выставление оценок.

А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся? Куда он девался? Никто не знал этого, никто не мог о нём ничего сообщить. Мальчики рассказали только, что видели, как он привязал свои санки к большим великолепным саням, которые потом свернули в переулок и выехали за городские ворота. Никто не знал, куда он девался. Много было пролито о нём слез; горько и долго плакала Герда. Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом. Долго тянулись мрачные зимние дни.

Но вот настала весна, выглянуло солнышко.

– Кай умер и больше не вернётся! – сказала Герда.

– Не верю! – отвечал солнечный свет.

– Он умер и больше не вернётся! – повторила она ласточкам.

– Не верим! – ответили они.

Под конец и сама Герда перестала этому верить.

– Надену-ка я свои новые красные башмачки. – Кай ни разу ещё не видал их, – сказала она однажды утром, – да пойду к реке спросить про него.

Было ещё очень рано; она поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и побежала одна-одинёшенька за город, прямо к реке.

– Правда, что ты взяла моего названого братца? Я подарю тебе свои красные башмачки, если ты отдашь мне его назад!

И девочке почудилось, что волны как-то странно кивают ей; тогда она сняла свои красные башмачки, первую свою драгоценность, и бросила их в реку. Но они упали как раз у берега, и волны сейчас же вынесли их на сушу, – река как будто не хотела брать у девочки её драгоценность, так как не могла вернуть ей Кая. Девочка же подумала, что бросила башмачки не очень далеко, влезла в лодку, качавшуюся в тростнике, стала на самый краешек кормы и опять бросила башмаки в воду. Лодка не была привязана и оттолкнулась от берега. Девочка хотела поскорее выпрыгнуть на сушу, но, пока пробиралась с кормы на нос, лодка уже отошла от берета на целый аршин и быстро понеслась по течению.

Герда ужасно испугалась и принялась плакать и кричать, но никто, кроме воробьёв, не слышал её криков; воробьи же не могли перенести её на сушу и только летели за ней вдоль берега да щебетали, словно желая её утешить: «Мы здесь! Мы здесь!»

Берега реки были очень красивы; повсюду виднелись чудеснейшие цветы, высокие, раскидистые деревья, луга, на которых паслись овцы и коровы, но нигде не было видно ни одной человеческой души.

«Может быть, река несёт меня к Каю?» – подумала Герда, повеселела, встала на нос и долго-долго любовалась красивыми зелёными берегами. Но вот она приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с цветными стёклами в окошках и соломенной крышей. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали ружьями честь всем, кто проплывал мимо.

Герда закричала им – она приняла их за живых, – но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая – престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

– Ах ты бедная крошка! – сказала старушка. – Как это ты попала на такую большую быструю реку да забралась так далеко?

С этими словами старушка вошла в воду, зацепила лодку своею клюкой, притянула её к берегу и высадила Герду. Герда была рада-радешенька, что очутилась наконец на суше, хоть и побаивалась чужой старухи.

– Ну, пойдём, да расскажи мне, кто ты и как сюда попала? – сказала старушка.

Герда стала рассказывать ей обо всём, а старушка покачивала головой и повторяла:

«Гм! Гм!» Но вот девочка кончила и спросила старуху, не видала ли она Кая. Та ответила, что он ещё не проходил тут, но, верно, пройдёт, так что девочке пока не о чём горевать – пусть лучше попробует вишен да полюбуется цветами, что растут в саду: они красивее нарисованных в любой книжке с картинками и все умеют рассказывать сказки! Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ.

Окна были высоко от полу и все из разноцветных – красных, голубых и жёлтых – стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным ярким, радужным светом. На столе стояла корзинка со спелыми вишнями, и Герда могла есть их сколько душе угодно; пока же она ела, старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием.

– Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! – сказала старушка.

– Вот увидишь, как ладно мы заживём с тобою!

И она продолжала расчёсывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая, – старушка умела колдовать. Она не была злою колдуньей и колдовала только изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде её роз вспомнит о своих, а там и о Кае, да и убежит. Сделав своё дело, старушка повела Герду в цветник. У девочки и глаза разбежались: тут были цветы всех сортов, всех времён года. Что за красота, что за благоухание! Во всём свете не сыскать было книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишнёвыми деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с красными шёлковыми перинками, набитыми голубыми фиалками; девочка заснула, и ей снились такие сны, какие видит разве только королева в день своей свадьбы.

На другой день Герде опять позволили играть на солнышке. Так прошло много дней. Герда знала каждый цветочек в саду, но как ни много их было, ей все – таки казалось, что какого-то недостаёт, только какого же? Раз она сидела и рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами; самым красивым из них была как раз роза, – старушка забыла её стереть. Вот что значит рассеянность!

– Как! Тут нет роз? – сказала Герда и сейчас же побежала искать их но всему саду – нет ни одной!

Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Тёплые слёзы упали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они смочили землю – куст мгновенно вырос из неё, такой же свежий, цветущий, как прежде.

Герда обвила его ручонками, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у неё дома, а вместе с тем и о Кае.

– Как же я замешкалась! – сказала девочка. – Мне ведь надо искать Кая!..

Не знаете ли вы, где он? – спросила она у роз. – Верите ли вы тому, что он умер и не вернётся больше?

– Он не умер! – сказали розы. – Мы ведь были под землёю, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было.

– Спасибо вам! – сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: – Не знаете ли вы, где Кай?

Но каждый цветок грелся на солнышке и думал только о собственной своей сказке или истории; их наслушалась Герда много, но ни один из цветов не сказал ни слова о Кае.

Что же рассказала ей огненная лилия?

– Слышишь, бьёт барабан? Бум! Бум! Звуки очень однообразны: бум, бум! Слушай заунывное пение женщин! Слушай крики жрецов!.. В длинном красном одеянии стоит на костре индийская вдова. Пламя вот-вот охватит её и тело её умершего мужа, но она думает о живом – о том, кто стоит здесь же, о том, чьи взоры жгут её сердце сильнее пламени, которое сейчас испепелит её тело. Разве пламя сердца может погаснуть в пламени костра!

– Ничего не понимаю! – сказала Герда.

– Это моя сказка! – отвечала огненная лилия.


Что рассказал вьюнок?

– Узкая горная тропинка ведёт к гордо возвышающемуся на скале старинному рыцарскому замку. Старые кирпичные стены густо увиты плющом. Листья его цепляются за балкон, а на балконе стоит прелестная девушка; она перевесилась через перила и смотрит на дорогу. Девушка свежее розы, воздушнее колеблемого ветром цветка яблони. Как шелестит её шёлковое платье! «Неужели же он не придёт?»

– Ты говоришь про Кая? – спросила Герда.

– Я рассказываю свою сказку, свои грёзы! – отвечал вьюнок.

Что рассказал крошка подснежник?

– Между деревьями качается длинная доска – это качели. На доске сидят две маленькие девочки; платьица на них белые, как снег, а на шляпах развеваются длинные зелёные шёлковые ленты. Братишка, постарше их, стоит на коленях позади сестёр, опершись о верёвки; в одной руке у него – маленькая чашечка с мыльной водой, в другой – глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Вот один повис на конце трубочки и колышется от дуновения ветра. Чёрненькая собачонка, лёгкая, как мыльный пузырь, встаёт на задние лапки, а передние кладёт на доску, но доска взлетает кверху, собачонка падает, тявкает и сердится. Дети поддразнивают её, пузыри лопаются… Доска качается, пена разлетается – вот моя песенка!

– Она, может быть, и хороша, да ты говоришь все это таким печальным тоном! И опять ни слова о Кае! Что скажут гиацинты?

– Жили-были две стройные, воздушные красавицы сестрицы. На одной платье было красное, на другой голубое, на третьей совсем белое. Рука об руку танцевали они при ясном лунном свете у тихого озера. То не были эльфы, но настоящие девушки. В воздухе разлился сладкий аромат, и девушки скрылись в лесу. Вот аромат стал ещё сильнее, ещё слаще – из чащи леса выплыли три гроба; в них лежали красавицы сестры, а вокруг них порхали, словно живые огоньки, светляки. Спят ли девушки, или умерли? Аромат цветов говорит, что умерли. Вечерний колокол звонит по усопшим!

– Вы навели на меня грусть! – сказала Герда. – Ваши колокольчики тоже пахнут так сильно!.. Теперь у меня из головы не идут умершие девушки! Ах, неужели и Кай умер?

Но розы были под землёй и говорят, что его нет там!

– Динь-дан! – зазвенели колокольчики гиацинтов. – Мы звоним не над Каем! Мы и не знаем его! Мы звоним свою собственную песенку; другой мы не знаем!

И Герда пошла к золотому одуванчику, сиявшему в блестящей, зелёной траве.

– Ты, маленькое ясное солнышко! – сказала ему Герда. – Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого братца?

Одуванчик засиял ещё ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой песенке ни слова не говорилось о Кае!

– Ранняя весна; на маленький дворик приветливо светит ясное солнышко. Ласточки вьются возле белой стены, примыкающей ко двору соседей. Из зелёной травки выглядывают первые жёлтенькие цветочки, сверкающие на солнышке, словно золотые. На двор вышла посидеть старушка бабушка; вот пришла из гостей её внучка, бедная служанка, и крепко целует старушку. Поцелуй девушки дороже золота, – он идёт прямо от сердца. Золото на её губах, золото в её сердечке. Вот и все! – сказал одуванчик.

– Бедная моя бабушка! – вздохнула Герда. – Как она скучает обо мне, как горюет! Не меньше, чем горевала о Кае! Но я скоро вернусь и приведу его с собой. Нечего больше и расспрашивать цветы – у них ничего не добьёшься, они знают только свои песенки!

И она подвязала юбочку повыше, чтобы удобнее было бежать, но когда хотела перепрыгнуть через нарцисс, тот хлестнул её по ногам. Герда остановилась, посмотрела на длинный цветок и спросила:

– Ты, может быть, знаешь что-нибудь?

И она наклонилась к нему, ожидая ответа. Что же сказал нарцисс?

– Я вижу себя! Я вижу себя! О, как я благоухаю!.. Высоко-высоко в маленькой каморке, под самой крышей, стоит полуодетая танцовщица. Она то балансирует на одной ножке, то опять твёрдо стоит на обеих и попирает ими весь свет, – она ведь один обман зрения. Вот она льёт из чайника воду на какой-то белый кусок материи, который держит в руках. Это её корсаж. Чистота – лучшая красота! Белая юбочка висит на гвозде, вбитом в стену; юбка тоже выстирана водою из чайника и высушена на крыше! Вот девушка одевается и повязывает на шею ярко-жёлтый платочек, ещё резче оттеняющий белизну платьица. Опять одна ножка взвивается в воздух! Гляди, как прямо она стоит на другой, точно цветок на своём стебельке! Я вижу себя, я вижу себя!

– Да мне мало до этого дела! – сказала Герда. – Нечего мне об этом и рассказывать! И она побежала из сада.

Дверь была заперта лишь на задвижку; Герда дёрнула ржавый засов, он подался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге! Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею. Наконец она устала, присела на камень и огляделась кругом: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень, а в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времён года, этого не было заметно!

– Господи! Как же я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! – сказала Герда и опять пустилась в путь.

Ах, как болели её бедные, усталые ножки! Как холодно, сыро было в воздухе! Листья на ивах совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю; листья так и сыпались. Один терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь белый свет!


| |

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА: Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева». Силы добра и зла УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее образование ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: Учащиеся КЛАСС(Ы): 5 класс ПРЕДМЕТ(Ы): Литература ЦЕЛИ УРОКА: формировать навыки работы с текстом; показать значение пролога в композиции сказки; развивать умение грамотно выражать свои мысли; побуждать к дальнейшему расширению информационного поля, учить соотносить новую информацию и имеющиеся знания, учить вырабатывать собственную позицию, учить бесконфликтному обмену мнениями; воспитывать любовь к предмету. ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки к игре «Да-Нет»; рабочие материалы группы. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, ответы учащихся, работа в группах, работа со словарем литературоведческих терминов, использование метода «6 шляп мышления». ТИП УРОКА: урок общеметодологической направленности ВИД УРОКА: комбинированный урок ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение отличать литературную сказку от народной; определять основные элементы композиции произведения; уметь находить и объяснять значение художественных деталей в тексте. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:реальное и фантастическое в сказке; понятие о художественной детали; символический смысл фантастических образов и художественный деталей сказки. ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (МОТИВАЦИОННЫЙ) ЭТАП Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Как вы думаете, что такое добро, что такое зло? А теперь давайте познакомимся со словарной статьей из словаря С.И.Ожегова ДОБРО, -а; ср. Всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Д. побеждает зло. Д. торжествует над злом. ЗЛО, -а; мн. только род.: зол; ср. Всё дурное, плохое, вредное (противоп.: добро). Причинить з. кому-л.Отплатить злом за добро. Бороться со злом. Добро торжествует над злом. Совпадает ли научное толкование с вашими объяснениями? А теперь познакомьтесь с афоризмами известных людей о добре и зле. (Запись в тетрадь понравившегося выражения) Путем зла не доходят до добра.(Уильям Шекспир) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.(Мишель де Монтень) Доброта всегда одержит верх над красотой.(Генрих Гейне) Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.(Марк Твен) Величия достичь злодей не может. И.В. Гёте Самое необходимое — это любящее сердце. Будда II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ребята, вы уже не первый год изучаете детскую литературу. У вас сложились определённые знания. Давайте поиграем в игру «Да - нет». Учитель читает утверждение (истинное или ложное), ученики должны правильно ответит. Таким образом проверяются знания. 1. Игра «Да - нет»  Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Сказка - художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Да)  Существуют три основных вида сказок: волшебные (иногда их называют мифическими, фантастическими, чудесными), бытовые, сказки о животных. (Да)  Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, не принадлежащее конкретному автору, бытовавшее до публикации в устной форме и имевшее варианты. (Нет)  Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» является бытовой сказкой. (Нет). III. 1.      ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Пересказ «Истории первой» и вступительная беседа: Зачем злобный тролль создал волшебное зеркало? Кто поддержал тролля? Как получилось, что зеркало разбилось? Что произошло с осколками зеркала? Почему «злой тролль хохотал до колик», глядя на судьбу осколков зеркала? Как в этой главе Андерсен познакомил нас с силами зла? (Зло в этой истории выступает как единая сила, как щкола с множеством учеников во главе с троллем - самим дьяволом.Силы зла действуют во всех уголках земли.)  Как писатель доказывает нам коварство и изобретательность сил зла? (Коварство и изобретательность сил зла обнаруживается в том, что с помощью волшебного зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, добро и зло стали неразличимыми)  Всесильно ли зло в «Истории первой»?(Автор доказывает, что зло, несмотря на его силу, все же не всесильно, зло так далеко зашло в своей гордыне, что решило показать ангелов и самого Творца уродливыми и безобразными. Этого силам зла не удалось сделать: зеркало разбилось, большое зло распалось на осколки, т.е. стало мелким и с виду нестрашным. Писатель говорит об опасности, подстерегающей людей, о том, что надо учиться различать добро и зло.)  Какова роль этой истории в композиции всей сказки? («История первая» - самостоятельная сказка и в то же время пролог к основной истории, объясняющей, что случилось с Каем) 2. Работа в группах: Вопросы Где жили мальчик и девочка? Группа первая «История вторая. Мальчик и девочка» Ответы Как Кай обещал расправиться со Снежной королевой в начале сказки? Как выглядел портрет Снежной королевы, когда Кай увидел ее в первый раз? ? Почему Кай сначала не поддался чарам Снежной королевы, когда та поманила его? Как изменился Кай? Что нравится Каю в Снежной королеве? Почему она кажется ему совершенством? Что в начале истории Герды и Кая было реальным, а что - фантастическим? Как вы думаете, почему Снежная королева выбрала именно Кая и забрала его к себе в замок? Группа вторая «История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Вопросы Ответы Как Герда попала в волшебный сад старушки? Чем девочка была занята в волшебном саду и почему не вспоминала о Кае? Как Герде удалось вспомнить о Кае и продолжать свое путешествие? Почему именно соломенная шляпа старушки помогла Герде вспомнить о Кае? Что в истории третьей было реальным, а что - фантастическим? Как вы думаете, доброй или злой была старушка, если ли у нее что-то общее со Снежной королевой? Вопросы Как Герда встретилась с вороном? Группа третья «История четвертая. Принц и принцесса» Ответы Как ворон и его невеста помогли Герде? Как приняли Герду принцесса с принцем? Какие сны видели обитатели замка? А какие сны видела Герда? Что в начале истории четвертой было реальным, а что - фантастическим? Как вы понимаете фразу: «Слово «одна-одинешенька» Герда поняла отлично и сразу почувствовала все его значение»? IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выпрямиться. Раз - посмотреть налево; два - посмотреть направо. Подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка - высший класс! 3. Теория литературы Найдите и прочитайте в словаре литературоведческих терминов статью «Художественная деталь». Выделите в ней ключевые моменты.  Прокомментируйте следующие художественные детали и выявите их роль в сказке. Первая группа: «История вторая» «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения». Вторая группа: «Истрия третья» «… самым красивым их них из цветов как раз была роза - старушка забыла ее стереть, когда загнала живые розы в землю». Третья группа: «История четвертая» «Она ручная ворона не ехала провожать Герду, потому что страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела».  Выпишите примеры художественных деталей из истории 1-4. Какой смысл заключен в этих деталях? Как в них выражается авторская позиция? Перечислите волшебные события и фантастические образы в историях 4-5 сказки. Зачем автор вводит их в свое повествование? V. ИТОГ УРОКА Рефлексия «Шесть шляп мышления» Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня? Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему. Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить? Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия? Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и - объяснить, почему так произошло? Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому. VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Подготовить выразительное чтение и пересказ истории 5-7 из сказки Андерсена «Снежная королева». 2. Ответить на вопросы и выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (С. 250). 3. Групповое задание. Найти в Интернете иллюстрации сказки «Снежная королева». Сопоставить иллюстрации разных художников к одним и тем же эпизодам (по группам), например Владислава Ерко, Анастасии Архиповой, зарубежных художников. 4. Подобрать к каждой главе пословицу, поговорку или афоризм, раскрывающую идею главы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Игра «Да - нет» ФИ ученика Класс Дата Вопросы Да 1 Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Сказка - художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. 2 Существуют три основных вида сказок: волшебные (иногда их называют мифическими, фантастическими, чудесными), бытовые, сказки о животных 3 Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, не принадлежащее конкретному автору, бытовавшее до публикации в устной форме и имевшее варианты 4 Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» является бытовой сказкой. Нет ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РАБОТА В ГРУППАХ Группа первая «История вторая. Мальчик и девочка» Вопросы Где жили мальчик и девочка? Как Кай обещал расправиться со Снежной королевой в начале сказки? Как выглядел портрет Снежной королевы, когда Кай увидел ее в первый раз? ? Почему Кай сначала не поддался чарам Снежной королевы, когда та поманила его? Как изменился Кай? Что нравится Каю в Снежной королеве? Почему она кажется ему совершенством? Что в начале истории Герды и Кая было реальным, а что - фантастическим? Как вы думаете, почему Снежная королева выбрала именно Кая и забрала его к себе в замок? Ответы ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РАБОТА В ГРУППАХ Группа вторая «История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Вопросы Как Герда попала в волшебный сад старушки? Чем девочка была занята в волшебном саду и почему не вспоминала о Кае? Как Герде удалось вспомнить о Кае и продолжать свое путешествие? Почему именно соломенная шляпа старушки помогла Герде вспомнить о Кае? Что в истории третьей было реальным, а что - фантастическим? Как вы думаете, доброй или злой была старушка, если ли у нее что-то общее со Снежной королевой? Ответы ПРИЛОЖЕНИЕ 4 РАБОТА В ГРУППАХ Группа третья «История четвертая. Принц и принцесса» Вопросы Как Герда встретилась с вороном? Как ворон и его невеста помогли Герде? Как приняли Герду принцесса с принцем? Какие сны видели обитатели замка? А какие сны видела Герда? Что в начале истории четвертой было реальным, а что - фантастическим? Как вы понимаете фразу: «Слово «одна-одинешенька» Герда поняла отлично и сразу почувствовала все его значение»? Ответы ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПОНЯТИЕ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ Картина изображенного мира, образ героя произведения литературы в неповторимой индивидуальности складывается из отдельных художественных деталей. Художественная деталь - это изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа, портрета, речи, психологизма, сюжета. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Индивидуальная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознается данный персонаж. РАБОТА В ГРУППАХ Первая группа: «История вторая» «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения». Вторая группа: «Истрия третья» «… самым красивым их них из цветов как раз была роза - старушка забыла ее стереть, когда загнала живые розы в землю». Третья группа: «История четвертая» «Она ручная ворона не ехала провожать Герду, потому что страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела».  Выпишите примеры художественных деталей из истории 1-4. Какой смысл заключен в этих деталях? Как в них выражается авторская позиция? ПРИЛОЖЕНИЕ 6 АЛГОРИТМ Как работать в малых группах Работа в малых группах позволяет приобрести навыки управления и сотрудничества. После того как учитель объединил учащихся в малые группы и они получили задание, группа за короткое время (5-7 мин) должна выполнить эту задачу и представить результаты работы своей группы. Правила работы в малых группах, помогают организовать свою работу. 1. Распределите роли в группе. Определитесь, кто будет председателем, посредником, секретарем, докладчиком. Постарайтесь выполнять разные роли. Председательствующий (спикер): . зачитывает задание группы; . организует порядок выполнения; . предлагает участникам группы высказаться поочередно; . поощряет группу к работе; . подводит итоги работы; . с согласия группы определяет докладчика. Секретарь: . ведет коротко и разборчиво записи результатов работы своей группы; . как член группы должен быть готов высказать мнение группы при подведении итогов или помочь докладчику. Посредник: . следит за временем; . поощряет группу к работе. Докладчик: . четко выражает мнение, к которому пришла группа; . докладывает о результатах работы группы. 2. Начинайте высказываться сначала по желанию, затем по очереди. 3. Соблюдайте правила активного слушания, главное не перебивайте друг друга. 4. Обсуждайте идеи, а не личности учеников, которые выразили идею. Воздержаться от оценок и оскорблений участников групп. 5. Старайтесь прийти к общему мнению, хотя в некоторых случаях в группе может быть особое мнение и она имеет право на существование. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этап урока Цель этапа Технологии I. Организацион ный (мотивационн ый) этап создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне Само- и взаимодиагности ка с целью определения проблемных зон в изучаемой теме; коллективная деятельность в организации творческой мастерской. II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; первичная рефлексия. Самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности. Организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового Проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания; Критическое мышление, исследовательская деятельность, проблемное Деятельность учителя Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу. Вступительное слово учителя. Задает вопросы, актуализирующие знания учащихся Проводит параллель с ранее изученным материалом. Создание условий для индивидуальной и коллективной работы. Работа в УУД учащихся нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания (Л)*; установление причинноследственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) (К) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) - целеполагание (Л) самоопределение волевая саморегуляция в ситуации затруднения; (Р) контроль, коррекция, оценка (П) - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Результаты учащихся Настраиваются на плодотворную работу Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесения необходимых коррективов в исполнение. Заполняют карточки для игры «Да - Нет». С достаточной полнотой и точностью выражают свои Примечание материала IV. Физминутка диагностика ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности; составление письменного и устного высказывания. обучение. Пересказ текста. Ответить на вопросы. Деление на группы, объяснение задания, нацеливание на результат. группах Работа со словарями. Практическая работа. Физминутка. Приглашает учащихся отдохнуть (П) - умение структурировать знания (П) - использование знаковосимволических средств (П) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П) - построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) - выполнение действий по алгоритму (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - управление поведением партнёра (К) - планирование учебного сотрудничества (Р) - контроль, оценка, коррекция (Р) - осознание качества и уровня усвоения (Л) - осознание ответственности за общее дело Регулятивные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Деля тся на группы, обсуждают правила поведения в группе. Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз. Заполняют таблицу по предложенным темам. Выполняют упражнения V. Итог урока VII. Домашнее задание оценить результаты собственной деятельности Составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося Отвечают на вопросы учителя Индивидуальная и коллективная деятельность; дифференцированно е обучение Задает вопросы, подводящий итог уроку Ориентирование учащихся на выполнение дифференцированно го домашнего задания (П) - рефлексия способов и условий действия (П) - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учёт разных мнений (Р) - находить пробелы в информации, пути восполнения пробелов; (П) - использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей Отвечают на поставленный вопросы Самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности *П - познавательные учебные действия; Р - регулятивные учебные действия; Л - личностные учебные действия; К - коммуникативные учебные действия

Литературная игра-викторина «Кто хочет стать Снежной королевой».

Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель, ГБООУ НАО НСШИ, город Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ.
Форма проведения этой литературной игры-викторины может быть любая. В небольшом помещении лучше выдать детям сигнальные карточки с цифрами от 1 до 4. В просторном помещении можно выделить пронумерованные сектора, и тогда дети на протяжении всей игры смогут двигаться. Педагог зачитывает вопрос и называет 4 варианта ответа. Дети должны показать номер правильного ответа (или перейти в нужный сектор). За каждый правильный ответ ребёнку даётся одна из букв имени главной героини – С Н Е Ж Н А Я К О Р О Л Е В А.
Кто быстрее соберёт все буквы – победитель игры.
Игра может быть использована для закрепления материала и во внеурочной деятельности для учащихся 4-5 классов.

Цель: Закрепление знаний по сказке Андерсена «Снежная королева».
Задачи: Прививать любовь и интерес к творчеству Г.Х.Андерсена,
Развивать мышление, внимание, память.
Способствовать умению принимать самостоятельное решение.

Во что превращалось сердце, если в него попадал осколок дьявольского зеркала?
1. В камень.
2. В кусок зеркала.
3. В кусок льда.
4. В кусок стекла.
Из чего была сделана шуба и шапка Снежной королевы?
1. Из ваты.
2. Из снега.
3. Изо льда.
4. Из меха.
Что хотела подарить Герда речке в обмен на Кая?
1. Красную шапочку.
2. Красные башмачки.
3. Красную розу.
4. Красный платочек.
Какие птицы пытались утешить Герду, уплывающую на лодке далеко по течению?
1. Голуби.
2. Ласточки.
3. Синички.
4. Воробьи.
Какие цветы отсутствовали в саду у старушки, умевшей колдовать?
1. Розы.
2. Гиацинты.
3. Нарциссы.
4. Вьюнок.
От чего вырос в этом саду куст роз?
1. От дождя.
2. От росы.
3. От слёз Герды.
4. От колдовства старушки.
Какое время года было на дворе за садом старушки?
1. Осень.
2. Зима.
3. Весна.
4. Лето.
В форме каких цветов были сделаны кровати принца и принцессы?
1. Колокольчика.
2. Тюльпана.
3. Ландыша.
4. Лилии.
Собаки какой породы жили в замке разбойников?
1. Овчарки.
2. Бульдоги.
3. Пудели.
4. Таксы.
Кто сообщил Герде о том, что Кай находится у Снежной королевы?
1. Маленькая разбойница.
2. Олень.
3. Лесные голуби.
4. Бородатая разбойница.
В какую страну повёз олень Герду?
1. Лапландию.
2. Северную Америку.
3. Гренландию.
4. Антарктиду.
На чём лапландка написала записку финке?
1. На бумаге.
2. На шкуре.
3. На кости.
4. На рыбе.
Во что превращалось дыхание девочки от холода?
1. В лёд.
2. В пар.
3. В густой туман.
4. В сосульки.
Что находилось посреди залы Снежной королевы?
1. Замёрзшее озеро.
2. Сугроб.
3. Каток.
4. Зимний сад.

Какое слово складывал Кай из льдинок?
1. Герда.
2. Снежная королева.
3. Любовь.
4. Вечность.
Что обещала Снежная королева подарить Каю вместе со всем светом?
1. Мороженое.
2. Пару коньков.
3. Санки.
4. Лыжи.
Что называла Снежная королева Чёрными котлами?
1. Пещеры.
2. Кратеры вулканов.
3. Пропасти.
4. Овраги.
«Ну вот и сказке конец». Кто из героев сказки сказал эти слова?
1. Герда.
2. Олень.
3. Маленькая разбойница.
4. Снежная королева.

Тест по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

а) Ш.Перро;

б) братья Гримм;

в) Г. Андерсен.

2.Какой предмет в сказке разбился вдребезги?

а) зеркало;

б) стекло;

3.Куда проникали осколки этого предмета?

а) лёгкие;

б) сердце;

в) печень.

4.Какой куст рос в каждом ящике?

а) розовый;

б) малиновый;

в) фиолетовый.

5.Что умели рассказывать цветы в саду?

а) легенды;

б) сказки;

в) анекдоты.

6.В виде каких цветов были две кровати?

в) тюльпаны.

7.На какой вяленой рыбе старуха написала два слова?

в) треска.

8.Какое слово складывал Кай из льдин?

а) «вечность»;

б) «жизнь»;

в) «бесконечность».

9.Что получил бы Кай от Снежной королевы, если бы написал это слово?

а) новые лыжи;

б) новые коньки;

в) новые санки.

10.Чем напоила молодая олениха Кая и Герду?

а) напиток;

б) молоко;

11.О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»?

а) О льдинках;

б) О снежинках;

в) О сугробах.

12.Что растопило ледяное сердце Кая?

а) Горячие слёзы Герды;

б) Горячий чай;

в) Горящий огонь.

13.Что заметили Кай и Герда, вернувшись домой?

а) Они стали взрослыми людьми;

б) Они стали выше ростом;

в) Они стали более красивыми.

14. Что помогло Герде вспомнить о Кае, когда она жила у женщины, которая умела колдовать?

а)Розовые кусты роз;

б)Белые кусты роз;

в)Снежинки.

15.Кто помог Герде попасть во дворец к принцу и принцессе?

а)Ворон и ворона;

б)Добрый охранник;

 

 

Это интересно: