→ Сложносочиненные сложноподчиненные с разными видами связи бессоюзные. Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Сложносочиненные сложноподчиненные с разными видами связи бессоюзные. Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

  • Повторить и обобщить сведения о сложных предложениях с разными видами связи.
  • Продолжить работу по формированию навыков аргументированной постановки знаков препинания в предложениях сложной синтаксической конструкции.
  • Уметь производить синтаксический разбор данных конструкций.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, труду хлебороба.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Текст статьи И.Давыдовой "Хлеб - имя существительное".
  • Текст стихотворения Н. Рыленкова "Хлеб".

Ход урока

I. Организационный момент (объявление темы, цели урока; слово о хлебе - слайд №1).

II. Синтаксическая разминка.

Чтение стихотворения Н. Рыленкова "Хлеб" (текст на слайде №2, на раздаточном материале)

ХЛЕБ
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шёл не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.

О чем стихотворение?

Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,

(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. изъяснит., сост. из 2х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть - двусост., распр., осложн. однородн. обособл. обст., выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.)

второго предложения - первая группа.

(Пов., нев., сложн., с разными видами связи: сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И: 1 часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн. чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей, соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. - личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост., распр., неосложн.)

III. Работа по теме:

Вопросы на выявление восприятия теоретического материала:

Какое предложение мы называем предложением сложной синтаксической конструкции?

(сложное предложение, которое состоит из нескольких предложений, одни из которых могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи - без союзов)

На что нужно обратить внимание, чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения?

(нужно понять, из каких частей оно состоит, потому что два, три или более тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.)

Объяснительный схематический диктант.

Задание: записать предложение, аргументировать постановку знаков препинания, составить схемы.

(Слайд №3)

Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился.

СПП с двумя придат.: придат обст. времени и придат. изъяснит. при параллельн. подчинении.

(Слайд №4)

Мне поле дорого зимою, когда на нём лежат снега, мне поле дорого весною, когда на нём взошли хлеба.

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзн. и подчинит., сост. из 2 частей: 1 часть-СПП с прид. обст. времени; 2 часть-СПП с прид. обст. времени.

(Слайд №5)

Не зря в народе говорят: тот комбайнер уважаем, который дорожит урожаем.

Сложн. с разными видами связи: бессоюзн., подчинит., состоит из 2 частей: 1 часть- прост., односост, н/л., распр., неосложн.; 2 часть- СПП с придат. опред.

(обратить внимание учащихся на ударение в слове комбайнер )

(Слайд №6)

По своей природе хлеб скромен, а мы, не замечая этого, полагаем, что так оно и должно быть.

Сложное предложение с разными видами связи: сочинит. и подчинит.: 1 часть - прост., двусост., распр., неосложн.; 2 часть - СПП с придат. изъяснит.

Слово о хлебе. (слайд №7)

Но прежде чем хлеб попадает к нам на стол, он проходит долгий, нелегкий путь. А начинается этот путь с маленького зернышка, которое теплыми человеческими руками с большой любовью, трепетом и надеждой на будущий урожай укладывается в землю.

Выращивание хлеба всегда неразрывно связано с тяжелой работой простого человека - хлебороба.

А задумываемся ли мы об этом?

Помним ли мы о той поре, когда хлеб ели с лебедой, когда голод косил целые деревни, когда в блокадном Ленинграде суточная норма составляла 125 граммов?

Какое отношение к хлебу мы, поколение сытых, можем так часто наблюдать вокруг себя сегодня?

Слайд №8; обсуждение вопросов.

Об этом же размышляет И. Давыдова в своей статье "Хлеб - имя существительное"

Работа со статьей. (слайд №9)

Чтение статьи.

Хлеб - имя существительное.

Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди! Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания. Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол. Как больно это видеть!

Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол? Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца? И ради чего?! Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!

Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.

Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека. Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее. (И.Давыдова)

2) Работа по тексту:

К какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?

(к публицистическому, так как в нём поднимается злободневная и актуальная проблема отношения современного человека к хлебу.)

Сформулируйте основную проблему текста?

(Люди забывают об истинной ценности хлеба, относятся к нему, как к чему-то привычному, повседневному.)

В каких строчках содержится основная идея текста?

("Хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл существования").

(Автор предлагает всем объединиться и вспомнить, какова же настоящая цена хлеба. Цена хлеба - тяжелый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие).

О чем же мы должны помнить, беря в руки хлеб?

(Хлеб не появляется просто так, это результат тяжелого труда сельского человека. Надо ценить это и воспитывать бережное отношение к хлебу.)

Определите тип речи и докажите?

(Рассуждение. Выдвигается тезис, приводится доказательство, есть вывод)

Задание: выписать сложные предложения с разными видами связи, составить схемы, дать краткую характеристику.

Запись в тетради:

Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол.

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзн., сочинит.: 1 часть - прост., 2 часть - ССП.

Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будет знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее.

Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной: 1 часть - простое, 2 часть - СПП с двумя придат. обст. причины и изъяснит. при последовательном подчинении.

IV. Домашнее задание: написать сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с мнением автора? Оцените речевое оформление текста: отметьте наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли.

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Усманский промышленно-технологический колледж»

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии социальных и гуманитарных дисциплин

Протокол № ___ от «__»_____ 20__ г. Председатель: ________ Воронина Т.А.

Заместитель директора

по учебной работе

Н.А. Фитисова

урока по учебной дисциплине «Русский язык»

на тему: «Сложные предложения с разными видами связи»

Преподаватель русского языка и литературы

Белова Татьяна Алексеевна

Усмань

2016

Содержание

Введение

1. Основная часть

2. Заключение.

3. Список используемой литературы

4. Приложение

Введение

Еще в 1860г. академик И.И. Срезневский говорил: «Знание родного языка необходимо предполагает приложение сил ума, внимательности, сообразительности, отчетливости и вместе с ними той силы, которая называется исследовательностью, проникающей в тайны законов существования предмета знания по частям и в целостности. Иначе дитя и затвердит многое, но только затвердит, не более - и скоро забудет».

Поэтому перед педагогом-русистом стоит нелегкая задача: как заинтересовать учащихся, как заставить их загореться идеей лучше, изучить свой родной язык, желанием проникнуть в сущность его системы, как убедить их, что грамматика - это не сухая, скучная наука, а живой организм, приспособленный для выполнения языком своей самой главной функции - функции общения?

В общей языковой системе синтаксис занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо еще правильное и четкое установление связи между словами, группами слов.

Цель каждого урока русского языка - создание ситуаций, которые ставят и преподавателя и студента в позицию творчества.

Наиболее эффективным способом организации работы студентов является групповая работа, когда студенты приобретают навыки совместной работы, учатся сотрудничеству и взаимопониманию, преодолевают речевой барьер при выступлении, учатся владеть свободной и спонтанной речью. Поэтому для студентов очень важно изначально особая атмосфера доверия. В этом случае в единстве осуществляются деятельность - взаимодействие - общение - контакт.

Цели данной методической разработки: показать, как:

    формируется языковая компетенция, т.е. практическое овладение языком;

    создается положительная мотивация в обучении родному языку.

Уроки русского языка и в частности, тема «Сложное предложение с разными видами связи» способствуют повышению общей грамотности и культуры человека, т.к. они формируют умения анализа текстов, самостоятельно работать с учебным материалом, проявлять творческую инициативу, высказывать собственную точку зрения, и слышать и принимать чужую.

В этом отношении урок комбинированный играет немаловажную роль, т.к. он дает возможность актуализации уже имеющихся знаний и вызывает интерес к изучению русского языка.

Комбинированный урок позволяет использовать различные методы и формы обучения: метод критического мышления, репродуктивно-деятельностный, повторение и актуализация опорных знаний, самостоятельная работа и с учебным материалом учебника; выполнение дифференцированных практических заданий, выполнение тестовых заданий, презентация.

Именно при наличии указанных компонентов уроки данного типа создают условия для формирования информационной, коммуникативной компетенции на различных уровнях языковой системы и, в частности в разделе «Синтаксис».

Тема урока: Сложные предложения с разными видами связи.

Цели:

образовательная: совершенствовать умение учащихся различать виды сложных предложений, правильно расставлять пунктуационные знаки и составлять схемы сложных предложений;

развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

воспитательная: воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности,

Оборудование: мультимедийный комплекс (проектор, компьютер), презентация «Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях», раздаточный материал (карточки для индивидуальной и групповой работы) .

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложные предложения разных видов; знают о правилах постановки знаков препинания в изученных синтаксических конструкциях; применяют полученные теоретические знания на практике.

Методы, используемые на уроке : объяснительно-иллюстративные (упражнение, , анализ предложения, анализ схемы), репродуктивные (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (самоанализ предложения и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (метод графической систематизации материала), дифференцированный подход в выборе заданий.

Формы работы : индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, контроль учителем.

Межпредметные связи:

    Литература

    Философия

    Русский язык и культура речи.

Конспект урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний

    Проверка домашнего задания.

Упражнение 259.

Задание. Подберите (или составьте) в форме сложных бессоюзных предложений: 1) две пословицы с тире между их частями (в первой пословице опущен союз если , во второй – когда ); 2) два афоризма с двоеточием между их частями (в одном пропущен союз потому что , во втором – что ); 3) два примера с двоеточием между их частями (вместо слов и увидел, что; и услышал, что )

Учащиеся читают выполненные задания.

1) Баба с возу – кобыле легче. Без денег в город – сам себе ворог.

2) Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М.Горький) Признайся: ставя на красное и чёрное, ты всё же не теряешь надежды выиграть на зелёное! (Станислав Ежи Лец)

3) Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинациях, стоял настоящий действительный Штольц. (И. Гончаров). Я прислушался: в доме не было ни звука.

    Синтаксическая разминка «Закончи высказывание».

Задание на повторение теоретического материала по теме «Сложное предложение» (слайд)

    Предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называют... (сложноподчинёнными ).

    Предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связаны сочинительными союзами, называют... (сложносочинёнными ).

    Сложные предложения без союзов и союзных слов называют... ( бессоюзными ).

    Этот знак препинания присутствует там, где повествуется о перечислении предметов, каких-либо фактов, явлений, событий, и помогает читающему легко ориентироваться в тексте, подсказывая, где границы между однородными членами, частями предложений. ( Запятая )

    Этот знак препинания ставят в сложном предложении тогда, когда внутри частей предложения (или в одной из них) уже имеются запятые. ( Точка с запятой )

    Этот знак препинания предупреждает читающего, что после наступившей в высказывании многозначительной паузы последует необходимое разъяснение того, о чём было сказано прежде. ( Тире )

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя. Ещё великий М. В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» указывал, что у русской пунктуации «двуединое основание». Чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: смысл + структура = знак препинания . Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. В центре нашего внимания - сложные предложения, без которых не обходится практически ни один связной текст.

А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так: « Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание» .

1. Выполни задание на соответствие (карточки - работа в паре)

Проверка: 1 – Б, 2 – В 3 – Г 4 – А 5 – Е 6 – Д 7 – Ж

Ι V .Объяснение нового материала 1. Беседа

    Почему нет названия к последнему предложению? (Это предложение сложное, т.к. в нём мы видим не одну а несколько видов связи: бессоюзная, подчинение и сочинение ). Правильно.

    Запишите это предложение в тетрадь. Найдем грамматические основы. Построим схему.

(Когда он проснулся), уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. (А. Чехов)

I ч. II ч.

( когда ), ; , а .

(Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью; первая часть - сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда ), вторая часть - сложносочинённое предложение с противительным союзом а.)

    Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений. (Сложные предложения с разными видами связи или предложения сложной конструкции ). Правильно.

Такова тема нашего урока. Запись темы урока в тетрадь. Вывод (делают учащиеся).

2. Сложные предложения с разными видами связи (презентация)

1. - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. (данное определение формулируют сами студенты )

2. Слово учителя . Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. (презентация)

Например:

1) [Печален я]: [со мною друга нет], ( с кем долгую запил бы я разлуку), ( кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], ( так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и , отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что .

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов).

( И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин).

( Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

( Когда подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

( И – сочинительный союз, так что подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

( Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем] , и [так продолжалось часа два] , [потом иней исчез] , [солнце закрылось] , и [день прошел тихо, задумчиво , с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце] ; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце] , но [еще лес не успел стихнуть] : [горлинки журчали вблизи] , [кукушка куковала в отдаленье] . (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния] : [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

3. Образец разбора сложного предложения с разными видами связи. Совместная работа преподавателя и студента.

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и , ( чтобы не заблудиться), [ я решил вернуться на тропинку], ( которая , по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью? , присоединяется союзом чтобы . Придаточное определительное зависит от существительного тропинку , отвечает на вопрос какую? , присоединяется союзным словом которая .

V . Закрепление материала.

1. Творческая работа.

Задание 1. Сконструировать предложения по соответствующим схемам. 1. Французская Ассоциация защиты животных установила. Присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу. Ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

[ - = ].

[ - = ], (что…), а [ = ук.сл.], (кто…)

2. Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

[ - = ].

[ - = ], (так как…).

3. Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

[ - = ], (что…).

[ - = ], (чем…), а [ - = ].

Ответы:

(1. Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

2. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.

3. Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники. )

2. Работа в группах постоянного состава : задание дифференцированное. Списать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, начертить схему . Защита своих схем у доски.

Следующие предложения разберите синтаксически, а в качестве дополнительного задания вам предлагается самостоятельно расставить необходимые пунктуационные знаки.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.

Повествовательное; невосклицательное; сложное - сложной конструкции с союзной сочинительной и подчинительной связью.

    я и 2-я части - равноправные предл., соединены сочинительным соединительным союзом и.

    я часть -главная, имеет две придаточные, связанные параллельным подчинением.

    я часть -обстоятельственное придаточное времени, относится к обстоятельству иногда во 2-й части, присоединяется союзным словом - относительным местоимением-наречием когда.

    я часть -обстоятельственное придаточное цели, относится к сказуемому делалась энтузиасткой во 2-й части, присоединяется союзом чтобы.

, и

когда? зачем?

(когда ) (чтобы )

Характеристика частей.

    я часть - двусоставное предл., СИС, распространенное, полное, ничем не осложнено.

    я часть - односоставное предл., безличное, ПГС, полное, ничем не осложнено.

4- я часть - односоставное предл., безличное, ПГС, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом,

Общая характеристика предложения.

В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших, и в огне, на том месте, где валялся с притворной раной кот, показался все более густея, труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком, со стеклянными глазами.

Повествовательное; невосклицательное; сложное - сложной конструкции с сочинительной и подчинительной связью.

    я и 2-я части - равноправные предл., соединены сочинительным соединительным союзом и.

    я часть - главное предл., имеет одно придаточное.

3-я часть - придаточное определительное, относится к обстоятельству места на том месте , присоединено союзным словом - местоимением-наречием где.

, и

каком?

(где )

Характеристика частей.

    я часть -двусоставное предл., ПГС, распространенное, полное, осложнено, во-первых, уточняющим обстоятельством места, относящимся к обстоятельству в огне\ во-вторых, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и относящимся к сказуемому; в-третьих, однородными определениями, относящимися к подлежащему.

    я часть - двусоставное предл., ПГС, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Общая характеристика предложения.

Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.

Повествовательное; невосклицательное; сложное - сложной конструкции с сочинительной и подчинительной связью; подчинение придаточных - последовательное.

    я часть -главное предл., имеет два придаточных, кроме того, связано сочинительной связью с 4~й частью.

    я часть - определительное придаточное, относится к подлежащему волшебница в 1-й части, присоединено союзным словом - относительным местоимением которая.

    я часть - определительное придаточное, относится к дополнению лентяя во 2-й части, присоединено союзным словом - относительным местоимением которого.

    я часть - равноправное с 1 -м предл., связано с ним противительным союзом а.

, а

какая?

(которая ) 1-я степень

какого?

(которого ) 2-я степень

Характеристика частей.

    я часть - двусоставное предл., ПГС, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

    я часть -двусоставное предл., ПГС и ПГС, распространенное, полное, осложнено, во-первых, однородными сказуемыми; во-вторых, двумя однородными обособленными определениями, выраженными одиночными прилагательными; в-третьих, однородными дополнениями, зависящими от 1-го сказуемого; в-четвертых, вводным словосочетанием.

    я часть - двусоставное предл., ПГС, распространенное, полное, ничем не осложнено.

4- я часть -двусоставное предл., ПГС, ПГС и ПГС, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным приложением, выраженным именем собственным.

3. Проверка выполненной работы

Студенты представляют работу своей группы.

4. Реши самостоятельно задания ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

1) 1, 2, 3, 4, 5,

2) 1, 4, 5,

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 3, 4, 5

2.

1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 1, 4
4) 2, 3

1) 1, 2, 5

2) 1, 3, 4, 5

3) 1, 3, 4

4) 1, 5

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 4, 6

3) 1, 2, 4, 5, 6

4) 1, 2, 4, 6

1) 1, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 4

1) 1,3, 4, 5

2) 2,3

3) 1, 2

4) 1,2,3

1) 1, 2, 3

2) 2, 4, 5

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

1) 2, 3, 4

2) 1, 2, 4, 5

3) 1, 2, 3, 4, 5

4) 2, 3, 4, 5

Ключи-ответы

зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

2

2

3

3

1

1

1

3

V I. Рефлексия

Чему научились? …

V II. Домашнее задание:

Список используемой литературы

    Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.

    Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2006.

    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2009.

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

    Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. - М., 2014.

    Греков В.Ф, Крючков С.Е, Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. Учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

    Дмитриева И.А. Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

    Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс/сост. Н.В. Егорова. – 2-е изд., прераб. – М.: ВАКО, 2015.

    Симакова Е.С. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ/Е.С. Симакова. – Москва: АСТ: Астрель, 2016.

Интернет-ресурсы

www. metodiki. ru (Методики).

www. posobie. ru ( Пособия ).

www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей . Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).

Приложение

Технологическая карта занятия

Организационный этап

Проверка готовности студентов к занятию, отсутствующих:

2 мин

II

Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания упражнение 259. (фронтальный опрос)

2. Синтаксическая разминка «Закончи высказывание»

13 мин

III

Мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово

2. Выполни задание на соответствие (карточки - работа в паре)

3. Проверка выполнения

4. Разбор 7 предложения, с целью выявления его вида (работа у доски)

5. Вывод. Сообщение темы и целей занятия

20 мин

IV

Объяснение нового материала (Презентация)

План:

1. Сложные предложения с разными видами связи

2. Предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

3. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

4. Образец разбора сложного предложения с разными видами связи. (совместная работа преподавателя и студента у доски)

20 мин

V

Закрепление изученного материала

1. Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам. (работа в группах с РМ).

2. Проверка выполненного задания

3. Списать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, начертить схему . Защита своих схем у доски. (работа в группах с РМ)

4. Самостоятельная работа (РМ)

28 мин

VI

Рефлексия

Подведение итогов урока: что узнали? …

Чему научились? …

Где мы можем встретить такого вида предложения?

4 мин

VII

Домашнее задание:

1. Найти и выписать из предложенных произведений (одно на выбор): «Война и мир» Л.Толстого, «Преступления и наказания» Ф. Достоевского, «Олеся» А. Куприна три сложные синтаксические конструкции, обозначить в них грамматические основы и объяснить знаки препинания.

3 мин

Преподаватель: Белова Т.А.

Задание 1 .

Определите соответствие данных предложений с видом предложений. (Работа с таблицей)

Задание 2. Сконструировать предложения по соответствующим схемам

1. Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

[ - = ] : [ - = и = ], (если).

[ - = ].

[ - = ], (что…), а [ = ук. сл.], (кто…).

2. Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

[ - = ].

[ - = ], (так как…).

[ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если…).

3. Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

[ - = ] : [ - = ], (которые…), (чтобы…).

[ - = ], (что…).

[ - = ], (чем…), а [ - = ].

Задание 3. Спишите предложение, расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор, начертите схему .

    Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением и иногда когда ей даже того не хотелось она чтобы не обмануть ожиданий людей знавших ее делалась энтузиасткой (Л. Толстой).

    В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших и в огне на том месте где валялся с притворной раной кот показался все более густея труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком со стеклянными глазами (Булгаков).

    Там есть и добрая волшебница являющаяся у нас иногда в виде щуки которая изберет себе какого-нибудь любимца тихого безобидного другими словами какого-нибудь лентяя которого все обижают да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне (Гончаров).

Задание 4. Реши самостоятельно задания ЕГЭ.

1. Укажите правильный вариант расстановки запятых.

Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.

1) 1, 2, 3, 4, 5,

2) 1, 4, 5,

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 3, 4, 5

2. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 1, 4
4) 2, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 1, 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 4, 6

3) 1, 2, 4, 5, 6

4) 1, 2, 4, 6

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.

1) 1, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 4

6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.

1) 1,3, 4, 5

2) 2,3

3) 1, 2

4) 1,2,3

7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью.

1) 1, 2, 3

2) 2, 4, 5

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

8. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?

Женщина достала фотографию (1) на которой (2) если приглядеться (3) можно было увидеть её (4) молодую и красивую (5) стоящую рядом с высоким военным.

1) 2, 3, 4

2) 1, 2, 4, 5

3) 1, 2, 3, 4, 5

4) 2, 3, 4, 5

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Части сложного предложения, состоящего из несколь­ких предложений, могут соединяться различными видами связи, например:

1) Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в ок­но, и ветер дул, печально воя. (П.) Это сложное предложе­ние состоит из двух частей: первая часть его является пред­ложением простым, вторая - сложносочинённым. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью:

2) По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане. (Пауст.) Первая часть этого сложного предложения является сложноподчинённым предложени­ем. Оно соединено со второй частью (простым предложени­ем) бессоюзной связью:

rj. , и \(когда...), [то... ].

Упражнение 43

Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей за­носчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (Т.) 2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца. (Л. Т.) 3) Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая её, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значи­тельно отяжелило экипаж; к тому же почва была глини­стая и цепка необыкновенно. (Г.) 4) Зима начала хозяйни­чать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, ес­ли разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам та­кой же прекрасной, как лето. (Пауст.)

Упражнение 44

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при сочетании союзов. Составьте схемы 1-4-го предложений.

1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпили-на он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) У Ивана Никифоровича напротив того шаровары в таких широких складках что если бы раздуть их то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями. (Г.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо при­глядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отго­няя болыпих лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.) 5) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что на­деется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 6) Ей попробовали рассказать что гово­рил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал. (Л. Т.) 7) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе - все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
  6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  7. Установите отношения внутри каждого блока.
  8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Образец разбора

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

    В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

    1) ;
    2) с которой его посадили ;
    3) она была такова ;
    4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 с которой его посадили / 2 она была такова / 3 какой должна была быть / 4 .

    Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи - союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

    а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 , с которой его посадили / 2 - это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 - главное, а предложение 2 - придаточное;

    б) 3→4: она была такова / 3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 - это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 - главное, а предложение 4 - придаточное;

    в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1: она была такова / 3 - это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .

    [сущ. + ук. сл.] 1: [мест.-сказ.] 3
    опред. ↓ ↓сказ.
    (с которой - союз. сл.) 2 (какой - союз. сл.) 4

    Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

    Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок - предложения 3 и 4.

    I блок (предложения 1 и 2) - это сложноподчинённое предложение, где первое - главное, второе - придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка , выраженному существительным; средства связи - союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.

    II блок (предложения 3 и 4) - это сложноподчинённое предложение, где третье - главное, четвёртое - придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова ; средство связи - союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.

    [сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой - союз. сл.) 2: [мест.-сказ.] 3 , (какой - союз. сл.) 4 .

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

    В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .

    Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

    1) мальчик был добрый ;
    2) ;
    3) что с Селиваном требуется осторожность ;
    4) потому что у него на лице была красная метинка ;
    5) это даром не ставится .

    Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

    Мальчик был добрый / 1 / 2 что с Селиваном требуется осторожность / 3 потому что у него на лице была красная метинка / 4 а это даром не ставится / 5 .

    Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи - союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

    Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

    а) 1-2: Мальчик был добрый / 1 , но только калачнику всегда говорили / 2 - это сложносочинённое предложение, средство связи - противительный союз но ;

    б) 2→3: только калачнику всегда говорили / 2 , что с Селиваном требуется осторожность / 3 - это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 - главное, а предложение 3 - придаточное;

    в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что у него на лице была красная метинка / 4 - это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 - главное, а предложение 4 - придаточное;

    г) 4-5: у него на лице была красная метинка / 4 , а это даром не ставится / 5 - это сложносочинённое предложение, средство связи - противительный союз а ;

    д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что ), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что это даром не ставится / 5).

    Вертикальная схема сложного предложения:

    1 , но [ гл.] 2
    доп. ↓
    (что - союз) 3
    прич. ↓
    (потому что - союз. сл.) 4 , а (-) 5

    Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

    Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) - это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

    II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) - это сложноподчинённое предложение, где второе - главное, остальные - придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

    I придаточное (предложение 3) - дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи - союз что ; придаточное стоит после главного.

    II придаточное (предложение 4) - причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи - союз потому что ; придаточное стоит после главного

    III придаточное (предложение 5) - причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи - союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

    II и III придаточные - однородные, связаны между собой противительным союзом а .

    Горизонтальная схема предложения:

    1 , но [ гл.] 2 , (что - союз) 3 , (потому что - союз) 4 , а (-) 5 .

    Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

    Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

Обратите внимание!

Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 .

Горизонтальная схема: 1 , и , (когда - союз) 2 , 3 .

Вертикальная схема: 1 , и 3 .
врем. ↓
(когда - союз) 2

Ср.: Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 . - Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза - то, так, но .

Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. - Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

  1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
  2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
  3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
  4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
  5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
  6. При полном анализе - дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Образец разбора

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Центральная связь - сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а... то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 . Это сложносочинённое предложение, средство связи - противительный союз а .

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 - главное, предложение 2 - придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи - двойной союз так как... то ; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как... то ; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Горизонтальная схема: 1 , а (так как - с.) 2 , [то ] 3 .

Вертикальная схема: 1 , а 3 .
прич. ↓
(так как... то - союз) 2

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях, формировать умения обосновывать признаки сложного предложения с разными видами связи.

Задачи:

  1. Определять виды связи между простыми предложениями в составе сложного.
  2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе , мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и приемы интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1. Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор . Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.


Подписи к слайдам:

Мысли великих писателей Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия. Максим Горький Л.Н.Толстой Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ: части автономны и связаны интонацией и сочинительные союзы БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ: части зависят друг от друга; подчинительные союзы и союзные слова СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: части автономны; интонация СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложные предложения c разными видами связи

Сочетания видов связи сочинение и подчинение сочинение и бессоюзная связь сочинение и бессоюзная связь сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ КАК, И Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко шумят ручьи. Сырой ветер шумел в лесах. Было слышно. Весело и звонко шумят ручьи.

СОЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилАсь. Крапива обожгла мне руки. Спина ныла. Голова кружилась. , И,

ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ КОГДА НАСТУПИЛА ВЕСНА, СОЛНЦЕ СТАЛО СВЕТИТЬ ЯРЧЕ, ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, РАСПУСТИЛИСЬ ЦВЕТЫ НА ЛУГАХ. Наступила весна. Солнце стало светить ярче. Появились листья на деревьях. Распустились цветы на лугах. , КОГДА,

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах начали косить, и надо было смотреть, как шла работа. На лугах созревали травы. В некоторых хозяйствах начали косить. Надо было смотреть. Шла работа. КАК, И,

Задание 1 Составьте предложение с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. Мимикой и жестами изобразите предложение.

Творческая работа Прочитайте шуточные инструкции и сократите до одного простого предложения.

Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»


 

 

Это интересно: