Филипок л н толстой читать. Толстой лев николаевич. Краткий отзыв по рассказу Льва Толстого "Филипок" Понравилось ли произведение и почему
Среди множества сказок, особенно увлекательно читать сказку "Филипок" Толстой Л. Н., в ней чувствуется любовь и мудрость нашего народа. Бытовая проблематика - невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Главный герой всегда побеждает не коварством и хитростью, а добротой, незлобием и любовью - это главнейшее качество детских персонажей. Народное предание не может потерять своей насущости, в силу незыблемости таких понятий как: дружба, сострадание, мужество, отвага, любовь и жертвенность. Сказка "Филипок" Толстой Л. Н. читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.
Б ыл мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? – В школу. – Ты еще мал, не ходи, – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним.Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. – Да ты кто? – Филипок молчал. – Или ты немой? – Филипок так напугался, что говорить не мог. – Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.
– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
– Ну-ка, сложи свое имя. – Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. – Все засмеялись.
– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! – Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? – Филипок сказал; знаю, – и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.
« |
Был мальчик, звали его Филипп.
Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала ему:
- Куда ты, Филипок, собрался?
- В школу.
- Ты ещё мал, не ходи.
И мать оставила его дома.
Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собака тоже за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух
Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине.
Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
- Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже и немножко читать умел.
- Ну-ка, сложи своё имя.
Филипок сказал:
- Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
- Молодец, - сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
- Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись.
Название произведения: Филипок
Число страниц: 2
Жанр: рассказ
Главные герои: Филипок, учитель.
Краткое содержание рассказа "Филипок" для читательского дневника
Жил-был в одной слободке мальчик Филипок, который собирался пойти в школу, но оказался слишком маленьким для этого.
И мать его не пустила. Остался Филипок со своей бабушкой один в доме.
Скучно было Филипку, и решил он сам пойти в школу.
По дороге облаяли Филипка собаки, и испугался мальчик собак, убежал от них, добрался до школы.
Тут, услышав шум ребят, вновь оробел Филипок, вдруг его отсюда погонят?
Но набрался Филипок смелости и вошел в школу.
Снял, как полагается шапку, а учитель в шарфе и кричит на него: Кто такой?
Филипок от страха и замолчал, сказать слова не может.
Учитель подумал, что он немой и хотел домой отправить.
Но мальчик заплакал и пожалел его учитель.
Да тут и ребята сказали, что Филипок, мол, это, а брат его Костюшка, тут же вот сидит.
Посадил учитель Филипка рядом с братом.
Потом обнадежил мальчика, пообещав упросить мать Филипка, чтобы впредь пускала она его, раз желание у мальчика есть. А
потом стал и буквы показывать. Только вот Филипок их уже знает. Откуда? А брат научил.
Потом Филипок прочитал по просьбе учителя молитву, и так и стал с той поры ходить в школу.
План пересказа произведения:
1. Филипка мал для школы
2. Скука дома
3. Дорога в школу
4. Встреча с учителем
5. Занятие на лавке
6. Филипок и школа
Рисунок - иллюстрация к рассказу "Филипок" Льва Толстого
Главная мысль:
Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.
Чему учит произведение Филипок: рассказ "Филипок" учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.
Синквейн:
Маленький, умный.
Пошел, встретил, написал.
Разум превыше возраста.
Краткий отзыв по рассказу Льва Толстого "Филипок" Понравилось ли произведение и почему?
Мне понравился рассказ "Филипок" потому что его главный герой очень добрый и смешной мальчик, за которого переживаешь, желая успеха в его желании учиться в школе. Рассказ написан очень простым и понятным языком.
Пословицы:
1) Ученье свет, а неученье тьма.
2) Человек сам кузнец своего счастья.
Неизвестные ранее слова и их значения:
Поденная работа - работа на один день с последующей оплатой;
слобода - поселок;
полы - нижняя часть верхней одежды;
бедовый - смелый, смекалистый.
Урок литературного чтения
2 класс
Л. Н. Толстой «Филипок»
Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)
Задачи: личностных результатов обучения:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
- формирование коммуникативных умений.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
- развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
- развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;
- освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
- развивать навыки работы с текстом;
- формирование умения составлять план, словесный портрет героя.
Оборудование:
- учебник Кубасовой О. В. «Литературное чтение»;
- выставка книг Л. Н. Толстого
- компьютер, проектор
- лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, памятки.
Организационный момент.
К нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.
Я желаю вам на сегодняшний урок хорошего настроения, удачи, и плодотворной работы! У нас всё получится!
Стадия вызова
На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.
В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».
А что значит «растит»? (учит, воспитывает)
Сегодня вы познакомитесь с новым произведением, и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему же оно учит?»
(Подготовленные дети читают наизусть произведения Л.Н. Толстого
«Правда всего дороже» и «Два товарища».)
Лев Николаевич родился в 1828 году в большой дворянской семье. Он рано остался без родителей. Его воспитанием занималась дальняя родственница.
Долгое время Толстой занимался разными науками, но потом понял, что главное его желание – писать книги. За свою долгую жизнь он написал много книг для взрослых и детей. Среди них «Азбука» и «Книги для чтения». По этим книгам он учил деревенских ребятишек грамоте.
В то время в России было очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич Толстой решил открыть в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.
В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.
Толстой всё время трудился, хотя и был дворянского рода. Кроме написания книг, он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен, а уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебниках есть его сказки, рассказы, были и басни.
Почему и в современной жизни мы читаем книги Л. Н. Толстого?
(Они о дружбе, честности, порядочности, любви, справедливости, стремлении к знаниям - это вечные ценности.)
В нашей классной библиотеке собраны книги Л. Н. Толстого. Советую вам прочитать их.
Сегодня вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого.
Название вы узнаете, если среди гласных букв правильно расположите эти согласные. (. и. и. о. к п л Ф Филипок)
О ком или о чём может быть произведение с таким названием?
Ставим учебные задачи:
- Познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».
- Учиться читать осмысленно, правильно, выразительно.
- Учиться работать с текстом.
- Дать характеристику главному герою.
- Определить главную мысль произведения.
(Показать книгу)
Что можете сказать об этом произведении по обложке книги?
Когда жил этот мальчик? Где?
Стадия осмысления. Чтение с остановками.
1 часть
Что вы узнали о Филипке в самом начале?
(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)
Почему он остался дома? (мать не пустила его в школу)
Где были родители?
(Мать ушла на подённую работу . Отец ещё с утра уехал в лес.)
Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.
Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую? (Торопился.)
2 часть
Слобода - сторона, улица. (во время чтения)
Прочитайте, далеко ли была школа? (За селом у церкви)
Что случилось по дороге в школу?
Почему собаки залаяли? (Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)
Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
Дерево предсказаний (устно)
А как поступили бы вы?
Узнаем, как поступил Филипок.
3 часть
Кто же помог Филипку? (Мужик отогнал собак.)
Как он назвал Филипка? (пострелёнок)
Пострелёнок - озорник, сорванец.
Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Во весь дух - очень быстро.
Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? (страх)
Почему? (Вдруг учитель прогонит.)
Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.
(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)
Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?
Дерево предсказаний
4 часть
Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
(Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)
Что он сделал, когда вошёл? (Снял шапку.)
Почему? (Так принято.) О чём это говорит? (Мальчик был воспитанный.)
Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
- Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)
Немой - лишённый способности говорить.
Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.
(Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)
А почему же он заплакал?
(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)
5 часть
Кто поддержал Филипка? (ребята)
Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
Украдкой - скрытно, незаметно от других.
6 часть
Когда же осмелел Филипок? (Когда учитель похвалил его.)
А за что похвалил? (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)
Как о себе говорит Филипок?
(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)
Бедовый - ловкий, сообразительный.
Страсть какой - очень.
Зачем он так сказал учителю?
(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)
Каков же Филипок? Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.
Что изменилось в жизни Филипка? (стал учеником.)
Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?
Был ли такой мальчик Филипок?
Жанр этого произведения так и называется - быль.
Быль - это то, что было в действительности в жизни.
Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём будет произведение?
Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.
Но впереди нас ещё ждёт открытие: Чему же учит это произведение?
Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.
Стадия рефлексии.
У вас на партах фрагменты иллюстраций к рассказу Филипок. Вам нужно собрать иллюстрации и объединиться в группы.
Игра «Суета»
- У каждой группы конверт с заданием.
Вспомните правила работы в группе. Они перед вами.
(Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)
Работа в группах
1 группа
Cоставить картинный план.
Обсудить в группе и подготовить ответ на вопрос:
Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?
- Мать не пустила
- Собаки набросились
- А главное - преодолел страх и свои сомнения
Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия?
(желание учиться)
2 группа
Восстановить деформированный план.
Пронумеровать карточки в соответствии с порядком следования событий в рассказе.
2. Филипок отправляется в школу.
1. Скучно дома.
3. Опасная дорога в школу.
5. Встреча с учителем.
4. Раздумья на пороге школы.
7. «Ты погоди хвалиться».
6. Филипок читает.
Подготовить выразительное чтение по ролям 6 и 7 частей.
3 группа
Составить краткий рассказ о главном герое.
Перед вами текст - подсказка. Выбирайте и вставляйте подходящие по смыслу слова.
Филипок - это … … мальчик. (маленький, деревенский)
У него были мама, …, …, старший … … . (папа, бабушка, брат Костюшка)
Костюшка ходил … . (в школу)
Филипок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)
Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (смелым и настойчивым)
Он упорно … … … . (добивался своей цели)
Учитель … Филипку … в школе. (разрешил, учиться)
4 группа
Составить синквейн.
Правила написания синквейна:
- Кто? 1 слово
- Какой? 2 слова
- Что делал? 3 слова
- Что вы думаете о герое? 4 слова
- Кто он? (новое понятие) 1 слово
- Филипок
- Самостоятельный, настойчивый
- Бежит, хочет учиться
- Филипок добивается своей цели.
- Ученик
- группа
Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу.
Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:
на красных - тонкие, на желтых - толстые.
Памятка
Презентация работ (от каждой группы по 2 человека)
Почему Филипок так стремился в школу ?
(У него было огромное желание учиться)
Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?
Почему Толстой написал такой рассказ-быль?
Чему же учит это произведение ?
(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться - это здорово!)
Это главная мысль произведения!
Вот мы и сделали открытие: чему учит быль Толстого «Филипок».
Подведём итоги. Вспомним учебные задачи.
(Включить проектор)
- Все ли задачи решены?
Дом.задание: Подготовьте пересказ и подберите пословицы к рассказу.
А напоследок я приготовила для вас самое интересное.
Давайте прослушаем это обращение.
Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.
Что радовало Толстого больше всего?
И мне бы очень хотелось, чтобы вы учились хорошо, и чтобы желание учиться у вас не пропадало.
А теперь заполните листы самооценки.
Я учился рассуждать, понимать замысел автора. | |
Я был активен на уроке. | |
Я внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. | |
Я предлагал группе интересные идеи. | |
Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим. | |
Я завершил свою часть работы вовремя. | |
Я общался с членами моей группы тактично и с уважением. | |
Я спокойно принимал критику в свой адрес. | |
Мне было интересно на уроке. |
Что получилось?
Всем спасибо за работу!
Самоанализ урока
1. Характеристика класса. В классе 27 человек. Из них 25 человек имеют средний уровень развития, 2 человека – в зоне патологии. 2. УМК «Гармония». Предметная область «Литературное чтение». Тема: Л. Н. Толстой «Филипок» из раздела «В мире книг». 3. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»). 4. Задачи. Выход на задачи урока был осуществлён в сотворчестве с учащимися через систему вопросов. 5. На этапе осмысления использована стратегия критического мышления «Чтение с остановками». Остановки определяла сама, так как текст не знаком. Все вопросы были направлены на осознание и понимание текста. На этапе рефлексии использованы интерактивные формы организации деятельности (работа в группах, игра «Суета»). Задания разного уровня сложности, носят творческий характер, соответствуют теме и задачам урока. В качестве помощника-фасилитатора направляла и контролировала деятельность учащихся. Считаю , что на уроке присутствовала познавательная, социальная и физическая активность. Учащиеся находились в разных позициях и выполняли разные роли. 6. Итоги урока подведены в академическом, личностном и эмоциональном плане через листы самооценки.
Л. Н. Толстой
Филипок (сборник)
Лев Толстой – детям
Неподалёку от города Тулы, в густом лесу, находится старинная дворянская усадьба с очень поэтичным названием – Ясная Поляна. Здесь родился и прожил большую часть жизни величайший русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910). В Ясной Поляне он создал главные свои произведения: романы «Война и мир» и «Анна Каренина», здесь он и похоронен. А сегодня в усадьбе расположился дом-музей писателя.
Первым учителем и воспитателем маленького Льва был добродушный немец – его писатель изобразил в своей первой большой повести «Детство». В 15 лет Толстой с семьёй переехал в Казань и несколько лет учился там в университете, потом жил в Москве и Петербурге, а в 23 года поступил на воинскую службу, побывал на Кавказе, где создал первые свои рассказы и повести. Участвовал Толстой и в обороне Севастополя во время Крымской войны (1853–1856), написал цикл «севастопольских рассказов», имевших большой успех.
Вернувшись в Ясную Поляну, Лев Николаевич открыл школу для детей крестьян. Школ в то время было мало, да и платить за обучение могли не все. А писатель учил детей бесплатно. Вот только подходящих букварей и учебников тогда попросту не существовало. Через несколько лет Толстой сам пишет «Азбуку» для малышей и рассказы для детей постарше – из этих рассказов получились четыре «Русские книги для чтения». Многие детские произведения Толстого написаны по мотивам русских, индийских, арабских, турецких и немецких народных сказок, а некоторые сюжеты подсказали писателю ученики Яснополянской школы.
Толстой много трудился над произведениями для детей, не раз переделывая написанное. Исправленная «Азбука» в поздних изданиях стала называться «Новой азбукой». Только при жизни Льва Николаевича «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» переиздавались больше двадцати раз – так они были популярны.
Добрых, справедливых, смелых и порой забавных героев Толстого любили и дети, жившие 100–150 лет назад, и твои родители, бабушки и дедушки, когда были маленькими. Наверняка полюбишь их и ты, когда прочтёшь эту книжку!
П. Лемени-Македон
Рассказы из «Новой азбуки»
Лисица и журавль
Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела. На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.
Царь и избушка
Один царь строил себе дворец и перед дворцом сделал сад. Но на самом въезде в сад стояла избушка, и жил бедный мужик. Царь хотел эту избушку снести, чтобы она сад не портила, и послал своего министра к бедному мужику, чтобы купил избушку.
Министр пошёл к мужику и сказал:
– Ты счастлив. Царь хочет твою избушку купить. Она десяти рублей не стоит, а царь тебе сто даёт.
Мужик сказал:
– Нет, я избушку за сто рублей не продам.
Министр сказал:
– Ну так царь двести даёт.
Мужик сказал:
– Ни за двести, ни за тысячу не отдам. Мой дед и отец в избушке этой жили и померли, и я в ней стар стал и умру, Бог даст.
Министр пошёл к царю и сказал:
– Мужик упрям, ничего не берёт. Не давай же, царь, мужику ничего, а вели снести избушку даром. Вот и всё.
Царь сказал:
– Нет, я этого не хочу.
Тогда министр сказал:
– Как же быть? Разве можно против дворца гнилой избушке стоять? Всякий взглянет на дворец, скажет: «Хорош бы дворец, да избушка портит. Видно, – скажет, – у царя денег не было избушку купить».
А царь сказал:
– Нет, кто взглянет на дворец, тот скажет: «Видно, у царя денег много было, что такой дворец сделал»; а взглянет на избушку, скажет: «Видно, в царе этом и правда была». Оставь избушку.
Мышь полевая и мышь городская
Пришла важная мышь из города к простой мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха и пшеницы. Важная мышь погрызла и сказала:
– Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное, приходи ко мне, посмотри, как мы живём.
Вот пришла простая мышь в гости. Дождались под полом ночи. Люди поели и ушли. Важная мышь ввела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая мышь никогда не видала такой еды и не знала, за что взяться. Она сказала:
– Твоя правда, наше житьё плохое. Я перейду также в город жить.
Только она сказала это, затрясся стол, и в двери вошёл человек со свечкой и стал ловить мышей. Насилу они ушли в щёлку.
– Нет, – говорит полевая мышь, – моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю.
Большая печка
У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена.
Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно.
Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без защиты стало ещё холоднее, а топить нечем. Тогда он влез, разломал крышу и стал топить крышей; в доме стало ещё холоднее, а дров нету. Тогда человек стал разбирать потолок из дома, чтобы топить им.
Сосед увидал, как он потолок разворачивает, и говорит ему:
– Что ты, сосед, или с ума сошёл? Зимой потолок раскрываешь! Ты и себя и жену заморозишь!
А человек говорит:
– Нет, брат, я ведь затем и потолок поднимаю, чтобы мне печку топить. У нас печь такая, что чем больше топлю, то холоднее становится.
Сосед засмеялся и говорит:
– Ну, а как потолок сожжёшь, тогда дом разбирать будешь? Жить негде будет, останется одна печь, да и та остынет.
– Такое моё несчастие, – сказал человек. – У всех соседей дров на всю зиму хватило, а я двор и половину дома сжёг, – и то недостало.
Сосед сказал:
– Тебе надо только печку переделать.
А человек сказал:
– Знаю я, что ты моему дому и моей печке завидуешь за то, что она больше твоей, затем и не велишь ломать, – и не послушался соседа и сжёг потолок и сжёг дом и пошёл жить к чужим людям.
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
– Нехороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
– Мама! посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
– Это чиж. Смотри же не мучай его, а лучше пусти.
– Нет, я его кормить и поить буду.
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя и ставил воду и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал; Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
– Мама! что мне теперь делать?
– Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть, всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.