→ Тюрьма моабит. Моабит. Из писем Р.А. Мустафину от Н.С. Бушманова

Тюрьма моабит. Моабит. Из писем Р.А. Мустафину от Н.С. Бушманова

"Моабит" – бывшая берлинская тюрьма, построена в 1888 году. Представляет собой комплекс из пяти четырехэтажных корпусов, соединенных в форме веера. Сильно пострадала от бомбардировок 1945 года, в 1962 году был отремонтирован. Моабитская тюрьма – одна из известнейших в мире, находится в центре Берлина. С 2001 года входит в состав округа Митте. В прошлом, отличилась пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. В настоящее время, немецкий “Моабит” - учреждение предварительного заключения для лиц мужского пола, достигших 21 года и старше, в которое водворяют по решению суда.
Российский его аналог СИЗО, но только по предназначению этих учреждений. А вот методы и условия несколько иные, они прямо противоположны. Штатная вместимость “Моабита” - 1200 заключенных. Администрация и обслуживающий персонал - гражданские лица. В “Моабите” подследственным раз в две недели (а в отдельных необходимых заключенному случаях и чаще) предоставляют свидания. Разрешение дают судья или прокурор. Разговоры во время беседы с адвокатом и переписка с ним не подлежат цензуре. Переписка подследственных заключенных подлежит перлюстрации по решению суда или прокуратуры. Всем заключенным разрешается смотреть свой телевизор и слушать свое радио. Заключенные могут в известных пределах даже обставлять и декорировать свою камеру (за исключением электрического и санитарного оборудования). Подследственный “Моабита” может заказать себе в камеру книги и периодику. Правила внутреннего распорядка подследственному могут выдать на многих языках, в т.ч. и на русском.
В “Моабите” нет камер более чем на три человека. Размер таких камер составляет около 30 квадратных метров. Но это, чаще исключение: в “Моабите” стремятся, чтобы у каждого заключенного была своя камера. В камере моабитской тюрьмы деревянная мебель. По желанию, некурящих не помещают вместе с курящими. Внутри тюрьмы имеется тренажерный зал. Спальные места в два яруса считаются нарушением Конституции.
Известные заключенные: Росские узники сидели в ней годами. В 1911– 1912 гг. – знаменитый разведчик, капитан русского Генерального штаба Михаил Костевич, 1919 г. – Карл Радек – австрийский подданный, видный деятель советского и международного коммунистического движения, позже в 1937 году, Радек был убит уголовниками но уже в советском концлагере. С 1933 г. в «Моабите» несколько лет содержался Эрнст Тельман. В1941г – 1945 г. - интернированные граждане СССР – дипломаты, командированные специалисты, советские военнопленные, обвиненные в агитации среди узников немецких концлагерей; поэт Муса Джалиль; болгарский коммунист Георгий Димитров, осужденный за поджог здания Рейхстага. В годы перестройки, после падения Берлинской стены, в Моабит ненадолго попал бывший глава бывшей ГДР Э. Хонеккер.

С чем вот у вас ассоциируется слово "Моабит"? У меня - конечно же, с татарским поэтом Мусой Джалилем и его циклом стихотворений "Моабитская тетрадь", написанных им в тюрьме Моабит в Берлине. Стихи Мусы Джалиля мы изучали в школе, его имя известно каждому казанцу. Тем, кто бывал в Казани, больше известен памятник поэту (герой, вырывающийся из пут колючей проволоки) напротив Кремля.

Казнен Муса Джалиль был в тюрьме Плётцензее, там сейчас находится музей, до которого мы не добрались (да и в Моабите оказались случайно).

В 1946 бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс и, выполняя последнюю волю поэта, отправил стихи на родину.

Тюрьма Моабит была разрушена в 1958 году, на ее месте разбит парк, оставлены стены и фундаменты зданий. На стене - цитата из "Моабитских сонетов" Альбрехта Хаусхофера: "Von allem Leid, das diesen Bau erfüllt, ist unter Mauerwerk und Eisengittern ein Hauch lebendig, ein geheimes Zittern".

Моабитские тетради - листы истлевшей бумаги, исписанные мелким почерком татарского поэта Мусы Джалиля в застенках берлинской тюрьмы Моабит, где и погиб поэт в 1944 году (казнен). Несмотря на смерть в плену, в СССР после войны Джалиля, как и многих других, считали предателем, было заведено розыскное дело. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников, хотя все прекрасно понимали, что поэт - казнен. Джалиль был одним из руководителей подпольной организации в фашистском концлагере. В апреле 1945 года, когда советские войска штурмовали Рейхстаг, в пустующей берлинской тюрьме Моабит среди разбросанных взрывом книг тюремной библиотеки бойцы нашли клочок бумаги, на котором по-русски было написано: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, буду скоро расстрелян…»

Родился Муса Джалиль (Залилов) в Оренбургской области, деревня Мустафино, в 1906 году шестым ребенком в семье. Его мать была дочерью муллы, но сам Муса не проявлял особого интереса к религии - в 1919 году он вступил в комсомол. Начал писать стихи с восьми лет, до начала войны опубликовал 10 поэтических сборников. Когда учился на литературном факультете МГУ, то жил в одной комнате с ныне известным писателем Варламом Шаламовым, который описал его в рассказе «Студент Муса Залилов»: «Муса Залилов был маленького роста, хрупкого сложения. Муса был татарин и как всякий «нацмен» принимался в Москве более чем приветливо. Достоинств у Мусы было много. Комсомолец - раз! Татарин - два! Студент русского университета - три! Литератор - четыре! Поэт - пять! Муса был поэт-татарин, бормотал свои вирши на родном языке, и это еще больше подкупало московские студенческие сердца».

Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека - он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи. Муса работал в Москве редактором татарских детских журналов, заведовал отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». С 1935 года его зовут в Казань - заведующим литературной части Татарского театра оперы и балета. После долгих уговоров он соглашается и в 1939 году переезжает в Татарию вместе с женой Аминой и дочкой Чулпан. Человек, который занимал не последнее место в театре, был также ответственным секретарем Союза писателей Татарии, депутатом казанского городского совета, когда началась война, имел право остаться в тылу. Но от брони Джалиль отказался.

13 июля 1941 года Джалиль получает повестку. Сперва его направили на курсы политработников. Затем - Волховский фронт. Попал в знаменитую Вторую ударную армию, в редакцию русской газеты «Отвага», расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом. «Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов», - напишет он в письме домой. «На днях вернулся из десятидневной командировки по частям нашего фронта, был на передовой, выполнял особое задание. Поездка была трудная, опасная, но очень интересная. Все время был под обстрелом. Три ночи подряд не спали, питался на ходу. Но видел много», - пишет он своему казанскому другу, литературоведу Гази Кашшафу в марте 1942 года. Кашшафу адресовано и последнее письмо Джалиля с фронта - в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…»

Муса с этим письмом пытался переправить все свои написанные стихи в тыл. Очевидцы рассказывают, что он все время носил в своей походной сумке толстую потрепанную тетрадь, в которую записывал все, сочиненное им. Но где сегодня эта тетрадь, неизвестно. В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»: «Последний миг - и выстрела нет!Мне изменил мой пистолет…»

Сначала - лагерь военнопленных у станции Сиверской Ленинградской области. Затем - предполье старинной Двинской крепости. Новый этап - пешком, мимо разрушенных сел и деревень - Рига. Потом - Каунас, форпост №6 на окраине города. В последних числах октября 1942 года Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, построенную еще при Екатерине II. Крепость была обнесена несколькими рядами колючей проволоки, установлены сторожевые посты с пулеметами и прожекторами. В Демблине Джалиль познакомился с Гайнаном Курмашем. Последний, являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. В Демблин собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья - татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов.

Гитлеровцам нужно было не только пушечное мясо, но и люди, которые могли бы вдохновить легионеров сражаться против Родины. Ими должны были стать люди образованные. Учителя, врачи, инженеры. Писатели, журналисты и поэты. В январе 1943 года Джалиля в числе других отобранных «вдохновителей» привезли в лагерь Вустрау под Берлином. Этот лагерь был необычным. Он состоял из двух частей: закрытой и открытой. Первая представляла собой привычные пленным лагерные бараки, правда, рассчитанные только на несколько сот человек. Вокруг открытого лагеря не было ни вышек, ни колючей проволоки: чистые одноэтажные дома, выкрашенные масляной краской, зеленые газоны, клумбы с цветами, клуб, столовая, богатая библиотека с книгами на разных языках народов СССР.

Их так же гоняли на работы, но по вечерам проводились занятия, на которых так называемые учебные руководители прощупывали и отбирали людей. Отобранных помещали на вторую территорию - в открытый лагерь, для чего требовалось подписать соответствующую бумагу. В этом лагере пленных вели в столовую, где их ожидал сытный обед, в баню, после которой выдавали чистое белье, гражданскую одежду. Затем в течение двух месяцев проводились занятия. Пленные изучали госструктуру Третьего рейха, его законы, программу и устав нацистской партии. Проводились занятия по немецкому языку. Для татар читались лекции по истории Идель-Урала. Для мусульман - занятия по исламу. Окончившим курсы выдавали деньги, гражданский паспорт и другие документы. Их направляли на работу по распределению Министерства оккупированных восточных областей - на немецкие заводы, в научные организации или легионы, военные и политические организации.

В закрытом лагере Джалиль и его единомышленники вели подпольную работу. В группу уже входили журналист Рахим Саттар, детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, экономист Гариф Шабаев. Все они для вида согласились сотрудничать с немцами, по выражению Мусы, чтобы «взорвать легион изнутри». В марте Мусу и его друзей перевели в Берлин. Муса числился служащим Татарского комитета Восточного министерства. Никакой конкретной должности он в комитете не занимал, выполнял отдельные поручения, преимущественно по культурно-просветительской работе среди военнопленных.

Встречи подпольного комитета, или джалильцев, как принято среди исследователей называть соратников Джалиля, проходили под видом дружеских вечеринок. Конечной целью было восстание легионеров. В целях конспирации подпольная организация состояла из небольших групп по 5-6 человек каждая. Среди подпольщиков были те, кто работал в татарской газете, выпускаемой немцами для легионеров, и перед ними стояла задача сделать работу газеты безвредной и скучной, препятствовать появлению антисоветских статей. Кто-то работал в отделе радиовещания Министерства пропаганды и наладил прием сводок Совинформбюро. Подпольщики также наладили выпуск антифашистских листовок на татарском и русском - печатали на машинке, а потом размножали их на гектографе.

Деятельность джалильцев не могла не быть замечена. В июле 1943 года далеко на востоке грохотала Курская битва, закончившаяся полным провалом немецкого плана «Цитадель». В это время поэт и его товарищи еще на свободе. Но на каждого из них в Управлении безопасности уже имелось солидное досье. Последнее совещание подпольщиков состоялось 9 августа. На нем Муса сообщил, что связь с партизанами и Красной Армией налажена. Восстание было намечено на 14 августа. Однако 11 августа всех «культурных пропагандистов» вызвали в солдатскую столовую - якобы для репетиции. Здесь все «артисты» были арестованы. Во дворе - для устрашения - Джалиля избили на глазах у задержанных.

Джалиль знал, что он и его друзья обречены на казнь. Перед лицом своей смерти поэт переживал небывалый творческий подъем. Он осознавал, что так, как сейчас, еще никогда не писал. Он спешил. Надо было оставить обдуманное и накопленное людям. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах - не только тоска по родине, родным людям или ненависть к нацизму. В них, что удивительно, - лирика, юмор.

«Пусть ветер смерти холоднее льда,
он лепестков души не потревожит.
Улыбкой гордою опять сияет взгляд,
и, суету мирскую забывая,
я вновь хочу, не ведая преград,
писать, писать, писать, не уставая».

В Моабите с Джалилем в «каменном мешке» сидел Андре Тиммерманс - бельгийский патриот. Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, который приносили бельгийцу. Из этого ему удавалось сшивать блокноты. На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал: «К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Смертный приговор джалилевцам вынесли в феврале 1944 года. Казнили их только в августе. Шесть месяцев заключения Джалиль тоже писал стихи, но ни одно из них до нас не дошло. Сохранились лишь два блокнота, в которых содержится 93 стихотворения. Первый блокнот из тюрьмы вынес Нигмат Терегулов. Он передал его в Союз писателей Татарии в 1946 году. Вскоре Терегулов был арестован уже в СССР и погиб в лагере. Второй блокнот вместе с вещами переслал матери Андре Тиммерманс, через советское посольство он тоже был передан в Татарию в 1947 году. Сегодня настоящие Моабитские тетради хранятся в литературном фонде казанского музея Джалиля.

25 августа 1944 года 11 джалилевцев были казнены в тюрьме Плётцензея в Берлине на гильотине. В графе «обвинение» в карточках осужденных было написано: «Подрыв мощи, содействие врагу». Казнили Джалиля пятым, время было 12:18. За час до казни немцы устроили встречу татар с муллой. Сохранились записанные с его слов воспоминания. Мулла не нашел слов утешения, и джалилевцы не хотели с ним общаться. Почти без слов он протянул им Коран - и все они, положив руки на книгу, прощались с жизнью. Коран в начале 1990-х привезли в Казань, он хранится в этом музее. До сих пор не известно, где находится могила Джалиля и его соратников. Это не дает покоя ни казанским, ни немецким исследователям.

Джалиль догадывался, как отнесется советская власть к тому, что он побывал в германском плену. В ноябре 1943 года он пишет стихотворение «Не верь!», которое адресовано жене и начинается строчками:

«Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал»,—
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня».

В СССР в послевоенные годы МГБ (НКВД) открыли розыскное дело. Его жену вызвали на Лубянку, она прошла через допросы. Имя Мусы Джалиля исчезло со страниц книг и учебников. Сборников его стихов не стало в библиотеках. Когда исполнялись по радио или с эстрады песни на его слова, то обычно говорилось, что слова - народные. Закрылось дело лишь после смерти Сталина за неимением улик. В апреле 1953 года впервые были опубликованы шесть стихотворений из Моабитских тетрадей в «Литературной газете» - по инициативе ее редактора Константина Симонова. Стихи получили широкий отклик. Затем - Герой Советского Союза (1956), лауреат (посмертно) Ленинской премии (1957) …В 1968 году на студии «Ленфильм» был снят фильм «Моабитская тетрадь».

Из предателя Джалиль превратился в того, чье имя стало символом преданности Родине. В 1966 году у стен Казанского кремля был установлен созданный известным скульптором В.Цегалем памятник Джалилю, который стоит там и сегодня.

В 1994 году рядом, на гранитной стенке, был открыт барельеф, представляющий лица его казненных десяти товарищей. Уже много лет дважды в год - 15 февраля (в день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни) у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов. Сбылось то, о чем писал поэт в одном из своих последних писем с фронта жене: «Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что смерть презираем, это на самом деле так. Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над чувством страха. Когда приходит мысль о смерти, думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет. А есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил другую жизнь - «жизнь после смерти»

Татары Берлина установят табличку Мусе Джалилю на стене тюрьмы «Моабит»

С такой инициативой выступили представители татарской диаспоры в Германии.

Рустем Кабиров живет в Берлине уже три года. Не так давно он и его жена обратились в казанскую мастерскую «Агач» с просьбой создать памятную табличку великому татарскому поэту Мусе Джалилю. Сейчас пара находится в Татарстане, но уже совсем скоро возвращается в Берлин, где собирается добиться разрешения властей на установку памятного знака.


В Берлине есть парк, где раньше была расположена тюрьма «Моабит». Там находится инициированная тюремная камера, на которой можно было разместить табличку в память о нашем герое. Мы с женой решили обратиться в одну из казанских мастерских. Это все произошло спонтанно. И вот табличка уже готова, у нас на руках. С властями города мы еще не обсуждали тему установки доски. Это будет наш второй шаг. Но, я думаю, получение разрешения не составит большого труда, нам должны пойти навстречу. К этому времени к нам подключится вся наша организация Берлинской татарской молодежи и все получится, - выражает надежду собеседник.

Установить табличку Рустем рассчитывает к началу октября. Таким образом наш соотечественник хочет рассказать жителям Германии о подвиге татарского героя.

Один из руководителей мастерской «Агач» Булат Мустафин говорит, что необычных заказов к ним поступает много, но этот особенно запоминающийся.


Это наша история, наше прошлое. Муса Джалиль знаменит не только своим творчеством, но и своей смертью. Поэтому мы сразу согласились выполнить заказ. Все финансирование мы берем на себя, - рассказал он.

Муса Джалиль - татарский поэт, журналист. Родился в феврале 1906 года, в 1941-м был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был военным корреспондентом газеты «Отвага».

26 июня 1942 года в ходе Любанской наступательной операции у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен. Вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В Едлиньске около Радома (Польша), где он формировался, Муса Джалиль вступил в созданную среди участников движения подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольным движением «Берлинский комитет ВКП(б)», которое возглавлял Бушманов.

Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, поднял восстание 21 февраля 1943 года, в ходе которого часть бойцов (около 500-600 человек) покинули расположение части и с оружием в руках присоединились к белорусским партизанам. Личный состав остальных шести батальонов легиона при попытке использовать их в боевых действиях так же часто переходил на сторону РККА и партизан.

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнен на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.


Находясь в тюрьме, поэт писал стихи. Впоследствии они составили основу знаменитого сборника под названием «Моабитская тетрадь». За этот цикл стихотворений автор посмертно был удостоен Ленинской премии. Издание было переведено на 60 языков, а в 2013 году сборник рекомендован Министерством образования и науки России школьникам для самостоятельного чтения.

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


«Мы отмечаем новый старт России как государства»

История нашей страны, которая в разное время называлась по-разному - Русь, Российская империя, СССР, насчитывает более тысячи лет, а событию, которое мы отмечаем 12 июня, нет и тридцати. В этот день в 1990 году первый Cъезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. К тому времени многие республики Советского Союза уже вышли из состава СССР и, чтобы подчеркнуть государственность той части страны, которая образовалась в новых границах, было принято новое ее название - Российская Федерация, Россия.

Кстати, именно 12 июня страна, кроме независимости, обрела и первого президента. В этот же день в 1991 году состоялись первые в истории всенародные открытые выборы главы государства, на которых одержал победу Борис Ельцин. Именно он своим указом в 1992 году учредил новый государственный праздник - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. А 12 июня в телевизионном обращении к россиянам предложил переименовать праздник в День России. Однако официально это название было утверждено только с принятием нового Трудового кодекса РФ - в 2002 году. То есть получается, что праздник День России совсем молодой - ему всего 17 лет.


KazanFirst расспросил политиков и общественников о том, какое значение имеет этот праздник для современной России.

Марат Бариев, депутат Госдумы РФ, член комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи:

В 1991 году 12 июня состоялись первые выборы президента Российской Федерации. Для страны эта дата имеет очень большое историческое значение. Это точка отсчета строительства новой России. Это день рождения сегодняшней России, вернее - ее возрождения. К сожалению, в сознании многих россиян это еще не такой популярный и любимый праздник.


Я читал, что половина населения страны даже не знает, как он называется, не говоря уж о том, чему он посвящен. Но это не вина людей. Я думаю, что если Россия будет развиваться, в том числе в направлении улучшения качества жизни населения, то все больше людей будет гордиться своей страной и тем, как они живут в этой стране. Тогда народ будет более чутко относиться к Дню России и с гордостью его праздновать. Надеюсь, что такие времена наступят очень скоро.

Игорь Бикеев, сопредседатель Татарстанского регионального штаба ОНФ, первый проректор Казанского инновационного университета:

День России - молодой, но уже прижившийся в нашей стране праздник. Фактически Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации стала свидетельством того, что наше государство - Россия - меняется. Документ торжественно провозгласил государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявил о решимости создания демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР. Напомню, что под суверенитетом обычно понимают независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Декларация была принята на фоне глубокого социально-экономического и политического кризиса, охватившего всю страну: потеря авторитета многими органами власти Союза ССР, развал управляемости, тотальный дефицит товаров народного потребления, острые межнациональные и идеологические конфликты. Очень жаль, что заявленное в документе сохранение Союза не произошло.

Полностью разделяю мнение Владимира Владимировича Путина о том, что распад СССР - крупнейшая геополитическая катастрофа века.

В то же время декларация послужила основой современного российского государства, принципов его конституционного строя и системой органов власти. Кроме того, в ней фактически было установлено, что у России есть свои интересы, которые она будет четко отстаивать при уважении других стран и народов. Что и происходит сегодня у нас на глазах.

Поэтому День России, на мой взгляд, носит характер празднования нашей современной государственности, самостоятельности. По традиции в этот день вручаются государственные награды Российской Федерации, проходят разнообразные торжественные мероприятия. День России - это патриотический праздник, в который можно особо заявить о нашей гордости за страну и любви к ней. А для этого у нас, граждан Российской Федерации, есть все основания.


Андрей Большаков, завкафедрой конфликтологии КФУ, доктор политических наук:

Полностью сегодняшний праздник называется Днем принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Естественно, это тяжело произнести, поэтому многие в обиходе называют этот праздник просто «двенадцатое число» и воспринимают его как очередной выходной. Я думаю, что правильно поступили, что этот праздник россиянам оставили, в отличие от Дня Конституции РФ. Если мы живем в государстве, которое называется Российская Федерация, то мы, конечно, должны отмечать день образования этого государства. Вот французы отмечают день образования Французской Республики - День взятия Бастилии уже не одну сотню лет. Хотя все знают, насколько Великая французская революция - кровавое и неоднозначное событие. У нас 12 июня 1990 года события были тоже неоднозначные, хоть и не такие кровавые. Многие считают, что принятием этой Декларации была впервые торпедирована идея Советского Союза. Вслед за этим событием декларировали свой суверенитет и все союзные республики, тем самым было подорвано единое государство - СССР. Но было образовано новое - Российская Федерация. У него, наверное, были свои недостатки - мы долго жили в государстве, которое нельзя было назвать сильным. Но в последние лет 10 мы заметили, и это видно по результатам соцопросов, что Россия стала более сильным государством. По-моему, россиян это должно радовать, потому что сильное государство - это в целом сильная страна. Понятно, что у нас еще много нерешенных проблем, есть недостатки, безусловно. Но беспроблемных стран не бывает.


Что касается сегодняшней оценки событий 12 июня 1990-1991 годов, то теперь можно совершенно по-разному их интерпретировать. Если какие-то историки будут говорить, что именно они привели к падению великого Советского Союза, то они будут правы, наверное. И сегодня нам необходимо жить в тех границах в тех территориях, которые мы имеем. Российская Федерация по-прежнему великая и большая страна, включающая 85 субъектов, которые очень отличаются друг от друга.

Но все же День России - это скорее политический праздник, чем народный. Чтобы он стал популярным, его все должны пережить и прочувствовать. Я думаю, что должно пройти еще несколько десятилетий, чтобы это произошло. И данные социологических исследований показывают, что и этот праздник постепенно набирает сторонников из молодежной среды, потому что они родились, когда 12 июня уже отмечали как День России. И хотя до популярности Нового года или 9 Мая эму еще очень долго расти, День России надо отмечать, надо вспоминать, что мы живем в одной из самых сильных и замечательных стран, которая только существует на планете, и что надо эту страну развивать, делать лучше, а в случае возникновения угроз защищать.

Марат Галеев, депутат Госсовета РТ, председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству:

В тот исторический период, когда был основан праздничный день, который мы сейчас называем День России, он обществом был воспринят единодушно. Более того, 12 июня даже не воспринималась многими как дата радостного события, потому что это тот день, когда был вынут основной кирпич из, казалось бы, прочного и устойчивого знания - СССР, тем самым было положено начало его разрушения. Причем это произошло через очень короткое время после референдума, на котором большинство россиян высказались за сохранение Советского Союза. И те, кто голосовал «за», с самого начала восприняли провозглашение Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации как нежелаемое событие и не могли это приветствовать.


Но история не имеет сослагательного наклонения - все это уже произошло 12 июня 1990 года. Поэтому, может быть, через энное количество лет День России и станет всенародным праздником. Но коль скоро это государственный праздник и даже объявлен выходным днем, он имеет полное право на существование. Мы отмечаем сегодня новый старт России как государства, новый его формат. Прошло 29 лет, за это время выросло целое поколение, которое если и знает по учебникам истории, что случилось в этот день, но не прочувствовало это, не пережило. У них нет ностальгии по старому. Возможно, у нового поколение День России будет вызывать энтузиазм и гордость за страну. Но для этого нужно время.

Андрей Тузиков, завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ (КХТИ), доктор социологических наук, профессор:

Любое государство, любое общество имеют какие-то праздники, которые символизируют государственность. У американцев 4 июля считается общенациональным праздником, во Франции - 14 июля. Да. 12 июня в России произошло довольно двусмысленное событие - приняли так называемую Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее еще называют декларацией о независимости. Понятно, возникает вопрос. От кого?

Владимиро-Суздальское княжество, Киевская Русь, Советский Союз, Российская империя - это просто разные формы существования российской государственности. И нынешняя Российская Федерация - это российское государство в XXI веке. Есть у него плюсы и минусы, как и везде. И в качестве даты государственного праздника, который должен быть в любой стране, было выбрано 12 июня. Удачная дата или не удачная - можно спорить. Она несет в себе определенную травму - развал исторической России, границы которой не совпадали с границами СССР. Естественно, что для многих, кто жил в Советском Союзе, эта дата печальная. Кроме того, это очень молодой праздник, в отличие от, например, Дня взятия Бастилии во Франции. Не думаю, что там, спустя три десятка лет после тех кровавых событий, широко их отмечали. Любая дата обретает свое значение, свою мифологию, символическую значимость, только уходя в историю. А как скоро это произойдет в нашем случае, зависит от того, как будет развиваться проект российской государственности в формате Российской Федерации. Если он состоится как успешный проект, то спустя 100 лет День России все будут праздновать пышно и ярко. А если снова произойдет какое-то переформатирование, например, в варианте СССР 2.0 или еще как-то, наверное, возникнет другая дата.

Германия, г. Берлин
"Моабит" – бывшая берлинская тюрьма, построена в 1888 году. Представляет собой комплекс из пяти четырехэтажных корпусов, соединенных в форме веера. Сильно пострадала от бомбардировок 1945 года, в 1962 году был отремонтирован. Моабитская тюрьма – одна из известнейших в мире, находится в центре Берлина. С 2001 года входит в состав округа Митте. В прошлом, отличилась пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. В настоящее время, немецкий “Моабит” - учреждение предварительного заключения для лиц мужского пола, достигших 21 года и старше, в которое водворяют по решению суда.
Российский его аналог СИЗО, но только по предназначению этих учреждений. А вот методы и условия несколько иные, они прямо противоположны. Штатная вместимость “Моабита” - 1200 заключенных. Администрация и обслуживающий персонал - гражданские лица. В “Моабите” подследственным раз в две недели (а в отдельных необходимых заключенному случаях и чаще) предоставляют свидания. Разрешение дают судья или прокурор. Разговоры во время беседы с адвокатом и переписка с ним не подлежат цензуре. Переписка подследственных заключенных подлежит перлюстрации по решению суда или прокуратуры. Всем заключенным разрешается смотреть свой телевизор и слушать свое радио. Заключенные могут в известных пределах даже обставлять и декорировать свою камеру (за исключением электрического и санитарного оборудования). Подследственный “Моабита” может заказать себе в камеру книги и периодику. Правила внутреннего распорядка подследственному могут выдать на многих языках, в т.ч. и на русском.
В “Моабите” нет камер более чем на три человека. Размер таких камер составляет около 30 квадратных метров. Но это, чаще исключение: в “Моабите” стремятся, чтобы у каждого заключенного была своя камера. В камере маобитской тюрьмы деревянная мебель. По желанию, некурящих не помещают вместе с курящими. Внутри тюрьмы имеется тренажерный зал. Спальные места в два яруса считаются нарушением Конституции.
Известные заключенные:
Росские узники сидели в ней годами. В 1911– 1912 гг. – знаменитый разведчик, капитан русского Генерального штаба Михаил Костевич, 1919 г. – Карл Радек – австрийский подданный, видный деятель советского и международного коммунистического движения, позже в 1937 году, Радек был убит уголовниками но уже в советском концлагере. С 1933 г. в «Моабите» несколько лет содержался Эрнст Тельман. В1941г – 1945 г. - интернированные граждане СССР – дипломаты, командированные специалисты, советские военнопленные, обвиненные в агитации среди узников немецких концлагерей; поэт Муса Джалиль; болгарский коммунист Георгий Димитров, осужденный за поджог здания Рейхстага. В годы перестройки, после падения Берлинской стены, в Моабит ненадолго попал бывший глава бывшей ГДР Э. Хонеккер.

Тюрьма «Тегель» - самая большая мужская тюрьма в Германии, построена в Берлине, в 1898 году. До войны, это была берлинская военная тюрьма. В 1943 – 1945 годах тюрьма была в ведении гестапо. В настоящее время в ней содержится около 1700 человек. Условия, как во всех тюрьмах Берлина. На преступника - по камере площадью около восьми квадратных метров. Рацион составляет диетолог. Мусульмане, могут заменить свиное мясо любым другим.
Ежегодно арестанты получают 21-дневный отпуск для учебы и профессионального совершенствования. Желающие могут заработать до 300 euro в месяц в дополнение к ежемесячному государственному пособию в размере 26 euro. Любимое место работы заключенных - швейная мастерская. Осужденные здесь шьют дизайнерскую тюремную одежду. Продают производимую ими одежды через веб-сайт в интернете. Вся продукция с 1898 года имеет фирменное клеймо «Haeftling», что в переводе с немецкого означает "заключенный". Заключенные могут работать в булочной, типографии, тюремных мастерских, например, слесарной, плотницкой, сапожной, а заработанные деньги - в среднем 200 евро - тратить на покупки. Заказывать товары можно только по тюремным спискам. В камере могут находиться любые электронные приборы - телевизор, радио, бритва.
Известные заключенные:
С апреля 1943г – по октябрь 1944г. в берлинской военной тюрьме «Тегель» содержался Дитрих Бонхёффер - немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора (заговора против Гитлера). В 1943 году в этой тюрьме в течение нескольких месяцев сидел Александр Русанов – командир партизанского отряда имени 25 лет РККА (соратник начальника Украинского штаба партизанского движения Т. А. Строкача).

Здание на улице Вильгельмштрассе в Шпандау в Берлине, было построено в 1876 года и начиная с 1879 года служило военной тюрьмой. После 1919 года в ней содержались и гражданские заключённые. После поджога Рейхстага в 1933 года национал-социалисты превратили тюрьму «Шпандау» в лагерь для размещения так называемых «арестованных в целях пресечения преступлений». До начала Второй мировой войны в тюрьме «Шпандау» содержалось более 600 заключённых. С 1945 года тюрьма «Шпа́ндау» (нем. Kriegsverbrechergefängnis Spandau) размещалась на территории британского сектора Берлина и стала тюрьмой для военных преступников.
Тюрьма «Шпандау» была единственным учреждением Берлина, которым управляла совместная администрация четырёх держав-союзниц во время холодной войны - СССР, США, Англия и Франция. Администрация тюрьмы со стороны союзников менялась ежемесячно. О том, под чьим управлением находится тюрьма, свидетельствовал соответствующий флаг страны перед зданием союзнического Контрольного совета.
Известные заключенные:
В тюрьме до войны находились в заключении известные борцы с нацизмом Эгон Эрвин Киш и Карл фон Осецкий. В 1946-1987 годах в ней содержались люди, виновные в чудовищных преступлениях, приговорённые на Нюрнберском процессе к различным срокам заключения. Это бывшие адмиралы "третьего рейха" Дёниц и Редер, министр экономики Функ, министр иностранных дел гитлеровской Германии, протектор Богемии и Моравии фон Нейрат, создатель "гитлерюгенда" - нацистского комсомола - Ширах, министр вооружений, главный архитектор и придворный архитектор Гитлера Шпеер и заместитель "фюрера" Гесс. С 1966 года, в тюрьме «Шпандау» остался единственный ее узник, приговорённый к пожизненному заключению - Рудольф Гесс. После его смерти в 1987 году, здание тюрьмы «Шпандау» было полностью снесено во избежание пропагандистских выступлений со стороны неонацистов, а строительный мусор в порошкообразном состоянии сброшен в Северное море. На месте тюрьмы, власти города построили большой деловой центр и парковочную стоянку.

Бывшая тюрьма «Руммельсбург» в Берлине – это комплекс из шести краснокирпичных зданий барачного типа 19 века века постройки. Во времена кайзера Вильгельма "исправительный дом для уклоняющихся от работы" был чем-то средним между тюрьмой и лагерем. Осужденные " Руммельсбурга " исправлялись, в основном, путем труда на различных фабриках Берлина и его окрестностях. После 1945 года, тюрьма «Руммельсбург" была одной из зловещих тюрем, куда во времена ГДР помещали неудачливых беглецов в ФРГ или в западный сектор Берлина через германо-германскую границу и прочих политически неблагонадежных немцев. В наше время, бывшая тюрьма Берлина «Руммельсбург» перестроена под элитное жилье.
Известные заключенные:
После падения Берлинской стены в одной из камер, всего один день, посидел Эрих Хонеккер – бывший Генеральный секретарь Социалистической единой партии Германии.

Николай Северин

 

 

Это интересно: