→ Понятие о личности в психологии. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии Чего состоит личность человека психология

Понятие о личности в психологии. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии Чего состоит личность человека психология

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"

Реальность, которая описывается понятием "личность", про­является уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась "личина" - лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению - это определенная соци­альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приоб­ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб­ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще­стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С.Немова, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци­ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "че­ловек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позво­лит более полно раскрыть последнее.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к челове­ческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "соб­ственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

2. Исследования личности: этапы, научные подходы

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться од­ной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности, все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и измене­ние на протяжении жизни человека. Поскольку большинство на­правлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и вклю­чали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти осо­бенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормаль­ную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Экспериментальный период характеризуется активным внедре­нием в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавить­ся от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы).

С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много раз­личных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности (основопо­ложником которой является американский ученый Д.Уотсон) 1878-1958) психология должна заниматься не душевными явле­ниями, недоступными научному наблюдению, а поведением. За­дачу психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы научиться "про­считывать" и программировать поведение личности.

Основоположники гештальт-психологической теории личнос­ти Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов (нем. gestalt - образ). Построение психического образа происходит как мгновенное "схватывание" его структуры.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в каче­стве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности (У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito - знания).

Гуманистическая теория личности (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Мас-лоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практичес­ки не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.

1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (про­цесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь на­кладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработан­ная З.Фрейдом . Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вер­шиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработан­ные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонен­тов, или уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" - бессозна­тельная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений. "Оно" насыщено сексуальной энер­гией - либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека - постоянная ве­личина. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" под­чиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Вто­рой принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

"Я" представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Я" ориентируется на реальность.

"Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на под­сознательном уровнях. "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от "Оно", чаще всего нахо­дятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в "Сверх-Я", т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конф­ликт разрешается с помощью "Я", т.е. сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципами реальности и рациональнос­ти, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетво­рены и при этом не были нарушены нормы морали.

2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ро­лей, прав и обязанностей, короче - от структуры социальной деятельности индивида.

По мнению теоретиков-бихевиористов , социальные роли лю­дей и большинство форм социального поведения личности скла­дываются в результате наблюдений над такими социальными мо­делями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей яв­ляются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе - это результат взаимодействия между инди­видом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.

3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творчес­кий процесс формирования и реализации ее собственных жиз­ненных целей и ценностей. Это направление определяется как гу­манистическое и ассоциируется с такими именами, как К.Род­жерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изуче­нии личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гу­манистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного "я" лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу "или-или" не имеет смыс­ла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предла­гается историко-эволюционный подход, в котором антропологи­ческие свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В кон­тексте данного подхода подлинным основанием и движущей си­лой развития личности является совместная деятельность, благо­даря которой происходит индивидуализация личности. Формиро­вание и развитие этого направления - заслуга Л.С.Выготского (1836-1904) и А.Н.Леонтьева (1903-1979). Эта теория в отече­ственной психологии носит название теории деятельности .

В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.

Основоположники теории отношений - А.Ф-Лазурский (1874- 1917), В.Н.Мясищев (1892-1973) - считали, что "ядро" лично­сти составляет система ее отношений к внешнему миру и к само­му себе, которая формируется под воздействием отражения со­знанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения - Б.Ф.Ломов (1927-1989), А.А.Бодалев, К.ААбульханова-Славская - личность формируется и разви­вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки - Д.Н.Узнадзе (1886-1950), А.С.Прангишвили - развивает представление об установке как готовности лич­ности к восприятию будущих событий в определенном направле­нии действий, что является основой ее целесообразной избира­тельной активности.

Человек - существо, устроенное очень сложно. Мы поступаем именно так, а не иначе, отнюдь не по причине инстинктов. Наши мотивы не всегда ясны. Чтобы предсказать поведение человека, необходимо знать его характер, темперамент и, конечно же, особенности его личности. Что же это такое? Определение личности в психологии существует не одно. Вопрос этот сложен, а значит, мнений существует достаточно. в социальной психологии - это то, с чем работали и работают многие выдающиеся психологи. Это социальная сторона человека, она - именно то, то делает его частью общества.

Понятие личности в психологии

Как уже было сказано, ученые дают самые разные ответы на вопросы, связанные с личностью. Нередко можно наблюдать сильное расхождение мнений. Однако заметим, что все используемые сегодня теории являются научно обоснованными.

Понятие личности в психологии во многом основывается на том, что человек представляет собой не что иное, как совокупность различного рода приобретенных, а также чисто социальных качеств. При этом делается большой акцент на то, что к личностным качествам не относятся те, которые имеют непосредственную связь с физиологией, и не связаны с проживанием в обществе.

Иногда понятие личности в психологии содержит указание и на то, что психологические также не относятся к качествам личностным. Речь о психических, связанных с познавательными процессами,

Понятие личности в психологии основывается на устойчивых качествах, которые формируются только в обществе. То есть, в процессе взаимодействия и общения с другими людьми. делают его индивидуальным, неповторимым, оригинальным.

На основании изложенного можно сделать вывод, что личность - это человек, рассматриваемый в системе психических характеристик, которые обусловлены социально, а проявляться могут только в общественных отношениях и связях. Такие характеристики обязательно должны быть устойчивыми.

Понятие личности в психологии имеет тесную связь с такими понятиями, как «индивидуальность», «индивид», однако, сразу скажем, что отождествлять их ни в коем случае нельзя - отличий достаточно.

Если рассматривать человека как совокупность абсолютно всех имеющихся качеств (и общественных, и природных), то это будет индивид. Можно сказать, что индивид - это отдельно взятая человеческая особь.

Индивидуальность - понятие достаточно узкое. Под ним подразумевается то сочетание уникальных особенностей человека, которые делают его не похожим на других людей.

Из чего же состоит личность человека? Конечно же, она имеет свою структуру. Чаще всего психологи включают в нее характер, эмоции, волевые качества, темперамент, мотивацию, способности. Последние - это не что иное, как устойчивые индивидуальные человека. Часто именно они определяют наш успех при попытках реализации себя в тех или иных видах деятельности.

Темперамент (в основном) определяет скорость нашей реакции на те или иные явления окружающего мира. От характера во многом зависит именно то, как мы поступаем в определенных ситуациях. Он зачастую лежит в основе выбора, принятия решений и так далее. Волевые качества определяют то, как человек движется к поставленным целям, то, как он настроен на те или иные достижения. Мотивация и эмоции связаны с побуждением к деятельности, а социальные установки - это то, как человек воспринимает саму жизнь и других людей.

Напоследок отметим, что личность есть только у людей. Никакие другие живые организмы ей не обладают. Также отметим, что не является личностью ребенок, выросший вне общества (дети-маугли).

Страница 1 из 4

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: субъект, индивид, личность.

Во-первых, психология всегда рассматривает человека в качестве субъекта (участника, исполнителя) исторического и общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Во-вторых, психология рассматривает человека как индивида, обычно подразумевая под этим, что он:

  • является своеобразным представителем других живых существ, отличающимся от животных спецификой фило- и онтогенетического развития особого вида;
  • является отдельным представителем человеческой общности, имеющим присущие только ему особенности психики и поведения.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие его психофизиологической организации; устойчивость всех его усилий в процессе взаимодействия с окружающей средой.

В обыденной жизни, когда говорят об индивидуальности человека, то имеют в виду его оригинальность. Обычно словом

"индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность конкретного человека, делающую его не похожим на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

В-третьих, психологическая наука рассматривает человека как личность. В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Таким образом, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества

и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности - это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.

Анатомо-физиологические особенности личности - это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.

В основе анатомо-физиологических особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, приводящая к развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. Следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно приниматься во внимание.

Важнейшими факторами формирования личности выступает окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.

Обычно выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от большой энергии, стремительности в движениях, труде и речи до вялости поведения, пассивности психической деятельности, речи и жестикуляции. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.

Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность, т.е. труд, общение с другими людьми, в условиях которого развивается человек, воспитание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества.

Факторы формирования личности и особенности действий и поступков личности в обществе позволяют составить ее

психологическую характеристику, т.е. описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

При этом следует иметь в виду своеобразие зарождения и развития психологических особенностей личности, формирующихся в процессе социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, есть прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде * , с другой - присутствует и определенная корреляционная зависимость собственно социально-психологических качеств личности от специфики функционирования его индивидуально-психологических особенностей ** .

Психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизированную внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение ее психических свойств и сторон и на этой основе на осмысление всех ее черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение.

Для обозначения существует несколько определений: личность, индивид и субъект. В первую очередь, психология рассматривает человека как субъект (исполнитель, участник) общественного и исторического процесса в целом, субъекта определенной деятельности, который является источником преобразования и познания объективной реальности. Во-вторых, человек рассматривается с точки зрения психологии как индивид, имея в виду что он:

Является оригинальным представителем среди живых существ, которые отличаются спецификой онтогенетического и филогенетического развития от животных.
Является представителем отдельной человеческой общности, которые имеют особенности поведения и психики, присущие только ему.

Оба понятия личности в психологии взаимосвязаны и определяют человека как своеобразное существо. Главными особенностями индивида являются: своеобразие и целостность его психофизиологической организации; в процессе взаимодействия с внешней средой устойчивость всех усилий.

Когда в повседневной жизни говорят об индивидуальности личности, то зачастую имеют в виду него неповторимость и оригинальность. Индивидуальность – это главенствующая особенность определенного человека, которая делает его отличным от окружающих. Каждый человек индивидуален, просто у одних это проявляется малозаметно, а у других очень ярко.

В-третьих, с точки зрения психологической науки, человек рассматривается как личность. Прежде всего, в человеке выделяется его общественная сущность. Помимо профессиональной и социальной группы, вне общества, человек стать личностью не сможет, его человеческий облик не сформируется, одним словом – человека создает природа, а общество его формирует.

Личность также находится в кругу политических отношений. Психология личности зависит от того угнетена ли она или свободна, имеются ли у нее политические права или нет, может быть избранной или способна реально избирать, быть исполнительницей воли властвующего класса или обсуждать вопросы социальной жизни.

Личность находится в мире влияния идеологических взаимоотношений. Идеология – это система идей об окружении и на личность оказывает огромное влияние, формирует во многом содержание ее психологии, социальные и индивидуальные установки, мировоззрение.

На личность в психологии влияют и отношения людей находящихся в одной группе. В процессе общения и взаимодействия люди друг на друга взаимно воздействуют, вследствие этого формируется общность к собственным качествам, людям, труду, отношении к обществу, социальных установках. Личность в установленной группе завоевывает авторитет, играет определенные роли, завладевает определенным положением.

Личность это и субъект (активное звено), а не только объект общественных отношений. Личности создатели истории, вступая в отношения с людьми, они творят ее по необходимости, а не по произволу, под воздействием общественных объективных закономерностей. Тем не менее, историческая необходимость не исключает ответственности за самобытность личности, за поведение ее перед обществом.

Понятие личности , таким образом, означает, что это человек, который является представителем определенного общества, государства и группы (половозрастной, политической, религиозной, этнической, социальной). Личность осознает свое отношение к социальной действительности и к окружающим его людям.

Разными факторами обусловлено развитие личности. Обычно к ним относятся: общественно-полезная деятельность, общество и окружающая среда, анатомо-физиологические особенности, своеобразие нервной деятельности. В зависимости от того на сколько мы о них осведомлены и учитываем особенности их проявления, зависит действенность правильного понимания всех социальных и индивидуальных поступков и действий человека.

На понятие личности в психологии , на ее развитие большое влияние оказывает природно-географическая среда. К примеру, люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержаны, организованны, к тому чему их обучают, относятся правильно и умеют ценить время.

В индивида природные особенности, такие как эмоциональность и активность заложены с рождения. Активность личности проявляется в проявлении себя, силе и стремительности протекания психических процессов стремлении к разным видам деятельности, т.е. выступает как общественная характеристика деятельности человека и от большой энергии до вялости поведения может изменяться. Эмоциональность в зависимости от возбудимости нервной системы индивида проявляется в разной степени, что характеризует его отношение к внешнему миру.

Психологически-индивидуальная сторона личности отображает специфику действенности ее психических образований, состояний, свойств и психических процессов. Психические процессы – это явления, которые обеспечивают осознание и первичное отражение личности на воздействие окружающей реальности. Психические свойства – это самые устойчивые особенности личности, постоянно проявляющиеся и обеспечивающие необходимую степень деятельности и поведения, типичную для нее. Личность в психологии обладает такими свойствами: способности, характер, темперамент, направленность.

Психическое состояние – это степень качества функционирования и работоспособности личности в любой период времени. Психические формирования – это психические явления, которые формируются в процессе приобретения профессионального и жизненного опыта, содержащих сочетание умений, навыков и знаний.

Любой из нас попадал в ситуацию, когда, несмотря на понятие о личности в психологии , предварительные представления и имеющийся богатый опыт общения конкретного человека, при непосредственном с ним контакте, все описанные характеристики нестандартно проявлялись. Это является результатом своеобразного детского формирования в семье или влияние группы, к которой принадлежит человек.

Об одном человеке мы говорим: «Вот это личность!», а о другом так сказать нельзя. Значит, в нашем сознании присутствует обыденное понимание того, что это такое. Но в науке существует конкретное определение понятия личности. Это предмет исследования многих наук, изучающих человека и общество - истории, философии, этики, педагогики. Существует и понятие личности в психологии - учении о психике человека. И любая наука может трактовать ее также как категорию, то есть как целый комплекс черт индивида, меняющихся в зависимости от культуры и времени, в контексте которого рассматривается эта проблема.

Что такое личность?

Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания. Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль. Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности - это воспитание ребенка, роль предпринимателя - управление компанией и принятие решений, и прочее).

Общая психология личности

Общая психология - это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения - общие и универсальные закономерности психической жизни. Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей. Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.

Определение личности в психологической науке

Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.

Понятие личности в психологии - это предмет серьезных научных дискуссий. Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах. С одной стороны, личность - это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими. В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.

Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:


Структура личности

Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:

Личность в социальной психологии

Социальная психология - одна из базовых отраслей психологического знания. Она имеет свой подход к изучению данной проблемы, и понятие личности также не обходится без внимания. Социальную психологию интересует оно тогда, когда включено в систему социальных отношений. Эта наука рассматривает особенности взаимодействия личности и общества. Получается, для того чтобы раскрыть понятие личности в социальной психологии, необходимо изучить реальные общественные связи и отношения, в которые она вступает.

Личность в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)

Наши ученые личность рассматривают как продукт истории. Ее развитие, прежде всего, определяется местом, которое она занимает в обществе. При этом особое значение имеет совместное занятие и общение между людьми в процессе этой деятельности.

Традиционно в понятие личности в отечественной психологии включены всевозможные качества человека, возникшие вследствие жизни в социуме. Таким образом, в общественной психологии личность - это не столько индивид сам по себе, сколько, прежде всего, представитель человеческого общества, неразрывно связанный с ним.

Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Роджерс)

Понятие личности в зарубежной психологии трактуется немного иначе - это уже не продукт общественных отношений, а самостоятельное явление, которое возникает само по себе. Поэтому там имеет место другая интерпретация самосознания и самооценки человека: чем в большей степени он воспринимает себя отдельно от общества, тем выраженнее может осознавать себя личностью. Что из этого следует? Западная психология понимает личность как субъект, склонный к самосознанию, познанию и оценке самого себя.

Особенно важно разобраться в этом вопросе людям, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и увлекаются различными тренингами. Очень тяжело развить в себе самоуважение, если нет восприятия себя как индивидуума, а не просто человеческой особи. Но и новичкам, которые совсем недавно начали изучать учения и понятие личности в социальной психологии, будет полезна эта информация.

 

 

Это интересно: