→ За что сидел поэт Михаил Танич? Михаил танич

За что сидел поэт Михаил Танич? Михаил танич

Молодость

Родился в Таганроге. «Дед по отцу был набожным евреем-ортодоксом… Он постоянно молился…» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду», М., «Вагриус», 2000). Существовала семейная легенда о том, что дед хорошо знал Шолома-Алейхема и «будто бы именно у него во время погромов в Одессе сгорела доверенная на хранение библиотека уехавшего в Штаты писателя» (там же).

Отец Михаила Танича - Исай (Исаак) Самойлович Танхилевич - был красноармейцем во время гражданской войны, в девятнадцать стал заместителем начальника мариупольской ЧК, затем, окончив Петроградский институт коммунального хозяйства, - начальником управления коммунального хозяйства Таганрога; расстрелян по обвинению в хищении социалистической собственности в особо крупном размере (6 октября 1938). Мать тоже была арестована, и четырнадцатилетний Михаил поселился у другого деда, ее отца - бывшего главного бухгалтера металлургических заводов Мариуполя Бориса Трескунова, проживавшего теперь в Ростове-на-Дону. Аттестат о среднем образовании Танич получил 22 июня 1941 года.

В 1942 году Михаила призвали в действующую армию. Воевал на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. В составе 33-й истребительно-противотанковой бригады прошел путь от Белоруссии до Эльбы. В декабре 1944 года, по словам самого Танича, был едва не похоронен заживо в братской могиле после тяжелого ранения.

В городе Бернбурге, вскоре после Победы, 21-летний Михаил познакомился с молодой немкой Эльфридой Лане. Не женился на ней, хотя закон, запрещающий браки с иностранцами, был принят только через два года. В начале 1980-х, приехав в ГДР, хотел встретиться с Эльфридой, но та жила в ФРГ. Танич встретился с ее тетей, бывшей владелицей ресторана, где он и познакомился с Эльфридой, подарил пластинку с песнями на свои стихи.

После окончания войны поступил в Ростовский инженерно-строительный институт, окончить который не успел, поскольку в 1947 году был арестован по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация). В дружеской компании он сказал, что немецкие машины лучше наших; один из услышавших это донес на него. Танич же был «полон надежд и планов, просто здоровья, впереди - вся жизнь с ее тысячей вариантов» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»).

В тюрьме, а потом - в лагере (в районе Соликамска, на лесоповале) Танич провел полученные им шесть лет.

Через много лет он неожиданно сказал в телеинтервью: «Сначала злился, а потом понял: правильно меня посадили. Государство имеет право и должно себя защищать».

Творческая деятельность

После освобождения жил на Сахалине и работал мастером в «Строймехмонтаже». Не будучи реабилитирован, не мог поселиться в Москве, хотя там жил его двоюродный брат. Публиковал в местной прессе свои стихи под фамилией Танич.

Быстро развелся с первой женой Ириной, которая, по его признанию, не ждала его, как Пенелопа, пока он «мотал свой лесоповальный срок» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»). В тридцать три года женился на восемнадцатилетней Лидии Козловой, с которой познакомился на вечеринке. Она спела под гитару, подобрав подходящие мелодии, две песни на его стихи, назвав «нашим поэтом» и понятия не имея, что автор находится рядом.

Тогда же, в 1956 году, Танич получает реабилитацию. Супруги отправляются в Москву, где Михаил Исаевич работал на радио и в прессе. Первый сборник стихов вышел в 1959 году. В начале 1960-х стала очень популярной его песня, написанная в соавторстве с композитором Яном Френкелем - «Текстильный городок», которую исполняли Раиса Неменова, Майя Кристалинская. С Френкелем Танич встретился в коридоре «Московского комсомольца». Танич писал, что не знает, как сложилась бы его судьба без этой встречи (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»). В дальнейшем нашел и других соавторов-композиторов, среди которых были Никита Богословский, Аркадий Островский, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский, Владимир Шаинский, Вадим Гамалия. Совместно с Юрием Саульским поэт написал шлягер «Черный кот», ставший своеобразной визитной карточкой Танича (в конце видеоклипа «Узелки» Алёны Апиной появляется черный кот). Вместе с Левоном Мерабовым Танич написал песню «Робот», с которой дебютировала на радио совсем еще юная Алла Пугачёва.

Как вспоминает вдова поэта Лидия Козлова, когда после прослушивания Юрия Антонова в Союзе композиторов его подвергли «мощной обструкции маститые композиторы тех лет», присутствовавший при этом Танич не выдержал и сказал: «Что же вы издеваетесь над человеком? Его песни поет вся страна, а вы пытаетесь изобразить его бездарным! Ну, если вы такие умные, сядьте за рояль, покажите, как нужно сочинять!». «После этого», как говорит Козлова, «Антонова „клевали“, но уже поменьше». Совместно с Антоновым Танич написал только две песни, но «Зеркало» называл одной из самых любимых (другим же их общим хитом Антонов любит завершать свои концерты).

Одной из самых любимых своих песен Танич называл и написанное совместно с Серафимом Туликовым «Объяснение в любви», единственную патриотическую песню поэта. Он полностью отвергал коньюнктуру и долго шел к этой серьезной теме.

Уроженец Сахалина Игорь Николаев, приехав в Москву, часто бывал в доме Танича и его жены Лидии Козловой, на чьи стихи написал свой первый хит «Айсберг». Сотрудничал он и с самим Таничем; основой хита «Комарово» стало стихотворение из подаренного поэтом сборника.

В 1985 году Танич помог Владимиру Кузьмину, который благодаря песне на его стихи впервые выступил на телевидении, в конкурсе «Песня года». В середине 1980-х Танич стал сочинять стихи для самых популярных тогда композиторов, Давида Тухманова и Раймонда Паулса. Он хотел помочь и Александру Барыкину, который со своей группой «Карнавал» первым записал совместную песню Паулса и Танича «Три минуты». Но песня, видимо, не нравилась Барыкину; он спел ее без каких-либо эмоций. И известными «Три минуты» стали в исполнении Валерия Леонтьева. Игорь Саруханов снял свой первый видеоклип на собственную песню «Парень с гитарой», автором стихов в которой был Танич.

В дальнейшем Танич сотрудничал с Алёной Апиной, которую поэт считал «своей певицей», как и Ларису Долину, с композитором Русланом Горобцом, Аркадием Укупником, Вячеславом Малежиком, продолжал свое давнее сотрудничество с Эдитой Пьехой. Организовал группу «Лесоповал», лидером которой был композитор и певец Сергей Коржуков, трагически погибший в 1994 году. Группа получила второе рождение через год благодаря новому солисту Сергею Куприку и композитору, аранжировщику, мультиинструменталисту Александру Федоркову, хотя, по мнению некоторых, она дискредитировала Танича.

«„Белый лебедь на пруду“ - замечательная песня, а остальное… Меня раздражает блатняк, написанный на высоком поэтическом уровне (которого часто, правда, перестает выдерживать). Он меня раздражает и у Высоцкого, у Розенбаума, но для обоих это было начало творчества, а не его конец. К „Лесоповалу“ так отношусь не только я; мне подобное говорили, и я подобное один раз даже читал. Альбом Алёны Апиной - та же история; почти все песни написал Коржуков. „Парень из нашего города“ („…парень из нашей братвы“) - вообще кощунство, учитывая, что так же называется знаменитая пьеса Симонова, которую и Марк Захаров в Ленкоме ставил. Этим не только я возмущался. Лишь „Узелки“ (тоже замечательная песня) своим присутствием как-то оправдывают альбом. Но „Белый лебедь“, некоторые другие исключения из правил не могут оправдать целый десяток альбомов, где и тема любви (если это можно назвать любовью) приобрела блатной характер. Кстати, „Узелки“ и „Белый лебедь“ показывают, каким могло быть соавторство Танича и Коржукова, если бы в искусстве сохранилась такая важная вещь, как определенный запрет (что не я придумал). Впрочем, и при полной отмене цензуры запрет можно поставить самому.

Мне очень жаль, потому что я ценю многие предыдущие песни на стихи Михаила Танича („Даже звезды не выше любви“ - всего одна строчка). У него и в начале девяностых были такие шедевры, как „Айседора Дункан“ и „Тоннель под Ла-Маншем“. Но потом появился „Лесоповал“. И другие новые песни Танича на этом фоне как-то поблекли».

(Вадим Николаев, «Заметки о российской песне»)

Блатняком песни «Лесоповала» назвала и журналистка Капитолина Деловая, получившая за это «пинки и тычки», как написала другая журналистка Соня Соколова (досталось, утверждает Соколова, также композиторам). «…а что это, как не блатняк?..», удивляется Соколова.

«Лесоповал» был главным проектом Михаила Танича в конце его жизни. Группа выпустила шестнадцать номерных альбомов (последний - уже после смерти Танича), поэт написал для них больше 300 песен. После смерти Коржукова песни на стихи Танича писали как известные композиторы, так и музыканты группы. «Лесоповал» стал чаще отходить от так называемого русского шансона, Танич и Федорков написали песню «Был пацан…» о солдате, погибшем на чеченской войне.

«Лесоповал» продолжает выступать и после смерти своего продюсера (как говорит Лидия Козлова, он был не продюсером, а отцом), несмотря на уход Федоркова и Куприка. По ее же словам, Танич оставил много стихов для песен. Готовится новый альбом.

Танич был членом Союза писателей СССР с 1968 года, автором почти двадцати сборников. Итоговый сборник стихотворений «Жизнь» издал в 1998 году, тогда же выпустил первый песенный сборник «Погода в доме». В 2000 году выпустил книгу мемуаров «Играла музыка в саду» (издательство «Вагриус», серия «Мой 20 век»). Эту книгу Танич писал (или, скорее, диктовал) в больнице, будучи уже тяжело болен.

Михаил Танич умер 17 апреля 2008 года в Москве, причиной смерти стала хроническая почечная недостаточность. Похоронен 19 апреля 2008 года на центральной аллее Ваганьковского кладбища в Москве.

Интересные факты

  • Героем песни «Витёк», которую написал на стихи Михаила Танича композитор и певец Игорь Демарин, является ближайший друг детства поэта Виктор Агарский.
  • Танич с детства и до самой смерти очень любил футбол. В детстве же, по словам поэта: «Для меня он был всем - и гоголь-моголем, и сказкой Арины Родионовны».
  • Вскоре после того, как стал популярен его первый шлягер «Текстильный городок», Танич, покупая пирожное, неожиданно услышал, что продавщица ларька поет песню. Он не удержался и сказал, что это его песня. Она не поверила и ответила: «Мордой не вышел!»
  • На полученные за год исполнения в эфире «Текстильного городка» 220 рублей (уже после деноминации 1961 года) Танич тут же купил в магазине «Мебель» чехословацкую кровать и полированную тумбочку. Были истрачены все деньги, однако Танич считал, что получил мебель задаром.
  • «Мы влюбились и женились под вашу песню „На тебе сошелся клином белый свет“», сказала Таничу жена писателя Виля Липатова.
  • Давая интервью западному журналисту и отвечая на вопрос «Как вы относитесь к советской массовой песне?», Владимир Высоцкий ответил: «Я ее не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня „На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет…“. И целых три автора!..». Имелись в виду композитор Оскар Фельцман, совместно написавшие стихи Михаил Танич и Игорь Шаферан. Танич возмущался: «Дай Бог мне написать еще раз такую всенародно любимую песню! Ее спел 170-миллионный хор! Такие песни неподсудны, но Высоцкий лишь посмеялся над нами» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»). В своей книге Танич очень хорошо отозвался об Александре Галиче и Булате Окуджаве, однако Высоцкого упомянул только по этому поводу, ничего не написав о своем отношении к его творчеству. Почти через четырнадцать лет после смерти Высоцкого, на поминках по Шаферану, к Таничу подошла незнакомая ему семейная пара. Они представились друзьями Высоцкого и его старшего сына, сказали, что Высоцкий незадолго до смерти называл свое интервью ошибкой, «просил извиниться за него перед авторами» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»), сам хотел это сделать.
  • В Главпуре Танича просили, чтобы на его творческом вечере в Венгрии, в группе наших войск, не исполнялась песня «Как хорошо быть генералом». Причина - она не нравится генералам. «А полковникам нравится!», ответил Танич.
  • Поэт Владимир Цыбин, по определению Танича «не из худших в длинном списке Союза писателей», сказал в его присутствии: «Вот и еще одного потеряли». Танич подумал, что кто-то умер, но оказалось: Анатолий Поперечный «в песню ушел!». Танич иронически прокомментировал это в своей книге: «…семья поэтов потеряла своего, к чужим ушел, в песню - погиб для настоящей поэзии. А Толя, между прочим, и всегда в песне не был посторонним, и до сих пор у него это неплохо получается. У Цыбина - нет, а у Толи - да!» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»).
  • Слегка приблатненная песня «Неточка Незванова» из репертуара «Лесоповала» может показаться издевательством над Федором Михайловичем Достоевским, автором одноименного романа. Но Достоевский не закончил свой роман, поскольку был арестован и осужден по политическому обвинению (конкретно - всего лишь за чтение в кружке петрашевцев письма Белинского к Гоголю), оказался на каторге. В судьбе Танича немало похожего.

Песни на стихи М. Танича

  • «А любовь права» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов, Галина Невара
  • «А ты не летчик» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина (Анка)
  • «Айседора» (муз. Е. Ваниной) - исп. Александр Малинин
  • «Ангел» (муз. И. Николаева) - исп. Александр Кальянов
  • «Анка» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка в Америке» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка в Думе» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка-нэп» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анютины глазки» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Аты-баты» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик), Эдуард Хиль
  • «Аэропорт» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин)
  • «Базара нет» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Балалайка» (муз. И. Николаева) - исп. Алла Пугачёва
  • «Баня» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Веселые ребята» (солисты - Валерий Дурандин и Алексей Глызин)
  • «Бархатный сезон» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Белая черемуха» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Белый свет» (″На тебе сошёлся клином белый свет…″) (муз. О. Фельцмана - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Иосиф Кобзон
  • «Билет на самолет» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Бля» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Брачная газета» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Будь первым» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина
  • «Будь, что будет» (муз. Я. Френкеля) - исп. Аида Ведищева
  • «Был пацан…» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «В заброшенной таверне» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «В саду играет музыка» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля
  • «Вечеринка» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина
  • «Винторез» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Витёк» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин, Любовь Успенская
  • «Влюблённый гарнизон» (муз. Я. Френкеля) - исп. Валентин Будилин
  • «Возьми меня с собой» (муз. А. Мажукова) - исп. Анне Вески, Любовь Успенская
  • «Воробьи» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Воровской закон» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Воруй, Россия!» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Всюду только ты» (муз. С. Березина) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Выдумал тебя» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Год за два» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Годы не стареют» (муз. А. Мажукова) - исп. Лев Лещенко
  • «Голубика» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Гости» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Группа крови» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Гуси-лебеди» (муз. Я. Френкеля) - исп. вокальный квартет «Советская песня», Тульский государственный хор
  • «Да-да-да-да» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Буйнов)
  • «Дарю тебе Москву» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Пламя», ВИА «Надежда»
  • «Дачный роман» (муз. В. Быстрякова) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Двое» (муз. В. Рубинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Девочка секонд-хэнд» (муз. А. Пугачёвой) - исп. Алла Пугачёва
  • «Девятиметровушка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Девятое мая» (муз. С. Павлиашвили) - исп. Сосо Павлиашвили
  • «Дельфины» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Детектив» («Спасите, спасите, спасите…») (муз. В. Шаинского) - исп. Тынис Мяги и группа «Мьюзик сейф»
  • «Диета» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Днем и ночью» (муз. Ю. Саульского) - исп. ВИА «Добры молодцы»
  • «Дождь» (муз. К. Брейтбурга) - исп. Алёна Апина
  • «Домовой» (муз. Л. Мерабова) - исп. Клавдия Шульженко
  • «До свидания» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Доска Почета» (муз. С. Кержукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Если бы…» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля
  • «Есть закон у тайги» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Красные маки»
  • «Жены рыцарей» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Женька-спонсор» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина
  • «Живут Магелланы в России» (муз. Я. Френкеля) - исп. Юрий Гуляев
  • «Заповедь» (муз. С. Кержукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Загляните на Гаити (Порт-о-Пренс)» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик, Валерий Леонтьев
  • «Занавес» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Здравствуй и прощай» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Зеркало» (муз. Ю. Антонова) - исп. ВИА «Красные маки» (солист - Александр Лосев), Юрий Антонов и группа «Аракс»
  • «Золотое сердце» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Зона оцепления» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Идет солдат по городу» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко
  • «Кажется» (муз. П. Бюль-Бюль оглы) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Как тебе служится?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Майя Кристалинская, Ирина Бржевская, Валентина Дворянинова, Валентина Толкунова
  • «Как хорошо быть генералом» (муз. В. Гамалия) - исп. Эдуард Хиль, Вадим Мулерман
  • «Картишки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Карусель» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Кликуха» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Когда мы любим» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Когда я приду…» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Комарово» (муз. И. Николаева) - исп. Игорь Скляр, Валерий Леонтьев
  • «Кони в яблоках» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Электроклуб» (солист - Виктор Салтыков), группа «Непоседы»
  • «Конкурс красоты» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Королева Марго» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Король сочиняет танго» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Кормилец» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Красавчик» (муз. В. Сюткина) - исп. Валерий Сюткин
  • «Кума» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Лесом, полем» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Лесоповал» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Лесорубы» (муз. А. Островского) - исп. Эдуард Хиль
  • «Личное свидание» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Любить обещаю» (муз. Р. Горобца) - исп. Филипп Киркоров
  • «Любо-дорого» (муз. А. Мажукова) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Любовь - кольцо» (муз. Я. Френкеля) - исп. Нина Бродская
  • «Мама-улица» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Марадона» (муз. Р. Горобца) - исп. Анне Вески
  • «Мармеладная сказка» (муз. В. Малежика) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик)
  • «Массовка» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Маяк» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Мне красивого не надо» (муз. Э. Ханка) - исп. Александра Стрельченко, вокальный квартет «Улыбка»
  • «Мои проблемы» (муз. А. Укупника) - исп. Лариса Долина
  • «Молитва» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Морская песенка» (муз. Ю. Саульского) - исп. Лев Лещенко
  • «Моряк сошел на берег» (муз. А. Островского - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдуард Хиль
  • «Москвичка» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Мост качается» (муз. И. Азарова) - исп. Игорь Азаров
  • «На дальней станции сойду» (муз. В. Шаинского) из к/ф «По секрету всему свету» - исп. ВИА «Пламя», Геннадий Белов
  • «Назови меня красавицей» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Анциферова
  • «Накрой мне плечи» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Налог» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «На последнем сеансе в кино» (муз. Е. Доги) - исп. Лариса Долина
  • «Наша дискотека» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Наша жизнь» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Наша песня» (муз. В. Гамалия) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Лерман)
  • «Наши девчонки» (муз. Я. Френкеля) - исп. Виктор Вуячич
  • «Не жалей» (муз. С. Намина) - исп. группа Стаса Намина (солист - Александр Лосев)
  • «Не забывай» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов и группа «Аракс»
  • «Нелюдимая» (муз. А. Басилая) - исп. Вахтанг Кикабидзе, Александр Басилая
  • «Не обижайся на меня» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Юрий Метёлкин)
  • «Не привыкай» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Не раскачивай лодку» (муз. В. Преснякова-старшего) - исп. Александр Кальянов
  • «Не теряйте любимых» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Неточка Незванова» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Не хлопай дверью» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Новоселье» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Ноль градусов» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Норильск» (муз. Д. Тухманова) - исп. Феликс Царикати
  • «Ну, что тебе сказать про Сахалин?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Ян Френкель
  • «Обижаюсь» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Объяснение в любви» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Одесса» (муз. В. Матецкого) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко)
  • «Одесса» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Ожидание любви» (муз. В. Матецкого) - исп. Екатерина Семёнова и ВИА «Веселые ребята» (солист - Алексей Глызин)
  • «Осенние цветы» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Палаточный город» (муз. О. Фельцмана) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Парень из нашего города» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Парень с гитарой» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов
  • «Пароходы» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев, Игорь Николаев
  • «Паутиночка» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Зыкина, Нина Пантелеева, Валентина Толкунова
  • «Первая любовь» (муз. С. Алиевой) - исп. Любовь Привина
  • «Первая обида» (муз. А. Укупника) - исп. Анжелика Ворум
  • «Первый срок» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Переменные дожди» (муз. Р. Горобца) - исп. Алексей Глызин
  • «Песенка друзей» (муз. А. Бабаджаняна) - исп. Анатолий Королёв
  • «Песня нашего лета» (муз. В. Матецкого) - исп. София Ротару и ВИА «Веселые ребята»
  • «Песня о дружбе» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Песня о кино» (муз. Я. Френкеля) - исп. Марк Бернес
  • «Петька» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Письмо учительнице» (муз. Я. Френкеля) - исп. Владимир Макаров, Геннадий Каменный
  • «Платок» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Повезло!» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Побег» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «По грибы» (муз. В. Гамалия) - исп. Алла Пугачёва, Анна Герман, Гелена Великанова
  • «Погляди мне в глаза» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Погода в доме» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Подорожник» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Подружка» (муз. И. Демарина) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Пол-коечки» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Политпросвет» («Товарищ Фурманов») (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Помни обо мне» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «По морозу, по зиме» (муз. З. Бинкина) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Попутка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Посылочки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Потерянный рай» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин)
  • «Похожа на мечту» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Почему я сказала вам нет?» (муз. И. Азарова) - исп. Эдита Пьеха
  • «Признание в любви» (муз. С. Туликова) - исп. Виктор Вуячич, Людмила Зыкина, Майя Кристалинская
  • «Притяжение любви» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Причесочки» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Провинциалка» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Проводы любви» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе
  • «Проехали» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Пропиши меня, Москва!» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Прости меня» (муз. А. Укупника) - исп. Ирина Понаровская, Лариса Долина
  • «Простой сюжет» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Просто танго» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Птичий рынок» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Раба любви» (муз. Р. Горобца) - исп. Надежда Чепрага
  • «Радовать» (муз. А. Днепрова) - исп. Анатолий Королёв, Анатолий Днепров
  • «Радуга» (муз. А. Флярковского) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Валентина Толкунова
  • «Разберемся» (муз. Р. Горобца) - исп. Яак Йоала
  • «Развод» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Разгуляй» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина
  • «Ревнуй меня» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Ресторан» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Ринг» (муз. А. Барыкина) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин)
  • «Рита-Рита-Рита-Маргаритка» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Робот» (муз. Л. Мерабова) - исп. Алла Пугачёва
  • «Росинка» (муз. О. Молчанова) - исп. Алёна Апина
  • «Рыцарская песня» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Кочергина
  • «Рябиновая настоечка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина, Любовь Успенская
  • «С тобой» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Поют гитары»
  • «Самолет-самолет» (муз. О. Иванова) - исп. Лев Лещенко
  • «Сапожки русские» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Лядова и Нина Пантелеева
  • «Секундомер» (муз. И. Николаева) - исп. Тынис Мяги и группа и группа «Мьюзик сейф»
  • «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова) - исп. Эдита Пьеха, ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Добрынин)
  • «Сентиментальный вальс» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Симфонический оркестр» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Синие дожди» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Скажи мне всё» (муз. А. Басилая) - исп. ВИА «Иверия» (солист - Манана Тотадзе)
  • «Скоро мне выходить» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • СМС (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Снежный человек» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Соловьи» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Спасибо вам, люди» (муз. Э. Колмановского) - исп. Людмила Сенчина
  • «Спецмолоко» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Стамбул» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Старый боцман» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Столовка» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Столыпинский вагон» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Сто первый километр» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Страдания» (муз. Я. Френкеля) из к/ф «Белые росы» - исп. Николай Караченцов, ВИА «Верасы», Андрей Миронов
  • «Строгий капрал» (муз. В. Гамалия) - исп. Вадим Мулерман
  • «Сухарики» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Так недавно и давно» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Так уж бывает» (муз. О. Фельцмана, сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Майя Кристалинская, Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Эдуард Хиль, ВИА «Здравствуй, песня»
  • «Тамада» (муз. А. Экимяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе
  • «Текстильный городок» (муз. Я. Френкеля) - исп. Раиса Неменова, Майя Кристалинская, Ян Френкель, Валентина Толкунова и ансамбль «Ткачихи»
  • «Телеграмма» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Терема» (муз. Ю. Логинова) - исп. Александр Кальянов
  • «Тося» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Три линии» (муз. Р. Горобца) - исп. Надежда Чепрага, Светлана Янковская
  • «Три минуты» (муз. Р. Паулса) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин), Валерий Леонтьев
  • «Три татуировочки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Третий звонок» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Трое» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Тоннель под Ла-Маншем» (муз. В. Севастьянова) - исп. Анне Вески
  • «Ты встречай» (муз. Я. Френкеля) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Ты - есть!» (муз. Б. Журавлёва) - исп. Игорь Тальков
  • «Ты снишься мне» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Узелки» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Улыбнись, Россия!» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин, группа «Лесоповал»
  • «Фантомас» (муз. К. Семченко) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко)
  • «Форточки-лопатники» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Хит-парад» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Ходит песенка по кругу» (муз. О. Фельцмана - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдуард Хиль, Нина Дорда
  • «Хороший парень» (муз. И. Азарова) - исп. Игорь Азаров
  • «Хочу быть любимой» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Хочу в круиз» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Цветные сны» (муз. В. Шаинского) - исп. Муслим Магомаев, ВИА «Верасы»
  • «Черное и белое» из т/ф «Большая перемена» (муз. Э. Колмановского) - исп. Светлана Крючкова
  • «Черные пальчики» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Черный кот» (муз. Ю. Саульского) - исп. Тамара Миансарова, группа «Браво»
  • «Чертаново» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист -Александр Буйнов)
  • «Чудо-земля» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко), Валерий Леонтьев
  • «Шалава» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Щипачи» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Я Вас люблю» (муз. И. Азарова) - исп. Эдита Пьеха
  • «Я куплю тебе дом» («А белый лебедь на пруду качает павшую звезду…») (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Я люблю мою Москву» (муз. Н. Пескова) - исп. Олег Анофриев
  • «Я не звоню» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Я оттуда…» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Ящики почтовые» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов

Примечание. Из песен Сергея Коржукова и группы «Лесоповал» включены (из-за большого количества) только те, которые вошли в двойной CD «Лучшие песни» или же были исполнены на последнем концерте группы с Коржуковым (также изданном на двойном CD). Упомянуты все песни первого и второго составов, вошедшие в сборник серии «Легенды русского шансона», а также все заглавные песни номерных альбомов второго состава. Песни «Был пацан…» и «Неточка Незванова» упомянуты, потому что о них говорится в статье.

  • Михаил Исаевич Танич (настоящая фамилия Танхилевич) родился 15 сентября 1923 года в Таганроге.
  • Отец Михаила Танича в конце 1930-х годов был объявлен врагом народа, расстрелян в лагерях.
  • 22 июня 1941 года – Танич заканчивает школу. Семья эвакуируется на Северный Кавказ. Михаил поступает в военное училище.
  • Танич проходит всю войну артиллеристом и заканчивает ее в Берлине. Неоднократно ранен и контужен. Становится кавалером ордена Отечественной войны 1-й степени, ордена Славы 3-й степени, Красной Звезды.
  • 1945 год – вернувшись с войны, Танич поступает на архитектурный факультет инженерно-строительного института в Ростове-на-Дону.
  • 1947 год – Михаил Танич осужден по статье 58, пункт 10 («антисоветская агитация»; по этой статье в лагеря отправлялось большинство репрессированных).
  • 1947 – 1953 годы – Танич работает на лесоповале в Соликамске. В этом же лагере в 1938-м году был расстрелян его отец.
  • 1953 год – после смерти Сталина объявлена амнистия, Танич освобожден. Он приезжает в Москву и устраивается работать на радио. Его стихи печатаются в московских изданиях, причем первое из них – «Литературная газета».
  • 1950-е годы – женитьба на Козловой Лидии Николаевне. Этот брак длится почти 50 лет, в нем рождается двое детей, это дочери Инна и Светлана.
  • 1959 год – выходит первый сборник стихов Михаила Танича. В этом же году в соавторстве с композитором Яном Френкелем написана песня «Текстильный городок», прославившая поэта.
  • В последующие десятилетия написано огромное количество песен, ставших популярными. Песни Михаила Танича в разные годы исполняли Майя Кристалинская, Клавдия Шульженко, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева , Лариса Долина , Валерий Леонтьев, Алена Апина и другие.
  • 1992 год – Танич собирает группу «Лесоповал».
  • 1997 год – Михаил Исаевич становится лауреатом премии МВД России.
  • Этот же год – присуждение музыкальной премии «Овация».
  • 1998 год – выходят две последние книги Танича «Жизнь» (стихотворный сборник) и песни «Погода в доме». Всего поэт на протяжении жизни выпустил 15 книг.
  • Этот же год – награждение орденом «Почета».
  • 2001 год – присвоение Таничу звания Заслуженного деятеля искусств России.
  • 17 апреля 2008 года – Михаил Исаевич Танич умирает в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

На 85-м году жизни 17 апреля из жизни ушел известный поэт-песенник, основатель и идейный вдохновитель группы «Лесоповал», лауреат Национальной музыкальной премии «Овация» Михаил Танич. Несколько дней назад Михаила Исаевича доставили в тяжелом состоянии в Московскую клиническую больницу имени Боткина. К сожалению, врачи не смогли помочь Заслуженному деятелю искусств России: он скончался в ночь со среды на четверг в реанимационной палате больницы. До последних дней Михаил Исаевич не терял надежду и продолжал работу над последним альбомом группы «Лесоповал».


Анкетные данные

Михаил Танич родился в Таганроге 15 сентября 1923 года. Детство его прошло в доме №55 в Итальянском переулке (ныне там установлена мемориальная доска). Отец будущего поэта руководил коммунальным хозяйством города, обожал спорт, и маленький Миша уже в 5 лет получил заветный подарок - футбольный мяч, настоящее сокровище по тем временам, и гонял его по пустырям Таганрога. Несмотря на то, что родители были очень загружены на работе и не всегда могли уделить достаточно времени своим детям, поэт считал свое детство светлым и счастливым, давшим ему нравственную закалку на всю жизнь.

Увы: детское счастье Миши было недолгим. Наступили годы репрессий и страха, когда по ночным улицам сновали черные «воронки» НКВД и никто не был застрахован от ареста. Родителей постигла участь «врагов народа»: сначала забрали отца, потом - мать.

Четырнадцатилетнего Мишу взял на воспитание дедушка.

С раннего детства Михаил очень полюбил поэзию. Как он сам вспоминал: «Я рано приобщился к стихам - читать научился в четыре года, а к семи уже читал сказки Пушкина. И он, термоядерный, меня заразил. Но мы тогда были так оболванены пионерским детством и репродуктором, который все время говорил партийные глупости! Была такая тотальная пропаганда - зомбирование. И первое мое стихотворение было посвящено Павлику Морозову - герою советских времен, который настучал на своего отца. Это было очень длинное драматургическое стихотворение, полное возмущения... кулаками, конечно, а не Павликом. Ни одной строчки не помню, но, наверное, это было нечто ужасное. А к концу школы я написал уже довольно много стихов. На выпускном экзамене у нас было свободное сочинение на тему «Расставание со школой». За два часа я набузовал четыре страницы в рифму о том, как я не любил учиться, какой я лентяй, никогда не делал домашних заданий, хотя получал «пятерки» и «четверки». Довольно ловко получилось. Концовку я помню:

Пройдет еще с десяток лет; Как этот детский май, В моей душе умрет поэт И будет жить лентяй.

И в тот самый день, когда Танич получил аттестат, началась Великая Отечественная война. Все рухнуло в одночасье: пришлось забыть и о планах поступления в институт, и о любимом увлечении - стихах. Семья Танича перебралась из Ростова на Северный Кавказ, а уже оттуда - в Тбилиси. Миша подал заявление в военное училище. Вместо полагающихся 6 месяцев Танича продержали в училище целый год и выпустили не лейтенантом, а лишь старшим сержантом. Дало о себе знать пресловутое клеймо «сына врага народа».

Хлебнул Михаил Танич войны полной мерой: не раз был контужен и ранен, но по воле судьбы уцелел - дошел до Берлина.

Конец войны встретил в немецком городке Цербсте. «О том, что закончилась война, нам сказали польские солдаты в конфедератках; и даже наступившая тишина и то, что не надо больше воевать, не сразу принесло ощущение счастья. Ну не могли мы сразу осознать, что каким-то чудом остались живы. Но ведь остались. И каждый новый день без войны казался нереальным». Вернувшись домой, Михаил поступил в строительный институт, на архитектурное отделение, но проучился недолго. Карательные органы запустили новый сценарий: всех, кто хвалил заграницу, тамошние дороги или радиоприемники, взять на заметку, а еще лучше - изолировать. В 1947 году Михаил Исаевич был арестован, получил он тогда 6 лет лагерей. Вернулся он только в 1953 году.


Трудовая биография


После освобождения Танич отправился в Москву и работал на радио и в прессе. Первый сборник его стихов вышел в 1959 г. Первую же известность Таничу принесла песня «Текстильный городок». Однажды Ян Френкель (тогда уже - достаточно известный композитор) предложил Михаилу Таничу написать песню на его стихи «Текстильный городок». Буквально через несколько дней после того, как песня прозвучала в эфире, Танич, покупая папиросы в небольшом киоске у Курского вокзала, услышал, как продавщица напевает эту песню. «Удар в самое сердце. Первая моя песня! Наклоняюсь к окошечку и, не без хвастовства, продавщице:

Эту песенку, между прочим, написал я! (прямо с этим зощенковским «между прочим» и говорю!)

Да? - она посмотрела на меня, как на сумасшедшего. - Мордой не вышел!

И, представьте, не было обидно. Я получил за жизнь столько признательности, человеческой любви и благодарности - на троих бы хватило, но дороже этого «мордой не вышел», мне кажется, не было». Никогда в жизни ни один успех так не окрылял меня. Без всякой раскрутки народ запел «Городок». А потом - пошло-поехало. С Яном Френкелем мы написали «Ну что тебе сказать про Сахалин?», «Кто-то теряет - кто-то находит»; с Владимиром Шаинским - «Идет солдат по городу», «По секрету всему свету»; с Эдуардом Колмановским - «Мы выбираем - нас выбирают»; с Оскаром Фельцманом - «На тебе сошелся клином белый свет». Более 74 песен... да еще 80, названия которых вылетели из памяти.

После успеха первой же песни автору «Текстильного городка», как говорится, покатило. Всего несколько названий: «Любовь-кольцо», «Что тебе сказать про Сахалин?», «Черный кот», «Как хорошо быть генералом», «Идет солдат по городу», «Возьми меня с собой», «На дальней станции сойду», «Проводы любви», «Комарово», «Погода в доме»…

Танич работал почти со всеми известными советскими композиторами и ведущими артистами эстрады, театра и кино. Композиторы-соавторы: Я.Френкель, В.Шаинский, А.Островский, О.Фельцман, Ю.Саульский, В.Соловьев-Седой, Н.Богословский, И.Николаев, Р.Горобец. Солисты: К.Шульженко , А.Пугачева, И.Кобзон, М.Магомаев, Э.Пьеха, Э.Хиль, В.Леонтьев, Л.Долина, А.Апина и другие.

А в начале 90-х родилась группа «Лесоповал». «Песни для нее написаны на образ Приемыхова в фильме «Холодное лето 53-го года», - рассказывал Танич. - Я не пытался исследовать воровскую душу - я пытался исследовать душу человеческую, найти в ней не воровское, а человеческое». Сам поэт называет этот проект «антиблатняком»: «Лесоповал» поет не о том, что хорошо воровать, а о том, как плохо людям из криминального мира. Среди них я не видел счастливых людей. Они все - несчастные».

Михаил Танич стал автором 15 книг, включая песенные. Он - любимый автор известных и популярных в народе песен, лауреат премии МВД России (1997 г.), лауреат Юбилейного конкурса «Песня года», посвященного 25-летию передачи, почти всех фестивалей «Песня года», лауреат Национальной музыкальной премии «Овация» (1997 г.).

К военным наградам М.Танича - ордену Красной Звезды, ордену Славы III степени, ордену Отечественной войны I степени и 15 медалям, добавился орден Почета, которым поэт и писатель был награжден в 1998 г.


Сведения о родственниках


Отец Танича - Исая Танхилевич был ответственным работником в Таганроге. Он руководил коммунальным хозяйством города. А до назначения на эту должность принимал активное участие в Гражданской войне на стороне красных. Отец очень любил маленького Мишу, старался максимально окружить его заботой и вниманием. Увы, детское счастье Миши было недолгим. Отца в 1938 году расстреляли, а мать через год выпустили… с ограничением в правах и со справкой, что муж ее получил 10 лет без права переписки.


Личная жизнь


Михаил Танич был женат дважды. Со своей первой женой Ириной он зарегистрировал отношения после войны. Но брак продлился недолго: «Ира не ждала меня, как Пенелопа, пока я мотал свой лесоповальский срок: мы были друг другу ничего не должны, и я ушел от нее, имея при себе подушечку-думку, вышитую крестиком (25 на 25), книжку «12 стульев» (из мебели) и мельхиоровую чайную ложку. Да мне ничего больше, в общем, и не принадлежало в ее доме. Деваться было некуда, мать, всю войну проведшая в немецкой оккупации на Украине, помочь не могла - и пошел я бродяжить по стране: брался за любую работу, но, как всегда бывает в жизни - там, где не ждешь, там и привалит счастье, да еще какое! Мне было 30 лет. Я жил на Сталинградгидрострое в городе Волжском и работал на производстве. У меня был маленький поэтический дар, но строчил я много стихов, как всегда бывает при маленьком поэтическом даре. Одно стихотворение о войне было даже напечатано в «Литературке». Зато местная газета печатала мои стихи целыми полосами - потому что литсотрудники должны были сдавать в номер 300 строк в день. И когда я выдавал им 300 строк стихов, они выполняли дневную норму. Но, конечно, это было не то творчество, на которое следовало бы выделять столько места.

Однажды я со своей девушкой пришел в общежитие на вечеринку молодых инженеров гидростроя. Была роскошная закуска: краковская колбаса, маринованная свекла в банках, винегрет... В разгар вечеринки ребята начали кричать: «Лида, спой!» И девочка с длинными ресницами взяла гитару. Она спела Ив Монтана, «Bessa me mucho»… а потом вдруг говорит: а следующую песню я сочинила сама, на стихи нашего местного поэта Михаила Танича. Она не знала, что я здесь сижу. Меня еще никто на целом свете не знал! Это была нехитрая мелодия на нехитрые стихи: «Ты не жди от меня совета и не жди от меня подсказки - я и сам заблудился где-то, как Иван-дурачок из сказки...».

Поскольку я впервые услышал песенное сочинение на мои стихи, мне это показалось поистине сказочным, волшебным. До того мне даже в голову не приходила возможность писать песни. Когда я представился, девочка страшно смутилась. А я сразу влюбился в нее, начал что-то бессвязное говорить… Придвигался к ней, а она отодвигалась - так мы несколько раз обошли опустевший стол по всем стульям… Оказалось, нас все покинули… В итоге Лида стала моей женой…», - вспоминал Танич.


Увлечения


Михаил Исаевич просто обожал футбол. Всю жизнь Танич вспоминал мяч, подаренный ему отцом в пять лет. Именно этот подарок и положил начало увлечению футболом. «Для меня футбол был всем, - говорит Михаил Танич, - и сладким гоголем-моголем, и сказками Арины Родионовны». Из-за своей любви к футболу Танич однажды едва не поплатился жизнью. В конце войны Михаил Исаевич с друзьями чуть не попал под трибунал. В немецком городке Бернбурге они решили устроить футбольный матч с местной командой. И проиграли. Командование было в ярости: горе-футболистов вызывали на ковер и задавали один и тот же вопрос: «Кто был зачинщиком этого позора?!» Но в тот раз все обошлось.


Враги


Человеком, изменившим коренным образом жизнь Танича, стал его институтский «приятель». В его присутствии Танич сказал, что нигде нет таких хороших радиоприемников и автострад, как в Германии. Оказалось, что этот парнишка был стукачом, регулярно поставляющим сведения в НКВД. Арестовали Танича в 1947 году. Формально причину ареста обозначили так: «Восхвалял жизнь за границей и возводил клевету на условия жизни в СССР». После многодневной пытки бессонницей Танич подписал показания и на шесть лет отправился в лагерь.


Соратники


Во всех интервью Танич признавался: «Друзей как таковых нет. Много приятелей. Я пользуюсь их любовью и заботой. Часто мне дают машину, привозят куда-то, очень хорошо ко мне относятся. Я тоже стараюсь отдавать им что-то. Но, видимо, я - довольно сухой человек и предпочитаю не раскрываться. Единственный, кто меня хорошо знает, кто мне действительно друг - это моя жена. Другие люди так близко ко мне не подходят - существует некая оболочка вокруг меня. Свою книгу «Играла музыка в саду» с самого начала я собрался писать откровенно, а потом понял, что не могу этого сделать. Не тот я человек, мне трудно открываться».


Слабости


Начало войны застало семнадцатилетнего Танича врасплох. Он не знал, что ему делать, потому подал заявление в военное училище. Как он сам признался, потому что в училище было тепло и давали горячую еду. Сам о себе поэт говорил, что он - человек обидчивый и нервный, взрывной. В подтверждение своих слов он приводил следующую историю: «Значит, Броневицкий, композитор, руководитель ансамбля «Дружбы», принес мне вальс и попросил написать текст. Я не очень-то люблю делать с готовой музыкой. Я написал какой-то текст, позвонил ему; он ко мне пришел, взял этот листок в руки и прочел: «Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения». Он говорит: «Миша, ты что, с ума сошел?! Поверь мне, я опытный... Кто это может спеть «головокружение»?! Подумай сам!». Вечером случайно я встретился с Юрой Антоновым, он меня отвез домой и увидел на столе как раз тот самый текст.. Он у меня его взял вечером... и утром сыграл мне в готовом виде вот эту песню, одну из моих самых любимых песен. Не знаю, как у Антонова, но среди его песен у меня это - одна из самых любимых песен».

И такой порок, как тщеславие, не обошел стороной Танича: «Если бы я был как Резник, толкался локтями… Ну, вот посмотрите: у меня, написавшего больше всех (а, может быть, всех вместе) популярных песен, нет никаких премий, меня никто не замечал; сейчас вдруг начали подряд брать интервью. А раньше никто не замечал, хотя я был автором этих же самых песен. Я - человек сторонний, никуда не лезу. Видимо, это связано с моей биографией». Михаил Исаевич считал, что его заслуги не оценены по достоинству.


Сильные стороны


Михаил Исаевич был лидером по характеру. Был пунктуален, аккуратен, придирчив. Про таких говорят: «Без работы - как дурак». Играл в футбол лет с пяти. Когда начал выступать за детские и юношеские дворовые команды, всегда забивал голы. Теперь, когда я что-то сочиню, испытываю чувство, похожее на то, когда я забивал гол. Очень не люблю проигрывать. Когда проигрывал (в шахматах, музыке…), я бросал этим заниматься. Рисовал все детство, но потом понял, что я здесь не первый и другие мальчики рисуют лучше. Так и остался в жизни при стихах, которые писал с малых лет». Танич считал себя баловнем судьбы, потому что прошел через войну, лагерь, пережил два инфаркта, но все равно выжил и продолжал смотреть в будущее с оптимизмом.


Заслуги и провалы


Пожалуй, главной заслугой Танича можно назвать создание группы «Лесоповал». В 1953 году Танич покинул лагерь. И только в 1992 году, через 40 лет написал первую песню подобной тематики. «Когда я написал две-три песни, то понял, что может быть интересный цикл, скажем, из десяти песен. И написал десять таких песен. Представьте себе, они не имели успеха. Они не были хуже нынешних, но были написаны с другим композитором, который попытался сам это спеть. А мальчик, который вместе со мной написал потом уже другие десять песен (и с которым я потом и придумал название «Лесоповал», еще не думая, что этот мальчик будет их петь), Сережа Картухов, оказался и очень хорошим исполнителем, и быстро мне полюбился. Когда я показал его с тремя или пятью песнями по московскому каналу в первый раз, на следующий день было 20 или 30 звонков. Показ был плохой: он сидел с гитарой, он не попадал в фонограмму, он не знал, как это делается... Но это сразу понравилось. Понимаете, у меня же, слава Богу, миллион песен выходило и до этого, и во время «Лесоповала»… Миллион песен, можете так и написать, потому что действительно огромное количество. Миллион алых роз - это ведь образ; так и у меня миллион песен, и очень много популярных... но я никогда не получал столько звонков. Один был звонок такой: «Я - переводчица советской поэзии на английский язык, член СП. Я не люблю песен, - она сказала, - Высоцкого, Галича. Я этих песен не люблю, но что-то в Вашем мальчике мне очень понравилось. Вы сказали, где можно купить ваши пластинки…» И я понял, что это действительно интересно самым разным людям. Потому что, как вы понимаете, блатные мне не звонили. Название «Лесоповал», которое я придумал, оказалось емким. Хоть оно и как бы запудренное, и иностранцы не понимают, что означает «лесоповал», «пилить лес, лесозаготовки», - такого слова, связанного с лагерем, нет на других языках. То есть произошло все нечаянно», - вспоминал Танич.

К человеку с подобной биографией в стране относились неоднозначно. Кто-то восхищался им, кто-то же, мягко говоря, недолюбливал. Песня «Жил да был черный кот за углом», принятая слушателями на ура, вызвала недовольство критики. Какой-то музыковед написал, что эта песня на самом деле - вовсе не о коте, а о гонениях на евреев в России.


Компромат


Настоящая фамилия Михаила Исаевича - не Танич, а Танхилевич. Сменить фамилию было решено, когда стихи пошли в народ и зазвучали. Танич звучит гораздо короче и не выглядит придумано.


KM.RU 18 апреля 2008

Имя: Михаил Танич (Mihail Tanich)

Возраст: 84 года

Место рождения: Таганрог, Россия

Место смерти: Москва, Россия

Деятельность: поэт - песенник

Семейное положение: был женат на


Михаил Танич - биография

Михаил Исаевич Танич – известный и популярный поэт – песенник, который долгое время радовал людей своими песнями. Долгое время, практически до самой смерти, он являлся художественным руководителем группы «Лесоповал». В биографии этого человека много интересных фактов.

Михаил Танич - Детство

В небольшом городке Таганроге, который мирно приютился на азовском море, родился Михаил Танхилевич, а впоследствии известный поэт – песенник Танич. Произошло это событие 15 сентября 1923 года. Так как семья мальчика была еврейской, то уже в детстве он понял, как может быть несправедлив и жесток окружающий мир.

Миша рос умным и смышленым мальчиком. Так, в возрасте 4 лет он мог уже читать, книги увлекли его настолько, что он даже в этом возрасте написал свои первые стихи. Но все-таки настоящим увлечением ребенка стал футбол. В 5 лет отец подарил ему футбольный мяч, который стал для него настоящим другом на много лет. Благодаря нему было получено много премий и наград, постепенно приучая еврейского мальчика лишь только побеждать.


Но самые страшные годы в биографии Танича ждали его впереди. Едва Михаилу исполнилось 14 лет, как его родители были арестованы. Вскоре отца расстреляли. Михаилу пришлось менять и свое место жительство, и школу.

Михаил Танич - Образование

В первый класс Михаил пошел в Таганроге Ростовской области, а закончил ее в Мариуполе в 1941 году. И уже практически через год он был призван на фронт. Но в 1944 году в одном из боев он получил настолько тяжелое ранение, что его даже чуть не похоронили в братской могиле, посчитав мертвым.

Сразу после окончания войны он возвращается в Ростов – на - Дону и поступает в инженерно-строительный институт. Но он так и не смог закончить его, так как один из его сокурсников, услышав разговоры о немецком быте, автомобилях, сразу же написал донос на него. Ему выдвинули обвинение в антисоветской агитации.

Сидеть ему пришлось некоторое время в тюрьме, но потом тюремное заключение сменилось работами на лесоповале. Лагерь, где проходил исправительные работы Михаил Танич, находился в Соликамске. Ему повезло больше остальных заключенных, которые прибыли вместе с ним: пришлось заниматься наглядной агитацией, поэтому и выжил. В этом лагере будущий поэт – песенник провел 6 лет жизни. Амнистия для него произошла лишь только после смерти .

Михаил Танич - Карьера

После лагеря будущий поэт – песенник отправился на Сахалин, и там впервые стал печатать свои стихотворения, которые подписывал фамилией Танич. В 1956 году наконец-то было восстановлено его честное имя и было разрешено вернуться в Москву. Он сразу же устроился работать в прессу, на радио и уже через год смог выпустить свой первый сборник.

В одном из издательств он познакомился с Яном Френкелем, который стал соавтором хита «Текстильный городок»: ведь именно эта песня сделала Михаила Танича знаменитым и популярным. Многие артисты исполняли эту песню: , Раиса Неменова и другие.

После выхода первой песни Михаил Танич работал и с другими композиторами. Среди них много известных имен: , Оскар Фельцман и другие. Многие звезды начинали свой путь на эстраду именно с песнями Михаила Танича. Среди них и , и . Впоследствии было написано много песен и для и Алены Апиной.

Но то время, которое он провел на лесоповале, не могло пройти бесследно и не найти отклика в творчестве популярного поэта – песенника. Вскоре он решает создать группу «Лесоповал», песни которой пользуются успехом. Но, к сожалению, в 1994 году солист этой группы Сергей Коржуков погиб. Вскоре на его место находят нового солиста. При жизни известного и популярного поэта песенника вышло 15 альбом его любимой группы «Лесоповал», а 16 альбом появился лишь только после его смерти. Если подсчитать то количество песен, которые Михаил Танич написал для своей группы, то их будет более трехсот.


За всю его жизнь он смог написать и выпустить 15 книг, которые пользовались спросом у читателей. Последние две книги вышли лишь только в 1998 году.

Михаил Танич - Биография личной жизни

На фронте у Михаила Танича была первая любовь и первые серьезные отношения. Эльфрида Лане, немка, после войны жила в ФРГ, но с поэтом – песенником их отношения так и не закончились браком.

После войны Михаил Танич встретил девушку Ирину, влюбился и женился. Но когда он оказался в лагере, на лесоповале, она развелась с ним.

Второй и единственной супругой известного песенника стала Лидия Козлова, с которой он познакомился на строительство Волжской ГРЭС. Сначала они жили очень трудно, когда поэта реабилиторвали, то они вместе вернулись в Москву и прожили вместе 52 года. В браке у них родилось две дочери, которые потом подарили им и внуков.

Детство Михаила Танича, годы войны

Миша родился в еврейской семье в провинциальном Таганроге. Его фамилия при рождении – Танхилевич. Читать он начал в четыре года, а скоро написал первые стихи. Самым большим увлечением мальчика был футбол.

Он заменял Михаилу всё. Первый футбольный мяч, подаренный отцом, появился у него в пять лет. Миша пробовал рисовать, но поняв, что в этом деле он не первый, перестал этим заниматься. А вот стихи он писал всегда, понимая, что это у него отлично получается. С детства Танич принимал только победы, не терпел проигрышей. Когда ему было всего четырнадцать лет, отца расстреляли, а маму арестовали. Миша переехал к деду по линии матери в Мариуполь. Школу он окончил в 1941 году, а в мае 1943 года (по другим данным, в июле 1942 года) Михаил был призван Кировским райвоенкоматом Ростовской области в Красную Армию.

Михаил Танич. Еще раз про любовь

Он воевал на Белорусском и Прибалтийском фронтах. В 1944-ом Танич получил серьёзнейшее ранение, находился при смерти. Посчитав молодого человека мёртвым, его чуть было не похоронили в братской могиле.

Арест Михаила Танича

Приехав после победы в Ростов-на-Дону, Михаил стал студентом инженерно-строительного института, но окончить его он не успел, так как был арестован. Причиной этого стали разговоры о немцах, их быте, немецких автомобилях. Танича арестовали по статье за антисоветскую агитацию. Донёс, скорее всего, кто-то из студентов.

Сначала он сидел в тюрьме, а потом его отправили в лагерь на лесоповал. Лагерь находился в районе Соликамска. Благодаря тому, что Михаил попал в бригаду, отвечающую за наглядную агитацию в лагере, он остался жив. Все прибывшие вместе с ним и попавшие непосредственно на лесоповал люди, не выжили. Так прошло шесть лет его жизни. Он вернулся по амнистии только после смерти Сталина.

Начало творчества поэта Михаила Танича

Первое время Михаил жил на Сахалине. В местной газете он печатал свои стихи, подписывая их фамилией Танич.

Реабилитирован поэт был только в 1956-ом году, а это означало, что с этого времени он имел право проживать в Москве. Там он и поселился. Свою фамилию Михаил заменил на Танич. Он трудился в прессе, а так же на радио. Уже через год вышел первый сборник его стихов.

Как-то Танич, находясь в издательстве «Московский комсомолец», познакомился с Яном Френкелем . Их совместной работой стала песня «Текстильный городок», которая приобрела популярность среди слушателей. Её исполняли несколько известных певцов, среди них и Майя Кристалинская , и Раиса Неменова. Михаил считал встречу в издательстве с Френкелем знаковой. Он говорил, что не будь её, неизвестно как бы сложилась его творческая судьба.

Михаил Танич и гр. «Лесоповал» - Я понимаю

То, что песня стала любимой для множества слушателей, он понял, когда покупая мороженое, услышал, как её напевает продавщица. Он был горд и даже сообщил ей, что это его песня. Продавщица, конечно же, не поверила.

Лучшие стихи и песни Михаила Танича

После столь успешной работы в соавторстве, Танич не раз работал совместно с другими поэтами и композиторами, это Никита Богословский, Эдуард Колмановский, Оскар Фельцман и Владимир Шаинский . Результатом работы с Юрием Саульским стало появление всенародно любимой песни «Чёрный кот». Для начинающей Аллы Пугачевой поэт написал песню «Робот», музыка была написана Левоном Мерабовым. Впоследствии поэт сожалел, что Алла Борисовна нашла для себя других авторов. Он считал, что мог бы написать для неё немало хитов. Такие певцы, ставшие впоследствии известными, как Игорь Николаев и Владимир Кузьмин, в начале своего творческого пути сотрудничали с Таничем. Первый хит «Айсберг» был написан Николаевым на стихи Михаила Исаевича. Кузьмин выступил на «Песне года» в первый раз с песней, которая тоже имела непосредственное отношение к Таничу.


Всем известная песня «Три минуты», исполненная Валерием Леонтьевым, была в своё время написана специально для Александра Барыкина, однако он исполнять её не захотел. Первый видеоклип Игоря Саруханова, был снят на песню с названием «Парень с гитарой», её слова написаны Михаилом Исаевичем.

Много песен написаны поэтом для Ларисы Долиной, Эдиты Пьехи и Алёны Апиной. Особенно Таничу нравилось работать с Апиной, ему импонировал её характер, эту певицу он называл «своей».

Михаил Танич и группа «Лесоповал»

Поэт выступил организатором группы «Лесоповал». Её лидером стал Сергей Коржуков, который был и певцом, и композитором. К сожалению, в 1994-ом году он погиб. Спустя год, благодаря Сергею Куприку, который стал новым солистом, группа словно переродилась. Композитором и аранжировщиком стал Алексей Федорков.

Михаил Танич. Стихи (В день Победы. Час воспоминаний 1993)

В конце жизни поэта «Лесоповал» был главным его проектом. При его жизни вышли пятнадцать альбомов, шестнадцатый вышел уже после смерти Танича. Для «Лесоповала» им написано более трёхсот песен. Изначально, Танич думал, что группой будет исполняться русский шансон. Позже о «Лесоповале» журналисты писали как о музыкальной группе, исполняющей «блатняк».

В настоящее время и Федорков, и Куприк из группы ушли, нет уже и Танича. Но продолжают появляться всё новые песни, стихи для которых оставил Михаил Исаевич. В настоящее время готовится к выходу новый альбом. За свою жизнь поэтом было выпущено пятнадцать книг. Две последние вышли в 1998-ом году.

Смерть Михаила Танича

Как-то поэт почувствовал себя плохо. Приехавшая скорая приняла решение о госпитализации. Это было 10 апреля 2008-го года. В больнице поэт пробыл неделю, состояние только ухудшалось. Его перевели в реанимацию. 17-го числа поэта не стало.

Личная жизнь Михаила Танича

Эльфрида Лане – немка, с которой у Михаила завязались серьёзные отношения во время нахождения на фронте, однако свадьбой они не закончились. После войны она жила в ФРГ.

Первая жена поэта развелась с ним, когда он отбывал наказание. Её звали Ирина. Второй женой Михаила стала Лидия Козлова. С ней он познакомился на вечеринке, где она пела, причём это были песни на его стихи. Тогда она ещё не знала, что автор этих стихов находился в их компании. Это было в Волжском. Вскоре они поженились. В столицу супруги переехали, когда поэта реабилитировали. У Лидии и Михаила родились две дочери, которые позже подарили им двух внуков.

 

 

Это интересно: