→ История формы одежды российской армии. Женская военная форма — забота особая. Форма после революции

История формы одежды российской армии. Женская военная форма — забота особая. Форма после революции

Развитие военной формы опиралось на многовековые традиции и происходило довольно медленно. Главным условием считалось опознавание воина в суматохе боя, а также отличие от гражданского в повседневное время. В современном понимании военная форма появилась в начале Нового Времени (хотя знаки различия известны ещё с Древних времен).

Постепенно сложились такие сочетания цветов военных форм, которые стали прочно ассоциироваться с армией конкретной державы: в России - темно-зеленый, в Великобритании - красный, в Пруссии и германских государствах- синий и черный, в Австрии - белый, во Франции - синий и т.д.

Вопрос о практичности военной формы тесно связан с историей развития военной тактики. До XVIII-ХIХ века доминирующей на поле боя была т.н. линейная тактика, когда войска выстраивались в длинные линии, шириной в несколько шеренг. Связано это было с несовершенством тогдашнего огнестрельного оружия, низкой точностью и скорострельностью.

Линейная тактика постоянно совершенствовалась, но к середине XVIII века устарела. Ей на смену пришла тактика колонн и расспыпного строя, более гибкая в условиях маневренного боя. Однако со временем устарела и она. Развитие огнестрельного оружия, повышение его точности и скорострельности привело к тому, что войска с новыми магазинными винтовками получали огромное преимущество на поле боя. Серия войн второй половины XIX века (Крымская война, франко-прусская война, русско-турецкая война 1877-1878) тому подтверждение.

Новым порядком построения стала стрелковая цепь, к достоинствам которой относят (здравствуй, Википедия):

    возможность каждого солдата самостоятельно применяться к своему участку местности;

    хорошие условия для создания высокой плотности огня;

    сведение к минимуму вероятности поражения атакующих стрелков ответным огнём противника.

В новых условиях роль отдельного бойца резко повысилась. Необходимо было повысить его выживаемость. Лучший вариант - сделать его малозаметным на местности. В малозаметного солдата сложней прицелиться и сложней попасть, а кроме того - увеличивалась внезапность засад.

Изменения в полевой тактике в конце XIX века потребовали, чтобы форма была неброской, позволяющая максимально замаскироваться в складках местности. Старая форма такое практически не позволяла. Несмотря на это, дух традиционализма в армии был высок, любое покусительство на традицию встречалось в штыки, а потому многие армии шагнули в XX век с формами старого образца - яркими, вычурными и узнаваемыми.

Потребовались нешуточные человеческие жертвы, прежде чем командиры поменяли свое мнение. Широко известна история с громадными потерями среди британских офицеров во время англо-бурских войн: буры-снайперы легко вычисляли англичан по их красным мундирам, а офицеров - по блестящим значкам. С 1902 года британская армия полностью перешла на форму цвета хаки; в 1907 году Германская императорская армия переходит на форму цвета фельдграу; в 1913 году в Российской императорской армии массово вводится форма оливкового цвета. В полевой форме отсутствовали какие-либо блестящие металлические элементы.

Не везде новая форма прокладывала себе путь. Французский военный министр Эжен Этьен вошёл в историю своим высказыванием "Красные штаны - это Франция!", защищая тем самым традиционный французский военный костюм с голубым мундиром и красными штанами. Первые месяцы Первой мировой войны с её огромными потерями во всей своей красе показали вред подобного традиционализма.

Прокомментировать

Аннотация. В статье рассказывается о возникновении женской военной формы, особенностях её моделирования и пошива, а также о порядке применения в необходимых случаях женщинами-военнослужащими элементов мужской формы одежды.

Summary . The article tells about the origin of women’s military uniform, especially its modelling and sewing, as well as on application by servicewomen of elements of men’s military uniform.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич -ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: [email protected])

ЖЕНСКАЯ ВОЕННАЯ ФОРМА - ЗАБОТА ОСОБАЯ

Когда речь заходит о вкладе женщин в военную историю человечества вообще и о развитии женской военной одежды в частности, вспоминаются, конечно же, прежде всего амазонки. Однако, увы, мифическое племя прекрасных воительниц с точки зрения эволюции военной одежды ничего самостоятельного не создало. Судя по античным скульптурам, амазонки носили обычное женское одеяние, дополненное предметами вооружения и снаряжения1.

Если амазонки - явление полулегендарное, хотя Геродот, а вслед за ним и некоторые позднейшие историки воспринимали их как исторический факт, то про Жанну д’Арк известно существенно больше. Но и она не одевалась как-то особенно, а использовала мужскую одежду и мужские доспехи, что, кстати, стало одним из пунктов её обвинения на суде.

В марте-апреле 1787 года в рамках праздничных мероприятий, посвящённых посещению Екатериной II Крыма, Г.А. Потёмкин создал так называемую Амазонскую роту в составе 100 «благородных жён и дочерей Балаклавских греков». Правда, документальных свидетельств об этом не осталось, но на этот факт имеется несколько косвенных указаний, в том числе фрагмент из воспоминаний австрийского принца Ш.Ж. де Линя, сопровождавшего императрицу, и записка Е.И. Шидянской, которая командовала ротой. Судя по этим свидетельствам, специальной одежды для «потёмкинских амазонок» не создавали - они носили своё обычное праздничное одеяние, но единообразное по расцветке. Что касается оружия, то они получили его на время из арсеналов Греческого пехотного полка2.

Можно приводить и другие примеры, но все они будут исключениями, подтверждающими общее правило: до Первой мировой войны женщин к военной службе практически не привлекали, так что не возникало и потребности в специальной униформе.

Тем не менее единичные экземпляры женского военного мундира всё же имелись, в частности, так называемое мундирное платье, представлявшее собой комбинацию мундира того или иного полка и платья. Повторявшее мундирную расцветку, оно выше талии кроилось как мундир, а ниже талии становилось платьем. Сказать достоверно, в какой стране и когда именно оно появилось, не представляется возможным. В России, например, его использовала Елизавета Петровна в дни гвардейских полковых праздников, а иногда и на парадах. К середине XVIII века мундирное платье стало обычным явлением, однако право на него имели лишь женщины - главы государств или шефы полков.

Более или менее массовый приход женщин в армию начался в конце XIX века, что заставило командование озаботиться соответствующей формой одежды. Так, в Великобритании в 1881 году была основана Имперская военная служба медицинских сестёр королевы Александры, а на следующий год добровольческие вспомогательные отряды Общества содействия во имя Святого Иоанна и Британского Общества Красного Креста. Но женщины стали служить не только в военно-медицинской сфере. В ходе Первой мировой войны они освоили многие профессии, замещая мужчин у телефонных и радиоаппаратов, в системе ПВО, в различных вспомогательных службах3.

В России имелся свой опыт женской военной службы. Не говоря о различных обществах милосердия, у нас в Первую мировую войну даже было создано строевое женское подразделение - знаменитый ударный женский батальон смерти, которым командовала М. Бочкарёва. Правда, Временное правительство обязало личный состав батальона носить форму одежды армейской пехоты. Единственным отличием являлись погоны - белые с продольной чёрно-красной тесьмой4.

В первые годы советской власти женщины на военную службу привлекались только на добровольных началах, при этом они обеспечивались лишь бельём и верхней одеждой. В законе об обязательной военной службе 1925 года уже говорилось о том, что в военное время женщины будут привлекаться на военную службу в обязательном порядке. Впрочем, теперь стало практиковаться также их зачисление на службу в РККА и в мирное время. Обмундированием и снаряжением они обеспечивались наравне с мужчинами. Важной деталью одежды женщин-медиков являлась шерстяная юбка защитного, чёрного или тёмно-синего цвета. Для вольнонаёмных женщин, занятых на должностях среднего, старшего и высшего начсостава, предусматривался ряд предметов верхней одежды: фетровый берет, рубаха-блуза, юбка, хромовые ботинки и т.д. Выдача осуществлялась либо материалом (ассортимент кадрового начсостава), либо в виде денежной компенсации.

По приказу РВС СССР от 27 сентября 1930 года № 201 женщины-курсантки военно-учебных заведений снабжались всеми без исключения предметами мужского обмундирования, а также зимней и летней юбками и хромовыми ботинками гражданского фасона.

В связи с указанием начальника Управления обозно-вещевого снабжения РККА от 22 декабря 1935 года женщин - кадровых военнослужащих разделили на две группы: начальствующий состав и курсантки (слушательницы) военно-учебных заведений. Первых следовало обеспечивать обмундированием по нормам и основаниям кадрового начсостава, вторых снабжали предметами мужского вещевого довольствия.

В утверждённых 17 декабря 1936 года «Правилах ношения формы одежды личным составом РККА» имелась глава «Форма одежды военнослужащих женщин (кадра)». При летней форме одежды им полагались: берет фетровый тёмно-синий или пилотка, гимнастёрка летняя цвета хаки, юбка шерстяная или хлопчатобумажная тёмно-синего цвета, чулки чёрного цвета, сапоги или ботинки и шинель. Зимняя форма одежды: шлем суконный, гимнастёрка цвета хаки, юбка суконная или шерстяная тёмно-синего цвета, чулки чёрного цвета, гетры чёрные шерстяные, френч открытый цвета хаки, сапоги или ботинки чёрного цвета, перчатки и шинель. Кроме вышеуказанного, разрешалось также носить: плащ-пальто, кожаное пальто или тужурку (вне строя), белую гимнастёрку при белом берете (вне строя), а в зимнее время - бурки чёрного или белого цвета. Открытый френч, полагавшийся зимой, на практике носили только в автобронетанковых войсках и ВВС.

Судя по данному документу, особенность женской формы одежды заключалась лишь в наличии берета и юбки, да ещё в том, что шинель застёгивалась на левую сторону.

Великая Отечественная война показала, что женщины могут заменять мужчин не только в тыловых подразделениях, но и на фронте. Они вели в бой танки и самолёты, служили в артиллерии, инженерных войсках, ПВО, были снайперами и разведчиками. Всего в годы войны в армии насчитывалось более 800 тыс. женщин, 86 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, а четыре - орденов Славы трёх степеней. Какую же форму носили женщины - участницы войны? По этому вопросу НКО СССР издавал несколько руководящих документов: приказ № 261 от 3 августа 1941 года, приказ № 240 от 9 августа 1942 года и приказ № 25 от 15 января 1943 года. Согласно первому из них для женщин, занимавших нестроевые должности начальствующего состава, учреждались три основных предмета: берет, пальто и платье. Суконный берет защитного цвета состоял из цельного донышка и четырёх частей тульи. Спереди на берет посередине тульи крепился металлический красноармейский значок-кокарда установленного образца. Двубортное женское форменное пальто изготовлялось из серого сукна. Оно имело открытые лацканы и два ряда больших форменных пуговиц, по пять на каждом борту. Отложной воротник застёгивался на металлические крючок и петлю. На концах воротника нашивались петлицы установленного образца. Пальто имело два боковых прямых поперечных прорезных кармана, прикрытых клапанами. Спинка кроилась цельной, с двумя защипами и разрезом внизу. По талии был предусмотрен пояс, состоявший из трёх частей: два конца пояса и хлястик. Передние концы пояса застёгивались на пряжку, а задние - на большие форменные пуговицы на хлястике. Рукава были снабжены прямыми настроченными обшлагами. Длина пальто устанавливалась таким образом: от его нижнего края до пола должно было быть 30 см. Впрочем, пальто не прижилось, значительно чаще женщинам по фигуре подгоняли мужскую шинель.

Платье хлопчатобумажное или шерстяное цвета хаки имело отложной воротник. На его концах нашивались петлицы гимнастёрочного образца. Рукава оканчивались манжетами, застёгивавшимися на две маленькие форменные пуговицы. От воротника до пояса шла планка с застёжкой на четыре большие форменные пуговицы. Нагрудные карманы прорезные, с клапаном шириной 3 см, застёгивались малыми форменными пуговицами. Фигурные подрезы средней части переда юбки образовывали два кармана. Правый конец пояса продёргивался через пряжку и застёгивался на один крючок. Длина платья определялась на 5 см короче пальто. В отличие от последнего платье с некоторым перерывом «продержалось» до конца советской власти без существенных изменений5.

Однако это обмундирование вскоре подверглось изменениям. 9 августа 1942 года был подписан приказ НКО СССР № 240, отменявший форменную одежду образца 1941 года и объявлявший новый, приближённый к армейским нормам, перечень предметов женского обмундирования, которые теперь различались как по принадлежности к составу - начальствующий или рядовой, так и по месту службы. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Потрашков С.В., Потрашков А.С. Иллюстрированный военно-исторический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 17.

2 Кибовский А. Амазонская рота. Курьёз или первое женское подразделение в России? // Цейхгауз. 1997. № 1(6). С. 16-19.

3 Девис Б.Л. Униформа Третьего рейха. 1933-1945 / Пер. с англ. И.В. Гаврилова. М.: АСТ, 2000. С. 123, 125, 133, 134; Дарман П. Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 98, 117, 134 и др.

4 Горшков В.В., Харитонов О.В. Русская армия 1917-1920. СПб.: «Каравелла», 1991. С. 32; Военная одежда русской армии. М.: Воениздат, 1994. С. 374 и др.

5 Женское форменное платье образца 1941 г. было отменено приказом МВС СССР от 3 марта 1948 г. № 11, но приказом МО СССР от 30 июня 1955 г. № 105 «шерстяное платье защитного цвета» восстанавливается как предмет повседневной вне строя формы одежды, для использования вместо кителя и юбки.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №9»

История

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ВОЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

Позднякова Екатерина Дмитриевна,7 «А»

Руководитель:

Борисова А. В. ,

учитель истории и обществознания

Абакан, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение..............................................................................................2

2.Глава 1. Дореволюционная форма.....................................................5

3. Глава 2. Эволюция отечественной формы послереволюционного времени....................................................................................................................14

4.Глава 3. История современной отечественной военной формы.....21

Заключение............................................................................................26

Библиографический список.................................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Листая семейный альбом, мы обнаружили, что черно-белые фотографии прадедов и дедушек вызывают у нас трепет и восхищение. От чего возникают такие чувства? Их открытые лица, искренняя улыбка, внешняя родственная схожесть… Главное - все они одеты в военную форму!

Нас заинтересовало то, что военная форма выглядит по-разному. Фасон мундира прадедушки - солдата Царской Армии - отличается от мундиров дедушек, воевавших в Великую Отечественную Войну, и совсем не походит на военные костюмы родителей - офицеров Российской Армии. С чем связано такое отличие, откуда идет мода военного мундира?

С этим вопросом мы отправились в Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова. И вот, что мы узнали:

С древних времен человечество ведет военные действия, защищая свои территории и завоевывая новые земли. Воины надевают определенный наряд - военную форму одежды. Изначально такая одежда служила для защиты жизненно важных органов от поражающих факторов, например, кольчуга защищала от стрел. С развитием военной техники военная форма претерпевает изменения. Кроме защитной и маскирующей военная форма постепенно становится практичной, комфортной, эстетичной и даже модной. Требования к современной военной форме достаточно высокие - одинаковая по стилю, покрою, цвету, строго регламентированная по внешнему виду, она указывает на принадлежность воина к тем или иным вооруженным силам.

Ввиду приближения юбилея Великой Победы очевидна становится актуальность представленной работы: необходимо подробнее узнать о героях войны, носивших военную форму. Считаем важным для развития патриотизма у современных подростков и зарождения чувства гордости за деяния героев своей страны, заинтересовать молодежь историей эволюции военной формы. Может быть они захотят больше узнать о своих родных, принявших участие в военных действиях, сами решат носить военную форму, защищать свой народ и Родину. Также хочется отметить, что полученная информация в процессе исследования пригодится мне в жизни: я обязательно постараюсь передать ее своим потомкам.

Цель исследования : изучить историю эволюции отечественной военной моды и проанализировать изменения деталей отечественной военной формы на разных исторических этапах времени на основе исследования музейных экспонатов, данных научной литературы и фотографий семейного альбома.

Задачи :

Изучить музейные экспонаты по изучаемой теме,

Изучить принципы и факторы изменения военной формы,

Подробнее узнать судьбу родственников, носивших военную форму.

Рассмотреть фотографии из семейного архива автора исследования, относящиеся к теме работы.

Предмет исследования : военная история России.

Объект исследования : военная форма на разных временных этапах отечественной истории.

Военной формой или униформой называется одежда военнослужащих, обязательная для ношения в вооружённых силах страны и иных формированиях, состоящих на государственной службе. Военная форма в различных вариациях известна с древнейших времён у разных народов и цивилизаций .

Эволюция отечественной военной формы происходила на всех этапах существования России в зависимости от самых разных причин: от личных пристрастий руководителей страны, от модных тенденций и практических соображений. Во всех тонкостях изменений военной формы нам и предстоит разобраться в своем исследовании!

ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ФОРМА

История военной моды начинается с древних времен.Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в армиях в XVII веке. Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречаются и в более ранее время. Изучая экспонаты музея, находим реконструкцию Древнетюркского воина рубеж I -II тыс.н.э.

Мужчина - воин одет в кольчугу, закрывающие спину, грудь и плечи, шлем, защищающий голову и лицо, обязательный атрибут - щит, закрывающий фронтальную часть туловища.

На этом стенде мы изучили предметы одежды и вооружения кыргызского воина XVI-XVII в.в. Экспонаты неплохо сохранились до наших дней, потому что изготовлены из металла. Основная функция этих костюмов – это защита жизненно важных органов от поражающих факторов – копья и стрелы. Об эстетической стороне мы не можем судить, возможно, в те времена мужчина в таких доспехах считался эталоном моды и стиля, пусть слегка неповоротливым и громоздким. Главное, он мог защитить себя и свою землю.

Нами были изучены экспонаты Хакасского национального краеведческого музея имени Л Р. Кызласова, касающиеся военной формы, но полная экспозиция военного костюма находиться в архивах и будет показана только к 9 мая. К сожалению, доступ в архивы закрыт. Чтобы узнать больше о военной моде, я обратилась в интернет музей Военной формы в Подмосковье. И вот, что мы узнали:

Форма, фасон и материал военной одежды до XVII века остается почти неизменным. Мы видим, как меняется одежда с изобретением стрелкового оружия и пороха. Порох изобрели в XII веке, но в военной промышленности стали использовать только в XVII в. Поэтому с XVII века военная форма претерпевает значительные изменения.

Доспехи воина VII -IX в. н. э.

Поместное войско стрелков XVI века.

Доспехи царя Алексея Михайловича XVII в.

Важно отметить, что замена традиционной для Руси одежды в армии на европейскую также, как и запрет носить дворянам иные виды костюма, кроме европейского находились в ряду реформ Петра I, которые носили определенный знаковый характер.

Период правления Павла и Павловичей называют временем расцвета в России систематизации военного мундира. Если Петр I явился зачинателем унификации одежды для военных, не успев, правда, ее закончить из-за войны со шведами, то весь XVIII век русская военная форма изменялась согласно им заложенным канонам. Помним приверженность Павла I прусским традициям униформы, но также нельзя забывать, что Петр I, в том числе, заимствовал образцы военного обмундирования у германцев для привнесения их в русскую армию. Речь, в первую очередь, идет о Саксонцах, которые были союзниками Российской империи в Северной войне. Можно заметить, что в данный период одним из преобладающих цветов являлся красный, который был цветом мундиров саксонских солдат.

После взашествия на трон нового императора Александра I "погончики и петлички" снова становятся неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на то, что покрой мундира изменился, его суть оставалась "павловская". Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится уже неотъемлемой частью жизни русского общества. Это можно объяснить вполне просто: русские императоры были прежде всего людьми военными, получавшими военное воспитание и образование. Армия была для них с детва идеалом. Даже среди статских чиновников империи трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы офицерского мундира. С одной стороны, причина этому лежала в беспрерывных войнах, которые вела Россия в тот период времени, с другой стороны - в том, что форма постепенно становится обязательной в том числе и для гражданских ведомств.

К началу 30-х гг. XIX века завершилась унификация военного мундира. Уже не существует каких-либо различий в правилах его ношения. Основным цветом николаевских солдат становится темно-зеленый мундир с красной отделкой. После 50-х гг. унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II проведет кардинальные изменения именно в военной сфере − начнет с изменения покроя мундира в 1855 г. во всей армии, а закончит проведением закона о всеобщей воинской повинности, вместе с этим параллельно еще раз поменяв внешний вид военного мундира.

Александр III, известный как царь-миротворец, не приветствовал ведение войн, и он ввел военную форму, которая соответствовала бы его эстетическим вкусам − однообразную и скромную, которая, как думал император, брала свои корни в одежде народной. Этот скромный “народный” стиль преобладал в одежде российской армии до 1907г., когда под влиянием поражения в русско-японской войне правительство пыталось поднять боевой дух армии введением новой военной формы. Новые образцы отличались соединением разных типов мундиров, которые использовались в русской армии с 1812 по 1881гг. При всем этом, кроме парадной яркой формы вводилась еще и форма полевая, защитного цвета, которая была едина для всех родов войск. В 1913г.была произведена последняя попытка совместить парадную и полевую формы, при помощи настегивания на последнюю ярких деталей типа лацкана или эполет, но из-за начала Первой Мировой войны эта идея полностью так и не была реализована .

Рядовой Киевского гусарского полка в парадной форме, 1845-1855


.



Музей военной формы в Подмосковье

Изучая военную форму дореволюционного периода, мы решили обратиться к семейному архиву абаканской семьи Поздняковых.

Эта фотография 1910 года – единственный снимок прадеда автора представленной работы! Семья Поздняковых этим снимком очень дорожит, так как в тридцатые годы прошлого столетия прадедушку репрессировали и забрали все имущество. Чудом сохранилась эта фотография. На снимке прадеду автора исследования, Жолобову Никандру Галактионовичу, всего 20 лет. На снимке он справа, одет в военную форму Царской Армии. Видно, что три товарища вместе служат в одних войсках, запечатлены в радостный момент, возможно, они пели под гармонь. У всех троих улыбки на лицах, бравый вид, сапоги начищены до блеска … Разве могли они предположить, что именно такими их запомнят правнуки.

Невольно понимаешь, что военная форма и погоны накладывают определенную ответственность, подвигают на поступки и даже подвиги, меняют образ жизни…

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ

Впервые после революции 1917 года в Красной Армии вводятся общая для всех военнослужащих форма одежды и единые знаки различия для командного состава в 1919 году. Приказом номер 116 от 16 января 1919 года РВСР ввел нарукавные знаки различия командного состава: для младшего комсостава − под красной звездой красные суконные треугольники, для среднего − квадраты и для старшего − ромбы и петлицы с расцветкой по родам войск.


Музей военной формы в Подмосковье

Разноцветная форма XVIII -XIX веков канула в лето. Вскоре на смену прошлому "разноцветью" пришла практически однообразная советская форма: приказом от 8 апреля 1919 года были утверждены первые образцы обмундирования: шлем, пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди из цветного сукна по роду войск, кожаные лапти и летняя рубаха с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск .

В 1924 году, когда проводилась военная реформа, армия перешла на новую форму одежды, более упрощенную. Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы. На петлицах крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью: для высшего командного состава - ромбы, старшего - прямоугольники, среднего - квадраты и младшего - треугольники. У красноармейцев на петлицах указывались номера полков .

Единая система воинских званий в армии для всего командного и начальствующего состава была введена в 19433 году, тогда же были введены и погоны. Таким образом советская военная форма приобретает современный вид.

Введенная в 1943 году система знаков различия воинских званий в целом так и осталась неизменной вплоть до времени распада СССР, превращения остатков Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах. Происходили лишь частичные изменения .


Музей военной формы в Подмосковье


Одежда главнокомандующего парадом Победы 1945г.

Для более детального ознакомления с особенностями военной формы послереволюционного времени мы вновь обратились к архиву семьи Поздняковых.

На представленных ниже пожелтевших фотографиях времен Великой Отечественной войны изображен двоюродный дедушка автора исследования − Чугунов Алексей Ермилович. Фасон военной формы достаточно прост и практичен. Интересны брюки галифе, суженные от колен и значительно расширенные на бедрах. В таких брюках не только удобно сапоги носить, но и на коня садиться.

Подробную судьбу дедушки мы смогли узнать от его дочери, тети автора исследования, живущей в Москве. Алексей Ермилович родился в 1925году в Сибири. Когда началась война, ему было 16 лет. С ноября 1941 года по январь 1943 года дедушка был командиром партизанского отряда под городом Рузой (Подмосковье)

С января 1943г. по сентябрь 1943г. – курсант пулеметного полка.

С 1943 года – командир отделения 17/20 зенитно-артиллерийского полка первого танкового корпуса Брянский, затем первый Прибалтийский фронт, с 1945г. – Белорусский фронт.

Победу встретил в Кёниксберге и сразу же был переброшен на восток на Русско-японскую войну, затем служил на Чукотке. После войны Алексей Ермилович работал первым секретарем обкома партии в Рузе, затем в Москве. Умер в 1999 году, похоронен в Москве. Его военная форма и награды являются экспонатами краеведческого музея в городе Рузе.

На этой фотографии изображены прадедушка с прабабушкой автора исследования в форме образца времен Великой Отечественной войны: Уржунцев Василий Маркелович (1920-1986гг) и Уржунцева Евдокия Георгиевна (1924-1997гг) вместе служили в годы Великой Отечественной войны в десятой Воздушной Армии, после войны поженились и прожили долгую и счастливую жизнь. Похоронены в г. Макеевка Донецкой области.


На данных фотография из архива семьи Поздняковых изображен двоюродный дедушка автора работы − Абросимов Иван Васильевич 1920-1996 гг. Служил в пехотных войсках на Ленинградском фронте. Был ранен, похоронен в поселке Копьево Ордженекидзевского района республики Хакасия. В его гардеробе мы видим неизменный атрибут военной формы пприода русской зимы− шапку- ушанку и валенки.

Первое заметное изменение военной формы произошло уже только в 1955 году, когда были отменены цветные канты на полевых погонах сержантов и солдат. Вводятся эмблемы родов войск зеленого цвета, размещавшиеся чуть ниже пуговицы, а не в центре погона. Из-за этого нашивки по званиям сместились чуть ниже по погону. Единые красные нашивки сменили цвет бордо и коричневый.

"Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с декабря 1955 года также утратили цветные канты, эмблема также переместилась к пуговице, а нашивки золотистого (желтого) цвета для командного состава и серебристого (серовато-белого) для всех остальных также несколько сместились вниз" . Важно то, что с с ликвидацией кавалерии как рода войск были отменены синие погоны.

С введением в 1970 г. новой формы одежды для солдат, сержантов и курсантов было оставлено всего три основных цвета погон: для мотострелков и как общевойсковой − алый; для авиации и ВДВ − голубой; для всех остальных родов войск − черный. Несколько позднее литера "К" была введена на погоны курсантов военных училищ. Погоны и петлицы на на всей форме солдат и сержантов без исключений стали цветные с нашивками золотистого цвета. Погоны цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и сержантской форме.




ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ФОРМЫ

С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях бывших союзных республик СССР вводятся свои собственные знаки различия. В России создание Российской Армии официально будет провозглашено Указом президента России № 466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки различия юридически просуществуют до Указа президента России № 1010 от 23 мая 1994 года о введении формы одежды и знаков различия Российской Армии .

Но в целом, еще долгое время в армии можно было встретить смесь старого и нового: если к 2000 году офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму, то в большей степени сержанты и солдаты все еще носят знаки Советской Армии. Так, например, на погонах советского образца с литерами "СА" можно было увидеть новые сержантские знаки различия. Или же, напротив, на погонах нового образца советские сержантские нашивки.

На этих фотографиях 1992 года из семейного архива семьи Поздняковых изображены родители автора в полевой и повседневной форме курсантов. Из их рассказов можно узнать, с каким волнением и трепетом они впервые надевали военную форму. Ведь надев форму и погоны, становишься ответственным за свой народ и Родину.

Удивительно, но военная форма нравится не только представителям сильного пола. На фотографиях, редаставленных выше, изображена мама автора исследования в 1993 году. По ее рассказам, привлекательность военной формы также кроется в том, что форма даже скрывает дефекты фигуры, придавая стройность и элегантность. Девчата в военной форме на улицах Томска ловили на себе восхищенные взгляды прохожих. От молодых людей, желающих познакомиться, не было прохода. Некоторым военная форма даже помогла устроить личную жизнь – вот еще одно из преимуществ военной формы!

На этой фотографии изображен папа автора представленной работы во время сдачи зачета по физкультуре. На нем полевая военная форма офицера Российской Армии. Камуфлированная расцветка позволяет идеально маскироваться в условиях боя, хлопковая основа ткани выполняет функцию терморегуляции при значительных физических нагрузках, свободный покрой не препятствует активным движениям, а множество карманов делают форму удобной и стильной. Горловина, манжеты рукавов и штанов плотно прилегают к телу, защищая от укусов клещей, комаров, змей.

Удобная обувь из натуральной кожи на шнуровке с высокой голяшкой в виде берц позволяет свободно перемещаться в любых климатических и географических условиях при любых физических нагрузках. Голова защищена камуфлированной кепкой на хлопковой основе с козырьком и опускающимися ушками.

У этой военной формы нет недостатков. Она многофункциональна, практична, комфортна, выполняет защитную и маскирующую функции. Не случайно, современные дизайнеры используют этот стиль в современной одежде, назвав его милитари.

В семейном архиве также были найдены фотографии, на которых представлены модели парадных военных мундиров родителей автора исследования:

На этом снимке папа с сослуживцами после парада Победы 9 мая 2008 года. Мы видим парадный костюм офицера Российской Армии. Он украшен аксельбантом, золотым цветом погон и пуговиц, подчеркивающих торжественность момента.

На этом снимке родители автора работы изображены в парадной форме военно-морского флота в г. Североморске. У папы здесь нет аксельбантов, а присутствует кортик на ремне, нашивки на воротнике под золото в виде дубовых листьев (так называемые дубы). Парадная форма женщины-офицера не столь нарядна, отличается от повседневной лишь белым цветом рубашки. Мне кажется, моей маме она идет.

Так 9 мая 2014 года в военно-патриотической игре «Лазертак» автора исследования и его команду частично одели в военную форму. Бегать, прыгать, ползать удобно, комфортно, безопасно, даже грязи не видно!

На этом снимке мы с турклубом на Ергаках, почти у половины туристов элементы военной формы присутствуют в одежде, ведь в таких походах в одежде ценится практичность, удобство и безопасность. Не случайно стиль милитари так актуален в наше время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, так же как неразрывно судьба армии связана с судьбой общества, так же армия связана с её военной одеждой. Изучая историю мундира не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении истории русской армии и Российского государства в целом.

Изучая историю военной моды, мы узнали не только о фасонах, характеристиках, функциях военного мундира различных времен и народов, но и более подробно узнали о своих родственниках, носивших военную форму, воевавших в Великую Отечественную войну. Ведь раньше, листая семейный альбом, нам просто нравилось смотреть на людей в военной форме. Сейчас мы знаю судьбы этих близких нам людей, наших предков. Ведь это они защищали нашу страну, сохранили мир и дали возможность нам родиться и жить под мирным небом. Постараюсь сохранить и передать память о них моим потомкам.

Удивительно, но готовя материал этой научно-исследовательской работы, автор исследования неожиданно написал стихотворение, которым мы и завершаем наше исследование:

Прадед завещал.

Пусть возраст невелик и нет седых волос,

Я помню о родных, кто мир стране принес!

Мой прадед воевал, Россию защищал

Я вижу, как отец судьбу свою связал

Отечеству служить и в детстве рассказал:

Твой прадед воевал, Россию защищал

Зачем же мы тогда все ссоримся, сосед?

Ведь на одной земле живем уж много лет.

Наш прадед воевал, Отчизну защищал

И я хочу прожить в безоблачной стране

И детям рассказать о страшной той войне,

Как прадед воевал, Россию защищал

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции.− Рязань, 2001. −С. 98.

2. Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. − Омск, 2000. −№1 − С. 44-53.

3. Дмитриев В.Д. Мужчина. Воин. Охотник.− РЭМ, Санкт-Петербург, 2014−С.12-19 .

4. Зенков Ю.В. Служить отчизне. −Калининград, 2000. −110 с.

5. Смирнов А. Солдат должен быть... украшен // Родина. − 1995. −№ 1 − С. 84-88.

12. [Электронный ресурс] : музей военной формы в Подмосковье

Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. − Рязань, 2001. − С. 98.

Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. −Омск, 2000. − №1 − С. 44-53.

Российская военная форма имеет богатую историю. За прошедшие эпохи и столетия ее внешний вид сильно изменился. Современные требования, предъявляемые к одежде военнослужащих, — это ее функциональность и эстетическая привлекательность.

Психология и история форменной одежды

Каждый человек за свою жизнь не раз сталкивается с ношением формы. Отношение к этому явлению у всех разное, как отличается ее социальное значение и восприятие многими людьми. Главная цель ношения любой формы — показать принадлежность человека к определенному виду деятельности или социальному классу.

С древних времен ношение определенной одежды определяло социальный статус человека: лучшие меха и ткани являются признаком более высокого статуса в обществе. Самой первой в истории человечества формой для военных были алые плащи у воинов-спартанцев в Древней Греции. Позднее отличительным атрибутом военных стала кольчуга и гербовые знаки отличия на щитах и флагах.

Затем стала появляться униформа не только как принадлежность военных служащих, но и одежда для школьников и служащих на заводах. В Российской Империи первая школьная форма появилась в 1834 г. и стала предметом гордости учеников гимназий.

Ношение военной формы воплощает идею контроля, несет закодированную информацию о человеке. Военный, одевший обмундирование, подчиняется определенным правилам, соблюдение которых четко определено уставом. Это накладывает некоторый обязательства и отпечаток на личность, определяет правила его поведения. Отклонения от них связываются с неповиновением и даже диверсией, с проявлением индивидуальности. Таким образом, ношение любой формы оказывает двойственное значение на человека, который ее надевает.

Ношение военной формы одежды и стандартной униформы оказывает на людей дисциплинирующее действие, способствует влиянию на ум и тело, т. к. предполагает формирование определенного телосложения и военной выправки. Однако и вызывает необходимость подчинения, превращения индивидуальной силы одного человека в коллективную мощь армии. Военная униформа также является идеологическим инструментом, средством формирования физической и умственной деятельности.

История одежды русских военных

В Древней Руси никакой формы для военных практически не было, т. к. постоянных войск не существовало. До 17 века каждый князь имел в своем распоряжении дружину, которая была одета в обычные одежды того времени. Однако во время нападения или защиты города ее представители надевали сверху защитные доспехи.

Впервые попытку создания одинаковой военной формы (одежды) предприняли при формировании стрелецких полков в 17 столетии. Тогда появились красные кафтаны, не раз написанные русскими художниками в произведениях искусства («Стрельцы» С. Иванова и др.). Такую одежду называли цветным платьем, причем ее цвет означал принадлежность к различным полкам. Существовала и парадная униформа, которую стрельцы надевали во время церковных праздников: в нее были добавлены добротные сапоги и меховая шапка.

Армия Петра I

Переобмундирование своей армии Петр I провел сразу же после перевооружения. Под стены Азовской крепости русская армия уже пришла в новых укороченных кафтанах. Образцом для одежды пехотинцев стала немецкая форма: петровские гвардейцы были одеты в суконный темно-зеленый кафтан, украшенный красными обшлагами с 4 медными пуговицами. На левое плечо крепился алый погон, на который вешалась перевязь сумки с патронами. Под них надевался камзол-веста, который застегивался на мелкие пуговицы, еще ниже была белая рубашка. Штаны шили из хорошего сукна, а для кавалеристов — из лосиной кожи, длиной до колен. Ниже надевали чулки и тупоносые башмаки. Для похода выдавали сапоги, а в плохую погоду — плащ-епанчу с двойным воротником.

Армейские и гвардейские части отличались по цвету формы: семеновцы носили красно-синюю, преображенцы — красно-зеленую. Для офицеров также были пошиты галстуки-банты, которые завязывали вокруг шеи, спуская концы на грудь. цвета отличались для разных чинов и родов войск.

Форма офицеров отличалась более богатым декором: расшитые золотые галуны на треуголке и кафтане, шелковые разноцветные шарфы с кистями (цвета российского флага) и другие. Однако она отличалась узким покроем и неудобством при ношении.

Форма в армии Екатерины и других русских царей

Во времена екатерининского правления князь Потемкин впервые поставил вопрос об удобстве для солдат и офицеров при ношении военной формы. Была отменена традиция надевать парики, а мундиры были заменены на более практичные и широкие, брюки стали заправлять в сапоги. На голову солдаты надевали каски для защиты от ударов сабель.

С приходом к власти Павла неудобная форма опять вернулась в армию, как и ношение париков, неудобных лакированных туфель (которые натирали ноги). Причем за несоблюдение указанной формы людей могли сослать в Сибирь.

При Александре II российской военной форме вернули эстетический вид и удобство. Более просторный покрой позволял поддевать теплое белье, что было спасением для солдат в холодные зимние месяцы. Были введены в обиход военные шинели, на которые сверху надевался теплый башлык. Крой был выбран более простой, поэтому по внешнему виду российская военная форма стала напоминать крестьянскую одежду. Ее производство было более дешевым, к тому же, для экономии царь издал указ, что деньги на обмундирование вычитались из жалования солдат и офицеров.

В начале 20 века после Русско-японской войны в комплект обмундирования военных России были введены однобортные кители с воротником-стойкой, цвет выбран был защитно-зеленый, застежка сделана на 5 пуговиц, добавлены карманы. Став популярным, такой фасон получил название «френч» в честь генерала Великобритании.

Форма после революции

После 1917-го в годы Гражданской войны обмундирование Красной армии было неунифицировано: единственной отличительной особенностью была алая лента с надписью «Красная гвардия», которую надевали на рукав или шапку. В 1918 году появился оригинальный суконный головной убор, который позднее был назван «буденовкой» (вначале именовали «богатыркой»). Погоны были отменены, их сменили отличительные квадраты и треугольники, по которым можно было идентифицировать звание и войска.

Ношение эмблемы в виде красной звезды было утверждено в мае 1918 г., которая стала символом молодого государства. Его носили на шинели, френче, гимнастерке и т. д.

В 1922 г. вышел указ Реввоенсовета о переходе на новое регламентированное обмундирование, а старая униформа отменялась. Большое внимание было уделено знакам различия, которые нашивались на нарукавный клапан, в петлицы и другие формы. Они отличались по цвету, форме и т. д. Основная форма состояла из суконной шинели и шлема, рубахи-гимнастерки, брюк «галифе», сапог или ботинок. Сукно использовали темно-серое из шерсти, рубаха — серая из крашеной хлопчатобумажной ткани.

Форма РККА

В 1924 г. в Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) была введена очередная военная форма, состоящая из гимнастерки с отложным воротником и карманами, шинели, бриджах, сапогах или ботинках. Вместо шлема была придумана фуражка защитного цвета с красной звездой. Для зимы использовали полушубки, куртки из мериносового сукна на вате, пальто-плащи, шапки-финки и бекеши (полупальто из овчины).

Отдельно были спроектированы формы для войск военно-воздушных сил и летчиков. Они отличались цветом сукна, знаками отличия, петлицами и нарукавными знаками. В 1926 г. были введены Правила ношения формы и деление ее на летнюю и зимнюю. Кроме того, в зависимости от ситуации военную форму подразделяли на повседневную, караульную и походную. Категорическим требованием стало постоянное ношение снаряжения и знаков отличия. К походному снаряжению относили: командирский ремень с пряжкой, кобуру с пистолетом, шашку, полевую сумку, к которым в походе добавлялись фляжка, противогаз, бинокль.

Для различных родов войск обмундирование могло отличаться: для танковых были придуманы комбинезоны и кожаные куртки, шлемы, пылезащитные очки.

В конце 1930-х и в 1940 году участие РККА в военных конфликтах оказало влияние и на пересмотр отношения к обмундированию. Появились новые элементы зимней формы: стальной шлем, шапка-ушанка с мехом. Внесены изменения в детали формы для генералов и маршалов, появились новые эмблемы и кокарды на фуражки отдельно для каждого родов войск, на сапоги добавлялись шпоры. Полагалась теплая шинель на 5 пуговицах.

Очередные изменения формы военных лет были введены в 1943 г., когда наступил перелом в Великой Отечественной войне: была отменена «буденовка», возрождены погоны, возвращены черно-красные цвета для артиллеристов, установлено новое обмундирование для казаков, обновлена парадная форма.

Обмундирование армии в мирные годы

С окончанием войны наступил период спокойствия, никаких радикальных изменений в одежде для войск не проводилось. Новая экипировка появилась в конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда вместо гимнастерки был введен китель. В период военных действий в Афганистане были выпущены унифицированные полевые костюмы (для лета и зимы), получившие название «афаганка».

Очередные изменения произошли после развала Советского Союза и образования Российской Федерации. В мае 1994 г. президент Б. Ельцин подписал Указ о введении военной формы РФ, по которому советское обмундирование полностью заменялось на новое. С тех пор основным цветом считается оливковый (для повседневного и парадного ношения). На место шинелей пришли зимние пальто, а кители были заменены на пиджаки с накладными карманами. Были утверждены и другие отличительные знаки: шевроны и нашивки, по которым различались рода войск и частей.

21 век - обмундирование войск России

В 2005 г. президентским указом В. Путин ввел некоторые нововведения в военную форму РФ: были введены папахи для зимнего варианта экипировки. В соответствии с данным Указом было запрещено ношение обмундирования людьми, не имеющими отношение к военнослужащим.

За последнее 10-летие были введены изменения в комплектацию военной одежды: появился офисный костюм для офицеров и генералов, обновленная полевая униформа для солдат и офицеров. В комплект вошли: костюм, разновидности сезонных курток, защитный жилет, шапка или берет, ботинки на разные сезоны, балаклава, рукавицы и перчатки.

В 2007 г. Министерством обороны РФ была поручена разработка новой военной формы России. Для работы были привлечены специалисты ЦНИИ швейной промышленности, модельеры В. Юдашкин и И. Чапурин и др. Обмундирование было готово к 2010 г. и содержало некоторые нововведения:

  • погоны перенесены на рукава и грудь;
  • появились элементы на липучках;
  • форма шинелей стала более приталенной и узкой;
  • отменены сапоги с портянками и кальсоны с завязками;
  • пошиты свитера для офицеров и т. д.

Однако не все образцы военной формы прошли полевые испытания, и поэтому были заменены некоторые ткани и утеплители, сделаны изменения в деталях и аксессуарах.

Преимущества новой униформы армии РФ

Современная полевая форма для солдат и офицеров имеет высокую комфортность благодаря многослойности (8 уровней). При ее изготовлении применяются мембранные материалы и другие новейшие технологии, сделана особая обработка швов. В комплекте присутствует большое количество предметов, которые используются в зависимости от погодных условий и обстановки.

Основные уровни военной формы, правила ее комплектации:

  • белье 2-х видов (нательное и флисовое для термоизоляции в холодный период);
  • куртки (3-4-й уровни) — флисовая для утепления и ветровка для прохладной погоды;
  • костюм Soft Shell (5-й), пошитый из водостойкой и ветрозащитной ткани с повышенной воздухопроницаемостью, используется в качестве защитной верхней одежды;
  • ветроводозащитный костюм (6-й), изготовленный из мембранного материала с «дышащими» свойствами с многочисленными застежками и молниями;
  • утепленный костюм (7-й уровень) — предназначен для защиты от экстремальных холодных условий;
  • летний полевой костюм из хлопка носится в верхнем слое в летний период;
  • срок ношения военно-полевой формы, выдаваемой военнослужащим, составляет 3 года.

В 2016 г. было пошито 4 тыс. комплектов для военнослужащих, которые служат в сложных северных условиях и в Арктике. Такая экипировка разработана с учетом защиты человека от продолжительного действия холода при сильном ветре и высокой влажности, во время дождя или снега.

Детская военная форма

Обмундирование носят не только служащие Российской армии, но и учащиеся кадетских корпусов, Нахимовских и Суворовских училищ, расположенных на территории РФ. В этих учебных заведениях мальчики и девочки, выбравшие военную профессию, живут и учатся на протяжении нескольких лет, чтобы потом продолжить служить и пополнить строй кадровых офицеров Вооруженных сил РФ. Во время учебы они носят детскую военную форму, пошитую специально для данного учебного заведения.

Ношение обмундирования современных служащих армии и формы солдат времен Великой Отечественной войны в последние годы стало популярно у детей и их родителей. Стилизованные костюмы для мальчиков и девочек относятся к одному из популярных атрибутов детских утренников, которые проходят в честь празднования 23 февраля и 9 мая, спектаклей о войне в школах.

В продаже можно найти исторические и современные военные костюмы, пошитые по образцам обмундирования офицеров и солдат РФ, летчиков и моряков, полицейских и десантников, обмундирование времен Великой Отечественной войны. Также есть и отдельные аксессуары: буденовка, камуфляжный или красный берет, армейский ремень, пилотка и фуражка, бинокль.

Выбирая красивую военную форму для детей, родители воспитывают в них защитников своего государства, прививают чувство патриотизма и любви к своей стране. Мальчики перевоплощаются в отважных офицеров и солдат, готовых защитить свою родину, как это когда-то делали их прадедушки и прабабушки.

На что способен военный мундир? Прежде всего, он должен сообщить нечто важное о своём владельце. Владелец мундира –член военной корпорации, и мундир, при помощи разных знаков. Сообщает нам о том месте, которое занимает в военной иерархии его носитель. Далее мундир сообщает нам, что облачённый в него человек обладает главными качествами, присущими этой корпорации – мужеством, дисциплиной и надёжностью, то есть теми качествами, которые традиционно считаются главными мужскими добродетелями.

История военного мундира в самом широком смысле, как история униформы, уходит вглубь веков.
Самой древней одеждой воинов были шкуры животных, причём, надевались эти шкуры с самой ясной целью – устрашить врага. Например, римская пехота поверх шлема надевала волчьи шкуры, а Ганнибал облачал свои войска в шкуры леопардов. На средневековых Балканах военные разведчики одевались в мех и перья, и до сих пор, например, на шотландских, ирландских и валлийских гвардейцах мы видим забавные медвежьи шапки. Собственно, шкуры зверей, надетые на воинов, можно считать и протокамуфляжем.

Знаки различия

До поры до времени военная форма говорила сама за себя – это были доспехи, а иногда на них имелись и знаки воинского различия. Например, доспехи средневекового самурая плотно переплетался шёлковыми и кожаными шнурами различных цветов. Эта шнуровка могла быть и одноцветной, и разноцветной, причём, довольно сложной, но главное –она индивидуализировала воина и обозначала его ранг. Это было важно по следующей причине: битвы самураев в Японии 10-13 веков во многом напоминали рыцарские сражения в средневековой Европе. Это были прежде всего поединки воинов-одиночек. Чем более знатный воин пал на поле боя, тем большую награду тот получал от своего господина. Так что с одной стороны отличительные шнурки –это знак родовой принадлежности и индивидуальной доблести, а с другой –нечто вроде ценника на военной ярмарке тщеславия.

Европейское единообразие

Военная форма 16 века

По мере развития военных технологий и изменения военной тактики наметились и серьёзные перемены в воинских облачениях. Ко второй половине 16 века армейская одежда в Европе стала меняться и приходить к единообразию. Индивидуальный подход к экипировке стал вытесняться требованиями униформизма. Дисциплина, муштра и другие формальные процедуры, присущие европейскому обществу нового времени делали своё дело.

Пехота стала одеваться довольно просто, а вот остальные рода войск получили собственные виды формы. В 17 веке стали распространяться различные воинские украшения – галуны, ленты, розетки и пуговицы. Высший армейский шик являли собой офицеры. Их красочные ленты и шарфы говорили об удали и власти. По мнению одного историка, эта смесь изысканности с грубой реальностью войны стала образцом для мужской моды в середине 17 века.

Массовое производство военного снаряжения началось во время тридцатилетней войны 1618 – 1648 годов. Эта общеевропейская война стала мощным стимулом к стандартизации воинского костюма. В результате этой войны в главном выигрыше осталась Франция, и в дальнейшем именно эта страна сыграла ключевую роль в развитии европейской военной моды.

Как выглядели военные 17 века

С 1670-х годов европейские солдаты стали носить французские длинные шерстяные мундиры – камзолы белые, красные или синие. Эти камзолы, или полукафтаны украшались разноцветными обшлагами, воротниками и отворотами. К числу знаковых военных украшений относились также галуны, шнуры, пуговицы и вышивка. Всё это задавало основное направление в военной моде тех лет, а поскольку воинский тип почитался идеалом для мужчины, то все эти армейские аксессуары стали популярны и в гражданской моде. Военная форма по-своему созидала гражданское общество. Армейский наряд символизировал дисциплинированность, авторитет, надёжность и упорядоченность, а эти качества полностью соответствовали требованиям европейского государства нового времени –так называемого регулярного государства. «Индивидуальная сила, понятливость и покорность людей превращаются. Благодаря форме, в коллективную мощь», — отмечал известный французский историк моды Даниэль Рож. Отставные военные часто продолжали носить свою форму в мирной жизни, поскольку она помогала им в гражданской карьере. Военная форма на человеке говорила и о его взглядах, и о привычках, а также влияла на поведение, осанку и умение держаться в обществе. Военная форма строила и рассчитывала культуру повседневности. Само по себе военное обмундирование требовало соблюдения определённого этикета и тщательного ухода. Держа равнение на военную форму, штатское платье также потребовало от своих носителей заботы и порядка. В результате мы видим, как прямо или косвенно военная форма к концу 17 века утвердилась в качестве эталона элегантности и стиля, а гражданская форма – придворная или чиновничья, стала всё больше походить на военную, но при этом не стоит думать, что гражданская форма становилась угрюмой и однообразной, напротив – следуя военным образцам, она была яркой и нарядной.

Форма времён Наполеона

Звёздный час военной формы пробил в эпоху наполеоновских войн. Именно тогда были созданы наиболее роскошные образцы военного платья – экстравагантного и с массой деталей. Офицеры заказывали себе платья у военных и статских портных, и щеголяли друг перед другом. Мундир наиболее точно передаёт дух времени той Европы, которая родилась из потрясений французской революции и наполеоновских войн. И хотя в военной моде шла всеобщая стандартизация и борьба с индивидуальными прихотями, ВИП-персоны того времени могли позволять себе немыслимые излишества.

Легендарный наполеоновский маршал Иоахим Мюрат заказал для своих войск вычурную форму –чёрную, с золотыми галунами, алыми брюками, поясом с золотыми пуговицами и и перьями цапли на кивере. Лошадей он одел в попоны из шкур пантеры с красными фестонами и золотой оторочкой. Сам же каждый день рядился в новую форму и выглядел порой как попугай.

Одеяние Наполеона также тяготело к униформе, но это был сверхэлитарный униформизм. Его знаменитый серый походный сундук был неповторим, и говорил об аскетичной богоизбранности. Следуя исторической правде, этот знаменитый сюртук превращает в особую примету зловредного корсиканца Лев Толстой в нетленном романе «Война и мир». Вот такую примечательную сцену наблюдает Толстой при начале русского похода французского императора:

«Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали «Vive l’empereur!» На лицах этих людей было общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода, и восторга, и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.»

 

 

Это интересно: