→ Падеж имен прилагательных 4. Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)". Правописание безударных окончаний в именах прилагательных

Падеж имен прилагательных 4. Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)". Правописание безударных окончаний в именах прилагательных

Склонение
Имена прилагательные, так же как и имена существительные, изменяются по падежам (или склоняются). Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится: белый {снег), белая {скатерть), белое (платье), белые (волосы).
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Падеж М. р. Ср. р. Ж. р.

И. какой? какое? какая?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ая\

Р. какого? какого? какой?

юн\ого\ юн\ого\ юн\ой\

Д. какому? какому? какой?

юн\ому\ юн\ому\ юн\ой\

В. какой? какое? какую?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ую\

(возраст)

юн\ого\
(человека)

Т. каким? каким? какой?

юн\ым\ юн\ым\ юн\ой\

П. о каком? о каком? о какой?

о юн\ом\ о юн\ом\ о юн\ой\

Склонение имён прилагательных во множественном числе
И.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
Р.п. каких? низк\их\ деревянн\ых\ (домиков)
Д.п. каким? низк\им\ деревянн\ым\ (домикам)
неодуш.
В.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
одуш.
каких? высок\их\ красив\ых\ (людей)
Т.п. какими? низк\ими\ деревянн\ыми\ (домиками)
П.п. о каких? о низк\их\ деревянн\ых\ (домиках)

Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам. По родам они не изменяются!

Упражнение 1*. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напиши эти словосочетания .

Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.

Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица.

Слова для справки: чёрный, интересный, махровый, рыжий, сладкий, белый, капроновый, болезненный, травяной.
Упражнение 2. Допиши в загадках окончания имён прилагательных и укажи их падеж. Напиши отгадки.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум прост... приметам:
Он в шубке сереньк... зимой,
А в рыж... шубке - летом.
2. Кто в беретке ярко-краен...,
В чёрн... курточке атласн...?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Упражнение 3 . Измени имена прилагательные сначала по родам, затем по числам и падежам. См. образец.

м. р. ср. р. ж. р. ед. ч. мн. ч. И. п. Р. п. Д. п. Т. п. П. п.
Образец: тёмн\ый\ - тёмн\ое\ - тёмн\ая\; тёмн\ый\ - тёмн\ые\; тёмн\ый\ - тёмн\ого\ - тёмн\ому\ - тёмн\ым\ - о тёмн\ом\.

Сухой, синий, серебряный, кожаный, молодой, весенний.
Упражнение 4* . Подбери по 2 антонима к данным именам прилагательным. Составь и напиши предложение со словом , употребив его в творительном падеже.

1. Аккуратный -
2. Бедный - ..., ... .
3. Бестолковый - ..., ... .
4. Вежливый - ........
5. Громкий - ..., ... .
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.

Вернувшись с охоты домой, я рассказал Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

(По М. Пришвину)
Упражнение 6. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж всех имён существительных и имён прилагательных. Разбери по составу выделенное слово.
Выпорхнула пташка
Из невол... тесн...
И взвилась свободно
В выс... поднебесн... .
.......................
Встретили подругу
Птицы дружн... хором.
Зазвенела песня
Над дремуч... бором.

(Е. Нечаев)

Упражнение 7 . Прочитай предложение. Скажи, правильно ли охарактеризовано выписанное из него имя прилагательное.

Пушистые вербы утонули в тумане.
Пушистые (вербы) - мн. ч., ж. р., И. п.
Упражнение 8. Просклоняй словосочетания алый мак, алое зарево, алая заря, алые паруса. Выдели окончания имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и напиши предложение.
Упражнение 9. Спиши . Вставь пропущенные буквы. В каком числе стоят выделенные имена прилагательные? Как ты понимаешь смысл последней пословицы ?
1. Плохие вести не л...жат на мест... .
2. И сырые др...ва загораются.
3. Дурные пр...меры заразительны.
4. Долгие пров...ды - лишние слёзы.
5. В ч.-.жихруках л...моть велик.
Упражнение 10. Охарактеризуй предметы по форме, цвету и вкусу, используя имена прилагательные. Произведи звуко-буквенный разбор слова морковь.

Предмет Форма Цвет Вкус
Лимон


Гоанат


Черника


Репа


Морковь


О. Д. Ушакова, Русский язык . 4 класс , Санкт-петербург: ИД "Литера", 2008. - 58 стр.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема: Изменение имён прилагательных по падежам

* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа ;

* познакомить со склонением имён прилагательных в ;

* развивать внимание, память, речь учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать падеж имен прилагательных единственного числа; развивают устную и письменную речь.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ресурсы: таблица «Склонение имен прилагательных», ноутбук, учебник, мет. пособие, карточки.

Ход урока

Мотивация.

Создание хорошего настроя, подготовка детей к уроку.

Актуализация знаний, фиксация затруднений.

Что такое прилагательное? (Правило)

Работа по карточкам (В предложениях нужно подчеркивать прилагательные и определить род, число)

Почему в словосочетании в синем небе окончание прилагательного не соответствует окончаниям из нашей таблицы? (Нужно поставить прилагательное в нач. форму)

Постановка учебной задачи.

Определяется тема и цель урока.

Значит, сегодня мы посмотрим тему …(склонение имен прилагательных в единственном числе).

Изучение нового материала.

Коллективная работа

Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:

глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора. (В словосочетании глубокий пруд прилагательное глубокий , так как существительное пруд, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании глубокое озеро прилагательное глубокое среднего рода, так как существительное озеро, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании глубокая нора прилагательное глубокая , так как существительное нора, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пруд, озеро, нора, которые находятся в единственном числе.)

В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)

А теперь просклоняйте данные словосочетания.

какой? какое? какая?

Им. п. глубокий пруд глубокое озеро глубокая нора

какого? какого? какой?

Р. п. глубокого пруда глубокого озера глубокой норы

какому? какому? какой?

Д. п. глубокому пруду глубокому озеру глубокой норе

какой? какое? какую?

В. п. глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору

каким? каким? какой?

Т. п. глубоким прудом глубоким озером глубокой норой

о каком? о каком? о какой?

П. п. о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе

Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)

Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание –ой в , дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного.)

Значит, имя прилагательное с существительным согласуется в роде, числе и падеже.

V. Физкультминутка.

    Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во , вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику: упр. 275 – работа в парах (каждый сделает самостоятельно, потом обмениваются тетрадями и проверяют, самооценка).

Упр. 280 – списать стихотворение, определить падеж прилагательного. (Проверяется коллективно, самооценка).

Самостоятельная работа.

Упр. 279 – просклонять словосочетания новый дом, новое слово, новая книга. (Проверка, самооценка).

Проверочная работа.

Работа по карточкам.

Рефлексия.

Что нового узнали на этом уроке?

Как определить падеж имени прилагательного?

Как вы оцениваете свою деятельность на этом уроке? (Самооценка)

Оценивание учителем.

Домашнее задание: таблица – с. 142, упр. 281 – списать текст, определить падеж имени прилагательного.

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Тип: урок введения нового знания

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен

прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе,

животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

применять алгоритм морфологического разбора прилагательного;

изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Оборудование : Учебники «Русский язык» 4 класс, часть 2 Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина; интерактивная доска,мультимедийный проектор;презентация к уроку.

Ход урока.

    Мотивация учебных действий

Легкий или трудный для вас урок русского языка?

Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Слайд- 2

Виды речевой деятельности:

    Говорим

    Читаем

    Пишем

    Слушаем

Что вам на уроках делать легче?

Что труднее?

Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Слайд-3

«Мудрым никто не родился, а научился»

Как вы понимаете эту пословицу?

Какой раздел русского языка мы начали изучать?

Слайд-4

Имя прилагательное

2.Чистописание и актуализация знаний.

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

Наш урок начинаем с чистописания, для этого давайте вспомним, что такое окончание?

Слайд-5

Назовите какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.

Как найти окончание в слове?

Отличаются ли окончания в именах прилагательных от окончаний имен существительных?

слайд-6

Карточка.

«Родовые окончания имен прилагательных»

Слайд-7

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.

Посмотрите, что общего в этих словах?

(Все слова им. прилагательные в ед. числе)

Что такое имя прилагательное?

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

(продолжение слайда)

м. р. ж. р. ср. р.

Запись на доске. Ойыйий аяяя оеее

Напишите эту цепочку до конца строки.

3.Словарная работа.

1. Задание :

По имени прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой

безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

(Слова появляются построчно щелчком мыши)

    Прекрасная, солнечная, морозная …..

    Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …..

    Белые, легкие, пушистые, кучевые …..

    Свежая, русская, интересная, ежедневная …..

    Водный, белый, комфортабельный …..

Проверьте, так получилось?

Слайд-9 Проверка.

Записаны слова: погода, пироги, облака, газета, корабль.

Какие орфограммы встретились?

2. Задание : В каждом записанном слове спряталось еще слово. Выделить овалом.

Какие это слова?

(В нижнем уголке презентации выбирать функцию «Фломастер», выделить овалом слово)

Подтвердить проверку с помощью щелчка мышкой.

3.Задание : Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому либо грамматическому признаку.

Слайд-10

По роду : погода пироги облака

газета корабль

Слайд-11

По числу : погода пироги

газета облака

Слайд -12 МОЛОДЦЫ!

Слайд-13

В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?

Кликом мышки проверить.

4.Постановка проблемы и выход из нее. (Один ученик к доске)

1.Задание : Записать под диктовку.

Зимнему дню, зимним утром, зимняя погода.

а) Определите род имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.

(В словосочетании зимнему дню, прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р.) и т.д.

б) Определите число имен прилагательных.

(Рассуждение подобно выше изложенному)

Сделайте вывод. (высказывание детей)

Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором

находится имя существительное, с которым оно связано.

Определите падеж этих прилагательных.

Возникает проблема

-Мы не можем это сделать.

Какой вопрос возникает?

(Предположение детей)

Слайд-14

Проблемный вопрос:

Склоняются ли имена прилагательные? (клик мышки)

2.Работа в группах

Задание: Просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому

оно относится. Выделите окончание им. прил. Сделайте вывод.

1 группа: зимний день

И.п. какой? зимний что? день

2 группа: зимнее утро

И.п. какое? зимнее что? утро

3 группа: зимняя погода

И.п. какая? зимняя что? погода

Проверка. Выслушать мнение представителя каждой группы.

Какой сделаем вывод?

Слайд - 15

ВЫВОД:

    Имена прилагательные склоняются по падежам.

    Имя прилагательное находится в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное,

к которому оно относится.

c лайд-16

Карточка.

«Дружба с существительным»

Определите, какая сегодня тема урока?

Слайд-17

Тема урока:

Изменение имен прилагательных по падежам

Подтвердите свои наблюдения.

Вернуться к заданию по определению падежей. Задание 1.

5.Закрепление

( Один ученик к доске)

1. Задание : а) записать под диктовку

В зимнем лесу пернатым друзьям приходится туго.

В каком значении в этом предложении употребляется слово туго?

Как вы понимаете?

А вы помогаете пережить суровую зиму птицам? Как?

б) Определить род,число, падеж им. прил.

Объяснение: Прилагательное в зимнем находится в П.п., ед.ч., м.р., т.к. существитель

ное к которому относится лесу имеет такие же грамматические

признаки и т. д.

При каком виде разбора нам необходимо определить падеж им. прил.?

Вспомним алгоритм морфологического разбора им. прилагательного.

Слайд- 18

На слайде напечатан алгоритм морфологического разбора прилагательного, с нарушением порядка.

Часть речи

Род (ед. ч.)

Член предложения

Начальная форма

Задание: восстанови последовательность разбора

(В нижнем уголке презентации выбираем функцию «Фломастер», нумеруем порядок разбора)

Почему число опережает род? (В мн. ч. род определить нельзя)

в) морфологический разбор прилагательного искристый (снег) (ученик к доске)

6. Самостоятельная работа. (дифференцированная). Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику. Стр.36, упр. №212 (основной состав класса)

По слайду работают слабоуспевающие учащиеся.

Задание: В место подобрать подходящее по смыслу имя

прилагательное. Записать предложения. Определить

род, число, падеж имен прилагательных.

Пришел январь с морозами. О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.

В каком роде, числе и падеже находятся имена прилагательные?

2 задание.(выполняется в парах)

2.Работа по слайду-20

Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.

Проверка на слайде:

Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник.

7. Рефлексия урока.

Отметки за урок. Комментирование отметок.

По какой теме мы работали?

Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

Зачем нужно изучать русский язык?

Где можно применить полученные знания?

Что на уроке для вас было интересно?

Кому вы хотите сказать спасибо?

8. Домашнее задание.

Выучить правило, стр. 48упр № 4; стр.37, упр.213 (по выбору)

Слайд-21

Спасибо за работу!

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.

    Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

(. Долгополов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.

Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Методические задачи урока

Обучающие

  • Учить детей делать выводы.
  • Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
  • Обогащать словарный запас.

Развивающие

  • Развивать универсальные учебные действия учащихся.
  • Развивать монологическую речь учащихся.
  • Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
  • Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
  • Развивать произвольное внимание, память, воображение.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать интерес к языку.

Воспитывающие

  • Воспитывать патриотизм.
  • Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
  • Воспитывать желание прийти на помощь одноклассникам.

Основные дидактические методы

  • Проблемный.
  • Частично-поисковый.
  • Практический.

Форма организации познавательной деятельности

  • Коллективная.
  • Индивидуальная.
  • Работа в парах.
  • Работа в группах.

Место данного урока в системе уроков по теме: третий урок в теме “Имя прилагательное”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

  • учебник А.В. Полякова “Русский язык для 4 класса” часть 2. Издательский дом “Федоров”. – 2011;
  • таблица самооценки деятельности на уроке;
  • презентация к уроку.

Технические средства: магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.

Комментарии

Универсальные учебные действия:

личностные:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка;
  • тметь представление о моральных нормах поведения;

регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

познавательные:

  • кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях;
  • осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);

Коммуникативные:

  • воспринимать мнение других людей о грамматических явлениях;
  • понимать задаваемые вопросы.

Сценарий урока

1. Самоопределение к деятельности

Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.

2. Актуализация и проблемное учебное действие:

Учитель. Начинаем наш урок с работы в парах.

Надо ответить на вопросы и показать сигнальной карточкой: если знаем ответ на вопрос – зеленая карточка, если не знаем – красная карточка.
(учащиеся поднимают зеленую карточку и дают ответ на вопрос)

Вопросы учителя:

  • Что обозначают имена прилагательные? (Имена прилагательные обозначают признак предмета)
  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные? (Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие?)
  • Каким членом предложения являются имена прилагательные? (Имена прилагательные в предложении являются определениями)
  • Что такое склонение? (Склонение – изменение слова по падежам)
  • Как определить падеж имен прилагательных? (Дети поднимают красную карточку)
  • Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Определение падежей у имен прилагательных).

3. Локализация индивидуальных затруднений

Учитель. Определить падеж имен прилагательных мы не можем, но в словосочетании есть слово, у которого мы можем определить падеж.

  • У какого слова мы можем определить падеж? (Мы можем определить падеж у существительного).
  • Как определить падеж у имен существительных? (Чтобы определить падеж у имен существительных, нужно задать вопрос и по вопросу определить падеж)
  • Связано ли имя прилагательное с именем существительным в словосочетаниях? (Прилагательное связано с существительным)
  • Как мы будем определять падеж у имен прилагательных? (Нужно определить падеж у имени существительного, имя прилагательное будет иметь тот же падеж)

Определить падеж у имен прилагательных в словосочетаниях.

На мерзлую землю, в зимнем лесу, над лесной дорогой, с раннего утра.

Учащиеся ставят вопросы к именам существительным и определяют у них падеж. Прилагательные будут того же падежа.

На (что?) землю – В.п. прилагательное тоже В.п.

В (чем?) лесу – П.п прилагательное тоже П.п.

Над (чем?) дорогой – Т.п. прилагательное тоже Т.п.

С (чего?) утра – Р.п. прилагательное тоже Р.п.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Записать прилагательные в нужном падеж и указать падеж.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. Зверям становилось холодно от (морозный) ветра.

Учащиеся определяют падеж у имен существительных и ставят имена прилагательные в нужной форме.

Хорошо в зимнем - П.п. лесу. Деревья стоят в серебристом - П.п. инее.Все засыпано пушистым - Т.п. инеем.Особенно хороши ели в роскошном - П.п. зимнем - П.п. уборе. Зверям становилось холодно от морозного - Р.п. ветра.

5. Физкультминутка

Дети ритмично двигаются под веселую музыку.

6. Реализация построения проекта

Учитель. Давайте посмотрим, так ли важно, чтобы имя прилагательное было того же падежа что и имя существительное.

Разберите по членам предложения и частям речи данное предложение.

Морозный воздух врывается в дверь густым дымчатым облаком.

Ученик работает у доски, дает характеристику предложению, указывает члены предложения и части речи, делает вывод. (В словосочетаниях прилагательное того же падежа, что и существительное).

7. Обобщение затруднений во внешней речи

Игра “Учитель” . Правильно ли определен падеж у имен прилагательных? Работа проводится в парах.

В морозный день В. п.
После морозной прогулки Д.п.
Зимним морозом П.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом И.п.
К роскошному убору В.п.

(Учащиеся называют словосочетания, где допущены ошибки и исправляют их).

В морозный день В. п.
После морозной прогулки Р.п.
Зимним морозом Т.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом Т.п.
К роскошному убору Д.п.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Алгоритм

  1. Найди имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Определи падеж этого существительного.
  3. Определи падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

Задание. Записать под диктовку и определить падеж имен прилагательных.

Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. Красивой цепочкой вьется по лесной опушке след старого лиса. Вот прошли серые разбойники – волки.

Учащиеся находят имена существительные, от которых зависят прилагательные, определяют падеж и обозначают падеж у имен прилагательных.

9. Включение в систему знаний и повторение

Как определить падеж у имен прилагательных?

  1. Надо найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Определить падеж этого существительного.
  3. Определить падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

10. Рефлексия учебной деятельности

Учитель. Прочитайте стихотворение “Сказочка” Йована Йовановича – Змая. Вставьте пропущенные буквы в окончании имен прилагательных. Отметьте имя существительное, от которого зависит каждое прилагательное, в скобках укажите падеж.

(…)Маленьк..й мальчик
В (…) маленьк..й лодке
В (…) маленьк..м море плывет.

(…) Маленьк..й ветер
По (…) маленьк..м волнам
Лодочку гонит вперед.

К (…) маленьк..й гавани
В (…) маленьк..й город
Мальчик приплыл наконец.

(…) Маленьк..й парус
Спущен на мачте,
И (…) маленьк..й сказке конец.

11. Домашнее задание (вариативно)

Учитель. Вставьте пропущенные буквы в окончания имен прилагательных, в скобках укажите падеж.

12. Оценка урока

Детям предлагается дать оценку уроку:

Если урок понравился наклеить лепестки

Если урок оставил равнодушным наклеить лепестки

Если урок не понравился наклеить лепестки

 

 

Это интересно: