→ Ознакомление с окружающим средняя группа тема осень. Конспект ИОС по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень золотая. Дидактическая игра «Осенние приметы»

Ознакомление с окружающим средняя группа тема осень. Конспект ИОС по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень золотая. Дидактическая игра «Осенние приметы»

Алина Пархоменко
Конспект ИОС по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень золотая»

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках осени, расширить знания детей об осени, обогатить и активизировать словарь по теме;

2. Учить понимать содержание поэтических текстов.

3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

4. Развивать любознательность, творческое воображение, внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки; координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев

5. Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Материалы и оборудование:

листы белой бумаги, кисти, клеенки, салфетки, листья, краски, стаканы с водой.

Предварительная работа:

1. рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

2. чтение стихотворений про осень;

3. рассматривание картин и иллюстраций;

4. отгадывание загадок.

Ход ИОС:

1 часть: Дети входят в группу, рассаживаются полукругом, воспитатель читает стихотворение:

Осень

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

М. Ивенсен

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (об осени) .

Воспитатель: Правильно, об осени.

Ребята, вам нравится осень? Чем? (Ответы детей) .

Сейчас я загадаю вам загадки, вы их отгадаете.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(осенью)

Растут - зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат - почернеют.

(осенний лист)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(Осенний дождь)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

(Ветер)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад) .

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.

Давайте поиграем, и посмотрим, как вы сможете угадать осень!

Дидактическая игра «Осенние приметы»

Цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение.

Материал: Схемы, обозначающие небо, дождь, деревья, урожай, птиц, животных, людей.

Ход игры:

Предложить детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени, используя ключевое слово «осенью».

Воспитатель: Вы молодцы, а сейчас посмотрите! Какой урожай собирают осенью.

(Дети подходят к стенду «Осенний урожай»)

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько овощей и фруктов собирают осенью. Все лето они растут, а осенью приходит время собирать урожай. Давайте мы с вами тоже, попробуем собрать свой урожай. (Проводится подвижная игра) .

Подвижная игра «Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.

Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные,дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле - тянут руки вверх, если под землёй - приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Пальчиковая гимнастика.

Листья осенние тихо кружатся

Листья осенние тихо кружатся,

(плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

(трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

Воспитатель: Ребята, про осень вы стихотворение послушали, загадки отгадали, о способе произрастания овощей вспомнили, картинки описали, а сейчас я предлагаю нарисовать осенний ковер.

2 часть: Дети выполняют коллективную работу «Осенний ковер» в нетрадиционной технике – отпечатки листьев.

(Звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы – пение птиц, шум дождя) .

3 часть: Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Золотая Осень» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и Осенних явлениях. Задачи: -Учить детей называть приметы осени, изменения.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «В лес, на помощь!» Цель: Дать детям представление о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира. Обучающие задачи: Закреплять знания.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Что осень нам приносит?» для детей старшей группы 5–6 лет Цель: систематизировать знания детей в области сезонных изменений в природе, происходящих в осенний период. Задачи: Обучающие задачи в области.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Гуси-лебеди» Конспект занятия по мотивам русской сказки "Гуси-лебеди" Воспитатель средней группы «Солнышко»: Спиридонова Н. Н. Цели: Развивающая:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Золотая осень» Конспект занятия «Золотая осень» Цель: Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: 1. Учить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы «Осень» Цель:Закреплять знания детей о временах года;систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих.

Составила и провела: Жданкина Т.А Иркутск, 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад №54

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень»

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Оборудование:

конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя) ;

листочки из картона для дорожки;

набор «Одень куклу» , изображения разных предметов. (По 2 набора)

аудиозапись «Звуки осеннего леса» ;

видеофильм «Осень» .

Презентация «Почему опадают листья»

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? (Да)

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Кто я такая? (Осень)

Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу) .

Письмо: На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.

Принимаем приглашение осени?

Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Беседа:

Вот мы пришли в осенний лес. Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят. Как хорошо в лесу!

А зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы) .

А зачем осенью, да ещё и поздней?

А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. (Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя) .

Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса» )

Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Давайте опять закроем глаза. Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр. Открыли глазки

А зачем деревья сбрасывают осенью листву? (Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега) .

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Презентация «Почему опадают листья»

Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы» . А вы любите играть (ответы детей)

Физкультминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели и на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели на землю сели.

(Повторяют за воспитателем: кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаются.)

1 задание «Отгадай»

А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку» . Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1). Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? (-Лесник)

2)Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно. (листопад)

3)Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это. (дождь)

4) Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки?. (птицы)

5) Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем (сентябрь)

2 задание «Игра ДА или НЕТ» (при ответе «да» на вопрос воспитателя, дети хлопают в ладоши) .

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

3 задание «Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро –сырая

Когда идет дождь- дождливая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Молодцы, справились со всеми заданиями

Просмотр фильма «Осень»

Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.

Практическая часть

Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. (Дети составляют картины осени)

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились

Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.
Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Цели : продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами.

Задачи :

Образовательные : учить и закреплять приметы и признаки осени , названия осенних месяцев .

Развивающие : развивать положительные эмоции, внимание, память.

Речевые : развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Воспитательные : воспитывать интерес к сезонным природным изменениям, любознательность.

Демонстрационный материал : картины по теме «Осень » .

Методические приемы : беседа-диалог, рассматривание картин по теме «Осень » , физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД в средней группе

Цели

Задачи :

Образовательные

Развивающие

Речевые

Воспитательные

Демонстрационный материал : картины по теме « Осень » .

Методические приемы « Осень »

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель : Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

Дети : Об осени .

Осень длится три месяца осенние месяцы . осенние месяцы ) .

« Осень »

Дождик стал по ним стучать

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Воспитатель осени :

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает?

Дети : осень .

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Дети : сентябрь

Королева наша, Осень ,

У тебя мы дружно спросим :

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Дети : октябрь

Поле чёрно-белым стало :

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Дети : ноябрь

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

Дети : листопад

Воспитатель «Листопад»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Дети выполняют движения с осенними листочками в руках

осенние листочки вы знаете

(ответы детей)

«Какой листик?»

Если лист дуба, то он (какой) – дубовый;

Воспитатель осени осень ?

(ответы детей)

Приметы и признаки осени

оттенков : от желтого до бурого.

Осенью

Если осенью

Осень

Воспитатель : Осенью

Физкультминутка «Тучи дождевые»

Воспитатель осени описывают :

Миновало лето,

Осень наступила .

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

А. Плещеев.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

К. Бальмонт.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

А. Майков

Воспитатель осень ?

Игра «Скажи ласково»

Дождь – дождик,

Солнце – солнышко,

Птица – птичка,

Лист – листик,

Ветер – ветерок,

Гриб – грибок,

Туча – тучка,

Цветок – цветочек.

Воспитатель

Посмотрите вокруг, видите . Предлагаю и вам собрать осеннюю картину .

Игра «Собери картинку» .

Воспитатель

(ответы детей)

Рефлексия.

Дети наблюдают из окошка за осенней погодой осени .

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию

НОД в средней группе

«Осень, осень в гости просим»

Цели : продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами.

Задачи :

Образовательные : учить и закреплять приметы и признаки осени , названия осенних месяцев .

Развивающие : развивать положительные эмоции, внимание, память.

Речевые : развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Воспитательные : воспитывать интерес к сезонным природным изменениям, любознательность.

Демонстрационный материал : картины по теме « Осень » .

Методические приемы : беседа-диалог, рассматривание картин по теме « Осень » , физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель : Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Как вы думаете?

Дети : Об осени .

Воспитатель : Правильно. Об осени . Какое красивое время года! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми. Солнце ярко светит и освещает золото листьев. В садах и парках еще цветут цветы. Осень длится три месяца . Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы . (дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы ) .

Проводится пальчиковая гимнастика « Осень »

Ветер северный подул, - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу.

Воспитатель : Послушайте и отгадайте загадки об осени :

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает?

Дети : осень .

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Дети : сентябрь

Королева наша, Осень ,

У тебя мы дружно спросим :

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Дети : октябрь

Поле чёрно-белым стало :

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Дети : ноябрь

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

Дети : листопад

Воспитатель : Молодцы ребята! Все загадки правильно отгадали. Предлагаю поиграть в игру «Листопад»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Дети выполняют движения с осенними листочками в руках : кружатся, приседают, поднимают листочки вверх и машут ими.

Воспитатель : Ребята, а какие осенние листочки вы знаете ? С каких деревьев? Как они называются?

(ответы детей)

Проводится игровое упражнение «Какой листик?»

Если лист дуба, то он (какой) – дубовый;

Если лист березы, то он … - березовый;

Если лист клена, то он … - кленовый;

Если лист липы, то он …- липовый;

Если лист ореха, то он … - ореховый;

Если лист рябины, то он … - рябиновый;

Воспитатель : Хорошо справились с заданием, молодцы. А вы знаете какие – нибудь признаки осени ? По каким признакам мы можем определить, что наступила осень ?

(ответы детей)

Приметы и признаки осени

Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков : от желтого до бурого.

В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада.

Дни становятся короче, ночи – длиннее.

Осенью улетают в теплые края птицы.

Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

Облака редкие - будет ясно и холодно.

Облака идут низко - к дождю и холоду.

Осень ненастная - весна дождливая.

Воспитатель : Осенью обычно начинаются дожди, прохладные и продолжительные. Предлагаю отдохнуть и поиграть с дождиком.

Физкультминутка «Тучи дождевые»

Приплыли тучи дождевые. Шагают на месте.

Лей, дождь, лей! Хлопают в ладоши.

Дождинки пляшут, как живые. Шагают на месте.

Пей, рожь, пей! Прыгают на месте.

И рожь, склоняясь к земле зеленой, Шагают на месте.

Пьет, пьет, пьет! Хлопают в ладоши.

А дождь, такой неугомонный Шагают на месте.

Льет, льет, льет! Прыгают на месте.

Воспитатель : Ребята, послушайте, какие стихотворения написали поэты об осени , какими красивыми словами они ее описывают :

Миновало лето,

Осень наступила .

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

А. Плещеев.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

К. Бальмонт.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

А. Майков

Воспитатель : А какими словами ласковыми вы можете описать осень ?

Игра «Скажи ласково»

Дождь – дождик,

Солнце – солнышко,

Птица – птичка,

Лист – листик,

Ветер – ветерок,

Гриб – грибок,

Туча – тучка,

Цветок – цветочек.

Воспитатель : Прекрасно справились с заданием, хорошие и ласковые слова вы подобрали.

Посмотрите вокруг, видите осенние картины в нашей группе . Давайте подойдем к ним и внимательно рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их) . Предлагаю и вам собрать осеннюю картину .

Игра «Собери картинку» .

Воспитатель : Какие вы молодцы, справились с заданием. Собрали осеннюю картину . Мы ее оставим в группе и вечером расскажем и покажем родителям, что нового мы сегодня узнали на занятии. Ребята, вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили?

(ответы детей)

Рефлексия.

Дети наблюдают из окошка за осенней погодой , описывают ее, отмечают изменения, характерные для осени .


Конспект НОД на тему «Что такое осень» в средней группе

Цель:

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса;

Учить детей видеть и чувствовать красоту природы;

Ход:
Воспитатель: - Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года?
Дети: - Осень

Воспитатель: - Назовите осенние месяцы?

  1. Какая сейчас осень ранняя или поздняя? Почему?
  2. Что происходит осенью в жизни птиц?
  3. Что происходит осенью в жизни зверей?
  4. Какая погода бывает осенью?

Ребята, давайте поиграем! Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте!

Игра « Да или нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: - Молодцы! Всё умеете, знаете.

Воспитатель : - А какого цвета осенью трава и листики?
Дети: - Листья разноцветные: оранжевые, жёлтые, красные, коричневые. Трава жёлтая, коричневая. Воспитатель : - Ребята, а для чего звери делают запасы на зиму?
Дети: - Чтобы не остаться голодными, так как зимой под снегом не будет ни грибов, ни ягод, ни колосков.

Физкультминутка «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Воспитатель : - У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени. (Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя)

Это что за невидимка Хлопает в саду калиткой, На столе листает книжку, Шорохом пугает мышку, Сорвал с бабушки косынку, Покачал в коляске Димку, Поиграл листвой, поверьте! Ну, конечно, это… (ветер)

По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. (лужа)

Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

Итог:

Воспитатель: - Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые и ответили на все вопросы! Вам понравилось?
Дети: - Да
Воспитатель: - А что больше всего запомнилось?
Чем мы занимались?

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).

Автор: Акинина Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 "Улыбка", город Старый Оскол, Белгородская область.
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 - 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Оборудование : сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка - посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.

Друзья, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
«Но в эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!»

А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова (воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).

«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень - рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба - в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне - смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая

Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).
С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).
А вам хочется, что бы наступила осень? (да).
Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).
А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки). Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку). А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина). Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр). Воспитатель читает стихотворение.

«Что случилось»
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
О.Дриз

Воспитатель показывает коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от осени. Ребята, вы знаете приметы осени? (да). Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:
«Появилась в небе клякса
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ» (туча).
Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Дожди прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Дидактическая игра «Один - много». Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец - огурцы, помидор - помидоры, яблоко - яблоки).
Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья). Сегодня мы нарисуем листочки, но рисовать мы красками и карандашами не будем. Ребята, а вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листах бумаги. Воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте. На что похожа моя ладошка? (на листья клёна). Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги. Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят.

Молодцы!

Список литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и. доп.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.

 

 

Это интересно: