→ ). Жизненный путь человека как проблема в психологии — Логинова Н.А. (1985 г.) Источники получения лекарственных средств

). Жизненный путь человека как проблема в психологии — Логинова Н.А. (1985 г.) Источники получения лекарственных средств

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. предложена авторская иерархия понятий методологии развития РГАУ на основе взаимодействия участников с использованием методики рейтингового расчета метрических расстояний, что позволило систематизировать и уточнить понятийный аппарат теории рынка, необходимый для разработки положений трансформационного менеджмента;
  2. выявлены теоретические предпосылки исследования развития РГАУ на основе взаимодействия участников и показаны особенности их реализации в положениях универсальной теории рынка, что позволило разработать и апробировать комплекс методов и моделей управления взаимодействиями участников РГАУ, в соответствии с инновационными условиями хозяйствования и отраслевой спецификой;
  3. разработаны положения теории трансформационного менеджмента для РГАУ на основе выявления его связи с теорией традиционного менеджмента и предложенной типологией взаимодействия участников, применение которых позволяет обосновать выбор управленческих воздействий при прогнозировании траектории развития РГАУ;
  4. разработана интегрированная модель функционирования РГАУ на основе взаимодействия участников, которая позволяет уточнить соотношение между рыночными индикаторами, их характеристиками и механизмом саморегулирования, сбалансировать стратегические интересы всех рыночных участников, взаимодействующих друг с другом и повысить эффективность взаимодействия между ними;
  5. разработана концепция управления взаимодействиями участников РГАУ, базирующаяся на принципах системности и действии механизма саморегулирования с особыми структурой и реакционной способностью влияния на рыночные индикаторы, которая позволяет в отличие от разработанных ранее концепций сформировать инвариантное многообразие связей между участниками рынка и обеспечить качественный мониторинг траектории его развития;
  6. предложена система структурирования - трансформационных процессов, адаптивных систем, циклов, форм конкуренции и развития, участников РГАУ, процессов и явлений, порожденных взаимодействием участников рынка, - дополняющая разработанные и учитывающая их основные свойства и признаки, необходимые для разработки и апробации комплекса моделей управления взаимодействиями на РГАУ;
  7. предложено динамическое описание процессов РГАУ на основе исследования закономерностей их развития, что позволило построить объективную иерархию участников рынка по убыванию приоритета их полезности, необходимую для анализа эффективных и кризисных режимов развития рыночных процессов и выработки соответствующих управленческих инструментов;
  8. определены ориентиры формирования методологии развития РГАУ на основе взаимодействия участников, что позволило уточнить проблемы формирования трансформационного потенциала рынка, его функционирования, развития и систематизировать факторы, влияющие на рыночные трансформационные процессы;
  9. разработана принципиальная схема взаимодействия участников РГАУ, отличающаяся от типовой наличием саморегулируемых организаций и учетом влияния процессов кооперации и конкуренции, использование которой позволяет обеспечить устойчивое развитие рынка и целенаправленное его регулирование со стороны государства;
  10. разработан и апробирован комплекс моделей и методов управления взаимодействиями участников РГАУ, основанный на анализе динамических свойств рыночных процессов и позволяющий оценить характеристики ключевых режимов его функционирования и фаз развития.

Монографии

1. Логинова Н.А., Будрина Е.В., Бочкарев А.А. и др. Особенности развития отраслевых рынков: транспорт: Коллективная монография./ под ред. д.э.н. проф. Е.В.Будриной. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. –22,06/6,75 п.л.

2. Логинова Н.А. Методология управления взаимодействиями на рынке транспортных услуг. Монография. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 16,25 п.л.

3. Логинова Н.А., Бородулина С.А. Управленческие технологии на рынке грузовых автотранспортных услуг. Монография. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 11,0/ 3,4 п.л.

4. Логинова Н.А. Управление взаимодействиями на рынке транспортных услуг. Монография. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – 13,75 п.л. (автор получил грант).

5. Логинова Н.А.Формирование и оценка синергетических эффектов на рынке транспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2010. Вып. 1 (36). С. 161 – 165. – 0,5 п.л.

6. Логинова Н.А., Будрина Е.В., Особенности трансформации рынка грузовых автотранспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2010. Вып. 2 (37). С.111–118. – 0,5/0,25 п.л.

7. Логинова Н.А. Проблемы развития транспортного комплекса России в условиях рыночных отношений // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2010. Вып. 3 (38).С.156– 162. – 0,5 п.л.

8. Логинова Н.А. Оценка потенциала развития сегментов рынка грузовых транспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика 2010. Вып. 5 (40). С. 164 – 171. – 0,5 п.л.

9. Логинова Н.А. Синтез основных понятий системно-синергетической концепции для развития теории управления рынка // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2010. Вып. 6 (41). С. 236 – 242 – 0,5 п.л.

10. Логинова Н.А. Трансформационный потенциал развития транспортного комплекса России // Вестник Московского университета. / Серия 6. Экономика./№5. – 2010. – сентябрь - октябрь. – С.111 – 120. – 0,75 п.л.

11. Логинова Н.А. Теория переходных состояний как методологическая основа управления взаимодействиями на рынке транспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2011. Вып. 2 (45). С.174-180 – 0,5 п.л.

12. Логинова Н.А. Развитие методологии рынка с учетом положений концепции положительной и отрицательной обратной связи // Журнал правовых и экономических исследований – 2011 №1. С. 148 – 152 – 0,5 п.л.

13. Логинова Н.А. Универсальная теория управления рынком: интеграция методологии синергетики и системности // Проблемы теории и практики управления- 2011 №5. С.29- 35 – 0,5 п.л.

14. Логинова Н.А. Кооперация и конкуренция как движущие силы взаимодействий участников на рынке грузовых автотранспортных услуг // Современная конкуренция – 2011 №2 (2011). С.80 – 87. – 0,5 п.л.

15. Логинова Н.А. Виды и формы взаимодействий на рынке грузовых автотранспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНА / Серия: Экономика. 2011. Вып. 3 (46). – С.102 - 105 – 0,3 п.л.

16. Логинова Н.А. Интегрированная модель функционирования рынка транспортных услуг // Экономическое возрождение России №2 (28). – 2011. – 0,5 п.л.

17. Логинова Н.А. Комплексный подход к реализации трансформационного потенциала на рынке грузовых автотранспортных услуг // В мире научных открытий. Красноярск: НИЦ, 2011. №3.1. (Экономика и инновационное образование).. – с.351 – 357. – 0,5 п.л.

18. Логинова Н.А., Бородулина С.А., Анализ состояния и развития предприятий грузового автомобильного транспорта // Региональная экономика: теория и практика 32(215) – 2011 август. С.21 -28. – 0,5/0,25 п.л.

19. Логинова Н.А. Динамическая модель описания взаимодействий на рынке грузовых автотранспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2011.Вып. 5 (48). С.190 – 195. – 0,5 п.л.

20. Логинова Н.А. Организационно-правовые основы рыночного саморегулирования на транспорте // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика.2011.Вып. 6 (49). С.59-63 – 0,5 п.л.

21. Логинова Н.А. Формирование системы регулирования рынка грузовых автотранспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2011. / Вып. 7 (50). С.68 – 75.– 0,5 п.л.

22. Логинова Н.А. Теория трансформационного менеджмента как основа методологии управления взаимодействиями участниками на рынке транспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2012. Вып. 2 (53). – 2012.С.97 – 102. – 0,5 п.л.

23. Логинова Н.А. Исследование методологических ориентиров теории цикличности // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2012. Вып. 3 (54). – 2012. С. 33 – 38.– 0,5 п.л.

24. Логинова Н.А. Социальные аспекты развития субъектов регионального рынка транспортных услуг (статья) // Социальные проблемы регионов и пути их решений: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 11 февраля 2008 г. / Под ред. В.В. Арбузова, Т.Н. Демиденко. – Пенза: Пенз. филиал РГСУ, 2008. – 0,25 п.л.

25. Логинова Н.А. Развитие хозяйственных отношений на принципах партнерства на рынке транспортных услуг (статья) // Актуальные проблемы реструктуризации российских предприятий: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции 14 февраля 2008 г. / Под ред. Л.Н.Семерковой. – Пенза: ПенГУ, 2008. – 0,25п.л.

26. Логинова Н.А. Классификация экономических систем в соответствии с положениями системно-синергетической концепции // Экономика и менеджмент на транспорте: сб. науч. тр. Вып.5 / ред.кол.: Е.В.Будрина (отв. ред.) [и др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008 – 169с. – 0,35 п.л.

27. Логинова Н.А. Исследование механизмов развития рынка транспортных услуг // Материалы III Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Экономика и мы – новые идеи» АСТРАХАНЬ, 25 – 26 апреля 2008 года. – 0,2 п.л.

28. Логинова Н.А. Особенности развития рынка транспортных услуг, обусловленные временем и историзмом // Материалы III Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Экономика и мы – новые идеи» АСТРАХАНЬ, 25 – 26 апреля 2008 года. – 0,2 п.л.

29. Логинова Н.А. Инструментальная оценка влияния факторов внешней среды на эволюционное развитие рынка транспортных услуг // Третья Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России» 29 -30 марта 2008года, Котлас: ФГОУ ВПО «СПГУВК», 2008. С.34 – 44.– 0,625 п.л.

30. Логинова Н.А. Хаос как способ развития экономических систем // Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и ленинградской области – Петербургскому экономическому форуму 2008 года: сб. науч. ст.: Ч. I. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. – 0,25 п.л.

31. Логинова Н.А. Рынок транспортных услуг как синтез предыдущих стадий развития // Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практическая конференция «Влияние социально-экономических кризисов на развитие процесса глобализации мировой экономики» Саратов, 17 февраля, 2009 г. – В 2-х частях. –Ч.1 / Отв. ред. Л.А. Тягунова – Саратов: Издательство «Научная книга», 2009. – 263с. – 0,3 п.л.

32. Логинова Н.А. Рынок транспортных услуг как синергетическая система // ВЕСТНИК МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ – 2009: сборник научных статей студентов, аспирантов и молодых ученых. – Калининград: ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет, 2009.- С.66- 70) – 0,32 п.л.

33. Логинова Н.А. Эволюционно-фазовые особенности развития рынка транспортных услуг // Экономика и менеджмент на транспорте: сб. науч. тр. Вып.6 / редкол.: Е.В.Будрина (отв.ред.) и [др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – 236 с. – 0,6 п.л.

34. Логинова Н.А., Будрина Е.В., Трансдисциплинарность в методологии рынка транспортных услуг и особенности ее проявления // Экономика и менеджмент на транспорте: сб. науч. тр. Вып.6 / редкол.: Е.В.Будрина (отв.ред.) и [др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – 236 с. – 0,7 /0,5 п.л.

35. Логинова Н.А. Методологические обобщения для теории рынка транспортных услуг на основе исследования динамики макроэкономических показателей России // ВЕСТНИК МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ – 2010: сборник научных статей студентов, аспирантов и молодых ученых. – Калининград: ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет, 2010.- С.111- 117 – 0,35 п.л.

36. Логинова Н.А. Формирование и оценка квантовых эффектов развития рынка транспортных услуг // II Всероссийская научная конференция «Научное творчество XXI века» // Журнал в мире научных открытий/ Красноярск/ ISSN 2072-0831 – 0,31 п.л.

37. Логинова Н.А., Бородулина С.А., Совершенствование технологий менеджмента на рынке транспортных услуг // Логистика: современные тенденции развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. 15 – 16 апреля 2010 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 488с. – 0,3/0,15 п.л.

38. Логинова Н.А., Бородулина С.А. Инновационные тенденции развития транспортного бизнеса в России // А43: Актуальные проблемы развития современного общества: Материалы II Международной научно-практической конференция «Актуальные проблемы развития современного общества» (6 октября 2010) – в 2-х часмтях. – ч.2./Отв. ред. Л.А.Тягунова. – Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2010. 264с. – 0,30/15 п.л.

39. Логинова Н.А. Результаты анализа состояния транспортного бизнеса в России // Материалы I Международной научно-практической конференции «Современная наука: теория и практика» Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – 488с. – 0,3 п.л.

40. Логинова Н.А. The market of transport services as synthesis of energy sources: time, interactions, self-organizing // Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции «Инвестиции в будущее – 2009» Научно-Технический союз (Болгария, Варна), 8- 10 октября 2009 г. – Варна: 2009 – 259с. ISBN: 978-954-90156-6-9 – 0,3 п.л.

41. Логинова Н.А. Целеполагание государственной политики на рынке грузовых автотранспортных услуг // Инфраструктура & Коммуникации / Икономически аспекти на инфраструктурата и комуникациите/ Издава Факултет «Икономика на инфраструктурата» УНСС, София 1000, УНСС, Студентски град, ISSN 1314-0930. – 0,5 п.л.

42. Логинова Н.А. Instrumental evaluation of development of Russian market freight transport services // Икономически алтернативи / Университет за национално и световно стопанство/ - брой 6, 2010. – С.46 – 55. (ISBN: 1312-5281) – 0,9 п.л.

43. Логинова Н.А. Рынок транспортных услуг: последствия кризиса и перспективы развития // Устойчивый рост национальной экономики: инновации и конкурентоспособность: материалы II Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых (Минск, 24 – 25 ноября 2010года). – Минск: БГЭУ, 2010. – 366с. – 0,2 п.л.

44. Логинова Н.А., Бородулина С.А., Исследование динамики изменений объемных показателей функционирования транспортного комплекса России // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2010» Т.1. Транспорт – Одесса: Черноморье, 2010. – 164 с. – 0,3/0,15п.л.

45. Логинова Н.А. Formation of Transformation Potential Market Transport Services // Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции «Инвестиции в будущее – 2011» Научно-Технический союз (Болгария, Варна), 6-8 октября 2011 г. – Варна: 2011 – 334с. ISSN: 1314-3719 – 0,3 п.л.

Учебно-методические работы:

46. Логинова Н.А. Планирование на транспортном предприятии: учеб. пособие/Н.А.Логинова: СПбГИЭУ, 2009. – 432с. – 27,0 п.л.

47. Логинова Н.А. Планирование на транспортном предприятии: практикум / Н.А.Логинова: СПбГИЭУ, 2009. – 364с. – 22, 75 п.л.

48. Логинова Н.А., Първанов Х.П. Организация предпринимательской деятельности на транспорте: учебное пособие / Н.А.Логинова, Х.П.Първанов: СПбГИЭУ, 2010. – 341 с. – 21,31 п.л.

49. Логинова Н.А., Първанов Х.П. Организация предпринимательской деятельности на транспорте: практикум / Н.А.Логинова, Х.П.Първанов: СПбГИЭУ, 2011 – 256 с. – 16п.л.

В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и жизненный опыт, можно объединить в понятии «жизненный путь человека». Проблемы, связанные с его изучением, мы называем биографическими. Они тесно переплетены с социально-историческими процессами эпохи. «Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю»,- писал С.Л. Рубинштейн .

В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились , С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев . Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б.Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию , , , , .

Жизненный путь - «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» . Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.

«Положение о том, что развитие - основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности» . Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д.- вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е гг. . На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности («регулярности») в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению гуманистической психологии на Западе .

Экзистенциалистские, неофрейдистские модели жизненного развития всесторонне и глубоко подвергались критическому анализу в советской науке. Эта критика ведется с позиций марксистских методологических установок и отличается конструктивным характером. В советской психологии определена принципиально иная стратегия разработки проблем индивидуального развития личности. Наиболее полно и программно эта стратегия впервые была намечена Б.Г. Ананьевым. Он обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву -онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека.

В этой целостности, однако, Б.Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез - развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

Онтогенез с последовательностью фаз (рождение, зрелость и созревание, старение и смерть) выступает как объективный фактор жизненного пути. «История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере им определяется…» . Объективная, общественная и субъективная, личностная регуляция жизни, планирование жизненного пути не могут происходить без учета естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Сама возможность субъективной регуляции жизнедеятельности возникает не сразу, а постепенно, по мере созревания мозга и его функций и вместе с тем по мере становления в процессах социализации интеллекта, самосознания, характера. Прежде чем стать субъектом, человек существует в качестве объекта многих социальных воздействий. Объективная детерминация жизненного пути - отчасти онтогенезом и в большой степени социальными обстоятельствами - не отменяется и тогда, когда человек становится субъектом в полной мере. Соотношение субъективных и объективных регуляторов жизненного пути - важный вопрос биографических исследований, пункт пересечения психологии и этики. Психологический аспект ответа на этот вопрос заключается в изучении механизмов субъективной регуляции личностью своей жизни и таким образом собственного развития. Эти механизмы актуализируют сложившиеся структуры самосознания, характера, жизненной направленности, таланта.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли (например, общественно-исторические макрособытия современности), он являетсясубъектом жизнедеятельности. Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К.А. Абульхановой-Славской , , конкретизирует применительно к личности более общий принцип единства сознания и деятельности. Соответственно тому, как сознание формируется и проявляется в деятельности, в жизнедеятельности формируются и проявляются в качестве ее субъективных регуляторов интегральные, «вершинные» структуры личности - характер и талант, жизненная направленность и жизненный опыт.

В понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. (При этом, однако, нельзя абстрагироваться от общественно-исторического смысла ценностей, ради которых живет и борется личность.) На одном полюсе - жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе - жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями - событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности - это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью - жизнью. Действительно, духовная биография может быть не менее содержательной и значительной, чем объективная картина жизни. Иногда и в жизнеописании она выдвигается на первый план. Например, биографы Канта обращают внимание на контраст между драматичной историей мысли философа и монотонностью его частной жизни. А.В. Гулыга пишет в этой связи: «У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения… Самые волнующие события в ней - мысли» .

«Клеточкой» внутренней жизни является переживание. В «Основах общей психологии» С.Л. Рубинштейн отмечал всеобщий характер этого явления, считал его личностным, субъективным аспектом сознания в целом. «Переживание,- отмечает С.Л. Рубинштейн,- это первично прежде всего психический факт, кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер… Переживания человека - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности» . В этом, втором смысле слова переживания можно назвать биографическими переживаниями. В самом деле, их предметом являются события биографии, отраженные в процессах памяти, мышления, воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности, и, наконец, сами они могут стать событиями жизни.

Переживания существуют в форме эмоционально насыщенных процессов, например мнемических, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти - воспоминания. Как всякое биографическое переживание, воспоминание включено в жизнедеятельность личности. В связи с жизнедеятельностью память изучена гораздо меньше, чем в связи с более частными видами деятельности, скажем с учением. Законы запечатления, сохранения, забывания и воспроизведения в системе исторической памяти имеют свою специфику, определяемую жизненной значимостью запечатленных событий. Так, в отличие от простых форм памяти в воспоминаниях есть такие образы, которые обладают сверхдолговременностью, сверхпрочностью вследствие неповторимости событий. Причем важна не столько эмоциональная окраска образа, сколько его содержание, жизненная значимость. «Неприятное сохраняется особенно долго и прочно потому, что оно постоянно переживается не как известное страдание, но как известный «урок жизни». Приятное сохраняется как известный момент продвижения жизни вперед» . Это давнее предположение Б.Г. Ананьева подтвердилось в экспериментах П.В. Симонова. «Воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угашению при повторном воспроизведении, объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой… категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент» .

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще З. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую «ткань» ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. «Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти, и притом именно этого, «исторического» ее аспекта» . Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни, овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь - в мечтах, надеждах, предвидениях - имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл «защиты». Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама в конце концов истощается. «Для того, чтобы пережить, нужно, прежде всего, жить. От полноты и силы жизни, от общественного бытия человека зависит характер человеческих переживаний, их глубина и правдивость - соответствие жизни» .

Переживания несомненно имеют и мыслительный компонент. «Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение» стратегии поведения. Точка зрения на жизнь человека как на цепь задач, типичных для определенного возраста или возникающих при столкновении с различными обстоятельствами, предполагает включение интеллекта в структуру личности. Определение линии поведения или даже линии всей жизни - творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.

Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения. В том и другом случае есть своя подготовительная фаза, момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения. Причем роль «подсказки» может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека, стали событиями.

Очень выразительно описала явление духовных событий писательница Вера Кетлинская в автобиографическом романе «Здравствуй, молодость!». Она пишет: «Весною произошли три события, как будто бы и не крупных, но разве только эпохальные события играют роль в нашей душевной жизни! Те три случая я ощущаю до сих пор как поворотные» . В частности, В. Кетлинская вспоминает впечатление от Девятой симфонии Бетховена, при звуках которой у нее укрепилась мысль о мятежной жизни. «Возникла та будоражащая, неистребимо жизнерадостная мелодия… и снова сверкнул - как не вполне понятное мне самой предчувствие - миг осознания своей судьбы» . Конкретное впечатление (здесь эстетическое) вызвало переживания, имеющие биографический смысл («осознание судьбы»). Не сама по себе музыка, но переживания, возникающие под ее воздействием, составили суть события. Эстетическое переживание способствовало здесь определению жизненной направленности личности, и поэтому оно опосредованно повлияло на ход жизни, а значит, стало событием в ней.

Психологам предстоит изучить и понять особые качества всех психических процессов как переживаний. В потоке внутренней жизни память становится воспоминанием, воображение - мечтанием, мышление - средством постижения сути жизненных задач, внутренняя речь - голосом совести (на эту этическую функцию речи настойчиво обращал внимание Б.Г. Ананьев еще в 40-е гг. ) В этом, биографическом значении ум человека приобретает новое качество: «Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость» .

Переживания сильных, талантливых людей возвышаются до уровня страстей в лучшем смысле этого слова, т.е. до страстей, одухотворенных благородными идеями (пафос). Великие дела вызревают в кипении таких страстей - об этом свидетельствуют биографии выдающихся ученых, писателей, революционеров. Не раз высказывались сомнения в возможности научного, психологического изучения глубоко личностных переживаний, тем более страстей - эти явления относят всецело к ведомству искусства, художественной литературы. Например, П.В. Симонов решительно настаивает на этом. Он делает пессимистические выводы относительно научной самостоятельности психолога. «Субъективная сторона внутреннего мира личности,- пишет он,- не является… предметом науки вообще. Отступая от преследующих его по пятам смежных дисциплин - нейрофизиологии, этологии, антропологии, социологии и т.п., психолог в определенный момент оказывается на территории, где чувствует себя недосягаемым для представителей этих отраслей знания.

С облегчением он осматривается вокруг и обнаруживает, что находится на территории… искусства» . Реальные трудности в познании глубин личности не должны, однако, восприниматься как принципиальное бессилие науки в этой сфере. В пользу науки свидетельствуют биографические исследования в психологии. Без обращения к полнокровной внутренней жизни с ее страстями научная психология все-таки выглядит незавершенной, «оборванной на самом интересном месте».

Переживания - динамический эффект всей структуры личности, которая наиболее интегрально представлена в характере и таланте (Б.Г. Ананьев). Динамика внутренней жизни в ее биографическом значении пронизана идейными мотивами, на ней лежит печать мировоззрения, жизненной философии личности. В переживаниях выявляется ценностный аспект самосознания, актуализируются отношения личности, в том числе к себе, обобщенные в рефлексивных чертах характера - самолюбии, чувстве собственного достоинства, чести. Рефлексивные свойства, «хотя… и являются наиболее поздними и зависимыми от всех остальных, завершают структуру характера и обеспечивают его целостность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» .

Рефлексивные черты характера - это устойчивые свойства самосознания, которое в личностно-биографическом плане выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу - уникальную, неповторимую, единственную. В самосознании соотносятся, с одной стороны, жизненные планы и потенциалы личности, с другой - реальные достижения в творчестве, в карьере, личной жизни. Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим. Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного. Глубина и адекватность этого познания во многом определяются интеллектуальностью и, если угодно, талантливостью человека.

Характер - интеграция свойств личности, генетически связанная с ее тенденциями. Система потенций интегрирована в структуре способностей, и более того - в таланте (см. ). Психология таланта - нечто большее, чем психология способностей. Дело не только в разном уровне этих потенциалов. Талант - единство способностей на основе мировоззрения, жизненной направленности личности. Талант - эффект индивидуализации способностей, сплав их с характером. Вслед за Б.Г. Ананьевым мы считаем, что в понятии «талант» важен не столько уровень способностей, его составляющих, сколько их самобытность, соответствие склонностям, осознанность и саморегуляция. Характер и талант по отношению к жизненному пути выступают как субъективные его факторы, регуляторы жизненного процесса, социальной жизнедеятельности. Однако первично они сами являются продуктом биографического развития. Судьба талантливой личности, возможность ее расцвета, индивидуальные особенности структуры таланта, область приложения творческих сил зависят от исторического времени, от классовой принадлежности личности, от обстоятельств социальной среды развития. История творческой деятельности неотделима от гражданской и личной судьбы человека. Вот почему психологические исследования таланта и исследования по характерологии непременно обращаются к биографическому материалу .

Будучи зависимым от биографии, талант в свою очередь накладывает отпечаток на судьбу личности. Осознание своего дарования подкрепляет чувство собственного достоинства, способствует ответственности за его реализацию и развитие, побуждает человека жить в соответствии с призванием. Таким образом, талант выступает своего рода императивом жизни. Более того, человек осознает социальную функцию своего таланта, свою обязанность решать назревшие задачи общественной жизни и тем самым отвечать на запросы современности. Иначе говоря, человек осознает не только свои потенциалы и призвание, но и свою общественную, историческую миссию - предназначение. Так бывает не у одних только великих людей, но у каждого сознательного субъекта с чувством социальной ответственности и чувством истории. Свой вклад в исторический процесс вносит каждый, и каждый в какой-то мере незаменим.

Талант, будучи императивом жизнедеятельности, служит и орудием ее. В литературоведении высказана верная мысль о том, что талант в жизнетворчестве не менее ценен, чем в специальных видах деятельности. Так, в новой книге Ю.М. Лотмана о Пушкине жизнь поэта рассматривается как произведение гения. «Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах» . Творчество жизни, самоценность достойно прожитых лет - основной тезис старой работы Г. Винокура «Биография и культура» .

Итак, многосторонние связи структуры личности, представленной талантом и характером, и жизненного пути определяют место этих интегральных образований в кругу биографических проблем: они результат жизненного пути и его регуляторы, более того - основа жизнетворчества.

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

  • Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  • Ананьев Б.Г. Формирование характера школьника. Л., 1941.
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  • Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  • Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1994.
  • Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  • Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  • Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом. М., 1997. С. 284-314.
  • Гейманс Г. О некоторых психических соотношениях // Вестник психологии. 1908. № 4.
  • Добряков С.А. Психобиография политического лидера. Дис. канд. психол. наук. СПб., 1996.
  • Загайнов Р.М. К поиску практических путей преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности) // Психология с человеческим лицом. М., 1997. С. 274-283.
  • Карцев В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М., 1984.
  • Конюхов Н.И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  • Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.
  • Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия. М., 2003.
  • Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках. Дис. канд. психол. наук. Л., 1975.
  • Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001.
  • Мерлин В.С. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. Труды Института им. В.М. Бехтерева. Т. ХХХVIII. 1966.
  • Мясищев В.Н., Феоктистова Е.П. Характер и прошлое (К вопросу о методике анамнеза) // Педологические исследования. М.-Л., 1930. С. 142-169.
  • Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. 2-е изд. Тбилиси, 1991.
  • Психология. Словарь. М., 1990.
  • Рыбников Н.А. Биографический метод в психологии // Психология и дети. 1917. № 6-7.
  • Рыбников Н.А. Биографический институт. М., 1918.
  • Рыбников Н.А. К вопросу о возрастной психологии // Психология. 1928. № 1.
  • Рыбников Н.А. Юношеские дневники и их изучение // Психология. 1928а. Т. 1. Вып. 2.
  • Рыбников Н.А. Автобиографии как психологические документы // Психология. 1930. Т. 3. Вып. 4.
  • Саблина Л.С. Автобиография как метод изучения личности преступника // Психологическое изучение личности преступника. М., 1976. С. 186-211.
  • Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Актуальные методы в работе школьного психолога. М., 1991. С. 62-73.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  • Человек науки. М., 1974.
  • Шаккум М.Л. Принципы и особенности реализации психобиографического метода изучения личности в деятельности руководителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.
  • Allport G.W. The use of personal documents in psychological science // Soc. Sci. Res. Coun. Bull. 1942. № 49.
  • Allport G.W., Bruner J.S., Jandorf E.M. Personality under social catastrophe. Ninety Life Histories of the Nazi Revolution // Personality in Nature, Society and Culture. N.Y., 1967.
  • Baldwin A. Personal structure analysis. A statistical method for investigating the single personality // J. Abnorm. Soc. Psycol. 1942. № 37.
  • Beres D. The Contribution of psychoanalysis to the biography of the artist. A commentary on methodology // International J. of Psychoanalysis. (L.). 1959. Vol. 40. P. 1-4.
  • Buhler Ch. Das Seelenleben des Jungendlichen im Tagebuch. Jena, 1927.
  • Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches probleme. Leipzig, 1933.
  • Buhler Ch. Psychologie im Leben unsere Zeit. Munchen – Zurich, 1962.
  • Cartwright D., French J.R.P. The reliability of life-history studies // Character and Personality. 1939. Vol. VIII. № 2.
  • Chambers J.A. Personality and Biographical Factors to Scientific Creativity // Psychological Monographs. 1964. Vol. 78. № 7.
  • Dennis W. Age and productivity among scientists // Science. 1956. Vol. 123 (3200).
  • Eiduson B. Scientists: Their psychological world. N.Y., 1962.
  • Evans R.J. Dialogue with Erich Fromm. N.Y., 1981.
  • Garraty J.A. The Nature of Biography. N.Y., 1957.
  • Handbook of Psychobiography. Oxford University Press, 2005.
  • Lehman H.C. The creative years: medicine, surgery and certain related fields // Scientific Monthly. 1941. Vol. 52.
  • Lehman H.C. Age and Achievement. Princeton, N.J., 1953.
  • Levinson D. Exploration in biography: evolution of the individual life structure in adulthood // Further explorations in personality. N.Y., 1981. P. 44-79.
  • Madge J. The tools of Social Science. N.Y., 1965.
  • Plummer K. Documents of Life 2. An Invitation to a Critical Humanism. L., 2002.
  • Polansky N.A. How shall a Life History be Written // Character and Personality. 1941. № 9.
  • Stern W. Anfange der Reifezeit. Ein Knabentagebuch in psychologischer Bearbeitung. Leipzig, 1925.
  • Szszepansky J. Die biographische Methode // Handbuch der empirischen Socialforschung. Band I. Stuttgart, 1962.
  • The Turn to Biographical Methods in Social Science // Comparative issues and Exemples / Ed. P. Chamberlayne, J. Bornat, T. Wengraf. L.-N.Y., 2000.
  • Thomae H. Das Individuum und seine Welt. Gottingen – Toronto – Zurich, 1988.
  • Visher S.S. Environmental Background of Leading American Scientist // Amer. Soc. Rev. 1948. Vol. 13. № 1.
  • White R.W. Lives in Progress. 2-nd ed. N.Y., 1966.

Из книги: Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1978. С. 156-166.

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Под этим понятием подразумевается жизнь человека как личности. Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начинает существовать в форме индивида. В изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

· возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;

· индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.

Жизненный путь - история индивидуального развития. Человек развивается, подвергаясь социализации в ее конкретно-исторической форме. Он включается в производственную, политическую, культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи.

Социально-историческая обусловленность биографии возникает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происходящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути. Жизнь в единой макросреде создает некоторую психологическую общность современников-сограждан. Характеристикой общества, т. е. макросреды, является образ жизни, который складывается в определенных исторических условиях на основе материального производства и включает в себя деятельность людей по преобразованию этих условий и самой этой основы. <...>

Образ жизни определяется комплексом взаимодействующих обстоятельств. Это экономическое и политическое положение в стране, тип и уровень культуры, психологический климат в обществе. <...>

Логинова Наталья Анатольевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: история Петербургской психологической школы, теория индивидуального психического развития; личность как субъект жизненного пути.

В 2001 г. Кембриджский Биографический центр за научные достижения отметил Н.А.Логинову в номинации «Женщина года». В 2007 г. награждена премией факультета психологии СПбГУ им. Б.Г. Ананьева за научные публикации по истории отечественной психологии, Петербургской психологической школы, творчества Б.Г. Ананьева. В 2008 г. удостоена премии им. С.Л. Рубинштейна Российской академии науки за цикл научных исследований по истории и методологии отечественной психологии.

Публикации

  1. + - Биографический метод в свете идей Б.Г. АНАНЬЕВА

    Каждый научный метод обладает своеобразными достоинствами, но вместе с тем и ограничениями. Методы не конкурируют, а дополняют друг друга. Такие содружественные, координационные отношения методов отражены в классификации Б.Г. Ананьева. Среди эмпирических методов, в одном ряду с хорошо развитыми и общепризнанными, такими, как экспериментальные, обсервационные, Б.Г. Ананьев поместил биографический метод, почти забытый в науке. Б.Г. Ананьев первым на современном этапе развития психологии уделил этому методу специальное внимание в связи с разработкой теории индивидуальности, и индивидуального психического развития, в связи с проектированием комплексных исследований человека. Благодаря ему биографический метод ныне, как нам видится, переживает второе рождение. Б.Г. Ананьев определял суть биографического метода, указывая на его специфический предмет - жизненный путь. "Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)"

    Http://www.voppsy.ru/issues/1986/865/865104.htm

  2. + - Жизненный путь человека как проблема в психологии

    Жизненный путь - «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» . Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения. «Положение о том, что развитие - основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности» . Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д.- вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути. Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер

    // Вопросы психологии 1985

    Http://www.socd.univ.kiev.ua/PUBLICAT/PSY/LOGINOVA/index.htm http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851103.htm

  3. + - Шарлотта Бюлер - представитель гуманистической психологии

    Психологическая наука в капиталистических странах отличается разнородностью направлений, одной из причин которой является отсутствие единой методологической основы. В качестве таковой в большинстве случаев выступают Позитивизм и прагматизм, а в послевоенный период также и экзистенциализм. Своеобразная переработка экзистенциалистского мировоззрения произошла в определенных кругах психологов ряда капиталистических стран, особенно США и ФРГ. Психологи-персонологи, тяготеющие к персонализму В. Штерна и «понимающей» психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, осознали себя как определенное течение на почве философии экзистенциализма. Как отмечает один из ведущих психологов этого направления А. Маслоу, экзистенциализм выступил интегратором многих персонологических теорий, возникших в психологии самостоятельно. Одно из вновь образовавшихся направлений - так называемая гуманистическая психология находится в самом близком родстве с экзистенциальной психологией (нередко две эти ветви психологической персонологии не различаются даже их представителями). В центре гуманистической и экзистенциальной психологии находится проблема индивидуальности человека, которая понимается как нечто духовное, первично заданное. Психологи экзистенциалистской ориентации концентрируют внимание на этических темах выбора и ответственности, устремленности человека в будущее, на явлениях аутентичности и творческих потенциалов личности . В отличие от философского экзистенциализма и его прямых наследников в психологии гуманистические психологи имеют по-своему оптимистический взгляд на человека и его судьбу. Они верят в альтруизм и творческие силы человека, в возможность счастливой жизни, жизни со смыслом на путях самоактуализации. Основной исследовательский пафос гуманистической психологии состоит в том, чтобы изучать целостную личность, а не отдельные подструктуры, чтобы найти специфически человеческие формы жизнедеятельности и мотивы поведения. Гуманистические психологи высоко ценят методы, основанные на самонаблюдении, которые, по их мнению, дают возможность непосредственно проникнуть в субъективный мир индивидуальности. Они провозглашают изучение жизненного пути человека, т. е. биографический метод, основным в гуманистической психологии

 

 

Это интересно: