→ Особенности основной образовательной программы доу компенсирующего вида. Основная образовательная программа мдоу Об основной образовательной программе доу

Особенности основной образовательной программы доу компенсирующего вида. Основная образовательная программа мдоу Об основной образовательной программе доу

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Назначение ООП ДО определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, составленный на основе одной из примерных основных образовательных программ и учитывающий логику развития самого образовательного учреждения, его возможности, образовательные запросы основных социальных заказчиков -родителей (законных представителей).

Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)

Программа содержит основные 3 раздела:

Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы)

Организационный раздел – материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.

Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДО.

Годовой план

План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОО определены:

 конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

 система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

 формирование опыта работы педагогов,

 внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

 в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

 в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

 в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

 в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

Основные разделы годового плана работы ДОО

1. Анализ работы за прошедший учебный год.

2. Задачи на предстоящий учебный год

3. Система работы с кадрами:

 обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

 подготовка к аттестации и аттестация;

 посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

 самообразование педагогов.

4. Организационно-педагогическая работа

 Работа творческих групп.

 Подготовка и проведение педагогических советов.

 Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, открытые просмотры и т.п.)

 Участие в конкурсах и смотрах.

5. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля за образовательным процессом (оперативный, тематический, ДРК и др.).

6. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

7. Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОО: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред и др.

Перспективные и календарные планы педагогических работников

Раздел Стр.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 6
1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров 8
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 10
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 11
2.3. Модель поддержки детской инициативы и формирование культурных практик 13
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 14
2.5. Иные характеристики содержания Программы 19
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы 25
3.2. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания 26
3.3. Формы работы с участниками образовательных отношений 32
3.4. Организация образовательного воспитательного процесса 33
3.5.. Организация режима пребывания в ДОУ 35
3.6. Годовой календарный график МКДОУ 36
3.7. Особенности традиционных событий и праздников 49
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 52
3.8. Комплексно-тематическое планирование 61
IV. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы 95
V. Контроль за реализацией программы 108
VI. Механизм реализации программы 112
Приложение 115

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Обязательная часть

Основная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ МО и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014);

ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155)

- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», под. редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

Программа включает в себя 2 части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Каждая часть Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный .

1.1.1. Цели и задачи по реализации Программы

  • Обязательная часть

Цель программы : создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи Программы :

Развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

Формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП определены на основе анализа ФГОС, программы «Детство», предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится ДОУ.

Цель ООП – разностороннее и целостное развитие ребенка, обеспечение формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи реализации ООП :

  • Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
  • Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих возможностей детей, для формирования предпосылок к учебной деятельности.
  • Обеспечить равный доступ к образованию всех воспитанников ДОУ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  • Формировать интеллектуальный потенциал детей, развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через реализацию парциальных программ и технологий.
  • Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей.

1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы:

  • Обязательная часть

Принципы и научные основы программы «Детство» (с.9)

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса .

Принципы формирования ООП

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитие человека (самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду)
  2. Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
  3. Уважение личности ребенка.
  4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основными подходами к формированию Программы являются

- системно-деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

- культурно-исторический подход, предполагает переход от одного качественного состояния к другому в направлении совершенствования.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Сведения об учреждении.

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей с. Некрасовка Хабаровского района Хабаровского края.

Адрес электронной почты :

Сайт :

Контактные телефоны :

Режим работы ДОУ 10 часов 30 минут при пятидневной рабочей неделе, с 7ч.30 мин до 18.00 часов.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (на русском языке).

Дошкольное образование в казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - ДОУ) осуществляется в соответствии с настоящей образовательной программой дошкольного образования.

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:

  • Лицензия на образовательную деятельность №
  • Лицензия на дополнительную образовательную деятельность №
  • Свидетельство о государственной аккредитации№
  • Устав ДОУ

Анализ педагогического коллектива

Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив педагогов ДОУ составляет 24 человека:

заведующая – 1

старший воспитатель – 1

музыкальный руководитель – 2

педагог-психолог – 1

учитель-логопед – 1

инструктор по физической культуре – 1

воспитатели – 18

В учреждении работает более 50% педагогов со стажем работы свыше 20 лет, прошли основные этапы становления детского сада, являются инициаторами инноваций в ДОУ.

Наши педагоги:

Имеют звание «Почетный работник общего образования - 2 человека

- «Отличник народного просвещения» - 1 человек;

Награждены Почетной грамотой Министерства образования - 2 человека;

Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обслуживающего персонала.

Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации. 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО, имеют образование по специальности «Дошкольная педагогика», 92% педагогов владеют навыками пользователя ПК. Также педагоги повышают свой профессиональный уровень через посещения районных методических объединений, прохождение процедуры аттестации, самообразование, участвуют в конкурсах различных уровней, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОУ.

Анализ контингента детей

В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности.

В дошкольном учреждении функционирует 12 групп, все группы укомплектованы по одновозрастному принципу. Разделение на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, имеющими в целом сходные возрастные характеристики, и позволяет более эффективно решать задачи по реализации программы

1-я младшая группа – 2 (50 детей)

2-я младшая группа – 2 (54 ребенка)

Средняя группа – 3(66 детей)

Старшая группа – 2 (51ребенок)

Подготовительная группа – 3 (63 ребенка)

«Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста» (с. 13. Программы «Детство»)

1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде

целевых ориентиров.

  • Обязательная часть:

Планируемые результаты освоения программы «Детство» (ст.42).

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Дети . Целостное и разностороннее развитие – интеллектуальное, физическое, эмоционально-личностное, социальное, художественно-эстетическое; социализация, освоение общечеловеческих ценностей, любовь к родному селу.

Педагоги . Повышение педагогического мастерства; овладение педагогическими технологиями; ориентирование в образовательном пространстве.

Родители . Активное участие в образовательном и воспитательном процессе ДОУ.

Детский сад . Повышение качества педагогического процесса, имиджа в селе.

Система педагогической диагностики

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

Результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития);
  2. Оптимизация работы с группой детей;

Воспитатели и специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику 2 раза в год на основе методики диагностики педагогического процесса Н.В.Верещагиной, по итогам диагностики проводятся педагогические советы. На основе полученных результатов выстраивается индивидуальный маршрут ребенка.

Полную версию работы можно .

Слайд 2

Основная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Слайд 3

«Основная образовательная программа дошкольного образования» - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе): в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Слайд 4

Программа должна показать: - как, с учетом конкретных условий, создается в конкретной дошкольной образовательной организации собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;- какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми; - какая система взаимодействия с семьями воспитанников создана в дошкольной организации; - как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности; - какие условия, созданные в дошкольной организации, обеспечивают реализацию программы.

Слайд 5

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 Обязательная часть (не менее 60%) Часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%) ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ =Примерная основная образовательная программа +Парциальные программы

Слайд 6

Обязательная часть основной образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие

Слайд 7

Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений Должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы) методики, формы организации образовательной работы

Слайд 8

1. Целевой раздел.2. Содержательный.3. Организационный.4. Краткая презентация Программы.В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Слайд 9

Целевой раздел ООП ДО (п. 2.11.1 ФГОС ДО)Целевой раздел программы должен включать пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы.В пояснительной записке раскрываются:- цели и задачи реализации ООП ДО;- принципы и подходы к формированию ООП ДО;- значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Слайд 10

Целевой раздел ООП ДО (п. 2.11.1 ФГОС ДО)Целевой раздел программы должен включать пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы.Планируемые результаты освоения Программы – составляется на основе IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6 (Целевые ориентиры).

Слайд 11

Программа строится на основании следующих принципов 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

Слайд 12

Программа строится на основании следующих принципов (продолжение) 3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей 4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Слайд 13

Принцип интеграции Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Слайд 14

Формы реализации принципа интеграции 1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы 2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса 3) Интеграция детских деятельностей

Слайд 15

Комплексно-тематический принцип 1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» 2) Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» 3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей

Слайд 16

Содержательный раздел (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей) а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой

Слайд 17

Должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Слайд 18

Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в программе «Радуга»

Слайд 19

3 - 4 года Приоритетная сфера инициативы –продуктивная деятельность Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем

Слайд 20

3 - 4 года Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики ТОЛЬКО игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность

Слайд 21

4 - 5 лет Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться») Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, создавать «дома», укрытия для игр Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у группы Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность

Слайд 22

4 - 5 лет Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира Соблюдать условия участия взрослого в играх детей: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых Привлекать детей к планированию жизни группы на день

Слайд 23

5 – 6 лет Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей Поощрять желания создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

Слайд 24

5 – 6 лет Приоритетная сфера инициативы –внеситуативно-личностное общение Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам

Слайд 25

6 – 8 лет Приоритетная сфера инициативы – научение Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников

Слайд 26

6 – 8 лет Приоритетная сфера инициативы – научение Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам

Слайд 27

Организационный раздел 1. распорядок и /или режим дня всех групп детского сада2. модель воспитательно-образовательного процесса детского сада; 3. особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;4. описание материально-технического обеспечения Программы;

Слайд 28

Требования к организации предметно-пространственной развивающей среды обозначены во ФГОС ДО:- содержательно-насыщенная;- трансформируемая;- полифункциональная;- вариативная;- доступная;- безопасная.

Слайд 29

Центры развития предметно-пространственной развивающей среды:- уголок для сюжетно-ролевых игр;- уголок для театрализованных игр;- книжный уголок;- зона для настольно-печатных игр;- уголок природы;- спортивный уголок;- уголок для игр с песком;- уголки для разнообразных игр самостоятельной деятельности детей;- игровой центр с крупными мягкими конструкциями; - выставочный уголок.

Ирина Щепетинникова
Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида

В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, изменилась организация всего коррекционно-развивающего процесса в учреждениях компенсирующего и комбинированного вида . Работа детского сада с приоритетным направлением – квалифицированная коррекция речевого и психофизического развития,- определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса , различных видах деятельности детей . Творческий союз педагогов и специалистов, объединенных общими целями, выстраивает процесс развития, организацию коррекционно-образовательного пространства . Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений был запущен механизм создания образовательной программы ДОУ для детей с ОВЗ . А это означает, что в основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ , разработанной на основе ФГОС ДО , заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ : варьирование сроков усвоения материалов, система коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации . А также предусмотрена адаптация содержания направлений развития общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ .

Наименование Программы ДОУ , в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., «Адаптированная образовательная программа » (для детей с ОВЗ, принятая на педагогическом совете МКДОУ (Протокол №1 от 01.09.2015 г.) и утверждённая приказом заведующего (Приказ № 28 от 01.09.2015 г., срок реализации - 2015-2016 учебный год. ООП ДОУ составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 .10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования », с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, пилотный вариант, 2014 г. и «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, 2015 г. Адаптированная ООП ДОУ размещена на сайте учреждения.

Структура адаптированной образовательной программы ДОУ , в соответствии с ФГОС :

1. Целевой раздел

2.1. Социально-коммуникативное развитие.

2.2. Познавательное развитие

2.3. Речевое развитие

2.4. Художественно-эстетическое развитие

2.5. Физическое развитие

3. Организационный раздел

4. Краткая презентация Программы

Реализация раздела ООП ДОУ отражает :

Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса , включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей , мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы , корректировку коррекционных мероприятий;

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, возможное предоставление услуг помощника, оказывающего детям необходимую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;

Планируемые результаты коррекционной работы.

Коррекционная работа содержит несколько направлений : диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности .

Диагностическое направление включает :

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

Диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.

Следует отметить, что в условиях ДОУ компенсирующего вида на этапе завершения дошкольного образования нужно щадящим образом характеризовать социальный и психологический портрет личности ребенка с ОВЗ, а также адаптировать мониторинговое обследование с применением специального инструментария с целью изучения динамики продвижения (с согласия родителей или законных представителей ребенка) .

Коррекционно-развивающее направление включает :

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ , методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, подготовку к социальной адаптации.

Информационно-просветительское направление предусматривает :

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов , связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ,

Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей для повышения педагогической компетентности .

Консультативная работа включает :

Консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам;

Консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Механизм реализации программы : взаимодействие специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнерство.

Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер , направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом , комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Основные компоненты раздела «Содержание коррекционной работы» в общей структуре программы , которая явились руководством к действию при апробации :

Нормативно-правовое обеспечение, цели, задачи, принципы, этапы и механизмы реализации коррекционной работы;

Характеристика программ и технологий , используемых в соответствии с направлением коррекции;

Организация деятельности по квалифицированной коррекции в развитии детей с ОВЗ;

основные направления коррекционной работы, организация ПМП-сопровождения;

Интегративные связи педагогов и специалистов как важная составляющая комплексного воздействия на ребенка с ОВЗ;

Систематизация материалы комплексно -тематического планирования по возрастам.

Условия реализации программы включают в себя : психолого-педагогическое сопровождение, программно -методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение.

Введение ФГОС ДО повлекло за собой новое теоретико-методическое сопровождение реализации программы . Базовыми авторами при составлении содержания коррекционной работы адаптированной образовательной программы ДОУ остались авторы : Н. В. Нищева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО еще, безусловно, будут, но педагогический коллектив учреждения настроен оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть!

 

 

Это интересно: