→ Афанасий Фет — Ель рукавом мне тропинку завесила: Стих. Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила… Ель рукавом мне тропинку завесила год создания

Афанасий Фет — Ель рукавом мне тропинку завесила: Стих. Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила… Ель рукавом мне тропинку завесила год создания

Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал ее душу. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые продолжают друг друга.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».

Эпитеты «странник бедный», «нежно приветствуешь».

История создания

«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.

А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.

Тема

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « все гудёт и колышется ».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мертвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как « глашатай медный ». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.

Жанр

Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер - четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор : «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы» . Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты : «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.

Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 66.

Анализ стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила..."
Стихотворение посвященное теме осени. Оно описывает лирического героя, совершающего прогулку по теряющему листья лесу. Дополнительно здесь присутствует тема одиночества. Герой чувствует себя неуютно до того момента, как слышит звук охотничьего рога. Это напоминает ему о присутствии других людей в лесу и осень перестает казаться ему такой печальной.
Как в других произведениях, для синтаксиса Фета здесь характерны короткие простые предложения. В большинстве случаев они повествовательные, но также имеется и несколько восклицательных.
Также стихотворение имеет следующие характеристики:
Стихотворный размер - четырехстопный дактиль;
Наиболее популярные средства художественной выразительности - это эпитеты ("мертвые листы", "странника бедного"), олицетворения ("ель...завесила", ", метафоры (рог называется "глашатаем медным");
Рифма точная.

Афанасий Фет известен среди прочих поэтов 19 века как создатель пейзажной лирики. Он создал множество произведений, описывающих красоту русской природы в разное время года. При этом большая часть его стихотворений посвящена осени.

Особенности пейзажной лирики Фета

Поэтический дар Фета сформировался, во многом, под влиянием романтизма. Этим обусловлены особенности его лирического героя. Даже когда поэт описывает самые простые явления (ночь, снегопад или листопад, осеннее небо и т.д.), его герой как будто познаёт таинство природы и ее скрытый смысл.

Помимо этого для пейзажной лирики Фета характерна и тема свободы. Часто его лирический герой познаёт собственное начало через общение с окружающим миром и ощущает свою независимость в тот момент, когда созерцает природу.

Наиболее важная стилистическая черта лирики - это простота. Фет не использует сложные образы или большое количество средств выразительности. Язык его легок и понятен, но при этом создает полный эффект присутствия (читатель может увидеть картину, которую хотел перед его взглядом нарисовать поэт). Это позволяет увидеть в стихотворениях Фета черты импрессионизма.

Анализ стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила..."

Стихотворение посвященное теме осени. Оно описывает лирического героя, совершающего прогулку по теряющему листья лесу. Дополнительно здесь присутствует тема одиночества. Герой чувствует себя неуютно до того момента, как слышит звук охотничьего рога. Это напоминает ему о присутствии других людей в лесу и осень перестает казаться ему такой печальной.

Как в других произведениях, для синтаксиса Фета здесь характерны короткие простые предложения. В большинстве случаев они повествовательные, но также имеется и несколько восклицательных.

Также стихотворение имеет следующие характеристики:

  • Стихотворный размер - четырехстопный дактиль;
  • Наиболее популярные средства художественной выразительности - это эпитеты ("мертвые листы", "странника бедного"), олицетворения ("ель...завесила", ", метафоры (рог называется "глашатаем медным");
  • Рифма точная.

После смерти Фета, многие писатели и поэты, знающие его, увидели намек на то, что Фет в этом стихотворении упоминал свою погибшую возлюбленную Марию Лазич. В свое время он не женился на ней из-за того, что ее семья была разорена. А потом она погибла в пожаре, и Фет винил в этом себя. В этом стихотворении он описывает лес, в котором ему неуютно, плохо и страшно, но одновременно он чувствует, что что-то его завораживает в нем. Он слышит зов "глашатая медного", и ему сладостен этот звук. Он якобы встречает бедного странника (Марию Лазич) и очень ему рад. Этим он хочет сказать, что он готов лишиться своей жизни только ради того, чтобы встретиться в Марией, и он готов к этому.

Ответ оставил Гость

Афанасий Фет - замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра - лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия - "чистая поэзия", в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота - природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта - жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила":

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения - "ничего не пойму". Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять "прекрасную душу природы". Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит "тонко взывающий рог", "зов глашатая медного" и настроение его тотчас же меняется - "Сладостен зов мне глашатая медного! " и "Мертвые что мне листы! "

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора "Ель рукавом мне тропинку завесила".

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

6. Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА. Издание К. Солдатенкова. 2 части. Москва. 1863 В семье второстепенных русских поэтов г. Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия,

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

Стихотворения А. А. Фета. Издание К. Солдатенкова. 2 части Москва, 1863 «Совр.», 1863, № 9, отд. II, стр. 83–87. Рецензия написана на двухтомное издание стихотворений Фета 1863 г., подводившее итог его двадцатипятилетней работы. Фет для Салтыкова «высокий поэтический талант» («Наша

Из книги Моя история русской литературы автора Климова Маруся

§ 1. Описание и анализ Суть произведения не может быть постигнута сколько-нибудь конкретно и убедительно посредством извлечения из него отдельных суждений повествователя, персонажа, лирического героя, путем комментирования и обсуждения произвольно выбранных

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Глава 6 Волнующий шепот Фета Долгое время стихи Фета сливались у меня в сознании со стихами Тютчева, Майкова, Плещеева и прочих поэтов, описывавших природные явления. А потом вдруг случайно я где-то увидела его портрет и сразу почувствовала к нему глубокую симпатию: он

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

Литературоведческий анализ Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны - времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Мотивный анализ

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

Интертекстуальный анализ

Из книги От Кибирова до Пушкина [Сборник в честь 60-летия Н. А. Богомолова] автора Филология Коллектив авторов --

В.П. Боткин Стихотворения г. А. Фета <…><…> Особенно замечательны стихотворения г. Фета. Во всей книжке его стихотворений нет, можно сказать, ни одного, которое не было бы внушено внутренним, невольным побуждением чувства. Поэтическое содержание есть прежде всего

Из книги И время и место [Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата] автора Коллектив авторов

7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке,

Из книги Избранное: Проза. Драматургия. Литературная критика и журналистика [сборник] автора Гриценко Александр Николаевич

8. Любовная лирика Афанасия Фета Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – «Лирический пантеон», вышел в 1840 г. К началу 1860-х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в

Из книги Откровение и сокровение [сборник] автора Аннинский Лев Александрович

«Вечерние огни» А. А. Фета и «Зодчество» Вл. Соловьева Первый выпуск сборника Фета «Вечерние огни» (далее - ВО) был впервые опубликован в 1883 году. Известно, что в дарственной надписи на обложке книги Фет назвал Вл. Соловьева «зодчим этой книги». Попытаемся отыскать

Из книги автора

Из книги автора

Мой анализ По-моему, Ольге лучше работается в малом жанре, и особенно Елагиной удаются миниатюры. Что касается «Цикория»… Этот текст должен быть повестью, но Ольга сделала что-то среднее. В этом её ошибка. Я буду называть этот текст повестью… «Цикорий» выполнен в

Из книги автора

Мой анализ Вообще ученики Рекемчука последних лет очень похожи. Они пишут о жизни, сильно преувеличивая её тёмную сторону. Главные герои их текстов несчастные люди, которые утопают в чёрном болоте повседневности. Нищета, пьянство, безысходность. Творил бы в таком ключе

Из книги автора

Мой анализ Дело в том, что моё отношение к творчеству Андрея Нитченко менялось несколько раз – от полного неприятия до восхищения, и от восхищения к сомнению. Познакомил меня с текстами автора критик Александр Титков: «Посмотри, вот эту ерунду считают гениальной

Из книги автора

Огни Фета «Россия… прозевала Фета». Семьдесят с лишним лет назад брошено в малоизвестном узком издании литературоведом, биографию которого теперь даже и энциклопедии помнят нетвёрдо, – а бередит, жжет каждого, кто задумывается о судьбе и наследии великого лирика.Там

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. В стихотворении две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно сказать даже, что большинство его стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни. Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног…

Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.

 

 

Это интересно: