→ Конспект обществознание 8 кл человек природа общество. Природа, общество, человек план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему. Окружающая человека среда и её компоненты

Конспект обществознание 8 кл человек природа общество. Природа, общество, человек план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему. Окружающая человека среда и её компоненты

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Человек, общество, природа

1. Докажите, что человек существо биосоциальное?

2. Назовите главные отличия человека от животного

3. Как человек реализует себя в обществе?

Практическое задание: запишите в два столбика из приведенного ниже списка признаки, характерные для человека

Наследуемые признаки Признаки, приобретаемые человеком на протяжении жизни

Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи

План изучения новой темы: Природа и её значение в жизни человека; Человек – вершина пирамиды или звено в цепи?

Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном проявлении

Природа – это биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью

Природа- естественная среда обитания человека

« Допустим, что мы случайно убили мышь. Это значит, что всех будущих потомков мыши не будет…Не хватит 10 мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше…погибнут насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни»

Человек- венец природы?

1.Человек наделен разумом

2. Умение накапливать информацию, обобщать её и создавать нечто несуществующее в природе

3.Создание своих собственных законов, среди которых на первое место вышли требования морали

Или человек – звено цепи?

1. Человек имеет разум, но может ли он воспользоваться этим преимуществом?

Человек относится к природе как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать

Тема эссе: Человек венец природы или звено в цепи?

Домашнее задание: §2 , творческие задания на тему: « Глобальные экологические проблемы современности», «Организации, созданные для защиты природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Человек, общество, природа" 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 6 классе (учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.)Цели презентации:1. подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.2. способст...

Обществознание, 8 класс

Урок № 02

Человек, общество, природа

Д.З.: § 2, ?? (с.18), задания (с.18-19), «Вспомним» к § 3, заполнить таблицу «Человек - венец природы»

© А.И. Колмаков


Задачи урока:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что от их выбора деятельности, осознания личной ответственности за окружающую среду зависит благополучие и процветание страны.
  • Создать основу для формирования у школьников экологической культуры, знаний о значении природы в жизни человека и общества, влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, механизмах и регуляторах этой деятельности.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: прогнозирование результата; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы.

Знать и уметь (УУД)

  • Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
  • Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
  • Характеризовать возможности человеческого разума.
  • Раскрывать значение моральных норм.
  • Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.
  • Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
  • Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы

Понятия, термины

  • биосфера;
  • ноосфера;
  • природа;
  • человек – венец природы;

Проверка знаний учащихся

1. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

5. Как проявляются способности человека?

6. Что такое самореализация человека?

7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?


Изучение нового материала

  • Что такое природа?
  • .
  • Место человека в мире природы .

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы вам известны? Какое применение им находит человек? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе? Разделяете ли вы мнение, что человек обязан заботиться о природе? Если да, то зачем и в чём должна проявляться забота?
  • ПОДУМАЕМ. Будут ли изменяться природные свойства человека в отдалённом будущем?

Что такое природа?

Три значения термина «природа» в философском понимании:

  • в широком - всё сущее , весь мир во всём многообразии его форм и бесконечности проявлений;
  • в узком - биосфера , т. е. «область жизни», земная оболочку, охваченная жизнью ;
  • природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности ( живая и неживая природа существовала задолго до появления человека ).

Что такое природа?

задание

значения термина «природа»

в биологии

в географии

в обществознании

Таким образом, человек вышел из природы; культура и материальное производство сформировали социальную сущность человека и общества.


Что такое природа?

Окружающая человека среда и её компоненты

О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

На с.14 прочитайте отрывок из рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

Чему учит автор? Какие природные ресурсы и в каких целях использует человек? Что вы знаете о проблеме их исчерпаемости? Какая опасность в этом? Что делать, чтобы не было этой опасности? Приведите примеры бережного и гуманного отношения к природе.


Взаимодействие человека и окружающей среды

С давних времён существовало два подхода к окружающему миру - теоретический и мифопоэтический . Последний ярче всего выражен в искусстве, однако он вовсе не является монополией искусства.

Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах и всё меньше становится доступным человеку современной технической цивилизации.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне оправданным, но не культурным отношением.

Но можно видеть в природе не просто мёртвую материю, не просто землю как источник урожаев, но ещё и землю как мать.

Губин В. Д., российский философ


Взаимодействие человека и окружающей среды

  • Прочитайте в учебнике (с.15) отрывок из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопросы:
  • какая проблема заявлена в рассказе?
  • Прослеживается ли авторская позиция в этом рассказе? Если да, то какая?
  • Разделяете ли вы её? Почему? Объясните свой ответ.
  • Какова наша личная ответственность перед окружающим миром?

Взаимодействие человека и окружающей среды

  • В еликий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разум ом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин - ноосфера (от лат. - разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
  • В ступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества .

  • Работаем в парах!
  • Задание: долгое время в обществе господствовало мнение, что человек стоит на последней ступени эволюционного развития.
  • На какие аргументы ссылались сторонники этой позиции (см. с. 16-17 учебника) и в чём суть каждого аргумента? Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?

Место человека в мире природы. Человек - венец природы?

  • Во-первых, человек наделён разумом .
  • Во-вторых, он умеет накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её, создавать нечто не существующее в природе .
  • В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам , среди которых на первое место вышли требования морали .

Человечество поднялось на новую ступень развития - от первобытного стада к общественной организации людей.

Первая точка зрения

Могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек - существо высшее и живёт по собственным законам, а природа - источник ресурсов для жизнедеятельности человека.


Вторая точка зрения

Человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных , как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли. Жизнь продолжается!!!

Земля без человека возможна?

В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки . За бездумное отношение уже сегодня человеку приходится расплачиваться.


Место человека в мире природы. Человек- венец природы?

Человек, ты часть природы! Береги среду, в которой ты живёшь!


Проверь себя

1. Каковы основные значения понятия «природа»?

2. В чём выражается природное единство мира?

3. Какова роль природы в жизни человека и общества?

4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?

5. Какие возможности открыл перед человечеством разум?

6. Присущ ли прогресс развитию природы?

7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Тест по обществознанию Человек, общество, природа для учащихся 8 класса. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 1 задание (4 вопроса).

1. Выберите неверное утверждение.

1) природа — это естественная среда обитания человека
2) природа — это всё, что возникло вместе с человеком
3) под природой понимают биосферу планеты Земля
4) природа — это определяющие свойства какого-либо объекта, выражающие его сущность

2. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и на­ходящаяся под их воздействием, называется

1) биосферой
2) атмосферой
3) ноосферой
4) гидросферой

3. Область планеты Земля, охваченная разумной деятельно­стью человека, — это

1) биосфера
2) литосфера
3) гидросфера
4) ноосфера

4. Высший тип мыслительной деятельности

1) понимание
2) поведение
3) разум
4) гениальность

5. Большинство исследователей считает, что разум является результатом работы

1) сердца
2) эндокринной системы
3) мозга
4) нервной системы

6. Выберите неверное выражение.

1) для цивилизации как стадии развития общества характерно её выделение из природы
2) в эпоху первобытности общество жило по жёстким правилам поведения, которые исследователи называют мононормами
3) в первобытном обществе люди руководствовались нормами морали
4) возникновение государства означало переход человече­ства от первобытного стада к общественной организа­ции людей

7. Выберите неверное выражение.

1) мораль была выработана в процессе эволюции человека для сдерживания чрезмерного индивидуализма
2) мораль выражает личные или общественные ценности
3) мораль является одним из социальных регуляторов по- ведения человека
4) мораль устанавливается государством и поддерживает­ся его принудительной силой

8. Антропологи называют современного человека

1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) человек работающий
4) человек разумный

9. Большинство исследователей считают, что биологический вид современного человека появился впервые в

1) Африке
2) Европе
3) Азии
4) Австралии

10. Биологическую теорию происхождения человека разработал

1) В.И. Вернадский
2) Ч. Дарвин
3) Вольтер
4) Э. Фромм

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие социальные регуля­торы поведения человека в обществе .
Мораль, религия, способности, традиции, обычаи.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Установите соответствие между латинскими терминами, означающими этапы эволюции человека как биологиче­ского вида, и аналогичными терминами на русском языке: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Латинские термины

А) Homo habllis
Б) Homo erectus
В) Homo neanderthalensis
Г) Homo sapiens

Термины на русском языке

1) человек прямоходящий
2) неандерталец
3) человек разумный
4) человек умелый

3. Установите соответствие между биосферой, ноосферой и их элементами.

А) мораль
Б) экосистема
В) нижняя часть атмосферы
Г) разум

1) биосфера
2) ноосфера

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Первыми __________ (1) человека были камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой и __________ (2). Важнейшим этапом в развитии человека стало появление __________ (3). Люди научились выражать абстрактные __________ (4) вода вообще , зверь вообще . Это привело к возможности обучать потомство ___ (5), а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) собирательство
Б) орудия труда
В) земледелие
Г) язык
Д) скотоводство
Е) понятия
Ж) слова

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» и выполните задания.

«Он услышал за своей спиной какое-то сопение — не то вздох, не то кашель. Очень медленно, преодолевая край­нюю слабость и оцепенение, он повернулся на другой бок. Поблизости он ничего не увидел и стал терпеливо ждать. Опять послышались сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка. Уши не торчали кверху, как это ему приходилось видеть у других волков, глаза помутнели и налились кровью, голова бессильно по­нурилась. Волк, верно, был болен: он всё время чихал и кашлял.
Вот это по крайней мере не кажется, — подумал он и опять повернулся на другой бок, чтобы увидеть настоящий мир, не застланный теперь дымкой видений. Но море всё так же сверкало в отдалении, и корабль был ясно виден. Быть может, это все-таки настоящее? Он закрыл глаза и стал думать -и в конце концов понял, в чём дело. Он шёл на северо-восток, удаляясь от реки Диз, и попал в долину реки Коппермайн. Эта широкая, медлительная река и была Коппермайн. Это блистающее море — Ледовитый океан. Этот корабль —
китобойное судно, заплывшее далеко к вос­току от устья реки Маккензи, оно стоит на якоре в заливе Коронации. Он вспомнил карту Компании Гудзонова зали­ва, которую видел когда-то, и всё стало ясно и понятно.
Он сел и начал думать о самых неотложных делах. Об­мотки из одеяла совсем износились, и ноги у него были содраны до живого мяса. Последнее одеяло было израсхо­довано. Ружьё и нож он потерял. Шапка тоже пропала, но спички в кисете за пазухой, завернутые в пергамент, ос­тались целы и не отсырели. Он посмотрел на часы. Они всё еще шли и показывали одиннадцать часов. Должно быть, он не забывал заводить их.
Он был спокоен и в полном сознании. Несмотря на страшную слабость, он не чувствовал никакой боли. Есть ему не хотелось. Мысль о еде была даже неприятна ему, и все, что он ни делал, делалось им по велению рассудка. Он оторвал штанины до колен и обвязал ими ступни. Ведёрко он почему-то не бросил: надо будет выпить кипятку, пре­жде чем начать путь к кораблю — очень тяжёлый, как он предвидел».

1) Дайте определение понятия природа . Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» повествует о выживании человека в условиях дикой природы. Брошен­ный товарищем, герой рассказа идёт по канадской тундре. По пути он преодолевает различные трудности, а в конце рассказа вынужден вступить в схватку со старым и боль­ным волком, из которой выходит победителем. На основа­нии приведённого отрывка, напишите не менее трёх ка­честв путника, которые помогли ему выжить в живой природе без помощи других людей.

3) Напишите три примера позитивного влияния общества на природу.

4) Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

1. «Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть от­вергнуто» (Б. Спиноза ).
2. «Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стремиться к свету» (И.В. Гёте ).
3. «Природа создавала свои творения, преследуя свои це­ли, но её цели — узы и цепи для человека» (М. Горь­кий ).

Ответы на тест обществознанию Человек общество природа
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-3, 6-3, 7-4, 8-4, 9-1, 10-2.
Часть 2
1-способность
2-4123
3-2112
4-БАГЕЖ

8 класс

Тема: Природа, общество, человек.

Ход проведения урока

Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников).

Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».

«В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

II. Актуализация знаний учащихся по данной теме.

Ребята, представьте себе, что это вы, героя рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».

  • Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца?
  • О каких явлениях говорит автор произведения?
  • Каким общим словом можно назвать данные явления?
  • Каким образом, на ваш взгляд природа оказала воздействие на маленьких детей?

III. Изучение нового материала

  • 1. Мини – лекция «Природа и мы» - взгляды философов о роли природы в жизни общества по книге В.А.Канке «Философия» (учащиеся записывают наиболее важные моменты в тетради).

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Как же понимали философы разных исторических эпох взаимоотношения человека и природы. Давайте рассмотрим исторические формы отношения человека к природе.

Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделённость природы и человека. Греческие философы не противопоставляли природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

  • Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходи до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек эпохи средневековья не меньше, чем человек античности, подчинён природным закономерностям и ритмам.

В новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук.

В XX веке на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что в XX век единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума.

2. Работа с новыми терминами и понятиями.

Природа

в широком смысле – окружающий в узком смысле - природа

нас мир во всём бесконечном как биосфера нашей планеты

многообразии проявлений земная оболочка, охвач.жиз.

Что такое общество?

Общество тесно связано с природой.

Экология – это наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Биосфера - это нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населённая живыми организмами; самая крупная экосистема Земли.

Ноосфера – это «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

Природная система – совокупность элементов живой и (или) не живой природы, находящихся в определённой связи и отношениях между собой и образующих относительно устойчивое единство и целостность.

Естественная среда обитания человека – та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности (поверхность Земли, её недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, часть нашей Солнечной системы).

Искусственная среда обитания - это та часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа (города, дороги, жилище, транспортные средства и т.)

Домашнее задание:

  • ответить на вопрос письменно в тетради (см. приложение 1.)
  • повторить термины.

«Человек, Природа, Общество» Обществознание (8-9 класс) Подготовка к ГИА

Учитель МБОУ Каменская СОШ

Городищенского района

Волгоградской области

Байкалова Елена Александровна


ОБЩЕСТВО

в широком смысле слова – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира , состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


ОБЩЕСТВО

в узком смысле слова

Конкретный этап человеческого развития

Определённая группа людей, объединившихся для совместной деятельности

Рабовладельческое общество

средневековое общество

феодальное общество

и т. п.

Кружок книголюбов

секция по дзюдо

школьный класс

компания друзей

и т.п.


СТРАНА – территория, имеющая определённые границы и пользующаяся определённым суверенитетом

география

ГОСУДАРСТВО - политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру правления .

политология

ОБЩЕСТВО – социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

социология


Сферы жизни общества

политическая

духовная

социальная

экономическая

Фирмы, предприятия, заводы,

Президент,

Органы соц.защиты,

банки,

Правительство,

парламент,

Школа,

социально незащищённые слои населения

рынки,

деньги, капитал, инвестиции

армия,

(пенсионеры, инвалиды, многодетные и т.п.)

университет,

милиция,

музей,

театр,

налоговые службы,

церковь,

партии

памятники культуры,

выставки

Магазины,

транспорт,

связь,

здравоохранение,

кинотеатр,

кафе

Обеспечивает социальный порядок в обществе

Культура,

Удовлетворяет жизненно важные потребности людей

наука, образование,

религия


Социальный институт устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

ОБРАЗОВАНИЕ

СЕМЬЯ

ГОСУДАРСТВО

ПРОИЗВОДСТВО

РЕЛИГИЯ


Глобализация

исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему

Мировое сообщество

все страны мира


ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

По наличию письменности:

По степени социального расслоения:

По способу производства:

  • Дописьменные
  • Письменные
  • Простые
  • Сложные
  • Охотников и собирателей
  • Огородничества
  • Скотоводов
  • Земледельцев
  • Индустриальное

По форме собственности ОЭФ:

  • Первобытное
  • Рабовладельческое
  • Феодальное
  • капиталистическое

Типы обществ

Характерные черты

  • Сословное деление общества
  • Сельское хозяйство – основной вид деятельности
  • Преобладание сельского населения
  • Большая роль религии
  • Слабое развитие научных знаний

Традиционное

  • Классовое деление общества
  • Развитая промышленность
  • Преобладание городского населения
  • Большая роль науки и образования

Индустриальное

  • На превое место выступает - ЗНАНИЕ
  • Профессиональное деление общества
  • Преобладание сферы обслуживания
  • Ведущая роль науки и образования

Постиндустриальное


ПРИРОДА

В широком смысле

В узком смысле

Весь мир, всё существующее

БИОСФЕРА

оболочка Земли, охваченная жизнью


Экологические проблемы человечества

Вырубка лесов

Загрязнения воздуха

Загрязнения воды

Исчезновение животных и растений

Рост уровня потребления

Опустынивание почв

Рост бытовых отходов

Климатические изменения,

вызванные деятельностью человека


Экологические проблемы

Причины их вызвавшие

Загрязнения воздуха

  • Заводы, предприятия
  • Рост количества личного транспорта
  • Сжигание мусора (особенно резина и пластик)
  • Вырубка лесов

Загрязнения воды

  • Аварии при транспортировке нефти
  • Сброс отходов в реки, пруды, озёра

Исчезновение животных

  • Рост браконьерства

Опустынивание почв

  • Неправильное использование земельных ресурсов

Приведите примеры экологических проблем


ПРОГРЕСС развитие от низшего к высшему, от менее развитого к более развитому

Социальный прогресс

Культурный прогресс

Экономический прогресс

Технический прогресс


прогресс

Революция

Реформа

Полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающая основы существующего социального строя

Частичное усовершенствование в какой – либо сфере жизни;

Постепенное преобразования, не затрагивающие основ существующего социального строя

  • Неолитическая революция
  • Промышленная революция
  • Пенсионная реформа
  • Реформа образования
  • Налоговая реформа
  • Реформа армии
  • Великая Французская революция
  • Велика Октябрьская революция

 

 

Это интересно: