→ Доарийская хараппская цивилизация в индии. Цивилизация долины реки инд Древнейшая цивилизация долины реки инд

Доарийская хараппская цивилизация в индии. Цивилизация долины реки инд Древнейшая цивилизация долины реки инд

March 24th, 2013

Востоковедение как наука зародилось в XVI-XVII веках, когда страны Европы вступили на путь колониальных захватов, хотя знакомство европейцев с арабским миром состоялось еще много веков назад. А вот египтология возникла значительно позже - датой ее рождения считают 1822 год, когда французский ученый Шампольон расшифровал систему египетского иероглифического письма. И лишь относительно недавно, в 1922 году, археологи впервые начали исследовать территорию по берегам реки Инд. И сразу же - сенсация: открыта ранее не известная древняя цивилизация. Ее назвали Хараппской цивилизацией - по имени одного из главных ее городов - Хараппы.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки - 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные - с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее - каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

И другую защиту от природных невзгод придумали древние строители. Как и ранние великие цивилизации, родившиеся на берегах рек - Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Китай на Хуанхэ и Янцзы, - Хараппа возникла в долине Инда, где почвы отличались высоким плодородием. Но с другой стороны, именно эти места всегда страдали от высоких паводков, достигающих в равнинном течении реки 5-8 метров. Чтобы спасти города от весенних вод, в Индии их строили на кирпичных платформах десятиметровой высоты и даже более высоких. И тем не менее города возводились в короткий срок, за несколько лет.

Первыми жителями долины реки Инд были кочевые племена, которые постепенно осели и занялись земледелием и скотоводством. Постепенно создавались условия для урбанизации и возникновения городской культуры. Начиная с 3500 г. до н.э. на территории долины реки Инд возникают крупные города с населением до 50 000 человек. Города Хараппской цивилизации имели строгую планировку улиц и домов, систему канализации и были прекрасно приспособлены для жизни. Их устройство было настолько совершенным, что не менялось на протяжении тысячелетия! По своему развитию Цивилизация долины Инда не уступала великим цивилизациям того времени. Из городов велась оживлённая торговля с Месопотамией, Шумерским царством и Центральной Азией, причём использовалась уникальная система мер и весов.

Археологические находки свидетельствуют и о довольно высокой культуре «хараппцев». Были найдены терракотовые и бронзовые статуэтки, модели повозок, печати, ювелирные украшения. Эти находки являются древнейшими артефактами индийской культуры. К началу второго тысячелетия до нашей эры Цивилизация долины Инда пришла в упадок и исчезла с лица земли по неизвестным причинам.

В начале двадцатых годов теперь уже прошлого столетия индийский учёный Р. Сахни возглавил первую экспедицию в дельту реки Инд, чтобы разыскать руины храма, принадлежавшего древнейшему божеству - «старому Шиве». Храм упоминался во многих легендах народа Хо, чьи владения в древности граничили с территорией, принадлежавшей северным магараджам. Мифы рассказывали «о горах небесного золота, хранящегося в подземельях храма»... Так что стимул рыться в болотистой земле всё-таки был немалый.

Каково же было удивление Сахни, когда его люди начали выкапывать из-под земли целые городские кварталы многоэтажных домов, императорские дворцы, огромные статуи из бронзы и чистого железа. Из-под лопат показывались мостовые, снабжённые глубокими желобами для колёс экипажей, сады, парки, дворы и колодцы. Ближе к окраине роскошь убывала: здесь одно- и двухэтажные здания из четырёх-шести помещений с туалетом группировались вокруг центральных двориков с колодцами. Город окружала стена из грубых, необтёсанных, но очень плотно прилегающих друг к другу камней, чередующихся с кладкой сырцового кирпича. Цитадель была ещё более высокой и прочной твердыней, снабжённой несколькими башнями. В императорских покоях был оборудован самый настоящий и весьма хитроумно сконструированный водопровод - и это за три с половиной тысячи лет до открытия законов гидравлики Паскалем!

Немалое удивление вызвали раскопки огромных библиотек, представленных хранилищами стеариновых табличек с так до сих пор и не расшифрованными пиктограммами. Там же хранились изображения и фигурки животных, на которых также имелись загадочные письмена. Эксперты, установившие некоторую периодичность знаков, пришли к выводу, что здесь был записан зарифмованный эпос или же религиозные молитвы в стихах. Среди найденных металлических изделий были медные и бронзовые ножи, серпы, долота, пилы, мечи, щиты, наконечники стрел и копий. Железных вещей обнаружить не удалось. Очевидно, люди к тому времени его ещё не научились добывать (А в предыдущем абзаце сказано о том, что были найдены статуи из железа! Значит, умели добывать! И плавить! И делать статуи!!! - Д.Б.). Оно попадало на Землю только с метеоритами и считалось священным металлом, наравне с золотом. Золото служило оправой для ритуальных предметов и женских украшений.

В лучшие годы Хараппской цивилизации вокруг городов Хараппа и Мохенджо-Даро, как грибы, росли селения меньшего размера - их было около 1400. К настоящему времени раскопки освободили только одну десятую площади двух древних столиц. Однако уже удалось установить, что однообразие построек кое-где нарушается. В Долавире, лежащем к востоку от дельты Инда, археологи обнаружили богато изукрашенные ворота, арки с колоннадами, в Мохенджо-Даро - так называемый "Большой бассейн", окруженный верандой с колоннами и комнатами, вероятно, для раздевания.

Горожане

Археолог Л. Готтрель, работавший в Хараппе в 1956 году, считал, что в подобных городах-казармах можно встретить не людей, а дисциплинированных муравьев. "В этой культуре, - писал археолог, - было мало радости, но много работы, и материальное играло превалирующую роль". Однако ученый ошибся. Силу хараппского общества составляло именно городское население. По заключениям нынешних археологов, город, несмотря на архитектурную безликость, был заселен людьми, не страдавшими от меланхолии, а, напротив, отличавшимися завидной жизненной энергией и трудолюбием.

Чем же занимались жители Хараппы? Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду - по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика. Изделия тогдашних мастеров имели уже неповторимый облик, своего рода древнеиндийский дизайн, сохранившийся до наших дней. Например, сегодня в крестьянских домах, расположенных в районах раскопок Хараппы и Мохенджо-Даро, в домашнем обиходе встречаются вещи, которые поразили археологов своим "протоиндийским" обликом. Это обстоятельство только подчеркивает слова основателя Индийского государства Дж. Неру: "На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию".

Что лежит в основе такого постоянства? Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.
Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше.

Протоиндийская цивилизация не случайно возникла на берегах Инда. Как в Египте и в Месопотамии, река была основой жизни: она приносила с верховьев плодородный ил и, оставляя его на обширных берегах поймы, поддерживала высокое плодородие земли. Земледелием люди стали заниматься в девятом-седьмом тысячелетиях. Теперь они уже не должны были с утра до ночи охотиться или собирать съедобную зелень, у человека появилось время для размышлений, для изготовления более совершенных орудий труда. Стабильные урожаи дали человеку возможность развиваться. Возникло разделение труда: один - пахал землю, другой - делал каменные орудия, третий - менял изделия ремесленника в соседних общинах на то, что его соплеменники не производили.

Эта неолитическая революция произошла на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Инда. Археологи в Индии раскопали уже позднюю ее фазу - когда Хараппа и другие города достигли известного совершенства. Люди, занятые сельским трудом, к этому времени уже научились возделывать многие культуры: пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (здесь же родина хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров и даже зебу, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.

В основе благополучия Хараппской цивилизации лежало высокопродуктивное земледелие (снимали два урожая в год) и скотоводство. Открытый в Лотхале искусственный канал длиной 2,5 километра позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве использовалась ирригационная система.

Один из исследователей Древней Индии российский ученый А. Я. Щетенко так определяет этот период: благодаря "великолепным аллювиальным почвам, влажному тропическому климату и близости к передовым очагам земледелия западной Азии уже в IV-III тысячелетиях до н. э. население долины Инда значительно опережает в прогрессивном развитии южных соседей".

Загадки письмен

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов: в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом. Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами. Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого. Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира - это прекрасно согласуется с характеристикой нравов древних индусов, приведенной выше.

Печать с изображением единорога и иероглифами.

Некоторые исследователи связывают отсутствие в городах крепостей и дворцов с тем, что и рядовые граждане принимали участие в решениях, важных для общества. С другой стороны, многочисленные находки каменных печатей с изображением всевозможных животных говорят о том, что правление было олигархическим, его делили между собой кланы купцов и владельцев земли. Но этой точке зрения в какой-то степени противоречит другое заключение археологов: в раскопанных жилищах они не нашли признаков богатства или бедности владельцев. Так, может быть, письменность может ответить на эти вопросы?

Ученые, изучающие историю Древней Индии, оказываются в худшем положении, чем их коллеги, занятые прошлым Египта и Месопотамии. В последних двух цивилизациях письменность появилась на много сотен лет раньше, чем в Хараппе. Но дело не только в этом. Хараппские письмена чрезвычайно скупы и, мало сказать, немногословны, рисуночные знаки, то есть иероглифы, в надписях употребляются буквально единицами - 5-6 иероглифов на текст. Недавно найден самый длинный текст, в нем 26 знаков. Между тем надписи на бытовых гончарных предметах встречаются довольно часто, и это наводит на мысль, что грамотность не была уделом только избранных. Главное, однако, состоит в том, что у дешифровщиков все еще впереди: не известен язык, не известна пока и система письма.

Тем большее значение на современном этапе работы приобретает изучение найденных предметов материальной культуры. Например, в руки археологов попала изящная фигурка танцующей женщины. Это дало основание одному из историков предположить, что в городе любили музыку и танцы. Обычно такого рода действа связывают с отправлением религиозных обрядов. Но какова роль "Большого бассейна", открытого в Мохенджо-Даро? Служил ли он купальней для жителей или был местом для религиозных обрядов? Не удалось ответить и на такой важный вопрос: поклонялись горожане одним богам, или у каждой группы был свой особый бог? Впереди - новые раскопки.

Соседи

У археологов есть правило: искать у соседей изучаемой страны следы ее связей с ними. Хараппская цивилизация обнаружила себя в Междуречье - ее купцы бывали на берегах Тигра и Евфрата. Об этом говорят непременные спутники торговца - гири. Хараппский тип мер веса был стандартизирован, поэтому гири из этих мест аналогичны меченым атомам. Их находят во многих местах побережья Аравийского моря, а если двигаться на север - то на берегах Аму-Дарьи. Присутствие здесь индийских купцов подтверждают и найденные печати хараппских торговых людей (на это указывает в своей книге "Забытая цивилизация в долине Инда" доктор исторических наук И. Ф. Альбедиль). В шумерских клинописях упоминается заморская страна Мелух, или Мелухха, сегодняшняя археология отождествляет это название с Хараппой.

В одной из бухт Арабского моря недавно при раскопках нашли портовый город Лотхал, принадлежавший Хараппскому комплексу. Здесь были судостроительный док, зерновой склад и мастерская для обработки жемчуга.

Быки, запряженные в арбу. Детская игрушка, найденная в раскопках хараппской цивилизации.

К середине XX столетия раскопки пошли на убыль. Однако любопытство исследователей не иссякало. Ведь оставалась неразрешённой главная загадка: в чём причина гибели великой и грозной цивилизации?
Примерно тридцать лет назад исследователь из Нью-Йорка Уильям Фэйрсервис заявил, что смог распознать некоторые хараппские письмена, найденные в столичной библиотеке. А семь лет спустя индийские учёные попытались совместить «прочитанное» с древними легендами народов Индии и Пакистана, после чего пришли к интересным выводам.

Оказывается, Хараппа возникла ещё задолго до третьего тысячелетия. На её территории находилось не менее трёх враждующих государств - носителей разных и культур. Сильные воевали со слабыми, так в конце остались лишь страны-соперницы с административными центрами в Мохенд-Даро, Хараппе. Длительная война была завершена неожиданным миром, цари делили власть. Затем самый могущественный из них убил остальных и тем самым предстал перед лицом богов. Вскоре злодей был найден убитым, а царская власть перешла в руки верховного жреца. Благодаря контактам с «всевышним разумом» жрецы передали людям полезные знания.

Всего за пару лет (!) жители Хараппы уже вовсю использовали огромные мукомольни, снабжённые конвейерами зернохранилища, литейные мастерские, канализацию. По улицам городов двигались повозки, запряжённые слонами. В крупных городах существовали театры, музеи и даже цирки с дикими животными! В последний период существования Хараппы её жители научились добывать древесный уголь и строить примитивные котельные. Теперь почти каждый городской житель мог принимать горячую ванну! Горожане добывали природный фосфор и использовали некоторые растения для освещения жилищ. Им были известны виноделие и курение опиума, а также весь спектр удобств, предлагаемых цивилизацией.

Скульптура из Мохенджо-Даро, где жил народ, видимо, не знавший правителей и жрецов.

Какой товар везли протоиндийские купцы, например, в Месопотамию? Олово, медь, свинец, золото, раковины, жемчуг и слоновую кость. Все эти дорогие товары, как можно думать, предназначались для двора правителя. Купцы выступали и как посредники. Они продавали медь, добытую в Белуджистане - стране, лежащей к западу от Хараппской цивилизации, золото, серебро и лазурит, купленные в Афганистане. На волах привозили строительную древесину из Гималаев.

В XIX веке до н. э. протоиндийская цивилизация перестала существовать. Поначалу считалось, что она погибла от агрессии ведо-арийских племен, разграбивших земледельцев и купцов. Но археология показала, что освобожденные от наносов города не несут признаков борьбы и разрушений захватчиками-варварами. Более того, последние исследования историков выяснили, что племена ведо-арийцев ко времени гибели Хараппы находились далеко от этих мест.

Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин. Климатические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Земледельцы были уже не в силах кормить города, и жители их покинули. Огромный социально-хозяйственный комплекс рассыпался на мелкие группы. Были утрачены письменность и другие достижения культуры. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга.

Женская фигурка, обнаруженная археологами.

Есть еще и вот такое не популярное мнение:

Объясняли это по-разному: наводнение, резкое ухудшение климата, эпидемии, нашествия врагов. Однако версию с наводнением вскоре исключили, ибо в руинах городов и слоях почвы не было видно следов разгула стихии. Не подтвердились версии и об эпидемиях. Исключалось и завоевание, так как на скелетах жителей Хараппы отсутствовали следы применения холодного оружия. Одно было очевидно: внезапность бедствия. И вот совсем недавно учёные Винченти и Давенпорт выдвинули новую гипотезу: цивилизация погибла от атомного взрыва, вызванного бомбардировкой с воздуха!

Весь центр города Мохенджо-Даро оказался разрушен так, что камня на камне не осталось. Найденные там куски глины выглядели оплавленными, причём структурный анализ показал, что оплавление произошло при температуре около 1600 градусов! Скелеты людей находили на улицах, в домах, в подвалах и даже в подземных тоннелях. Причём радиоактивность многих из них превышала норму более чем в 50 раз! В древнеиндийском эпосе немало преданий о страшном оружии, «сверкающем, как огонь, но не имеющем дыма». Взрыв, после которого небо покрывает тьма, сменяется ураганами, «несущими зло и смерть». Тучи и земля - всё это смешалось воедино, в хаосе и безумии, даже солнце стало быстро ходить по кругу! Слоны, обожжённые пламенем, метались в ужасе, вода кипела, рыбы обугливались, а воины бросались в воду, чтобы смыть «смертоносную пыль»…

Однако, недавно появились вот такие результаты исследований:

В публикации на сайте института Woods Hole Oceanographic Institution «Изменение климата привело к краху древней цивилизации Инда, обнаруживает исследование» Ливиу Джиосан, руководитель исследования и ведущий автор, геолог института, говорит: "Мы восстановили динамический ландшафт равнины, где индская цивилизация сформировалась 5200 лет назад, строила свои города, а потом медленно угасала где-то с 3900 до 3000 лет назад. До сих пор не утихают споры о связи между этой загадочной древней культурой и могучей, дающей жизнь рекой.

Ныне же остатки хараппских поселений находятся в обширном пустынном регионе вдали от рек".

В ходе археологических исследований в Пакистане и Индии обнаружена сложная городская культура с множеством внутренних торговых путей, морским сообщением с Месопотамией, уникальными строительными сооружениями, канализацией, высокоразвитым декоративно-прикладным искусством и письменностью.

В отличие от египтян и жителей Месопотамии, использовавших ирригационные системы, хараппцы полагались на мягкий, надежный муссонный цикл. Муссоны наполняли местные реки и ключи. Это была «умеренная цивилизация» — так называют ее исследователи за сбалансированность климатических условий, поясняет автор блога на сайте New York Times.

Но через две тысячи лет климатическое «окно» для сельскохозяйственной стабильности закрылось. Резкое изменение климата похоронило эту древнюю цивилизацию.

Ученые США, Великобритании, Пакистана, Индии и Румынии, специализирующиеся в области геологии, геоморфологии, археологии и математики, проводили исследование в Пакистане в 2003-2008 годах. Исследователи объединили данные спутниковых фотографий и топографических карт, а также собрали образцы почвы и осадочных пород из дельты реки Инд и его притоков. Полученные данные позволили воссоздать картину изменения ландшафта этого региона за последние 10 тысяч лет.

Новые исследования показывают, что уменьшение муссонных дождей привело к ослаблению динамики реки Инд и сыграло решающую роль как в развитии, так и распаде хараппской культуры.

Перед тем как равнина стала массово заселяться, дикий и сильный Инд и его притоки, стекающие с Гималаев, прорезали глубокие долины, оставив высокие участки в междуречьях. Существование полноводных рек поддерживали и муссонные дожди. В результате возникла холмистая равнина с высотами от 10 до 20 метров, шириной более ста километров и длиной почти тысячу километров — так называемый Индский мегаводораздел, образованный рекой.

«Ничего подобного в таких масштабах в геоморфологической литературе описано не было. Мегаводораздел является поразительным признаком стабильности Инда на равнинной местности на протяжении последних четырех тысячелетий. Остатки поселений хараппцев до сих пор находятся на поверхности хребта, а не под землей», - цитирует в своем пресс-релизе Woods Hole Oceanographic Institution слова геолога Ливиу Джиосан.

Со временем муссоны ослабли, сток с гор сократился, и Инд притих, позволив основать на берегах земледельческие поселения. В течение двух тысяч лет цивилизация процветала, но климат в регионе постепенно становился всё более сухим, и благоприятное «окно» в конце концов закрылось. Люди стали уходить на восток, к Гангу.

Параллельно исследователям удалось, по их мнению, прояснить судьбу мифической реки Сарасвати, говорится на сайте Woods Hole Oceanographic Institution. В Ведах область к западу от Ганга описывается как «земля семи рек». Там же говорится и о некоей Сарасвати, которая «своим величием превосходила все другие воды». Большинство ученых подозревает, что речь идет о реке Гаггар. Сегодня она течет только во время сильных муссонов по сухой долине Хакра.

Археологические данные говорят о том, что эта долина была густо заселена в хараппские времена. Геологические данные свидетельствуют о том, что река была крупной, однако ее русло не было столь глубоким, как у Инда и его притоков, и нет связи с близлежащими реками Сатледж и Ямуна, которые наполняются водой с гималайских ледников, а Веды уточняют, что Сарасвати текла именно с Гималаев.

Новое исследование утверждает, что эти принципиальные различия доказывают, что Сарасвати (Гаггар-Хакра) наполнялась не гималайскими ледниками, а многолетними муссонами. С изменением климата дожди стали приносить меньше влаги, и когда-то полноводная река Сарасвати превратилась в сезонный горный поток. 3900 лет назад реки стали пересыхать и хараппцы стали перемещаться в бассейн Ганга, где муссонные дожди выпадали стабильно.

«Таким образом, города рухнули, но малые сельскохозяйственные общины были устойчивыми и процветающими. Многое из городского искусства, например письменность, исчезло, но сельское хозяйство продолжалось и, как ни странно, было многообразным», — приводит в своем исследовании Woods Hole Oceanographic Institution слова Дориан Фуллер из Университетского колледжа Лондона.

Руководитель исследования геолог Океанографического института в Вудс-Холле Ливиу Джиосан говорит, что удивительное количество археологических работ накопилось в течение последних десятилетий, но они никогда не были правильно связаны с эволюцией речного ландшафта.

«Теперь мы видим динамику ландшафта как связующее звено между климатическими изменениями и людьми», — отмечает Ливиу Джиосан в материале, опубликованном институтом.

источники

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Древнейшие энеолитические поселения пока обнаружены на западной окраине долины Инда. Хотя климат в Северо-Западной Индии в IV-III тысячелетиях до н. э. был более влажным, чем в настоящее время, всё же наличие источников воды для искусственного орошения, видимо, уже являлось определяющим при основании этих поселений: как правило, они были расположены у горных речек и ручейков при их выходе на равнину; здесь воды, видимо, перехватывались плотинами и направлялись на поля.

К середине III тысячелетия до н. э. в этих относительно благоприятно расположенных районах важным занятием населения становилось уже земледелие, но большую роль играло и скотоводство. Наиболее удобными для земледелия в климатических условиях Индии были речные долины, затоплявшиеся в период дождей. С дальнейшим усовершенствованием орудий труда становится возможным постепенное освоение этих долин. В первую очередь оказалась освоенной долина Инда. Именно здесь возникли очаги относительно развитой земледельческой культуры, ибо здесь возможности для развития производительных сил оказались наиболее благоприятными. В новых условиях возникло имущественное, а затем и общественное неравенство, что привело к разложению первобытно-общинного строя, появлению классов и возникновению государства.

Раскопки в долине Инда показали, что здесь уже в III-II тысячелетиях до н. э. существовала яркая и самобытная цивилизация. В 20-х годах XX в. здесь было обнаружено несколько поселений городского типа, имеющих ряд сходных черт. Культура этих поселений была названа культурой Хараппы, по имени населённого пункта в провинции Пенджаб, вблизи которого было открыто первое из этих городских поселений. Раскопки проводились также в Мохенджо-Даро (провинция Синд), археологическое изучение которого дало наиболее значительные результаты.

Расцвет культуры Хараппы относится к концу III тысячелетия до н. э. Предшествующие этапы её развития почти неизвестны, так как нижние культурные слои основных поселений ещё не исследованы. Можно предположить лишь, что к началу III тысячелетия до н1э. уже начался процесс хозяйственного освоения долины Инда.

Раскопками обнаружены в большом количестве медные и бронзовые орудия, но изделия из железа не найдены даже в верхних слоях поселений культуры Хараппы. Медь и бронза в древнейшей Индии, так же как и в других странах, не могли полностью вытеснить камень, который продолжал широко использоваться для изготовления орудий труда (ножей, зернотёрок), оружия (палиц), весовых гирь, сосудов и других предметов домашнего обихода. Из металлических орудий труда были найдены бронзовые и медные топоры, серпы, пилы, долота, ножи, бритвы, крючки для ловли рыбы и т. п.; из предметов вооружения-мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий. Возможно, что некоторые из этих изделий были завезены сюда, однако точно установлено, что, например, в Мохенджо-Даро горячая и холодная обработка металлов находилась на довольно высоком уровне. Раскопки показали, что жители поселений культуры Хараппы знали свинец, умели изготовлять изделия из золота и серебра, применяя при этом паяние.

Земледелие являлось одним из основных занятий населения и было относительно развитым. Как предполагают некоторые исследователи, при пахоте использовался лёгкий плуг с кремнёвым лемехом или соха - простое бревно с крепким суком, хотя мотыга ещё оставалась, вероятно, наиболее обычным земледельческим орудием. Буйволы и зебу стали использоваться в качестве тяглового скота. Из зерновых культур были известны пшеница, ячмень и, возможно, рис; из масличных - сезам (кунжут); из огородных - дыня; из плодовых деревьев - финиковая пальма. Древние индийцы использовали волокно окультуренного хлопчатника; вполне вероятно, что именно они первыми в мире стали выращивать его на своих полях.

Трудно сказать, в какой мере было развито в то время искусственное орошение. Следов оросительных сооружений при поселениях культуры Хараппы до сих пор не обнаружено.

Скотоводство наряду с земледелием имело важное значение в хозяйстве древнейших обитателей долины Инда. Кроме уже упомянутых буйволов и зебу при раскопках были найдены кости овец, свиней, коз, а в верхних слоях обнаружены также и кости лошади. Есть основания считать, что индийцы в это время умели уже приручать слонов. Немалую роль в хозяйстве играло рыболовство. Некоторым подспорьем продолжала оставаться охота.

Значительного развития достигло ремесло. Наряду с упоминавшейся уже обработкой металлов получили развитие прядение и ткачество. Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок; при раскопках в одном из поселений обнаружен обрывок хлопчатобумажной ткани. Высокоразвитым для того времени было гончарное дело; найденная при раскопках глиняная посуда сделана на гончарном круге, в большинстве своём хорошо обожжена, окрашена и покрыта орнаментом. Найдено также множество сделанных из обожжённой глины пряслиц, гончарных труб, детских игрушек и т. п. Ювелирные изделия из раскопок дают представление об искусстве древнеиндийских мастеров по обработке драгоценных металлов и изготовлению украшений из драгоценных и полудрагоценных камней. Ряд находок позволяет считать относительно высоким искусство резчиков по камню и слоновой кости.

Наличие большого числа каменных гирь, исходным материалом для которых были неизвестные в данной местности породы камня, металлов, морских раковин, равно как и находки предметов не местного производства, показывают, что жители поселений культуры Хараппы поддерживали торговые связи с другими областями Индии и даже с другими странами (в первую очередь с Двуречьем и Эламом), причём торговые пути проходили не только по суше, но и морем. Это способствовало и обмену достижениями культуры. Исследователями установлено немало фактов культурной близости древнейшей Индии с другими странами, в частности с Шумером.

Города и культура

Высокого уровня достигло строительное искусство. Окружённые мощными стенами поселения культуры Хараппы занимали иногда площадь в сотни гектаров. Основные улицы городов - прямые и довольно широкие, с правильно расположенными домами - пересекались под прямым углом. Здания, обычно двухэтажные, с площадью иногда в сотни квадратных метров, были построены из обожжённого кирпича. Они были лишены архитектурных украшений, не имели окон, выходящих на улицу, но были относительно благоустроены, имели комнаты для омовений, часто отдельный колодец и канализационные сооружения. В Мохенджо-Даро была обнаружена общегородская система канализации, которая является наиболее совершенной из всех известных нам канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела магистральные каналы, отстойники, стоки для отвода дождевых вод.

Все эти сооружения были тщательно продуманы и отлично исполнены. При раскопках было найдено много искусно сооружённых, выложенных кирпичом колодцев, что свидетельствует о хорошо налаженном водоснабжении. В Мохенджо-Даро обнаружен хорошо сохранившийся общественный бассейн для омовений, весьма совершенное устройство которого позволяет предполагать наличие у его строителей большого опыта в возведении такого рода сооружений.

Культура населения этих городских поселений достигла значительного развития. На это указывает, в частности, сравнительно высокий уровень изобразительного искусства и художественного ремесла. При раскопках найдены искусно сделанные статуэтки, изготовленные из глины, мягких пород камня и бронзы. Образцами тонкой художественной работы являются печати-амулеты, вырезанные из стеатита (камня-жировика), слоновой кости, а также изготовленные из меди и глины. Таких печатей найдено более 2 тысяч. Они представляют особый интерес, поскольку на многих из них имеются надписи, сделанные своеобразным иероглифическим письмом. Такого же рода надписи имеются на некоторых металлических предметах. Эти образцы древнейшего индийского письма напоминают собой наиболее раннюю письменность шумеров и других древнейших народов. Надписи из Мохенджо-Даро и Хараппы привлекли внимание многих учёных, однако, до сих пор попытки их расшифровать не увенчались успехом. Весьма вероятно, что письменность была довольно широко распространена, и до нас дошли лишь немногие образцы её, так как такие писчие материалы, как кора деревьев, пальмовые листья, кожа, ткани, в специфических климатических условиях Индии не смогли сохраниться до наших дней. Большое число различных гирь и обломок сделанной из раковины измерительной линейки с очень точно нанесёнными делениями позволяют утверждать, что основная единица веса была равна 0,86 г, а основная единица длины соответствовала 6,7 мм. Система счисления уже тогда была десятичной.

О религиозных воззрениях жителей долины Инда этого времени нам известно очень немного. Имеющиеся у нас материалы позволяют, однако, утверждать, что между религиозными верованиями древнейшего населения долины Инда и наиболее распространённой из современных религий Индии - индуизмом существует определённая Связь. Так, широко распространённым был культ богини-матери, который и теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с древнейшим культом плодородия. Распространённое тогда почитание животных и деревьев характерно и для индуизма. Омовение, так же как и в индуизме, составляло тогда существенную часть религиозного культа.

Много нераскрытых тайн хранит тысячелетняя история культуры народов Индостана. О двух из них — загадочной цивилизации в долине реки Инд и о происхождении и древних связях арьев, одной из крупнейших групп индоевропейских народов, пришедших на смену цивилизации Инда, — мы рассказываем в этом номере.

О цивилизации долины Инда написано уже много книг, но археологи и историки делают все новые открытия. Постепенно вырисовывается картина широких культурных и торговых связей, которые поддерживали люди, населявшие в III тысячелетии до нашей эры города на северо-западе Индостанского полуострова (современный Пакистан).

В начале немного о том, как об этом думали до 1921 года. Доисторическими обитателями Индии считались низкорослые и темнокожие варвары с плоскими носами. Если у них и была цивилизация, то весьма примитивная. Примерно в 1500 году до нашей эры с севера в Индостан вторглись завоеватели — рослые светловолосые люди с высокой культурой.

Называли они себя арьями.

Без особых усилий арьи подавили коренное население и оттеснили его в южную часть полуострова. Затем они приступили к строительству городов, тем самым заложив основание великой цивилизации. Данных, каким-то образом ставивших под сомнение вышесказанное, не было, и потому, когда в 1922 году Кембриджский университет приступил к изданию шеститомной «Кембриджской истории Индии», вполне понятно, что положение, будто арьи явились первыми цивилизованными поселенцами в Индостане, вошло в первый том.

Как это ни странно, но сами арьи отрицали этот постулат. Литература арьев — веды — представляет собой сборник гимнов, написанных на санскрите. Первый сборник этих гимнов известен под общим названием веды. В них и содержатся некоторые сведения о завоевании Индии племенами арьев.

В ведах тогдашние жители Индостана именуются «дасья». Их описывают как народ, поклонявшийся странным богам и говорящий на непонятном языке. Ведические гимны упоминают крепости и замки дасийцев. В одном из гимнов говорится, что замки дасийцев были из камня. В другом употреблено слово, которое, возможно, означает кирпич. Рассказывается также о «глухих защитных сооружениях» дасья, об их «золотых сокровищах».

Читая ведические поэмы, понимаешь, что арьи встретили в Индостане совсем не малозначительную цивилизацию.

Но, рассуждали ученые, веды были составлены победителями, а победителям всегда лестно преувеличить мощь побежденного. Не велика слава победы над безоружными землепашцами. Но если вы можете похвастать тем, что разрушили великую цивилизацию, — о, здесь есть что воспеть!

Итак, решили историки, ведические предания — это самовозвеличивающие мифы, и в историческом плане не могут быть приняты всерьез.

Но в 1921 году подобному положению было суждено измениться.

Открытие это начиналось так. В 1856 году двое англичан, братья Джон и Вильям Брайтон, строили Восточно-Индийскую железную дорогу и прокладывали путь между Карачи и Лахором. Брантоны нуждались в устойчивом материале для фундамента под колею. Кирпич устроил бы их как нельзя лучше. Строители обратились к местным жителям, и те подсказали выход из положения — близ деревушки Хараппа есть огромный холм, буквально напичканный какими-то разрушенными зданиями из кирпича. Тысячи и тысячи штук великолепного кирпича было добыто и использовано под фундамент целой сотни миль железнодорожного полотна. То, что кирпичам этим более четырех тысяч лет, никому и в голову не приходило. Не возникло интереса даже тогда, когда в развалинах возле Хараппы попадались и Мелкие старинные предметы. То были тонкой работы выгравированные печатки с изображением животных и деревьев.

И лишь спустя семьдесят лет, в 1921 году, индийский археолог Раи Бахадур Даия Рам Сахни вернулся в деревню Хараппа и занялся раскопками холма. Он тут же обнаружил еще несколько гравированных печаток и целые залежи кирпича. Стало ясно, что этот холм — погребенный древний город. Археологи сразу определили, что город у деревушки Хараппа был древнее чего бы то ни было, до сих пор найденного в Индии. Он был сооружен в III тысячелетии до нашей эры.

Примерно в четырехстах милях от Хараппы возле городка Мохенджо-Даро на реке Инд находилась другая насыпь, тоже огромная. В 1922 году археологическая экспедиция, возглавляемая Р. Д. Банёрджи, приступила к раскопкам, и вскоре мир узнал, что еще один древнейший город, который был почти двойником первого, существовал на месте Мохенджо-Даро.

С тех пор раскопки в этих районах Индии велись почти беспрерывно. И результаты оказались феноменальными: была открыта цивилизация, которая существовала более тысячи лет и была одной из самых процветающих на Земле.

Мы ее называем «Цивилизацией долины реки Инд», хотя и не представляем себе, как она в действительности называлась. Возможно, никогда и не узнаем. Найдены были города, но имена их тоже забыты.

Археологи наткнулись на остатки плотин, которые, должно быть, служили для сдерживания большой воды. Пять тысяч лет назад дожди в долине Инда были куда более обильными — настолько обильными, что приходилось возводить дамбы для защиты городов от наводнений.

Города были построены из кирпича. Но не того обычного кирпича из высушенной глины, которым пользовались шумеры. Нет, из обожженного кирпича. Шумеры, например, могли без опаски строить из высушенной глины, поскольку дожди в Южной Месопотамии — явление редкое. Но что еще могло заставить жителей Хараппы применять более дорогой обожженный кирпич, кроме стремления не дать своему городу расползтись под проливным дождем? И не о том ли говорит густая сеть сточных канав?

Проливные дожди? В долине Инда? Сейчас об этом даже странно подумать. Год, когда выпадает более шести дюймов осадков, уже считается дождливым.

Дело в том, считают некоторые исследователи, что именно обожженный кирпич объясняет, почему долина Инда сегодня пустынна.

Для обжига миллионов кирпичей, из которых построены Мохенджо-Даро и Хараппа, потребовалось много топлива. Самое дешевое — дерево. 5000 лет назад долина Инда была, наверное, покрыта могучими лесами. Затем пришли градостроители и начали вырубать деревья, превращая их в дрова. Тысячелетиями пылали угли, а леса редели. Итак, строители скорее всего сами и превратили долину в пустыню. А медленные изменения в климате, возможно, подгоняли этот процесс.

Мохенджо-Даро и Хараппа очень схожи. Они выложены по одному плану и, вероятно, в одно и то же время. Хотя это лишь догадка, но нам кажется, что они столицы-близнецы объединенного государства. Слишком уж они схожи во всем — даже в размерах!

Города строились правильными четырехугольными кварталами, с широкими главными улицами

Есть что-то завораживающее в правильной организации этих городов. Все здесь так продумано и так тщательно спланировано, что трудно даже уловить какое-то развитие культуры этой цивилизации — кажется, что за всю свою тысячелетнюю историю (III—II тысячелетие до нашей эры) цивилизация Инда ни в технике, ни в архитектуре не претерпела никаких изменений.

Поистине необыкновенной особенностью культуры Хараппы, Мохенджо-Даро и соседних с ними городов являлась их забота о чистоте.

В городах повсеместно были водопровод и дренажные кирпичные стоки, разумно спроектированные и замечательно выполненные. Нигде в древнем мире — за исключением дворца критского царя Миноса в Кноссе — нет такого. В Мохенджо-Даро все стоки сходились в центральную сточную систему, расположенную под улицами, которая, в свою очередь, вела к сточному колодцу. Через люки можно было чистить стоки.

Мы можем довольно точно представить себе, какими были эти города при жизни.

Различные ремесла имели свои центры в различных частях города. В зернохранилищах перемалывали зерно в муку. Гончары делали розово-красную посуду с черным орнаментом для нужд горожан. А где-то ткали шерстяные и хлопчатые ткани.

Ювелиры склонялись над ожерельями и браслетами из золота, серебра, меди и бронзы, вырезали мелкие украшения из слоновой кости.

Кирпичники орудовали у своих печей: возводились новые здания, ремонтировались старые — словом, постоянно требовался обожженный кирпич. Плавильщики трудились у горнил. В других частях города повара в общественных столовых готовили полуденную еду. За пределами застывших каменных строений простирались фермы, где выращивались пшеница, арбузы, ячмень, хлопок, росли финиковые пальмы. Там же разводили крупный рогатый скот, овец, свиней и домашнюю птицу, сетями ловили рыбу.

Кошки и собаки бегали по улицам города.

(Кстати, насчет кошек и собак не фантазия. Мы не только знаем, что кошки и собаки жили в городах Хараппы, но можем с полной уверенностью сказать, что они гонялись друг за другом!

Доказательством этому — кирпич со следами кошки и собаки, найденный Эрнестом Маккеем в Чанху-Даро, городке, стоявшем вблизи Хараппы. Ученый пишет: «Оба эти следа, вероятно, отпечатались на свежем кирпиче, выставленном для сушки на солнце... Глубина отпечатка и его контуры указывают на то, что оба животных бежали». Какой-нибудь кирпичный мастер в Чанху-Даро, должно быть, выругался при виде кошки, которая, фыркая, удирала по еще сырым кирпичам от резвой собаки. Но мастер был слишком занят, чтобы замазать следы, а через тысячи лет их обнаружил Эрнест Маккей.)

Красивые резные печатки, найденные в огромном количестве в Мохенджо-Даро и Хараппе, рассказывают нам о том, какие звери обитали в долине Инда 4000 лет назад. Разумно предположить, что художники, вырезавшие печатки, изображали животных, хорошо им известных. Реалистичность изображения подтверждает эту мысль. Мы видим обезьян, зайцев, голубей, тигров, медведей, носорогов, попугаев, оленей, крупный рогатый скот. Никаких обезьян и попугаев нет в пустынной части долины Инда сегодня, следовательно, печатки являются еще одним свидетельством тому, что во времена этих городов долина была покрыта джунглями.

(Разумеется, подобные рассуждения могут завести нас слишком далеко. На одной печатке из Хараппы изображено существо с лицом человека, хоботом и бивнями слона, передней частью туловища барана, задней — тигра и в довершение с вооруженным когтями хвостом. А печатка из Мохенджо-Даро изображает зверя с тремя головами антилопы и туловищем лошади. Пока что можем предполагать, что здесь сыграла свою роль фантазия древнего художника — во всяком случае, пока экскаватор не наткнется на трехглавый скелет.)

Хараппа поддерживала связи с другими цивилизованными народами древнего мира.

В Хараппе найдены три цилиндрические печатки шумерского типа, а золотые бусы того же стиля обнаружены и в Хараппе, и в Месопотамии. Аналогичные бусы были найдены в легендарной Трое. Так что, вероятно, была взаимная торговля между Индом, Шумером и Троей в то время.

Свидетельства связей между Хараппой и Шумером исчезают примерно в 2000 году до нашей эры. Далее сохранились лишь следы торговли между городами цивилизации Инда и Персией, которые обрываются на рубеже 1500 года до нашей эры.

После 1500 года до нашей эры все признаки торговых связей между городами Инда и внешним миром теряются. Поскольку этот период совпадает по времени с тем, которое принято считать временем прихода арьев в Индию, то кажется весьма вероятным, что к этой эпохе и относится падение Мохенджо-Даро и Хараппы.

Письменность «Цивилизации долины Инда» обнаружена главным образом на резных печатках, на осколках глиняной посуды и на табличках, а иногда встречается и на стенах.

Установлено более 400 различных хараппских знаков, многие из которых являются разновидностью одних и тех же рисунков. Большинство специалистов признает 200 знаков, а один эксперт считает, что он опознал 900!

Но и 200 знаков тоже много. Итак, письмо индов не может быть алфавитным, поскольку человеческий голос не в состоянии воспроизвести такое количество звуков. Скорее всего оно представляет собой некую комбинацию изображений и звуков, как и египетское. Бесспорно одно: система письма, которой они пользовались, была сложной и запутанной. И до сих пор письменность эта — загадка (Расшифровкой письменности, созданной в ту эпоху, занимаются ученые многих стран уже свыше 40 лет, но из-за отсутствия билингвы (то есть надписи, повторенной на языке, уже известном науке) ключ к прочтению текстов долины Инда пока не найден. Начиная с 1930-х годов большинство дешифровщиков этих текстов стало исходить из предположения, что цивилизацию Инда создал народ, от которого произошло население Южной Индии, говорящее на языках дравидийской семьи. Ученые пытаются найти аналогии между этими языками и забытым языком древней культуры. Такие же исходные позиции заняли и советские исследователи. На помощь лингвистам привлечена современная техника — все вероятные комбинации знаков письма подсчитывают электронно-вычислительные машины, и, возможно, недалек день, когда и эта тайна древней истории человечества будет раскрыта.) .

Несмотря на свою немоту, письмо индов как бы повествует о той неизменности, которая царила в хараппской цивилизации. От начала до конца — за весь тысячелетний период! — стиль начертаний остался неизменным. Никаких сдвигов, никакого намека на эволюцию.

Падение Мохенджо-Даро и Хараппы скорее всего происходило медленно, на протяжении нескольких веков.

Имеется множество доказательств этого постепенного упадка. «На всем уровне раскопок позднего Мохенджо-Даро, — пишет Мортимер Уилер в своей книге «Ранние Индия и Пакистан», — археологи обнаруживали все более заметное ухудшение в строительстве и образе жизни: стены и перекрытия совсем хлипкие, ранее построенные здания перегораживались на скорую руку, даже дворы — эти своеобразные центры любого дома — были перегорожены небрежно, далеко не в стиле самих зданий».

Этот период ухудшения, как показывают археологические раскопки, длился несколько столетий. И, конечно же, повсеместная вырубка леса тоже сыграла свою роль в упадке городов. Долина Инда превращалась в пустыню.

К тому же еще в течение трехсот лет постоянно совершались набеги. Первые отряды, очевидно, были отогнаны жителями Хараппы и Мохенджо-Даро.

Но арьи появлялись снова, гонимые неизвестно какими волнениями, происходящими в их собственной стране на севере.

Вероятно, Хараппа пала первой. К тому же, надо полагать, связь между городами настолько ухудшилась, что новости из северной столицы в южную перестали поступать. Как бы там ни было, Мохенджо-Даро был застигнут врасплох.

В одной комнате в Мохенджо-Даро были обнаружены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. На некоторых были браслеты, кольца, бусы. Их останки носили признаки внезапной смерти,

По всему городу археологи натыкались на подобные группы.

В те ночи город был объят пожаром и его тысячелетнему величию пришел конец. Наутро победители двинулись дальше. И, конечно же, они воздавали хвалу своим богам — рыжебородому богу войны Индре, богу огня Агни, свирепому Рудре, богу неба Диаус-Питару.

Что же произошло потом?

Поистине великая цивилизация никогда не погибает. В Месопотамии шумеры, этот мудрый народ, создавший древнейшую в мире цивилизацию, еще в 2400 году до нашей эры были покорены пришедшими с запада кочевниками. Даже само имя Шумера было забыто. Но только не их достижения. Захватчики, поселившиеся надолго в Месопотамии, поклонялись шумерским богам, строили города по образцу шумеров и пользовались изобретенной шумерами клинописью для письма на своем языке.

Что же стало с жителями Хараппы и Мохенджо-Даро?

Они не смогли возродить свою цивилизацию, которая, впрочем, уже многие годы и так клонилась к упадку. Но кое-чему они все же могли научить пришельцев. Арьи поняли, что им есть чему поучиться у народов, которых они завоевали.

И многие знания жителей доарийской Индии переходили к арьям, чтобы продолжать жить долгие и долгие тысячелетия.

Р. Сильверберг

Перевел с английского А. Володин

Связь времен

Итак, на смену «цивилизации долины Инда» пришли во II тысячелетии до нашей эры племена арьев. Пришли откуда-то с северо-запада. Много лет в науке шли споры о том, кто такие арьи и откуда, и какими путями они пришли в Индостан. Исследователи разных стран внесли свой вклад в решение этой проблемы.

Известно и неоспоримо, что язык арьев, на котором были написаны их религиозные гимны, веды — санскрит — лег в основу древнеиндийской литературы.

И уже с начала XIX века русские исследователи стали обращать внимание на то, что между санскритом и славянскими языками, особенно русским, наблюдается такое сходство, которое не может быть объяснено только тем, что эти языки принадлежат к одной семье. Сотни общих слов и корней, почти полная одинаковость приставок, суффиксов, окончаний и других грамматических элементов, необычайное фонетическое родство. (Даже в современном русском языке сохраняется множество черт и слов, свойственных санскриту.)

К тому же, как выясняется, и в религии арьев есть сходство и с русским язычеством, и с дохристианскими верованиями других славянских народов. Причем сходство это трудно объяснить только лишь общими закономерностями историко-культурного развития.

Мы уже знаем, что самая древняя религия арьев именуется ведизмом. Это название происходит от слова «веда» — сборник молитвенных гимнов на санскрите. Установлено, что только поздние гимны вед были сложены в самом Индостане, а ранние из них возникали, очевидно, и на пути арьев в эту страну, и в тех областях, где арьи сформировались как народ. Где же лежали эти земли, на которых сформировался основной массив племен — предков арьев, или, как их часто называют в литературе, индоиранцев? И когда протекал процесс их формирования?

Начнем с того, что территорию формирования индоиранского, или арийского, единства исследователи видят в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и датируют существование этого единства серединой III тысячелетия до нашей эры, а уход в Индостан — временем не позже второй четверти II тысячелетия до нашей эры.

Известный немецкий лингвист Вальтер Порциг, прослеживая древние связи арийских языков с другими языками индоевропейской семьи, говорит, что, например, арийский и греческий «...далеко отстоят друг от друга уже в середине III тысячелетия до нашей эры» и что мы можем отнести соседство этих языков «...к началу II тысячелетия до нашей эры, а место, где они соседствовали друг с другом, следует представлять себе где-то к северу от Черного моря».

Но ведь к северу от Черного моря гораздо дольше соседствовали с предками арьев предки славян, ибо первоначальную территорию расселения предков славян советские исследователи видят в правобережье Среднего Днепра, откуда в I тысячелетии до нашей эры они стали расселяться к северу, северо-западу и в других направлениях.

Уходя в сторону Индостана, группа скотоводческих племен — арьев уносила с собой и свои религиозные представления — один из наиболее устойчивых элементов духовной культуры. Мы не имеем никаких данных о богах этих племен, за исключением тех свидетельств, которые сохранились в ведах, главным образом в Ригведе, древнейшей из четырех вед. А тексты Ригведы датируются именно II тысячелетием до нашей эры.

Поэтому мы имеем право искать родство между древним пантеоном арьев и богами славяно-русского и славяно-балтского язычества, исходя из неслучайной близости арийских и славянских языков, возникшей в результате длительных контактов предков арьев и предков славян.

Подобные поиски были предприняты уже неоднократно. Их, на мой взгляд, необходимо пополнять и развивать, ибо, как бы гипотетично ни выглядели те или иные предположения, они помогут выявить корни древнеиндийских и славянских культов.

Приведем лишь некоторые примеры. Само слово веда буквально соотносится со славянским корнем вед (вид) и означает знание, ведение.

В Ригведе слово, означающее бога, одаривавшего милостью и богатством, читается как бхага . Это слово отражает саму идею божественности и, вне всякого сомнения, является вариантом слова бог . Да и местопребывание бога, и вообще обиталище высших сил в санскрите читается почти однозначно с нашим словом небеса — набхаса . Существует в санскрите и другое название неба — сварга , которое не может не ассоциироваться с именем древнеславянского бога Сварога .

Будучи, по преданию, порожден трением верхней деревянной палочки о нижнюю (это способ добывания огня столь широко известен в этнографической литературе, что не требует здесь дополнительных разъяснений), он прежде всего пожрал своих родителей (то есть эти палочки сгорали первыми при разведении костра). Затем он стал искать себе пищу, ибо без непрерывного поглощения пищи он жить не может.

Бог Агни носит еще и другое имя, тоже сходящееся по составляющим его элементам со славянскими словами, — Кравъяд , что значит «поедатель крови». Санскритский глагольный корень ад означает «поедать». Прямо напрашивается для сравнения древнерусское и современное слово народных говоров яд-им .

Агни в качестве Кравьяда описывается как безудержный воин, пожирающий тела поверженных им врагов и лижущий их кровь своими семью языками. Его описывают и как пожирателя опьяняющего напитка сомы, из чего можно сделать вывод, что этот напиток содержал в себе достаточно спирта, чтобы гореть в огне и даже поддерживать огонь.

Агни изображется с двумя и с тремя головами. Это означает, что в нем соединено несколько назначений. Двуглавая его фигура показывает, что он является огнем домашнего очага и одновременно огнем — поедателем жертв, трехглавая — что он выступает как бог, проявляющий свою сущность в трех мирах, или сферах: на небе — как огненная энергия солнца, в атмосфере — в качестве энергии молнии и на земле — в виде огня очага и жертвенного костра.

Здесь уместно остановиться на том, что в Индии широко распространено поклонение многоглавым изображениям богов. В каждом отдельном случае это наличие нескольких голов объясняется по-разному в мифах и преданиях. Древнейшие такие изображения до нас не дошли, так как их, видимо, изготовляли из дерева — материала недолговечного в климатических условиях Индии. Но, судя по приведенному описанию, такие идолы были известны в очень древние времена.

Как здесь не вспомнить о том, что дохристианские идолы прибалтийских славянских племен тоже были многоглавы.

И еще. Бога Агни по традиции изображают с бараном (или овцой). Видимо, это рассказ о том, что в жертву богам на костер возлагали чаще всего именно барана, овцу или ягненка. А русское слово «ягненок», имеющее своим корнем яг , может быть сопоставлено с санскритским яга — «жертва». (Не сюда ли уходят своими корнями и народные сказки о Бабе-Яге , принимающей свои жертвы после их «огненной смерти»?)

Одним из древнейших ведических богов является бог ветра Ваю , имя которого происходит от санскритского корня ва — веять, дуть, развевать . Общность славянского и русского веять с ва не может вызывать сомнений. Не вызывает сомнений и родственная близость однозначных по смыслу русского ветер и санскритского ватарь . Кроме того, поклонение богу ветра было составной частью славянского язычества.

Ваю описывается в памятниках ведической и более поздней индусской литературы как могучий воин, проносящийся по всей шири воздушного пространства на колеснице, влекомой двумя красными конями. Иногда ему отводится роль колесничего бога Индры, летающего по небу на золотой колеснице, в которую впряжена тысяча коней.

По преданию, Ваю был порожден дыханием первочеловека Пуруши, которого боги расчленили, принеся его в жертву. Этому могучему богу ветра приписывается сила вдувать жизнь в грудь всех существ, рождающихся на земле. Он почитается как бог-охранитель северо-западных областей — кстати, в этом тоже можно явно увидеть прямую связь с теми краями, откуда арьи принесли в Индию свои древнейшие представления о божественности, ветра как великой стихийной силы.

У древних славян также был бог открытых пространств, бог небесного ветра, один из атмосферных богов — Стрибог. Не случайно в «Слове о полку Игореве» ветры именуются «Стрибожи внуци», то есть связываются со Стрибогом как непосредственные носители и продолжатели действия, заложенного в его сути. А само название Стрибог может быть прямо переведено через санскритский глагольный корень стри , который обозначает, начиная с Ригведы, понятия: простирать , распростирать, покрывать, расширять . (Прибавьте к этому корню санскритскую приставку пра — образуется и существительное прастара — простор, простирание, пространство.)

Весьма почитался арьями и бог Рудра — созидатель и сокрушитель всего живого, благостный, сияющий бог, сын Зари, манифестация небесного Огня и одновременно гневливое божество ураганов, ревущее в небе и посылающее на землю губительные стрелы. Он воспевается в качестве покровителя скота, в качестве Небесного Быка.

Так как Рудра — божество ведическое, то, очевидно, культ его родился не в самой Индии, а был известен арьям и раньше, в доиндийский период их истории.

Если мы обратимся к поиску возможных аналогий, сохранившихся в славянских верованиях, мы можем сопоставить Рудру только с одним богом, близким к нему по всем характеристикам, — с богом, выступающим в древнерусском язычестве под именем Рода . Русские язычники, как пишет академик Б. А. Рыбаков, считали, что «это был грозный и капризный бог Неба, владевший тучами, дождем и молниями, бог, от которого зависела вся жизнь на земле».

По санскритским словарям значение имени Рудра почти дословно воспроизводит все эти определения: грозный, могучий, рычащий, бог гроз, благостный, достойный восхваления. Кроме того, имя славянского Рода разъясняется еще и как «красный, сияющий, сверкающий» — в санскрите же существует очень древний корень рудх — «быть красным» и его производное рудхира — «красный», «кровавый», «кровь». С этими древнейшими словами сопоставляются славянские слова руда в значении крови и родрый, рудый и рдяный в значении красного или рыжего цвета. (Таким образом, мы видим, что в обоих языках можно сопоставить обширный круг древних понятий, связанных с представлениями о крови, отсюда — и о кровнородственных отношениях; вспомним: родной — кровный — родственник .)

Властным и всемогущим богом-повелителем, владыкой неба и небесных вод, владыкой штормов и громовержцем предстает перед нами в ведах бог Варуна. Он всеобъемлющ и всепроникающ, он бог неба и вечности, он царь богов и людей, он всевидящ и поэтому страшен для грешников и нарушителей клятв и обетов. Его описывают как бога, улавливающего грешников при помощи петли, которую он всегда держит в руке.

Еще в ведах его называют и братом бога Агни, и богом океанов, и охранителем западных областей земли. Позже он становится преимущественно богом вод, но в мифах о нем и его иконографических изображениях продолжается и трактовка его образа как уловителя лжецов и клятвопреступников. Постепенно он отступает все дальше и дальше в прошлое, память о нем делается все расплывчатей, и в позднем индуизме он один из богов, по силе своей и власти не выделяющийся из ряда многих других.

Но если мы заглянем в древнейшее его арийское прошлое, если мы проследим его пути в направлении тех «западных областей», хранителем которых делает его давняя традиция, то мы увидим, что в Ригведе — из санскрите вообще — отражены те его свойства и функции, носителем которых он был у древних арьев, очевидно, в доиндийский период их истории.

Одним из могущественных древнерусских богов был Перун, и его облик, его назначение, его суть — как это описывается в летописях — во многом схожи с богом Варуной. «Близость» этих двух богов показывает и лингвистический анализ. В основе самого слова «варуна» лежит корень ерь , означающий «питать», «одаривать», «ограждать», «охватывать», «наполнять», «взращивать», «спасать». То же значение имеет другой санскритский корень — прь . От обоих этих корней образуются разные слова с одним и тем же значением при помощи суффикса н . И можно предположить, что один и тот же бог остался жить в ведах как Варуна, в древнеславянских языческих верованиях — как Перун.

Немалую роль в ведической религии, а вслед за тем и в индуизме, играл бог Индра. Он воин и победитель, скачущий по небу на колеснице, в которую впряжены красные кони. Он всегда вооружен булавой, стрелами, которые уподобляются молниям, острым крюком и сетью для уловления врагов.

Он владеет водой рек, и ему также принадлежат стада облачных коров, орошающих землю плодородным молоком дождей.

Индру считают сугубо арийским богом, потому что в ведической литературе его воспевают как главного помощника арьев в их битвах с врагами, которых они стали сокрушать, придя в Индостан.

Существуют разные варианты преданий о его подвигах — иногда описывается и то, как его побеждали враги (как правило, это были боги, которым поклонялись доарийские народы, или герои, которых они чтили), но Индра освобождался из плена или его освобождали другие боги арьев, и снова вел бои и помогал арьям покорять и завоевывать новые земли.

Много гимнов вед (а затем и более поздних мифологических повествований) описывают победу Индры над страшным змеем Ахи, или Намучи, который запирал воды рек. Образ этого змея не очень четок, но часто упоминается, что у него несколько голов (три или семь), много рук и ног и что поэтому его было очень трудно победить. Говорится, что его нельзя было убить ни ночью, ни днем, а также оружие, которое могло поразить его, должно было быть ни сухим, ни мокрым. Не напоминает ли он нам Змея Горыныча из наших сказок?

И говорит ли нам о чем-нибудь само имя Индра?

В русских сказках и народных песнях сохранились следы древней веры наших предков в то, что какой-то могучий зверь, именуемый Индра или Индрик, является властелином рек и источником вод и может их запирать и отпирать. Отсюда остался уже всего один шаг до того Индры, который у арьев является повелителем не только земных, но и атмосферных вод.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что правы исследователи, помещающие прародину арьев на территории северного Причерноморья и Прикаспия и стремящиеся доказать историческое родство протоарьев и протославян.

Конечно, утверждать, что территория расселения древних индоевропейских народов выявлена точно, нельзя. Еще не определены и не прослежены до конца, да и не датированы с определенностью пути их странствий по лицу земли в те далекие времена. Но историки и археологи шаг за шагом нащупывают во тьме веков границы и пути их миграций и расселений. И в спорах, в смене гипотез постепенно вырисовывается истина, и с каждым годом исследователи приближаются к решению задач, связанных с проблемами лингвистики, этнической географии, истории, археологии и других наук, в орбиту которых входит выявление взаимных связей древних народов.

Н. Гусева, кандидат исторических наук, лауреат премии имени Дж. НЕРУ

Цивилизация, возникшая в долине реки Инд и на прилегающих территориях, является третьей по времени возникновения, но наименее изученной из всех ранних цивилизаций. Ее письменность еще до сих пор не расшифрована, и поэтому чрезвычайно мало известно об ее внутренней структуре и культуре. Она быстро пришла в упадок после 1750 года до н.э., мало что оставив в наследство последующим сообществам и государствам. Из всех ранних цивилизаций она просуществовала самый короткий промежуток времени, а ее расцвет, вероятно, длился не более трех столетий после 2300 года до н.э.

Первые свидетельства земледелия в долине Инда относятся к 6000 году до н.э. Основными культурами были пшеница и ячмень — вероятнее всего, они были заимствованы в деревнях на юго-западе Азии. Вдобавок к ним здесь выращивались горох, чечевица и финики. Главной же культурой был хлопок — это первое в мире место его регулярного возделывания.

Из животных здесь держали горбатых коров, быков и свиней — по видимому, одомашненные местные виды. Овцы и козы, основные домашние животные Юго-Западной Азии, в долине Инда не играли большого значения. Примерно с 4000 года до н.э., с ростом населения, по всей долине начали строиться деревни из глиняных кирпичей, а культура стала однородной. Основная проблема первых земледельцев заключалась в том, что Инд, питаемый водой с Гималаев, затоплял большие площади долины с июня по сентябрь и часто менял русло. С 3000 года до н.э. проводились обширные работы по задержанию паводковой воды и орошению прилегающих полей. Когда вода шла на убыль, высаживались пшеница и ячмень, а урожай собирали весной. Результатом увеличения площади орошаемых земель и контроля за паводком стало увеличение излишков продовольствия, что привело к быстрому политическому и социальному развитию с 2600 года до н.э. и к возникновению высокоразвитого государства за одно, максимум за два столетия.

Карта 9. Цивилизация долины Инда

И о процессе, приведшем к возникновению этой цивилизации, и об ее природе известно очень мало. Не сохранилось ни имен правителей, ни даже названий городов. Городов было два — один на месте раскопок в Мохенджо-Даро на юге, другой в Хараппе на севере. Во времена своего расцвета их население, возможно, насчитывало 30—50 тысяч человек (примерно размер Урука). Однако на всей территории долины Инда площадью в 300 000 кв.миль это были единственные поселения подобного размера. Два города, по-видимому, были построены по одному плану. На западе находилась основная группа общественных зданий, каждое из которых было ориентировано с севера на юг. На востоке, в «нижнем городе», располагались главным образом жилые кварталы. Цитадель была обнесена кирпичной стеной, единственной на весь город. Улицы были проложены по плану, а здания построены из кирпича по единому образцу. Во всей долине существовала единая система мер и весов, в художественных и религиозных мотивах также прослеживается единообразие. Все эти черты указывают на высокую степень единства общества, населявшего долину Инда.

Цивилизация долины Инда находилась в центре разветвленной паутины торговых связей. Золото доставлялось из Центральной Индии, серебро — из Ирана, медь — из Раджастана. Было основано несколько колоний и торговых пунктов. Некоторые из них находились внутри страны на стратегически важных дорогах, ведущих в Центральную Азию. Другие контролировали доступ к главным ресурсам, таким как древесина в горах Гиндукуш. Сильное влияние этой цивилизации демонстрируется тем фактом, что она содержала торговую колонию в Шортугае, единственном известном месторождении ляпис-лазури, на реке Оксус, в 450 милях от ближайшего поселения в долине Инда.

Торговые же связи простирались еще дальше на север, в горы Копетдаг и в Алтын-Тепе на Каспийском море. Это был город с населением 7500 человек, окруженный стеной толщиной в 35 футов. В городе с большим кварталом ремесленников насчитывалось 50 печей для обжига. Он занимался регулярной торговлей с долиной Инда.

В дополнение к вышеперечисленному, существовали еще поселения на морских торговых путях — такие, как Лотал в глубине залива Камбей и несколько укреплений на Макранском побережье западнее. Эти укрепления играли важную роль в торговле с Месопотамией, развившейся примерно с 2600 года до н.э., когда корабли начали отправляться из Персидского залива вдоль макранского побережья. В Месопотамии долина Инда была известна как «Мелухха». Высокий уровень развития торговли подтверждает тот факт, что в долине Инда были обнаружены особые печати, изготовляемые только на Бахрейне. В Месопотамии проживала небольшая колония переводчиков из долины, а также содержалась специальная деревня для купцов.

Цивилизация в долине реки Инд быстро пришла в упадок примерно в 1700 году до н. Причин упадка было несколько. Так же, как и в Месопотамии, орошение земель в неподходящей для этого окружающей среде с высокими температурами и плохим дренажем почв привела к засолению и падению урожаев. Вдобавок к этому ежегодные разливы Инда, судя по всему, было трудно контролировать. Еще более важно то, что, в отличие от Месопотамии, используемые здесь кирпичи из глины обжигались не на солнце, а в дровяных печах. За несколько столетий леса в долине были уничтожены — что, в свою очередь, значительно увеличило эрозию почв, засоление дренажных каналов и оросительных канав.

Надо полагать, что все эти факторы привели к внутреннему ослаблению государства и невозможности поддерживать уже возникшее сложное сообщество. Итогом всего этого было завоевание пришельцами — вероятно, это были группы охотников из близлежащих областей. Города и «цивилизация» в этой области исчезли. Возрождения — как случилось в Египте и Месопотамии — не последовало. Когда почти тысячелетие спустя города снова появились в Индии, это произошло уже в долине Ганга, на юге и востоке. Именно эта область оставалась «сердцем» разнообразных государств и империй, возникших в Северной Индии.

 

 

Это интересно: