→ Дидактическая игра рифмы старшая группа. Картотека игр «Игры с рифмами. по картине «Зимние развлечения»

Дидактическая игра рифмы старшая группа. Картотека игр «Игры с рифмами. по картине «Зимние развлечения»

Сегодня я хочу вам рассказать об очень простых и веселых, но в то же время полезных играх, в которые мы любим играть с сыном. Это игры в рифмы. Как и многие речевые игры, их можно включать в повседневное общение, так что они идеально подходят для занятых мам.
Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети 3-5 лет очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность.

Учите детей находить слова, которые рифмуются между собой. Попробуйте вместе сочинять 2-3 рифмованные строчки об объектах окружающего мира, нарисованных на картине или описанных в книге.
В повседневной жизни, будто случайно, используйте рифмованную речь, можно даже рифмовать обычное слово с придуманным. Дети любят нелепые и смешные слова. Например, ладошка — тримпампошка, сушка – бумбушка:) Мой сын около 2,5 стал активно придумывать вот такие смешные рифмы к словам, думаю, что это первый шаг к созданию настоящих рифмованных текстов.
Обязательно читайте стихи разных стилей и авторов. Когда стихотворение ребенку знакомо, попробуйте делать паузу перед последним словом в рифмованной фразе, скорее всего ребенок быстро начнет заканчивать фразу.
Вот небольшой обзор поэтов, на которых стоит обратить внимание мамам детей от года:
Самуил Маршак
Корней Чуковский
Агния Барто
Сергей Михалков
Михаил Яснов
Эмма Мошковская
Даниил Хармс
Борис Заходер
Ирина Токмакова
Валентин Берестов
Андрей Усачев
Юнна Мориц
Ирина Пивоварова
Вадим Левин
Виктор Лунин

Еще больше приемов и игр на развитие воображения вы найдете в книге .

Попробуйте поиграть с вашим малышом в рифмы и расскажите в комментариях, что у вас получилось.

Картотека игр «Игры с рифмами»

Игра « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик),
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка- (хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка- шоколад,
А Ежонок-(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем- рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Мартышка предложила: мишка,(далее дети выбирают картинки).
Вторила кукушка: катушка,
Промурлыкала и кошка: ладошка,
Прокукарекал петушок: мешок, .
Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий(шарик).

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-(сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-(варан).

Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же(гол).

На палубу упала пачка,
Потому, что была -(качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде(толк).

В КВН играли сутки,
Залу нравились все-(шутки).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-(чудо).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала (жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное (идёт).

В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-(Женя).

Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел(жучок).

Закричала громко баба-
Испугала её -(жаба).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен(мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют-(жетон).

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр (билет).

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на (Марс).

Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали(бант).

Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит(ранка).

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто(мыл).

Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу(нёс).

Подарили Рэму дудку,
И сторожевую(будку).

У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий(голос).

Клич победный издал вождь,
Не помеха ему(дождь).

Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя (врать).

Чтоб придать причёске лоск,
Нам понадобится(воск).

Не пришлась Яге корона,
Унесла её (ворона).

Картину написал творец,
Изобразил на ней(дворец).

Соловья не слышно трель,
Заглушает её(дрель).

Видел я чудесный сон,
Что поехал я на(Дон).

Тёмная настала ночка,
Засыпает моя(дочка).

Красивые у кошки лапки-
Пушистые обуты(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,
Весь день разучивал там (танец).

Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге(торт).

Не нужны солдату санки,
Изучать он будет(танки).

Случай приключился раз-
Перевернули медный(таз).

Любит дед табачок,
А внучок-(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.
Незнакомый танец(танго).

Во дворе стоят кусты,
Очень уж они (густы).

Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней (корка).

Кто-то вырыл большой грот-
Оказалось, это (крот).

На птичнике живёт гусак,
В лесу бегает(русак).

Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук (полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,
И сразу побежала(кровь).

Привёз корабль спортсменов в порт,
Отправились они на (корт).

На столе осталась крошка,
Покормила птичек(Прошка).

Убежали с клумбы розы,
Очень уж колючи(розы).

Утром выпала роса-
Выходи на луг (коса).

На скачках выступали кони,
Катали в парке детей(пони).

Всю сметану слизал кот,
Вытирал он лапой(рот).

На столе лежала пышка-
Запах уловила(мышка).

В царстве сказок собран бал-
Были там и стар, и (мал).

Большому начальнику нужна папка,
И, конечно, зимой, обязательно(шапка).

Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена (миска).

Испекла Наташа кекс,
Очень любит их наш(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,
Посадил дед в сказке(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и(карта).

На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет(каску).

Увидала мышка корку-
Утащила её в (норку).

Стал пилить Артур полено,
Повредил себе(колено).

С неба падала вниз капля,
Не боится её(цапля).

Не удалась у веры кройка,
Теперь стоит в журнале(тройка).

Мила сделала салат,
Постирала свой(халат).

Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее(голод).

Приобрёл сметану Глеб,
Покупал Василий (хлеб).

Замедляя время ход,
От нас уходит старый(год).

Цветёт весною пышно хмель,
На него садится(шмель).

Что ребята затевают драки,
Не верьте! Это просто-(враки).

Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него(венок).

Жил на свете великан,
И у него был(пеликан).

Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная (форма).

В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он (мультик).

У пограничников есть пост,
Под охраной у них(мост).

Называет Иру папочка:
« Моя дочка-(лапочка)».

Очень любит Федя сало,
Всё ему, бедняге, (мало).

Любят сериалы киски,
Покупают в « Треке»(диски).

Вика чистит с утра зубы,
Затем красит ярко(губы).

Плыла по небу тучка,
В реке плескалась(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство-(лекарь).

На берегу реки- песок,
А вокруг стоит (лесок).

Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на (мель).

Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро(смыл).

На окне сидела кошка
И мяукала(немножко).

Детки бегали, скакали
И под вечер все (устали).

Вот смотрите –паровоз,
Он вагончики(повёз).

На большой зелёной ветке
Сидят белочкины(детки).

Игра « Рифмы».

Мы в рифмы играли- слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь(букашку),
Взяла я корзину, купил ты(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши(врачи).

Светлана Голубева

Пособие окажет помощь в формировании слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения , расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.

1. Д/игра «Подбери рифму» .

Цель : учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать фонематическое восприятие.



Вариант игры :

Один из игроков раскручивает свой диск , другой играющий подбирает картинку, название которой звучит в рифму. Например : шишка- мишка и т. д.

2. Д/игра «Составь предложение» .

Цель : учить детей составлять предложения различного вида, используя заданные слова; развивать словесное творчество, фантазию.



Вариант игры :

Каждый из игроков раскручивает свой диск , затем по очереди играющие придумывают предложения с теми словами, которые совпали на дисках .

Например :

Девочка погладила маленького котёнка.

Котёнок сидел у девочки на коленях.

Можно заранее обговорить, какие должны быть предложения (с предлогами, из какого количества слов и т. п.)

За правильно составленное предложение играющий получает фишку.

3. Д/игра «Подбери букву» .

Цель : упражнять детей в определении первого звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.


Для каждой картинки подбираем букву, с которой начинается слово. Предварительно определив, какой первый звук слышится в названии картинки.

4. Д/игра «Составь слово» .

Цель : чтение и составление двусложных слов.



Варианты игры :

Может один ребёнок составлять двусложные слова.

Могут играть педагог с ребёнком или двое детей. Один задаёт слог, другой подбирает к нему второй слог, чтобы получилось слово.

Вы пробовали сочинять стихи? У кого-то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, со­чинять настоящие, хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Мы и не будем учить, мы будем играть. Может быть, кто-то из них научится, в самом деле, сочинять, а кому-то игра доставит удовольствие и научит думать.

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но редко. Отчасти это можно объяснить незначительным количеством вариан­тов игровых упражнений. Это, в основном, подбор созвучных слов и часто встречающаяся игра «Доскажи словечко». В методической литературе они представлены у А.К. Бондаренко, Г.А. Тумаковой и др. Ограниченное коли­чество целей и задач, реализуемых в этих играх, также объясняет небольшой интерес к ним со стороны педагогов. Но не детей!

Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка ве­лико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребенка Л.М. Малы­шева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот ин­терес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступе­ней на пути к пониманию поэзии, ее условности, ее особого языка».

Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма - категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объяс­няет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смыс­ловые связи между словами - таким образом, фонетика рождает мысль».

Проводя с детьми игры серии «Подбери рифму», мы, по существу, зна­комим детей с механизмом подбора рифм при сочинении стихов, загадок и т. д. Очень важно, что эти игровые упражнения составляют систему заня­тий по обучению детей технике стихосложения. Начинать играть с неслож­ных вариантов можно уже с детьми 5 лет и продолжать на протяжении всего учебного года с детьми подготовительной к школе группы, а затем и после, со школьниками. Школьникам можно предложить не только подобрать риф­мы, но и составить подобные упражнения самим.

Знакомить дошкольников с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать, оказывается, можно разными способами :

1. Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:

Зайка - сайка; глобус - автобус.

2. Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете:

Бычок - бочок; коза - глаза.

3 .Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названи­ем части предмета, изображенного на второй картинке:

Мышка - кастрюля - крышка; уха - луковица - шелуха.

4. Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому:

а) Назвать предмет обобщающим словом:

Подушка - кукла - игрушка; дверь - медведь - зверь.

б) Подобрать к названию предмета синоним:

Кошка - корзина - лукошко; полка - корзина - кошелка.

в) Дать предмету меткую характеристику:

Лейка - Баба Яга - злодейка; морковка - лиса - плутовка.

г) Подобрать метафору:

Банка - руль - баранка; листья - метла - Анисья.

д) Рифма может отражать отношения и связи между объектами:

Кости - дети - гости; ручка - девочка - внучка.

5. Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:

а) Кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке:

Барабан - ягненок - баран; носорог - молоко - творог.

б) Кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке:

Леденец - ворона - птенец; пена - Буратино - полено.

6. Название первой картинки рифмуется с названием предмета на вто­рой картинке в уменьшительной форме:

Кошка - рыба - рыбёшка; кольцо - пальто - пальтецо.

7 .Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок):

а) Образовать множественное число существительных:

Топор, шар. Топоры - шары.

Банка, танк. Банки - танки.

б) Образовать новые слова с помощью суффиксов:

Флаг, утюг. Флажок - утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка - шапчонка.

8 .Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным.

Горошины - взъерошенный; лопаты - лохматый.

9. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом:

Акула - нырнула; синица - снится.

10. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с наречием:

Шоколадка - сладко; слониха - тихо.

Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную ак­тивность детей. Возбудить у ребенка желание думать, вращаться в кругово­роте мыслей, логических задач, оживить его представления - это и есть осу­ществление «принципа оптимального соотношения процессов развития и са­моразвития» (Н. Подъяков). В подобных играх происходит ста­новление личностных качеств ребенка. Он в них самоутверждается, чувству­ет себя уверенным и находчивым. Для всех детей игры в рифмы увлекатель­ны, удивительны, интересны и азартны, позволяют педагогу решать образо­вательные и воспитательные задачи, строя отношения с детьми на основе равноправного партнерства.

Цель. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги и «шайбы» (фишки), лежащие перед каждым из них.

«Игру в хоккей не забыли? – интересуется педагог. И уточняет: – Удар и где может оказаться шайба?»

Выслушивает ответы детей, подсказывает направления полета шайбы, например: «Шайба летит над воротами, слева от них».

Педагог вызывает ребенка, желающего вести репортаж с хоккейного поля (ребенок отвечает с места). Затем тренировку хоккеистов комментирует другой ребенок. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Воспитатель, стоя за спинами детей, наблюдает, кто как перемещает шайбу по листу бумаги, чтобы позже позаниматься с некоторыми ребятами индивидуально.

«Сегодня я не буду угощать вас кофе, так как мы будем играть в игру „Доскажи словечко“ („Подбери рифму“), – сообщает воспитатель. – Очень известная поэтесса Елена Благинина сочинила хитрые стихи. Слушайте их внимательно».

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…»:


На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
– Новый год.

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
– Елки!

Ветки слабо шелестят,
Бусы яркие…
– Блестят.

(«А может, искрят? Шипят?»)


И качаются игрушки -
Флаги, звездочки…
– Хлопушки!

(«Не кукушки? Не лягушки? И, естественно, не ушки?»)


Нити пестрой мишуры,
Колокольчики…
– Шары!

(«Шары или дары?»)


Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы…
– Снегурки!

Белоус и краснонос,
Под ветвями Дед…
– Мороз!

Январь

Занятие 1. Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Ход занятия

«Сегодня мы опять будем учиться правильно говорить, – начинает занятие педагог. – Побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года: подарков, гостей, путешествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед Новым годом и как провели новогодние каникулы».



Педагог выслушивает рассказ ребенка, делает необходимые исправления, задает уточняющие вопросы. Затем оценивает ответ, отмечая его логичность, выразительность (необычные сравнения, эмоциональность).

Вызывает еще 2–3 ребят. Он старается заслушивать рассказы тех детей, которые по-разному провели новогодние каникулы.

Желательно также выслушать ребенка, испытывающего разного рода трудности в освоении родного языка. Но этого ребенка надо подготовить заранее и вместе с детьми порадоваться его успехам.

Для того чтобы внести разнообразие в беседу, порадовать детей, можно провести дидактическую игру «Подбери рифму», используя следующие произведения:


Заглянул щенок в окошко:
– Чем же лакомится… (кошка)?

– Ходят всякие тут, ишь!
– Смотрит зло на кошку… (мышь).

– Может, хватит, мышка, злиться?
– Прочирикала… (синица).

Ничего не произнес
Под кроватью спящий… (пес).

Е. Лаврентьева «Подбери рифму»


* * *
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и… (лицо).

Дорогие мои дети!
Очень-очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль… (не выношу).

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польского С. Михалкова


На веселых,
На зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все… (на головах).
По горам
На самокате
Ездят там
Бычки… (в томате)!
А один ученый кот
Даже водит… (вертолет).

Я. Бежева. «На горизонтских островах»,пер. с польского Б. Заходера

Занятие 2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Цель. Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Предварительная работа. Пополнив уголок книги новыми сборниками произведений, воспитатель предлагает детям найти сказки, рассказы, стихотворения. Можно разбить детей на три группы. Первая группа будет отбирать сказки, вторая – рассказы, третья – стихи. Группы детей будут работать поочередно, причем каждая последующая группа может посмотреть книги предыдущей (предыдущих) группы (групп), чтобы определить, не попали ли к ним произведения, которые они хотят отобрать.

Ход занятия

Педагог оценивает работу детей (их прилежание и добросовестность). Затем просматривает первую стопку книг. Целесообразнее начать со сборников стихов. Часто дети относят к стихам сказки А. Пушкина, К. Чуковского. Воспитатель выясняет, правомерно ли это, и к какой группе произведений все-таки относится та или иная книга.

«Это сказка в стихах», – поясняет педагог.

Следующая группа детей доказывает, что выбранные ими книги – сказки (рассказы).

Оценив знания и сообразительность детей, педагог читает им рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» (см. Приложение). Затем интересуется, понравилось ли им новое произведение, и что это – сказка или рассказ.

Занятие 3. Обучение рассказыванию

по картине «Зимние развлечения»

Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает, какое время года наступило, какой сейчас месяц зимы.

Выслушав ответы детей, педагог продолжает: «Зима – чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „картины написаны“? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину».

Педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения» (серия «Четыре времени года», автор О. Соловьева (М.: Просвещение)). (Детей следует усадить как можно ближе к мольберту.)

«Как можно назвать картину? – спрашивает воспитатель. – Какое время года и какое время суток запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»

Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.

«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на горке», – предлагает воспитатель.

Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребенка рассказать о том, как дети катаются с горки.

Затем педагог начинает рассказ: «Однажды в теплый зимний день дети выбежали на участок. Один ребенок сразу же побежал на горку…» – воспитатель передает слово ребенку.

Педагог привлекает внимание ребят к снеговику. Кто-нибудь из детей обобщает результат наблюдений в маленьком рассказе.

«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзьях», – напоминает педагог.

Дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.

Выслушиваются 2–3 рассказа. Воспитатель оценивает рассказы. Хвалит ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Подчеркивает, что это достигается последовательным описанием законченных частей картины (катание с горки, у снеговика, около кормушки для птиц). Обращает внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.

В заключение педагог предлагает вниманию детей свой образец рассказа (если дети рассказывали хорошо, образец можно не давать): «В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке.

„Не бойтесь, птички, не обидим“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им ветку рябины».

В заключение педагог читает стихотворение С. Черного «Волк» и «дарит» детям новую зимнюю загадку:


Пришел Яшка -
Белая рубашка,
Где он пробегает -
Ковром устилает.
(Снег)

 

 

Это интересно: