→ Что такое губерния и каков процесс образования губерний? Административно-территориальное деление российской империи Губернии при петре 1

Что такое губерния и каков процесс образования губерний? Административно-территориальное деление российской империи Губернии при петре 1

Административно-территориальное деление страны на губернии было введено непосредственно после восстаний 1707-1709 гг., когда обнаружилась неспособность старого воеводского управления предупредить волнения на местах. Во главе губерний были поставлены обладавшие большой властью губернаторы, их помощниками были вице-губернаторы. Первыми губернаторами были назначены особо доверенные лица из окружения Петра I (Московской губернии - Т.Н. Стрешнев, Петербургской - А.Д. Меншиков, носивший это звание с 1704 г., Азовской - адмирал Ф.М. Апраксин, Сибирской - М.П. Гагарин). В 1713-1719 гг. губернаторы управляли губерниями совместно с «ландратами», избираемыми (по 8-12 человек в каждой губернии) местным дворянством. В 1719 г. число губерний было увеличено до 11 (учреждены Рижская, Ревельская, Астраханская, Нижегородская губернии и упразднена Смоленская).

Для России с её огромной территорией сетка и принцип административно-территориального деления всегда были важнейшими составляющими государственного устройства. Разделение территории государства на административно-территориальные единицы, их укрупнение или разукрупнение диктовались текущими политическими потребностями государства.

Процесс эволюции административно-территориального деления России начался в XVI в., с образованием единого Русского государства, развитие которого сопровождалось постепенной ликвидацией уделов. В XVII столетии территория России делилась на уезды, во многих случаях примерно соответствовавшие бывшим княжествам.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. территория России была разделена на 8 крупных губерний: Московскую, Ингерманландскую (с 1710 Санкт-Петербургская), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Внутреннее деление губерний менялось: в 1710-1715 гг. они делились на обер-комендантские провинции, в 1715-1719 гг. - на ландратские доли (административно-фискальные единицы). В 1713 г. на вновь присоединённых на северо-западе землях была образована Рижская губерния, одновременно территория Смоленская губернии разделена между Рижской и Московской губерниями. В 1717 г. из южной части Казанской губернии выделили Астраханскую губернию.

По указу от 29 мая 1719 г. была проведена новая реформа губерний. Были упразднены ландратские доли, губернии разделены на провинции, а провинции - на дистрикты. По реформе 1727 г. дистрикты были ликвидированы, вместо них восстановили уезды. Постепенно возникали новые губернии за счет разукрупнения прежних: Нижегородская, Ревельская, Белгородская, Новгородская. Всего после реформы 1727 г. в империи насчитывалось 14 губерний и около 250 уездов.

В первый период правления императрицы Екатерины II (1762-1796) произошли некоторые изменения административно-территориального деления. Они в основном заключались в образовании новых губерний на присоединённых землях. На юге была учреждена Новороссийская губерния (с центром в Кременчуге), а на Левобережной Украине - Малороссийская губерния с делением на 10 полков, подчинённая малороссийскому генерал-губернатору. Из южных частей Белгородской и Воронежской губерний была сформирована новая Слободско-Украинская губерния (с центром в Харькове). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. на вновь присоединённых землях были созданы Псковская (центр - г. Опочка) и Могилёвская губернии. За счёт новых земель, приобретённых на юге по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. была образована новая Азовская губерния (в состав которой вошли и земли войска Донского). Тогда же была ликвидирована Запорожская Сечь, а её земли присоединены к Новороссийской губернии. В Сибири была выделена отдельная Иркутская губерния. В итоге, территория империи стала делиться на 23 губернии и 62 провинции.

В результате губернской реформы 1775 г. размеры губерний уменьшились, их число выросло вдвое, были ликвидированы провинции, внутри ряда губерний выделены области, изменены границы уездов. В среднем в губернии теперь проживало 300-400 тысяч человек, в уезде - 20-30 тысяч человек. Процесс реорганизации старых губерний в новые, которые стали называться наместничествами (за исключением Московской, Санкт-Петербургской и Колыванской губерний, а также Таврической области), растянулся на 10 лет (до 1785 г.).

С приобретением Российской империей новых земель на юге и западе образовывались новые наместничества и губернии. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. появились Минская, Изяславская и Брацлавская губернии. В том же году императрица Екатерина II пожаловала Войску Донскому в вечное владение земли, на которых оно размещалось, эта территория получила название Земля донских казаков. В 1795 г. на присоединённых землях были созданы Вознесенское (юго-запад Новороссии) и Курляндское наместничества, Виленская и Слонимская губернии; Минская и Брацлавская губернии преобразованы в наместничества, Изяславская губерния реорганизована, в результате чего созданы Подольское и Волынское наместничества. К 1796 г. Российская империя делилась на 44 наместничества, 5 губерний, 1 область, отдельной единицей являлась Земля донских казаков.

В правление императора Павла I (1796-1801) произошла новая реформа административно-территориального деления. Всем наместничествам вернули наименование губерний. Многие из них были переименованы и укрупнены. В ходе павловской реформы число высших единиц административно-территориального деления уменьшилось с 51 до 42.

Император Александр I (1801-1825) стал восстанавливать прежнюю сетку губерний. Фактически в ходе реформы Александра I все «укрупнительные» мероприятия Павла I отменены. На протяжении XIX в. образование новых административно-территориальных единиц происходило главным образом на вновь присоединенных территориях (Бессарабия, Финляндия, Польша, Закавказье, Средняя Азия), отчасти - за счет реформирования и разукрупнения уже существующих (в Сибири, Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке). В 1861 г. в связи с проведением крестьянской реформы произошли изменения в структуре местного управления, поскольку уезды стали делиться на волости. Территории на окраинах империи обычно назывались областями, а не губерниями. К 1914 г. большинство областей входили в 4 генерал-губернаторства (Иркутское, Приамурское, Степное, Туркестанское) и Кавказское наместничество.

Губернии возглавлялись губернаторами, в ряде случаев - генерал-губернаторами (Азовская - в начале XVIII в., Санкт-Петербургская - в XVIII-XIX вв., Московская - в XVIII – начале ХХ вв.). Губернская администрация состояла из ряда чиновников, подчинявшихся губернатору, среди них - вице-губернатор, в XVIII-XIX вв. - чиновники, непосредственно ведавшие сбором налогов (обер-комиссар), военными делами (обер-комендант), обеспечением провиантом и фуражом расквартированных в губернии войск (обер-провиантмейстер), судебными делами (ландрихт). В 1713 г. для решения вопросов местного управления в губернии и представления интересов уездного дворянства был образован ландратский совет при губернаторе. Он состоял из избиравшихся местным дворянством 8-12 (в зависимости от размеров губернии) ландратов, губернатор в совете имел два голоса. В подчинении ландратов (двое из них постоянно пребывали в губернском городе) находились ландратские канцелярии (расформированы в 1719 г.). В 1715 г. на ландратов также были возложены обязанности по управлению долями. Ландраты в 1719-1720 гг. были переданы в распоряжение Камер-коллегии для назначения на другие места (в прибалтийских губерниях ландратские советы сохранялись до 1786 г.). Тогда же в губерниях был образован ряд местных учреждений: канцелярии - розыскных дел, вальдмейстерских дел, «свидетельства душ», а также рентереи, конторы камерирских дел и рекрутских дел и др. (некоторые из них были ликвидированы в 1726-1727 гг.). С 1728 г. непосредственное управление губерниями осуществлялось губернаторами через губернскую канцелярию, которой подчинялись провинциальные канцелярии, а им, в свою очередь, - уездные канцелярии.

Согласно губернской реформе 1775 г. в губернских городах были созданы губернские правления, приказы общественного призрения, а также казённые палаты (в 1862 г. заведование косвенными налогами от них перешло к акцизным управлениям). Охрану порядка на территории губернии в европейской части Российской империи в 1811-1864 гг. осуществляла внутренняя стража, затем различные соединения местных войск. Для сбора, обработки и публикации статистических данных с 1834-1835 гг. в губерниях создавались губернские статистические комитеты. С 1837 г. в ряде губерний выходили газеты «Губернские ведомости». В 1864 г. в 34 губерниях Европейской России (к 1916 - в 43 губерниях) в соответствии с земской реформой были образованы выборные органы местного всесословного самоуправления - губернские и уездные земства, в их ведении находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики и др. В 1860-х гг. при губернаторе начали создаваться губернские присутствия, большинство из которых являлись местными учреждениями МВД и Министерства финансов. Местными органами Министерства государственных имуществ (с 1894 г. - Министерство земледелия и государственных имуществ) были действовавшие в пределах нескольких губерний палаты (с 1866 г. - управления) государственных имуществ. Для проведения столыпинской аграрной реформы в 1906 г. сначала в ряде губерний, а с 1911 г. повсеместно действовали землеустроительные комиссии - местные органы Главного управления землеустройства и земледелия (с 1915 г. - Министерства земледелия).

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство оказалось перед необходимостью внесения определённых изменений в административно-территориальное деление, поскольку ещё с конца XIX в. существовали проекты его разукрупнения, а также устройства новых губерний в районах, где быстро росла промышленность. В 1914-1917 гг. в прессе активно обсуждался вопрос о необходимости организации новых губерний в центральной части страны и в Сибири. Временное правительство сделало первые шаги в этом направлении, но они были прерваны Октябрьской революцией 1917 г. и началом Гражданской войны. В первые годы существования Советского государства губернии сохранялись, ими стали управлять губернские исполнительные комитеты, выбиравшиеся на губернских съездах советов. В ходе первой советской реформы административно-территориального деления (1923-1929 гг.) губернии были ликвидированы, их заменили области и края.

Началась $18$ декабря $1708$ изданием указа «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» . Окончательный вид петровские преобразования в данной сфере приобрели после Второй Губернской реформы $1719$ г.

Замечание 1

Причина проведения реформы состояла в преодолении устаревшего к $XVIII$ в. административного деления и обеспечение армии в ходе Северной войны. Созданные губернии имели связь с распределяемыми полками уже напрямую.

Территория страны была разделена в $1708$ г. на $8$ губерний:

  1. Московская
  2. Ингерманландская (Санкт-Петербургская)
  3. Киевская
  4. Смоленская
  5. Казанская
  6. Архангелогородская
  7. Азовская
  8. Сибирская

К $1714$ г. количество губерний увеличилось: появились Астраханская, Рижская и Нижегородская.

По реформе главой губернии назначался генерал-губернатор , имевший полноту военной и судебной власти. Кроме того, губернаторы организовывали работу полиции и суда. Генерал-губернаторы имели несколько помощников для сборов, организации военного управления, юстиции, розыска и т.п.

Сложности реформы

Губернская реформа проводилась параллельно с внедрением коллегиальной системы. Поэтому царь Петр I ввел к губернаторам советников (ландратов ), которых необходимо было избирать из местных дворян. Однако на практике затея провалилась: губернаторы сами подбирали себе людей, поэтому советы были отменены.

Пример 1

Губернаторами назначались только доверенные приближенные к царю люди, например, Меншиков А.Д. был генерал-губернатором Санкт-Петербургской губернии.

Но эти проверенные люди были слишком загружены делами, чтобы постоянно править губерниями, а вице-губернаторы не имели такой широты полномочий, а кроме того, могли быть не слишком надежными.

Можно заключить, что Петр I хорошо осознавал невозможность управления такой огромной страной исключительно силами одного центра, поэтому он попытался провести умеренную децентрализацию, перенести центр тяжести на места. Но Первая Губернская реформа прошла не слишком успешно.

Вторая Областная реформа

После $10$ лет работы местной административной системы по Первой Губернской реформе, в $1718$ начались мероприятия второго этапа. Вторая реформа впитала в себя достижения и опыт неудач первой реформы. Кроме того, если первая реформа была проведена в первую очередь для нужд войны, то с приближением ее окончания требовалось устроить жизнь внутри страны в мирное время.

Разработкой реформы занимался Сенат. Он тщательно изучал опыты европейских стран в этом вопросе. В мае $1719$ г. началось внедрение нового административного деления. Сначала его приняли в Санкт-Петербургской губернии, а с $1720$ г. во всей стране. Таким образом, государство делилось на губернии, провинции и дистрикты . Основной административной единицей стала провинция , всего их было $50$. Руководил провинцией воевода , более мелким дистриктом – земский комиссар . Губернии продолжали существовать как военные округа, но воевода не подчинялся губернатору (только в военных вопросах).

Затем для осуществления сбора подушной подати был основан институт выборных новых земских комиссаров из местных дворян. Но эта вторая попытка введения самоуправления снова провалилась, т.к. дворяне не хотели даже просто приезжать на съезды.

Деятельность воевод была обширна: сбор доходов с государственных производств, строительство крепостей, обеспечение безопасности провинции, судебные функции, розыск беглых. Воевод и провинциальную администрацию назначал Сенат, а подчинялись они коллегиям.

Итоги. Значение

Областная реформа Петра I помогла победить в Северной войне благодаря четкой организации снабжения войск губерниями.

Судебная и административная власть были разделены между собой. Система управления была в целом унифицирована по стране, вне зависимости от региональных особенностей.

Вместе с тем, общее количество учреждений и служащих сильно возросло, что привело к увеличению затрат.

Именной, данный Сенату

Повелеваем отныне впредь состоять нижеписанным Губерниям: Московской, С. Петербургской, Новгородской, Тверской, Псковской, Смоленской, Тульской, Калужской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Вологодской, Архангельской, Вятской, Казанской, Пермской, Тобольской, Иркутской, Оренбургской, что до сего была Уфимская, Симбирской, Пензенской, Астраханской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Курской, Орловской, Слободско-Украинской, вместо бывшей Харьковской, и Новороссийской вместо Екатеринославской; да на особых по правам и привилегиям их основаниях Малороссийской, Лифляндской, Эстляндской, Выборгской, Курляндской, Литовской, Минской, Белорусской, Волынской, Подольской и Киевской. Вследствие чего 1. бывшую Олонецкую Губернию, сходственно местному положению, разделить между Новгородскою и Архангельскою, так, чтобы ближние к Северу части приписаны были к Губернии Архангельской, а прочие к Новгородской, предоставя то на соглашение управляющих сими последними. 2. Слободско-Украинскую Губернию восстановить в те точно границы, в каковых она в 1765 году устроена была, приписав к ней отшедшие и отчисля к другим приписанные к ней после того места. 3. Колыванскую Губернию, упраздня окружность ее, приписать к тем, к которым оная до 1779 года принадлежала. 4. Вознесенскую Губернию и Таврическую Область равным образом уничтожить, а Новороссийскую Губернию составить из всего того, что за возвращением к Малой России отделенных уездов, и от бывшей Вознесенской приписанных к ней из приобретенных от Польши земель, також возвращаемых ныне к Слободско-Украинской Губернии останется, присоединяя тут и Область Таврическую, разделяемую просто на уезды, сообразно количеству жителей и обширности местной. 5. Саратовской Губернии не быть, а места, в ней заключавшиеся, присоединить по способности к Губерниям Пензенской и Астраханской. 6. Из бывшей Польской Украины, Волынии и Подолии, к Империи Нашей присоединенных, за отделением достаточного количества душ и окружности для составления Киевской Губернии, составить две Губернии: Подольскую и Волынскую. 7. Из Полоцкой и Могилевской соединить в одну Белорусскую Губернию, назначая Губернскому городу быть по удобности в Витебске. 8. Из определенных прежде в Вильне и Слониме Губерний составить одну Литовскую в первом из помянутых городов, предоставляя вообще о границах между всеми смежными Губерниями вновь соединяемыми на соглашение управляющих ими, о чем и должны они Сенату представить для донесения Нам. Впрочем не умедлим Мы все помянутые Губернии снабдить штатами, каковые Мы с пользой казенной и с успешным дел производством сообразными за благо признаем.

Законодательство императора Павла I. — М., 2008. – С.3–4.

Законодательство о правовом статусе населения

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА НА ПРАВА, ВОЛЬНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА БЛАГОРОДНОМУ РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ (1785 г., апреля 24)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Губерния - это высшая территориальная и административная единица деления Российского государства, которая оформилась в 18 веке в результате реформ Петра I по формированию абсолютистского государства.

Указ от 1708 года гласил, что империя российская разделяется на 8 губерний.
Во главе губернии стоял губернатор или генерал-губернатор, которого назначал сам государь.

Для создания такого административного деления были как экономические, так и военно-политические предпосылки, кроме того большое значение имел природно-географический фактор.

Огромные территории нуждались в разумном управлении.
Губерния состояла из административного центра, которым был губернский город и приписанные к нему города. Каждый приписанный город имел собственный уезд.
Несколько позже, после второй административной реформы. Число губерний увеличилось до 11, а впоследствии они были разделены на 50 провинций, которые стали основной единицей губернии.
Уезды объединялись и образовывали провинции, а провинции образовывали губернии.
В 1727 году территориальное деление России было представлено следующим образом: 250 уездов образовывали 47 провинций, которые, в свою очередь составляли 14 губерний.

Губернатор оставался единственным наместником царя в губернии, а в провинциях и уездах таким органом был воевода.
Уездный воевода был в прямом подчинении провинциального воеводы, который в свою очередь подчинялся губернатору.

Когда были образованы в России губернии, сколько их было и как они назывались?

Губернатор во всех своих действиях руководствовался указаниями центральных учреждений или, непосредственно личными указаниями государя.
Губернатор, как и воеводы, организовывали свою деятельность через канцелярию, имеющуюся в каждом уезде, провинции и губернии.

В 1763 году к каждому губернатору были приписаны воинские команды, которые должны были обеспечивать беспрекословное подчинение его распоряжений. Также под власть губернаторов и воевод вернули полицмейстеров и фискальные органы.
В дальнейшем продолжалось дальнейшее реформирование губернии как территориальной административной единицы.
Губернаторов стал назначать Сенат, конечно с согласия императора.

В результате была образована сложная бюрократическая система губернского управления, ведущая роль в которой принадлежала дворянству.
Губернский аппарат управления и территориальное деление сохранялись до 20 века и были упразднены уже после установления Советской власти.

Из этой статьи каждому станет понятно, что такое губерния.

Статьи по теме:

Материал из Викитаки

Перейти к: навигация, поиск

Коллежский комиссар , комиссар при коллегии - статский классный чин в Российской империи.

Относился к XIV классу Табели о рангах, по статусу приравнивался к коллежскому регистратору, то есть был ниже провинциального секретаря, титуловался «ваше благородие».

В период бытования этого чина по нему жаловалось личное дворянство.

Название чина происходило от должности уполномоченного представителя, чиновника особых поручений в петровских коллегиях, члена какой-либо комиссии или чиновника профильной (по направлениям работы) канцелярии, созданной при коллегии на постоянной либо временной основе. Первоначально чин отсутствовал в Генеральном регламенте от 28 февраля1720 года, поскольку предполагалось, что чиновники коллегий будут решать строго очерченный круг задач, однако к 1722 году стало уже очевидно, что, как обычно в России, возникает масса совершенно неожиданных и не предусмотренных никем вопросов (в том числе мелких и мельчайших), зачастую к тому же требующих выезда в командировку на место, на решение которых невозможно постоянно отвлекать штатных чиновников канцелярии.

Кроме того, появился ряд задач на местах, требующих постоянного присутствия представителя коллегии. Этим всем и занялись коллежские комиссары , они, например, выполняли функции управляющих на казённых заводах и землях, контролировали заготовки для казённых надобностей и пр..

Позднее чин стали присваивать также владельцам частных производств, заготовительных контор, поместий, выполнявших поставки в государственных интересах.

Во главе комиссии, профильной канцелярии при коллегии стоял обычно коллежский обер-комиссар, которому подчинялись комиссары по соответствующей линии работы. Соответственно обер-комиссаров в коллегии могло быть несколько.

Чин достаточно быстро вышел из употребления, а соответствующие обязанности стали исполнять обладатели универсальных чинов, как правило более высоких классов, однако в 1770-х годах отдельные коллежские комиссары ещё встречались.

Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет

Особняком стояли комиссары при пороховых и селитренных заводах военного и морского ведомства (при том, что в соответствующих коллегиях были и обычные коллежские комиссары) — у них это был не статский чин, а воинское звание, причем отнесённое к IX классу, со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями: по нему жаловалось потомственное дворянство, комиссар мог выслужиться в майоры или капитаны от артиллерии.

Так же, как и статский чин, это звание быстро вышло из употребления.

См. также

Литература

Статья составлена по материалам книги П.М.Корявцева «Большая Абевега чинов и званий»

12Следующая ⇒

Пётр I

Пётр I Алексе́евич , прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год - 28 января 1725 год) - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы.

По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России.

В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков и другие, высказывали резко критические оценки

Реформы Петра I

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой.

Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России.

Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. — Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату.

В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г.

8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11.

1796, Декабря 12 - О новом разделении Государства на Губернии

Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.).

Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
  2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
  4. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор — каждый из которых был разделен на 14 рангов.

    Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е.

    по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;
  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия — наиболее богатые, 2-я гильдия — мелкие торговцы и зажиточные ремесленники.

Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия.

В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад.

С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну.

Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

12Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

ГУБЕРНИЯ, в Российской империи (в СССР до 1929) основная административно-территориальная единица; в разное время губернии существовали наряду с областями и краями. Первые губернии созданы в соответствии с указом царя Петра I от 18(29).12.1708: Азовская, Архангелогородская, Ингерманландская (с 1710 Санкт-Петербургская), Казанская, Киевская, Московская, Сибирская и Смоленская. Их образование и формирование штата управления губерниями завершено к 1710 году.

В губерниях сохранялось уездное деление [существовало с конца 15 века; закреплено царским указом от 17(28).12.1707], вместе с тем в 1710-19 в административно-фискальном отношении губернии делились на доли (5536 дворов в каждой). Число губерний постоянно увеличивалось: 23 к 1775, 41 к 1800, 78 к 1914 году (смотри очерк «Административно-территориальное деление» в томе «Россия», раздел Приложения). В ходе проведения реформы местного управления 1719 губернии были разделены на провинции (возглавлялись воеводами), а провинции — на уезды (с 1710 года возглавлялись комендантами).

Согласно губернской реформе 1775, две-три губернии были объединены в генерал-губернаторства, большинство губерний стало называться наместничествами (наименование «губерния» возвращено в результате реформ императора Павла I в 1796), деление губерний и наместничеств на провинции было ликвидировано (уездное деление сохранилось).

Реклама

Губернии возглавлялись губернаторами, в ряде случаев — генерал-губернаторами (Азовская губерния — в начале 18 века, Санкт-Петербургская — в 18-19 веках, Московская — в 18 — начале 20 века).

Губернская администрация состояла из ряда чиновников, подчинявшихся губернатору, среди них — вице-губернатор, в 18-19 веках — чиновники, непосредственно ведавшие сбором налогов (обер-комиссар), военными делами (обер-комендант), обеспечением провиантом и фуражом расквартированных в губернии войск (обер-провиантмейстер), судебными делами (ландрихт). В 1713 году для решения вопросов местного управления в губерниях и представления интересов уездного дворянства был образован ландратский совет при губернаторе.

Он состоял из избиравшихся местным дворянством 8-12 (в зависимости от размеров губернии) ландратов, губернатор в совете имел два голоса. В подчинении ландратов (двое из них постоянно пребывали в губернском городе) находились ландратские канцелярии (расформированы в 1719).

В 1715 на ландратов также были возложены обязанности по управлению долями. Ландраты в 1719-20 были переданы в распоряжение Камер-коллегии для назначения на другие места (в прибалтийских губерниях ландратские советы сохранялись до 1786). Тогда же в губерниях был образован ряд местных учреждений: канцелярии — розыскных дел, вальдмейстерских дел, «свидетельства душ», а также рентереи, конторы камерирских дел и рекрутских дел и др.

(некоторые из них были ликвидированы в 1726-27). С 1728 года непосредственное управление губерниями осуществлялось губернаторами через губернскую канцелярию, которой подчинялись провинциальные канцелярии, а им, в свою очередь, — уездные канцелярии. Согласно губернской реформе 1775 года в губернских городах созданы губернские правления, приказы общественного призрения, а также казённые палаты (в 1862 году заведование косвенными налогами от них перешло к акцизным управлениям).

Охрану порядка на территории губернии в европейской части Российской империи в 1811-64 годах осуществляла внутренняя стража, затем различные соединения местных войск. Для сбора, обработки и публикации статистических данных с 1834/35 в губерниях создавались губернские статистические комитеты. С 1837 года в ряде губерний выходили газеты Губернские ведомости. В 1864 году в 34 губерниях Европейской России (к 1916 — в 43 губерниях) в соответствии с земской реформой образованы выборные органы местного всесословного самоуправления — губернские и уездные земства, в их ведении находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики и др.

В 1860-х годах при губернаторе начали создаваться губернские присутствия, большинство из которых являлись местными учреждениями МВД и Министерства финансов. Местными органами Министерства государственных имуществ (с 1894 года Министерство земледелия и государственных имуществ) были действовавшие в пределах нескольких губерний палаты (1838-66, затем — управления) государственных имуществ, Государственного контроля — контрольные палаты (учреждены в 1865-68).

Для проведения столыпинской аграрной реформы в 1906 году в ряде губерний (в 1911 повсеместно) созданы землеустроительные комиссии — местные органы Главного управления землеустройства и земледелия (с 1915 Министерства земледелия). После Октябрьской революции 1917 губерниями стали управлять губернские исполнительные комитеты, выбиравшиеся на губернских съездах советов.

В ходе первой советской реформы административно-территориального деления (1923-29) губернии были ликвидированы, их заменили области и края.

Лит.: Градовский А.

Д. Начала русского государственного права. СПб., 1883. Т.

О НОВОМ РАЗДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА НА ГУБЕРНИИ

3; Богословский М. М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727 годы М., 1902; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

Б. Каменский, С. Г. Ланина.

Губернская реформа Петра I

На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. — местные дворяне привлечены к воеводскому управлению.

Это была первая губернская реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. Основная цель этой реформы — обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров.

Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний:

Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии.В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714 г. - 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская).

Административно-территориальное деление Российской империи

Это была первая административная реформа Петра.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности - организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8-12 советников), который должен был избираться местным дворянством.

Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором (последний подбирал нужных себе людей).

Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления:

  • обер-комендант — военное управление;
  • обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и другие сборы;
  • ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела;
  • обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.

Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия — эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин — президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны.

В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны.

Провинция становится основной единицей областного управления.

В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы.

Провинции делились на округа - дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога - подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров.

Это была вторая, после ландратов, попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства.

Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего.

Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала и сельская поземельная община - субъект самоуправления на селе (сбор податей, поставка рекрутов).

В вотчинах, где управление основывалось на мирском (общинном) представительстве (сход крестьян, который избирал сельского старосту и его заместителей - лесных, земельных, сенокосных и т.п.).

Наиболее четко проявился общественный дуализм общины как орудия вотчинного управления, с одной стороны, а с другой - как орудия защиты и сохранения интересов крестьян перед феодалом и царской администрацией.

Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г.

осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления.

Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях.

Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами.

Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт.

Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном.

Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.

Реформа государственного управления

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка стано Областная реформа

В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Судебная реформа

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях - хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой

Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха» Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования

Реформы армии и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700-1721 годов.


На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены к воеводскому управлению.

18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Это была первая губернская реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний:

Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии.В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714 г. - 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности - организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8-12 советников), который должен был избираться местным дворянством. Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором (последний подбирал нужных себе людей). Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления:

  • обер-комендант - военное управление;
  • обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и другие сборы;
  • ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела;
  • обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов.

Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.

Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия - эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин - президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.

В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога - подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров.

Это была вторая, после ландратов, попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства. Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала и сельская поземельная община - субъект самоуправления на селе (сбор податей, поставка рекрутов). В вотчинах, где управление основывалось на мирском (общинном) представительстве (сход крестьян, который избирал сельского старосту и его заместителей - лесных, земельных, сенокосных и т.п.). Наиболее четко проявился общественный дуализм общины как орудия вотчинного управления, с одной стороны, а с другой - как орудия защиты и сохранения интересов крестьян перед феодалом и царской администрацией.

Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г. осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт.

Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.



 

 

Это интересно: