→ Белый пудель анализ. Образ собаки как показатель нравственных качеств человека. Сравнительный анализ образа собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И. Куприна «Белый пудель»

Белый пудель анализ. Образ собаки как показатель нравственных качеств человека. Сравнительный анализ образа собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И. Куприна «Белый пудель»

  • Категория: Сборник сочинений 5-11 класс

В рассказе писателя А.И.Куприна «Белый пудель» изображена бескорыстная дружба и забота о «братьях наших меньших». Белый пудель по кличке Арто, Мартын Лодыжкин и маленький акробат Серёжа- бродячая труппа циркачей, которые показывали на улицах города цирковые номера, чем и зарабатывали себе на жизнь. Однажды они выступали на даче под названием «Дружба» где жил больной, капризный мальчик Трилли,который захотел себе Арто. Семья мальчика была богатая и имела возможность предложить любую сумму лишь бы получить пуделя, но Лодыжки и Серёжа не согласились продать Арто, потому что пудель для них был больше, чем друг, а для богатых это всего лишь забавная вещь которую можно купить и продать. После отказа циркачей продать пуделя, они отправились отдыхать, во время отдыха уснули, а дворник богачей украл Арто, обнаружив, что Арто нет, Серёжа отправляется его искать, рискуя жизнью он освобождает пуделя. Это произведение учит ценить верность и дружбу – главные богатства в жизни человека.
Можно вспомнить и другое произведение, А.И.Куприна «Куст сирени»главные герои которого – молодой офицер Николай Алмазов и его жена Верочка. Алмазов третий год пытается поступить в Академию генерального штаба. После очередной сдачи экзамена по плану местности, он приходит домой расстроенный и не в духе, так как Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Все это Алмазов рассказывает своей жене. Верочка не могла видеть мужа в таком состоянии. Поэтому она решается на неблагородный поступок – обмануть профессора, посадить кусты в том месте, где они были на плане мужа. Продав все свои драгоценности, она нанимает рабочих которые за одну ночь исправляют ситуацию. Приехавший на утро профессор с удивлением смотрел на появившийся куст и, в конце концов, зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет. Не смотря на то, что поступок не был благородным, Верочка поступила как настоящий человек по отношению к своему близкому человеку.
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, помогают ответить на заданный мною вопрос, книга в жизни человека играет огромную роль. Книга является учителем, учит быть добрее, человечнее, светлее, учит любить и заботиться, помогает ответить на многие жизненные вопросы. Именно книга помогает формировать мировоззрение человека

Система уроков изучения рассказа

1. Учебник: , Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.- М.: Мнемозина, 2008.

2. Тренажёр "Сюжет рассказ "Белый пудель" взят с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection. *****/

УРОК 1

Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»

Цель урока: Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Знакомство с экспозицией рассказа. Чтение главы 1 – 2 рассказа «Белый пудель».

I. Оргмомент.

II. Самостоятельное чтение материала учебника о писателе

III. Рассказ о писателе

Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Куприн?

IV. Знакомство с экспозицией рассказа

Чтение главы 1-2 глав (экспозицию, описание природы Крыма). - Беседа по вопросам:

· С какими героями рассказа знакомит нас автор?

· Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»? Какие отношения сложились между ними? Почему?

· Какое отношение к себе они вызывают?

· Где происходят описанные события?

· Какой предстает природа Крыма в рассказе?

V. Итоги урока

УРОК 2

. Сюжет и конфликт рассказа. Характеры персонажей.

Цель урока: Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З

Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?

Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа

Примерный план:

1. Бродячая труппа артистов

2. Неудачный день

3. «Хочу! Собаку-у-у!»

4. «Не всё… продаётся, что покупается»

5. Арто украден

6. Спасение собаки

III. Анализ рассказа

Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.

- Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?

- Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба »

Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)

Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?

Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?

- Просмотр видеофрагмента «Торг» (нравственный конфликт)

По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?

Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?

В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?

Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)

Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т. к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)

Почему Серёжа решил выкрасть Арто?

Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?

Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

IV. Итоги урока

Домашнее задание подготовить рассказ об одном из героев «Белого пуделя»

УРОК 3

Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» . Пейзаж в рассказе. Смысл названия.

Цель урока: Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Определение смысла названия рассказа

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З и усвоения материала прошлого урока

4-5 человек работа с тренажёром, в это время слушаем рассказы о героях

Выводы:

Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных : мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается». Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то спровоцировать преступление – воровство.

Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и беспомощным в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, беспомощно всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем», - твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.

Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.

В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому, способность преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой цели – и достичь её.

Тренажёр

III. Анализ роли пейзажа в рассказе

Работа в группах

Найти описания природы во второй, третьей, шестой главах. Подготовить выразительное чтение. Чьими глазами показана природа? Докажите.

Выступления групп

Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?

Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу

IV. Письменная работа

Рассказ о реальной основе сюжета.

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и сними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель».

Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.

Кто затрудняется, может воспользоваться вспомогательным планом ответа.

Вспомогательный план:

1. С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?

2. В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

3. Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

4. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

Примерный ответ:

Почему же рассказ назван «Белый пудель»? Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа.. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, - живущих по разным социальным и нравственным законам.

Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника

Домашнее задание отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»

>Сочинения по произведению Белый пудель

Дружба

В русской литературе есть много рассказов о настоящей дружбе, но мне в особенности понравился рассказ А. И. Куприна «Белый пудель». Автор написал его, основываясь на реальных событиях. На его даче в Крыму часто появлялась бродячая группа цирковых артистов, которые очень нравились его сыну, а ему запали в душу. Несмотря на то, что автор принадлежал к богатому сословию, он всегда симпатизировал детям «из низов» и искренне восхищался их душевной простотой и благородством. Главные герои рассказа «Белый пудель» – старик-шарманщик Лодыжкин , отважный мальчик-сирота Серёжа и белая цирковая собачка по кличке Арто .

Все вместе они путешествуют по побережью Крымы и дают цирковые представления. Однако зрители попадаются разные. Одни щедро награждают их, несмотря на то, что шарманка у них уже старая и музыка давно не та. Другие смотрят представление и считают ненужным платить за него. Но самых худших зрителей артисты повстречали на даче с символичным названием «Дружба». Там проживала одна богатая дама с восьмилетним сыном и целой свитой слуг. Мальчика все называли Трилли и потакали всем его капризам. Одним из таких капризов стало любой ценой завладеть белым пуделем бродячих артистов. Дама предлагала Лодыжкину баснословные деньги. На такую сумму он мог купить трактир и больше не бродяжничать, но Арто он не продал.

Этого белого пуделя шарманщик сравнивал с лучшим другом и почти что братом. Он воспитал его с самых малых лет и знал, что вернее друга у него не может быть. Поэтому ни за какие деньги дед Мартын не собирался продавать своего пуделя. С его слов Сережа узнал, что такое настоящая дружба и верный друг. Сам мальчик не менее дорог для шарманщика. Ведь он его отобрал в семилетнем возрасте у какого-то забулдыги. Сережа, в свою очередь, очень ценит и уважает Лодыжкина. Обладая бесстрашным характером, он решается на то, что многие не смогли бы сделать. Когда дворник богатой барыни заманивает Арто колбасой и крадет его, Сережа, рискуя жизнью, возвращает Лодыжкину лучшего друга, так как его до глубины души ранили слезы старика.

На самом деле, Сережу тоже можно назвать его лучшим другом. Ведь не всякий решится на такой поступок ради другого человека. Куприн старался писать этот рассказ понятным языком, так чтобы даже дети поняли суть произведения. Более того, он хотел донести до читателя, что, увы, только среди бедных и осталась настоящая дружба. Ведь продавать своих друзей нельзя, ни за какие деньги. На мой взгляд, такие рассказы, как «Белый пудель» формируют нравственное начало в детях и вселяют в юного читателя оптимизм.

Меню статьи:

Рассказ А.Куприна «Белый пудель» – один из рассказов, ориентированных на формирование нравственного начала. Оптимистичный сюжет и возвышение понятия дружбы – именно эти понятия стали ключевыми в рассказе.

Прототипы и описание реальных событий в рассказе

Именно тогда, летом, Александр Иванович побывал с семьей в Крыму – в Мисхоре. В один из таких дней дом Куприных посетили неожиданные посетители – старик, юный мальчик и собака-пудель. Гости оказались бродячими артистами. Старик играл на шарманке, мальчик был акробатом, а собака была дрессированной и умела выполнять разные трюки.

Предлагаем читателям ознакомиться с А. Куприна – в таблице.

Вскоре эти гости стали периодическими посетителями Куприных – хозяева их всегда встречали радушно. Как только раздавались первые звуки шарманки, к домику Куприных начинал сходиться народ – это были и рабочие люди – каменщики из соседней дачи, няни с детьми и другие люди, проходившие мимо.

После небольшого представления Куприны всегда приглашали артистов пообедать – за стол посетители никогда не садились, но от еды никогда не отказывались. Именно в это время Куприну удавалось пообщаться с артистами.

Старик не отличался комму коммуникабельностью и разговорчивостью, мальчик же был его противоположностью – он охотно рассказывал о их странствиях и путешествиях.

Однажды им довелось зайти в Одессу, и там Сережа (так звали молодого акробата) побывал в настоящем цирке. После этого случая у мальчика появилась мечта – выучиться и стать настоящим акробатом.


Однажды Сережа рассказал Куприну интересную историю о том, как одна богатая женщина хотела купить у них собаку, но, получив отказ, обрушила свой гнев на бродячих артистов.

Почему рассказ имеет название «Белый пудель»

Александр Иванович заинтересовался этим рассказом – а спустя некоторое время он написал рассказ об этих событиях из жизни странствующих артистов. Рассказ получил название « Белый пудель».

Объяснить такой выбор названия можно двумя позициями. Первая из низ заключена в понятии, ставшим впоследствии крылатым: «дружба дороже денег».

Вторая состоит в сути конфликта. Как и в реальной жизни, камнем преткновения и развития конфликта становится дрессированный пудель – на ситуации возможности осуществления купли собаки и построен весь рассказ. Исходя из этой позиции, выбор названия выглядит оправданным.

Особенности сюжета

Александр Иванович внес в рассказ Сережи некоторое изменения – подобно событиям реальной жизни, действующими персонажами рассказа являются старый шарманщик мартын Лодыжкин, его помощник – мальчик Сережа (которого шарманщик одолжил у своего знакомого, незадолго до его кончины) и дрессированный пудель по кличке Арто.

Предлагаем вдумчивым читателям проанализировать рассказ А. Куприна, а также узнать смысл его названия.

Эти герои не имеют своего жилья – они бредут от города к городу, от поселка к поселку, показывая небольшие представления в надежде, что им что-то дадут в качестве оплаты. Не все радушно принимают артистов – многие прогоняют их от своих дворов, но артистам не привыкать. Лишь одна дама дала им гривенник, да и тот оказался дырявый.

На даче «Дружба» артистам выпал повод отличиться – здесь проживала семья с ребенком – капризным и привередливым мальчиком по имени Трилли. Артисты подошли к домику как раз в то время, когда Трилли необходимо было принимать лекарства. Ребенок очень не хотел это делать и не поддавался на уговоры. Ситуацию помогло исправить выступление артистов – мальчик пришел в восхищение. Особенно впечатлил его пудель Арто. Привыкший к выполнению всех прихотей ребенок потребовал, чтобы ему купили пса. Артисты же отказались, они сказали, что это невозможно так как Арто, в первую очередь, их друг. Не сумев приобрести пса честным путем, Арто воруют, приманив колбасой. Однако рассказ заканчивается оптимистично – Сережа сумел освободить пса и друзья вновь стали путешествовать вместе.

>Сочинения по произведению Белый пудель

Анализ рассказа

Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ «Белый пудель» о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в 1903 году и издан год спустя. Это история о лучших взаимоотношениях, которые могут сложиться между человеком и животным, о верности и преданности, о человечности и доброте. Главные действующие лица рассказа – это шарманщик в летах Мартын Лодыжкин , двенадцатилетний мальчик-сирота по имени Сережа и белый пудель Арто . Несмотря на череду неудач, произошедших с героями, произведение имеет счастливый конец.

С самого начала автор вводит нас в курс событий и знакомит с родом деятельности бродячих артистов. Все трое живут на берегу Черного моря и путешествуют изо дня в день по небольшим селениям, показывая цирковые трюки. У дедушки Мартына давно состарившаяся шарманка, которая еле играет, а иногда издает жалобный скрип. Так что самое интересное показывают зрителям Сережа и Арто. Сережа выполняет акробатические трюки, а Арто показывает всякие «веселые штуки». Крепкая дружба помогает им жить и выживать. У них не очень большой заработок, так как зрители попадаются разные. Кто-то подаст целый золотой, а кто-то вообще ничего. Поэтому артисты питаются скудно и одежда у них изношенная.

В середине произведения мы узнаем, что артисты добрались до дачи под названием «Дружба», где повстречали не очень приветливую семью. На даче проживал мальчик лет восьми по имени Трилли , за которым ухаживала целая бригада слуг и служанок. Мама мальчика потакала всем его капризам, а тут его очередным капризом стало отнять Арто у бродячих артистов. Лодыжкину предлагали немыслимые деньги за белого пуделя, и даже понимая, что на них он может купить себе и Сереже трактир, он друга не продал. В результате, дворнику было дано задание выкрасть Арто без ведома Лодыжкина. Так он и поступил. Пока артисты спали, он заманил собачку колбасой и выкрал.

Автор заканчивает свой рассказ на радостной ноте. Сережа догадался, кто был виновником пропажи их друга и на следующий день с наступлением темноты прокрался на дачу богачей. Там он в одной из пристроек обнаружил Артои и они вместе сбежали. Здесь нужно отметить, что сюжет рассказа был практически основан на реальных событиях, так как на дачу Куприна в Крыму часто захаживали бродячие артисты. Среди них был и шарманщик, и мальчик-акробат и цирковая собачка. С учетом детского восприятия, автор постарался грамотно и незатейливо выстроить композицию рассказа. Все события произошли в короткий срок и повествуют о настоящей дружбе.

 

 

Это интересно: