→ Всероссийская районная олимпиада по обществознанию. Как подготовиться к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно

Всероссийская районная олимпиада по обществознанию. Как подготовиться к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно

Такой предмет, как обществознание включает в свою программу изучения несколько гуманитарных дисциплин. В рамках данного предмета, рассматриваются такие дисциплины, как: социология, история, экономика и право. Каждый учащийся на предмете обществознания знакомится с такими понятиями как психология и философия. Иными словами общий объем знаний, который охватывает предмет обществознание - невероятно огромен.

Чтобы учащиеся смогли закрепить полученные знания на уроках по обществознанию, следует применять полученные знания на практике. Наш портал предлагает вашему вниманию практические задания по обществознанию. В данном разделе представляем тесты в различном классовом порядке. Здесь на ваше усмотрение представлены тесты за 5-ый по 11-е -классы, а также тесты на различные разделы данного предмета.

Обществознание в олимпиадных заданиях 2017 года

Олимпиады по обществознанию 2016-2017 дают возможность каждому ученику обобщить весь изученный материал, усвоенный на уроках, кроме того, такие задания позволяют углубляться в разделе обществознания тем самым позволяют расширять свои познания в данной области. Олимпиадные задания явным образом отличаются от контрольных, а потому следует к олимпиаде подготовиться как можно лучше, вычитывая дополнительную литературу и проверяя себя различными тестами. Хорошая и усердная подготовка, вот что действительно поможет вам сдать олимпиаду на «УРА!». Материалы представленные в данном разделе международного педагогического портала смогут помочь учащимся узнать насколько они хорошо подготовлены к олимпиаде по обществознанию. На нашем сайте собраны задания для 5-11 классов. Учащимся предлагается пройти все задания и проверить правильность их сверяясь с более развернутыми предоставленными ответами. К каждому заданию представлены правильные ответы, которые в свою очередь могут помочь и сразу же себя проверить и изучить правильность ответа, чтобы в следующий раз быть еще более подготовленными.

Тесты по обществознанию на портале «Солнечный свет»

На данной странице вы сможете найти примеры заданий по олимпиадам на предмет обществознания. Здесь вашему вниманию представлены тестовые задания с открытыми ответами, которые при проверки вы сможете использовать. Каждый тест имеет 10 заданий, задания в свою очередь имеют по 3-4 а то и больше вариантов ответа, вам нужно нажать на правильный ответ и свериться с тем, что находится под вопросом.

Такие задания проявляют особый интерес к познаниям, они позволяют анализировать изученное, принимать грамотное решение, и неординарно мыслить. Используя наш портал в качестве тренажера, вы сможете самостоятельно подготовиться к олимпиадам и сможете добиться высоких результатов. Представленные онлайн олимпиады можно использовать на уроках в школе или во время самостоятельной подготовки. Каждый ученик способен оценить свои знания сверяясь с правильными ответами под каждый вопросом.

Получить диплом по пройденной олимпиаде

Каждого участника мы награждаем дипломом, все что от вас требуется оплатить оргвзнос, который совершенно не является дорогим, после пройти тест, зайти в личный кабинет и создавать свой диплом. Ничего проще нет, после того, как вы создали диплом, вы можете его скачать. При создании двух дипломов, вы можете получить третий в подарок. Такая коллекция дипломов не только сможет порадовать любого родителя, но и сможет повысить ваш статус перед учителями.

I тур

Уважаемый участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания I тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успеха Вам!

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Ускоренная социализация является невозможной.

1.2. Государство является ядром политической системы, ее главным институтом, но вместе с тем не является единственным носителем политической власти.

1.3. Форма брака, при которой одна женщина может иметь несколько мужей, называется матриархатом.

1.4. К внутренним функциям государства относится проведение выборов высших органов государственной власти.

1.5. Наиболее ликвидной формой накопления являются деньги.

1.6. Дж. Мейнард Кейнс выступал за саморегулирующуюся экономику, свободную от государственного вмешательства.

1.7. В Российской Федерации подзаконный акт может быть принят Президентом, Правительством, министром.

1.9. Основными формами социального взаимодействия являются кооперация, конкуренция и сотрудничество.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. Бразилиа, Москва, Нью-Дели, Пекин

2.2. Н. Макиавелли, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс

_______________________________________________________________________

2.3. Поэма «Полтава», закон Бойля-Мариотта, хадж в Мекку.

_______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. анабаптисты, мормоны, евангелисты, хлысты, пятидесятники

3.2. нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовое толкование, судебный прецедент

_____________________________________________________________________________

3.3. алкогольные напитки, бытовая техника , автомобильный бензин, табачные изделия

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Сторонниками теологической теории происхождения государства были Ф. Аквинский и Ж. Маритен, патриархальной теории – Аристотель и М. Михайловский, а Л. Гумплович и К. Каутский – теории «_________________________».

4.2. Георгом Гегелем сформулированы три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон _____________________________________________________, закон отрицания отрицания

4.3. По мнению Френсиса Бэкона к идолам разума относятся идолы рода, рынка, пещеры, _______________.

5. Чем различаются?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Биржа труда и рынок труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3. Производительность труда и интенсивность труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Вздутие»

Денежное обращение

«Останки»

«Самоуправляющаяся община»

Местная власть

Юриспруденция

«В кругу просвещения»

Познание

«Укреплять союзом»

Форма государства

«Главный»

Фактор производства

7. Соотнесите между собой разделы философии и предметы изучения

1. Онтология

А. Человек

2. Аксиология

Б. Познание

3. Гносеология

4. Антропология

Г. Мышление

Д. Ценности

8. Соотнесите между собой принципы юридической ответственности и их содержание

1. Принцип справедливости

А. индивидуа­лизация государственно-принудительных мер

2. Принцип законности

Б. ни одно правона­рушение не должно остаться «незамеченным» для государства

3. Принцип целесообразности

В. за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание

4. Принцип неотвратимости

Г. строгое соответствие с процедурно-процессуальным требованием закона

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

«В ………………….. обществе главная проблема состоит в организации науки , а важнейшим институтом выступает университет или научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В девятнадцатом и начале двадцатого века влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. […..] После второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем ……………………. общества.

Концепция ………………………. общества не есть законченная картина социального устройства, а лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре (определяемой как совокупность экономики, технологии и системы стратификации ). Однако подобное изменение не предполагает определенности соотношения между «надстройкой» и «базисом»; напротив, инициатива реорганизации общества сегодня исходит в значительной степени от политической системы . [….] Принципиальный водораздел современного общества не проходит между собственниками средств производства и однородным пролетариатом , а обозначен бюрократическими и властными отношениями между теми, кто имеет полномочия принимать решения, и теми, кто лишен таковых, и это касается любых организационных единиц – политических, экономических и социальных. Задачей политической системы становится управление этими отношениями в соответствии с разного рода давлениями, оказываемыми с целью перераспределения национального достояния и обеспечения социальной справедливости ».

Д. Белл «Грядущее……………………… общество»

9.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два процесса, обеспечивающих переход к данному типу общества.

_____________________________________________________________________________

10. Перед вами портреты исторических деятелей, внесших существенный вклад в развитие общественной мысли.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий положен в основу подборки.

https://pandia.ru/text/78/457/images/image003_26.jpg" width="153" height="200">

1. _________________ 2. __________________ 3. _________________

Критерий: _______________________________________________________

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2учебного года

10 – 11 класс

II тур

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Обоснование выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

Темы

1. В общественных системах с авторитарным режимом сосуществование людей вызывает постоянные трения, а отдельные попытки улучшить систему носят насильственный характер и рождают новое насилие. Демократии и биржи, напротив, добиваются стабильности в результате объединения и соперничества людей в более гуманной и изменчивой системе.

В. Швебель

2. Политика – это не искусство возможного. Это выбор между плохим и очень плохим.

Д. Голбрейт

3. Стопроцентная гарантия свободы – это равновесие в обществе социальных сил, а не победа одной силы над другой.

М. Истмен

4. Культура – это все то, что позволяет нашему уму почувствовать свою силу.

Р. Эмерсон

5. Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем – это и есть истинное знание.

Конфуций

6. Человек не может быть выше или ниже закона; ведь мы не спрашиваем разрешения, когда требуем от него выполнения закона. Верность закону – это наше право, а не обязанность.

Т. Рузвельт

7. Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Ф. Ларошфуко

8. Познание начинается с удивления

Аристотель

9. Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право

Юстиниан

10. Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений.

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Учитель истории и обществознания

Каратыгина Елена Валерьяновна

Воронеж 2016

Введение стр. 3

Задания для 9 класса стр. 4

Задания для 10 класса стр. 10

Задания для 11 класса стр. 17

для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады

школьников по обществознанию

2016 - 2017 учебного года

Муниципальный этап олимпиады по обществознанию проводится в один тур.

Каждый участник выполняет предложенные задания. Задания разработаны с учетом рекомендаций Центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и отражают основные содержательные линии интегративного курса обществознания: общество, человек и деятельность, познание, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, правовая сфера, духовная сфера.

Олимпиада рассчитана на учащихся 9, 10, 11 классов . Участникам предлагается выполнить 12 заданий, на выполнение которых отводится 3 академических (учебных) часа.

В работе представлены задания:

Задания различны по сложности и оцениваются в баллах (приведены в скобках). Если задание выполнено правильно – то оценивается соответственно предложенным баллам, в иных случаях – на усмотрение жюри, но не выше максимального количества баллов.

Максимальное количество баллов:

В 9 классе – 109 баллов

В 10 классе – 126 баллов

В 11 классе – 121 балл

Тексты желательно предоставить каждому участнику для индивидуального пользования и выполнять задания на данных листах. Работы шифруются. При проверке указываются фамилии членов жюри.

По итогам муниципального этапа олимпиады определяются победитель, призеры, получившие наибольшее количество баллов.

В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников, участник муниципального этапа Олимпиады, набравший наибольшее количество баллов, признается победителем муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных им баллов превышает половину максимально возможных баллов .

В случае, когда победитель не определен, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Желаем успехов участникам олимпиады!

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.

9 КЛАСС.

1.1.Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий характерно для

А) марксизма

Б) просветительства

В) буддизма

Г) конфуцианства

1.2.Социальная структура общества включает

Б) правовые отношения

В) институт семьи

1.3.Инаугурация означает:

А) признание законности политической власти в обществе

Б) включение человека в политическую жизнь общества

В) торжественный акт введения в должность вновь избранного президента

Г) законодательный порядок привлечения к политической ответственности высших должностных лиц

1.4.Общество – это:

А) сфера бытия человека

Б) продукт жизнедеятельности людей

В) «вторая природа»

Г) отделившаяся от природы часть материального мира

1.5.Правление небольшого числа благородных граждан называется

А) демократией

Б) тиранией

В) олигархией

Г) аристократической республикой

1.6.Признаками правового государства являются

А) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Б) равенство всех перед законом

В) институт президентской власти

Г) взаимная ответственность государства и граждан.

1.7.Гражданские права человека

А) пожалованы ему демократическим государством

Б) неотчуждаемы и даны ему от рождения

В) в отдельных случаях переходят по наследству

Г) предоставляются человеку Всеобщей декларацией прав человека

1.8.На каких принципах строится управление в школе?

А) единоначалия

Б) самоуправление

В) независимости

Г) корпоративности

1.9.какой из приведенных терминов означает принятие в гражданство?

А) адаптация

Б) натурализация

В) филиация

Г) экстрадиция

1.10.Какие права несовершеннолетних детей закреплены нормами Семейного кодекса РФ?

А) право жить и воспитываться в семье

Б) право на объединение

В) право на образование

Г) право на общение с родителями и другими родственниками

Д) право на защиту

Е) право выражать свое мнение

Ж) право на медицинское обслуживание

З) право на имущество родителей.

порядковые номера

Обратите внимание:

Мораль как форма духовной жизни возникла уже (…). Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (…) , там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (…), ее нормы, как правило, (…), они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (…). Как и право, она имеет значение (…); в отличие от права – не (…). В морали на первый план выходит (…), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.

1 первобытность

2.инстинкт

3. создается государством.

4.общественное мнение

5. отношения между людьми

6. стихийно

7. императив

8. эпоха Средневековья

9. закреплены в законах

10. законодательный акт

11. не записаны

12. внутренний мотив

13. Древний Египет

14. государственное принуждение

15. государство.

    Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

    Характерная черта демократических режимов – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

    Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

    Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

    Политические партии – неизменный спутник государства на всем протяжении его существования.

    Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами г8ражданского права РФ.

    Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

    К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает их общеобязательность.

    Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (8 баллов)

    Эпос, былины, сказки.

    Культура, наука, мораль.

образования рядов

Новый элемент ряда

5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть различных видов собственности. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами собственности. (12 баллов)

1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов собственности;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих тот или иной вид собственности .

1. Организации обычно объединяют мелких производителей.

2. Капитал образуется за счет выпуска и продажи особых документов, подтверждающих, что их владелец является одним из собственников компании.

3. Руководство организации каждый год решает, какую часть полученной прибыли распределить в виде дивидендов, а какую направить на расширение производства.

4. Имущество организации делится на паи, а ее члены обычно вносят в деятельность организации свой личный трудовой вклад.

5. доход распределяется исходя из того, кто сколько продукта сдал в организацию.

6. Организации выпускают и продают такие ценные бумаги, как облигации.

7. Совет директоров несет ответственность за управление организацией и каждый год отчитывается о положении дел.

8. Решения в организации принимаются на основе равного голосования, независимо от вклада каждого участника в общее дело.

6.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6 баллов)

6.1. «С завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного « «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции , и обязались способствовать развитию свободной международной торговли». ___________________________________

6.2. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» - одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенностью семейной жизнью». ________________________________

6.3. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей « застревают» на любой, даже незначительной критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе».__________________________________________

7.Прочитайте стихотворные отрывки (8 баллов)

7.1. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова, являющиеся известными вам из курса обществознания понятиями. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму.

не из звездного

нежного ложа,

боже железный,

огненный боже,

боже не Марсов,

Нептунов и Вег,

боже из мяса

бог _____________________!

(В.В.Маяковский)

2. Прощай, размах крыла расправленный

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И _____________________, и чудотворство.

(Б.Л. Пастернак)

7.2. Какая философская мировоззренческая позиция представлена в первом отрывке?

8.Прочитайте текст и выполните задания к нему. (20 баллов)

Личности (1) в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдает приказы, как эти деятели выбирались, как осуществляется власть (2). Предполагается, что индивиды (3), составляющие любой политический режим (4), знакомы с его механизмами. Мы не смогли бы жить в условиях той демократии, какая существует во Франции, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует. Вместе с тем, любое познание политики (5) может наталкиваться на противоречие между политической практикой существующего строя и других возможных режимов. Стоит лишь выйти за рамки защиты и прославления существующего строя, как надо отказаться от какой бы то ни было его качественной оценки или же изыскивать критерии, по которым можно определить лучший режим. (Р.Арон, французский социолог XX в)

8.1.Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

8.2. Взаимосвязь каких сфер общества раскрывается в данном отрывке? Свое мнение обоснуйте, ссылаясь на текст . ___________________________________________

1. Средневековая промышленность 2. Революция 1905 – 1907 гг.

3. Консерватор 4. Современная российская монархия

5. Государство 6.Классицизм

7. Фашизм в Италии 8. Действующий президент России

9.Первобытное государство.

11.К какому из видов поведения (правомерно дозволенного, предписанного или запрещенного) относятся следующие ситуации: (3 балла)

___________________________________________________________________________

(5 баллов)

    «Человек – это знание, которое познает самое себя» (Е.Евтушенко)

_______________________________________________________________________

2. «…если она развивается стихийно, а не направляется сознательно …, оставляет после себя пустыню…» (К. Маркс)

_______________________________________________________________________

3. «… есть познанная необходимость» (Гегель)

________________________________________________________________________

4. « Земля – мать богатства, а …его отец» (У.Бетти)

________________________________________________________________________

5.« Неоплаченный труд рабочих является источником … капиталиста» (К.Маркс)

________________________________________________________________________

Желаем успехов!

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.

10 КЛАСС.

1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов)

    1. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется:

А) активным избирательным правом

Б) классическим избирательным правом

В) пассивным избирательным правом

Г) консервативным избирательным правом.

1.2. Для традиционного общества характерны следующие черты:

А) преобладание государственной и общинной собственности

Б) рациональное восприятие мира

В) стремление жить в гармонии с природой

Г) подчинение личности обществу.

1.3. С точки зрения эмпириков, критерием истины является:

А) теоретическое доказательство

Б) согласие с ранее полученными знаниями

Г) соглашения ученых

1.4. К отраслям публичного права относятся:

А) конституционное право

Б) уголовное право

В) семейное право

Г) финансовое право

Д) гражданское право

1.5. Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека:

А) индивид

Б) субъект

В) индивидуальность

Г) личность

1.6. Фискальной политикой называется:

А) политика распределения расходов

Б) политика установления налогов с населения

В) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов

Г) политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения.

1.7. Социальное развитие современной России НЕ характеризуется:

А) усложнением социальной структуры

Б) глубокой социальной дифференциации

В) стабильностью социальных статусов людей

Г) маргинализацией общества.

1.8. К индустриальной цивилизации относятся:

А) Япония после реформ Мейдзи

Б) Англия в XIX веке

В) Россия при Петре I

Г) Наполеоновская Франция

Д) США во второй половине XIX века

1.9. Конформизм как тип социальной адаптации предполагает

А) активное воздействие на социальную среду

Б) пассивное восприятие нового окружения

В) некритичное отношение к групповым ценностям

Г) стремление изменить устаревшие ценности

Д) склонность к отклоняющемуся поведению

1.10. Предпринимательство в РФ может осуществляться в форме:

А) полного товарищества

Б) акционерного общества

В) товарищества на вере

Г) государственного фонда

Д) учреждения

2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание:

Как для____________нужна добродетель, а для монархии __________, так для _____________ правительства нужен _________. В добродетели оно не нуждается, а ____________ была бы для него опасна. Безграничная власть ___________ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве ______________, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство _________ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственными силами и силою _______. Но если в ___________ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____________ - единственно движущее начало этого образа ___________ - исчез, и у народа нет более защитника (Ш. Монтескье, французский философ)

    Республика

    Демократия

    Умеренный

    Прогрессивный

    Достоинство

    Произвол

    Реакционный

    Преобразование

    Революция

  1. Правление

    Деспотический

    Консервативный

    Государь

  2. Судебный

    Использование всех видов звуковых и двигательных сигналов

    Трудовой процесс

    Развитие передних конечностей

    Общинный характер жизни

    Развитие лобных долей головного мозга

    Появление прямохождения

    Языковое общение

    Развитие условных рефлексов

    Стадная форма жизни.

4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (10 баллов)

1.Обычай, прецедент, религиозные догмы.

2.Эпос, былины, сказки.

3.Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

4.Обвиняемый, судья, присяжный заседатель

5. Ощущение, восприятие

образования рядов

Новый элемент ряда

1. Ученик о «социальных лифтах» выдвинул известный ученый К.Маркс

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. В разные времена множество простолюдинов становились генералами, тем самым поднимались по социальной лестнице с помощью армии.

4. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

    Набор благ и услуг, необходимых для нормального воспроизводства работника и его семьи, является прожиточным минимумом.

    Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в фундаментальных науках.

    Свобода личности – законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.

    К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает их общеобязательность.

    Социальное партнерство – это механизм согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей.

    Мера чувствительности величины спроса к изменениям какого – либо из факторов спроса называется эластичностью спроса.

    Общественные слои, способствующие стабильности современного общества.

    Центральный институт политической системы общества.

    Стремление к отделению, обособлению

    Элемент рационального познания

    Элемент духовной сферы жизни общества

    Название раздела в философии, изучающего ценности

    Вид социальной адаптации индивида

    Отношения господства и подчинения

    Исполнительна власть в России.

    Судебное решение по аналогии с предыдущим делом

11.Отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ.

А) Аксиология

Б) Правительство

В) Средний класс

Г) Сепаратизм

Д) Традиции

Е) Власть

Ж) Государство

З) Понятие

К) Буржуазия

Л) Прецедент

7. В «Сказке о попе и работнике его Балде» рассказывается о своеобразном трудовом контракте:

Поп: Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник

А где найти мне такого

Служителя не очень дорогого?

Балда: Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

Призадумался поп,

Стал почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось

Что не оговаривает устное трудовое соглашение между Попом и Балдой, но должно учитываться при заключении трудового контракта в реальной жизни? (10 баллов)

(6 баллов)

1. Основатели церкви имели два меча: один они оставили себе, вложив его в ножны; второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Вообще процесс возникновения государства подобен процессу сотворения Богом мира._________________________________________________________

2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.___________________________________________________________________

3. Человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть раса высшая и расы низшие. Высшая раса призвана господствовать над остальными с помощью государства и законов.__________________________________________________________

9. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем. (12 баллов)

Выполните это самостоятельно. Для этого:

    Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений.

    Для нее характерно централизованное директивное планирование.

    Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате.

    Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов

    Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями.

    Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления.

    Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил.

    Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам.

    Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

    Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальных, иерархических связей между людьми.

10.Прочитайте текст и выполните задания к нему. (24 балла)

«Понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры (1) прошлых обществ, в том числе и индустриального (2) капиталистического общества, но в современном постиндустриальном (3) обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования (4), а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их наемными менеджерами (5) отношения собственности (6) оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием «социальная группа», а на смену теории социально – классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации»

(А.А.Радугин, К.А.Радугин, российские социологи)

10.1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________

6.____________________________________________________________________

10.2.раскройте суть теории классового деления общества.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10.3.Назовите наиболее известного представителя данной социальной теории.

_____________________________________________________________________

11.Прочитайте стихотворные отрывки (12 баллов)

Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова, являющиеся известными вам из курса обществознания понятиями. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какая философская позиция представлена в строках А.С.Пушкина и Г.Р.Державина.

11.1. Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ______

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

(А.С.Пушкин)

Философская позиция:__________________________

11.2. Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То_________________ жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

(Г.Р.Державин)

Философская позиция _______________________________

12.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6 баллов)

12.1.Согласно закрепленным и избирательно сохраняемым элементам социокультурного опыта к свадьбе нужно было готовиться особым образом.

________________________________________________________________________

12.2. Каждый из небожителей, населявших Олимп, имел согласно созданиям коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающим действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, также свою земную родину – вполне конкретную местность.

________________________________________________________________________

12.3. К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости.

_________________________________________________________________________

Желаем успехов!

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.

11 КЛАСС.

1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов)

1.1.Какое понятие определяет глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное?

А) Идеология

Б) Менталитет

В) Мировоззрение

1.2. Массовая культура – это:

А) вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах

Б) культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации

В) правильны оба определения.

1.3.Какие утверждения являются верными?

А) вера в Бога для каждого человека обязательна

Б) пока живы люди, будут существовать религиозные представления.

В) каждый человек имеет право на свободу убеждений, свободу мысли, совести, религии.

1.4.Какие утверждения являются верными?

А) подлинная политическая демократия не может существовать без экономической свободы

Б) демократия – способ организации не только политической системы, но и всей жизни общества

В) демократия – это только непосредственное участие народа в решении того или иного вопроса.

1.5. Понятие правового государства было введено:

А) древнегреческим философом Аристотелем

Б) философами – просветителями XVIII века.

В) немецким философом И.Кантом в начале XIX века

1.6. Под социальной справедливостью понимают:

А) прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях

Б) уравнительное распределение всего того, чем располагает общество (эгалитаризм)

В) обеспечение обществом жизненно важных потребностей людей независимо от их трудового вклада и решение проблемы социальной защищенности

1.7.Социальная стратификация – это:

А) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

Б) система признаков, определяющих социальную структуру

В) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.

1.8.Назовите английского экономиста, утверждавшего, что локомотивом хозяйственной жизни является потребление

Б)Дж.М.Кейнс

В) У. Ростоу

1.9. Государство воздействует на экономику через:

А) сбор налогов

А) государственные заказы

В) регулирование денежного обращения

Г) экономическое программирование

Д) все перечисленное выше.

1.10. Традиционный тип мышления отличают следующие особенности:

А) обеспечение безопасности своей страны любыми средствами

Б) недоверие как форма общения между странами и народами

В) признание современного мира единым и взаимосвязанным

Г) стремление к силовому решению политических проблем

Д) признание приоритета общечеловеческих ценностей

Е) отказ от войны как решения спорных вопросов

Ж) преобладание классовых, групповых, национальных интересов

З) признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу.

    Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (12 баллов)

Термин (…) в социологию пришел из (…) (…). Основанием для нее служит так называемая лестница (…) , в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (…) стало (…)

(…) , (…), (…) и престижа.

(…), (…), (…).

1..моральная чистота 2.Социальная стратификация

3.Социальная мобильность. 4.Образование

5.геология. 6.Стагнация

7.Вертикальная мобильность. 8.Научный.

9.Стратификация. 10.Крепостничество.

11.Рабство. 12.Горизонтальная мобильность.

13.Социальная. 14.Власть.

15.первобытное общество. 16.Доход.

17.Феодальная раздробленность. 18.Физика.

3.Заполните пробелы в приведенном ниже тексте: (5 баллов)

« Существует две основных разновидности государственного макроэкономического регулирования – бюджетная (фискальная) и ___________________(1) политика. К числу мер первой (бюджетной) политики относятся, например, такие, как ______________________ (2). Меры второй разновидности макроэкономической политики предполагают воздействие на экономику страны с помощью изменения денежной массы и процентных ставок. Так, для борьбы со спадом сторонники подобной политики призывают __________________ (3) ставку рефинансирования, а для борьбы с инфляцией

________________ (4) ее».

4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (10баллов)

1.Налог на прибыль, налог на доходы физического лица, единый социальный налог.

2.Мифологическое, научное,(рациональное), чувственное.

3.Политическая организация общества, социально-политические и правовые нормы, политические отношения.

4.Товырный, финансовых услуг, нематериальных благ.

5.Статусная роль, статусный диапазон, статусные символы.

образования рядов

Новый элемент ряда

5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу (10 баллов)

1.Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

2.В РФ Президент РФ является одновременно главой государства и правительства.

3.Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество.

4.Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

5.Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

6.В соответствии с законом адвокатская деятельность не является предпринимательской.

7.Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

8.Олигополия – термин из политологии.

9.Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов с экономике.

10.Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

6. В высказываниях, существующих в науке об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие высказывания и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.

(5 баллов)

1.Государство – это одна большая семья, где государь – и «сын Неба», и «отец и мать» народа.

2.Общество состоит из трех частей: мудрецы – философы управляют обществом, воины – защищают, демиурги – ремесленники и земледельцы создают материальные блага.

3. « Война всех против всех».

4.Сущность капиталистической эксплуатации состоит в безвозмездном присвоении неоплаченной части труда рабочего.

5. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» _ церковью.

а) Маркс б) Гегель в) Кант г)Гоббс д)Конфуций е) Аристотель ж) Платон з) Спенсер

7. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен тм фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю, или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление.

Укажите:

2.Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии.(24 балла)

7.1. Толстовство._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обломовщина______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Макиавеллизм______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Донкихотство______________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Проанализируйте приведенные факты. В них содержится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каждая из описанных норм? Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.(9 баллов)

1. Согласно Конституции РФ Президент является главой государства, гарантом конституционного порядка, прав и свобод человека.

2.Национальный праздник Франции – День взятия Бастилии отмечается ежегодно 14 июля: на Елисейских полях проходит военный парад, который принимает президент.

3.Члены некоторых партий обязаны уплачивать ежемесячные членские взносы.

4.В США законы запрещают находящемуся у власти президенту вмешиваться в ход выборов нового президента.

5.Заседания обеих палат парламента Великобритании строго следуют сложившимся сотни лет назад процедурам.

6.В ряде стран мира кандидат в президенты, заявивший о том, что он придерживается атеистических взглядов или равнодушен к религии, обречен на поражение.

7.Экологическая организация, объединяющая борцов за запрещение исследований в области атомной энергетики, установила испытательный срок для желающих вступить в нее.

8.Сын лидера одной из ведущих оппозиционных партий был уличен прессой в употреблении наркотиков.. Ближайший партийный съезд избрал нового председателя партии.

9.Во время церемонии награждения спортсмен порвал национальный флаг своей страны. Большинство зрителей осудили его поступок.

9.М. Вебер выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.(12 баллов)

1.Вера в особые качества лидера. 2.Рационально разработанный закон 3.Делегирование на основе принципа большинства 4.Монарх, глава конфессии. 5.Пророк, «сверхчеловек», герой. 6.Персонал, связанный с главной системой сословных связей..7.Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо.9 9.Профессиональная бюрократия. 10.Устоявшиеся, вековые нормы. 11. Передача власти по наследству.12.Должностные лица, лично преданные лидеру.

10.В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными – в объем понятия входит только один объект, например первый президент России. Общими – в объем понятий входит много объектов, например – президент. И нулевыми (пустыми) – в объем понятия не входит ни один объект, например – марсианский житель.

Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объему, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.(9 баллов)

Единичные

Общие

Нулевые

1.Действующая Конституция СССР. 2. Мальтузианство. 3.Меланхолик.

7. Научно-техническая революция 8.Монополия 9.Неравноправный паритет.

11.Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В каждом из них в образной форме раскрыты известные вам из курса обществознания понятия. Установите их и впишите в строчки, расположенные под каждым отрывком.

(12 баллов).

1. « Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел».

А.С.Пушкин «Поэт».

___________________________________________________________

2.« Моя болезнь явилась ко мне, ибо я ее жаждал. Это надежда, ставшая моей болезнью. Но я так наслаждаюсь, лелея свою надежду, что готов страдать бесконечно. И в моей боли столько радости, что я изнываю от наслаждения»

Кретьен де Труа.

_________________________________________________________________________

3. Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной,

Не я один. Нас много. Я – живой.

Н.А.Заболоцкий. «Метаморфозы»

_________________________________________________________________________

12.Все приведенные ниже высказывания говорят об одном. Назовите слово, которое выражает предмет высказывания, и дайте ему определение. (3 балла)

«Продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга)

«…Это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа» (П.А.Флоренский)

«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.М.Лотман).

«…Это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом» (Ф.Ницше).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Желаем успехов!

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.

9 КЛАСС.

ОТВЕТЫ

2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (8 баллов)

Мораль как форма духовной жизни возникла уже (1 ). Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (5 ) , там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (6 ), ее нормы, как правило, (11 ), они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (4). Как и право, она имеет значение (7); в отличие от права – не (3). В морали на первый план выходит (12), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.

3. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу (10 баллов)

4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (8 баллов). По 1 баллу за правильный ответ. По 1 баллу за правильно включенный дополнительный элемент.

    Обычай, прецедент, религиозные догмы.

    Эпос, былины, сказки.

    Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

    Культура, наука, мораль.

образования рядов

Новый элемент ряда

Источники права

Формы народной культуры

Например, предания

Социальные санкции

Подсистемы духовной сферы общества

Религия, искусство, идеология

5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть различных видов собственности. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами собственности. (12 баллов). По 2 балла за определение наименования видов собственности, по 1 баллу за каждое верно соотнесенное предложение.

6.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6 баллов).

По 2 балла за каждую верную позицию.

6.1. Протекционизм

6.2. Конфликт

6.3. Самооценка

7. По 2 балла за каждую правильную вставку в стихотворном отрывке и 4 балла за определение философской позиции в 1 отрывке. Всего 8 баллов.

7.1. 1. Человек

2. Творчество

7.2. Антропоцентризм. Принимается ответ – гуманизм.

8.Прочитайте текст и выполните задания к нему. (20 баллов). По 3 балла за каждое определение, 2 балла за указание на взаимосвязь политической и духовной сфер и 3 балла за объяснение сути этой взаимосвязи, показанной в тексте.

8.1. 1.Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности.

2.Власть – возможность подчинять других людей своей воле, управлять или распоряжаться их действиями.

3.Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода.

4.Политический режим – система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе.

5.Политика – деятельность, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию публичной власти.

8.2. Здесь показана взаимосвязь политической и духовной сфер общества. Работа властного механизма в обществе невозможна без познания и осознания гражданами важнейших принципов политики. Также ставится вопрос о возможности качественной оценки политического режима, выработке представлений об идеальном (лучшем) режиме, то есть элементах политической идеологии.

9.Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык Ваша задача – назвать соответствующий русскому переводу научный термин.(10 баллов)

Власть немногих

Олигархия

10. 9 баллов

11.К какому из видов поведения (правомерно дозволенного, предписанного или запрещенного) относятся следующие ситуации: (3 балла). По 1 баллу за правильную позицию.

А) Владелец свечного заводика Отец Ф. уплатил налоги сполна и спит спокойно –

предписанное поведение

Б) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет –

запрещенное поведение

В) Дядя Федор и К выпускают молочные продукты для детей и взрослых

правомерно дозволенное поведение

12.Прочитайте приведенные ниже высказывания известных ученых, мыслителей, политиков. Запишите понятия (термины), о которых говорится в данных высказываниях.

(5 баллов)

1. Самопознание

2. Культура

3. Свобода

5. Прибыль

Всего – 109 баллов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.

10 КЛАСС.

ОТВЕТЫ

1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов). 1 балл за правильный ответ, за любую ошибку – 0 баллов.

2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (12 баллов)

Как для __1__________ нужна добродетель, а для монархии ___12_ ______, так для ___15 __________ правительства нужен __7______. В добродетели оно не нуждается, а _____12_______ была бы для него опасна. Безграничная власть ____17_______ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве _11_____________, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство __3______ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственными силами и силою ___19___. Но если в _15__________ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____7________ - единственно движущее начало этого образа ___14________- исчез, и у народа нет более защитника « (Ш. Монтескье, французский философ)

3.Найдите в приведенном перечне социальные условия происхождения сознания и укажите их порядковые номера. (3 балла)

образования рядов

Новый элемент ряда

Источники права

Формы народной культуры

Например, предания

Социальные санкции

Пример любой социальной санкции

Участники уголовного процесса

Прокурор, свидетель, эксперт

Формы чувственного познания

Представление

5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу (10 баллов)

6.Установите соответствие между элементами. Обратите внимание, что во второй перечень заведены лишние элементы. (11 баллов)

7.? Что не оговаривает устное трудовое соглашение между Попом и Балдой, но должно учитываться при заключении трудового контракта в реальной жизни?

(10 баллов). По 2 балла за каждую позицию.

В устном договоре не учтены:

Продолжительность действия трудового договора

Продолжительность рабочего дня работника

Квалификация работника(что умеет по документам или рекомендации)

Состояние здоровья работника

Порядок оплаты (как часто, при каких условиях не выплачивается и т.д.)

8.Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:

(6 баллов) По 2 балла за каждую позицию.

1. теологическая

2. материальная

3. расовая

9.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем.

По 1 баллу за определение типов экономических систем, и по 1 баллу за каждое верно отнесенное предложение к соответствующему типу систем.(12 баллов)

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив типы экономических систем, о которых идет речь.;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих признаки каждого из выделенных вами типов экономических систем.

10.По 3 балла за каждое определение, 4 балла за объяснение сути теории классового деления общества и 2 балла за указание имени К. Маркса. Всего 24 балла.

10.1. 1.Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений меду ними.

2.Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

3.Постиндустриальное общество – общество, в котором главными продуктами производства являются информация и знания, сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

4.Акционирование – процесс размещения акций предприятия среди держателей.

5.Менеджер – наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения.

6.Собственность – имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу.

10.2.Суть классовой теории – в разделении общества на большие группы – классы в зависимости от отношений собственности на средства производства.

20.3. К.Маркс

11. По 2 балла за правильно определенное слово. По 4 балла за правильную философскую позицию. (12 баллов)

11.1. Ходить

Философская позиция - эмпиризм, метафизика

11.2. Вечности

Философская позиция – фатализм

12 .Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином.

По 2 балла за правильно определенный термин. (6 баллов)

12.1. Традиция

12.3.Автаркия

Всего - 126

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.

11 КЛАСС.

ОТВЕТЫ

1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов). 1 балл за правильный ответ, за любую ошибку – 0 баллов.

2.Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (12 баллов).

Порядок указания 4,14 или 14, 4 значения не имеет.

Термин (9) в социологию пришел из (5) . Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (13). Основанием для нее служит так называемая лестница (16), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (2) стало (11) , которое вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

(2) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (4), (14) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (3), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (12), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (7).

3.(5 баллов). За каждый правильный ответ – 1 балл, за дополнительный пример бюджетной политики – 1 балл.

1. Монетарная (кредитно – денежная)

2. Изменение налогов, организация общественных работ и т.д.

3. Снижать.

4.Повышать.

4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. По 1 баллу за правильный ответ. По 1 баллу за правильно включенный дополнительный элемент.(10 баллов)

образования рядов

Новый элемент ряда

(например)

Прямые налоги

Налог на имущество

Типы познания

Религиозное, философское

Компоненты политической системы

Политическое сознание, политическая практика

Виды рынков

Рынок рабочей силы

Элементы социального статуса

Статусные права, статусные обязанности

5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу (10 баллов)

6. Приведите в соответствие высказывания и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.

(5 баллов)

7. Укажите:

1.Краткое определение термина.

2.Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии. До 3 баллов за верное определение и по 3 балла за верно названную фамилию.(24 балла)

7.1. Толстовство . 1.Религиозно – общественное движение в России конца XIX века, принципами которого являются непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности.

2. Л.Н.Толстой (1828 – 1910) – великий русский писатель и философ.

7.2. Обломовщина. 1. равнодушие к общественным интересам, нежелание принимать какие – либо решения или совершать какие-либо поступки, считая, что это сделают другие.

2. Илья Обломов – персонаж одноименного романа И.А.Гончарова.

7.3. Макиавеллизм 1. Политика, основанная на культе силы, коварстве, пренебрежение нормами морали во имя достижения и сохранения власти.

2. Н.Макиавелли – итальянский политический писатель (1469 – 1527), государственный секретарь Флорентийской республики.

7.4. Донкихотство 1. Модель поведения, основанная на идеалистическом стремлении бороться с реальным или воображаемым злом, используя подчас смешные и ничтожные средства борьбы.

2. Данный тип поведения ярко представлен в образе Дон Кихота, центрального персонажа романа М.Сервантеса « Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

8. К каким типам относится каждая из описанных норм? Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.(9 баллов)

9. Проставьте порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам. По 1 баллу за правильную позицию.(12 баллов)

10. (9 баллов)

11.Установите понятия и впишите в строчки, расположенные под каждым отрывком. По 4 балла за верно установленное понятие.

(12 баллов).

1. Творчество.

3. Социализация.

12.Все приведенные ниже высказывания говорят об одном. Назовите слово, которое выражает предмет высказывания, и дайте ему определение. 1 балл за правильно указанное слово. 2 балла - за определение. (3 балла)

    Культура

    Вся искусственная среда, «вторая природа», созданная, возобновляемая и развиваемая человеком. (Могут быть другие определения культуры)

Подготовка к олимпиаде по обществознанию

Социальные науки очень молодые, хотя, об устройстве общества, о месте человека в этом мире люди задумывались еще в древности. Да, в этой области человеческого знания не так важны строгие математические соотношения, у этих наук есть своя специфика, свой язык, свои методы. На пути изучения общества ученые совершили не одно открытие и никто не знает, что еще ждет людей в процессе социального познания. Выдающийся ученый историк ХХ в. Марк Блок писал:

"Итак, мы ныне лучше подготовлены к мысли, что некая область познания, где не имеют силы Евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, пре­тендовать на звание научной. Мы теперь гораздо легче допускаем, что определенность и универсальность - это вопрос степени. Мы уже не чувствуем своим долгом навязывать всем объектам познания единообразную интеллектуальную модель, заимствованную из наук о природе, ибо даже там этот шаблон уже не может быть применен вполне. Мы еще не слишком хорошо знаем, чем станут в будущем науки о человеке. Но мы знаем: для того, чтобы су­ществовать - продолжая, конечно, подчиняться основным законам разума, - им не придется отказываться от своей оригинальности или ее стыдиться".

Только начинаете свой олимпиадный путь, или уже хорошо знакомы с его форматом? Мы будем рады помочь в подготовке каждому. Для новичков всегда открыт «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад, а опытные участники могут попасть в состав сборной Москвы по обществознанию.

Проявил себя – двигайся дальше!

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Москвы. Показывая высокие результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ или Московской олимпиаде они получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, но хочет проявить себя, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям. В начале каждого учебного года проходит отборочный тест, на который могут прийти все желающие. Кроме того, на занятия приглашают ребят, успешно написавших итоговую работу в летней школе Центра педагогического мастерства. Подробная информация представлена на сайте, активно ведется группа в ВКонтакте.

Составь себе расписание сам

Занятия кандидатов в команду Москвы проходят, в основном, по вечерам будних дней. Четыре-пять дней в неделю, по две пары, в два потока, преподаватели читают лекции и проводят семинары. Не стоит пугаться и грустить по свободному времени. Каждый школьник сам выбирает в какие дни и на какие пары ходить. Он может посоветоваться со своим куратором, который есть у каждого кандидата в команду. Куратором назначается преподаватель или победитель/призер ВсОШ прошлых лет. Ребят также ждет серия интенсивных занятий: выездные сборы в сентябре-декабре и подготовка в Центре педагогического мастерства в январе.

Подготовка потенциальных членов команды

По результатам регионального этапа определяется список потенциальных членов команды Москвы на финале ВсОШ. Проходные баллы становятся известны только в начале марта, но интенсивные занятия начинаются уже в феврале. На них приглашают больше ребят, чем в итоге войдет в команду Москвы.

Было бы желание – возможность найдется

Для тех, у кого в этот раз не получилось пройти отбор, но желание заниматься не угасло, в центре образования «Коалиция» проходят занятия по той же схеме: четыре-пять дней в неделю, по две пары, в два потока, преподаватели читают лекции, и проводят семинары. Также на платной основе можно поехать на выезды вместе с кандидатами в команду.

Ежегодно к муниципальному этапу запускаются онлайн-курсы для школьников. По всем 24 предметам олимпиады публикуются материалы для подготовки, организационная информация и советы специалистов. Участники могут задавать вопросы жюри и подавать апелляции. Зарегистрироваться на курсы можно с помощью приглашения, которое выдается в школе вместе с листком участника.

Широкое распространение получила программа ассоциации победителей олимпиад «Кружок от чемпионов» и проект при поддержке тренеров команды Москвы «Олимпийский резерв». Для ребят интересующихся предметом, желающих добиться результатов на олимпиадах школа может организовать занятия с одним из тренеров команды Москвы.

ЦРТ «Мега-Талант» предлагает ученикам 5-11 классов и студентам ССУЗ принять участие в наших всероссийских и международных олимпиадах по обществознанию. Мы будем рады вручить дипломы I-III степени победителям олимпиады, сертификаты остальным участникам, а также наградить свидетельствами и благодарностями учителей-организаторов олимпиады.

Только факты:

  • Больше чем 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
  • Более 11000 школьников и студентов из 12 стран среди участников;
  • Более 2,5 миллиона рублей выплаченных компенсаций организационных расходов;
  • 98% учителей участвуют в новых сезонах олимпиад.

5 принципов успешного взаимодействия

ЦРТ «Мега-Талант» непрестанно работает над тем, чтобы сделать взаимодействие с учителями максимально эффективным. На данном этапе своего развития мы придерживаемся 5 простых принципов, которые обеспечивают должную отдачу со стороны всех участников мероприятия.

  1. Доступ к комплектам заданий для всех классов после подтверждения заявки на участие.
  2. Бесплатные наградные материалы дизайн которых меняется каждый сезон
  3. Компенсация всех организационных расходов
  4. Ценные подарки для самых активных организаторов
  5. Отзывчивая и оперативная служба поддержки

Формат дистанционных олимпиад

Формат дистанционных олимпиад дает возможность проявить себя всем без исключения. Учитель выбирает время и место проведения мероприятия, исходя из своих соображений об удобстве для своих учеников. Это дает возможность избавиться от угрожающей серьезности, свойственной олимпиадам в классическом понимании и улучшить результаты участников..

Олимпиадные задания основаны на школьной программе и соответствуют стандартам ФГОС. Комплекты заданий меняются каждый сезон.

Комплект заданий для каждой категории участников состоит из 15 тестовых вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими вариантами правильных ответов.
  • Тестовые вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Тестовые задания на соотнесение двух рядов данных.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на анализ текста, биографии, документа.

Стоимость участия в олимпиаде по обществознанию

Стоимость участия для одного ученика указана на странице с информацией об олимпиаде. Мы компенсируем до 30% этой суммы для покрытия организационных расходов. Вам не придется распечатывать наградные материалы и комплекты заданий за свой счет. Мы позаботились об этом. Процент компенсации рассчитывается соответственно количеству участников в заявке. Вам будет доступна вся информация о том, на какую компенсацию вы можете рассчитывать, после на сайте ЦРТ «Мега-Талант».

Самые активные учителя, которые участвуют в наших олимпиадах награждаются ценными призами по итогам месяца и по итогам полугодия.

Периодичность проведения олимпиад по обществознанию

Когда бы вы ни решили организовать олимпиаду, вы обнаружите, что именно в этот момент доступно какое-либо из наших образовательных мероприятий. Все дело в том, что в течение учебного года мы проводим целых 7 олимпиад по обществознанию год. При этом комплекты заданий постоянно меняются. Всероссийские олимпиады проходят раз в сезон (осенний сезон, зимний сезон, весенний сезон), а международные в промежутках между ними.

Обработка результатов

Выполненные работы проверяются автоматически, после того, как учитель внесет результаты участников в специальную таблицу. Таким образом достигается полная беспристрастность в оценивании и участники получают именно те баллы, которые они заработали своим умом. В день публикации результатов учитель получает доступ к именным наградным материалам.

Как организовать олимпиаду по обществознанию?

  1. Зарегистрировавшись на сайте ЦРТ «Мега-Талант», вы подаете заявку, выбрав олимпиаду по обществознанию.
  2. Подтвердите заявку, оплатив оргвзнос.
  3. В период выдачи заданий вы скачиваете и распечатываете комплекты заданий для вашего класса и проводите олимпиаду.
  4. Ответы участников заносятся в нашу базу данных и обрабатываются системой.
  5. На сайте публикуются именные наградные материалы
  6. Учитель скачивает наградные материалы в своем личном кабинете и вручает ученикам.

Как оплатить оргвзнос?

Есть много вариантов. Выберите самый удобный для себя:

  • банковские карты (онлайн)
  • квитанции Почты России
  • электронные платежные системы (онлайн)

Участие в олимпиаде по обществознанию для нерезидентов РФ

Язык всех заданий — русский. Если вы владеете русским, добро пожаловать! Мы будем рады сотрудничеству. ЦРТ «Мега-Талант» не создает каких-либо искусственных ограничений. Есть еще вопросы? Добро пожаловать в раздел вопрос-ответ , где вы можете ознакомиться с самыми частыми вопросами учителей и ответами на них.

 

 

Это интересно: