→ Эрнст неизвестный краткая биография. Эрнст неизвестный. Награды и звания

Эрнст неизвестный краткая биография. Эрнст неизвестный. Награды и звания

О н прошел через ужасы войны, испытал на себе немилость властей и был вынужден покинуть Родину. Эрнст Неизвестный создавал монументальные произведения, которые сегодня можно увидеть в разных странах мира - в России и Украине, США и Египте, Швеции и Ватикане.

Орден Отечественной войны «посмертно»

Эрнст Неизвестный родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача Иосифа Неизвестного и поэтессы Беллы Дижур. В детстве и юности ему приходилось скрывать свое происхождение, поскольку его отец был белогвардейцем, а дед, Моисей Неизвестнов, - некогда богатым купцом.

Поколение моего отца, да и я во времена молодости, жили в сплошной лжи. Даже в семье старались скрыть свое происхождение. И выясняется, что фамилия наша не Неизвестный, а Неизвестнов. Отец сменил последние две буквы, будучи мудрым человеком, и, как я понимаю сейчас, эти две буквы нас, в общем-то, спасли.

Эрнст Неизвестный

Школьником Неизвестный участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. А в 1939 году поступил в Ленинградскую художественную школу при Академии художеств . Школу эвакуировали в Самарканд, отсюда молодой скульптор, несмотря на слабое здоровье, ушел добровольцем в армию.

Во время боев он был тяжело ранен - сослуживцы даже посчитали, что он умер. Но в подвале, где хранили тела перед погребением, Неизвестный пришел в себя: ранение оказалось не смертельным. Однако Эрнста Неизвестного по ошибке наградили орденом Отечественной войны II степени посмертно. После ранения он с трудом передвигался на костылях, больше года не мог ваять. Некоторое время после войны он преподавал черчение в военном училище в Свердловске.

Горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» (фрагмент). Скульптор Эрнст Неизвестный. 1953. Фотография: proza.ru

Скульптура «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина». Скульптор Эрнст Неизвестный. 1953. Фотография: Татьяна Андреева / rg.ru

В 1946 году Эрнст Неизвестный поступил в Академию художеств в Риге, а через год - сразу в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова и на философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова . Работы студента Неизвестного уже в годы учебы становились музейными экспонатами. На третьем курсе он изготовил скульптуру «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина» и горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» для Свердловского музея. А дипломную работу Эрнста Неизвестного - скульптуру «Строитель Кремля Федор Конь» - купил Русский музей .

Уже в эти годы появились и первые проблемы с цензорами: экспериментальные и неофициальные вещи приходилось прятать.

Разногласия с соцреализмом в институте возникали в первую очередь у фронтовиков. Многие из этих молодых людей были даже коммунистами, но их переживания, их жизненный опыт не соответствовали гладкописи соцреализма. Мы не теоретически, а экзистенциально выпадали из общепринятого, нам требовались иные средства выразительности. На меня выпала судьба быть одним из первых, но далеко не единственным.

Эрнст Неизвестный

Скульптора критиковали газеты, с ним беседовали «в кабинетах» и даже избивали на улице. Однако коллеги-художники поддерживали его, и в 1955 году Неизвестный стал членом Московского отделения Союза художников.

Мемориальный памятник для Никиты Хрущева

В конце 1950 - начале 1960-х годов Неизвестный создал цикл «Война это» и «Роботы и полуроботы», скульптурные композиции «Атомный взрыв», «Усилие», другие изваяния, графические и живописные работы. В 1957 году Эрнст Неизвестный участвовал в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и взял все три медали. От золотой медали за скульптуру «Земля» его заставили отказаться.

Композиция «Атомный взрыв». Скульптор Эрнст Неизвестный. 1957. Фотография: uole-museum.ru

Памятник Никите Хрущёву на Новодевичьем кладбище. Скульптор Эрнст Неизвестный. 1975. Фотография: enacademic.com

Когда был объявлен международный конкурс на памятник над Асуанской плотиной, я послал разными каналами, чтобы не знали, что это я, свой проект. Открываются пакеты. Падают, как кегли, советские представители: нежелательный персонаж получил первое место. Но делать ничего не остается, так как мировая пресса печатает мое имя. Появляется оно и в «Правде». В эту щель бросились наши архитекторы и под шумок надавали мне массу заказов.

Эрнст Неизвестный

В 1974 году Неизвестный готовил декор стен для библиотеки Московского института электронной техники. Денег власти выделили мало, недоброжелатели надеялись, что скульптор откажется. Но Неизвестный сэкономил: не стал отдавать свой эскиз в комбинат, как делали многие скульпторы, а выполнил барельеф своими руками. И снова вышел рекорд: площадь барельефа «Становление человека разумного» составила 970 квадратных метров. В те годы в стране он стал самым большим барельефом, созданным внутри помещения.

Последним проектом Неизвестного на территории Советского Союза стал барельеф на здании Центрального комитета Коммунистической партии в Ашхабаде.

Неизвестный в эмиграции

В 1976 году Неизвестный покинул Советский Союз. Его жена, художница-керамистка Дина Мухина, с дочерью Ольгой не поехала с ним.

В СССР я мог делать большие официальные вещи, использовать свои формальные приемы, но не мог делать того, что хотел. Я сам себе напоминал актера, который всю жизнь мечтает сыграть Гамлета, но ему не давали, и лишь когда он состарился и захотел играть короля Лира, ему предложили роль Гамлета. Формально это была победа, но внутренне - поражение.

Эрнст Неизвестный

За рубежом его уже знали - до эмиграции скульптор проводил в Европе свои персональные выставки. Первой страной, куда перебрался скульптор, стала Швейцария. В Цюрихе Неизвестный прожил меньше года, потом переехал в Нью-Йорк. Там его избрали в Нью-Йоркскую академию наук и искусств. В 1986 году он стал членом Шведской академии наук, а затем и Европейской академии наук, искусств и гуманитарных знаний. В США Неизвестный читал лекции по культуре и философии в Колумбийском, Орегонском университетах, а также в Калифорнийском университете в Беркли. Он был знаком с представителями американской элиты - Энди Уорхоллом, Генри Киссинджером, Артуром Миллером.

Рисунок из серии «Каприччио». Эрнст Неизвестный. Фотография: Антон Буценко / ИТАР-ТАСС

Мемориал «Маска скорби». Скульптор Эрнст Неизвестный. 1996. Фотография: svopi.ru

В первые годы эмиграции Неизвестный изваял голову Дмитрия Шостаковича для Центра исполнительских искусств Джона Кеннеди в Вашингтоне. Несколько раз его выставки проходили в Галерее Магна в Сан-Франциско. По заказу этого выставочного центра Неизвестный выполнил цикл «Man through the Wall» («Человек, пробивающийся сквозь стену»). Его работы выставлялись и в Швеции: в Уоттерсберге в 1987 году открыли музей скульптур Неизвестного. Несколько распятий по проекту Неизвестного купил для Музея Ватикана Папа Римский Иоанн Павел II.

С начала 1990-х годов Эрнст Неизвестный стал часто бывать в России. В 1994 году скульптор создал эскиз главной телевизионной награды страны - «ТЭФИ». Статуэтка представляет собой персонажа древнегреческой мифологии - Орфея, играющего на струнах своей души. Через год у Морского вокзала в Одессе в Украине установили первый на постсоветском пространстве монумент Неизвестного - «Золотое дитя». В 1996 году в Элисте открыли памятник «Исход и Возвращение», посвященный депортации калмыцкого народа в Сибирь. Тогда же открыли мемориал «Маска скорби» в память о жертвах политических репрессий в Магадане. Позже в Кемерово появился монумент «Память шахтерам Кузбасса». Общая форма, форма кроны дерева и форма сердца была решена. Таким образом, я как бы увидел ночью сверхзадачу, которая примирила меня с моей реальной судьбой и давала мне, пусть хотя бы фиктивную, но модель, которая давала возможность работать в никуда, но для единой цели.

Эрнст Неизвестный

В «Багратионе» над «Древом» возвели стеклянный купол - тоже по эскизу Неизвестного. В структуре «Древа жизни» можно увидеть и петли Мебиуса, и лица исторических личностей, и религиозные символы.

В 2007 году скульптор закончил свое последнее монументальное произведение - бронзовую фигуру Сергея Дягилева . Ее установили в родовом доме импресарио в Перми.

В последние годы жизни Неизвестный тяжело болел, почти ослеп и не работал, но время от времени зарисовывал свои идеи на ватмане при помощи специального оптического устройства. Похоронен Эрнст Неизвестный на городском кладбище острова Шелтер в США.

9 августа 2016 года ушел из жизни талантливый и Гениальный скульптор – Эрнст Неизвестный , создавший за весь период своего творчества более 850 скульптур, многие из которых стали известными не только на территории бывшего СССР, но и во всем мире.

Краткая биография

Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске в семье врача-оториноларинголога и поэтессы. Также его мама писала научно-популярные книги для детей, был химиком по профессии.

С 14 лет Эрнст принимал участие во Всесоюзных конкурсах детского и юношеского творчества. В 1942 году начал обучение в Ленинградской художественной школе при Всероссийской Академии Художеств .

Период Великой Отечественной войны

В конце лета 1942г. был призван в армию и принимал участие в боевых действиях во время Великой Отечественной Войны вплоть до весны 1945 года.

Имеет награды:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
  • Орден Красной Звезды.
  • Медаль «За взятие Будапешта».
  • Медаль «За отвагу».
  • Орден Почета, врученный ему Владимиром Путиным в октябре 2000 года.

Смерть и воскрешение

После тяжелого ранения в Австрии 22 апреля 1945 года Эрнст Неизвестный попал в госпиталь и через некоторое время был признан мертвым.

Из личных воспоминаний:

«Я был ранен очень тяжело, разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, три межпозвоночных диска, порвала плевру. Я только много позже узнал, что я почти Рэмбо, потому что убил двенадцать фашистов. И это был рукопашный бой, лицом к лицу в окопах. Ну и, естественно, я начал умирать.

Пока меня везли, немцы вовсю бомбили, мне еще досталось взрывной волной, добавилась контузия. Так что, в конце концов, я весь был закован в гипс, абсолютно невменяем.

И в какой-то момент меня сочли мертвым и отнесли в подвал. Однажды санитары, молодые мальчишки, потащили меня. А тяжело же, они меня неловко сбросили - что с мертвым считаться?! И тут с гипсом что-то произошло, сдвинулось, я заорал. Меня и реанимировали…»

Творчество Эрнста Неизвестного

Работа третьего курса Суриковского училища Эрнста Неизвестного получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей. Работа пятого курса - «Строитель Кремля Федор Конь» была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем.

50-е годы

В 1954-1962 годах Неизвестный участвовал в молодежных республиканских и всесоюзных выставках в Москве, в их числе:

  • выставка на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957, где скульптор получил две премии;
  • всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ» в 1958;
  • выставка произведений художников студии Э. Белютина («Таганка») в 1962 с участием Ю. Соостера, В. Янкилевского и Ю. Соболева-Нолева.

В 1955 году Эрнст Неизвестный становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР и до 1976 года занимается художественной деятельностью в СССР.

В начале 1950-х гг. Эрнст Неизвестный создал серию скульптур «Война - это…» , «Роботы и полуроботы» , создавал целые альбомы рисунков под общим названием «Гигантомахия, или Битва гигантов» .

В 1956 г. художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» - гигантской скульптуры, символизирующей творческий союз искусства и науки. Этот проект, по словам скульптора, является основным делом его жизни .

В 1957 году Неизвестный создает статую, ставшую известной - «Мертвый солдат» . Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.

Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).

60-е годы

В 1959 г. Эрнст Неизвестный стал победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне.

В 1961 году состоялась первая персональная выставка Неизвестного - в московском клубе «Дружба». В 1962 г. он участвовал в знаменитой выставке в Манеже «30 лет МОСХ», разгромленной Никитой Хрущевым, который назвал его скульптуры «дегенеративным искусством»:

- Почему ты так искажаешь лица советских людей?

С 1965 г. он неоднократный участник художественных выставок на Западе.

Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является декоративный рельеф «Прометей» (длиной 150 м) во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» (1966) и «Цветок лотоса» (высотой 87 м), сооруженный у Асуанской плотины в Египте (1971г).

В 1970 г. выходит роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Эрнста Неизвестного.

Конфликт с главой СССР

За свои работы Неизвестный подвергся критике со стороны тогдашнего главы Советского Союза Н. С. Хрущева, который в 1962 году на выставке назвал его скульптуры «дегенеративным искусством».

Позже по просьбе родственников бывшего главы государства Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник Н. С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище. За свою работу скульптор не взял ни копейки. А насильно сунутую ему пачку банкнот от сына бывшего генсека вышвырнул на ходу из окна машины: «Пусть Москва помянет Никиту…»

70-е годы

В 1974 году выполняет огромный рельеф (970 м² ) в здании Московского института электронной техники в Зеленограде.

В 1973-1975 гг. Неизвестный создает восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше.

В 1975 году Эрнст Неизвестный создает барельеф на здании архива ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде. Это было последнее произведение в Советском Союзе перед эмиграцией. Теперь это одно из зданий Госархива .

С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие. На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.

Из его 850 скульптур у него закупили только 4 . Против него возбуждались уголовные дела: его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Его постоянно избивали, в глину подсыпали стекло, после чего он получал множественные порезы и подолгу не мог работать.

После отъезда за рубеж

В 1983 г. Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США), профессором философии Колумбийского университета. В 1986 г. его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 г. Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.

В конце 1980-х по заказу галереи Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско (США) Неизвестный создал цикл «Man through the Wall», который был посвящен крушению коммунизма. В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах Орегона в городе Юджин и в университете Беркли в Калифорнии.

В 1987 г. в шведском городе Уттерсберге (швед. Uttersberg) открылся музей «Древо жизни» , посвященный работам Эрнста Неизвестного.

В 1989 г. он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашен оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В этом же году был снят художественно-публицистический фильм об Эрнсте Неизвестном «В ответе ль зрячий за слепца?» .

90-е годы

В 1990 г. он оформил памятник Андрею Сахарову. В октябре 1990 года подписал «Римское обращение». В этом же году в Свердловске (Екатеринбурге) был основан музей Эрнста Неизвестного .

В 1991 г. Эрнст Неизвестный приезжал в Россию для работы над мемориалом жертвам сталинизма в Воркуте и Екатеринбурге.

В 1994 году по его эскизам создан главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ - статуэтка Орфея . А также: приз российской независимой премии «Триумф» - статуэтка «Золотой Эльф», и призовая статуэтка народной премии «Светлое прошлое» в виде символического изображения Кентавра, которая вручается в Челябинске знаменитым южноуральцам.

В 1996 году Неизвестный закончил свое монументальное (высотой в 15 метров) произведение «Маска скорби» , посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане.

В декабре 1997 г. скульптура Эрнста Неизвестного «Великий кентавр» была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.

2000-е годы

В апреле 2000 г. в Москве была открыта первая скульптура художника - «Возрождение» . В 2003 г. в Кемерово на берегу реки Томь был открыт монумент «Память шахтерам Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного.

В октябре 2004 г. Эрнст Неизвестный «посадил» в Москве свое «Древо жизни» - в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион». Это семиметровое раскидистое «Древо жизни», в кроне которого можно разглядеть христианское распятие и ленту Мебиуса, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и эзотерические символы.

Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира - скульптура «Исход и возвращение» в Элисте (посвящен депортации калмыков), «Золотой ребенок» в Одессе.

Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику, часто составлялись из частей человеческого тела. Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе, но его монументальные скульптуры создавались из бетона.

Премии

Награды и премии за творчество Эрнста Неизвестного:

  • лауреат Государственной премии РФ (1995),
  • лауреат частной Царскосельской премии (1998),
  • лауреат «Премии Кузбасса» за создание памятника погибшим шахтерам в Кемерове (2003).

С 1977 года скульптор проживал в Нью-Йорке и работал в Колумбийском университете. Свой 80-летний юбилей отпраздновал в России.

9 апреля исполняется 85 лет известному скульптору Эрнсту Неизвестному. Картины Неизвестного экспонируются в лучших музеях мира. Среди известных скульптурных произведений Неизвестного - монументы "Древо жизни", "Память шахтерам Кузбасса", «Возрождение», «Маска скорби» и др.

Скульптор, художник, философ Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. в Свердловске (Екатеринбурге) в семье врача (бывшего белого офицера) Иосифа Неизвестного и биолога и детской поэтессы Беллы Дижур, репрессированных в 1930-х гг.

До 1942 г. Эрнст Неизвестный посещал в Свердловске школу для художественно одаренных детей. В 1943 г. он ушел добровольцем в Красную Армию; был направлен в Кушку, на границе Ирана и Афганистана, в Первое Туркестанское Военное училище, по окончании которого был включен в состав 860-й гвардейской десантной дивизии, 45-го гвардейского десантного полка. Неизвестный служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта.

22 апреля 1945 г. был тяжело ранен в Австрии, объявлен мертвым и посмертно награжден орденом Красной Звезды, который был ему вручен через 25 лет.

Наиболее значительными произведениями Неизвестного советского периода являются "Прометей" в пионерском лагере Артек (1966) и "Цветок лотоса", сооруженный у Асуанской плотины в Египте (1971).

В 1976 г. Эрнст Неизвестный уезжает из СССР "из за эстетических разногласий с режимом", как он сам определил причины отъезда. Вначале он эмигрировал в Швейцарию, а затем, в 1977 г. переехал в Нью-Йорк. Там Неизвестный продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.

В 1983 г. Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США). Он - профессор философии Колумбийского университета, в 1986 г. его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 г. Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.

Начиная с 1962 г., а в особенности в десятилетия эмиграции, Эрнст Неизвестный выступал с теоретическими статьями и лекциями, публиковал белые стихи, образно комментирующие его изобразительное творчество (сборник "Судьба").

В 1980-х гг. Неизвестный с успехом выставлялся в галерее Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско, по заказу которой создал цикл Man through the Wall, посвященный крушению коммунизма.

В 1989 г. он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашен оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В 1990 г. он оформил памятник Андрею Сахарову.

В 1991 г. Эрнст Неизвестный приезжал в Россию для работы над мемориалом жертвам сталинизма в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге.

Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира. Это 970-метровый рельеф - фасад Института электроники города Зеленограда, скульптура "Исход и возвращение" в Элисте (посвящен депортации калмыков), "Золотой ребенок" в Одессе, в 1996 г. Неизвестный закончил свое монументальное (высотой в 15 м) произведение "Маска скорби", посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане.

В декабре 1997 г. скульптура Эрнста Неизвестного "Великий кентавр" была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.

В апреле 2000 г. в Москве была открыта первая скульптура художника - "Возрождение". В 2003 г. в Кемерове на берегу реки Томь был открыт монумент "Память шахтерам Кузбасса" работы Эрнста Неизвестного.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История жизни
Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года. Мать назвала его Эриком. И лишь в 1941 году перед самой войной, получая паспорт, он записал свое полное имя - Эрнст. Дед его был купцом, отец - белым офицером, адъютантом Антонова. Позднее он был детским врачом, отоларингологом, работал и как хирург. Когда пришли красные, то должны были расстрелять деда и отца. Но бабка вспомнила, что дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры. Тогда она нашла эти документы и предъявила большевикам. Никого не расстреляли.
Его мать - баронесса Белла Дижур, чистокровная еврейка, христианка, в середине девяностых еще была жива и публиковала свои стихи в одной из нью-йоркских газет.
Эрнст еще мальчиком имел репутацию отъявленного хулигана. Приписав себе лишний год, уже в семнадцать лет, Эрнст окончил военное училище - ускоренный выпуск. Там, на войне, лейтенант Неизвестный получил расстрельный приговор трибунала, замененный штрафбатом. И там же, на Великой Отечественной, он получил несколько боевых наград и ранений. Одно из них было тяжелейшим три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс… Спас Неизвестного гениальный русский врач, имени которого он так и не узнал, - это было в полевом госпитале. После войны бывший офицер три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться.
Потом Неизвестный учился в Академии художеств в Риге и в московском Институте имени Сурикова. Параллельно с этими занятиями он слушал лекции на философском факультете МГУ.
Получив диплом в 1954 году, он уже через год становится членом Союза художников СССР, а чуть позже - лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне!». Уже в то время проявилось его тяготение к «большому стилю» - подчеркнутая пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры.
В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую известной - «Мертвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.
Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).
В 1962 году на выставке, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно сознательно согласился быть экскурсоводом Н.С. Хрущева. В своем праве на первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако результат встречи не оправдал его надежды.
Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущева временная опала закончилась Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьезные государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. Правда, никаких премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием.
«Возвращаясь же к произведениям 60-х годов, хочется сказать еще о двух из них, - пишет Н.В. Воронов. - Это, во-первых, «Орфей» (1962-1964). Песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения - все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
И вторая - «Пророк» (1962-1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал «Cамым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения».
В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте - с монументом «Дружба народов», высотой 87 метров. Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали - восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973-1975) и декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974).

1974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве скульптор создал памятник на могиле Хрущева, ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.
«Этот надгробный памятник, - отмечает Н. В. Воронов, - быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налетом «вождизма», к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям, стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина была белой, а другая - черной…»
Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР, не пускали работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие.
На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
Из его 850 скульптур у него закупили только 4! Против него возбуждались уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того, Неизвестного постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда он решает вообще уехать из России - 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.
Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский паспорт, правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой.
«К этим людям, - говорит Неизвестный, - шли на поклон Пикассо и Генри Мур. Встретиться с Паулем Сахаром - это было все равно, что повидаться с господом Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович. Слава Ростропович даже написал книгу «Спасибо, Пауль» - про то, как Пауль вывел в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного господа Бога. Но я взял и уехал, по своим соображениям. Я не выдержал жизни в доме богатого человека…..
…В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы - бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза «Хрущев - средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».
Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, щедрой рукой все их передал мне. Президентов, королей, крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял это не для меня. Ты приходишь на «парти», тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».
Но Неизвестный добился того, что знаменитости, с которыми его познакомил Ростропович, стали приходить к нему в мастерскую как к скульптору.
До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь Лонг-Айленд, а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населенного ушедшими на покой миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами - и знаменитым русским скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.
Когда мастер уезжал из России, жену Дину Мухину и дочь Ольгу с ним не пустили. В октябре 1995 года Неизвестный снова женился. Аня - русская, давно эмигрировала. По профессии - испанистка.
Сам Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском - искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Мог стать постоянным профессором, но не захотел. Ему очень нравилось преподавать, но мешала рутинная бумажная работа. А еще отчеты, заседания... Все это отнимало слишком много драгоценного времени.
Как всегда, скульптор очень много работает в мастерской. Хотя за последние годы перенес две операции на сердце. Один раз он даже пережил клиническую смерть. Его снова спас русский доктор - Саша Шахнович.
«…Я много трачу, - говорит Неизвестный, - материал, отливка, помощники - идет омертвление огромных денег. В мой парк вложено несколько миллионов долларов - если считать одну отливку. А когда не работаю, богатею деньги не расходуются, а дают дивиденды.
По правилам, 12 экземпляров скульптуры имеют статус оригинала. Я раньше и отливал по 12. А теперь стараюсь давать минимальные тиражи - ну два, ну три экземпляра. Это повысит не стоимость, нет, но ценность работ. И это создает мне перспективу жизни, есть для чего жить - для работы. А если происходит затоваривание, психологически очень трудно работать.
На Западе же я понял, что свободу творчества дают деньги, это кровь творчества; нужно вкладывать очень много денег, чтобы создавать скульптуры».
Наряду с крупными работами Неизвестный создает произведения, относящиеся к мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей творчества художника всегда была и книжная графика. Еще в конце шестидесятых годов он создал цикл иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Они увидели свет в серии «Литературные памятники».
Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением самого популярного произведения в мире - Библии. В его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.
Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в его творчестве он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в мелкой пластике особая утонченность движений помогла скульптору творить необычайно изящные произведения, причем он тяготеет не к украшениям, а к предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества, направленную на познание человека и самого себя.
В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий - семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.
В художественной галерее «Дом Нащокина» состоялась первая персональная экспозиция скульптуры, живописи и рисунка Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На ней были отражены основные этапы творческого пути художника с 1966 по 1993 год.
Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все снова после семидесяти - это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом творческого долголетия.
И все же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуемная жажда творчества «Абсолютным безумием и работоспособностью», - отвечает маэстро.
И еще….. «Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полета уток, от изменения звезд, от приливов и отливов.
Единственное существо, которое вдруг возомнило, - это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает».

СССР
США США Жанр скульптор Учёба МГАХИ им. В. И. Сурикова Награды Премии
Работы на Викискладе

Эрнст Ио́сифович Неизве́стный (9 апреля , Свердловск , Уральская область , СССР - 9 августа , Нью-Йорк , США ) - советский и американский скульптор .

Семья [ | ]

Дед, Моисей-Лейб Иосифович Неизвестный (Неизвестнов, 1874-1945), происходил из семьи кантониста Йоселя Неизвестного (1840-?), в 1900 году перевёз семью из Оренбурга в Белорецк , где открыл типографию на Белорецком заводе ; в 1905 году семья (жена Эсфирь Ароновна и трое детей) перебралась в Верхнеуральск . Здесь М. И. Неизвестный основал самую большую в городе типографию в доме наследников Трофимовых на улице Коммерческой, а после революционных событий 1917 года работал наборщиком .

Отец - врач-оториноларинголог Иосиф Моисеевич Неизвестный (Умбакантера, 1898, Оренбург - 1979, Свердловск) . Мать Эрнста Неизвестного - Белла Абрамовна Дижур (1903-2006) .

Биография [ | ]

Неизвестный учился в школе № 16 Свердловска. С 1939 по 1942 год участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. С 1942 года учился в Средней художественной школе при В. А. Х. в Ленинграде (в 1941-1944 годах школа со всем коллективом находилась в эвакуации в Самарканде) .

В августе 1942 года был призван в Красную армию и направлен на обучение курсантом в 1-е Туркестанское пулемётное военное училище (город Кушка , Марыйская область, Туркменистан) . После окончания училища в октябре 1943 года младший лейтенант Неизвестный направлен в действующую армию в подразделения воздушно-десантных войск на только что сформированный 4-й Украинский фронт . 14 марта 1944 года назначен командиром стрелкового взвода 260-го гвардейского стрелкового полка 86-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й ударной армии . В дальнейшем в составе дивизии принимал участие во многих боевых операциях 2-го и 3-го Украинских фронтов, в том числе в штурме Будапешта . В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен (три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание лёгких, открытый пневмоторакс), объявлен мёртвым и посмертно награждён орденом Красной Звезды , который был ему вручён через 25 лет, и медалью «За отвагу» . После ранения три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться .

Некоторое время преподавал черчение в. В 1946-1947 годах обучался в Академии художеств в Риге , а затем, в 1947-1954 годах - в , и был слушателем курсов на философском факультете Московского государственного университета . В 1955 году Эрнст Неизвестный становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР (исключён в 1962 году ) и до 1976 года занимается художественной деятельностью в СССР.

17 июня 1973 года Неизвестный подал документы на выезд в Израиль . 10 марта 1976 года, после трёх лет пребывания в отказниках , скульптор покинул Советский Союз и через Швейцарию (Цюрих) эмигрировал в США .

С 1977 года Эрнст Неизвестный проживал в Нью-Йорке и работал в Колумбийском университете . Свой 80-летний юбилей отпраздновал в России.

В последние годы жизни Неизвестный тяжело болел и перенес операцию на головном мозге . О последних годах Неизвестного существуют две версии. По одной версии, которую высказал племянник Неизвестного Андрей Рылов, жена скульптора Анна Грэм била мужа и выгнала из его дома Ольгу Неизвестную единственную дочь скульптора . По версии ухаживавшей за Неизвестным Тамари Лабадзе, Анна преданно ухаживала за больным мужем .

Скончался Неизвестный в Нью-Йорке 9 августа 2016 года, на 92-м году жизни . Отпевание происходило по православному чину в Никольском соборе на Манхеттене Похоронен в США на .

По словам вдовы Неизвестного Анны Грэм, когда Эрнст умер, на их совместном с Неизвестным банковском счете находились 3,5 тыс. долларов . Грэм утверждала, что была вынуждена продать квартиру своих родителей и портрет своей матери работы Владимира Вейсберга , а на вырученные от этого 300 тыс. долларов устроить Неизвестному похороны . Племянник Неизвестного Андрей Рылов утверждал, что Грэм продавала работы Неизвестного для личной выгоды и ведения собственного роскошного образа жизни .

Деятельность [ | ]

Будучи студентом Суриковского института, Эрнст Неизвестный получил заказ на оформление новой экспозиции в музее Свердлова . Он выполнил две работы: горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» и скульптуру «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина». После высылки Неизвестного в Швейцарию руководство музея изъяло скульптуры из экспозиции, но благодаря музейным работникам, которые спрятали их в сарае, выполнявшем роль фондохранилища, они сохранились. Восстановленные из обломков, работы Неизвестного были выставлены в Музее истории Екатеринбурга (так стал называться музей Свердлова) в мае 2009 года.

Работа третьего курса Эрнста Неизвестного получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей . Работа пятого курса - «Строитель Кремля Федор Конь» была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем.

В 1954-1962 годах Неизвестный участвовал в молодежных республиканских и всесоюзных выставках в Москве, в их числе выставка на VI Всемирном Фестивале молодёжи и студентов в 1957 году, где скульптор получил две премии; Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ» в 1958; выставка произведений художников студии Э. Белютина («Таганка») в 1962 с участием Ю. Соостера, В. Янкилевского и Ю. Соболева-Нолева.

В начале 1950-х годов Эрнст Неизвестный создал серию скульптур «Война - это…», «Роботы и полуроботы», создавал целые альбомы рисунков под общим названием «Гигантомахия, или Битва гигантов».

В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» - гигантской скульптуры, символизирующей творческий союз искусства и науки. Этот проект, по словам скульптора, является основным проектом его жизни.

В 1957 году Неизвестный создаёт статую, ставшую известной - «Мёртвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и всё ещё судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом ещё символизирующего борьбу, движение вперёд.

Далее он создаёт образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).

В 1959 году Эрнст Неизвестный стал победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне (жюри этого конкурса, в состав которого входили известные художники, скульпторы, архитекторы, общественные и военные деятели, определило, что ни один из представленных проектов принят быть не может; победители или призёры конкурса официально не объявлялись).

В 1961 году состоялась первая персональная выставка Неизвестного - в московском клубе «Дружба». В 1962 году он участвовал в знаменитой выставке в Манеже «30 лет МОСХа », разгромленной Никитой Хрущёвым, который назвал его скульптуры «дегенеративным искусством».

С 1965 года он - неоднократный участник художественных выставок на Западе.

Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является декоративный рельеф (длиной 150 м) во Всесоюзном пионерском лагере «Артек » (1966) и «Цветок лотоса» (высотой 87 м), сооружённый у Асуанской плотины в Египте (1971) (архитектор Юрий Омельченко и супруга архитектора Петра Павлова оспаривают роль Э. Неизвестного в этом проекте, сводя его вклад - предоставление эскизов - к 6 % от общего вклада трёх авторов ).

После смерти Хрущёва, по просьбе родственников бывшего главы государства, Эрнст Неизвестный создал ему надгробный памятник на Новодевичьем кладбище .

В 1974 году выполняет огромный рельеф (970 м²) в здании в Зеленограде .

В 1973-1975 годах Неизвестный создаёт восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше.

В 1975 году Эрнст Неизвестный создаёт барельеф на здании архива ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде . Это было последнее произведение в Советском Союзе перед эмиграцией. Теперь это одно из зданий.

С начала 1960-х годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие. На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре. Из его 850 скульптур у него закупили 4.

В 1983 году Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США), профессором философии Колумбийского университета. В 1986 году его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 году Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.

В конце 1980-х годов по заказу (Magna Gallery ) в Сан-Франциско (США) Неизвестный создал цикл «Man through the Wall», который был посвящён коммунизма . В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах Орегона в городе Юджин и в университете Беркли в Калифорнии .

В 1987 году в шведском городе Уттерсберге (швед. Uttersberg) открылся музей «Древо жизни», посвящённый работам Эрнста Неизвестного.

В 1989 году он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашён оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В этом же году был снят художественно-публицистический фильм об Эрнсте Неизвестном «» (режиссёр В. Бондарев) .

В 1990 году он оформил памятник Андрею Сахарову . В октябре 1990 года подписал «». 22 апреля 1990 года Неизвестный посетил Свердловск по предложению общественной организации «Мемориал» . 24 апреля 1990 года между Э. Неизвестным и заказчиками в лице Свердловского горисполкома и Свердловского «Мемориала» был заключен авторский договор на установку художественного произведения «Мемориал Жертвам сталинских репрессий» в виде горельефа из гранита высотой 15 метров . Неизвестный должен был предоставить заказчикам эскиз не позднее 1 июля 1990 года и рабочую модель не позднее 1 октября того же года . За эту работу Неизвестному полагался авторский гонорар в размере 700 тысяч долларов.

Неизвестный предполагал создать «Треугольник скорби», установив по одному памятнику жертвам советских репрессий в Екатеринбурге, Магадане и Воркуте . Этот проект был реализован частично. В 1996 году монументальное (высотой в 15 метров) произведение «Маска скорби » было установлено в Магадане . Доктор исторических наук Анатолий Хазанов назвал это «чудовищное, в стиле скульптур острова Пасхи , сооружение» «явным провалом скульптора Эрнста Неизвестного» .

В Екатеринбурге установить «Маски скорби» Неизвестному так и не удалось при жизни. Сначала против памятника выступила местная общественность, включая епископа Мелхиседека . Неизвестный изменил эскиз, но на создание памятника не хватило денег. Проект «Масок скорби» переносили в Челябинск, но и там общественность выступила против памятника. Наконец в 2015 году с Эрнстом Неизвестным Администрация Екатеринбурга подписала договор, который значительно менял проект . До открытия памятника Неизвестный не дожил. 20 ноября 2017 года памятник «Маски скорби: Европа-Азия» был открыт. По сравнению с первоначальным замыслом он был сильно изменен - высота уменьшена с 15 до 3 метров, вместо камня монумент выполнен в бронзе, а установили его не в центре Екатеринбурга, как планировал Неизвестный, а за чертой города - на 12 километре Новомосковского тракта.

Третий памятник «Треугольника скорби» - в Воркуте - не был создан.

В 1994 году по эскизам Неизвестного создан главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ - статуэтка Орфея. А также: приз российской независимой премии «Триумф» - статуэтка «Золотой Эльф», и призовая статуэтка народной премии «Светлое прошлое» в виде символического изображения Кентавра, которая вручается в Челябинске знаменитым южноуральцам.

В декабре 1997 года скульптура Эрнста Неизвестного «Великий кентавр» была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.

В апреле 2000 года в Москве была открыта первая скульптура художника - «Возрождение». В 2003 г. в Кемерово на берегу реки Томь был открыт монумент «Память шахтёрам Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного.

В октябре 2004 года Эрнст Неизвестный «посадил» в Москве своё семиметровое раскидистое «Древо жизни» - в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион». В кроне можно разглядеть христианское распятие и ленту Мёбиуса , портреты Будды и Юрия Гагарина , сюжет изгнания из Рая и эзотерические символы.

Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира - скульптура «Исход и возвращение» в Элисте (посвящён депортации калмыков), «Золотой ребёнок» в Одессе.

Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику, часто составлялись из частей человеческого тела. Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе , но его монументальные скульптуры создавались из бетона .

Эрнст Неизвестный был награждён медалью за участие в Великой Отечественной войне (1995), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), орденом Почёта (2000).

Он Лауреат Государственной премии РФ (1995), Лауреат частной Царскосельской премии (1998), Лауреат «Премии Кузбасса» за создание памятника погибшим шахтёрам в Кемерове (2003).

Литературно-публицистическое творчество [ | ]

Неизвестный оставил после себя мемуары, эссе и очерки . Среди очерков Неизвестного следующие :

  • «Диалог с Хрущевым»;
  • «Катакомбная культура и официальное искусство»;
  • «Будущее режима»;
  • «Беда и счастье русского художника».

Неизвестный публиковался в журнале «Посев» , который выпускался антисоветским движением «Народно-трудовой союз российских солидаристов» .

Личная жизнь [ | ]

Был женат несколько раз.

Факты [ | ]

Награды и звания [ | ]

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 апреля 1996 года) - за выдающиеся заслуги в развитии изобразительного искусства
  • Орден Почёта (6 апреля 2000 года) - за большой вклад в развитие изобразительного искусства
  • Орден Красной Звезды (4 мая 1945 года) - за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
  • Медаль «За отвагу» (6 ноября 1947 года) - за отвагу и храбрость, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне
  • Государственная премия Российской Федерации 1995 года в области литературы и искусства (в области изобразительного искусства) (27 мая 1996 года) - за серию скульптурных произведений из бронзы
  • Зарубежный почётный член Российской академии художеств

Судьба творческого наследия [ | ]

После смерти Неизвестного в его мастерской, в загородном доме и парке около загородного дома в США осталось около 100 его работ . Эти произведения стали предметом суда между наследниками - вдовой Неизвестного и его дочерью Ольгой . Представителем Ольги в суде стал племянник Неизвестного Андрей Рылов .

Эрнст Неизвестный не оставил действующего завещания . Оригинал завещания Неизвестного сгорел, по словам его вдовы Анны Грэм, в 1998 году . Однако осталась копия завещания, согласно которой единственным душеприказчиком скульптора стала Анна Грэм .

Галерея [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Albert Leong «Centaur: The Life and Art of Ernst Neizvestny»

 

 

Это интересно: