→ Петров николай павлович. Петров николай петрович Петров, Николай Павлович

Петров николай павлович. Петров николай петрович Петров, Николай Павлович

Родился 24 октября 1960 г. в Первоуральске. Учился в школе № 35. В музыкальной школе учился по классу баяна. Закончил музыкальное училище им. Чайковского, где учился вместе с А. Могилевским. Есть весьма занимательная история, как Николай Петрович пришел в группу "Наутилус Помпилиус": "После записи "Титаника" Могилевский дал Николаю Петрову послушать альбом и предложил поработать с гитарными партиями Потапкина и Самойлова. Сначала Петров не отнесся всерьез к предложению Могилевского, предполагая, что найдутся другие кандидаты на это место. Однако вскоре из "Нау" окончательно ушел Самойлов, и Николаю пришлось по дороге на гастроли в Киев срочным порядком разучивать партии. Он делал это в поезде, сидя в наушниках и потихоньку репетируя на гитаре. Концерты в Киеве он отыграл успешно - и так в "Наутилусе" появился новый лидер-гитарист." Николай Петрович владел игрой на гитаре, аккордеоне, баяне. Это был один ярких, но в то же время остающихся немного в тени музыкантов... Именно при Николае Петровиче, Наутилус стал очень популярным, не зря тот состав называют "золотым".
Студенческая дружба логически привела их к творческому сотрудничеству - созданию проекта "Ассоциация". Он исполнял гитарные, вокальные партии, а также занимался аранжировкой. После окончания училища был преподавателем по классу акустической гитары в музыкальной школе г. Первоуральска и одновременно зарабатывал нелегкий хлеб "ресторанного музыканта" - у него 9-летний стаж работы в одном из первоуральских ресторанов. В 1989 г. Коля Петров увольняется из музыкальной школы, устав от жесткого расписания, стандартного педагогического репертуара, учебных планов. Он начинает работать в кружке одного из домов культуры, что обеспечивало большую свободу маневра и позволило более плотно заняться собственным творчеством. После распада "звездного состава" "Наутилуса" Н. Петров и А. Могилевский начинают более активно заниматься "Ассоциацией" - прилагать некоторые усилия для раскрутки своего проекта, становятся известны в Ленинграде и Москве, дебютируют на фестивале в Лужниках. В 1989-1991 гг. выходят три альбома "Ассоциации". В начале 90-х Коля Петров работает вместе с А.Пантыкиным, над неким совместным свердловско-американским музыкальным проектом, играет с "Апрельским маршем". В 1994 г. А. Могилевский, вернувшийся "в объятия родного моллюска", предлагает своего старого соратника по "Ассоциации" на должность наутилусовского лидер-гитариста. После записи "Титаника" Могилевский дал Коле Петрову послушать альбом и предложил поработать с гитарными партиями Потапкина и Самойлова. Сначала Петров не отнесся всерьез к предложению Могилевского, предполагая, что найдутся другие кандидаты на это место. Однако вскоре из "Нау" окончательно ушел Самойлов, и Коле пришлось по дороге на гастроли в Киев срочным порядком разучивать партии. Он делал это в поезде, сидя в наушниках и потихоньку репетируя на гитаре. Концерты в Киеве он отыграл успешно - и так в "Наутилусе" появился новый лидер-гитарист.
Великолепный музыкант и педагог Николай Петров. Его партии и умение владеть гитарой, чуткое восприятие любого стиля и манера игры навсегда оставили след в истории свердловской музыки, особенно в таких направлениях, как рок (Ассоциация, Наутиус Помпилиус, Поезд куда-нибудь, Апрельский марш) и поп (Первоуральск).

Родился в семье военного. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Петербургской Инженерной академии. После окончания Академии в 1858 г. работал на кафедре математики под руководством известного ученого М. В. Остроградского , передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении пректических задач. Будучи вольнослушателем Технологического института, Н. П. Петров принимал участие в проектировании машин на Охтенском заводе в коллективе талантливого конструктора профессора И. А. Вышнеградского .

В 1865 г. был направлен за границу для изучения прикладной механики. По возвращении читал лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. После присвоения в 1867 г. звания адьюнкт-профессора практической механики Инженерной академии выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Петербургском технологическом институте, а в 1871 г. кафедру железнодорожного дела. В это время начинается научная деятельность Н. П. Петрова в области трения, износа и смазки. В 1873 г. стал членом Инженерного совета Общества российских железных дорог, принимал участие в строительстве Транссибирской железной дороги.

В 1883 г. в «Инженерном журнале» издается первая работа Н. П. Петрова по гидродинамической теории смазки «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел», в 1886 г. была опубликована вторая работа «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин»; а в 1887 третья книга - «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. Практические результаты опытов». В 1900 г. в «Записках» Академии наук вышло в свет четвертое крупное сочинение Н. П. Петрова «Трение в машинах», в котором изложена теория смазки с учетом эксцентричного положения шипа в подшипнике.

В 1892 г. Н. П. Петров был назначен председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения , а в 1893 г. - заместителем министра путей сообщения. В 1894 г. избирается почетным членом Петербургской академии наук. С 1896 по 1905 г. был председателем Русского технического общества . За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества , и он был избран почетным членом Московского политехнического общества.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Петров Н. П." в других словарях:

    Петров Андрей Павлович Композитор Дата рождения: 2 сентября 1930 Место рождения: Ленинград … Википедия

    ПЕТРОВ Михаил Константинович (8 апреля 1923, Благовещенск 11 апреля 1987, Ростов на Дону) философ, науковед, теоретик культуры. Учился в Кораблестроительном институте. Во время войны разведчик на Ленинградском фронте. После войны окончил… … Философская энциклопедия

    ПЕТРОВ. В выражении: Петров день, Петрова дня (церк.) праздник апостолов Петра и Павла у православных (29 июня старого стиля). «До Петрова вспахать, до Ильина заборонить.» (посл.) «Далеко кулику до Петрова дня.» посл. (много еще недостает кому… … Толковый словарь Ушакова

    Петров Е. П. ПЕТРОВ Евгений Петрович (1903) современный юмористический писатель и фельетонист. Совместно с И. Ильфом (см). им написаны два романа «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», ряд фельетонов, опубликованных в «Правде» и… … Литературная энциклопедия

    ПЕТРОВ Е. П. см. Ильф И. и Петров Е … Большой Энциклопедический словарь

    Петров Е. П. (1903 1942), русский советский писатель; см. Ильф И. и Петров Е … Большая советская энциклопедия

    Петров В. П. ПЕТРОВ Василий Петрович (1736 1799) одописец. По происхождению попович, до 16 лет самоучка. По окончании духовной академии (1760) преподавал в ней риторику. В 1766 написал первую оду «На карусель» в честь празднеств по случаю… … Литературная энциклопедия

    Петров Д. К. ПЕТРОВ Дмитрий Константинович (1872 1925) историк литературы, специалист по романским литературам и яз. Окончил Петербургский университет, был оставлен при нем акад. А. Веселовским (см.) и получил длительную командировку во Францию и … Литературная энциклопедия

    Петров Н. И. ПЕТРОВ Николай Иванович (1840 1921) украинский историк литературы. Р. в с. Вознесенском Макарьевского у. Костромской губ. Окончил Киевскую духовную академию. В 1870 был назначен доцентом академии по кафедре иностранных лит p и… … Литературная энциклопедия

    - (Александр Дмитриевич) самый известный русский шахматист (1867), считавшийся не имевшим равного в России. Его Шахматная игра (СПб., 1824) была вторым русским оригинальным сочинением по этомупредмету. С 1840 г. П. жил в Варшаве, занимая разные… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • И. Ильф. Е. Петров. Собрание сочинений в 5 томах (комплект) , И. Ильф, Е. Петров. Судьба литературного содружества Ильфа и Петрова необычна. Она трогает и волнует. Они работали вместе…
  • Общая хирургия: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. Петров С. В. , Петров Сергей Владимирович. В учебнике рассматриваются основные вопросы асептики и антисептики, десмургии, анестезиологии и…

п. Шепси
В южной части Туапсинского района Краснодарского края расположен поселок с необычным названием ШЕПСИ.
Он раскинулся вдоль реки Шепси, от которой и получил свое название.
Наименование это объясняется по-разному. Одни воспроизводят его от адыгейского «молочная река»,
для других Шепси – это «сто - речная». Но есть еще более приемлемая версия – РЕКА,
что соответствует рельефу местности в среднем течении реки, где три ручья сливаются почти в одном
месте.
Первыми, по сведениям историков, на территории, опустевшей после русско-турецкой войны,
поселились три семейства: Гнедко, Чернобривец и Довгай.
Случилось это в 1888 году, ставшем годом основания села. Люди рачительные, они осели здесь, привлеченные
плодородием земли, удивительными по вкусовым свойствам сортами яблок, произраставших здесь, обилием
диких пчел и сладкой земляники на соседней горе, названной ими Ягодкой. А главное – климат, мягкий,
безветренный благодаря тому, что горы, закрывали место со всех сторон. Край, считался настолько
плодовитым, что даже река, давшая название населенному пункту, носила название «молочной».
Вот они где оказались, молочные реки с кисельными берегами!
В 1915 году на побережье начали появляться армянские семьи.
В настоящее время в живописной долине горной реки Шепси, на границе Туапсинского и
Лазаревского района Большого Сочи, расположился одноименный курортный посёлок, основными
достопримечательностями которого стали природные объекты: ущелья, водопады и пещеры.
Но есть тут и археологические памятники, сохранившиеся до наших дней. Один из них музейдача Петрова Н.П. (1836-1920), известного русского учёного и государственного деятеля царской России.

Русский инженер-генерал Петров Н.П.
Никола́й Па́влович Петро́в - православный
Дата рождения (13 (25) мая 1836
Место рождения Трубчевск, Орловская губерния,
Российская империя
Дата смерти 15 января 1920 – г. Туапсе
Научная сфера – механика
Альма-матер- Николаевское инженерное училище
Научный руководитель М.В. Остроградский
Награды и премии:
Русский учёный-механик и инженер, инженер-генерал, профессор, основоположник гидродинамической теории смазки.
13 мая 1836 года в городе Трубчёвске, расположенном на реке Десне, родился Николай Павлович Петров. Мальчик
воспитывался в православных традициях дворян Орловской губернии. В юности пошёл по стопам отца и окончил сразу два
военных заведения Петербурга – Константиновское артиллерийское и Николаевское инженерное училища. Позднее
талантливый молодой человек прослушал лекции Технологического института и изучил в Европе прикладную математику.
Вернувшись в Российскую империю, Николай Павлович начал проектировать новые машины для Охтенского завода. В
процессе работы он уделял особое внимание трению, износу и смазывающим маслам.
Н.П. Петров - великий человек своего времени. Существует несколько книг сугубо технического характера о его
наиболее знаменитых научных работах. И нигде нет ни слова о человеке - Петрове Николае Павловиче. Он автор почти
двухсот значительных работ практически по всем отраслям знаний - механике, гидродинамике, железнодорожной
технике, экономике, государственности и образовательной деятельности в России на рубеже XIX-XX веков. Он был и
остается единственным инженером, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного с бантом, высшей
награды Российской Империи.
К сожалению, большая часть его трудов попала в разряд архивных документов, доступ к которым не всегда прост. В
2004 году в Москве в информационно-полиграфическом центре Московского государственного университета путей
сообщения (МИИТа) вышла в свет книга В.Г. Бусарова, Б.Л. Левина «Без светоча теории...». Она позволяет составить новое
представление о личности Николая Павловича Петрова. Это всего лишь первая попытка его историографии, все
дальнейшее, касающееся его имени, требует времени и упорного труда в архивах и библиотеках. В 2005 году несколько
книг были переданы городу Туапсе, в частности, одна из них находится в краеведческом музее, две другие - в
администрации города.

Н. П. Петров, с 1900 г. –
член Государственного Совета (изображен
на картине И. Е. Репина, хранящейся
в Русском музее – «Торжественное заседание
Государственного совета 7 мая 1901 г.
по случаю столетнего юбилея»)
Вот, какой уникальной личностью
был Николай Павлович Петров
Безусловно, такие государственные деятели, как Н.П. Петров, не должны принимать
непосредственное участие в проектировании и строительстве железных дорог. К началу
изысканий и строительства Армавир - Туапсинской ж.д. Н.П. Петров являлся исполняющим
обязанности Председателя 11-го Департамента Государственного совета по
промышленности, науке и торговле. Он и подготовил обстоятельный и обоснованный
доклад императору о необходимости строительства Армавир -Туапсинской ж.д. В основу
доклада легла работа Н.П. Петрова «Интересы и права частных лиц в вопросе об устройстве
железных дорог на Кавказе и колоссальные потери страны от бездорожья». Эта работа не
оставила никаких шансов Владикавказскому обществу ж.д. направить железную дорогу по
иному направлению, а не к порту Туапсе. Кстати работа эта была опубликована под
псевдонимом «Старожил». К 1906 году Н. Петров владел имением в селении Шепси уже
более семи лет и мог с полным основанием позволить себе такой псевдоним.
Известно, что в 1899 году по просьбе министра путей сообщения князя М. Хилкова, Н.П. Петров «принял на себя труд самым
ближайшим образом ознакомиться на месте с ходом работ, производимых под ведением МПС, на восточном побережье
Черного моря». Уже в то время Николай Петров определил на карте место выхода новой железной дороги – черноморский
нефтяной порт Туапсе.
Трудно переоценить значение этой дороги для всего развития города, и не только как черноморского порта, но и как одного
из культурно-промышленных центров юга России.
Кроме того, до сих пор красуется стальной мост через горную реку Псезуапсе в районе поселка Лазаревское, построенный по
проекту Н.И.Петрова.
Следует добавить, что инициатором создания Императорского московского инженерного училища ведомства путей
сообщения (сегодня он называется Московский государственный университет путей сообщения) тоже был Н.П. Петров. Он
сумел доказать необходимость создания в России второго высшего учебного заведения железнодорожного профиля в связи с
острой нехваткой специалистов железнодорожного транспорта на строительстве Сибирской железной дороги. С тех пор
прошло почти 120 лет.

ИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИЯХ:
МЕНИЕ ЦАРСКОГО ГЕНЕРАЛА
Дача – русский эксклюзив…
В 18 – начале 19 века дачный отдых был уделом состоятельных и
даже знатных особ. Николай первый подарил жене дачу в 1821 году. Уже
тогда про Москву можно было сказать, что в летние месяцы она пустеет,
все уезжали на дачу. Не стал исключением и наш Туапсинский район,
куда приезжали на отдых знаменитые дачники.
Впервые упоминается о п. Шепси так: «Проехавший далее Дедеркой,
имение Рубинштейна, мы въехали в имение товарища министра путей
сообщения Н.П.Петрова и посетили его усадьбу, расположенную на
береговой возвышенности с прекрасным видом на море.
Николай Павлович с семьей.1912 г.
В усадьбе этого имения повсюду видна правильная
террасовка местности, а на террасах, живописно
спускающихся к морю ущелью, разведен сад и парк.
Небольшая дача, состоящая из нескольких комнат,
соединяет в себе условия для удобной перезимовке в
ней. Для лиц, который ищут для себя тихого уголка с
чудным видом на море, которые не боятся
одиночества,
нельзя
рекомендовать
лучшего
«убежища».

В доме Петрова любило отдыхать С.Ю. Витте – министр путей
сообщения, министр финансов, Г.Е. Паукер- ученый, великий русский химик
Д. И. Менделеев, а его жена Анна Ивановна с удовольствием рисовала
чудные шепсинские пейзажи, которые ныне хранятся в доме-музее Д. И.
Менделеева С.-Петербургского университета.
Дача Петрова была построена в 1899 году и находится на территории
пансионата «Шепси». До нашего времени сохранились не только общий
архитектурный облик здания и уникальная башня, но и лестница,
украшенные резьбой дубовые террасы, фрагменты лепнины.
В учетной карте объекта, представляющего собой историко-культурную
ценность сказано, что здание расположено на верхней площадке
террасированного южного склона, кирпичное, двухэтажное с подвалом, под
двускатной крышей, с круглой башней, акцентирующей юго-западный угол
дома, имеющий деревянный третий ярус - восьмигранный бельведер со
сложной шатровой крышей, увенчанной шпилем.
Вблизи пейзажей непривычных,
Где многое пошло под слом,
Стоит средь зарослей кирпичных
Старинный деревянный дом.
Дома, что жили с ним годами,
В былое канули давно,
А он и ныне перед нами,
Седой истории звено.
На фоне каменных строений
Он настоящий раритет,
Как в массе серой яркий гений
Сыскал себе авторитет.
Приютом многих поколений
Был дом за эти времена,
Свидетель множества свершений,
Хлебнувший трудностей сполна.
С двухскатной крышею железной,
Приветлив окон светлых взор,
Встречает нас улыбкой нежной
Резных наличников узор.
Ворот тесовых вид солидный,
Кольцо в столбе для лошадей,
Он не утратил облик видный,
А значит, создан для людей.
Красавец русский деревянный,
Он свой средь множества чудес,
Добротный, тёплый и желанный
Дал жизнь ему российский лес.
Даст новостройкам ещё фору,
Лишь посерел фасад слегка,
Да, были плотники в ту пору,
Умели строить на века!
Запасам пороха и дальше
В пороховнице его быть,
Красив и крепок он, как раньше,
А значит, будет ещё жить.
А.И. Менделеева за работой.
Экстерьер выдержан в эклектической стилистике.
Высокий цоколь грубой каменной кладки на южном и
западном фасаде переходит в крытые террасы, на
северном – в открытую террасу с балюстрадой. На юго
и северо-западных углах устроены лестницы.
В интерьере сохранилась деревянная лестница
с ограждением – балюстрадой, в отдельных
помещениях – простой потолочный декор: розетки
и профилированные тяги.
Объект представляет собой выдающийся образец
усадебной (дачной) архитектуры Черноморского
побережья
Кавказа.
Архитектурную
ценность
представляют объемно-пространственная композиция,
экстерьер, сохранившиеся элементы интерьера.
Давайте рассмотрим его с внешней стороны поближе.

Дача неплохо сохранилась, судя по
старому снимку, на фасаде не хватает
нескольких элементов: круговой галереи
на башенке, балкона над боковым
входом, утрачено резное ограждение
террасы и заложили некоторые проёмы.
Цокольный этаж приподнимает
здание над землёй.
Буквально со всех сторон в особняк
ведут лестницы.
На замковом камне над главным входом
виден год постройки дачи - 1899. Именно
тогда Николай Павлович переезжает в этот
дом. Архитектор этого здания, увы,
неизвестен. Петров Н.П. приобрёл его
недостроенным
у
своего
учителя
-
профессора
механики
Технолоского
института
Вышнеградского
И.А.,
впоследствии министра финансов.
В 1935 году на даче был открыт дом отдыха на 60 коек
для нефтяников из Майкопа, а во время Второй мировой
войны, сюда направляли раненых бойцов. В годы Великой
Отечественной войны дом был здравницей для моряковподводникоа, где они отдыхали после боевых походов.
Двухэтажное здание, несмотря на свой возраст, радует
глаз и сегодня. В условиях южного климата видовая
обзорная площадка на башенке, открытые террасы и
балконы гармонично смотрятся в окружающей среде.
Дача Петрова чудом сохранилась.
И это чудо - люди, уважающие историю и культуру
родной страны.
Башенка, увенчанная
небольшим шатром и
шпилем, придаёт зданию
выразительный силуэт.

Две наружные лестницы
украшены балюстрадой.
Рассматривая здание, можно заметить,
что была проведена работа по усилению
и укреплению несущей способности кирпичных стен.
Фасад облицован местным природным камнем,
а оконные проёмы
и двери обрамлены красным кирпичом.
Хорошо сохранились дубовые террасы,
декорированные резными деталями.

Дача Петрова Н.П. - это не просто красивое здание, а
памятник нашей истории и культуры.
Построенное на совесть, оно простояло больше 100 лет
В настоящее время идет реставрация комнат, в которых и
планируют в этом году открыть экспозицию. Одна ее часть будет
посвящена профессиональной деятельности Петрова, а другая - его
жизни и в целом быту дворянской интеллигенции того времени.
Обстановку воссоздадут с помощью сохранившихся у местных
жителей мебели и предметов обихода тех времен.
ДАВАЙТЕ ЗАГЛЯНЕМ ВНУТРЬ НАШЕГО
ДОМА.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Входящий в дом сразу попадал в вестибюль –
просторный светлый зал, служивший прихожей.
Из вестибюля на второй этаж вела красивая
лестница.

За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть дома. Ведь устраивать обеды была традиция того
времени. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его
стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.
Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями
искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя
разнообразные орнаменты.
По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей
(отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом.

Парадные гостиные уставлены диванами, креслами и
другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была
соответствовать обивочной ткани, которой отделывали
стены гостиной, и часто гостиная так и называлась –
розовая, зеленая, голубая …
Были в доме и диванная – комната для отдыха и
домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие
комнаты, отделанные лакированным деревом, со
шкафами для книг, бюро, секретерами, будуар – дамская
комната для отдыха и приема друзей
Непременно имелись парадная столовая и буфетная –
комната рядом со столовой для хранения дорогой
серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную
доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню
размещали подальше от дома, чтобы не раздражать
хозяина и его гостей неприятными запахами.
Комнаты в доме были проходными. Они располагались в
ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех
комнатах были открыты, и создавалось впечатление их
бесконечности.
Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими
окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти
комнаты называли антресолями.

На террасе пили чай.
С сухарями пили чай,
С пирогами пили чай,
С сушками, ватрушками,
С пирогами, плюшками,
Чай с лимоном,
Чай простой,
Сладкий чай
И чай пустой...
В 2006 году в здании железнодорожного вокзала Туапсе, произошло торжественное открытие бюста выдающемуся
русскому ученому и инженеру-механику Николаю Павловичу Петрову. Основателю нынешнего Московского
государственного университета путей сообщения.
Научный труд Н.П.Петрова «Образовательные задачи России в виду предстоящего переворота политико-экономических
отношений ее с народами запада и востока, вызываемого распространением наших железных дорог », вызвавший в свое
время широкий общественный резонанс, был опубликован в 1899 г. В этой работе впервые промышленность России
рассматривается как растущая сила, подающая надежду на свое интенсивное развитие в самом ближайшем будущем. При
таком развитии не только отпадет необходимость в «охране ее таможенными границами»), а сама Россия может выступить
полноправным конкурентом на мировом рынке и «не только с продукцией сельского хозяйства», ибо в стране совершаются
процессы, как считает Петров, способные привести к последствиям «гораздо более важным, чем открытие в Китае пороха и
компаса»

В 16 июля 2013 года на здании дачи
была торжественно открыта
мемориальная доска.
ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ НА СВЕТ
ЧТОБ ТВОРИТЬ, ДЕРЗАТЬ – И НЕ ИНАЧЕ
ЧТОБ ОСТАВИТЬ В ЖИЗНИ ДОБРЫЙ СЛЕД
И РЕШИТЬ ВСЕ ТРУДНЫЕ ЗАДАЧИ
Надо наше прошлое помнить и любить!
Такой след в истории оставил Николай Павлович Петров.
15 января 1920 года,так и не оправившись от тяжелой
болезни, Николай Павлович скончался.
Погребение состоялось на городском кладбище Туапсе.
Последние воинские почести генерал-лейтенанту отдали
отряд юнкеров местного гарнизона и небольшая группа
инженеров-единомышленников, заброшенная на южную
окраину России революционными событиями.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии людей, не ценит память о них, в вещах,
которые им принадлежали, значит, он не любит их.
Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть
даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему
городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей
страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Жаль, не сохранилось записей о предках
Родовое дерево, чтоб восстановить
Нет имен, ушедших на зеленых ветках
Но кого я знаю, надо сохранить
Это не конец поискам, продолжение следует…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
И В КОНЦЕ МНОГОТОЧИЕ –
КРУПНЫМ ПОЧЕРКОМ ВЫВЕЛА
ЧЬЯ-ТО РУКА
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ НАВЕРНЯКА!!!

Николай Николаевич Петров
(сын Николая Павловича)
основоположник отечественной онкологии, автор первой в России монографии «Общее учение об
опухолях»
Дата рождения: 2 (14) декабря 1876
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 2 марта 1964 (87 лет)
Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР
Страна: Российская империя, СССР
Научная сфера: онкология
Место работы: Ленинградский институт онкологии
Альма-матер: Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова
Известные ученики: Ф. Г. Углов
Награды и премии:
Герой Социалистического Труда - 1957
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Ленинская премия - 1963 Сталинская премия - 1942
Основоположник отечественной онкологии, автор первой в России монографии «Общее учение об опухолях»
Биография
1910 - автор первого в России труда по онкологии на русском языке;
1925 - организовал онкологическое отделение при больнице имени И. И. Мечникова, c 24 декабря 1925 года - его
заведующий;
1927 - 16 марта онкологическое отделение было преобразовано в Научно-практический онкологический институт под его
руководством;
1939 - член-корреспондент АН СССР;
1942 - Государственная (Сталинская) премия СССР;
1944 - акдемик Академии медицинских наук СССР;
1957 - Герой Социалистического Труда;
1963 - Ленинская премия;
1964 - похоронен на Комаровском кладбище. Надгробие входит в Культурно-историческое наследие Курортного района
Санкт-Петербурга федерального уровня охраны. В составе Комаровского некрополя охраняется под эгидой ЮНЕСКО;
1966 - институту онкологии в п. Песочный (Санкт-Петербург) присвоено имя Н. Н. Петрова.

Н. Н. Петров в Комарово Николай Николаевич Петров поселился в п. Комарово в 1946 году. Для проживания он
выбрал полуостров площадью 2,1 га на озере Щучье. На современных картах этот полуостров называется мыс Весёлый.
60.211356, 29.790186).
Дача Н. Н. Петрова, на которой сейчас живут его наследники - семья Ракитовых, представляет из себя бывший
финский хутор, построенный в 1893 году (дом, баня, конюшня, коровник, сарай и т. д., полное самодостаточное
хозяйство; сохранилось до сих пор). Дом сохранился в первозданном виде без ремонта до настоящего времени. В доме
находится мемориальная комната академика. Часть вещей и книг учёного были переданы в музей Н. Н. Петрова в
институте онкологии в п. Песочный. Быт после войны устраивался медленно, но к озеру были проведены телефон,
электричество, асфальтовая дорога. У Петровых была машина, личный шофёр, квартира в Ленинграде. Оплата всех
расходов осуществлялась из заработной платы академика. Проживая на озере, Петров вёл активную научную работу,
держал под контролем исследования в основанном им Сухумском обезьяньем питомнике. Было у него и хобби: он
писал стихи, делал переводы с французского стихов и прозы. Потомки Н. Н. Петрова, внук и правнучка Ракитовы, хранят
наследие деда.
Отец Н. Н. Петрова был до революции членом Государственного Совета; он был изображён на картине И. Е. Репина,
хранящейся в Русском музее. У Петровых было родовое имение в Осташкове на Валдае. Во время ВОВ немцы имение
сожгли. Н. Н. Петрову в Комарово было предоставлено два дома: один у станции, второй на Щучьем озере, где он жил
только в летнее время. На берегу был сделан навес - беседка, где академик любил работать. Вставал он около шести
часов и много работал в беседке - писал статьи. К нему приезжали ведущие светила медицинской науки, например
хирург Ф. Г. Углов, который был его учеником и тоже жил в Комарово.
Жена Н. Н. Петрова, Любовь Владимировна, окончила Смольный институт. Была доброжелательная хорошая хозяйка
дома. Это была старая профессорская семья - спокойная, благопристойная, неторопливая, гостеприимная. Хозяйка
сама пекла пирог и сама же его торжественно разрезала для собравшихся за столом гостей. Готовили на дровяной
плите. Вина и фрукты привозились из Сухуми. У супругов было две дочери и сын Всеволод. Старшая дочь Анна знала
испанский язык и после событий в Испании была награждена орденом. Некоторое время с ними жил младший брат
академика Михаил, который работал в железнодорожном ведомстве и преподавал в институте железнодорожного
транспорта.

Всеволод Николаевич Петров (внук Николая Павловича)
Дата рождения: 13 апреля 1912
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 20 марта 1978 (65 лет)
Место смерти: Санкт-Петербург
Страна: СССР
Научная сфера: искусствоведение
Место работы: Государственный Русский музей
Альма-матер: ЛГУ
Известен как: искусствовед, писатель, мемуарист, музейный деятель
Всеволод Николаевич Петров потомок старинного дворянского рода Петровых. Происходил из
семьи ярославских и новгородских Петровых, давших России знаменитых инженеров, ученых,
государственных деятелей.
Родился 13 апреля 1912 года в семье Н. Н. Петрова, врача-онколога, академика (в Петербурге его имя носит Институт
онкологии). Внук учёного, Инженер-ГенералаН. П. Петрова, с 1900 года - члена Государственного Совета (изображен на
известной картине Репина Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года).
Закончил 1-ю Советскую среднюю школу в Ленинграде (среди его одноклассников был Павел Зальцман).
В 1929-1934 годах учился на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета (с 1930
года - Ленинградский институт литературы, философии и истории, ЛИФЛИ).



В 1929-1934 годах учился на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета (с
1930 года - Ленинградский институт литературы, философии и истории, ЛИФЛИ).
С 1931 года - сотрудник Отдела рукописей Русского музея, куда поступил экстерном III курса исторического
факультета Ленинградского университета.
С 1934 года - сотрудник секции рисунков.

Ученик и друг Н. Н. Пунина. Обнаружил в архиве Бенуа сделанный им графический набросок - портрет И.Анненского,
после чего Пунин познакомил его с Ахматовой, чрезвычайно высоко ценившей Анненского. Входил в круг М.Кузмина.
Под влиянием М. Кузмина начал писать художественную прозу. Дружил с обэриутами, художниками Вл. Лебедевым,
Н. Тырсой, Т.Глебовой, В.Курдовым и др. Поэт Д. И. Хармс посвятил Петрову рассказ «Исторический эпизод» из позднего
цикла «Случаи».
В конце 1940-х годов, когда развернулась кампания по борьбе с космополитизмом и формализмом, репутация
В. Н. Петрова в Русском музее пострадала. 7 марта 1949 года после рассмотрения его «дела» на общем собрании
сотрудников Петров был уволен из Русского музея. Через полтора месяца он написал в местный комитет Русского музея
заявление о восстановлении на службе, 28 апреля 1949 года, но не был восстановлен в должности.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года Петров был мобилизован, дошёл до Берлина, а после
окончания войны вернулся в Русский музей старшим научным сотрудником Отдела живописи.
Автор многочисленных статей, исследовательских работ по истории русской скульптуры эпохи классицизма, о
художественном объединении «Мир искусства». Написал монографию о творчестве В. В. Лебедева. Писал о многих
художниках, в том числе о В. Борисове-Мусатове, Н. Альтмане, В. Конашевиче, А. Пахомове, Ю. Васнецове, Т.
Шишмаревой.
В 1946 году написал повесть «Турдейская Манон Леско», посвятив ее памяти Михаила Кузмина.
В 1950-х годах в соавторстве с писателем Геннадием Гором написал нескольких популярных биографий художников.
После войны жил в Ленинграде на ул. Маяковского, д. 11, кв. 58. Квартиры этого дома после войны были переделаны, и в
квартиру Петрова входили комнаты из бывшей квартиры 8, где жил Д. И. Хармс.
С 1950 г. был женат на Марине Николаевне Ржевуской (1915-1982), двоюродной сестре и близкой подруге второй
жены Д. И. Хармса, Марины Владимировны Малич.
Умер 20 марта 1978 г. Похоронен, как и его отец, на кладбище в Комарово.
Существуют портреты В. Н. Петрова работы Т. Н. Глебовой (1930-е годы), Т. В. Шишмаревой (1969).
Труды: Петров оставил воспоминания, частично напечатанные уже после его смерти, дневники и записные
книжки, прозу (при жизни не была опубликована, хотя приватно читалась). В подцензурной печати при жизни он
публиковал лишь книги и статьи по истории русского искусства. В последние годы жизни его посещали, среди
других, деятели «второй» ленинградской культуры (А. Н. Миронов и др.).

Публикации:
Русский музей. Живопись XVIII-XIX вв.: Путеводитель / В. Н. Петров и др. Л., 1948
В. М. Васнецов (1848-1926). [Л.]: Тип. ГПБ,
Карл Брюллов. М.: Изд-во Гос. музея изобраз. искусств, 1949
Художник Федотов. М.; Л.: Детгиз, 1951 (в соавторстве с Г. С. Гором)
Художник Перов. Л.: Детгиз, 1955 (в соавторстве с Г. С. Гором)
Василий Иванович Суриков. 1848-1916. М.: Молодая гвардия, 1955 (ЖЗЛ, в соавторстве с Г.Гором)
Карл Петрович Брюллов: Альбом / Сост., авт. вступ. ст. В. Н. Петров. М.; Л.: Изогиз, 1958 (1959, 1960)
Последний день Помпеи: Картина К. П. Брюллова Л.: Художник РСФСР, 1960
Юрий Алексеевич Васнецов. Л.; М.: Искусство, 1961
«Портреты В. Лебедева» // «Творчество». 1961. № 6.
«Из истории детской иллюстрированной книги 1920-х годов» // «Искусство книги». Вып. 3. - М.: «Искусство», 1962
Укротители коней: Скульптурные группы П. К. Клодта: [Альбом] / Авт. текста В. Н. Петров. Л.: Художник РСФСР, 1962
«Мир искусства» // История русского искусства: В 10 т. М., 1968. Т. 10. Кн. 1. С. 341-485
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: Акварели, рисунки, наброски / Авт.-сост., авт. вступ. ст. В. Н. Петров. Л.: Аврора,
Конная статуя Петра Первого работы Карло Растрелли. Л., 1972
Владимир Васильевич Лебедев. 1891-1967. Л.: Художник РСФСР, 1972
Пётр Карлович Клодт. Л.: Художник РСФСР, 1973.
Мир искусства. Л.: Изобразительное искусство, 1975 (переизд.: Мир искусства. Художественное объединение начала ХХ века. СПб.: Аврора,
1997)
Михаил Иванович Козловский. - Л.: Художник РСФСР, 1976
Очерки и исследования: Избранные статьи о русском искусстве XVIII-XX вв. / Вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. М.: Сов. художник, 1978
Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова: [Альбом] / Сост., авт. текста В. Н. Петров. Л.: Художник РСФСР, 1985
Воспоминания и художественная проза
Калиостро: Воспоминания и размышления о М. А. Кузмине // Новый журнал. Нью-Йорк, 1986. Кн. 163. С. 81-116; То же (отрывки) // Панорама
искусств. Вып. 3. М., 1980. С. 142-161
Фонтанный Дом // Наше наследие. 1988. No. 4. С. 103-108; То же (отрывки) // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С. 219-226
Даниил Хармс / Публ., предисл. и коммент. В. И. Глоцера // Панорама искусств. Вып. 13. М., 1990. С. 235-248
Турдейская Манон Леско. История одной любви / Публ. М. В. Петровой; Подгот. текста Вл. Эрля; Предисл. С. Г. Бочарова; Послесл. Н.
Николаева, Вл. Эрля // Новый мир. 2006. No. 11
Из «Книги воспоминаний» [о М.Кузмине, Н.Тырсе, с сокращениями]// Панорама искусств. Вып. 3. М., 1980, с. 129-142
Воспоминания о Хармсе// Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., Академический проект, 1993
«Мир для меня полон Вами». Письма к Е. К. Лившиц. Публикация, вступительная заметка и комментарии П. Л. Вахтиной. /»Знамя», ж. М.
2014. №12.
Литература:
Курдов В. Памятные дни и годы: Записки художника. СПб., 1994. С. 201-205
Кузмин М. Дневник 1934 года. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 1998. С. по указ.
Глинка В. М. Хранитель: Воспоминания. Архивы. Письма: В 2 кн. / Авт.-сост. М. С. Глинка. СПб., 2006. Кн. 1. С. по указ.
Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо…: Мемуарные записи. Дневники. М.: Молодая гвардия, 2007. С. по указ.
Траугот В. Хармс и Петров. // «Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда».»Experiment/Эксперимент: Журнал русской
культуры». № 16: В 2 ч. LA (USA), 2010. Ч. 2. С.155-156
Петров Николай Павлович
Дата рождения:
Место рождения:

Трубчевск, Орловская губерния

Дата смерти:
Место смерти:
Научная сфера:

гидродинамика, металлургия

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Николаевский военный инженерно-технический университет

Петров Николай Павлович (13 (25) мая 1836 г., Трубчевск, Орловская губерния - 15 января 1920 г., Туапсе) - русский ученый и инженер, Инженер-Генерал, профессор, основоположник гидродинамической теории смазки.

Почетный член ТПУ.

Биография

Из дворян Новгородской губернии.

Образование получил в Константиновском кадетском корпусе (1855 г.).

Окончил Николаевский Военный инженерно-технический университет, стал военным инженером в 1858 г.

Находился в длительной заграничной командировке. По возвращении преподавал в Николаевской инженерной академии и Технологическом институте, где в 1867-70 гг. получил звания профессора.

Известен как крупный ученый в области железнодорожного транспорта, тяжелого машиностроения и железнодорожного строительства.

С 1888 г. являлся председателем Временного управления казенных железных дорог, а в 1892 г. возглавил Департамент железных дорог Министерства путей сообщения и инженерный совет при министерстве.

С 1893 по 1900 гг. - товарищ министра путей сообщения.

В 1901-1905 гг. участвовал в работе Департамента промышленности и торговли Государственного Совета.

В 1907-1915 гг. назначался к присутствованию в Совете.

В 1907-1915 гг. возглавлял 2-й Департамент.

Научная деятельность

Истории развития учения о силах трения известны два крупнейших открытия: первое - это установление Амонтоном (1699 г.) и затем Кулоном (1781 г.) основных законов трения несмазанных («сухих») и плохо смазанных («загрязнённых») тел; второе - открытие русским учёным Н. П. Петровым (1883 г.) закона трения при смазке и создание им основ математической теории смазки.

Классические исследования Амонтона и Кулона являются почти исключительно экспериментальными. Результаты их в настоящее время должны рассматриваться, как очень приближенные. Эти работы не повлекли за собой крупных прогрессивных исследований, несмотря на то, что способствовали утверждению в механике плодотворных, хотя и формальных представлений о трении. Работы Н. П. Петрова носят характер теоретического исследования, основанного на точном эксперименте. Строгая математическая трактовка проблемы и тщательная проверка результатов создали прочный фундамент гидродинамической теории смазки и тех многочисленных исследований, которые появились в результате развития идей Н. П. Петрова.

Имя Н. П. Петрова в истории науки связано не только с его исследованиями по гидродинамике, теории смазки и вискозиметрии. Н. П. Петров был одним из лучших инженеров своего времени. И в этой области ему принадлежат работы исключительной ценности. В теории механизмов известен метод Петрова очертания зубцов круглых цилиндрических колёс дугами круга. Во времена Петрова его метод являлся наиболее точным решением этой задачи. Он в наилучшей степени удовлетворял требованию плавности движения частей механизмов и машин. Для характеристики уровня задачи укажем, что вслед за Н. П. Петровым решением её занялся крупнейший русский математик П. Л. Чебышев.

Наиболее замечательными в инженерной области являются работы Н. П. Петрова по исследованию давления колёс на рельсы, прочности рельсов и устойчивости железнодорожных путей. Теория деформации рельса, предложенная Н. П. Петровым, учитывает: скорость поступательного движения колеса, коэффициент балласта, упругость, число (до 6) и взаимное расстояние опор, поддерживающих рельс, вибрации рессор, инерцию колеса, инерцию рельса вместе со шпалами, неоднородности в подбивке шпал, неправильности поверхности катания как рельса, так и колеса. Из теории Петрова могут быть найдены как вертикальные силы, действующие на колею, так и горизонтальные, иначе говоря, могут быть определены силы, расшатывающие и расширяющие колею.

В прямой связи с этой замечательной работой Н. П. Петрова стоят его работы по вопросам тяги. Найдя на основе своей теории точный критерий устойчивости пути, Н. П. Петров получил возможность успешно разрешить ряд задач из области эксплоатации и безопасности движения паровозов и подвижного состава.

Труды

"Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга", "О непрерывных тормозных системах", "Об изнашивании и пробое стальных шин", "Хранение и перегрузка хлебного зерна и каменного угля", "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (СПб., 1887: сочинение, заслуживающее особенного внимания), "Практические результаты опытов и гидродинамической теории с применением к железн. дорогам и бумагопрядильням", "Resultats les plus marquants de l"étude théorique et experimentale sur les frottements mediat", "Определение скорости поезда на железной дороге при возможном увеличении вероятности безопасного движения" (СПб., 1890), "Насадка шин на колеса и колес на оси", "Опасные скорости движения паровоза", "О наивыгоднейших скоростях движения товарных поездов и о способах определения скоростей воинских поездов на железной дороге", "Сравнение условий движения поезда по железной дороге одиночной и двойной тягой" (СПб., 1890).

Николай Павлович Петров (1836-1920)

Истории развития учения о силах трения известны два крупнейших открытия: первое - это установление Амонтоном (1699 г.) и затем Кулоном (1781 г.) основных законов трения несмазанных ("сухих") и плохо смазанных ("загрязнённых") тел; второе - открытие русским учёным Н. П. Петровым (1883 г.) закона трения при смазке и создание им основ математической теории смазки.

Классические исследования Амонтона и Кулона являются почти исключительно экспериментальными. Результаты их в настоящее время должны рассматриваться, как очень приближенные. Эти работы не повлекли за собой крупных прогрессивных исследований, несмотря на то, что способствовали утверждению в механике плодотворных, хотя и формальных представлений о трении. Работы Н. П. Петрова носят характер теоретического исследования, основанного на точном эксперименте. Строгая математическая трактовка проблемы и тщательная проверка результатов создали прочный фундамент гидродинамической теории смазки и тех многочисленных исследований, которые появились в результате развития идей Н. П. Петрова.

Николай Павлович Петров родился 13 мая 1836 г. в городе Трубчевске Орловской губернии. До 13 лет он жил в семье отца, где и получил первоначальное образование. 19 лет, окончив Константиновский хозяйственный корпус, Н. П. Петров в чине прапорщика поступил в Николаевскую инженерную академию. Его занятиями по прикладной механике руководил проф. Вышнеградский, но особенно большое влияние на Н. П. Петрова оказал один из крупнейших русских математиков М. В. Остроградский, который оставил Н. П. Петрова при своей кафедре и дружески руководил его занятиями после окончания академии. Н. П. Петров ещё совсем молодым человеком принимал участие в постройке Охтенского порохового завода, спроектировал вспомогательное устройство для заводской турбины. Около двух лет Н. П. Петров провёл за границей, где совершенствовал своё образование. В 1876 г. побывал в Америке, куда был командирован на Всемирную выставку в Филадельфию. Много лет спустя Н. П. Петров был утверждён заслуженным профессором Инженерной академии, которую он сам когда-то окончил; позже Н. П. Петров был назначен членом Государственного совета.

Во второй половине прошлого столетия быстро растущее машиностроение и развитие сети железных дорог потребовали широкого и рационального применения смазок. Законы трения Амонтона-Кулона оказались неприменимыми как раз в тех практически важных случаях, когда смазка подводится в избытке и поверхности трения разделены тонким слоем жидкости. Стал также на очереди вопрос об использовании в качестве смазок громадных отходов развивающейся нефтяной промышленности. Установление законов трения при смазке представляло серьёзные трудности. На величину трения оказывает влияние множество факторов: тепловой режим фрикционного узла (трущихся частей), распределение смазочного вещества между поверхностями трения, режим подачи и отвода смазки, деформация элементов фрикционного узла и, конечно, свойства смазки. Смазывающее действие жидкостей, представляющее собой обыденное и широко известное явление, следовало, таким образом, рассматривать как чрезвычайно сложную совокупность физических и физико-химических процессов. Многочисленные попытки найти законы трения при смазке не приводили к решению вопроса и по результатам даже противоречили друг другу.

Бесплодность этих попыток оставляла смазочное дело во власти эмпирии. Развитию машиностроения наносился серьёзный ущерб в силу малой жизнеспособности фрикционных узлов и невозможности без риска аварий расширить ассортимент смазок.

В 1883 г. в печати появилась первая работа Н. П. Петрова: "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", которая разрешала труднейшую проблему мировой техники - проблему смазки. Эта работа была удостоена Российской академией наук Ломоносовской премии.

Во введении к своему исследованию Н. П. Петров так определяет его задачи: "Расходы на топливо для машин, считающиеся у нас в России десятками миллионов, заслуживают самого серьёзного внимания. Увеличение расхода на топливо на 5%, на 10% может легко явиться вследствие неудовлетворительных условий смазывания, а это выразится в народном хозяйстве потерями миллионов рублей. Таковы теперь причины, заставляющие наших техников обратить всё своё внимание на правильный выбор смазочных материалов... Те же самые причины побудили и меня написать эту статью, чтобы по мере сил моих содействовать развитию техники".

Идея Н. П. Петрова заключалась в том, что при смазке ("жидкостном трении") силы трения прежде всего определяются вязким сопротивлением смазочного слоя и в соответствии с законом Ньютона пропорциональны первой степени скорости.

В то время, когда Н. П. Петров приступил к выполнению своей работы, этот закон Ньютона не находил общего признания. Поэтому Н. П. Петрову в первой и едва ли не наиболее значительной части своей работы пришлось дать доказательства справедливости закона Ньютона. Эта часть исследования Н. П. Петрова, в которой он существенно содействовал установлению основ гидродинамики реальной жидкости, имеет в истории физики не меньшее значение, чем и вторая часть, в которой им был найден закон трения при смазке.

Н. П. Петров доказал в своём труде, что наблюдаемое до него учёными несоответствие закона Ньютона произведённым опытам не опровергает закона, так как причиной этого несоответствия являлось нарушение при производстве опытов условия прямолинейности траектории частиц жидкости (условия "ламинарности") и возникновение вихревого движения. Эта мысль Н. П. Петрова в наше время является общепризнанной. Несколько лет позднее она была высказана в работах учёного-гидродинамика О. Рейнольдса.

Н. П. Петров тщательно проанализировал причины противоречий в результатах опытов ряда исследователей, изучавших законы трения вязкой жидкости. Он показал ошибочность опровержения Клейтцем уравнения Ньютона, найдя в этом опровержении математическую ошибку.

Заканчивая замечательный анализ гидродинамических работ в области изысканий закона вязкого сопротивления, занявший по объёму более 2/5 его работы, Н. П. Петров пишет: "Таким образом, можно сказать уже с уверенностью, что в настоящее время нет решительно никаких оснований считать гипотезу Ньютона недостаточно точной".

Переходя к выводу закона трения при смазке, Н. П. Петров рассматривает наиболее распространённый в машинах фрикционный узел в виде двух одноосных цилиндров, разделённых тонким слоем жидкой смазки. Применяя закон Ньютона к этому случаю, Н. П. Петров показывает, что при установившемся движении смазку можно рассматривать состоящей из множества бесконечно тонких цилиндрических слоев, как бы вставленных один в другой. При этих условиях возможно вычислить "влияние внутреннего и внешнего трения жидкости на величину момента внешних сил, вращающих внутренний цилиндр". Решение именно этой задачи и привело Н. П. Петрова к установлению закона трения при смазке.

Опуская самый математический вывод, приведём его результат, выражающий закон трения, найденный Н. П. Петровым. При постоянной температуре смазочной жидкости сила трения пропорциональна коэффициенту внутреннего трения жидкости, величине поверхности сопротивления трущихся твёрдых тел и первой степени относительной скорости этих тел на их поверхности прикосновения; она обратно пропорциональна сумме, состоящей из толщины смазочного слоя и из суммы отношений коэффициента внутреннего трения к коэффициентам внешнего трения жидкости при данной температуре.

Н. П. Петров тщательно рассмотрел влияние на полученный им результат ряда факторов - влияние краёв поверхностей трения, наличия на них желобков, температуры. Он сумел учесть влияние деформаций узла, подачи смазки и давления. Н. П. Петров вполне правильно определил условия возникновения эксцентриситета (асимметрии положения) вкладыша и учёл его влияние на результат. Эту задачу вслед за Н. П. Петровым исследовал Рейнольдс, а затем и Зоммерфельд, считавший Н. П. Петрова "отцом гидродинамической теории смазки".

Н. П. Петров всесторонне рассмотрел в связи со своей теорией смазки все известные ему работы в этой области. Он показал, что ни одна из них не противоречит полученным им результатам. Некоторые косвенно подтверждают их, а другие находятся в прямом соответствии с ними.

Петров не удовлетворился, однако, этим добросовестнейшим анализом литературы и перешёл к собственным экспериментам. Первые опыты им были сделаны на машине Ингама и Стамфора ("машина Бели"), а затем им была построена машина трения собственной конструкции. Н. П. Петров на особом станке установил вагонную ось и, таким образом, получил возможность исследовать трение и смазку в обычных условиях движения на железных дорогах. Полученные им результаты принесли новые подтверждения его теории и способствовали улучшению смазочного дела на железных дорогах.

Здесь следует указать, что во времена Н. П. Петрова коэффициенты вязкости были известны лишь для двух веществ: для воды и сурепного масла. Н. П. Петров впервые произвёл измерение коэффициентов внутреннего трения для 15 масел и нескольких смесей. Во время последних измерений он обнаружил резкие отклонения от правила смешения. Им же была впервые изучена зависимость коэффициента вязкости от температуры. Таким образом, современная наука о вязкости жидкости - вискозиметрия - относит к числу классических измерений в своей области замечательные измерения Н. П. Петрова.

В 1900 г. Н. П. Петров в "Записках Российской академии наук" опубликовал в более общем виде свою теорию смазки. Полученная им формула определяет зависимость смазывающего действия от относительных положений осей и разности диаметров подшипника и вала; первоначальная формула из неё получается как частный случай.

Имя Н. П. Петрова в истории науки связано не только с его исследованиями по гидродинамике, теории смазки и вискозиметрии. Н. П. Петров был одним из лучших инженеров своего времени. И в этой области ему принадлежат работы исключительной ценности. В теории механизмов известен метод Петрова очертания зубцов круглых цилиндрических колёс дугами круга. Во времена Петрова его метод являлся наиболее точным решением этой задачи. Он в наилучшей степени удовлетворял требованию плавности движения частей механизмов и машин. Для характеристики уровня задачи укажем, что вслед за Н. П. Петровым решением её занялся крупнейший русский математик П. Л. Чебышев.

Наиболее замечательными в инженерной области являются работы Н. П. Петрова по исследованию давления колёс на рельсы, прочности рельсов и устойчивости железнодорожных путей. Народнохозяйственное значение износа рельсов и путей уже во времена Н. П. Петрова определялось ежегодной сменой около 7 миллионов пудов (приблизительно 100 000 тонн) рельсов. Над решением этой труднейшей в теории упругости задачи до Н. П. Петрова работали крупнейшие учёные мира - Стокс, Сен-Венан и др. Стокс дал дифференциальное уравнение деформации лежащего на упругих опорах рельса под давлением катящегося колеса. Однако решение (интегрирование) уравнения Стокса оказалось невозможным. Различными учёными для этой цели вводились крайне искусственные допущения, обесценивавшие самое решение.

Здесь и сказались выдающиеся качества Н. П. Петрова как механика и математика. Эту чисто динамическую задачу он сумел представить как статическую. Заменив уравнение Стокса двумя (разностными) уравнениями, он впервые произвёл их численное интегрирование. Это своё решение Н. П. Петров послал Н. Е. Жуковскому. Великий учёный, отец русской авиации, прислал Н. П. Петрову своё полное одобрение и вместе с письмом, кроме того, объяснение в виде теоремы одного из найденных Н. П. Петровым свойств траекторий точки касания колеса и рельса. Насколько велико теоретическое и экспериментальное значение выводов, полученных Н. П. Петровым, можно усмотреть хотя бы из простого перечисления факторов, влияние которых предусмотрено Н. П. Петровым. Теория деформации рельса, предложенная Н. П. Петровым, учитывает: скорость поступательного движения колеса, коэффициент балласта, упругость, число (до 6) и взаимное расстояние опор, поддерживающих рельс, вибрации рессор, инерцию колеса, инерцию рельса вместе со шпалами, неоднородности в подбивке шпал, неправильности поверхности катания как рельса, так и колеса. Из теории Петрова могут быть найдены как вертикальные силы, действующие на колею, так и горизонтальные, иначе говоря, могут быть определены силы, расшатывающие и расширяющие колею.

Значение этих выводов не требует никаких комментариев. Добавим в заключение, что они нашли блестящее подтверждение в многочисленных работах учёных различных стран.

В прямой связи с этой замечательной работой Н. П. Петрова стоят его работы по вопросам тяги. Найдя на основе своей теории точный критерий устойчивости пути, Н. П. Петров получил возможность успешно разрешить ряд задач из области эксплоатации и безопасности движения паровозов и подвижного состава. Так, Н. П. Петров рассмотрел вопросы: наибольшей скорости, допустимой при сохранении устойчивости пути, опасные скорости движения паровоза, вопросы о наиболее целесообразных и выгодных скоростях товарных, а также воинских поездов, вопросы норм расхода топлива, сопротивления и силы тяги паровоза и тяги двумя паровозами. Им был написан первый для высших учебных заведений "Курс сопротивления поезда на железной дороге".

Во время русско-турецкой войны, в 1878 г., Петрову пришлось встретиться с весьма своеобразной задачей. Требовалось ряд небольших невских пароходов, необходимых для переправы нашей армии через Дунай, перевезти по железной дороге. Пароходы не укладывались, однако, в габариты железнодорожных мостов. Н. П. Петров успешно разрешил и эту задачу.

Особо следует выделить работу Н. П. Петрова по исследованию "непрерывных тормозных систем". Эта работа представляет собой в сущности изыскание теоретического предела быстроты действия тормоза. И эта задача представляла серьёзные трудности. Главнейший результат, к которому пришёл Н. П. Петров, заключается в том, что оптимум работы тормоза, т. е. наибольшая скорость остановки, получится при условии, если за всё время торможения удастся удерживать колёса на границе перехода их от качения к скольжению по рельсам. И этот вывод Н. П. Петрова нашёл подтверждение на опыте.

Приведём в заключение краткую характеристику деятельности Н. П. Петрова в экономической, административной и педагогической области.

В конце прошлого столетия лишь около 1/6 всех железных дорог России принадлежало государству. Благодаря этому народное хозяйство страны во многом зависело от частных и в том числе иностранных интересов. Весьма вероятно, что именно здесь находились истоки той шумной кампании, которая была в то время предпринята в печати и которая велась под лозунгом убыточности железных дорог. Утверждалось, что не только нецелесообразно дальнейшее расширение сети, а, наоборот, требуется её сокращение, и, конечно, были высказаны рекомендации передачи государственных дорог частным компаниям. Н. П. Петров, пользовавшийся громадным авторитетом, в ряде выступлений и статей существенно способствовал ликвидации этой авантюры. С полной ясностью он показал, что утверждение нерентабельности железных дорог неверно, так как основывается на неправильном способе расчёта, не учитывающем целый ряд ценных услуг, оказываемых железными дорогами народному хозяйству. Н. П. Петров считал необходимым и требовал дальнейшего расширения железнодорожной сети.

Н. П. Петров занимал в течение своей жизни ряд крупных административных постов в Министерстве путей сообщения. Он был директором Департамента железных дорог, председателем Инженерного совета министерства, а с 1893 г. и товарищем министра путей сообщения. Как в науке, так и в этой области Н. П. Петров оставил о себе память талантливейшего и прогрессивного для своего времени человека, до конца преданного делу и своей родине. Действительно, за те годы (1888-1892), когда Н. П. Петров состоял председателем Управления государственных железных дорог, общее их протяжение возросло вдвое, несколько железных дорог было закончено постройкой и началось строительство Уссурийской железной дороги. Н. П. Петров принимал также организационное участие в строительстве Транссибирской железной дороги. Среди его трудов мы находим "Отчёт председателя комиссии для исследования на месте сооружения Сибирской железной дороги".

Н. П. Петров в течение долгих лет состоял профессором Николаевской инженерной академии и Петербургского технологического института, где руководил дипломным проектированием и читал курсы прикладной механики, теории и эксплоатации паровых котлов и введённый им впервые курс сопротивления поезда, упомянутый выше. В конце 1897 г. Н. П. Петров как председатель Русского технического общества председательствовал в Комиссии по разработке проекта расширения в России технического образования.

Н. П. Петров был сторонником такого построения высшего технического образования, которое обеспечивало бы всестороннее развитие будущих инженеров. Он, например, утверждал: "Развитие философского мышления нужно технику не менее, чем математику, естествоиспытателю или социологу".

16 апреля 1911 г. в Петербурге состоялось чествование члена Государственного совета, почётного члена Николаевской инженерной академии, заслуженного профессора, инженер-генерал-лейтенанта Н. П. Петрова в связи с 40-летием его учебно-литературной деятельности. Юбиляру в то время было уже 75 лет. Чествование протекало в торжественной обстановке. Присутствовало около 60 делегаций от всех учёных и культурных организаций тогдашней России. В числе делегатов были виднейшие профессора: Жуковский, Каблуков, Кирпичёв, академики Крылов, Голицын, и много других. Присутствовали делегаты от четырёх русских университетов: Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. В своей ответной речи Н. П. Петров кратко охарактеризовал значение точных наук в технике и закончил её словами: "Пусть процветает наша промышленность под руководством просвещённых инженеров и техников, умеющих ценить связь между наукой и практическим делом".

Н. П. Петров умер 15 января 1920 года, 84 лет от роду, вблизи Туапсе, где он в то время находился, болея тяжёлой формой воспаления лёгких.

В Туапсе Н. П. Петров и был похоронен.

Главнейшие труды Н. П. Петрова : Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости (1883 и 1886), в кн. "Гидродинамическая теория смазки (Н. П. Петров, О. Рейнольдс, А. Зоммерфельд, А. Мичель, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин), М.-Л., 1934; Результаты опытов над трением вагонных осей при смазывании их различными маслами, "Труды съезда русских железных дорог", 1884, и "Киевский инженер", 1885; О трении хорошо смазанных твёрдых тел..., "Журнал физ.-хим. общества", 1884; Гидродинамическая теория до работы Зоммерфельда и сущность сделанного им шага вперёд, "Записки Русского технического общества", 1905; Об изнашиваемости рельсов..., 1882 (отдельное изд.); Давление колёс на рельсы, 1915 (отдельное изд.); О непрерывных тормозных системах, "Известия Петербургского технологического института", 1878; Сопротивление поезда на железной дороге, 1889 (отдельное изд.).

О Н. П. Петрове : Петров М. Н., Николай Павлович Петров (Очерк жизни и идей), Л., 1925 (приложен список научных трудов); Гофман Н. К., О способе Петрова исследования смазывающей способности жидкостей, "Записки Русского технического общества", 1888, № 6 Краткая биография, в кн. "Гидродинамическая теория смазки", М.-Л., 1934.

 

 

Это интересно: